Политика Камбоджи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2013 г. ) |
Эта статья является частью серии статей о |
Политика Камбоджа |
---|
Политика Камбоджи определяется в рамках конституционной монархии , в которой король является главой государства , а премьер-министр — главой правительства . Крах коммунизма положил начало событиям, которые привели к выводу вьетнамских вооруженных сил , которые установили свое присутствие в стране после падения красных кхмеров . [ 1 ] Конституция 1993 года , действующая в настоящее время, была обнародована в результате Парижских мирных соглашений 1991 года , за которыми последовали выборы, организованные под эгидой Временной власти ООН в Камбодже . Конституция объявляет Камбоджу «независимой, суверенной, мирной, постоянно нейтральной и неприсоединившейся страной». [ 2 ] Конституция также провозглашает либеральную, многопартийную демократию, в которой власть передана исполнительной , судебной и законодательной власти . нет. Однако эффективной оппозиции премьер-министру Хун Сену , который находился у власти с 1984 по 2023 год, Его Камбоджийская народная партия получила все 125 мест в Национальной ассамблее в 2018 году после запрета оппозиционных партий CNRP и KNLF . KNLF стал основной оппозицией, изгнанной в Данию после роспуска CNRP. Во время муниципальных выборов 2022 года и национальных выборов 2023 года международных наблюдателей не было. Правительство считается автократическим. [ 3 ]
Исполнительную власть осуществляет Королевское правительство от имени и с согласия монарха. Правительство состоит из Совета министров, возглавляемого премьер-министром. Премьер-министру в его функциях помогают члены Совета, такие как заместители премьер-министра, старшие министры и другие министры. Законодательная власть принадлежит двухпалатному законодательному органу, состоящему из Национальной ассамблеи , которая имеет право голосовать по законопроектам, и Сената , который имеет право рассматривать законопроекты. После прохождения закона двумя палатами законопроект представляется монарху для подписания и обнародования. Судебная власть призвана защищать права и свободы граждан, а также быть беспристрастным арбитром споров. Верховный суд является высшей судебной инстанцией страны и принимает апелляции судов низшей инстанции по вопросам права. Для толкования конституции и законов, а также для разрешения споров, связанных с выборами членов законодательного органа, был создан отдельный орган под названием Конституционный совет. [ 4 ]
Народная партия Камбоджи доминировала на политическом ландшафте после государственного переворота 1997 года в Пномпене. Другие известные политические партии включают роялистскую FUNCINPEC и бывшую Партию национального спасения Камбоджи , которая была распущена Верховным судом в 2017 году. Политологи Стивен Левицкий и Лукан Уэй описали Камбоджу как «конкурентный авторитарный режим», гибридный тип режима с важными политическими партиями. характеристики как демократии, так и авторитаризма. [ 5 ]
в июле 2023 года На выборах правящая Народная партия Камбоджи (НПК) легко победила с большим перевесом на ошибочных выборах после дисквалификации самой важной оппозиции Камбоджи, Партии свечей . [ 6 ] 22 августа 2023 года Хун Манет , сын Хун Сена, был приведен к присяге в качестве нового премьер-министра Камбоджи. [ 7 ]
Правовая база
[ редактировать ]Камбоджа — конституционная монархия с унитарной структурой. [ 8 ] и парламентская форма правления. [ 9 ] Конституция, определяющая рамки управления, была обнародована в сентябре 1993 года Учредительным собранием , которое стало результатом всеобщих выборов 1993 года, проведенных под эгидой Временной администрации Организации Объединенных Наций в Камбодже (ЮНТАК). Ассамблея включила основные принципы и меры, предусмотренные Парижскими мирными соглашениями в текст конституции . Эти положения, включенные в управляющую хартию, делают конституцию высшим законом страны; объявить статус Камбоджи как суверенного, независимого и нейтрального государства; закрепить либеральную, многопартийную демократию со справедливыми и периодическими выборами; гарантировать уважение прав человека; и обеспечить независимую судебную систему. [ 10 ]
