Рахель, жена рабби Акивы
Рахель, жена рабби Акивы | |
---|---|
Неизвестный | |
![]() Могила жены рабби Акивы в Тверии. | |
Место захоронения | Тверия , Израиль |
Эра | 1 век н.э. |
Супруг | Рабби Акива |
Дети | 3 |
Родитель |
|
Жена рабби Акивы ( иврит : אשת רבי עקיבא ) была еврейкой, жившей в Иудее цитируют в конце I века н. э., которую Талмуд и Агада как образец еврейской жены, которая поощряет своего мужа заниматься изучением Торы и желает пойти на личные жертвы ради достижения этой цели. Она была женой раввина Танны Акивы , который стал одним из величайших знатоков Торы в еврейской истории. [1] Она сыграла значительную роль в поощрении Акивы к изучению Торы, поскольку он был необразованным, когда они поженились. Ее отец, богатый бен Калба Савуа, отрекся от нее из-за выбора мужа, и пара жила в крайней нищете. По ее благословению Акива уехал учиться в академию Торы на 24 года. Он вернулся домой известным ученым в сопровождении 24 000 учеников. Когда она вышла в лохмотьях, чтобы поприветствовать его, его ученики попытались оттолкнуть ее. Акива сказал им: «Оставьте ее. Что мое, а что ваше, то и ее». Увидев, что его зять получил стипендию Торы, бен Калба Савуа примирился с ним и отдал ему половину своего богатства. Позже Акива сделал для своей жены специальную золотую диадему с изображением города Иерусалима (названного «Золотым Иерусалимом»).
Имя жены Акивы неизвестно, поскольку оно никогда не упоминалось в Талмуде. На протяжении многих лет ей приписывали различные имена, сегодня она наиболее известна как Рахель , в честь средневекового авот раввина Натана . Могила Рахили в Тверии – место паломничества мужчин и женщин.
Фон
[ редактировать ]В раввинской литературе женщины освобождаются от изучения Торы. Талмуд утверждает, что женщины получают пользу от изучения Торы, поощряя своих мужей и сыновей идти учиться:
Рав сказал рабби Хийе: «За счет чего женщины получают эту заслугу [изучения Торы]?» Взяв своих сыновей, они идут в синагогу учиться и ждут возвращения мужей из бейт -мидраша , где они изучали Тору ( Берахот 17а). [2]
Рахиль считается ярким примером жены, которая поощряет своего мужа продолжать изучение Торы и готова идти на личные жертвы ради достижения этой цели. [2]
Источники
[ редактировать ]История брака Рахили и Акивы и их последующей жизни встречается в трех классических источниках. Они есть: [3]
- Вавилонский Талмуд , Кетубот 62б-63а; Недарим 50а
- Иерусалимский Талмуд , Шаббат 6:1, 7г; Сота 9:15, 24в
- Авот рабби Натана , версия А, глава 6; Версия Б, глава 12
Имя
[ редактировать ]Имя Рахили не встречается в Талмуде , где она упоминается как дочь Бена (сына) Калбы Савуа. [4] [5] Ее имя встречается в агадическом труде «Авот» раввина Натана . [6] Илан предполагает, что последняя работа, возможно, получила свое имя от двух талмудических пословиц, напечатанных в конце истории Рахили и Акивы в Кетуботе 63а. После этой истории в Талмуде говорится: «Дочь Акивы сделала то же самое с Беном Аззаем». [7] Речь идет о дочери Акивы и Рахили, которая была замужем за Танной Бен Аззаем . Затем Талмуд записывает эти пословицы:
- Рахила Батар Рахила Азла - Овца следует за овцой.
