Апостол Павел и еврейское христианство
С 1970-х годов ученые пытались поместить Апостола Павла в его исторический контекст иудаизма Второго Храма . [ 1 ] Отношения Павла с иудаизмом затрагивают такие темы, как статус завета Израиля с Богом и роль дел как средства достижения или соблюдения завета. [ 2 ]
Включение язычников в раннехристианское движение спровоцировало спор между Павлом и другими апостолами о том, освобождает ли вера язычников во Христа от обрезания . [ 2 ] [ 3 ] Павел не считал обрезание необходимым для язычников, поскольку считал, что Бог включил их в Новый Завет через веру во Христа . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Это привело его к конфликту с иудействующими , фракцией еврейских христиан , которые считали, что Закон Моисея действительно требует обрезания для обращенных язычников. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В конце концов точка зрения Павла возобладала, и это, среди других связанных с этим событий, привело к отделению раннего христианства от иудаизма . [ 2 ] [ 3 ]
Обзор
[ редактировать ]По мнению Павла, вместо человечества, разделенного на «Израиль и народы», что является классическим пониманием иудаизма, мы имеем «Израиль по плоти» (т. е. еврейский народ), неевреев, которых он называет «народами». (т.е. язычники) и новый народ, названный «церковью Божией», состоящей из всех тех, кого он называет «во Христе» ( 1 Коринфянам 10:32 ).
Влияние Павла на христианское мышление считается более значительным, чем влияние любого другого автора Нового Завета . [ 3 ] По мнению Кристера Стендаля , в произведениях Павла о роли Иисуса и спасении по вере основное внимание уделяется не индивидуальной совести человеческих грешников и их сомнениям в том, избраны они Богом или нет, а проблемой включения язычников ( Греческий) Соблюдающие Тору в завет с Богом. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ сеть 1 ] [ примечание 1 ]
Для решения этой проблемы Павел использует несколько интерпретативных рамок, но, что наиболее важно, свой собственный опыт и понимание. [ 11 ] Керигма относится к двум мифологиям: греческому мифу о благородных из 1 Коринфянам 15:3–5 умерших, с которым связано Маккавеевское представление о мученичестве и смерти за свой народ; и еврейский миф о преследуемом мудреце или праведнике , cq [ необходимо определение ] «История о дитя мудрости ». [ 12 ] [ 13 ] Понятие «умереть за» относится к этому мученичеству и гонениям. [ 14 ] [ примечание 2 ] «Умереть за наши грехи» относится к проблеме язычников, соблюдающих Тору, которые, несмотря на свою верность, не являются евреями по рождению и, следовательно, являются «грешниками», исключенными из Божьего завета. [ 15 ] Иисуса Смерть и воскресение решили проблему исключения язычников из Божьего завета, как указано в Римлянам 3:21–26 . [ 16 ] [ 17 ]
Включение язычников в иудаизм создало проблему для еврейско-христианской идентичности некоторых протохристиан . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] поскольку новообращенные не следовали всем принципам закона Моисеева ; обрезание, в частности, рассматривалось как знак членства в Авраамовом завете , и наиболее традиционалистская фракция еврейских христиан (т.е. обращенные фарисеи ) настаивала на том, что обращенные язычники также должны подвергаться обрезанию. [ 21 ] [ 3 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Павел решительно возражал против настойчивого соблюдения всех иудейских заповедей: [ 3 ] считая это большой угрозой своему учению о спасении через веру в Иисуса. [ 19 ] [ 22 ] По словам Паулы Фредриксен , противодействие Павла мужскому обрезанию язычников соответствует предсказаниям Ветхого Завета о том, что «в последние дни языческие народы придут к Богу Израиля, как язычники (например, Захария 8:20–23 ), не как прозелиты Израиля». [ сеть 4 ] Поэтому для Павла мужское обрезание язычников было оскорблением намерений Бога. [ сеть 4 ] По словам Ларри Уртадо , «Павел считал себя тем, кого Мунк называл исторической фигурой спасения», который был «лично и исключительно уполномочен Богом осуществить предсказанное собирание («полноту») народов ( Послание к Римлянам) 11:25 ).» [ сеть 4 ]
По мнению Павла, жертва Иисуса решила проблему исключения язычников из Божьего завета. [ 16 ] [ 17 ] поскольку верные искуплены участием в смерти и воскресении Иисуса . [ 23 ] Согласно Галатам 2:1–10 и главе 15 Деяний , Павел обсуждал этот вопрос с руководителями Иерусалимской экклесии , соглашаясь разрешить обращенным язычникам освобождение от большинства еврейских заповедей, что открыло путь для гораздо более крупной христианской церкви, простирающейся далеко за пределы еврейская община. Уртадо отмечает, что Павел ценил связь с «еврейско-христианскими кругами в римской Иудее », что делает вероятным, что его христология соответствовала их взглядам и была обязана им. [ 24 ] Уртадо далее отмечает, что «широко признано, что традиция, которую Павел излагает в 1 Коринфянам 15: 1–17, должна вернуться к Иерусалимской церкви». [ 25 ]
Новый взгляд на Пола
[ редактировать ]Е. П. Сандерс представил новый взгляд на Павла в своей публикации 1977 года «Павел и палестинский иудаизм» . [ 1 ] [ 26 ] По мнению Сандерса, западная теология неправильно поняла иудейский контекст религиозных взглядов Павла. Соблюдение закона и добрые дела были не средством вступления в завет ( законничество ), а знаком пребывания в завете и средством его соблюдения. Сандерс назвал эту модель религии « заветным номизмом ». Точка зрения Сандерса ставит под серьезное сомнение традиционное протестантское понимание доктрины оправдания .
Публикации Сандерса, такие как «Павел и палестинский иудаизм» в 1977 году и «Павел, закон и еврейский народ» в 1983 году, с тех пор были подхвачены профессором Джеймсом Д.Г. Данном , который придумал фразу «Новый взгляд на Павла»; [ 1 ] [ 27 ] и Н. Т. Райт , [ 28 ] затем англиканский епископ Дарема. Райт отмечает очевидное несоответствие между римлянами и галатами: первое гораздо более позитивно относится к продолжающимся заветным отношениям между Богом и Его древним народом, чем второе. Поэтому Райт утверждает, что произведения не являются незначительными. [ 29 ] По мнению Райта, Павел проводит различие между делами, которые являются признаками этнической идентичности, и делами, которые являются признаком послушания Христу.
