Jump to content

Рахель, жена рабби Акивы

Рахель, жена рабби Акивы
Неизвестный
Могила жены рабби Акивы в Тверии.
Место захоронения Тверия , Израиль
Эра 1 век н.э.
Супруг Рабби Акива
Дети 3
Родитель
  • Джошуа «бен Калба Савуа» (отец)

Жена рабби Акивы ( иврит : אשת רבי עקיבא ) была еврейкой, жившей в Иудее цитируют в конце I века н. э., которую Талмуд и Агада как образец еврейской жены, которая поощряет своего мужа заниматься изучением Торы и желает пойти на личные жертвы ради достижения этой цели. Она была женой раввина Танны Акивы , который стал одним из величайших знатоков Торы в еврейской истории. [1] Она сыграла значительную роль в поощрении Акивы к изучению Торы, поскольку он был необразованным, когда они поженились. Ее отец, богатый бен Калба Савуа, отрекся от нее из-за выбора мужа, и пара жила в крайней нищете. По ее благословению Акива уехал учиться в академию Торы на 24 года. Он вернулся домой известным ученым в сопровождении 24 000 учеников. Когда она вышла в лохмотьях, чтобы поприветствовать его, его ученики попытались оттолкнуть ее. Акива сказал им: «Оставьте ее. Что мое, а что ваше, то и ее». Увидев, что его зять получил стипендию Торы, бен Калба Савуа примирился с ним и отдал ему половину своего богатства. Позже Акива сделал для своей жены специальную золотую диадему с изображением города Иерусалима (названного «Золотым Иерусалимом»).

Имя жены Акивы неизвестно, поскольку оно никогда не упоминалось в Талмуде. На протяжении многих лет ей приписывали различные имена, сегодня она наиболее известна как Рахель , в честь средневекового авот раввина Натана . Могила Рахили в Тверии – место паломничества мужчин и женщин.

В раввинской литературе женщины освобождаются от изучения Торы. Талмуд утверждает, что женщины получают пользу от изучения Торы, поощряя своих мужей и сыновей идти учиться:

Рав сказал рабби Хийе: «За счет чего женщины получают эту заслугу [изучения Торы]?» Взяв своих сыновей, они идут в синагогу учиться и ждут возвращения мужей из бейт -мидраша , где они изучали Тору ( Берахот 17а). [2]

Рахиль считается ярким примером жены, которая поощряет своего мужа продолжать изучение Торы и готова идти на личные жертвы ради достижения этой цели. [2]

Источники

[ редактировать ]

История брака Рахили и Акивы и их последующей жизни встречается в трех классических источниках. Они есть: [3]

Имя Рахили не встречается в Талмуде , где она упоминается как дочь Бена (сына) Калбы Савуа. [4] [5] Ее имя встречается в агадическом труде «Авот» раввина Натана . [6] Илан предполагает, что последняя работа, возможно, получила свое имя от двух талмудических пословиц, напечатанных в конце истории Рахили и Акивы в Кетуботе 63а. После этой истории в Талмуде говорится: «Дочь Акивы сделала то же самое с Беном Аззаем». [7] Речь идет о дочери Акивы и Рахили, которая была замужем за Танной Бен Аззаем . Затем Талмуд записывает эти пословицы:

Рахила Батар Рахила Азла - Овца следует за овцой.
Дочь очень понравилась матери. [7]

Арамейское слово «овца» — Рахиль , что может указывать на имена как матери, так и дочери. [3]

Боярин предположил, что Рахиль - это логичное имя для жены Акивы, поскольку она сказала, прежде чем выйти поприветствовать его после его 24-летнего отсутствия: «Праведник знает душу своего животного». [7] [8] Акива был «пастухом», а Рахиль — его «овцой». [6]

Ранняя жизнь и брак

[ редактировать ]

