Jump to content

Донме

(Перенаправлено с Донме )

Иллюстрация Саббатая Цви 1906 года ( Еврейский исторический музей )

Дёнме : ( иврит : דוֹנְמֶה , латинизированный : Dōnme , османский турецкий دونمه , турецкий : Dönme ) — группа саббатейских криптоевреев в Османской империи , которые принудительно обратились внешне в ислам сохранили свою еврейскую веру и каббалистические верования . , но втайне [1] [2] [3] [4] Движение было сосредоточено главным образом в Салониках . [1] [4] [5] Оно возникло во время и вскоре после эпохи Саббатая Цви , сефардского еврейского раввина и каббалиста 17-го века, который утверждал, что является еврейским Мессией и в конечном итоге симулировал обращение в ислам под угрозой смерти со стороны султана Мехмеда IV . [3] [6] После насильственного обращения Зеви в ислам . [1] [3] [4] [6] ряд саббатейских евреев якобы обратились в ислам и стали дёнме. [1] [3] [4] [7] Некоторые саббатейцы дожили до Турции 21 века как потомки дёнме. [1]

Надгробия Дёнме на кладбище Бюльбюльдере в Ускюдаре , Стамбул

Сегодня неясно, сколько людей все еще называют себя Дёнме, хотя некоторые все еще живут в Тешвикие в Стамбуле . Большинство из них похоронены на кладбище Бюльбюльдере в Ускюдаре, где, что необычно, на их надгробиях изображены фотографии умерших.

Этимология

[ редактировать ]

Турецкое слово dönme (отступник). [1] [4] происходит от глагольного корня dön- ( османско-турецкий : دون ), который означает «повернуть», то есть «обращать», но в уничижительном смысле « перебежчик ».

Независимый ученый Рифат Бали [ tr ] определяет термин дёнме следующим образом:

Термин Донме — это турецкий герундий, означающий «повернуть, вращаться или вернуться» и, в более широком смысле, «предать» (т. е. «вернуться назад») и «обращаться» в другую религию. В просторечии оно стало обозначать новообращенных в религию в целом и, в частности, последователей еврейского лжемессии Саббатая Севи в семнадцатом веке и их потомков, которые внешне обратились в ислам, но сохранили свою тайную религиозную практику в течение следующих нескольких лет. века, сохраняя тесные общинные и кровные узы и практикуя строгую эндогамию . Хотя подавляющее большинство членов общины отказались от своей практики в течение первой четверти века, их прошлая идентичность продолжает преследовать их в турецком обществе, а сам термин «Дёнме» остается одним из позорных. [8]

Дёнме иногда называли Селяникли (человек из Салоник) или авдети ( османский турецкий язык : عودتی , «обращенный в веру»). Члены группы называли себя «Верующими» ( иврит : המאמינים , латинизировано : ха-Маминим ), [2] [4] [9] Хаберим «Соратники», [4] или Бале Милхама «Воины», [4] в то время как в городе Адрианополе (ныне Эдирне ) они были известны как сазаникос , что по-иудео-испански означает «маленькие карпы », [4] возможно, об изменении внешнего характера рыбы [10] Саббатай Цви избавит евреев под зодиакальным знаком рыбы или из-за пророчества, что . [4]

Слово dönme также используется как уничижительное турецкое слово для трансвестита или человека, который утверждает, что он тот, кем он не является.

Мечеть Йени в Салониках , построенная общиной Дёнме в конце Османской империи.