В течение последних трех десятилетий ряд богословов выдвинули другие «новые точки зрения» на учение Павла об оправдании и, более конкретно, на то, что он говорит об оправдании верой . По словам Саймона Гатеркоула, «оправдание верой» означает, что Бог принимает не только евреев, но и язычников, поскольку оба верят в Бога. Павел пишет в своем послании к римлянам: «Ибо мы утверждаем, что человек оправдывается верою, независимо от соблюдения закона. Разве Бог — Бог только иудеев? Разве Он не Бог и язычников? Да, и язычников, поскольку есть только один Бог, Который оправдает обрезанного верою и необрезанного той же верой». [ 30 ] Вера является центральным компонентом учения Павла об оправдании. Это означает, что язычникам не обязательно становиться израильтянами , когда они обращаются в христианство, потому что Бог — это Бог не только одного народа, но и язычников, и иудеев. [ 31 ]
Источники
[ редактировать ]Книга Деяний содержит отчет о путешествиях и деяниях Павла, его конфликтах с греками и евреями во время династии Юлиев-Клавдиев , а также его взаимодействии с первыми Апостолами Иисуса. ценность исторической информации в Деяниях Однако оспаривается некоторыми учеными . Они полагают, что оно было написано с точки зрения примирения между павлинским христианством и его противниками, поэтому изображает Павла как законопослушного еврея и опускает его спор с Петром , лишь кратко упоминая о расколе с Варнавой . [ 32 ] Ириней во 2-м веке был первым, кто процитировал Деяния , и он использовал это против Маркиона Синопского отверг еврейскую Библию , который полностью (см. также Маркионизм ).
История Пола
[ редактировать ]еврейское происхождение
[ редактировать ]Павел был из набожной еврейской семьи, проживавшей в городе Тарсе . [ 33 ] один из крупнейших торговых центров на побережье Средиземного моря. [ 34 ] Оно существовало за несколько сотен лет до его рождения. Он был известен своим университетом. Во времена Александра Македонского , умершего в 323 году до нашей эры, Тарс был самым влиятельным городом в Малой Азии . [ 33 ]
Семья Павла имела историю религиозного благочестия ( 2 Тимофею 1:3 ). [ 35 ] Очевидно, семейная линия на протяжении поколений была очень привязана к фарисейским традициям и обрядам ; [ 36 ] В Деяниях цитируется Павел, говоря о своей семье, говоря, что он был «фарисеем, рожденным от фарисеев». [ 37 ] [ 38 ] В Послании к Римлянам 16:7 он утверждает, что двое из его родственников, Андроник и Юния , были христианами до него и занимали видное место среди апостолов. В Деяниях говорится, что он был ремесленником, занимавшимся кожевенным делом или изготовлением палаток. [ 39 ] [ 40 ] Это должно было стать первоначальной связью с Прискиллой и Акилой , с которыми он стал партнером в изготовлении палаток. [ 41 ] а позже стали очень важными товарищами по команде в качестве товарищей-миссионеров. [ 42 ] Павел называл себя соблюдающим иудеем В письме к Филиппийцам :
Если у кого-нибудь еще есть основания полагаться на плоть, то у меня больше: обрезанный в восьмой день, член народа Израилева, из колена Вениамина , еврей, рожденный от Евреев; что касается закона, то фарисей; что касается ревности, то гонитель церкви ; праведность перед законом непорочна.
Когда он был еще довольно молод, его отправили в Иерусалим для получения раввинского образования в школе Гамалиила . [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] один из самых известных раввинов в истории. Некоторые из его семьи, возможно, проживали в Иерусалиме, поскольку позже там ему жизнь спас сын одной из его сестер. [ 46 ] [ 47 ] О его биографии больше ничего не известно до тех пор, пока он не примет активное участие в мученической кончине Стефана . [ 48 ] еврей эллинизированной диаспоры. [ 49 ]
Хотя из его биографии и Деяний мы знаем, что Павел мог говорить на иврите , [ 47 ] современные исследования предполагают, что греческий койне был его первым языком. [ 50 ] [ 51 ] В своих письмах Павел в значительной степени опирался на свои знания стоической философии , используя стоические термины и метафоры, чтобы помочь своим новообращенным из язычников понять Евангелие и объяснить свою христологию. [ 52 ]
Греческое происхождение
[ редактировать ]Эллинистический иудаизм — движение, существовавшее в еврейской диаспоре и на Святой Земле и стремившееся установить еврейско-еврейскую религиозную традицию в рамках культуры и языка эллинизма . Важнейшим литературным произведением контакта иудаизма и эллинистической культуры является Септуагинта (начатая в III в. до н. э.). Основными авторами являются Филон Александрийский (умер около 50 г. н. э.), Иосиф Флавий (умер около 100 г. н. э.), а некоторые утверждают, что также и Павел. [ 53 ] Упадок эллинистического иудаизма во II веке нашей эры неясен. Возможно, оно было маргинализировано, поглощено или стало ранним христианством .
Недавно талмудист Даниэль Боярин заявил, что богословие духа Павла имеет более глубокие корни в эллинистическом иудаизме, чем принято считать. В книге «Радикальный еврей» Боярин утверждает, что апостол Павел объединил жизнь Иисуса с греческой философией , чтобы по-новому интерпретировать еврейскую Библию с точки зрения платонической оппозиции между идеалом (который реален) и материальным (который ложен).
Язычники и обрезание
[ редактировать ]До обращения Павла христианство было частью иудаизма Второго Храма . Ожидалось, что неевреи, желавшие присоединиться к раннехристианскому движению , которое в то время состояло в основном из еврейских последователей , обратились в иудаизм, что, вероятно, означало подчинение необрезанным взрослым мужским обрезаниям , соблюдение диетических ограничений кашрута и многое другое . В тот период были также «частично обращенные», такие как прозелиты и богобоязненные , то есть сторонники греко-римского режима, которые выразили верность иудаизму, но отказались обратиться и, следовательно, сохранили свой статус язычников (неевреев), следовательно, они были необрезанными, и от них не требовалось соблюдать ни одну из заповедей Моисеева закона . [ 54 ] Павел настаивал на том, что веры во Христа (см. также Вера или Верность ) достаточно для спасения , поэтому Закон Моисея не был обязательным для язычников. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
Обращение Павла
[ редактировать ]В Послании к Галатам говорится, что до своего обращения Павел был фарисеем , который «жестоко преследовал» последователей Иисуса.
