Jump to content

Моисей Хагиз

Моисей Хагиз
Моше Хагиз
Персональный
Рожденный 1671
Иерусалим, Османская империя
Умер в. 1750 г.
Цфат, Османская империя
Национальность  Османская империя
Супруг Дочь Рафаэля Мордехая Малахии.
Родитель Джейкоб Хагиз
Известные работы
  • Лекет ха-Кема
  • Сефат Эмет
  • Эле ха-Мицвот
  • Шебер Пошим
  • Перурей Пат хаКемах
  • Зерор ха-Хайим
  • Мишнат Хахамим
  • Шетей ха-Лехем
  • Парашат Элех Масей
Известный Восстановление власти раввинов, анти-Саббатианские кампании
Занятие Талмудист, раввин, писатель
Родственники Моисей Галанте (дедушка), Езекия да Силва (зять)

Моисей Хагиз (1671 – ок. 1750) ( иврит : משה חגיז ) был знатоком Талмуда , раввином и писателем, родившимся в Иерусалиме во времена Старого Ишува . Он также был одним из самых выдающихся и влиятельных еврейских лидеров в Амстердаме 17-го века . При жизни Хагиза произошел общий упадок авторитета раввинов, что было результатом миграции и ассимиляции, и Хагиз посвятил свою карьеру восстановлению авторитета раввинов. Его самым выдающимся талантом был полемист, и он непрерывно вел кампанию против еврейской ереси, пытаясь объединить раввинат.

Биография

[ редактировать ]

Отец Моисея, Якоб Хагиз , умер, когда Моисей был еще ребенком. Таким образом, последний получил образование у своего деда по материнской линии, Моисея Галанте (Младшего) , который стал преемником своего зятя. Со смертью Моисея Галанте (1689 г.) поддержка Ливорно была прекращена, и Хагиз оказался в очень стесненных обстоятельствах. Он отправился в Цфат, чтобы получить иск, предъявленный его матерью к общине, но добился лишь того, что нажил заклятых врагов, которые позже преследовали его.

Вернувшись в Иерусалим, он получил рекомендательные письма с назначением его раввинским эмиссаром или шадаром, посланным для получения поддержки для бет ха-мидраша (учебного зала), который он намеревался основать. В Рашиде ( Розетта ) Авраам Натан дал ему для этой цели 30 000 талеров на хранение в Ливорно . Прибыв в Ливорно, он заручился от Веги , защитника своей семьи, обещанием дальнейшей поддержки; но его палестинские враги оклеветали его и разрушили его перспективы. Впоследствии он странствовал по Италии и редактировал в Венеции (1704 г.) Халакот Кетаннот своего отца. Несколько позже он отправился в Амстердам, где зарабатывал преподаванием и занимался публикацией своих произведений. В Амстердаме он познакомился с Цви Ашкенази , тогдашним раввином ашкеназской общины, и помог ему разоблачить самозванца Неемию Хайюна . Однако этот шаг нажил ему еще больше врагов, и ему, как и Цви Ашкенази, пришлось покинуть город (1714 г.).

До 1738 года он проживал в Альтоне ; Затем он вернулся в Палестину, поселившись сначала в Сидоне , а затем в Цфате , где и умер где-то после 1750 года. Он женился на дочери Рафаэля Мордехая Малахии и, следовательно, был зятем Езекии да Силвы . У него не было детей.

Антисаббатианство

[ редактировать ]

С раннего возраста Хагиз был знаком как с саббатианскими, так и с антисабатианскими лидерами. Отец Моисея Яаков был ведущим раввином Иерусалима в 1666 году и наложил запрет на Саббатая Цви . Его учитель Авраам Ицхаки после отступничества был ярым противником Саббатии. Дед Моисея по материнской линии, вероятно, был саббатейским пророком, и под его руководством в Иерусалиме выросла саббатейская община. Тесть Моисея Рафаэль Мордехай Малахия был тайно-саббатианским лидером в Иерусалиме, и это, возможно, привело к его ссоре с Хагизом. На протяжении большей части путешествий Моисея после выхода из Иерусалима Малахия создавал огромные проблемы.