Несмотря на предполагаемое обращение в ислам, саббатианцы тайно оставались близкими к иудаизму и продолжали тайно практиковать еврейские ритуалы. [1] [2] Они признали Саббатая Севи (1626–1676) еврейским мессией, соблюдали определенные еврейские заповеди , схожие с заповедями раввинистического иудаизма , [1] [2] и молился на иврите и иудео-испанском языке. Они также наблюдали ритуалы, посвященные важным событиям в жизни Севи, и интерпретировали обращение Севи в каббалистическом ключе. [1] [2]

Дёнме разделился на несколько ветвей. Первая, Измирли, была сформирована в Измире (Смирне) и представляла собой первоначальную секту, от которой в конечном итоге отделились две другие. В результате первого раскола возникла секта якобитов (якуби), основанная Якобом Керидо (ок. 1650–1690), братом последней жены Севи. [10] Керидо утверждал, что является реинкарнацией Севи и самостоятельным мессией. Второй раскол от Измирли был результатом утверждений о том, что Берехия Руссо (1695–1740) унаследовала душу, известную по-турецки как Отман Баба , которая была истинной реинкарнацией души Зеви. Эти обвинения привлекли внимание и породили ветвь Каракаши (Каракаши, турецкий) или Кониосо (ладино), самую многочисленную и строгую ветвь Дёнме. [11]

Миссионеры из Каракаши или Кониосо действовали в Польше в первой половине XVIII века и обучали Якоба Франка (1726–1791), который позже утверждал, что унаследовал душу Руссо. [ нужна ссылка ] Франк создал Франкизм , отдельное неокарпократианское саббатианское движение в Восточной Европе . Еще одна группа — лехли, евреи польского происхождения , жившие в изгнании в Салониках и Константинополе. [ нужна ссылка ]

Некоторые комментаторы предполагают, что несколько ведущих членов младотурков , антиабсолютистского движения конституционных монархистов- революционеров, которые в 1908 году вынудили султана принять конституцию, были денме. [12] Во время обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 году некоторые из салоникских донме пытались быть признаны немусульманами, чтобы их не заставили покинуть город. [ нужна ссылка ] Одним из лидеров Измирского заговора с целью убийства президента Мустафы Кемаля-паши (Ататюрка) в Измире после создания Турецкой Республики был дёнме по имени Мехмед Джавид . [13] член-основатель Комитета Союза и Прогресса (CUP) и бывший министр финансов Османской империи. [14] [15] [16] [17] Осужденный после правительственного расследования, Джавид-бей был повешен 26 августа 1926 года в Анкаре . [18] После основания Турецкой Республики в 1923 году турецкая националистическая политика Ататюрка, которая оставила этнические и религиозные меньшинства в беде, сопровождалась антисемитской пропагандой со стороны националистических издателей в 1930-х и 1940-х годах. [19]

Идеология

[ редактировать ]

Идеология Дёнме 17-го века вращалась в первую очередь вокруг Восемнадцати заповедей, вариации Десяти заповедей , в которых запрет прелюбодеяния объясняется скорее как мера предосторожности, чем запрет, вероятно, включенный для объяснения антиномической сексуальной активности саббатианцев. [ нужна ссылка ] . Дополнительные заповеди касаются определения видов взаимодействия, которое может происходить между донме и еврейской и мусульманской общинами. Самым основным из этих правил взаимодействия было предпочтение отношениям внутри секты отношениям за ее пределами и избегание браков как с евреями, так и с мусульманами. Несмотря на это, они поддерживали связи с необращенными саббатианами и даже с еврейскими раввинами, которые тайно разрешали споры, касающиеся еврейского закона. [11]

Что касается ритуалов, дёнме следовали как еврейским, так и мусульманским традициям, переключаясь между ними по мере необходимости для интеграции в османское общество. [20] Внешне мусульмане и тайно саббатейские евреи, дёнме соблюдали мусульманские праздники, такие как Рамадан , но также соблюдали Шаббат , практиковали брит-милу и отмечали еврейские праздники . [4] Большая часть ритуала Дёнме представляла собой комбинацию различных элементов каббалы, саббатианства, традиционного еврейского права и суфизма . [21]