Жестокость режима Демократической Кампучии вызвала особую необходимость включения положений, касающихся прав человека. [ 11 ] чтобы не допустить возврата к политике и практике прошлого. [ 12 ] Эти критерии были взяты из процесса разработки конституции Намибии, который состоялся в 1982 году. [ 11 ] Немецкий ученый в области конституционного права Йорг Менцель охарактеризовал эти ориентиры как «необходимое ядро современного конституционного государства». [ 13 ] Конституция дополнительно закрепляет статус международного права в вопросах прав человека, обязывая Камбоджу «уважать» положения договоров по правам человека, принятых ООН. [ 14 ] В конституцию 1993 года с момента ее принятия вносились поправки восемь раз – в 1994, 1999, 2001, 2005, 2006, 2008, 2014 годах. [ 15 ] и 2018. [ 16 ]
Разделение властей
[ редактировать ]Полномочия переданы трем ветвям государственной власти: законодательной , исполнительной и судебной, в соответствии с доктриной разделения властей . Политический суверенитет принадлежит камбоджийскому народу, который осуществляет свою власть через три ветви государства. Королевское правительство, обладающее исполнительной властью, несет прямую ответственность перед Национальной ассамблеей . Судебная власть, являющаяся независимой властью, призвана защищать права и свободы граждан. [ 17 ] Буддизм провозглашен государственной религией. [ 18 ]
Влияние на правовую систему
[ редактировать ]Правовая система Камбоджи представляет собой гражданское право , и на нее сильно повлияло правовое наследие Франции, возникшее в результате колониального правления . [ 19 ] Советско -вьетнамская система доминировала в стране с 1981 по 1989 год, и шри-ланкийский юрист Бэзил Фернандо утверждает, что ее элементы присутствуют и в нынешней системе. [ 20 ] Также преобладает роль обычного права , основанного на буддийских верованиях и неписаных законах, заимствованных из ангкорского периода . [ 21 ] [ 22 ]
Рыночная экономика
[ редактировать ]Конституция содержит приверженность «системе рыночной экономики», которая вместе с сопутствующими положениями приводит к фундаментальному изменению роли государства по сравнению с прошлым. [ 23 ] Безопасность частной собственности и право свободно продавать и обменивать, необходимые условия для функционирования рыночной экономики, [ 24 ] предусмотрены. Полномочия государства по экспроприации ограничены в той степени, в которой они служат общественным интересам, и могут осуществляться только тогда, когда заранее выплачивается «справедливая и справедливая» компенсация. [ 25 ] Действуя под лозунгом Le Cambodge s'aide lui-même или «Камбоджа поможет сама себе», одним из первых начинаний королевского правительства была реализация программ, направленных на обеспечение экономического восстановления Камбоджи и ее интеграции в региональную и мировую экономику. 10 марта 1994 года королевское правительство объявило о «необратимом и безвозвратном» переходе от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике. [ 23 ]
Монархия
[ редактировать ]Камбоджа является конституционной монархией . Король официально является главой государства и является символом единства и «вечности» нации, как это определено конституцией Камбоджи. [ 26 ]
С 24 сентября 1993 г. по 7 октября 2004 г. Нородом Сианук правил королем после того, как с 1941 года он ранее занимал ряд должностей (включая короля). Согласно конституции, король не имеет политической власти, но, поскольку Нородом Сианук был почитаемый в стране, его слово часто имело большое влияние в правительстве. Король, часто раздраженный конфликтами в своем правительстве, несколько раз угрожал отречься от престола, если политические фракции в правительстве не договорятся. Это оказало давление на правительство, чтобы оно разрешило их разногласия. Это влияние короля часто использовалось для урегулирования разногласий в правительстве.
После отречения короля Нородома Сианука в 2004 году ему наследовал его сын Нородом Сиамони . В то время как отставной король пользовался большим уважением в своей стране за то, что посвятил свою жизнь Камбодже, нынешний король провел большую часть своей жизни за границей, во Франции . Таким образом, еще неизвестно, будут ли взгляды нового короля пользоваться таким же уважением, как взгляды его отца.
Хотя в кхмерском языке есть много слов, означающих «король», слово, официально используемое на кхмерском языке (согласно конституции Камбоджи 1993 года), - это preăhmôhaksăt (кхмерское обычное письмо: ព្រះមហាក្សត្រ), что буквально означает: preăh - («превосходный ", родственник Палийское слово вара [ 27 ] ) - моха - (от санскрита , что означает «великий», родственно «маха-» в махарадже ) - кшат («воин, правитель», родственный санскритскому слову кшатра) [ 28 ] ).