- Дочь очень понравилась матери. [7]
Арамейское слово «овца» — Рахиль , что может указывать на имена как матери, так и дочери. [3]
Боярин предположил, что Рахиль - это логичное имя для жены Акивы, поскольку она сказала, прежде чем выйти поприветствовать его после его 24-летнего отсутствия: «Праведник знает душу своего животного». [7] [8] Акива был «пастухом», а Рахиль — его «овцой». [6]
Ранняя жизнь и брак
[ редактировать ]Рахиль была дочерью бен Кальба Савуа, одного из трех самых богатых людей, живших в Иерусалиме до разрушения Второго Храма . [9] калба савуа буквально означает «сытая собака»; это была дань его щедрости для каждого, кто приходил к его порогу голодным, как собака, уходящая с сытым брюхом. [10] [11] Его единственная дочь, Рэйчел, была скромной, образованной молодой женщиной, которая могла бы выбрать любого молодого и богатого знатока Торы. Однако она положила глаз на Акиву, одного из необразованных пастухов своего отца. [1] Видя его скромность и прекрасные черты характера, она спросила его, согласится ли он заняться изучением Торы, если она выйдет за него замуж. Он согласился, и они тайно обручились. [12] [13] Согласно повествованию в Недариме 50а, они тайно поженились. [5]
Согласно авоту раввина Натана , Рахель была второй женой Акивы. Его первая жена умерла, оставив сына, который сопровождал его, когда он впервые начал учиться читать. [14] [15]
Когда отец Рэйчел узнал, что она помолвлена с необразованным мужчиной, он пришел в ярость. Он выгнал ее из дома и поклялся, что она ничего от него не получит. [12] [13] [15]
Рахель и Акива поженились зимой и жили в крайней нищете. [15] [16] Они поселились в сарае и спали на соломе; Акива вытащил соломинку из волос своей жены. [16] Акива пообещал своей жене: «Если бы у меня были средства, я бы сделал для тебя «Золотой Иерусалим» [золотое украшение для волос с изображением города Иерусалима]». [16] Далее в Талмуде говорится, что пророк Илия появился у их дверей в образе нищего и попросил у них немного соломы, чтобы его жена чувствовала себя комфортно после родов. Когда Акива и его жена увидели, что есть люди еще беднее их, Рахель сказала ему: «Иди и стань ученым». [5] [16]
Мидраш ха-Гадол
[ редактировать ]В Мидраше ха-Гадол рассказывается история, показывающая, как Рахель набралась смелости у своего мужа, чтобы пойти изучать Тору, поскольку он все еще был неграмотным в возрасте 40 лет и над ним смеялись маленькие дети в хедере , когда он приехал, чтобы начать учить алеф-бет. . Рэйчел пошла на необычный шаг: насыпала землю (или горшки с землей) на спину осла, засевала ее и ежедневно поливала. Когда семена проросли и превратились в растения, она попросила Акиву отвезти осла на рынок, чтобы он мог притащить немного муки. На рынке все указывали на нелепый сад, растущий на спине осла, смеялись и издевались над Акивой. Акива вернулся домой совершенно униженный. На следующий день Рахиль попросила его отвезти осла на рынок купить чечевицы, и сцена повторилась. Каждый день Рэйчел приходила с новой просьбой сделать покупки на рынке, и каждый день Акива становился объектом смеха и насмешек, хотя со временем оскорбления стали уменьшаться. Когда наступила зима, люди настолько привыкли видеть Акиву и его осла, что даже не задумывались о них. Акива понял намек и вернулся в хедер . «Это хорошо», сказала Рэйчел. «Если ты смущен, ты никогда не научишься». [17] [18] [19]
Двадцать четыре года разлуки
[ редактировать ]Получив базовое образование, Акива покинул дом, чтобы изучать Тору в академии под руководством раввина Элиезера и раввина Иеошуа . [20] Рэйчел переехала к матери Акивы и работала, чтобы прокормить себя и своего мужа; она отправляла половину своей зарплаты Акиве. [15] Когда она узнала, что у него нет денег на масло для своей лампы для ночного освещения, она продала свои волосы на рынке. [21] Двенадцать лет спустя Акива вернулся из академии в сопровождении 12 000 учеников. Войдя в их город, он услышал, как старик упрекает свою жену: «Как долго ты будешь как вдова (ждать его)?» и ее ответ: «Если бы он меня послушал, он бы провел [за изучением Торы] еще двенадцать лет». [4] [13] Акива воспринял это как ее согласие на то, чтобы он продолжил обучение, и, не поприветствовав жену, вернулся в академию еще на 12 лет. [16] [22] [23]