Вы, несомненно, слышали о моей ранней жизни в иудаизме. Я жестоко преследовал церковь Божью и пытался ее разрушить. Я продвинулся в иудаизме выше многих среди моих сверстников, поскольку я был гораздо более ревностным к традициям своих предков.
Столпы Церкви
[ редактировать ]В Послании к Галатам 1:15–17 говорится, что после того, как Бог «призвал меня... чтобы я мог провозгласить Его среди язычников», он «не совещался ни с одним человеком». Когда он был в Иерусалиме три года спустя, он встретил Кифу ( Петра ) и Иакова, брата Господа . [ 59 ] а в Послании к Галатам 2:1–2 говорится, что он объяснил «Евангелие, которое я проповедую среди язычников» «признанным лидерам» только 14 лет спустя во время последующей поездки в Иерусалим.
Прозелитизм среди евреев
[ редактировать ]Согласно Деяниям, Павел начал работать по традиционной иудейской линии прозелитизма в различных синагогах, где встречались прозелиты у ворот и иудеи; и только потому, что ему не удалось привлечь евреев к своим взглядам, столкнувшись с сильным сопротивлением и гонениями с их стороны, он обратился к языческому миру после того, как договорился на конгрессе с апостолами в Иерусалиме принимать язычников в Церковь только как прозелитов. ворот, то есть после принятия ими Ноевых законов . [ 60 ] [ 61 ]
В Послании к Галатам 1:17–18 Павел заявляет, что сразу после своего обращения он ушел в Аравию и снова вернулся в Дамаск. «Затем, спустя три года, я пошел в Иерусалим, чтобы посетить Кифу». В Деяниях не упоминается о путешествии Павла в Аравию; и путешествие в Иерусалим происходит сразу после объявления проповеди Павла в синагогах. Хильгенфельд , Вендт , Вайцекер , Вайс и другие утверждают здесь о противоречии между автором Деяний и Павлом.
Раввин Якоб Эмден в замечательной апологии христианства, содержащейся в приложении к Седер Олам Раба : [ 62 ] высказывает свое мнение, что первоначальным намерением Иисуса, и особенно Павла, было обратить только язычников к семи моральным законам Ноя и позволить евреям следовать закону Моисея, что объясняет очевидные противоречия в Новом Завете относительно законы Моисея и субботы . [ нужна ссылка ]
Преследование Павла евреями в Деяниях
[ редактировать ]Несколько отрывков в Деяниях описывают миссии Павла в Малую Азию и его встречи с евреями диаспоры и местным нееврейским населением. В Деяниях 13–15 иудеи из Антиохии и Иконии доходят до того, что следуют за Павлом в другие города и подстрекают тамошние толпы к насилию над ним. Павла однажды уже побили камнями и бросили умирать. [ 63 ] В Филиппах , римской колонии, римские судьи избили и заключили в тюрьму Павла и его товарищей от имени язычников. [ 64 ] Очевидно, что в этот момент те, кто в Филиппах протестовал против них, все еще считали Павла и его товарищей евреями, несмотря на попытки Павла адаптировать свое учение к своей аудитории. [ 65 ] Позже, в близлежащих Фессалониках , евреи снова подстрекали толпы и натравливали христиан против римской власти. [ 66 ]
Споры об обрезании
[ редактировать ]Павел, называвший себя «Апостолом язычников», [ 67 ] [ 68 ] критиковал практику обрезания , возможно, как вход в Новый Завет Иисуса. В случае с Тимофеем , мать которого была иудейкой-христианкой , а отец — греком, Павел лично обрезал его «из-за иудеев», находившихся в городе. [ 69 ] [ 70 ] Некоторые полагают, что он, по-видимому, восхвалял ее ценность в Послании к Римлянам 3:1–2 , однако позже, во 2 главе Послания к Римлянам, мы видим его точку зрения. В 1 Коринфянам 9:20–23 он также оспаривает ценность обрезания.
Павел изложил свою точку зрения христианам в Риме [ 71 ] что обрезание означало уже не физическую, а духовную практику. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] И в этом смысле он написал: «Призван ли кто-нибудь обрезанным? Да не становится необрезанным» в 1 Коринфянам 7:18 — вероятно, имеется в виду практика эписпазма . [ 55 ] [ 57 ] [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] Павел уже был обрезан во время своего обращения. Он добавил: «Призван ли кто-нибудь необрезанным? Пусть не обрезается», и продолжил утверждать, что обрезание не имеет значения: [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] «Обрезание — ничто, и необрезание — ничто. Соблюдение заповедей Бога — вот что имеет значение». [ 77 ]
Позже Павел более явно осудил эту практику, отвергая и осуждая тех иудействующих , которые пропагандировали обрезание среди христиан из язычников. [ 19 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] Он обвинил их в обращении от Духа к плоти: [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] «Неужели вы так глупы, что, начав духом, теперь хотите овладеть плотью?» [ 78 ] Павел предупреждал, что сторонники обрезания были «лжебратьями». [ 79 ] [ 4 ] [ 19 ] Он обвинил сторонников обрезания в желании показать себя во плоти. [ 80 ] и прославления или хвастовства плоти. [ 81 ] [ 19 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] Вместо этого Павел подчеркивал послание о спасении через веру во Христа , противоположное подчинению Моисееву закону, который составлял Новый Завет с Богом: [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 82 ] что, по сути, обеспечивает оправдание язычников суровыми указами Закона, Нового Завета, который не требовал обрезания. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 82 ] (см. также «Оправдание верой» , «Отрывки Павла, поддерживающие антиномизм» , «Отмена законов Ветхого Завета» ).