Рахиль была дочерью бен Кальба Савуа, одного из трех самых богатых людей, живших в Иерусалиме до разрушения Второго Храма . [9] калба савуа буквально означает «сытая собака»; это была дань его щедрости для каждого, кто приходил к его порогу голодным, как собака, уходящая с сытым брюхом. [10] [11] Его единственная дочь, Рэйчел, была скромной, образованной молодой женщиной, которая могла бы выбрать любого молодого и богатого знатока Торы. Однако она положила глаз на Акиву, одного из необразованных пастухов своего отца. [1] Видя его скромность и прекрасные черты характера, она спросила его, согласится ли он заняться изучением Торы, если она выйдет за него замуж. Он согласился, и они тайно обручились. [12] [13] Согласно повествованию в Недариме 50а, они тайно поженились. [5]

Согласно авоту раввина Натана , Рахель была второй женой Акивы. Его первая жена умерла, оставив сына, который сопровождал его, когда он впервые начал учиться читать. [14] [15]

Когда отец Рэйчел узнал, что она помолвлена ​​с необразованным мужчиной, он пришел в ярость. Он выгнал ее из дома и поклялся, что она ничего от него не получит. [12] [13] [15]

Рахель и Акива поженились зимой и жили в крайней нищете. [15] [16] Они поселились в сарае и спали на соломе; Акива вытащил соломинку из волос своей жены. [16] Акива пообещал своей жене: «Если бы у меня были средства, я бы сделал для тебя «Золотой Иерусалим» [золотое украшение для волос с изображением города Иерусалима]». [16] Далее в Талмуде говорится, что пророк Илия появился у их дверей в образе нищего и попросил у них немного соломы, чтобы его жена чувствовала себя комфортно после родов. Когда Акива и его жена увидели, что есть люди еще беднее их, Рахель сказала ему: «Иди и стань ученым». [5] [16]

Мидраш ха-Гадол

[ редактировать ]

В Мидраше ха-Гадол рассказывается история, показывающая, как Рахель набралась смелости у своего мужа, чтобы пойти изучать Тору, поскольку он все еще был неграмотным в возрасте 40 лет и над ним смеялись маленькие дети в хедере , когда он приехал, чтобы начать учить алеф-бет. . Рэйчел пошла на необычный шаг: насыпала землю (или горшки с землей) на спину осла, засевала ее и ежедневно поливала. Когда семена проросли и превратились в растения, она попросила Акиву отвезти осла на рынок, чтобы он мог притащить немного муки. На рынке все указывали на нелепый сад, растущий на спине осла, смеялись и издевались над Акивой. Акива вернулся домой совершенно униженный. На следующий день Рахиль попросила его отвезти осла на рынок купить чечевицы, и сцена повторилась. Каждый день Рэйчел приходила с новой просьбой сделать покупки на рынке, и каждый день Акива становился объектом смеха и насмешек, хотя со временем оскорбления стали уменьшаться. Когда наступила зима, люди настолько привыкли видеть Акиву и его осла, что даже не задумывались о них. Акива понял намек и вернулся в хедер . «Это хорошо», сказала Рэйчел. «Если ты смущен, ты никогда не научишься». [17] [18] [19]

Двадцать четыре года разлуки

[ редактировать ]

Получив базовое образование, Акива покинул дом, чтобы изучать Тору в академии под руководством раввина Элиезера и раввина Иеошуа . [20] Рэйчел переехала к матери Акивы и работала, чтобы прокормить себя и своего мужа; она отправляла половину своей зарплаты Акиве. [15] Когда она узнала, что у него нет денег на масло для своей лампы для ночного освещения, она продала свои волосы на рынке. [21] Двенадцать лет спустя Акива вернулся из академии в сопровождении 12 000 учеников. Войдя в их город, он услышал, как старик упрекает свою жену: «Как долго ты будешь как вдова (ждать его)?» и ее ответ: «Если бы он меня послушал, он бы провел [за изучением Торы] еще двенадцать лет». [4] [13] Акива воспринял это как ее согласие на то, чтобы он продолжил обучение, и, не поприветствовав жену, вернулся в академию еще на 12 лет. [16] [22] [23]