Двадцать четыре года спустя Акива вернулся домой в сопровождении 24 000 учеников. Соседи Рэйчел посоветовали ей надеть красивую одежду, чтобы поприветствовать его, но она вышла в своей лохмотьях и упала к его ногам. Ученики Акивы были потрясены и хотели оттолкнуть ее, но Акива сказал: «Оставь ее. Что мое, а что твое, то и ее». [4] [5] [7] Значение: «Моя Тора и ваша Тора пришли к нам только благодаря своим заслугам». [9]
Услышав, что в город приехал великий человек, бен Калба Савуа также вышел навстречу ему, надеясь, что тот поможет ему отменить клятву отречься от дочери и ее мужа. Акива спросил его: «Дал бы ты свой обет, если бы знал, что он станет великим учёным?» Бен Кальба Савуа ответил: «Если бы я знал, что он выучит хотя бы одну главу или одну галаху , [я бы не дал обета]». Акива сказал ему: «Я тот человек». Бен Калба Савуа пал к ногам Акивы и отдал ему половину своего богатства. [7] [24]
Талмуд утверждает, что Акива сказочно разбогател благодаря своему тестю и пяти другим источникам. [7] [25] Он выполнил обещание, данное Рахили, когда они были бедны, и заказал для нее специальную диадему под названием «Золотой Иерусалим», на которой был изображен город Иерусалим. [26] [27] [28] Согласно Иерусалимскому Талмуду, жена Раббана Гамлиэля позавидовала диадеме Рахили и пожаловалась мужу. Он ответил: «Сделали бы вы для меня то, что сделала для него жена рабби Акивы? Жена рабби Акивы продала косы своих волос, чтобы он мог изучать Тору, и она заработала это украшение». [29] [30]
Дети
[ редактировать ]У Рахили и Акивы была дочь и два сына. Их дочь была замужем за Беном Аззаем II века , Танна . [7] [31]
Талмуд (Моед Катан 21Б) рассказывает историю двух сыновей рабби Акивы, которые скончались в один и тот же день.
Могила Рахили
[ редактировать ]
Дата смерти Рэйчел неизвестна. [32] Ее Йом Хиллула (ежегодное поминовение смерти) был произвольно назначен на третий день Песаха . [32]
Могила Рахили находится на древнем еврейском кладбище Тверии , недалеко от могилы раввина Меира Бааль Ханеса , одного из учеников Акивы. [32] [33] Могила Акивы находится в том же городе, но в другом месте. [34] Гробница прямоугольной формы находилась в запустении в течение многих лет, пока раввин Рафаэль Коэн, инспектор кашрута Тиверы , «заново не обнаружил» ее в 1993 году на заброшенном мусульманском кладбище и не убедил лондонского донора отремонтировать ее. [32] [35] Мусульманские религиозные лидеры утверждали, что это место изначально было храмом Леди Сакины (ум. 745 в Медине ), родственницы Мухаммеда . Однако расположение двенадцати окон в охеле (сооружении над гробницей) – типично еврейской архитектурной особенности, символизирующей двенадцать колен – указывает на то, что изначально оно было построено евреями, а затем использовалось мусульманами. Мусульманские власти подняли вопрос о присвоении гробницы в Кнессете , но не стали возбуждать дело в суде, поэтому «смена личности теперь является фактом». [32] [35] В рамках ремонта вокруг могилы Рахили были созданы отдельные пространства для мужчин и женщин, которые приходят помолиться и зажечь свечи . [21] [32] бутилированная вода из «колодца Рахили», амулеты и сувениры. На территории продаются [36] [33]
Могила Рахили стала святыней как для мужчин, так и для женщин-паломников. [37] Левин отмечает, что Рэйчел является «символом святой женственности традиционного иудаизма», поскольку ее «мученичество заключалось в ожидании его в бедности и целомудрии в течение двадцати четырех лет, пока он учился в ешиве». [38] Смит предполагает, что темы «самопожертвования» и «тихого страдания» в жизни Рэйчел приносят «утешение» женщинам-паломницам, которые могут лучше общаться со святой женщиной, чем со святой мужчиной. [37]
В популярной культуре
[ редактировать ]«Золотой Иерусалим», В 2008 году в Израиле была выпущена почтовая марка на которой Рахиль носила диадему и перепечатывала слова Акивы из Талмуда с обещанием купить ее для нее. [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Миндель, Ниссан. «Рахель, жена рабби Акивы» . Хабад.орг . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Биале 2011 , стр. 39.