Его отношение к обрезанию варьируется от его прямой враждебности к тому, что он называет «увечьем» в Филиппийцам 3: 2–3, до похвалы в Римлянам 3: 1–2 . Однако такие очевидные несоответствия привели к определенному скептицизму в отношении достоверности Деяний . [ 83 ] Баур , Шванбек, Де Ветте , Дэвидсон, Майерхофф, Шлейермахер , Блик , Кренкель и другие выступили против подлинности Актов; возражение выдвигается из-за несоответствия между Деяниями 9: 19–28 и Гал. 1:17–19 . Некоторые полагают, что Павел написал все Послание к Галатам , критикуя обрезание, говоря в пятой главе: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрежетесь, Христос не принесет вам никакой пользы». [ 84 ]
Разделение на евреев, которые следовали Моисееву закону и были обрезаны, и необрезанных язычников было подчеркнуто в его Послании к Галатам:
Напротив, когда они увидели, что мне было поручено благовествование для необрезанных , так же, как Петру было поручено благовествование для обрезанных (ибо тот, кто действовал через Петра, сделав его апостолом для обрезанных, также действовал через меня в посылая меня к язычникам ), и когда Иаков, Кифа и Иоанн, которые были признанными столпами, признали данную мне благодать, они подали Варнаве и мне правую руку общения , согласившись, чтобы мы пошли к язычникам и они к обрезанным .
Взгляды на иудействующих
[ редактировать ]Иудействующие , были фракцией еврейских христиан , как еврейского так и нееврейского происхождения, которые считали левитские законы Ветхого Завета все еще обязательными для всех христиан. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Они пытались навязать еврейское обрезание язычникам, обращенным в раннее христианство , и встретили резкое противодействие и критику за свое поведение со стороны апостола Павла , который использовал многие из своих посланий для опровержения их доктринальных ошибок. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Павел резко критиковал иудействующих в Ранней Церкви и резко упрекал их за их учения и поведение. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Этот конфликт между Павлом и его противниками, возможно, стал причиной Иерусалимского Собора . [ 85 ] Здесь Иаков, Павел и другие лидеры раннехристианского движения согласились, что новообращенным язычникам нужно только следовать «трем исключениям»: [ 86 ] (некоторые считают их четырьмя) законов, которые примерно совпадают с иудаистскими семью законами Ноя, которые, как утверждается, установлены Богом для всего человечества. [ 87 ] Этот Апостольский указ , до сих пор соблюдаемый Восточной Православной Церковью , аналогичен указу, принятому раввинистическим иудаизмом , который учит, что язычникам достаточно лишь следовать законам Ноаха, чтобы быть уверенными в своем месте в мире грядущем (см. также Ноахидизм и Двойной завет). богословие ).
Совет Иерусалима
[ редактировать ]Павел, похоже, отказался «привязываться к определенным образцам поведения и практики». [1] 1 Кор. 9:20–23 Он не вступает в спор с теми коринфянами, которые, по-видимому, чувствуют себя совершенно свободно есть все идоложертвенное, никогда не апеллируя и даже не упоминая Иерусалимский совет. Он скорее пытается убедить их, взывая к заботе, которую они должны проявлять о других верующих, которые, возможно, не чувствуют себя такими свободными.
Сам Павел описал несколько встреч с апостолами в Иерусалиме , хотя трудно полностью согласовать какую-либо из них с рассказом в Деяниях (см. также Апостол Павел#Иерусалимский собор ). Павел утверждает, что он «снова пошел в Иерусалим» (т. е. не в первый раз) с Варнавой и Титом «в ответ на откровение», чтобы «предложить им Евангелие , проповеданное среди язычников », Гал. 2:2 они , по словам Павла, «те, которые должны были быть признанными лидерами»: Гал. 2:6 Иакова, Кифа и Иоанн . Он описывает это как «частное собрание» (а не общественный совет) и отмечает, что Тита, который был греком, не принуждали к обрезанию. Гал. 2:3 [2] Однако он имеет в виду «тайно завезенных лжеверующих, которые пробрались шпионить за свободой». [3] мы имеем во Христе Иисусе, чтобы нас поработили» (Гал. 2:4 ).
Павел утверждает «столпы» Церкви [ 88 ] не имел с ним разногласий. Напротив, ему дали «правую руку общения», он направился на миссию к «необрезанным», а они к «обрезанным», прося лишь, чтобы он помнил о «бедных». [4] . Вопрос о том, была ли это та же самая встреча, что описана в Деяниях, не является общепризнанным.
Согласно статье в «Еврейской энциклопедии» , каким бы великим ни был успех Варнавы и Павла в языческом мире, власти Иерусалима настаивали на обрезании как условии приема членов в церковь, пока по инициативе Петра и Иакова, главы иерусалимской церкви, было решено, что принятие Ноевых законов, а именно, относительно избегания идолопоклонства, блуда и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, следует требовать от язычников, желающих войти в Церковь. [ 89 ]
Начиная с Ф. К. Баура , ученые нашли свидетельства различных направлений мысли в раннем христианстве. Джеймс Д. Данн предполагает, что Петр был «мостиком» между противоположными взглядами Павла и Иакова Справедливого .
Ибо Петр, вероятно, фактически был мостодержателем (Великий понтифик!) , который сделал больше, чем кто-либо другой, для сохранения разнообразия христианства первого века . Иаков, брат Иисуса, и Павел, две другие наиболее выдающиеся ведущие фигуры христианства первого века, слишком сильно отождествлялись со своими «брендами» христианства, по крайней мере, в глазах христиан на противоположных концах этого конкретного спектра. Но Петр, как показывает, в частности, эпизод с Антиохией в Гал. 2, одновременно старался твердо придерживаться своего еврейского наследия , которого не хватало Павлу , и был открыт для требований развития христианства, которого не хватало Иакову. Иоанн мог бы служить такой фигурой центра, объединяющей крайности, но если произведения, связанные с его именем, хоть сколько-нибудь отражают его собственную позицию, он был слишком большим индивидуалистом, чтобы служить такой объединяющей точкой. Другие могли бы более прочно связать развивающуюся новую религию с событиями ее основания и с самим Иисусом . Но ни один из них, включая остальных из двенадцати, похоже, не играл какой-либо значимой роли для всего развития христианства, хотя Иаков, брат Иоанна, мог бы оказаться исключением, если бы его пощадили». [Курсив оригинала]
- Джеймс Д.Г. Данн. «Дебаты о канонах», редакторы McDonald & Sanders, 2002 г., глава 32, стр. 577
Инцидент в Антиохии
[ редактировать ]Несмотря на соглашение, предположительно достигнутое на Иерусалимском соборе, как его понимал Павел, Павел рассказывает, как позже он публично выступил против Петра, также названного «Инцидентом в Антиохии», из-за нежелания Петра разделить трапезу с христианами из язычников в Антиохии . [ 91 ]
Позже, рассказывая об этом инциденте, Пол вспоминает: «Я выступил против [Питера] прямо в лицо, потому что он был явно не прав». Павел сообщает, что он сказал Петру: «Ты иудей, но живешь как язычник, а не как иудей. Как же ты принуждаешь язычников следовать иудейским обычаям ?» [ 92 ] Павел также упоминает, что даже Варнава (его спутник в путешествии и соратник-апостол до того времени) встал на сторону Петра. [ 93 ]
Исход инцидента остается неопределенным. В Католической энциклопедии говорится: «Рассказ Святого Павла об этом инциденте не оставляет сомнений в том, что Святой Петр увидел справедливость упрека». [ 94 ] Напротив, Л. Майкла Уайта в книге « От Иисуса к христианству» говорится: «Разрыв с Петром был полным провалом политической бравады, и Павел вскоре покинул Антиохию как персону нон грата , чтобы никогда больше не возвращаться». [ 95 ]
Основным источником информации об инциденте в Антиохии является письмо Павла к галатам. [ 96 ]
Евреи изображены как убийцы Иисуса
[ редактировать ]Как отмечает исследователь Нового Завета Питер Виллем ван дер Хорст , Павел обвиняет евреев в убийстве Иисуса и пророков в 1 Фессалоникийцам 2:14–16 :
Ибо вы, братья и сестры, стали подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе в Иудее, ибо то же претерпели вы от своих соотечественников, как они от иудеев, которые убили и Господа Иисуса, и пророков, и изгнали нас. ; они неугодно Богу и противятся всем, мешая нам говорить с язычниками, чтобы они могли спастись. Таким образом они постоянно наполняли меру своих грехов; но гнев Божий наконец настиг их.