Дёнме Литургия развивалась по мере роста и распространения секты. Поначалу большая часть их литературы была написана на иврите, но по мере развития группы ладино заменил иврит и стал не только разговорным, но и литургическим языком. Хотя донме разделились на несколько сект, все они верили, что Цви был мессией и что он открыл истинную «духовную Тору ». [11] которая превосходила практическую земную Тору. Дёнме отмечали праздники, связанные с различными моментами жизни Цви и историей их обращения. Основываясь, по крайней мере частично, на каббалистическом понимании божественности, донме считали, что существует трехсторонняя связь между эманациями божественного , что порождало множество конфликтов как с мусульманскими, так и с еврейскими общинами. Наиболее заметным источником противодействия со стороны других современных религий была обычная практика обмена женами между членами Дёнме. [11]

Иерархия дёнме основывалась на отраслевых подразделениях. Измирли, состоящая из купцов и интеллигенции, возглавляла иерархию. Ремесленниками, как правило, были в основном каракаси, а низшие классы - в основном якуби. Каждая ветвь имела свою молитвенную общину, организованную в кагал или общину. [11] Разветвленная внутренняя экономическая сеть обеспечивала поддержку низшего класса Дёнме, несмотря на идеологические различия между различными ветвями. [22]

После провозглашения независимости Израиля в 1948 году лишь несколько семей дёнме мигрировали в Израиль. [23] В 1994 году Ильгаз Зорлу, бухгалтер, который утверждал, что он донме по происхождению по материнской линии, начал публиковать статьи в исторических журналах, в которых он раскрывал свою самопровозглашенную идентичность денме и представлял денме и их убеждения. [24] Поскольку Хахам Баши Турции и Главный раввинат Израиля не признали дёнме евреями без длительного обращения в иудаизм , [25] [26] Зорлу подал заявление в 9-й суд первой инстанции Стамбула в июле 2000 года. Он потребовал свою религиозную принадлежность в его турецком удостоверении личности изменить с «ислам» на «еврей» и выиграл дело. Вскоре после этого турецкий Бетдин принял его как еврея. [27]

Однако, поскольку Израиль не признает денме евреями, на них не распространяется Закон о возвращении . [25] Согласно португальскому закону о возвращении , решение о признании денме евреями или нет передается местным еврейским общинам. [28] Ситуация Дёнме аналогична ситуации Фалаш Мура .

Антисемитизм и предполагаемые политические затруднения

[ редактировать ]

Турецкий антисемитизм и уловки , на которые он опирается, сосредоточены на Дёнме. [29] По словам историка Марка Дэвида Бэра , это явление имеет глубокие корни в поздней истории Османской империи, а его наследие в виде обвинений в заговоре сохранялось на протяжении всей истории Турецкой Республики и сохраняется там сегодня. Современный антисемитизм имеет тенденцию представлять евреев как вездесущую, однородную единицу, действующую под прикрытием через различные глобальные группы в стремлении к глобальному политическому и экономическому контролю через секретные каналы. Будучи крипто-сабатианской сектой, Дёнме всегда была легкой мишенью для заявлений о тайном, крипто-еврейском политическом контроле и социальном влиянии, независимо от того, обвинялись ли они в организации политического переворота против статус-кво или в формировании контроля репрессивного режима над статус-кво. [29]

