Шилуач крючком
![]() | |
Галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Тора : | Второзаконие 22:6 |
Вавилонский Талмуд : | Чуллина 140б |
Мишне Тора : | Хилчот Схечита 13 |
Шулхан Арух : | Йоре Деа 292 |
Шилуах хакен ( ивр . שילוח הקן , «отправка гнезда») — еврейский закон , основанный на Торе , который предписывает отпугивать птицу-мать, прежде чем забрать ее птенцов или яйца. Это относится только к кошерным птицам в дикой природе. Тора обещает долголетие тому, кто соблюдает эту заповедь.
Источники
[ редактировать ]Заповедь находится во Второзаконии 22:6–7 :
Если же на пути появится перед тобой птичье гнездо, на каком-либо дереве или на земле, птенцы или яйца, и мать покоится на птенцах или яйцах: не бери матери с потомством. Отпусти мать, а потомство возьми себе, чтобы было хорошо тебе и продлились дни твои.
Теологические разветвления
[ редактировать ]Сострадание или жестокость?
[ редактировать ]Раввин Натан Слифкин описал два разных подхода, которые еврейские мыслители исторически применяли к этой заповеди. Согласно рационалистическому подходу, целью заповеди является сострадание: либо избавить птицу-мать от страданий, связанных с тем, что ее яйца отбирают, либо ограничить жадность, присущую убийству животных для собственного использования, или по аналогичной причине. И наоборот, мистический подход рассматривает заповедь как акт жестокости по отношению к птице, а не как сострадание: фактически, страдания птицы заставляют Бога задуматься о страданиях Израиля от рук его врагов и, таким образом, побуждают Бога спасти Израиль. [ 1 ]
Этот спор имеет практические последствия, поскольку рационалистический подход утверждает, что заповедь может выполняться только в том случае, если кто-то планирует съесть яйца (таким образом сводя к минимуму боль птиц, когда боль неизбежна), в то время как мистический подход призывает евреев прогонять любую птицу-мать. даже если они не планируют брать яйца (таким образом усиливая боль птиц). [ 1 ]
Теодицея
[ редактировать ]Поскольку это одна из немногих отдельных заповедей, за которые в тексте обещана особая награда, она стала в талмудической литературе классическим местом обсуждения теодицеи .
Одним из примеров этого является Кидушин 39б , где обсуждается проблема, находится ли награда за заповеди в этом мире или в следующем. Объяснение, данное в «Пиркей Авот» , заключается в том, что награда находится не в этом мире, а в Олам Хабах , в следующем мире.
Кроме того, в Талмуде известно, что Элиша бен Абуя видел, как ребенок упал с лестницы, выполняя эту заповедь по велению своих родителей: так, выполняя две заповеди (то есть одновременно «отсылая гнездо» и подчиняясь своим родители), оба из которых отличаются необычным обещанием награды в виде долголетия. Это непримиримое отсутствие теодицеи увело его от иудаизма. В Талмуде говорится, что если бы Елисей знал, что награда за заповедь будет только на том свете, он бы не оставил иудаизм.
Культурные ссылки
[ редактировать ]Метафора Шилуах Хакен используется в фильме Дэвида Воллаха 2007 года « Мой отец, мой Господь» , где главный герой прогоняет птицу-мать незадолго до смерти собственного сына, после того как мать «отослали» от мальчика.
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список источников, объясняющих причины Шилуах хакена (иврит)
- Заповедь Шилуах Ха-Кан. Часто цитируется в галахических источниках раввином Дониелем Нойштадтом ( «Современные православные» , «Молодой Израиль», Кливленд-Хайтс ).