Джеймс П. Кэрролл , историк и бывший католический священник, предупреждает, что это и подобные утверждения в Евангелиях от Матфея и Иоанна правильно рассматриваются как «свидетельство не ненависти к евреям, а сектантских конфликтов между евреями» в первые годы существования христианской церкви. [ 97 ]
Разделение с иудаизмом
[ редактировать ]Евангельское богословие Павла способствовало отделению мессианской секты христиан от иудаизма, что противоречило собственным намерениям Павла. Он писал, что только вера во Христа имела решающее значение для спасения как евреев, так и язычников, делая раскол между последователями Христа и основными евреями неизбежным и постоянным. Без кампании Павла против законников , выступавших против него, христианство, возможно, так и осталось бы расколотой сектой внутри иудаизма. [ 98 ]
Он утверждал, что новообращенным язычникам не обязательно следовать еврейским обычаям, делать обрезание, следовать еврейским диетическим ограничениям или иным образом соблюдать закон Моисея , чтобы иметь долю в будущем мире. Уча их оставить идолопоклонство в пользу Ноахида , он настаивал в своем Послании к Римлянам на положительном значении Закона (см. также отрывки Павла, противостоящие антиномизму ) в его божественной форме. [ 70 ] Со времен Павла полемический контраст, который он проводил между старым и новым путем спасения, обычно ослаблялся, делая акцент на плавном развитии ( суперсессионизм ), а не на резком контрасте ( маркионизм ). [ нужна ссылка ] См. также «Новый взгляд на Павла» .
(см. также Антиномизм в Новом Завете и Отмена законов Ветхого Завета )
Полина христианство
[ редактировать ]Павловое христианство — это термин, используемый для обозначения ветви раннего христианства, связанной с верованиями и доктринами, которые апостол Павел поддерживал в своих трудах . Некоторые считают этот термин уничижительным, поскольку он подразумевает, что христианство, как оно известно, является искажением оригинального учения Иисуса , как, например, в учении о Великом Отступничестве .
Еврейские взгляды
[ редактировать ]Еврейские исторические реконструкции
[ редактировать ]Интерес евреев к Павлу возник недавно. До так называемого еврейского возвращения Иисуса (как еврея) в восемнадцатом и девятнадцатом веках он почти не фигурировал в массовом еврейском воображении, и о нем мало писали религиозные лидеры и ученые. Возможно, он отсутствует в Талмуде и раввинской литературе, хотя появляется в некоторых вариантах средневековой полемики Толедот Йешу (как шпион раввинов). [ 99 ] Но поскольку Иисуса больше не считали парадигмой языческого христианства, позиция Павла стала более важной в еврейских исторических реконструкциях отношений их религии с христианством. Он фигурировал как ключ к построению барьеров (например, Генрих Грец и Мартин Бубер ) или мостов (например, Исаак Майер Уайз и Клод Г. Монтефиоре ) в межконфессиональных отношениях. [ 100 ] в рамках внутриеврейских дебатов о том, что представляет собой еврейская подлинность (например, Йозеф Клаузнер и Ханс Иоахим Шёпс), [ 101 ] а иногда и в качестве партнера по диалогу (например, Ричард Л. Рубинштейн и Даниэль Боярин ). [ 102 ] Он участвует в оратории ( Феликса Мендельсона ), картине ( Людвига Мейднера ) и пьесе ( Франца Верфеля ), [ 103 ] о Поле было несколько романов ( Шалома Аша и Сэмюэля Сэндмеля). [ 104 ] Еврейские философы (в том числе Барух Спиноза , Лев Шестов и Якоб Таубс ) [ 105 ] и еврейские психоаналитики (включая Зигмунда Фрейда и Ханнса Сакса ) [ 106 ] общались с апостолом как с одной из самых влиятельных фигур западной мысли. Научные исследования еврейского интереса к Павлу включают исследования Хагнера (1980): [ 107 ] Мейснер (1996), [ 108 ] и Лэнгтон (2010, 2011). [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ]
См. также
[ редактировать ]- Антииудаизм
- Апостольский век
- Библейский закон в христианстве
- Христианство в I веке
- Отношения между ранним христианством и иудаизмом
Примечания
[ редактировать ]- ^ Данн цитирует Стендаля: «Ср. Стендаль, Павел среди евреев и язычников, passim-eg «... учение веры было выработано Павлом с очень конкретной и ограниченной целью защиты прав обращенных язычников на полноту и искренность. наследники обетования Божия Израилю» (с.2)» [ 9 ]
Стивен Вестерхольм: «Для Павла вопрос, на который должно было ответить «оправдание верой», заключался в следующем: «На каких условиях язычники могут войти в народ Божий?» закона, он ответил: «Верой, а не делами (еврейского) закона ». [ сеть 1 ] Вестерхольм ссылается на: Кристера Стендаля , «Апостол Павел и интроспективное сознание Запада» , Harvard Theological Review 56 (1963), 199–215; перепечатано в Стендале, «Павел среди евреев и язычников и другие очерки» (Филадельфия: Крепость, 1976), 78–96.