По мнению Баера, история саббатейской теологической и ритуальной тайны, основанная на еврейской традиции, в сочетании с публичным соблюдением ислама, делает обвинения в тайном еврейском контроле удобными. [29] Таким образом, «тайный еврей» имеет двойное значение: быть одновременно тайным евреем и евреем, который действует тайно, чтобы осуществлять контроль; их тайная религиозная идентичность в первую очередь совместима для теоретиков заговора с их тайным влиянием, особенно когда их нельзя отличить от обычных турецких мусульман, которые проживают повсюду, и, как утверждает Баер, когда современный антисемит считает еврея обязательным» повсюду." Утверждалось, что маневры Дёнме легли в основу младотурецкой революции и свержения султана Абдул-Хамида II , роспуска османского религиозного истеблишмента и основания светской республики. Просултанские религиозные мусульманские политические оппоненты представили эти события как глобальный еврейский и масонский заговор, осуществленный турецкой «Дёнме». Исламисты выдвинули теорию заговора, утверждающую, что Ататюрк был дёнме, чтобы опорочить его, поскольку они выступали против его реформ , а также создали множество других теорий заговора о нем. [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Иудаизм - Лурианская Каббала: Шаббатианство» . Британская энциклопедия . Эдинбург: Британская энциклопедия, Inc., 23 января 2020 г. Раввин Шабтай Цви из Смирны (1626–76), провозгласивший себя мессией в 1665 году. Хотя «мессия» был насильно обращен в ислам в 1666 году и закончил свою жизнь в изгнании 10 лет спустя. он продолжал иметь верных последователей . Таким образом, секта родилась и выжила, во многом благодаря деятельности Натана из Газы (ок. 1644–1690), неутомимого пропагандиста, который оправдывал действия Шабтая Цви, включая его окончательное отступничество, теориями, основанными на лурианском учении « ремонт" . Действия Цви, по мнению Натана, следует понимать как нисхождение праведного в бездну «оболочек», чтобы освободить плененные частицы божественного света. Субботний кризис длился почти столетие, а некоторые его последствия длились еще дольше. Это привело к формированию сект, члены которых были внешне обращены в ислам, например, Дёнме (по-турецки: «Отступники») Салоники , чьи потомки до сих пор живут в Турции — или в католицизме — например, польские сторонники Якова Франка (1726–91), самопровозглашенного мессии и новообращенного католика Богемии-Моравии , однако, франкисты внешне оставались евреями) . Этот кризис не дискредитировал каббалу, но заставил еврейские духовные власти контролировать и строго ограничивать ее распространение, а также применять цензуру и другие репрессивные меры против любого человека — даже человека проверенного благочестия и признанных знаний — которого подозревали в симпатиях к Шаббату или в мессианские претензии.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Гершом Шолем (2017). «Дёнме» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие (AICE). Архивировано из оригинала 5 ноября 2017 года. ДОЭНМЕ (Дёнме) , секта приверженцев Шабтая Цеви, принявших ислам вследствие провала субботнего мессианского переворота в Османской империи . После того, как Шабтай Цеви обратился в ислам в сентябре 1666 года, большое количество его учеников интерпретировали его отступничество как секретную миссию, сознательно предпринятую с определенной мистической целью. Подавляющее большинство его приверженцев, называвших себя мааминим («верующие»), остались в рамках еврейской общины. Однако даже при жизни Шабтая Цеви некоторые лидеры мааминим считали необходимым пойти по стопам своего мессии и стать мусульманами, не отказываясь, по их мнению, от своего иудаизма, который они интерпретировали в соответствии с новыми принципами. До смерти Шабтая Цеви в 1676 году секта, которая поначалу была сосредоточена в основном в Адрианополь (Эдирне) насчитывал около 200 семей. Они прибыли в основном с Балкан , но были и приверженцы из Измира , Бурсы и других мест. Среди них было несколько выдающихся ученых и каббалистов, семьи которых впоследствии заняли особое место среди денме как потомки первоначальной общины секты. Даже среди субботников, не принявших ислам, таких как Натан из Газы , эта секта пользовалась почетной репутацией и ей приписывалась важная миссия. Явное свидетельство этого сохранилось в комментарии к псалмам (написанном около 1679 г.) Исраэля Хазана Касторийского.