По случаю выхода на пенсию короля Нородома Сианука в сентябре 2004 года Национальное собрание Камбоджи придумало новое слово для обозначения отставного короля: preăhmôhavireăkksăt (кхмерское обычное письмо: ព្រះមហាវីរក្សត្រ), где vireăk происходит от санскритского vira , что означает «храбрый или выдающийся человек, герой, вождь», родственного латинскому vir , viris , английскому virile . Preăhmôhavireăkksăt переводится на английский как «Король-Отец» ( французский : Roi-Père ), хотя слово «отец» не встречается в кхмерском существительном.
Будучи премахавиреаккшатом , Нородом Сианук сохранил многие из прерогатив, которые он раньше имел в качестве премахавиреккшата , и был фигурой, которую очень уважали и к которой прислушивались. Таким образом, по сути, Камбоджу можно было охарактеризовать как страну с двумя королями при жизни Сианука: тот, который был главой государства, премахакшат Нородом Сиамони, и тот, кто не был главой государства, премахавиреккшат Нородом Сианук. [ нужна ссылка ]
Сианук умер от инфаркта легких 15 октября 2012 года.
Наследование престола
[ редактировать ]В отличие от большинства монархий, монархия Камбоджи не обязательно является наследственной , и королю не разрешено выбирать своего наследника. Вместо этого нового короля выбирает Королевский тронный совет, состоящий из председателя Национальной ассамблеи, премьер-министра, председателя сената, первого и второго вице-президентов сената, глав орденов Моханикай и Таммают , а также первый и второй вице-президент собрания. Королевский совет собирается в течение недели после смерти или отречения короля и выбирает нового короля из числа кандидатов королевской крови.
Было высказано предположение, что способность Камбоджи мирным путем назначить нового короля показывает, что правительство Камбоджи невероятно стабилизировалось по сравнению с ситуацией, в которой страна находилась в 1970-е годы (см. « Историю Камбоджи» ).
Исполнительная власть
[ редактировать ]Премьер -министр Камбоджи является представителем правящей партии Национальной ассамблеи. Премьер-министр назначается королем по рекомендации президента и вице-президентов Национальной ассамблеи. Премьер-министр должен получить вотум доверия Национальной ассамблеи.
Премьер-министр официально является главой правительства Камбоджи. Премьер-министр назначает Совет министров. Официально в обязанности премьер-министра входит председательство на заседаниях Совета министров (камбоджийский вариант кабинета министров ) , а также назначение и руководство правительством. Премьер-министр и правительство составляют исполнительную ветвь власти Камбоджи.
Нынешним премьер-министром является член Народной партии Камбоджи (НПК) Хун Манет . Эту должность он занимает с 2023 года.
Результат выборов 1998 года, через год после того, как НПК устроила кровавый переворот в Пномпене. [ 29 ] [ 30 ] свергнуть избранного премьер-министра принца Нородома Ранарида , президента партии ФУНСИНПЕК .
Законодательная власть
[ редактировать ]правительства Законодательная ветвь Камбоджи состоит из двухпалатного парламента .
- Национальное собрание ( រដ្ឋសភា Rôdthsâphéa ) состоит из 125 членов, избираемых на пятилетний срок по пропорциональному представительству .
- Сенат ) состоит из 61 члена ( ព្រឹទ្ធសភា Prœ̆tthsâphéa . Двое из этих членов назначаются королем, двое избираются нижней палатой правительства, а остальные пятьдесят семь избираются всенародно «функциональными округами». Срок полномочий членов этой палаты составляет шесть лет.
Официальная обязанность Парламента – принимать законы и принимать законы. Законопроекты, принятые парламентом, передаются королю, который дает предложенным законопроектам королевское одобрение . Король не имеет права вето на законопроекты, принятые Национальным собранием, и, следовательно, не может отказать в королевском согласии. двумя третями голосов Национальное собрание также имеет право отправить в отставку премьер-министра и его правительство путем выражения вотума недоверия .
