Банарасидас
Банарасидас | |
---|---|
Рожденный | 1586 |
Умер | 1643 г. (56–57 лет) |
Род занятий | Бизнесмен, поэт |
Родитель | Харагсен (отец) |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Банарасидас (1586–1643) был Шримал-Джайнским бизнесменом и поэтом Индии Великих Моголов . Он известен своей поэтической автобиографией – Ардхакатханака («Половина истории»). [ 1 ] составлен на врадж-бхасе , раннем диалекте хинди, связанном с регионом вокруг Матхуры . Это первая автобиография, написанная на индийском языке . В то время он жил в Агре , и ему было 55 лет – «половина» истории относится к джайнской традиции, согласно которой «полная» продолжительность жизни составляет 110 лет.
Жизнь
[ редактировать ]Банарасидас родился в семье Шримал- Джайн в 1587 году. [ 2 ] Его отец Харагсен был ювелиром в Джаунпуре (ныне Уттар-Прадеш ). [ 3 ] Он получил базовое образование в области букв и цифр у местного брамина в Джаунпуре в течение одного года, а затем у другого брамина по имени Пандит Девдатт. в возрасте 14 лет [ 4 ] Далее он завершил высшее образование в области астрологии и Кхандаспуты , работы по математике. [ 5 ] Он изучал лексикографические тексты, такие как Намамала ( синонимы ) и Анекартакоша (слова с множеством значений). [ 6 ] Он также изучал аланкару (технику поэтического оформления) и лагукоку (текст об эротике). [ 6 ]
Позже он переехал в Агру в 1610–1611 годах для торговли. [ 7 ] » Кутбана Он начал свою поэтическую и певческую карьеру с таких стихов, как «Миригавати Манджхана (1503 г. н. э.) и «Мадхумалати» (1545 г. н. э.), которые были написаны суфийскими поэтами на стихах на хинди . [ 4 ] На него повлияли проповеди Гомматасары в 1635 году Рупчанда Панде, духовного учителя Хемраджа Панде . [ 8 ] [ 9 ]
Он был одним из ведущих сторонников движения Адхьятмы, которое в конечном итоге привело к созданию Терапант дигамбарских секты джайнов . Банарасидас, похоже, был лучшим поэтом, чем бизнесменом; однажды он рассказывает, как после нескольких убытков в бизнесе его жена дала ему двадцать рупий, которые она накопила. Иногда друг наваба Джаунпура Чин Килич Хан, иногда подвергавшийся преследованиям, был вынужден бежать в другие города. Несмотря на долгую продолжительность жизни, заложенную в названии его произведения «Ардхакатханака» , Банарасидас умер через два года после его написания, в 1643 году. [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]Банарасидас известен своими работами: «Моха Вивек Юддха» , «Банараси Намамала» (1613 г.) , «Банарасивиласа» (1644 г.), «Самаясара Натака» (1636 г.) и «Ардхакатханака» (1641 г.) во Врадж-Бхасе. [ 8 ] Он перевел стотру Кальянамандира . [ 10 ] « Банараси Намамала» — это лексикографический труд, основанный на « Намамале» Дхананджаи на санскрите . Банарасивиласа . — это антология его поэтических произведений, собранная Пандитом Джагдживаном Оно было завершено в 1644 году. [ 11 ] « Самаясара Натака» — это работа по джайнской философии, в значительной степени основанная на Кундакунды » «Самаясаре ( тексте дигамбары ), ее санскритском комментарии Амритчандры и комментарии на хинди Раджамаллы. [ 12 ]
Ардхакатханака - это его автобиография , в которой описывается его переход от неуправляемого юноши к религиозному осознанию ко времени написания произведения. [ 2 ] Произведение примечательно многими подробностями жизни во времена Великих Моголов — Банарасидас жил во времена правления Акбара , Джахангира и Шахджахана . [ 13 ]
Судя по всему, он время от времени был партнером императора Шахджахана по шахматам (хотя в «Ардхакатханаке» об этом не упоминается). [ 14 ] Следующие строфы описывают последствия внезапной смерти Акбара в 1605 году - неопределенность престолонаследия вызвала широко распространенный страх среди более богатых классов:
Я носил одежду от дома к дому, |
Во всех домах двери были закрыты, |
Недавний интерес
[ редактировать ]Новаторская работа над Банараси и его трио работ: Банараси Виласа , Самаясара Натака и Ардхакатханака была проведена Пандитом Натхурамом Преми в первые десятилетия 20-го века. только перевод Мукунда Лата « Половина сказки» С тех пор в 1981 году был опубликован .
Недавний интерес к работам Банараси, особенно к его «Ардхакатханаке», является прямым результатом постоянного интереса двух ученых.
Профессор Налини Бальбир из Французского института Сорбонны призвала своего студента Жерома Пети работать над «Банараси» над докторской диссертацией. Пети завершил исследование и французский перевод « Ардхакатханаки» .
Профессор Руперт Снелл из Техасского университета в Остине , США, не только написал статью о Банараси, но и призвал Хлою Мартинес из Санта-Барбары работать над Банараси.
Рохини Чоудхури Перевод на хинди « Ардхакатханаки » Банарасидаса был опубликован издательством Penguin Books India в 2007 году. ISBN 978-0-14-310056-0 . Новый английский перевод Чоудхури был опубликован издательством Penguin Classics в 2009 году. ISBN 978-0143100546 . Переводы Чоудхури были вдохновлены Рупертом Снеллом, он также написал введение к произведению.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ардхакатанака: Половина сказки Мукунда Лата (переводчик), Rupa & Co, 2005
- ^ Jump up to: а б с Орсини и Шофилд 1981 , с. 70.
- ^ Государство и общество в средневековой Индии - стр. 141, Дж. С. Гревал (2005), Oxford University Press
- ^ Jump up to: а б Орсини и Шофилд 1981 , с. 75.
- ^ Орсини и Шофилд 1981 , стр. 75–76.
- ^ Jump up to: а б Орсини и Шофилд 1981 , с. 76.
- ^ Орсини и Шофилд 1981 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Орсини и Шофилд 1981 , стр. 70–71.
- ^ Орсини и Шофилд 1981 , с. 87.
- ^ Орсини и Шофилд 1981 , с. 88.
- ^ Преми, Натурам. Банараси Вилас или Банараши Дживан Чаритра .
- ^ Орсини и Шофилд 1981 , стр. 71–72.
- ^ «Банарасидас: Ардхакатханака» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 18 апреля 2008 г. Банарасидаса Ардхакатханака, На основе изд. Натурам Преми, Бомбей, хинди Грантха Ратнакара, 1957 г.
- ^ Джайнизм в средневековой Индии , апрель 2020 г. , дата обращения 6 апреля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Орсини, Франческа ; Шофилд, Кэтрин Батлер, ред. (1981), Рассказы и тексты: музыка, литература и представления в Северной Индии , Издательство Open Book Publishers , ISBN 978-1-78374-105-2