Джозеф Эргас
Джозеф Эргас | |
---|---|
Рожденный | Джозеф бен Эмануэль Эргас 1685 |
Умер | 1730 Ливорно |
Занятие | Каббалист |
Заметная работа | Шомер Эмуним (книга) |
Дети | 6 |
Раввин Йозеф бен Эмануэль Эргас иврит יוסף ( ; : אירגס Неемии ок. 1685 – 3 Сивана 5490/1730) был итальянским раввином и каббалистом, одним из ведущих критиков Хайюна. [ 1 ] и саббатианство в целом. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился в Ливорно в 1685 году в семье раввина Эмануэля Эргаса, главы общины. Его дедом по материнской линии был Моисей Пиньейру , преданный последователь Шабтая Цви . Он изучал Тору в городской ешиве под руководством раввина Самуэля Де Паса. Он изучал Каббалу в течение семи недель под руководством раввина Бенджамина Коэна Витале, [ 3 ] ученик раввина Моисея бен Мордехая Сакуто . В 1704 году он женился на Саре, которая родила ему шестерых детей, трёх мальчиков и трёх девочек. [ 4 ]
Позже он поселился в Пизе , где основал ешиву под названием «Ной Шалом». Он также основал в городе две благотворительные организации: «Мохар батулот» и «Малбиш арьямин». По возвращении в Ливорно он был назначен главой общины.
Он был известен своими обширными знаниями Торы, и многие раввины из Италии и Франции присылали ему вопросы, на которые он отвечал ясно и кратко. Его самым выдающимся учеником был раввин Малахи бен Якоб ха-Коэн , автор энциклопедического труда «Яд Малахи».
Он прославился своим важным каббалистическим трудом «Шомер Эмуним» , в котором он разъясняет истины Каббалы. Произведение построено как диалог двух персонажей. В этой работе он дискутирует с раввином Эмануэлем Хай Риччи, который поддерживает буквальное толкование Цимцума . [ 5 ] Его работа считается основополагающим текстом в Каббале и наиболее ярким представителем небуквального взгляда на Цимцум .
Чтобы отличить его от работы «Шомер Эмуним», написанной раввином Аароном Раттой, работу Эргаса обычно называют « Шомер Эмуним ха-Кадмон» .
Он также написал труд по еврейскому праву под названием «Дивреи Йосеф».
Он скончался в Ливорно 3 Сивана 5490 (1730 г.) в возрасте около сорока пяти лет.
Его борьба против саббатианства
[ редактировать ]В 1710 году знаменитый саббатиан Неемия Хайюн приехал в Ливорно, пытаясь добиться одобрения Эргаса своей книги, но Эргас узнал его истинный характер и изгнал его из города. [ 6 ] Хайюн поехал в Амстердам и напечатал язвительные книги, дискредитирующие Эргаса. Эргас ответил двумя полемическими книгами под названием «Тохахат Мегуле» и «ХаЦад Нахаш» , которые он напечатал в Лондоне в 1715 году. [ 7 ]
В 1730 году, во время полемики против Моше Хаима Луццатто , он отправил письма раввину Исайе Бассану, раввину Луццатто, чтобы поставить под сомнение его характер, но не имел возможности вынести окончательное решение перед своей смертью. [ 8 ]
Его работы
[ редактировать ]- Диврей Йосеф , вопросы и ответы, Ливорно, 1742 г.
- Шомер Эмуним , введение в учение Каббалы, Амстердам, 1736 г.
- Минхат Йосеф , Каббала, Ливорно, 1752 г.
- Мево Петахим , введение и правила произведений Ари, Берлин, 1927 г.
- Тохахат Магула и ХаЦад Нахаш против Неемии Хайюна и саббатианства, Лондон, 1715 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грец, Генрих (1895). История евреев том. в . п. 227 . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ «Эргас Йозеф бен Эмануэль» . Энциклопедия.com . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Эргас, Джозеф. Шомер Эмуним (на иврите). Введение.
- ^ «Хахам Джозеф Эргас: ХеХаЧам ХаЙоми (The Daily Sage)» . Хёми . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Френкель, Авиноам (22 мая 2022 г.). «Раввин Йозеф Эргас-Шомер Эмуним: интервью с Авиноамом Френкелем» . Блог Кавваны . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ «Библейская циклопедия» . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ «Токахат Мегуле» . Еврейские книги . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Склар, Дэвид. « Как железо для магнита: поиски провидения Моисея Хаима Луццатто» . КУНИ . Проверено 19 марта 2024 г.