Сенат
[ редактировать ]Верхняя палата законодательного собрания Камбоджи называется Сенатом . В его состав входит шестьдесят один член. Двое из этих членов назначаются королем, двое избираются нижней палатой правительства, а остальные пятьдесят семь избираются всенародно выборщиками от провинциальных и местных органов власти, аналогично Сенату Франции . Срок полномочий членов этой палаты составляет шесть лет.
До 2006 года выборы в Сенат в последний раз проводились в 1999 году. Новые выборы должны были состояться в 2004 году, но первоначально эти выборы были отложены. 22 января 2006 г. 11 352 возможных избирателя пришли на избирательные участки и выбрали своих кандидатов. Эти выборы подверглись критике со стороны местных наблюдательных неправительственных организаций как недемократические. [ 31 ]
По состоянию на 2006 год [update] занимает Народная партия Камбоджи в Сенате сорок три места, что составляет значительное большинство. Двумя другими основными партиями, имеющими места в Сенате, являются партия Фунчинпек (двенадцать мест) и партия Сэма Рейнси (два места).
Национальное собрание
[ редактировать ]Нижняя палата законодательного органа называется Национальной ассамблеей . В его состав входят 125 членов, избираемых всеобщим голосованием на пятилетний срок. Последний раз выборы в Национальное собрание проводились в июле 2013 года.
Чтобы голосовать на выборах в законодательные органы, человеку должно быть не менее восемнадцати лет. Однако, чтобы быть избранным в законодательный орган, человеку должно быть не менее двадцати пяти лет.
Национальное собрание возглавляют президент и два вице-президента, которые избираются членами собрания перед каждой сессией.
По состоянию на 2018 год [update] занимает Народная партия Камбоджи все 125 мест в Национальной ассамблее.
Политические партии и выборы
[ редактировать ]Результаты всеобщих выборов 2023 года
[ редактировать ]Вечеринка | Голоса | % | Сиденья | +/– | |
---|---|---|---|---|---|
Камбоджийская народная партия | 6,398,311 | 82.30 | 120 | –5 | |
ФУНСИНПЕК | 716,490 | 9.22 | 5 | +5 | |
Кхмерская национальная объединенная партия | 134,285 | 1.73 | 0 | 0 | |
Камбоджийская молодежная партия | 97,412 | 1.25 | 0 | 0 | |
Вечеринка Дхармакратии | 84,030 | 1.08 | 0 | 0 | |
Демократическая партия коренных народов Камбоджи | 52,817 | 0.68 | 0 | 0 | |
Кхмерская партия борьбы с бедностью | 40,096 | 0.52 | 0 | 0 | |
Кхмерская объединенная партия | 36,526 | 0.47 | 0 | 0 | |
Массовая демократическая партия | 35,416 | 0.46 | 0 | 0 | |
Кхмерская партия экономического развития | 26,093 | 0.34 | 0 | 0 | |
Ekpheap Cheat Кхмерская вечеринка | 25,261 | 0.32 | 0 | Новый | |
Партия камбоджийской национальности | 23,197 | 0.30 | 0 | 0 | |
Партия «Женщины для женщин» | 22,843 | 0.29 | 0 | Новый | |
Кхмерская консервативная партия | 20,968 | 0.27 | 0 | Новый | |
Социал-демократическая партия «Улей» | 20,210 | 0.26 | 0 | 0 | |
Партия «Народная цель» | 13,831 | 0.18 | 0 | Новый | |
Партия демократической власти | 13,704 | 0.18 | 0 | Новый | |
Фермерская вечеринка | 12,786 | 0.16 | 0 | Новый | |
Общий | 7,774,276 | 100.00 | 125 | 0 | |
Действительные голоса | 7,774,276 | 94.64 | |||
Недействительные/пустые голоса | 440,154 | 5.36 | |||
Всего голосов | 8,214,430 | 100.00 | |||
Зарегистрированные избиратели/явка | 9,710,655 | 84.59 | |||
Источник: Национальный избирательный комитет. |
Результаты распределения мест по провинциям
[ редактировать ]Провинция | CPP | ФУНСИНПЕК | Общий |
---|---|---|---|
Бантей Минчей | 6 | 0 | 6 |
Баттамбанг | 8 | 0 | 8 |
Кампонг Чам | 9 | 1 | 10 |
Кампонгчнанг | 4 | 0 | 4 |
Деревня Спеу | 6 | 0 | 6 |
Кампонгтхом | 5 | 1 | 6 |
Кампот | 6 | 0 | 6 |
Скандал | 10 | 1 | 11 |
Кох Конг | 1 | 0 | 1 |
Кратье | 3 | 0 | 3 |
Мондулкири | 1 | 0 | 1 |
