Jump to content

История христианства на чешских землях

Средневековая скульптура святого Вацлава
Скульптура XIV века герцога Святого Вацлава Богемского (чешского покровителя ) в посвященной ему часовне в соборе Святого Вита в Праге.
Джон Хаус
Ян Гус , религиозный реформатор XV века, позже названный «Утренней звездой Реформации ».

История христианства на чешских землях началась в 9 веке. Моравия была первой из трех исторических областей нынешней Чешской Республики, чьи правящие классы официально приняли христианство между 830-ми и 860-ми годами. В 845 году в новую веру обратились и богемские вожди или герцоги , но это был всего лишь кратковременный политический жест (в следующем году они вернулись в язычество ). Реальное начало усилий по распространению христианства на территории Чехии следует отнести к периоду после 885 года. Моравия была самым ранним центром старославянского богослужения после прибытия Константина (Кирилла) и Мефодия в 863 году, но их противники, главным образом, священники немецкого происхождения добились отмены своих дисциплин в 880-х годах. Богемия стала центром христианизации после падения Моравии в начале 10 века. Изменения в захоронениях и возведении церквей по всей чешской земле свидетельствуют о распространении новой веры в X веке.

Две епархии ( епархии Пражская и Оломоуцкая ) возникли к концу XI века, но система местных приходов только укрепилась в XII веке. Герцоги . и богатые дворяне также основали ряд бенедиктинских , цистерцианских и премонстратских монастырей в XI и XII веках

Раннее средневековье (до 976 г.)

[ редактировать ]

Ранние славяне (до 830 г. )

[ редактировать ]

Археологические находки, имеющие близкие аналогии в Украине – затопленные избы с угловыми печами, небольшие кремационные кладбища и «пражская керамика» – позволяют предположить, что первые славяноязычные группы поселились на землях, заселенных ныне чешским народом , во второй половине VI века. . [ 1 ] [ 2 ] Почти вся информация о раннеславянской мифологии и культах происходит из источников, впервые зафиксированных в конце X века. [ 3 ] Согласно этим источникам, предки чехов поклонялись Перуну , Велесу и другим божествам славянского пантеона . [ 4 ]

Остатки мест языческого культа, большинство из которых раскопаны в Моравии, «трудно интерпретировать». [ 5 ] Например, находки на кладбище в Микульчицах , которое использовалось с конца VIII до середины X века, указывают на существование обряда, связанного с захоронениями лошадей . [ 6 ] В этом регионе также были раскопаны самые ранние погребения, датированные VIII веком. [ 6 ] Укрепления в Микульчице, Старом Месте и близлежащих поселениях доказывают, что важные центры силы существовали в долине реки Моравы . [ 7 ]

Точно так же около 800 г. были построены крепости в Коуриме и других местах в Влтавы долине реки в Чехии . [ 8 ] Карла Великого Биограф Эйнхард относит «богемцев» к народам, с которыми у Карла Великого «был вооруженный конфликт». [ 9 ] [ 10 ] Головы или чуваки [ 4 ] Богемские племена согласились платить дань императору в 805 и 806 годах. [ 11 ] Чешские и моравские эмиссары участвовали в сейме во Франкфурте в Каролингской империи в 822 году. [ 12 ]

Начало ( ок. 830– ок. 906)

[ редактировать ]
Остатки моравской церкви
Остатки церкви 9 века в Микульчицах.

Первые христианские миссионеры прибыли в Моравию из епархий Пассау , Регенсбурга и Зальцбурга . [ 11 ] Образ жизни франкских аристократов привлекал моравских и чешских лидеров, которые отождествляли его с христианством. [ 13 ] Принятие новой веры изначально было личным решением отдельных аристократов. [ 14 ] Чешская религиозная терминология также указывает на выдающуюся роль вождей в христианизации. [ 15 ] Например, чешское слово, обозначающее церковь (kostel), произошло от древневерхненемецкого kastel («крепость»), а слово священник (kněz) — от общеславянского kŭnędzĭ («князь или вождь»). [ 15 ] Регинхар, епископ Пассау, крестил «всех моравцев» и их князя Моймира I (ок . 830–846) в 831 году, по крайней мере, согласно отчетам епископов Пассау . [ 11 ] [ 12 ] [ 14 ] [ 16 ] Кресты на могилах в крепостях позволяют предположить, что большинство моравских вождей обратились в христианство к 850-м годам. [ 15 ] но франкские прелаты на своем синоде 852 года охарактеризовали Церковь в Моравии как «грубую». [ 16 ] [ 17 ] Действительно, языческий храм в Микульчицах, который использовался примерно до 850 г., демонстрирует, что языческие культы пережили официальное принятие новой веры. [ 14 ]