Вестерхольм цитирует Сандерса: «Сандерс отметил, что «спасение язычников имеет важное значение для проповеди Павла; и вместе с этим падает закон; ибо, как просто говорит Павел, язычники не могут жить по закону (Гал. 2:14)» (496). В аналогичной ноте Сандерс предположил, что единственное иудейское «хвастовство», против которого возражал Павел, — это то, которое ликовало по поводу предоставленных божественных привилегий. Израилю и не смог признать, что Бог во Христе открыл дверь спасения язычникам». - ^ Согласно Еврейской энциклопедии (1906 г.), «Мишна говорит, что грехи искупаются (1) жертвоприношением, (2) покаянием после смерти или в Йом Кипур, (3) в случае более легких проступков позитивного или негативные предписания, покаянием в любое время [...] Более тяжкими грехами, по мнению раввина, являются отступничество, еретическая интерпретация Торы и необрезание (Йома 86а). Искупление грехов между человеком и его ближним. обильные извинения (Йома 85б)». [ сеть 2 ]
Далее «Еврейская энциклопедия» пишет: «Наиболее действенной, казалось, была искупительная сила страданий, испытываемых праведниками во время изгнания. Именно эта идея лежит в основе описания страдающего раба Божия в Ис. 13. 4, 12, Евр. [ ...] большей искупительной силой, чем все храмовые жертвы, были страдания избранных, которым предстояло быть слугами и свидетелями Господа (Ис. 42. 1–4, XLIX. 1–7, л. 6). Эта идея искупительной силы страданий и смерти праведников находит выражение также в IV Макк. VI. 21–23; и легли в основу учения Павла об искупительной крови Христа (Рим. 3:25)». [ сеть 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Данн 1990 , стр. 1–7.
- ^ Jump up to: а б с д и Клуц, Тодд (2002) [2000]. «Часть II: Истоки и развитие христианства – Павел и развитие христианства из язычников» . В Эслере, Филип Ф. (ред.). Раннехристианский мир . Routledge Worlds (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон : Рутледж . стр. 178–190. ISBN 9781032199344 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кросс и Ливингстон 2005 , стр. 1243–5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Данн, Джеймс Д.Г. (осень 1993 г.). Рейнхарц, Адель (ред.). «Отголоски внутриеврейской полемики в послании Павла к галатам». Журнал библейской литературы . 112 (3). Общество библейской литературы : 459–477. дои : 10.2307/3267745 . ISSN 0021-9231 . JSTOR 3267745 .
- ^ Jump up to: а б с д и Тиссен, Мэтью (сентябрь 2014 г.). Брейтенбах, Сильерс; Том, Йохан (ред.). «Аргумент Павла против обрезания язычников в Римлянам 2:17-29». Новый Завет . 56 (4). Лейден : Издательство Brill : 373–391. дои : 10.1163/15685365-12341488 . eISSN 1568-5365 . ISSN 0048-1009 . JSTOR 24735868 .
- ^ Jump up to: а б с д Кросс и Ливингстон 2005 , с. 912.
- ^ Табор, Джеймс (16 ноября 2013 г.). «Павел Иудей как основатель христианства?» . Хаффингтон Пост . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Стендаль 1963 .
- ^ Jump up to: а б Данн 1982 , с. №49.
- ^ Финляндия 2004 , стр. 2.
- ^ Кярккяйнен 2016 , стр. 30.
- ^ Мак 1995 , с. 86=87.
- ^ Финляндия 2004 , стр. 4.
- ^ Мак 1997 , с. 88.
- ^ Мак 1997 , с. 88-89, 92.
- ^ Jump up to: а б Мак 1997 , стр. 91–92.
- ^ Jump up to: а б Кросс и Ливингстон 2005 , стр. 1244–5.
- ^ Jump up to: а б Бокенкокоттер 2004 , стр. 19–21.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уртадо 2005 , стр. 162–165.
- ^ Jump up to: а б МакГрат 2006 , стр. 174–175.
- ^ Деяния 15:1
- ^ МакГрат 2006 , стр. 174–176.
- ^ Лиетарт Пеерболте, LJ (2013). «Как антихрист победил смерть: развитие христианской апокалиптической эсхатологии в ранней церкви» . В Крансе, Джон; Лиетарт Пеерболте, LJ; Смит, Питер-Бен; Цвип, Ари В. (ред.). Павел, Иоанн и апокалиптическая эсхатология: исследования в честь Мартинуса К. де Бура . Novum Testum: Добавки . Полный. 149. Лейден : Издательство Brill . стр. 238–255. дои : 10.1163/9789004250369_016 . ISBN 978-90-04-25026-0 . S2CID 191738355 .
- ^ Уртадо 2005 , стр. 156–157.
- ^ Уртадо 2005 , с. 168.
- ^ Павел и палестинский иудаизм , 1977 SCM Press. ISBN 0-8006-1899-8
- ^ Дж. Д. Данна, Лекция посвященная памяти Мэнсона (4 ноября 1982 г.): «Новый взгляд на Пола» BJRL 65 (1983), 95–122.
- ^ Новые взгляды на Пола
- ^ Римлянам 2:13
- ↑ Римлянам 3:28–30.
- ^ Гатеркол Саймон, «Что на самом деле имел в виду Пол?» ( Христианство сегодня , 2007)
- ^ Деяния 15:36–41.
- ^ Jump up to: а б Райт, Г. Эрнест, Великие библейские люди и как они жили (Плезантвиль, Нью-Йорк: The Reader's Digest Association, Inc., 1974).
- ^ Монтегю, Джордж Т. Живая мысль Святого Павла , Милуоки: Bruce Publishing Co., 1966.
- ^ 1-е Тимофею, 2-е Тимофею и Тит могут быть «Трито-Паулином», что означает, что они могли быть написаны членами школы Павла через поколение после его смерти.
- ^ Филиппийцам 3: 5–6.
- ^ Деяния 23:6.
- ^ Данн 2003 , с. 22.
- ^ Деяния 18: 1–3.