Пномпень | 11 | 1 | 12 |
Преа Вихеа | 1 | 0 | 1 |
Добыча Венг | 10 | 1 | 11 |
Возможность | 4 | 0 | 4 |
Ратанакири | 1 | 0 | 1 |
Сием Рип | 6 | 0 | 6 |
Преа Сианук | 3 | 0 | 3 |
Стинг Тренг | 1 | 0 | 1 |
Свай Риенг | 5 | 0 | 5 |
Такео | 8 | 0 | 8 |
Оддар Минчей | 1 | 0 | 1 |
Кеп | 1 | 0 | 1 |
пыльца | 1 | 0 | 1 |
Тбоунг Хмум | 8 | 0 | 8 |
Общий | 120 | 5 | 125 |
Судебная власть
[ редактировать ]Судебная власть независима от остальной части правительства, как это предусмотрено Конституцией Камбоджи . Высшей судебной инстанцией является Высший совет магистратуры . Существуют и другие суды низшей инстанции. До 1997 года в Камбодже не было судебной ветви власти, несмотря на то, что это предусмотрено Конституцией страны. В 2003 году судья Ким Сатави отвечал за создание первой Королевской школы судей и прокуроров для подготовки нового поколения мировых судей и клерков по правовым вопросам для Камбоджи. [ 33 ]
Основными обязанностями судебной власти являются преследование преступников, урегулирование судебных процессов и, самое главное, защита свобод и прав камбоджийских граждан. Однако на самом деле судебная власть в Камбодже сильно коррумпирована и часто служит инструментом исполнительной власти, заставляющим замолчать гражданское общество и его лидеров. [ 34 ] В настоящее время в состав Верховного совета входят 17 судей.
Международные отношения
[ редактировать ]Камбоджа является членом ACCT , AsDB , ASEAN , ESCAP , FAO , G-77 , IAEA , IBRD , ICAO , ICC , ICRM , IDA , IFAD , IFC, IFRCS , ILO , IMF , IMO, Intelsat (пользователь, не подписавший подпись), Международный валютный фонд , Интерпол , МОК , ИСО (подписчик), МСЭ , ДН, ОЗХО , СПС , ООН , ЮНКТАД , ЮНЕСКО , ЮНИДО , ВПС , ВБ , ВФП, ВОЗ , ВОИС , ВМО , ВТО , ВТО , ВТРО (заявитель)
Международные рейтинги
[ редактировать ]Организация | Опрос | Рейтинг | Счет |
---|---|---|---|
Трансперенси Интернешнл | Индекс восприятия коррупции (2021 г.) [ 35 ] | 157 из 180 | 87.22% |
Программа развития ООН | Индекс человеческого развития (2021 г.) [ 36 ] | 146 из 191 | 76.43% |
Всемирный совет по золоту | Золотой запас (2010 г.) | 65 из 110 | 60% |
Репортеры без границ | Мировой индекс свободы прессы (2012 г.) | 117 из 179 | 65.3% |
Фонд наследия | Индексы экономической свободы (2012 г.) | 102 из 179 | 57% |
Отчет о глобальной конкурентоспособности | Всемирный экономический форум (2012 г.) | 97 из 142 | 68.3% |
Провинциальные и местные органы власти
[ редактировать ]Ниже центрального правительства находятся 24 провинциальные и муниципальные администрации. [ 37 ] (В сельской местности административные единицы первого уровня называются провинциями; в городских районах они называются муниципалитетами.) Администрации входят в состав Министерства внутренних дел , и их члены назначаются центральным правительством. [ 37 ] Провинциальные и муниципальные администрации участвуют в формировании национального бюджета; они также выдают права собственности на землю и лицензируют предприятия. [ 37 ]
С 2002 года правительства на уровне коммуны ( советы коммун ) состоят из членов, избираемых прямым голосованием жителями коммуны каждые пять лет. [ 38 ]
На практике распределение обязанностей между различными уровнями правительства является неопределенным. [ 37 ] Эта неопределенность создала дополнительные возможности для коррупции и увеличила расходы для инвесторов. [ 37 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Уроки Парижских мирных соглашений Камбоджи для борьбы с политическими волнениями сегодня» . Институт мира США . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Миллер, Лорел Э.; Окойн, Луи (2010). Формирование государства в переходный период: тематические исследования по разработке конституции . Институт прессы мира США. п. 210. ИСБН 9781601270559 .