Никаких предметов, связанных с христианством и датируемых периодом до середины IX века, в Чехии не обнаружено. [ 18 ] В « Анналах Фульды» говорится о «четырнадцати герцогах Богемии », которые посетили Людовика Немецкого в Регенсбурге , где они были крещены «в октаву Крещения » , то есть 13 января 845 года. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Чешские вожди надеялись, что их обращение поможет сохранить мир с франками, поскольку вскоре они вернулись к язычеству после того, как Людовик Немецкий вторгся в христианскую Моравию и сверг Моймира I в 846 году. [ 22 ] [ 23 ]

Скульптура святых Кирилла и Мефодия на Карловом мосту.
Скульптура святых Кирилла и Мефодия на Карловом мосту ( Прага )

Племянник и преемник Моймира I, Растислав (годы правления 846–860) обратился к Святому Престолу с просьбой о назначении миссионеров в 860 году. [ 22 ] Однако его просьба осталась без внимания, поэтому он отправил в Константинополь эмиссаров с той же задачей. [ 17 ] Византийский император Михаил III отправил в царство Растислава двух братьев, Константина и Мефодия , свободно владевших славянским языком. [ 24 ] Они прибыли в Моравию в 863 или 864 году. Они использовали просторечие не только в образовании, но и в литургии. [ 17 ] что позволило им усилить местный элемент духовенства. [ 24 ] Константин даже создал новую письменность , адаптированную к славянской фонологии . [ 24 ]

Успех византийских миссионеров вызвал конфликты с франкскими прелатами, которые обвинили двух братьев в ереси на Святом Престоле. [ 22 ] [ 24 ] Услышав об этом, Константин и Мефодий посетили Рим , где папа Адриан II санкционировал использование славянского языка в литургии и рукоположил своих учеников в священники в 869 году. [ 24 ] Константин принял имя Кирилл и поступил в монастырь в Риме. [ 22 ] но умер 14 февраля 869 г. [ 24 ] Хотя Папа посвятил Мефодия в сан архиепископа Сирмиума (Сремска-Митровица, Сербия ), он был арестован немецкими прелатами по пути из Рима. [ 22 ] [ 24 ] Он вернулся в Моравию только после того, как Папа Иоанн VIII в 873 году добился его освобождения. [ 25 ] Согласно его Житию , Мефодий получил юрисдикцию над всеми церквями, большая часть которых располагалась в крепостях, в Моравии. [ 26 ]

[Моравцы] послали к Апостольскому отцу сказать. «Поскольку отцы наши приняли некогда Крещение от святителя Петра , то дайте нам Мефодия в архиепископа и учителя». И Апостольский Отец тотчас же послал его. И принял его князь Святополк и все моравцы. Ему вверили все церкви и духовенство во всех городах. И с того дня учение Божие весьма возросло, и духовенство умножилось во всех городах.

Житие Мефодия [ 27 ]
Карта «Великой» Моравии
«Великая» Моравия во время крупнейшего территориального расширения в последний год Святополка I.

Моравия претерпела значительную территориальную экспансию во время правления Святополка I (годы правления 869–894). [ 25 ] [ 28 ] Богемские герцоги также приняли его сюзеренитет с 880-х годов. [ 29 ] Согласно легенде, впервые записанной в « Житии Вацлава и Людмилы» около 994 года, [ 30 ] Мефодий лично крестил чешского герцога по имени Борживой I (годы правления 872–889), который был главой зарождающейся династии Пршемысловичей . [ 31 ] Вскоре герцог приказал построить церковь в Левом Градце , но его подданные, настаивавшие на язычестве, восстали и изгнали его. [ 32 ] С помощью Святополка I Борживой I вернулся в Богемию и разбил своих врагов около 885 года. [ 33 ] [ 34 ] Он построил новую церковь в Пражском Граде . [ 35 ]