    Многие члены общины обратились в веру в результате проповеди и убеждений Шаббая Цеви. Внешне они были ревностными мусульманами и в частном порядке субботними мааминимами , которые практиковали своего рода мессианский иудаизм, основанный еще в 1670-х или 1680-х годах на «18 заповедях», приписываемых Шабтаю Цеви и принятых общинами Доэнме. [...] Эти заповеди содержат параллельную версию Десяти заповедей . Однако их отличает чрезвычайно двусмысленная формулировка заповеди « Не прелюбодействуй », приближающаяся скорее к рекомендации беречься, чем к запрету. Дополнительные заповеди определяют отношение мааминимов к евреям и туркам. Смешанные браки с истинными мусульманами строго и категорически запрещены .
  3. ^ Jump up to: а б с д Кауфман Колер ; Генри Мальтер (1906). «Шаббатай Цеви» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана. По приказу [султана] Шабтай был доставлен из Абидоса в Адрианополь , где врач султана, бывший еврей, посоветовал Шаббетаю принять ислам как единственное средство спасения его жизни. Шаббетай осознал опасность своего положения и последовал совету врача. На следующий день [...] предстал перед султаном, он сбросил свою еврейскую одежду и надел на голову турецкий тюрбан; и таким образом его обращение в ислам было завершено. Султан был очень доволен и наградил Шабтая, присвоив ему титул (Махмеда) «Эффенди» и назначив его своим привратником с высокой зарплатой. [...] Чтобы завершить принятие магометанства, Шабтаю было приказано взять дополнительную жену , рабыню -мусульманку , и он подчинился этому приказу. [...] Тем временем Шабтай тайно продолжал свои заговоры, ведя двойную игру. Временами он брал на себя роль набожного мусульманина и поносил иудаизм; в других случаях он вступал в отношения с евреями как с единоверцами. Таким образом, в марте 1668 года он вновь заявил, что наполнен Святого Духа на Пасху и получил откровение. Он или один из его последователей опубликовал мистический труд, адресованный евреям, в котором излагались самые фантастические идеи, например, что он был истинным Искупителем, несмотря на свое обращение, и его цель состояла в том, чтобы привести тысячи мусульман к иудаизму. Султану он сказал, что его деятельность среди евреев заключалась в том, чтобы привлечь их в ислам. Поэтому он получил разрешение общаться со своими бывшими единоверцами и даже проповедовать в их синагогах. Таким образом, ему удалось склонить ряд мусульман к своим каббалистическим взглядам и, с другой стороны, обратить многих евреев в ислам, сформировав таким образом иудео-турецкую секту (Дёнме), последователи которой безоговорочно верили в него [как иудейские Мессия). Однако эта двойная игра с евреями и мусульманами не могла продолжаться долго. Постепенно туркам надоели замыслы Шаббтая. Его лишили жалованья и сослали из Адрианополя в Константинополь. В деревне недалеко от последнего города он однажды был застигнут врасплох, когда пел псалмы в шатре с евреями, после чего великий визирь приказал сослать его в Дульчиньо , небольшой городок в Албании , где он умер в одиночестве и безвестности.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Колер, Кауфманн ; Готтейл, Ричард (1906). «Дёнме» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Проверено 6 октября 2020 г. Секта криптоевреев, потомков последователей Шаббатая Цеби, живущая сегодня в основном в Салониках, европейская Турция: название (турецкое) означает «отступники». Члены называют себя «Мааминим» (Верующие), «Хаберим» (Соратники) или «Баале Милхама» (Воины); но в Адрианополе они известны как «Сазаникос» (Карсики) — название, полученное либо от рыбного рынка, возле которого их первая мечеть предположительно была расположена , либо из-за пророчества Субботы о том, что евреи будут освобождены. под знаком зодиака рыбы. Говорят, что дёнме произошли от Якоба Теби Керидо, который, как полагали, был реинкарнацией Шаббатая.