- ^ «Автократы мира сталкиваются с растущим сопротивлением» . Английский . 7 января 2019 г.
- ^ «Обзор истории, управления и правовых источников Камбоджи - GlobaLex» . www.nyulawglobal.org . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Путь, Лукан А.; Левицкий, Стивен (2010). Конкурентный авторитаризм Стивена Левицкого . Кембриджское ядро. п. 3. дои : 10.1017/CBO9780511781353 . ISBN 9780511781353 . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Джазира, Ал. «Партия премьер-министра Камбоджи Хун Сена заявляет о «большом перевесе» на сфальсифицированных выборах» . www.aljazeera.com .
- ^ Петти, Мартин (22 августа 2023 г.). «Новый лидер Камбоджи Хун Мане: авторитарный лидер или реформатор?» . Рейтер .
- ^ Ниязи, Тарик Х. (1 июня 2011 г.). Реформы деконцентрации и децентрализации в Камбодже: рекомендации по институциональной базе . Азиатский банк развития. п. 74. ИСБН 9789290922650 .
- ^ Государственный департамент США (2011). «Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2011 год» (PDF) . государство.gov . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ «Парижские мирные соглашения 1991 года - правительство, конституция, государственный гимн и факты Камбоджи» . Информационный центр Камбоджи . Архивировано из оригинала 23 сентября 2014 г. Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ратнер, Стивен Р. (1993). «Соглашения об урегулировании в Камбодже». Американский журнал международного права . 87 (1): 25–28. дои : 10.2307/2203851 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2203851 .
- ^ «УВКПЧ | Камбоджа – 20 лет спустя Парижских мирных соглашений» . www.ohchr.org . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Мензель, Йорг. Камбоджа от гражданской войны к конституции и конституционализму? Хор Пэн и др. Конституционный закон Камбоджи, стр. 16-17.
- ^ Куонг, Тейли. «Конституционные положения Камбоджи о договорах: история конституционной эволюции за пределами риторики» . Гарвардский институт Йенчин . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Хор Пэн. Конституция Королевства Камбоджа: эволюция конституционных теорий и интерпретаций. Хор Пэн и др. Конституционный закон Камбоджи . п. 47
- ^ Чэн, Нием; Начемсон, Эндрю (5 марта 2018 г.). «Закон об оскорблении величества вступил в силу, National, Politics, Phnom Penh Post» . www.phnompenhpost.com . Проверено 2 апреля 2019 г.
- ^ Хор Пэн. Конституция Королевства Камбоджа: эволюция конституционных теорий и интерпретаций. Хор Пэн и др. Конституционный закон Камбоджи . п. 45
- ^ Конг Фаллак. Свобода религии в Камбодже. Хор Пэн и др. Конституционный закон Камбоджи . п. 393
- ^ Мензель, Йорг. Камбоджа от гражданской войны к конституции и конституционализму? Хор Пэн и др. Конституционный закон Камбоджи стр. 31
- ^ Фернандо, Бэзил; Кирби, доктор медицины (1998). Проблемы, стоящие перед правовой системой Камбоджи . Азиатская комиссия по правам человека. Гонконг, Китай: Азиатская комиссия по правам человека. стр. VI. ISBN 9789628314027 .
