Черкесское язычество
Черкесское язычество | |
---|---|
Классификация | Языческий |
Язык | Адыгейский, Кабардинский |
Члены | Приблизительно 4000 человек соблюдают языческие ритуалы. [ 1 ] |
Часть серии о |
черкесы Адыгэхэр |
---|
Список известных черкесов Черкесский геноцид |
Черкесская диаспора |
Черкесские племена |
Выживание Разрушен или едва существует |
Религия |
Религия в Черкесии |
Языки и диалекты |
|
История |
Показывать |
Культура |
Черкесское язычество , также называемое или хабзизмом , является этнической религией черкесов хабзеизмом . Он основан на поклонении верховному богу Тешхуэ ( Тхьэшхуэ ) и другим второстепенным божествам, находящимся под его правлением, каждому из которых приписывается элемент, действие или предмет почитания и контроля. Религия также уделяет большое внимание совершенствованию души, развитию духовной зрелости и чести, пока практикующий не сможет попасть на небеса в союзе со своими предками.
Концепции и ценности
[ редактировать ]К видным понятиям хабзейства относятся честь ( напе ), проявление сострадания ( гущлегу ), безвозмездная помощь ( псапе ), которые наряду с доблестью и отвагой воина дают возможность человеческой душе соединиться с душой предков с чистая совесть ( затылок худле ). Тем самым целью земного существования человека является совершенство души; души предков также требуют поминовения, ибо они умеют наблюдать и оценивать дела своих потомков: [ 2 ] устраиваются поминки ( хедеус ), совершаются и раздаются жертвоприношения или поминальные трапезы ( жериме ) в поминовение умерших душ. [ 2 ]
Затылок
[ редактировать ]Напе (честь) – один из краеугольных камней черкесской веры. В Черкесии традиционно не было тюрем и телесных наказаний; Вместо этого применялась система штрафов, смертная казнь или изгнание из общества. Однако самым ужасным наказанием среди них было «потерять лицо» ( напете ) и, следовательно, уважение к обществу и со стороны общества, судьба, которая считалась хуже смерти. Напетэ часто погибал в результате военного поражения или заключения в плен от рук иностранной армии, и впоследствии у черкесских воинов стало обычаем совершать самоубийство во имя чести . [ 3 ]
Гушлегу
[ редактировать ]Гушлегу (сострадание) предполагает гостеприимство и заботу о других. Это считается очень важным в черкесском обществе, где оно часто связано с понятием чести, поскольку демонстрации доброй воли и благотворительности ценятся и считаются, особенно в более традиционных сообществах, почти социально обязательными. [ 3 ]
Псапе
[ редактировать ]Псапе (безвозмездная помощь) во многом совпадает с понятием гушлегу, но отличается тем, что псапе относится к действиям по оказанию помощи без ожидания чего-либо взамен. От черкесов, согласно « Адыгэ Хабзе» , например, ожидается, что они будут приветствовать гостей как членов своей семьи и обеспечивать их провизией; Хороший хозяин также никогда не должен ожидать расплаты за свои действия, хотя социальный кодекс также обязывает гостей действовать под властью хозяина до тех пор, пока их пребывание приветствует их. [ 3 ]
Подношения и ритуалы
[ редактировать ]Вполне вероятно, что когда-то у черкесов существовала отдельная жреческая каста, совершавшая религиозные службы и обряды. Однако нет никаких указаний на то, что когда-либо существовали тайные секты или обладающий властью класс жрецов, ревностно охраняющий скрытые тайны, недоступные простому народу, как это было в различных древних обществах; религиозные обряды обычно совершает самый старший участник, передавший знания своим ученикам-мирянам.
Считается, что выполнение особых обрядов поклонения, во время которых просители окружают почитаемый объект (например, священное дерево или место, пораженное молнией), вызывает местных духов и раскрывает их скрытые силы. В некоторых сообщениях рассказывается о торжественных шествиях вокруг дерева с просителями, несущими факелы; эти ритуалы составляли значительную часть сложной системы молитв. Самый священный класс танцев назывался видж ( x'wrey ), его исполняли танцоры, образующие круг вокруг почитаемого предмета. [ 4 ]
Религиозные обряды иногда сопровождаются песнопениями. Песни пели во время пиров в честь грома, во время жертвоприношений и других традиционных праздников. Когда молния ударяла в какое-либо место или предмет, вокруг пораженного места совершался особый вид виджа под звуки «Песни молнии» (Schible Wered).
Другой класс обрядов мольбы связан с профилактикой болезней; примитивная форма прививки существовала среди древних черкесов для предотвращения оспы , и за такой прививкой следовало раскачивание на качелях под аккомпанемент особого песнопения «Ваша Светлость» (Зийвис-хен), которое призывало к милости божество болезни.
