Шакатаяна
Шакатаяна | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 814 г. до н. э. |
Умер | 760 г. до н.э. |
Религия | индуизм |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Шакатаяна (814–760 до н. э.) [1] так звали санскритского грамматика , [2] тот, кто был предшественником Яски и Панини в Индии железного века , около 9 века до нашей эры. [3]
Древний грамматик
[ редактировать ]Шакатаяна был одним из первых «этимологов» или найрукта . Он старейший грамматик, известный по имени, хотя его работы известны лишь косвенно, благодаря ссылкам на работы Яски и Панини.
Шакатаяна, по-видимому, утверждал, что все существительные в конечном итоге произошли от корневых слов . Этот процесс отражен в санскритской грамматике как система крит-пратьяй , или глагольных аффиксов.
Бимал Кришна Матилал в своей книге «Слово и мир» называет дебаты о ниркуте и вьякаране интересной философской дискуссией между найруктами , или этимологами, и паниниями, или грамматистами.
По мнению этимологов, все существительные (существительные) происходят от того или иного глагольного корня. Яска в своей «Нирукте» ссылается на эту точку зрения (фактически защищает ее) и приписывает ее более раннему ученому Шакатаяне. Это потребует, чтобы все слова можно было разложить на атомарные элементы, «корни» или «основы», а также «аффиксы» или «изгибы» - более известные на санскрите как дхату и пратьяя [...] Яска изложил точку зрения Гаргьи, который выступал против Шакатаяны (оба предшествовали Панини, который упоминал их по имени) и считал, что не все существенные слова или существительные ( нама ) должны происходить от корней, поскольку некоторые именные основы были «атомарными». [4]
Сакатаяна также предположил, что функциональные морфемы, такие как предлоги, не имеют никакого значения сами по себе, а вносят вклад в значение только тогда, когда присоединены к существительным или другим содержательным словам:
- (Древний грамматист) Сакатаяна говорит, что предлоги, если они не присоединены (к существительным или глаголам), не выражают значения; но Гаргья говорит, что они иллюстрируют (или видоизменяют) действие, выраженное существительным или глаголом, и что их смыслы различны (даже когда они отделены друг от друга). [5] Эта точка зрения была оспорена Гаргьей . Этот спор лежит в основе споров о композиционности среди древнеиндийских мимамсаков и вьякаранских грамматистов.
Его работу можно было бы назвать « Лакшана-шастра» , в которой он также описывает процесс определения пола в живых и неодушевленных творениях. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джайни 1991 , с. 111.
- ^ Глазенапп 1999 , стр. 130.
- ^ Сайни, Ранджит Сингх (1999). «один+сакатаяна» Постпанинские системы санскритской грамматики . Публикации Паримала. ISBN 978-817110161-0 .
- ^ Бимал Кришна Матилал (2001) [1990]. Слово и мир: вклад Индии в изучение языка . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-565512-5 .
- ^ Монье Уильямс , Индийская мудрость или примеры религиозных, философских и этических доктрин индусов , 1876 г. (цитата из перевода Гольдштукера « Яски » Нирукты )
Ссылки
[ редактировать ]- Глазенапп, Хельмут Фон (1999), Джайнизм: индийская религия спасения , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-1376-6
- Джайни, Падманаб С. (1991), Гендер и спасение: джайнские дебаты о духовном освобождении женщин , University of California Press , ISBN 0-520-06820-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шакатаяна. Стринирванакевалибхуктипракаране , изд. Муни Джамбувиджая, Бхавнагар, 1974 г.