- ^ Данн 2003 , стр. 41–42.
- ^ Деяния 18:3
- ^ Рим. 16:4
- ^ Деяния 22:3
- ^ Данн 2003 , стр. 21–22.
- ^ МакРэй 2003 , с. 44.
- ^ Деяния 23:16.
- ^ Jump up to: а б Данн 2003 , с. 21.
- ^ Деяния 7:58–60; 22:20
- ^ Данн 2009 .
- ^ Фредерик Файви Брюс (1977), Павел, Апостол освобожденного сердца , с. 43
- ^ Дейл Мартин (2009), Введение в историю и литературу Нового Завета , лекция 14: «Павел как миссионер» . Йельский университет .
- ^ Ли 2006 , стр. 13–26.
- ^ Еврейская энциклопедия: Савл из Тарса: не еврейский ученый; эллинист
- ^ Гудман, Мартин (2007). «Идентичность и авторитет в древнем иудаизме» . Иудаизм в римском мире: Сборник очерков . Древний иудаизм и раннее христианство. Том. 66. Лейден : Издательство Brill . стр. 30–32. дои : 10.1163/ej.9789004153097.i-275.7 . ISBN 978-90-04-15309-7 . ISSN 1871-6636 . LCCN 2006049637 . S2CID 161369763 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Данн, Джеймс Д.Г. , изд. « Ни обрезание, ни необрезание, но… » . Новый взгляд на Павла: Сборник очерков . Научные исследования Нового Завета. Том 185. Тюбинген : Мор Зибек . стр. 314–330. ISBN 978-3-16-149518-2 . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тиссен, Мэтью (2016). «Языческие сыновья и семя Авраама» . Павел и проблема язычников . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 105–115. ISBN 978-0-19-027175-6 . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бисшопс, Ральф (январь 2017 г.). «Метафора в религиозной трансформации: «обрезание сердца» у Павла Тарсийского» (PDF) . В Чилтоне, Пол; Копытовска, Моника (ред.). Язык, религия и человеческий разум . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 1–30. дои : 10.1093/oso/9780190636647.003.0012 . ISBN 978-0-19-063664-7 . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фредриксен, Паула (2018). Когда христиане были евреями: первое поколение . Лондон : Издательство Йельского университета . стр. 157–160. ISBN 978-0-300-19051-9 .
- ^ Гал. 1:18–24.
- ^ Деяния 15: 1–31.
- ^ «Статья в Еврейской энциклопедии» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2008 г. Проверено 18 мая 2009 г.
- ^ стр. 32b–34b, Гамбург, 1752 г.
- ^ Деяния 14:19.
- ^ Деяния 16:19–40.
- ^ 1 Кор. 9:20–23
- ^ Деяния 17: 6–8.
- ^ Блэк, К. Клифтон; Смит, Д. Муди; Спиви, Роберт А., ред. (2019) [1969]. «Павел: Апостол язычников» . Анатомия Нового Завета (8-е изд.). Миннеаполис : Фортресс Пресс . стр. 187–226. дои : 10.2307/j.ctvcb5b9q.17 . ISBN 978-1-5064-5711-6 . OCLC 1082543536 . S2CID 242771713 .
- ^ Галатам 1:15–16 , 2:7–9 ; Римлянам 11:13 ; 1 Тимофею 2:7 ; 2 Тимофею 1:11 .
- ^ Деяния 16: 1–3.
- ^ Jump up to: а б МакГарви о Деяниях 16 : «Однако в рассматриваемом нами случае мы видим, как он собственноручно обрезал Тимофея, и это «из-за некоторых евреев, находившихся в тех кварталах».
- ↑ Римлянам 2:25–29.
- ^ Ходжес, Фредерик М. (2001). «Идеальная крайняя плоть в Древней Греции и Риме: эстетика мужских половых органов и их связь с липодермом, обрезанием, восстановлением крайней плоти и кинодесмой» (PDF) . Бюллетень истории медицины . 75 (осень 2001 г.). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 375–405. дои : 10.1353/bhm.2001.0119 . ПМИД 11568485 . S2CID 29580193 . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Рубин, Джоди П. (июль 1980 г.). «Операция Цельса по деобрезанию: медицинские и исторические последствия» . Урология . 16 (1). Эльзевир : 121–124. дои : 10.1016/0090-4295(80)90354-4 . ПМИД 6994325 . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Шультайс, Дирк; Трасс, Майкл С.; Стиф, Кристиан Г.; Йонас, Удо (1998). «Необрезание: исторический обзор восстановления препуция» . Пластическая и реконструктивная хирургия . 101 (7). Липпинкотт Уильямс и Уилкинс : 1990–8. дои : 10.1097/00006534-199806000-00037 . ПМИД 9623850 . Проверено 28 декабря 2019 г.
- ^ Католическая энциклопедия: Обрезание : «На эту эписпастическую операцию, выполняемую спортсменам, чтобы скрыть следы обрезания, ссылается Павел, me epispastho».
- ^ 1 Кор. 7:18
- ^ 1 Кор. 7:19
- ^ Гал. 3:3
- ^ Гал. 2:4
- ^ Гал 6:12
- ^ Гал. 3:13
- ^ Jump up to: а б МакГрат 2006 , стр. 175–176.
- ^ Например, см. Католическую энциклопедию (1907–1914): Деяния апостолов: возражения против подлинности.
- ^ Гал. 5:2
- ^ Деяния 15: 1–35.
- ^ Деяния 15:20,29.
- ^ Бытие 9: 1–17.
- ↑ Католическая энциклопедия: Св. Иаков Меньший : «Затем мы теряем Иакова из виду до тех пор, пока Св. Павел, через три года после своего обращения (37 г. н.э.), не отправился в Иерусалим. ... В том же случае «столпы» Церковь, Иаков, Петр и Иоанн «подали мне (Павлу) и Варнаве правую руку общения; что нам идти к язычникам, а они к обрезанию». Гал. 2:9
- ^ Еврейская энциклопедия: неевреи: неевреев нельзя обучать Торе
- ^ Перкин, Корри (25 февраля 2006 г.). «О! Мы одолжили Рембрандта» . Возраст . Фэрфакс . Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Католическая энциклопедия: Иудействующие см. раздел «Инцидент в Антиохии».
