Jump to content

Калпана (воображение)

Калпана ( санскрит : कल्पना) происходит от корня - кальпанама (कल्पनम्) + ना и означает – «фиксация», «поселение», «создание», «исполнение», «делание», «формирование», «организация», 'украшение', «украшение», «подделка», «приспособление», «устройство». [ 1 ] а также означает – «предполагать что-либо реальным», «вымышленным». [ 2 ]

Сурешварачарья в своей «Тайттирияварттике» (комментарии к « работе Шанкары к Тайттирия-упанишад» ) (II.297) использовал термин «калпана» в значении «низшая концепция». [ 3 ] Вишну-пурана (VI.vii.90) и Нарадия-пурана (lxvii.70) определяют кальпану как двучленное отношение, которое представляет собой различие между созерцанием и объектом созерцания. [ 4 ]

Бадараяна использовал слово калпана только один раз в своем сочинении « Брахма-сутры» , но при переводе Шри Говинды Бхашьи Баладевы Видьябхушаны , комментария к Веданта-сутрам, Шриша Чандра Васу перевел это слово как означающее – «творческая сила мысли, формирование, творение (а не воображение)», что означает в контексте объяснения Прадханы , о которой якобы говорилось. к слову - аджа (нерожденное существо), встречающемуся в Шветашватара-упанишаде (IV.5). Бадараяна утверждает:

и по заповеди воображения, как в случае с медом и другими противоречиями
«Поскольку учат, что Прадхана — творение Господа, поэтому нет противоречия в том, чтобы называть ее одновременно сотворенной и нетварной, как в случае с медом (отсылка к Мадху-видье )». [ 5 ]

Роер в своем переводе комментария Шанкары к Брихадараньяка-упанишадам перевел слово калпана как «фиктивный взгляд», а упадхи — как «фиктивный атрибут». [ 6 ] Шанкара в своей «Брахма-сутре Бхасья» интерпретировал эту сутру следующим образом:

«А поскольку это указание в форме образа, как и в случае с медом и т. д., то несоответствия нет». (Перевод Свами Гамбхирананды )

объясняя, что слово аджа не указывает на форму козы и не используется в производном смысле того, что еще не рождено; то, что сказано в Шветашватара-упанишаде, представляет собой указание о материальном источнике всех вещей – движущихся и неподвижных, с использованием формы образов (калпана) – аналогии с козой. [ 7 ]

Дигнага в своей «Прамана-самуччья » говорит нам, что среди пратьякши («восприятия»), которая имеет частное отношение к объекту, и анумана («вывода»), который обладает только универсальным познанием, первая («восприятие») свободна от кальпаны или «концептуальное построение». [ 8 ] Катха-упанишада говорит нам, что виртуальные объекты существуют только во время калпана-калы , то есть в период воображения, благодаря авидье . [ 9 ] И, по мнению Патанджали , калпана («фантазия») более субъективна, чем иллюзия и галлюцинация. [ 10 ]

Человек способен думать, потому что у него есть воспринимающий и организующий манас («ум»), который при самопросветлении дает ему четну («сознание») и способности пратьякша («восприятие»), чинта («мысль»), калпана ( «воображение»), прайатна («воля») и чайтанья («высшее чувство и разум»). [ 11 ] Ведические мыслители придерживались мнения , что вселенная — это просто идея, кальпана («фантом») или проекция разума создателя; даже опыт рождения и смерти Дживы это кальпана («галлюцинация»), созданная невежеством. [ 12 ] Ментальная кальпана — это ложное наложение из-за невежества. [ 13 ] Однако сиддха , стремящийся исключительно к достижению йоги с собственным «я» и уверенный в себе, обретает силы, возникающие спонтанно, без каких-либо уловок или уловок ( калпана ). [ 14 ]


  1. ^ ВСАпте (25 января 2008 г.). Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 548. ИСБН  9788122310078 .
  2. ^ Санскритский словарь . Spokensanskrit.de.
  3. ^ Тайттирийопанишад Бхашьявартикам . Брилл. 1971. с. 105.
  4. ^ Система йоги Патанджали . Мотилал Банарсидасс. 1973. с. 205.ISBN  9780879680831 .
  5. ^ Баман Дас Басу (2007). Священные книги индусов Издательство Генезис. стр. 100-1 173–174. ISBN  9788130705545 .
  6. ^ Доктор А.С. Э. Роер (1856). Брихадараньяка-упанишада . Азиатское общество Бенгалии. стр. 100-1 72–73.
  7. ^ Брахма Сутра Бхасья Шанкарачарьи . Адвайта Ашрам. п. 262.
  8. ^ Бен-Ами Шарфштейн (27 февраля 1998 г.). Сравнительная история мировой философии . СУНИ Пресс. п. 501. ИСБН  9781438418872 .
  9. ^ Сури Пуллат (19 сентября 2014 г.). Судьбоносные встречи . Куропатка Индия. п. 218. ИСБН  9781482836394 .
  10. ^ Динешчандра Бхаттачарья (1984). Психология йоги Патанджали . Санскритский колледж. п. 83.
  11. ^ Капур, Субодх (2002). Индийская энциклопедия, том 1 . п. 5839. ИСБН  9788177552577 .
  12. ^ Упанишады . Харпер. 1952. С. 155, 318.
  13. ^ Введение в индийский мистицизм . Издательство Генезис. 2000. с. 57. ИСБН  9788170209935 .
  14. ^ Георг Фёрштайн (1998). Тантра: Путь экстаза . Публикации Шамбалы. п. 261. ИСБН  9781570623042 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8dcc1b3501d5c9b9ef8b4e866ecce24__1670230740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/24/d8dcc1b3501d5c9b9ef8b4e866ecce24.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kalpana (imagination) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)