Мефодий умер 6 апреля 885 года. [ 36 ] Его противники воспользовались его смертью и убедили Папу Стефана V запретить использование народного языка в литургии. [ 37 ] Святополк I вскоре изгнал учеников Мефодия из своей империи. [ 38 ] Святопулук I умер в 894 году. [ 22 ] Чехи вскоре восстали и признали сюзеренитет короля Восточной Франции Арнульфа . [ 39 ]

Папа Иоанн IX санкционировал учреждение архиепископства и четырех суфражистских епископств в Моравии в 898 году по просьбе преемника Святополка I Моймира II . [ 40 ] Однако никаких сведений о фактическом рукоположении новых моравских прелатов не сохранилось. [ 40 ] Моравия окончательно распалась после прибытия венгров , которые завоевали ее основную территорию между 903 и 906 годами. [ 22 ] [ 41 ] Языческое святилище, построенное на руинах христианской церкви в Поганско, позволяет предположить, что традиционные славянские культы возродились после падения Моравии. [ 40 ]

Христианизация ( ок. 906–976)

[ редактировать ]
Святые Вацлав I и Людмила
Святые Вацлав I и Людмила изображены на стеклянном окне церкви Св. Церковь Кирилла и Мефодия в Оломоуце

Спитихнев I, герцог Богемский (годы правления 894–915), сыграл выдающуюся роль в развитии церковной организации. [ 40 ] Он построил ряд крепостей, которые стали важными центрами как светской, так и церковной администрации. [ 42 ] Первая латинская легенда о Вацлаве [ 43 ] относится к «высшему священнику» (главному пресвитеру), который, по-видимому, представлял епископа Регенсбурга в Богемии. [ 26 ] В том же источнике сообщается, что баварские и швабские священники прибыли во времена правления Вацлава I (921–935). [ 44 ] но многие священники, известные с этого периода, в том числе Крастей в Старом Болеславе и Учен в Будече , носили славянские имена, что означает, что они прибыли из Моравии. [ 44 ]

Бабушка Вацлава I Людмила стала первой местной святой. [ 45 ] Она была убита в 921 году из-за конфликтов с невесткой Драгомирой (матерью Вацлава). [ 46 ] [ 34 ] Ее культ начался около 925 года, во времена правления ее внука. [ 45 ] Вацлав I, убитый слугами своего брата [ 47 ] также стал предметом почитания. [ 48 ] С конца века его считали «вечным принцем» Богемии. [ 49 ] Легенды о Вацлаве I и его бабушке относятся к числу первых произведений местной литературы. [ 50 ] Примечательной особенностью этих текстов является параллельное использование латыни и старославянского языка в религиозном контексте. [ 51 ] Например, самая ранняя легенда о Вацлаве была написана на латыни в 960-х годах, но вскоре появилась и ее старославянская версия. [ 50 ]

Брат Вацлава Болеслав I (годы правления 935–972) разбил ряд чешских герцогов, выступавших против его правления, воздвиг новые крепости по всей Чехии и завоевал значительную часть Моравии, Силезии и других территорий. [ 52 ] Косма Пражский сообщает, что Болеслав I «построил двадцать церквей для христианской религии». [ 53 ] в его правление. [ 54 ] Церкви второй половины века найдены в Добржихове , Пльзене и других населенных пунктах. [ 55 ] Самые ранние церкви в Чехии были деревянными постройками. [ 56 ] Церковь Богородицы в Пражском Граде была первой каменной. [ 56 ] Болеслав I приказал проводить рынки по воскресеньям в своих фортах, чтобы убедить своих подданных посетить воскресную мессу. [ 54 ] Папа Иоанн XIII уполномочил его основать два епископства в своем королевстве в 962 году. [ 57 ] но Михаил, епископ Регенсбургский, воспрепятствовал разделу своей епархии. [ 58 ] Косма Пражский сообщает, что Папа в своем письме Болеславу II запретил славянскую литургию, но достоверность этого сообщения была поставлена ​​​​под сомнение. [ 51 ]

Изменения в захоронениях отражают распространение христианства в Чехии в X веке. [ 59 ] Растущее число традиционных курганов, используемых для погребения вместо кремации, демонстрирует сосуществование языческих и христианских обычаев. [ 59 ] Точно так же обычай класть в могилы яйца или другие продукты питания сохранялся вплоть до начала 11 века даже на «рядных кладбищах», появившихся в конце 9 века. [ 59 ]

Болеслав II (годы правления 967–999) основал монастырь ( Георгиевский монастырь ) для монахинь- бенедиктинок в Праге. [ 55 ] Его первой настоятельницей Млада была его сестра. [ 55 ] который представлял его в переговорах со Святым Престолом по поводу создания чешских епископств. [ 58 ] Две епархии, Пражская и Моравская , были окончательно созданы в 975 году. [ 58 ] Их епископы стали суфражистами архиепископов Майнца . [ 58 ]

Средневековье ( 976–1410 гг .)