Двадцать четыре года спустя Акива вернулся домой в сопровождении 24 000 учеников. Соседи Рэйчел посоветовали ей надеть красивую одежду, чтобы поприветствовать его, но она вышла в своей лохмотьях и упала к его ногам. Ученики Акивы были потрясены и хотели оттолкнуть ее, но Акива сказал: «Оставь ее. Что мое, а что твое, то и ее». [4] [5] [7] Значение: «Моя Тора и ваша Тора пришли к нам только благодаря своим заслугам». [9]

Услышав, что в город приехал великий человек, бен Калба Савуа также вышел навстречу ему, надеясь, что тот поможет ему отменить клятву отречься от дочери и ее мужа. Акива спросил его: «Дал бы ты свой обет, если бы знал, что он станет великим учёным?» Бен Кальба Савуа ответил: «Если бы я знал, что он выучит хотя бы одну главу или одну галаху , [я бы не дал обета]». Акива сказал ему: «Я тот человек». Бен Калба Савуа пал к ногам Акивы и отдал ему половину своего богатства. [7] [24]

Талмуд утверждает, что Акива сказочно разбогател благодаря своему тестю и пяти другим источникам. [7] [25] Он выполнил обещание, данное Рахили, когда они были бедны, и заказал для нее специальную диадему под названием «Золотой Иерусалим», на которой был изображен город Иерусалим. [26] [27] [28] Согласно Иерусалимскому Талмуду, жена Раббана Гамлиэля позавидовала диадеме Рахили и пожаловалась мужу. Он ответил: «Сделали бы вы для меня то, что сделала для него жена рабби Акивы? Жена рабби Акивы продала косы своих волос, чтобы он мог изучать Тору, и она заработала это украшение». [29] [30]

У Рахили и Акивы была дочь и два сына. Их дочь была замужем за Беном Аззаем II века , Танна . [7] [31]

Талмуд (Моед Катан 21Б) рассказывает историю двух сыновей рабби Акивы, которые скончались в один и тот же день.

Могила Рахили

[ редактировать ]
Оэль над могилой Рахили, жены рабби Акивы, в Тверии

Дата смерти Рэйчел неизвестна. [32] Ее Йом Хиллула (ежегодное поминовение смерти) был произвольно назначен на третий день Песаха . [32]

Могила Рахили находится на древнем еврейском кладбище Тверии , недалеко от могилы раввина Меира Бааль Ханеса , одного из учеников Акивы. [32] [33] Могила Акивы находится в том же городе, но в другом месте. [34] Гробница прямоугольной формы находилась в запустении в течение многих лет, пока раввин Рафаэль Коэн, инспектор кашрута Тиверы , «заново не обнаружил» ее в 1993 году на заброшенном мусульманском кладбище и не убедил лондонского донора отремонтировать ее. [32] [35] Мусульманские религиозные лидеры утверждали, что это место изначально было храмом Леди Сакины (ум. 745 в Медине ), родственницы Мухаммеда . Однако расположение двенадцати окон в охеле (сооружении над гробницей) – типично еврейской архитектурной особенности, символизирующей двенадцать колен – указывает на то, что изначально оно было построено евреями, а затем использовалось мусульманами. Мусульманские власти подняли вопрос о присвоении гробницы в Кнессете , но не стали возбуждать дело в суде, поэтому «смена личности теперь является фактом». [32] [35] В рамках ремонта вокруг могилы Рахили были созданы отдельные пространства для мужчин и женщин, которые приходят помолиться и зажечь свечи . [21] [32] бутилированная вода из «колодца Рахили», амулеты и сувениры. На территории продаются [36] [33]

Могила Рахили стала святыней как для мужчин, так и для женщин-паломников. [37] Левин отмечает, что Рэйчел является «символом святой женственности традиционного иудаизма», поскольку ее «мученичество заключалось в ожидании его в бедности и целомудрии в течение двадцати четырех лет, пока он учился в ешиве». [38] Смит предполагает, что темы «самопожертвования» и «тихого страдания» в жизни Рэйчел приносят «утешение» женщинам-паломницам, которые могут лучше общаться со святой женщиной, чем со святой мужчиной. [37]