- ^ Гал. 2:11–14
- ^ Католическая энциклопедия: Иудействующие : «По их прибытии Петр, который до этого ел с язычниками, «удалился и отделился, опасаясь тех, кто был из обрезания», и своим примером привлек к себе не только других евреев, но и Варнава, соработник Павла».
- ^ Отчет Католической энциклопедии Святого Павла
- ^ Уайт, Л. Майкл (2004). От Иисуса к христианству . ХарперСанФранциско. п. 170. ИСБН 0-06-052655-6 .
- ^ Гал. 2:11–14
- ^ Кэрролл, Джеймс (2001). Меч Константина: Церковь и евреи (издание First Mariner Books, 2002 г.). Бостон/Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. п. 85 . ISBN 0-395-77927-8 .
- ^ Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. с. 331
- ^ Лэнгтон (2010) , стр. 23–56.
- ^ Лэнгтон (2010) , стр. 57–96.
- ^ Лэнгтон (2010) , стр. 97–153.
- ^ Лэнгтон (2010) , стр. 154–176.
- ^ Лэнгтон (2010) , стр. 178–209.
- ^ Лэнгтон (2010) , стр. 210–230.
- ^ Лэнгтон (2010) , стр. 234–262.
- ^ Лэнгтон (2010) , стр. 263–278.
- ^ Хагнер, Дональд (1980). Хагнер, Дональд (ред.). Павел в современной еврейской мысли в исследованиях Полины . Эксетер: Патерностер Пресс. стр. 143–65.
- ^ Мейснер, Стефан (1996). Возвращаем еретика домой . Тюбинген: Мор.
- ^ Лэнгтон (2010)
- ^ Лэнгтон, Дэниел (2011). Вестерхольм, Стивен (ред.). Еврейские чтения Павла в Блэквелле. Спутник Павла . Блэквелл. стр. 55–72.
- ^ Лэнгтон, Дэниел (2011). Левин, Эми-Джилл (ред.). Павел в еврейской мысли в Еврейском аннотированном Новом Завете . Издательство Оксфордского университета. стр. 585–87.
Источники
[ редактировать ]Печатные источники
- Бокенкоттер, Томас (2004), Краткая история католической церкви (переработанное и расширенное издание), Doubleday, ISBN 0-385-50584-1
- Кросс, Флорида ; Ливингстон, Е.А. , ред. (2005), Оксфордский словарь христианской церкви (3-е исправленное издание), Оксфорд : Oxford University Press , стр. 1243–5, doi : 10.1093/acref/9780192802903.001.0001 , ISBN 978-0-19-280290-3
- Данн, Джеймс Д.Г. (1982), Новый взгляд на Пола. Лекция памяти Мэнсона, 4 ноября 1982 г.
- Данн, Джеймс Д.Г. (1990), Иисус, Павел и закон: исследования Марка и Галатам , Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс, ISBN 0-664-25095-5
- Данн, Джеймс Д.Г., изд. (2003), Кембриджский спутник Святого Павла , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-78155-8
- Данн, Джеймс Д.Г. (2009), Христианство в становлении: начиная с Иерусалима , том. 2, Вм. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 978-0-8028-3932-9
- Финлан, Стивен (2004), Предыстория и содержание метафор культового искупления Павла , Общество библейской литературы
- Уртадо, Ларри В. (2005), Как Иисус стал Богом? Исторические вопросы о самой ранней преданности Иисусу , Гранд-Рапидс, Мичиган и Кембридж, Великобритания : Wm. Б. Эрдманс , ISBN 978-0-8028-2861-3
- Уртадо, Ларри В. (2004), Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве , Гранд-Рапидс, Мичиган и Кембридж, Великобритания : Wm. Б. Эрдманс , ISBN 978-0-8028-3167-5
- Кярккяйнен, Вели-Матти (2016), Христоология: глобальное введение , Ада, Мичиган : Baker Academic
- Лэнгтон, Дэниел Р. (2010). Апостол Павел в еврейском воображении . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-51740-9 .
- Ли, Мишель В. (2006), Павел, стоики и Тело Христово , Серия монографий Общества исследований Нового Завета, том. 137, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, номер номера : 10.1017/CBO9780511584541 , ISBN. 978-0-51-158454-1
- Мак, Бертон Л. (1995), Кто написал Новый Завет? Создание христианского мифа , HarperCollins
- Мак, Бертон Л. (1997) [1995], Кто на самом деле написал Новый Завет? Факты, мифы и мотивы. (Кто написал Новый Завет? Создание христианского мифа) , Уитгеверий Анк-Гермес б.в.
- МакГрат, Алистер Э. (2006), Христианство: Введение , Blackwell Publishing, ISBN 1-4051-0899-1
- МакРэй, Джон (2003), Пол: Его жизнь и учение , Гранд-Рапидс: Baker Academic, ISBN 978-1-4412-0574-2
- Зейфрид, Марк А. (1992). « Оправдание верою и расположение аргумента Павла» . Оправдание верой: происхождение и развитие центральной темы Павла . Novum Testum, Добавки . Лейден : Издательство Brill . стр. 210–211, 246–247. ISBN 90-04-09521-7 . ISSN 0167-9732 .
- Стендаль, Кристер (июль 1963 г.). «Апостол Павел и интроспективное сознание Запада» (PDF) . Гарвардское богословское обозрение . 56 (3). Кембридж : Издательство Кембриджского университета от имени Гарвардской школы богословия : 199–215. дои : 10.1017/S0017816000024779 . ISSN 1475-4517 . JSTOR 1508631 . LCCN 09003793 . OCLC 803348474 . S2CID 170331485 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
- Уилкен, Роберт Луи (2013). «Внутренние разделения» . Первое тысячелетие: Глобальная история христианства . Нью-Хейвен и Лондон : Издательство Йельского университета . стр. 37–46. ISBN 978-0-300-11884-1 . JSTOR j.ctt32bd7m.8 . LCCN 2012021755 . S2CID 160590164 .
Веб-источники
- ^ Jump up to: а б Стивен Вестерхольм (2015), Новый взгляд на Пола в обзоре , Режиссер, весна 2015 г., Том. 44 (№ 1), стр. 4–15.
- ^ Еврейская энциклопедия, SIN
- ^ Еврейская энциклопедия (1906), ИСКУПЛЕНИЕ
- ^ Jump up to: а б с Ларри Уртадо (4 декабря 2018 г.), «Когда христиане были евреями»: Паула Фредриксен о «Первом поколении»