- ^ Конг Фаллак. Обзор правовой и судебной системы Камбоджи и недавние усилия по проведению правовой и судебной реформы. Хор Пэн и др. Введение в камбоджийское законодательство . стр. 7-8
- ^ Хор Пэн. Конституция Королевства Камбоджа: эволюция конституционных теорий и интерпретаций. Хор Пэн и др. Конституционный закон Камбоджи . стр. 44-45
- ^ Перейти обратно: а б Сент-Джон, Рональд Брюс (1995). «Политическая экономия королевского правительства Камбоджи». Современная Юго-Восточная Азия . 17 (3): 266–269. ISSN 0129-797X . JSTOR 25798289 .
- ^ Ухо, Софал (1995). «Экономическое развитие Камбоджи в исторической перспективе: вклад в изучение экономики Камбоджи» : 82.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Куонг Тейли. Экономические права и национальная экономическая система. Хор Пэн и др. Конституционный закон Камбоджи . п. 498
- ^ «Камбоджа 1993 г. (ред. 2008 г.)» . Составить . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ «Родная орфография для «ព្រះ», словарь SEAlang» . www.sealang.net . Проверено 28 марта 2019 г.
- ^ «Родная орфография для «ក្សត្រ», словарь SEAlang» . www.sealang.net . Проверено 28 марта 2019 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июня 2007 г. Проверено 27 июня 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Ежедневный пресс-брифинг Госдепартамента США № 101, 97-07-08» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2004 г.
- ^ «Правящая партия побеждает в опросах Камбоджи» . 19 мая 2018 г. – через news.bbc.co.uk.
- ^ «СТРЕМИМСЯ К БОЛЬШОЙ ПОБЕДЕ: предварительные результаты показывают, что CPP получит 120 мест, а Funcinpec — пять» . Кхмер Таймс . 23 июля 2023 г. Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ Сатави, Ким (19 декабря 2003 г.). «Надежда на справедливость – это школа судей» . Почта Пномпеня . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ «Камбоджа: События 2005 года» . Основная информация: Обзор проблем прав человека в Камбодже . 31 декабря 2005 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Индекс восприятия коррупции 2021 года: изучите результаты Камбоджи» . Transparency.org . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ ОТЧЕТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ (PDF) . ЛАНХЭМ: БЕРНАН ПРЕСС. 2022. ISBN 978-92-1-126451-7 . OCLC 1344536512 . Архивировано из оригинала 8 сентября 2022 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Частные решения для инфраструктуры в Камбодже: страновой отчет . Всемирный банк (2002), стр. 65 . ISBN 0-8213-5076-5 .
- ^ «Аккаунт заблокирован» . www.embassyofcambodia.org.nz .
Ссылки
[ редактировать ]- Гор, Район; Конг, Фаллак; Мензель, Йорг, ред. (21 мая 2012 г.). Введение в камбоджийское законодательство . Фонд Конрада Аденауэра, Камбоджа.
- Хор, Пэн; Конг, Фаллак; Мензель, Йорг, ред. (июль 2016 г.). Конституционный закон Камбоджи . Фонд Конрада Аденауэра, Камбоджа.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Глобальный отчет о добросовестности: Камбоджа сообщает о коррупции и борьбе с коррупцией в Камбодже
Роялти
[ редактировать ]- Король Камбоджи Нородом Сиамони Официальный сайт короля Нородома Сиамони
- Король Камбоджи Нородом Сианук Официальный сайт бывшего короля Нородома Сианука
Официальный
[ редактировать ]- Cambodia.gov.kh Официальный веб-сайт королевского правительства Камбоджи (английская версия) ( Cambodia.gov.kh, кхмерская версия )
- Совет CDC по развитию Камбоджи
- Конституционный совет Камбоджи Конституционный совет Камбоджи
- Департамент рыболовства
- Информационная система по продовольственной безопасности и питанию Камбоджи
- Министерство торговли
- Министерство культуры и изящных искусств
- Министерство экономики и финансов
- Министерство образования, молодежи и спорта
- Министерство окружающей среды
- Министерство почты и телекоммуникаций
- Министерство общественных работ и транспорта
- Министерство туризма
- NiDA Национальное управление по развитию информационно-коммуникационных технологий
- Министерство планирования
- НИС Национальный институт статистики Камбоджи
- Министерство внутренних дел
- Национальный комитет NCCT по борьбе с торговлей людьми лично