Когда Хагиз приехал в Амстердам, он сразу же оказался втянутым в споры с сефардскими светскими лидерами, критикуя их небрежное религиозное соблюдение и их антираввинистские взгляды. Когда Неемия Хайюн прибыл в Амстердам и сефардская община согласилась публиковать его книги, Хагиз с помощью Хахама Цви Ашкенази начал крестовый поход против его явного саббатианства . Сефардское руководство и раввин общины Соломон Айллон поддержали Хайюна против Хагиза, что побудило Хагиза наложить запреты ( херем ) на тех, кто был связан с Хайюном, а светское руководство наложило запреты на тех, кто был связан с Хагизом. В этой битве за лидерство среди раввинатов-мирян вскоре приняли участие раввины со всей Европы, поскольку Хагиз сплотил раввинов против Хайюна, возможно, в рамках своей жизненной цели - восстановить главенство раввинов в еврейских делах. После того как Хайюн был изгнан из Амстердама, Хагиз снова встретился с ним во время более поздних боев против саббатианства в 1720-х и 1730-х годах. Хайюн и Хагиз написали множество книг, нападая друг на друга как на личной, так и на теософской основе.

Хагиз сыграл важную роль в восточноевропейских анти-сабатианских кампаниях 1720-х и 1730-х годов, написав письма и книги против саббатианского мышления и заручившись поддержкой общин во всем еврейском мире. Позже Хагиз также станет важной фигурой в спорах вокруг Моисея Хаима Луццатто . [ 1 ]

Работает

[ редактировать ]

Моисей Хагиз был не только великим знатоком Талмуда, но и человеком более широкого светского образования, чем большинство раввинов его времени. По словам Вольфа, знавшего его лично, [ 2 ] он понимал несколько языков и был несколько знаком с современной историей (см. его Мишнат Хакамим, № 627 и 682); он выступал за изучение светских наук (там же, № 114) и признавал, что Зоар был интерполирован позднейшими переписчиками (там же, № 108). Что касается его характера, отчеты расходятся; одни представляют его исполненным искреннего религиозного рвения, другие — спорщиком. [ 3 ] Раввин Йешаягу Басан, наставник и самый стойкий защитник Луццато, описывает Хагиза в одном письме как человека, который любит ссориться и стремится критиковать произведения людей, и что в одном случае он раскритиковал автора в отношении утверждения, которое оказалось старым. Еврейская традиция предшествует автору на многие сотни лет. [ 4 ] Джейкоб Эмден описывает его как прислужника и даже как религиозно неискреннего, хотя он уважал его как друга своего отца. [ 5 ]

Хагиз написал:

  • Лекет ха-Кема, новеллы к Шулхан Аруху ( ОраХ Хаим и Йоре Деа , Амстердам, 1697 и 1707 гг.; Эбен ха-Эзер , Гамбург, 1711 и 1715 гг.)
  • Сефат Эмет о религиозном значении Палестины для евреев (Амстердам, 1697 и 1707 гг.)
  • Эле ха-Мицвот, о 613 заповедях (Амстердам, 1713 г. и Вандсбек, 1727 г.)
  • Шебер Пошим, полемика против Хайюна (Лондон, 1714 г.)
  • Лекет ха-Кемах, комментарий к Мишне (Вандсбек, 1726 г.)
  • Перурей Пат хаКемах, комментарий к Книге Даниила (Амстердам, 1727 г.)
  • Зерор ха-Хайим, этика (Вандсбек, 1728 г.)
  • Мишнат Хахамим, этика (ib. 1733)
  • Шетей ха-Лехем, ответ (ib. 1733)
  • Парашат Эле Масей на земле Израиля (ib. 1733)

Другие его произведения остались неопубликованными. Он также написал множество предисловий к книгам других авторов. Его сочинения подписаны «המני»ח», буквами «Моисея ибн Иакова Хагиза» (среди сефардских евреев нун (буква) использовалась в своей конечной форме для обозначения арабского слова «ибн», означающего сын)


  1. ^ Карлебах, Элишева (1990), Преследование ереси: раввин Моисей Хагиз и саббатианские споры , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN  978-0-231-07190-1 , заархивировано из оригинала 27 апреля 2005 г.
  2. ^ Библия. Евр. iii. 908
  3. ^ Грец , Геш. 3-е изд., х. 479-482
  4. ^ Игрос Рамчал, Игерес No. 145
  5. ^ Мегилат Сефер, стр. 117–122, Варшава, 1896 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83200aa35df7482b42122f7ab8beb0ad__1722669420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/ad/83200aa35df7482b42122f7ab8beb0ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moses Hagiz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)