Наряду с религиозными обрядами могут быть даны клятвы и обеты, нарушение которых приведет к презрению и стыду, а также традиционно часто к возмездию со стороны общества. [ 4 ]
Верования и творчество
[ редактировать ]Хабзейстская вера является монистической , в ней наибольшее внимание уделяется верховному Тешхуэ (в разговорной речи сокращенно до «The»), который порождает вселенную. [ 2 ] Тешхуэ выражает себя, порождая Логос или космический Закон ( кхи ), изначальный образец, из которого все существа формируются естественным путем, развиваясь по внутренним законам. [ 2 ] Просветление для людей соответствует пониманию Закона Та. [ 2 ]
Тешхуэ вездесущ в своем творении (свертывание); согласно адыгейским космологическим текстам, «его дух рассеян по пространству». [ 2 ] В адыгейских гимнах Тешхуэ упоминается как «Тот, кого все просят, но кто не просит в ответ», «умножитель несуществующего», «на кого все возлагают надежду, но кто не возлагает надежды на любой», «от кого исходят дары», «Его удивительная работа», «Тот, кто позволяет небу и земле двигаться». [ 2 ]
Всё едино ( Псори Зыщ/Хыщ , Псори Зыщ/Хыщ ), и едино с Тешхуэ. [ 5 ] Материально проявленный мир находится в постоянном изменении, но в то же время существует основа, которая всегда остается непоколебимой. Это первоначальный принцип мира и его Законов. [ 5 ] Постоянно меняющийся мир и его основа сравниваются с вращающимся колесом ( дунейр шэрхъщи/мэкӀэрахъуэ , duneir sherxschi/mek'eraxue ): хотя колесо постоянно вращается (меняется), центральная ступица, вокруг которой оно вращается, остается неподвижной. [ 5 ] Последователи этого мировоззрения, иногда также исламизированные, встречаются и в современной Турции.
Второстепенные божества
[ редактировать ]После Тешкуэ, верховного бога, есть второстепенные божества, такие как:
- Ханцегуаш: богиня воды и дождя
- Хедрикс: Бог и защитник мертвых
- Хенегуаш: Богиня моря
- Хьятегуаш: богиня красоты и садов.
- Кодес: Бог гор
- Мезгуаш: Богиня всей фауны
- Мезита: Бог лесов, охоты и зверей
- Псета: Бог жизни и душ
- Сатаней : Богиня женственности и плодородия, мать нартов .
- Шибл: Бог молнии
- Созреш: Бог плодородия, семьи, благополучия и болезней.
- Тагеледж: Бог флоры и сельскохозяйственных культур
- Тлепш : Бог огня, кузнеца, стали и оружия.
- Тешу: Бог и защитник всадников
- Теквафешу: Вестник Тешшве
- Тетертуп: Бог войны и кровопролития
- Уашхуэ: Бог небес
- Меризе: богиня и защитница пчел
- Нарты , полубоги , упомянутые в одноименной саге вместе со своей матерью Сатаней.
Считается, что существуют и другие божества с обширными региональными и универсальными пантеонами.
Боги и богини делятся на две принципиально разные группы:
- Боги без образа, космогонические (Ташхуэ, Уашхуэ, Псета, Шибле).
- Антропоморфные (гуманоидные) боги (Мезита, Тлепш, Тагаледж и др.).
Непрерывность
[ редактировать ]Черкесия была одним из немногих мест в Европе, сохранявших свои исконные религиозные традиции в течение наиболее длительного времени, вплоть до исламизации в 17 веке, с почти преемственностью между древними традициями и современной религиозностью и мировоззрением ( Хабзе ), которые синкретизировали и сохранил многие из своих местных элементов даже в исламские времена. Верования Хабзе и суфийско-исламские верования в настоящее время рассматриваются некоторыми черкесами как взаимодополняющие философии. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Арена: Атлас религий и национальностей России" . Среда, 2012.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хабзе.инфо. Хабзе: религиозная система черкесов .
- ^ Jump up to: а б с circassianworld.com Обычаи и традиции [1] .
- ^ Jump up to: а б circassianworld.com Религия и верования [2] .
- ^ Jump up to: а б с Хабзе.инфо. Что такое Хабзе? Архивировано 16 января 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Чен Брэм (1999). «ЧЕРКЕССКАЯ РЕИММИГРАЦИЯ НА КАВКАЗ» (PDF) . В С. Вейле (ред.). Маршруты и корни: эмиграция в глобальной перспективе . стр. 14–15.