    Община внешне мусульманская (по примеру Шаббатая); но тайно соблюдает некоторые еврейские обряды , хотя никоим образом не вступает в общие дела с евреями, которых они называют «коферим» (неверными). Дёнме, очевидно, являются потомками испанских изгнанников . Их молитвы , опубликованные Danon, частично на иврите (который, кажется, мало кто понимает), а частично на ладино . Они живут в рядах домов, которые расположены рядом или тайно соединены между собой; и для каждого квартала домов есть тайное место для встреч или «кал» («кахал»), где « пайетан » читает молитвы. Их дома освещаются лампами с зелеными абажурами, чтобы они были менее заметными. Женщины носят чадру (вуаль); у мужчин есть два набора имен: религиозные, которые они держат в секрете, и светские, предназначенные для коммерческих сношений. Они усердно посещают мечеть и соблюдают пост во время Рамадана , а время от времени даже отправляют одного из своих людей в хадж (паломничество) в Мекку . Но они не вступают в брак с турками.
    Все они обеспечены и готовы прийти на помощь любому несчастному брату. Они открыто курят в субботу, в этот день они служат другим евреям, разжигая огонь и готовя им еду. Они работают на турок, когда религиозные обряды не позволяют другим евреям делать это, а также на христиан в воскресенье. Они являются опытными «катибами», или писателями, и в этом качестве работают на базарах и на низших государственных должностях. У них монополия на парикмахерские. Дёнме делятся на три подсекты, которыми, по мнению Бендта, являются: исмирли, или прямые последователи Шаббатая Цеби из Смирны, насчитывающие 2500 человек; йакуби, или последователи Яакова Керидо, зятя Шаббатая, насчитывающие 4000 человек; и куниосос, или последователи Османа Бабы, жившие в середине восемнадцатого века. Последняя названная секта насчитывает 3500 человек. В каждом подразделении есть свое кладбище .
  5. Шон МакМикин, Экспресс Берлин-Багдад, стр.75.
  6. ^ Jump up to: а б Авраам Дж. Карп (2017). « Свидетели истории»: Шабтай Цви – Лжемессия (Сокровища иудаизма)» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие (AICE). Архивировано из оригинала 16 октября 2017 года. Он родился в Смирне в 1626 году. Он рано проявил многообещающие способности как знаток Талмуда и даже больше как студент и приверженец Каббалы. Более выраженными, чем его ученость, были его странные мистические размышления и религиозные экстазы. Он путешествовал по разным городам, его сильная личность и его то аскетическое , то потворство своим желаниям поведение одинаково привлекали и отталкивали как раввинов, так и население. Он был изгнан из Салоник раввинами за то, что устроил свадебную службу, в которой он был женихом, а Тора - невестой. Его беспорядочное поведение продолжалось. В течение длительного времени он был уважаемым учеником и преподавателем Каббалы; в других случаях он был склонен к мессианским фантазиям и причудливым поступкам. В какой-то момент, живя в Иерусалиме в поисках «мира для своей души», он разыскал самопровозглашенного «человека Божьего». Натан из Газы , провозгласивший Шабтая Цви Мессией. Затем Шабтай Цви начал играть эту роль [...] 15 сентября 1666 года Шабтай Цви, предстал перед султаном и получил выбор: смерть или отступничество, благоразумно выбрал последнее, надев на голову тюрбан в знак своего обращения. принял ислам, за что был удостоен почетного звания «Хранитель дворцовых ворот» и пенсии в размере 150 пиастров в день. Отступничество потрясло еврейский мир. И лидеры, и последователи отказывались в это верить. Многие продолжали ожидать второго пришествия, и вера в ложных мессий сохранялась на протяжении всего восемнадцатого века. У подавляющего большинства верующих возникли отвращение и раскаяние, а также активное стремление стереть все свидетельства, даже упоминания о псевдомессии. Страницы из коммунальных реестров были изъяты, а документы уничтожены. Лишь немногие экземпляры книг, прославляющих Шабтай Цви, сохранились, а те, что все же, стали раритетами, пользующимися большим спросом среди библиотек и коллекционеров.