- ^ Jump up to: а б Какой-то 2009 год .
- ^ Jump up to: а б с Кетубот 62б-63а.
- ^ Jump up to: а б с д Я не жертвую 50а.
- ^ Jump up to: а б Фридман 2005 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Кесувос 63» . dafyomi.co.il . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Кетубот 63а.
- ^ Jump up to: а б Геллис 2008 , с. 286.
- ^ Ты ушел 56а.
- ^ «Гитин 56» . dafyomi.co.il . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Кетубот 62б.
- ^ Jump up to: а б с «Кесувос 62» . dafyomi.co.il . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Авот раввина Натана 6.
- ^ Jump up to: а б с д Авинер, раввин Шломо (2013). «В честь рабби Акивы» . Торат ха-Рав Авинер. Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Недарим 50» . dafyomi.co.il . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ Мидраш ха-Гадол , Исход 4:68.
- ^ Лепон, Шошана. «Уход за своим садом» . Издательство Менуча . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Мизрахи, Элана (2016). «Люби себя, чтобы любить других» . сайт Chabad.org . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Вейн, Берель (7 июля 2010 г.). «Рабби Акива» . сайт jewishhistory.org . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Могила Рахили» . Министерство туризма Израиля . 2011 . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Ребе Бяла 2003 , с. 36.
- ^ Буним 1989 , стр. 325.
- ^ Кетубот 63б.
- ^ Кетубот 63а-б.
- ^ Шаббат 59а.
- ^ Авот раввина Натана 6.
- ^ «Шаббат 59» . dafyomi.co.il . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Иерусалимский Талмуд , Шаббат 86:1.
- ^ «Шаббат 59а-б – подарок рабби Акивы своей жене» . Aleph Society Inc., 1 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2016 г. Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ «Рахель, жена Р’Акивы» . myzadik.com . Проверено 6 июня 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж (Иерусалим), Музеон Исраэль (1998). «Могила Рахили, жены рабби Акивы» . Журнал Израильского музея . 16 : 49–52.
- ^ Jump up to: а б Хехт 2014 .
- ^ Бар-Ам, Авива; Бар-Ам, Шмуэль (3 сентября 2012 г.). «На гробницах мудрецов в Тверии оживают легенды и народные сказания» . Таймс Израиля . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Рис 2004 , с. 287.
- ^ Рис 2004 , с. 288.
- ^ Jump up to: а б Смит 2008 , с. 460.
- ^ Левин 2006 , с. 233.
- ^ «Золотой Иерусалим» . www.boeliem.com . Проверено 6 июня 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Бяла Ребе (2003). Заслуги праведных женщин: хасидский дискурс о важной роли женщин в сохранении еврейского народа . Издательство Мегама. ISBN 1583306757 .
- Биале, Рэйчел (2011). Женщины и еврейский закон: основные тексты, их история и актуальность на сегодняшний день . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0307762016 .
- Буним, Амос (1989). Огонь в его душе: Ирвинг М. Буним, 1901–1980 . Издательство Фельдхайм. ISBN 0873064739 .
- Илан, Таль (2009). «Рахель, жена рабби Акивы» . Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Еврейский женский архив .
- Фридман, Шамма (2005). «Хорошая история заслуживает пересказа: развитие легенды об Акиве» . Рубинштейн, Джеффри Л. (ред.). Создание и состав: вклад редакторов Бавли (Стаммаим) в Агаду . Мор Зибек. ISBN 3161486927 .
- Геллис, раввин Израиля (2008). Израиля ( Путеводитель Хартии по гробницам праведников в Земле на иврите). Карта. ISBN 978-965-220-742-5 .
- Хехт, Эстер (2014). «Тиверия» . Журнал Хадасса .
- Левин, Эми-Хилл, изд. (2006). Феминистский спутник апокрифов Нового Завета . А&С Черный. ISBN 0826466885 .
- Рис, Мэтт (2004). Поле Каина: вера, братоубийство и страх на Ближнем Востоке . Саймон и Шустер. ISBN 0743276469 .
- Смит, Бонни Г., изд. (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195148909 .
- Ротенберг, Нафтали (2017). Рабби Акива «Философия любви», глава 2: «От ее любви» . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3-319-58142-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]