[ редактировать ]

Развитие церковной структуры (976– ок. 1200)

[ редактировать ]
Мученичество святого Адальберта
Мученичество святого Адальберта среди язычников- пруссаков, изображенное на дверях Гнезненского собора ( Польша )

Член могущественной династии Славников Адальберт . стал епископом Праги около 983 года [ 58 ] [ 60 ] Границы епархии епископа Адальберта описаны в грамоте императора Генриха IV 1086 года (текст которой сохранился у Космы Пражского). [ 58 ] Согласно диплому, юрисдикция епископа Адальберта включала как Богемию, так и Моравию, что предполагает, что кафедра Моравии к тому времени была распущена. [ 61 ] В дипломе указано, что части Силезии, Малой Польши (включая Краков ) и современной Словакии также принадлежали епископству в конце 10 века. [ 59 ]

Епископ Адальберт пытался укрепить христианские ценности в своей епархии, например, осудив многоженство . [ 62 ] Однако его усилия потерпели неудачу и в 988 или 989 году он уехал со своей кафедры в Италию. [ 60 ] [ 63 ] Он вернулся в Прагу только по просьбе Болеслава II в 992 году. [ 60 ] В следующем году герцог и епископ совместно основали Бржевновский монастырь для монахов-бенедиктинцев. [ 62 ] Епископ Адальберт снова уехал в Рим незадолго до убийства своих родственников герцогом в 995 году. [ 64 ] Сам Адальберт принял мученическую смерть среди язычников- пруссаков в 997 году. [ 60 ] Его канонизация была инициирована в 999 году императором Отто III . [ 60 ]

[Адальберт] планировал освободить свою паству из плена демонов и пороков ; они, однако, никогда не переставали все крепче связывать себя пределами всякого возможного греха. Наконец епископ увидел, что они стремятся пойти против божественных законов всеми возможными способами. [...] В конце концов, он решил, что лучше оставить их, чем тратить свои усилия на таких слепых и саморазрушительных людей. Те, кто слышал рассказ об этих событиях из его собственных уст, говорят, что существовало три основные причины, по которым все обернулось таким образом. Первой и, пожалуй, самой важной причиной было многоженство; во-вторых, отвратительный брак духовенства ; в-третьих, пленники и рабы из числа христиан, купленные еврейским купцом за проклятое золото и которых не мог выкупить даже такой важный епископ.

Житие святого Адальберта, епископа Пражского и мученика. [ 65 ]
Собор Святого Вацлава
Собор Святого Вацлава в Оломоуце

Мощи святого Адальберта первоначально были погребены в Гнезненском соборе в Польше , но были насильно перенесены в Прагу при герцоге Бретиславе I (годы правления 1035–1055). [ 66 ] По этому поводу в 1039 году герцог издал указы, предписывавшие всеобщее соблюдение христианских обычаев, в том числе запрет на работу по воскресеньям и в праздничные дни и запрет на захоронения вне христианских кладбищ. [ 67 ] Отдельная Моравская епархия с резиденцией в Оломоуце была восстановлена ​​при герцоге Вратиславе II (годы правления 1061–1092), хотя его брат, епископ Пражский Яромир (годы правления 1068–1090), прилагал все усилия, чтобы воспрепятствовать расчленению своей епархии. . [ 68 ] [ 69 ] Точно так же учреждение около 1070 года богатого Вышеградского капитула , который напрямую подчинялся Святому Престолу, уменьшило власть пражских епископов. [ 50 ] [ 70 ] С другой стороны, большая базилика, посвященная Св. Виту, была построена на месте более ранней ротонды в Праге, которая служила новой кафедрой епископства. [ 71 ] был Новый собор построен в Оломоуце при епископе Йиндржихе Здике (годы правления 1126–1150), который перенес свою кафедру в городской замок. [ 72 ]