  7. ^ Тюркай С. Нефес (сентябрь 2015 г.). «Тщательное изучение влияния теорий заговора на политические взгляды читателей: взгляд на рациональный выбор антисемитской риторики в Турции». Британский журнал социологии . 66 (3). Чичестер, Западный Суссекс: Уайли-Блэквелл: 557–575. дои : 10.1111/1468-4446.12137 . ПМИД   26174172 .
  8. ^ Рифат Н. Балы (2012). Образцовые граждане государства: евреи Турции в период многопартийности . Лексингтонские книги. п. 18.
  9. ^ «Еврейская история / В ожидании Мессии» . Гаарец . 7 мая 2009 г.
  10. ^ Jump up to: а б Мацейко, Павел (2011). Смешанное множество: Джейкоб Франк и франкистское движение, 1755–1816 гг. Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Шолем, Гершом (1974). Каббала . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Четырехугольник / Книжная компания New York Times.
  12. ^ Адам Кирш (15 февраля 2010 г.). «Другие тайные евреи» . Новая Республика. Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Проверено 5 декабря 2010 г.
  13. ^ Эндрю Манго , Ататюрк , Джон Мюррей , 1999, стр. 448–453.
  14. ^ Кизер 2018 , стр. 215.
  15. ^ Ильгаз Зорлу, Да, я из Салоник: саббатианство в Турции , Belge Publications, 1999, стр. 223.
  16. ^ Юсуф Бесалель, Османские и турецкие евреи , Observe Kitabevi, 1999, стр. 210.
  17. ^ Рифат Н. Бали , Сыны Моисея, граждане республики , İletişim Yayınları, 2001, стр. 54.
  18. ^ «Джавид (Джавид) бей, Мехмед» . Архивировано из оригинала 16 июня 2021 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
  19. ^ « Журнал Инкиляп и привлекательность антисемитизма в межвоенной Турции », Александрос Лампроу, Ближневосточные исследования, том 58, 2022, стр. 32-47.
  20. ^ Баер, Марк. (2007). «Глобализация, космополитизм и дёнме в Османских Салониках и турецком Стамбуле». Журнал всемирной истории . 18. нет. 2: 141–170. дои: 10.1353/jwh.2007.0009. [1]
  21. ^ Марк Баер, «Дёнме (Мааминим, Миним, Шаббетаим)», Энциклопедия евреев в исламском мире. Исполнительный редактор Норман А. Стиллман. Brill Online, 2013. Справочник. Университет Мэриленда. 7 марта 2013 г.
  22. ^ Вейкер, Уолтер Ф. (1992). «Османцы, турки и еврейское государство: история евреев Турции». Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки.
  23. ^ «Дёнме» . jewishvirtuallibrary.org . Проверено 31 октября 2022 г.
  24. ^ Бали 2010 , с. 37.
  25. ^ Jump up to: а б Ярдени, Дэн (18 августа 2013 г.). «Козел отпущения на все времена: дёнмес или криптоевреи Турции, автор Рифат Бали» . эСефарад . Проверено 31 октября 2022 г.
  26. ^ «Еврейская история / В ожидании Мессии – Гаарец – Новости Израиля» . 19 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2009 года . Проверено 31 октября 2022 г.
  27. ^ Бали 2010 , с. 42.
  28. ^ «Гнилая сага о португальском гражданстве Романа Абрамовича и ее последствия» . Гаарец . Проверено 31 октября 2022 г.
  29. ^ Jump up to: а б с д Марк Дэвид Баер (2013). «Враг старый и новый: дёнме, антисемитизм и теории заговора в Османской империи и Турецкой республике» . Еврейский ежеквартальный обзор . 103 (4): 523–555. дои : 10.1353/jqr.2013.0033 . S2CID   159483845 — через Project MUSE.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e5102afc1c882b738a876c50cd96e1b__1722408060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/1b/0e5102afc1c882b738a876c50cd96e1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dönmeh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)