Калпана (воображение)
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Калпана ( санскрит : कल्पना) происходит от корня - кальпанама (कल्पनम्) + ना и означает – «фиксация», «поселение», «создание», «исполнение», «делание», «формирование», «организация», 'украшение', «украшение», «подделка», «приспособление», «устройство». [ 1 ] а также означает – «предполагать что-либо реальным», «вымышленным». [ 2 ]
Сурешварачарья в своей «Тайттирияварттике» (комментарии к « работе Шанкары к Тайттирия-упанишад» ) (II.297) использовал термин «калпана» в значении «низшая концепция». [ 3 ] Вишну-пурана (VI.vii.90) и Нарадия-пурана (lxvii.70) определяют кальпану как двучленное отношение, которое представляет собой различие между созерцанием и объектом созерцания. [ 4 ]
Бадараяна использовал слово калпана только один раз в своем сочинении « Брахма-сутры» , но при переводе Шри Говинды Бхашьи Баладевы Видьябхушаны , комментария к Веданта-сутрам, Шриша Чандра Васу перевел это слово как означающее – «творческая сила мысли, формирование, творение (а не воображение)», что означает в контексте объяснения Прадханы , о которой якобы говорилось. к слову - аджа (нерожденное существо), встречающемуся в Шветашватара-упанишаде (IV.5). Бадараяна утверждает:
- и по заповеди воображения, как в случае с медом и другими противоречиями
- «Поскольку учат, что Прадхана — творение Господа, поэтому нет противоречия в том, чтобы называть ее одновременно сотворенной и нетварной, как в случае с медом (отсылка к Мадху-видье )». [ 5 ]
Роер в своем переводе комментария Шанкары к Брихадараньяка-упанишадам перевел слово калпана как «фиктивный взгляд», а упадхи — как «фиктивный атрибут». [ 6 ] Шанкара в своей «Брахма-сутре Бхасья» интерпретировал эту сутру следующим образом:
- «А поскольку это указание в форме образа, как и в случае с медом и т. д., то несоответствия нет». (Перевод Свами Гамбхирананды )
объясняя, что слово аджа не указывает на форму козы и не используется в производном смысле того, что еще не рождено; то, что сказано в Шветашватара-упанишаде, представляет собой указание о материальном источнике всех вещей – движущихся и неподвижных, с использованием формы образов (калпана) – аналогии с козой. [ 7 ]
Дигнага в своей «Прамана-самуччья » говорит нам, что среди пратьякши («восприятия»), которая имеет частное отношение к объекту, и анумана («вывода»), который обладает только универсальным познанием, первая («восприятие») свободна от кальпаны или «концептуальное построение». [ 8 ] Катха-упанишада говорит нам, что виртуальные объекты существуют только во время калпана-калы , то есть в период воображения, благодаря авидье . [ 9 ] И, по мнению Патанджали , калпана («фантазия») более субъективна, чем иллюзия и галлюцинация. [ 10 ]
Человек способен думать, потому что у него есть воспринимающий и организующий манас («ум»), который при самопросветлении дает ему четну («сознание») и способности пратьякша («восприятие»), чинта («мысль»), калпана ( «воображение»), прайатна («воля») и чайтанья («высшее чувство и разум»). [ 11 ] Ведические мыслители придерживались мнения , что вселенная — это просто идея, кальпана («фантом») или проекция разума создателя; даже опыт рождения и смерти Дживы — это кальпана («галлюцинация»), созданная невежеством. [ 12 ] Ментальная кальпана — это ложное наложение из-за невежества. [ 13 ] Однако сиддха , стремящийся исключительно к достижению йоги с собственным «я» и уверенный в себе, обретает силы, возникающие спонтанно, без каких-либо уловок или уловок ( калпана ). [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ВСАпте (25 января 2008 г.). Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 548. ИСБН 9788122310078 .
- ^ Санскритский словарь . Spokensanskrit.de.
- ^ Тайттирийопанишад Бхашьявартикам . Брилл. 1971. с. 105.
- ^ Система йоги Патанджали . Мотилал Банарсидасс. 1973. с. 205.ISBN 9780879680831 .
- ^ Баман Дас Басу (2007). Священные книги индусов Издательство Генезис. стр. 100-1 173–174. ISBN 9788130705545 .
- ^ Доктор А.С. Э. Роер (1856). Брихадараньяка-упанишада . Азиатское общество Бенгалии. стр. 100-1 72–73.
- ^ Брахма Сутра Бхасья Шанкарачарьи . Адвайта Ашрам. п. 262.
- ^ Бен-Ами Шарфштейн (27 февраля 1998 г.). Сравнительная история мировой философии . СУНИ Пресс. п. 501. ИСБН 9781438418872 .
- ^ Сури Пуллат (19 сентября 2014 г.). Судьбоносные встречи . Куропатка Индия. п. 218. ИСБН 9781482836394 .
- ^ Динешчандра Бхаттачарья (1984). Психология йоги Патанджали . Санскритский колледж. п. 83.
- ^ Капур, Субодх (2002). Индийская энциклопедия, том 1 . п. 5839. ИСБН 9788177552577 .
- ^ Упанишады . Харпер. 1952. С. 155, 318.
- ^ Введение в индийский мистицизм . Издательство Генезис. 2000. с. 57. ИСБН 9788170209935 .
- ^ Георг Фёрштайн (1998). Тантра: Путь экстаза . Публикации Шамбалы. п. 261. ИСБН 9781570623042 .