В указах Бретислава I от 1039 года упоминаются протоиереи и архидиаконы. [ 66 ] что указывает на существование крупных приходов с местами в крепостях. [ 73 ] Развитие поместной церковной системы ускорилось после того, как в 1143 году папский легат кардинал Гвидо обязал двух чешских епископов определить границы приходов в своих епархиях. [ 73 ] Возведение новых соборов способствовало развитию кафедральных кафедр , которые были организованы в соответствии с идеями современного канонического права , включая безбрачие. [ 72 ] Однако брак и сожительство оставались широко распространенными среди низшего духовенства вплоть до конца XII века. [ 74 ] Кардинал Гвидо даже писал о священнослужителях, «найденных двоеженцами , женатыми на вдовах или отвергнувших женщин». [ 74 ]

В XI и XII веках на чешских землях был основан ряд новых монастырей, большинство из которых князьями. [ 56 ] Сазавский монастырь , основанный около 1032 года, стал важным центром славянской литературы. [ 75 ] но его немецкий настоятель в 1097 году приказал уничтожить все славянские книги. [ 76 ] Дальнейшие бенедиктинские аббатства создавались вплоть до середины 12 века, когда появились новые религиозные ордена , которые стали популярны на чешских землях. [ 56 ] [ 77 ] Цистерцианцы . впервые поселились в аббатстве Седлец по инициативе чешского дворянина по имени Мирослав в 1142 или 1143 году [ 56 ] [ 78 ] Первый дом премонстратов был основан в Страгове в 1143 или 1144 году. [ 56 ]

Дальнейшая история (1410 – настоящее время)

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Барфорд 2001 , с. 64.
  2. ^ Панек и Тума 2009 , стр. 58–59.
  3. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 215, 217.
  4. ^ Перейти обратно: а б Зоммер и др. 2007 , с. 215.
  5. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 216–217.
  6. ^ Перейти обратно: а б Зоммер и др. 2007 , с. 216.
  7. ^ Барфорд 2001 , с. 109.
  8. ^ Барфорд 2001 , с. 111.
  9. ^ Эйнхард: Жизнь Карла Императора (гл. 15), с. 35.
  10. ^ Власто 1970 , стр. 86, 345.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Агнью 2004 , с. 10.
  12. ^ Перейти обратно: а б Власто 1970 , с. 24.
  13. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 219–220.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Зоммер и др. 2007 , стр. 221.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Власто 1970 , с. 25.
  16. ^ Перейти обратно: а б Барфорд 2001 , с. 219.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Зоммер и др. 2007 , стр. 222.
  18. ^ Власто 1970 , с. 86.
  19. ^ Анналы Фульды (845 год), с. 24.
  20. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 224–225.
  21. ^ Агнью 2004 , стр. 10–11.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Агнью 2004 , с. 11.
  23. ^ Панек и Тума 2009 , стр. 66.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Панек и Тума 2009 , стр. 67.
  25. ^ Перейти обратно: а б Панек и Тума 2009 , стр. 69.
  26. ^ Перейти обратно: а б Зоммер и др. 2007 , стр. 228.
  27. ^ Жизнь Мефодия (гл. 11), с. 119.
  28. ^ Барфорд 2001 , с. 110.
  29. ^ Барфорд 2001 , с. 112.
  30. ^ Власто 1970 , стр. 90–91.
  31. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 225–226.
  32. ^ Зоммер и др. 2007 , с. 226.
  33. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 226–227.
  34. ^ Перейти обратно: а б Агнью 2004 , с. 12.
  35. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 227.
  36. ^ Власто 1970 , с. 77.
  37. ^ Власто 1970 , с. 81.
  38. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 223–224.
  39. ^ Панек и Тума 2009 , стр. 71, 74.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д Зоммер и др. 2007 , стр. 224.
  41. ^ Панек и Тума 2009 , стр. 72.
  42. ^ Панек и Тума 2009 , стр. 74.
  43. ^ Власто 1970 , с. 90.
  44. ^ Перейти обратно: а б Зоммер и др. 2007 , стр. 225.
  45. ^ Перейти обратно: а б Зоммер и др. 2007 , стр. 234.
  46. ^ Панек и Тума 2009 , стр. 74–75.
  47. ^ Агнью 2004 , с. 13.
  48. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 234–235.
  49. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 235.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Зоммер и др. 2007 , стр. 249.
  51. ^ Перейти обратно: а б Власто 1970 , с. 99.
  52. ^ Панек и Тума 2009 , стр. 75–76.
  53. ^ Косма Пражский: Чехская хроника (1.22.), с. 71.
  54. ^ Перейти обратно: а б Зоммер и др. 2007 , с. 230.
  55. ^ Перейти обратно: а б с Власто 1970 , с. 97.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Зоммер и др. 2007 , с. 247.
  57. ^ Панек и Тума 2009 , стр. 76.
  58. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Зоммер и др. 2007 , стр. 231.
  59. ^ Перейти обратно: а б с д Зоммер и др. 2007 , стр. 232.
  60. ^ Перейти обратно: а б с д и Агнью 2004 , с. 14.
  61. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 231–232.
  62. ^ Перейти обратно: а б Панек и Тума 2009 , стр. 77.
  63. ^ Власто 1970 , стр. 102–103.
  64. ^ Власто 1970 , с. 103.
  65. ^ Житие святого Адальберта, епископа Пражского и мученика (гл. 12), стр. 125-127.
  66. ^ Перейти обратно: а б Вулвертон 2001 , с. 115.
  67. ^ Зоммер и др. 2007 , с. 233.
  68. ^ Зоммер и др. 2007 , с. 244.
  69. ^ Вулвертон 2001 , стр. 115–116.
  70. ^ Вулвертон 2001 , с. 116.
  71. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 247–248.
  72. ^ Перейти обратно: а б Зоммер и др. 2007 , с. 248.
  73. ^ Перейти обратно: а б Зоммер и др. 2007 , с. 245.
  74. ^ Перейти обратно: а б Вулвертон 2001 , с. 126.
  75. ^ Зоммер и др. 2007 , стр. 234, 247, 250.
  76. ^ Вулвертон 2001 , с. 236.
  77. ^ Вулвертон 2001 , стр. 116–117.
  78. ^ Вулвертон 2001 , с. 117.