[ редактировать ]

«Золотой Иерусалим», В 2008 году в Израиле была выпущена почтовая марка на которой Рахиль носила диадему и перепечатывала слова Акивы из Талмуда с обещанием купить ее для нее. [39]

  1. ^ Jump up to: а б Миндель, Ниссан. «Рахель, жена рабби Акивы» . Хабад.орг . Проверено 6 июня 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б Биале 2011 , стр. 39.
  3. ^ Jump up to: а б Какой-то 2009 год .
  4. ^ Jump up to: а б с Кетубот 62б-63а.
  5. ^ Jump up to: а б с д Я не жертвую 50а.
  6. ^ Jump up to: а б Фридман 2005 , с. 81.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Кесувос 63» . dafyomi.co.il . Проверено 6 июня 2016 г.
  8. ^ Кетубот 63а.
  9. ^ Jump up to: а б Геллис 2008 , с. 286.
  10. ^ Ты ушел 56а.
  11. ^ «Гитин 56» . dafyomi.co.il . Проверено 6 июня 2016 г.
  12. ^ Jump up to: а б Кетубот 62б.
  13. ^ Jump up to: а б с «Кесувос 62» . dafyomi.co.il . Проверено 6 июня 2016 г.
  14. ^ Авот раввина Натана 6.
  15. ^ Jump up to: а б с д Авинер, раввин Шломо (2013). «В честь рабби Акивы» . Торат ха-Рав Авинер. Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 6 июня 2016 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и «Недарим 50» . dafyomi.co.il . Проверено 5 июня 2016 г.
  17. ^ Мидраш ха-Гадол , Исход 4:68.
  18. ^ Лепон, Шошана. «Уход за своим садом» . Издательство Менуча . Проверено 6 июня 2016 г.
  19. ^ Мизрахи, Элана (2016). «Люби себя, чтобы любить других» . сайт Chabad.org . Проверено 6 июня 2016 г.
  20. ^ Вейн, Берель (7 июля 2010 г.). «Рабби Акива» . сайт jewishhistory.org . Проверено 5 июня 2016 г.
  21. ^ Jump up to: а б «Могила Рахили» . Министерство туризма Израиля . 2011 . Проверено 6 июня 2016 г.
  22. ^ Ребе Бяла 2003 , с. 36.
  23. ^ Буним 1989 , стр. 325.
  24. ^ Кетубот 63б.
  25. ^ Кетубот 63а-б.
  26. ^ Шаббат 59а.
  27. ^ Авот раввина Натана 6.
  28. ^ «Шаббат 59» . dafyomi.co.il . Проверено 6 июня 2016 г.
  29. ^ Иерусалимский Талмуд , Шаббат 86:1.
  30. ^ «Шаббат 59а-б – подарок рабби Акивы своей жене» . Aleph Society Inc., 1 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2016 г. Проверено 6 июня 2016 г.
  31. ^ «Рахель, жена Р’Акивы» . myzadik.com . Проверено 6 июня 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж (Иерусалим), Музеон Исраэль (1998). «Могила Рахили, жены рабби Акивы» . Журнал Израильского музея . 16 : 49–52.
  33. ^ Jump up to: а б Хехт 2014 .
  34. ^ Бар-Ам, Авива; Бар-Ам, Шмуэль (3 сентября 2012 г.). «На гробницах мудрецов в Тверии оживают легенды и народные сказания» . Таймс Израиля . Проверено 6 июня 2016 г.
  35. ^ Jump up to: а б Рис 2004 , с. 287.
  36. ^ Рис 2004 , с. 288.
  37. ^ Jump up to: а б Смит 2008 , с. 460.
  38. ^ Левин 2006 , с. 233.
  39. ^ «Золотой Иерусалим» . www.boeliem.com . Проверено 6 июня 2016 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7325f81a806654644589ec4e5687f9f__1719718860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/9f/a7325f81a806654644589ec4e5687f9f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rachel, wife of Rabbi Akiva - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)