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Косма Пражский: Чехская хроника (перевод с предисловием и примечаниями Лизы Вулвертон) (2009). Издательство Католического университета Америки. ISBN   978-0-8132-1570-9 .
  • «Эйнхард: Жизнь императора Карла» (2009). В книге «Карл Великий и Людовик Благочестивый: Жизнеописания Эйнхарда, Ноткера, Эрмольда, Тегана и астронома» (перевод с введениями и аннотациями Томаса FX Нобла). Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 21–50. ISBN   978-0-271-03573-4 .
  • Анналы Фульды (История девятого века, Том II) (Перевод и аннотации Тимоти Рейтера) (1992). Издательство Манчестерского университета. ISBN   0-7190-3458-2 .
  • «Жизнь Мефодия» (1983). В средневековых славянских житиях святых и князей (Марвин Кантор) [Мичиганский славянский перевод 5]. Мичиганский университет. стр. 97–138. ISBN   0-930042-44-1 .
  • «Житие святого Адальберта, епископа Пражского и мученика (перевод Кристиана Гашпара)» (2013). В «Святых эпохи христианизации Центральной Европы (десятый-одиннадцатый века)» (под редакцией Габора Кланичая, перевод Кристиана Гашпара и Марины Миладинов, со вступительным эссе Яна Вуда) [Центральноевропейские средневековые тексты, том 6.]. ЦЭУ Пресс. стр. 77–182. ISBN   978-615-5225-20-8 .

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Агнью, Хью (2004). Чехи и земли чешской короны . Издательство Гуверовского института, Стэнфордский университет. ISBN  978-0-8179-4492-6 .
  • Барфорд, премьер-министр (2001). Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе . Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-3977-9 .
  • Панек, Ярослав; Тума, Олдржих, ред. История чешских земель . Каролинум Пресс . ISBN  978-80-246-1645-2 .
  • Соммер, Петр; Тршештик, Душан; Жемличка, Йозеф; Опачич, Зоя (2007). «Богемия и Моравия». В Беренде, Нора (ред.). Христианизация и возникновение христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь, ок. 900-1200 . Издательство Кембриджского университета. стр. 214–262. ISBN  978-0-521-87616-2 .
  • Власто, АП (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-10758-7 .
  • Вулвертон, Лиза (2001). Спешим к Праге: власть и общество на средневековых чешских землях . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  0-8122-3613-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b2b5f182e7aca67547f04b60e7d7cbd__1704819000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/bd/2b2b5f182e7aca67547f04b60e7d7cbd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Christianity in the Czech lands - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)