Знание – сила


Фраза « scientia potentia est » (или « scientia est potentia » или также « scientia potestas est ») — латинский афоризм , означающий « знание — это сила », обычно приписываемый сэру Фрэнсису Бэкону . Выражение « ipsa scientia potestas est Бэкона » («знание само по себе есть сила») встречается в «Meditationes Sacrae» (1597). Точная фраза « scientia potentia est » (знание — сила) была впервые написана в версии « Левиафана » 1668 года Томасом Гоббсом , который в молодости был секретарем Бэкона. Сопутствующая фраза « sapientia est potentia » часто переводится как «мудрость – это сила». [1]
История
[ редактировать ]Истоки и параллели
[ редактировать ]Пословица практически в той же формулировке встречается на иврите, в библейской книге Притчей (24:5): Мудрый человек смел; А человек знания прилагает силу . На латынь Вульгата это было переведено как « vir sapiens fortis est et vir doctusrobustus et validus ». [2] а в версии короля Иакова : «Мудрый человек силен, человек знаний увеличивает силу». [3] Персидский поэт Фирдоуси (940–1019/1025) писал: «Могуществен тот, кто обладает знанием », — сказал он .
Томас Гоббс
[ редактировать ]Первое известное упоминание этой фразы появилось в латинском издании «Левиафана» (1668 г.; английская версия была опубликована в 1651 г.). Этот отрывок из Части 1 («De Homine») Главы X («De Potentia, Dignitate et Honore») встречается в списке различных качеств человека, составляющих власть; в этом списке «наукам» или «наукам» отведено второстепенное место:
Знание — сила, но небольшая; потому что превосходные познания редки и потому кажутся лишь очень немногим и в немногих вещах. Ибо природа знания такова, что его могут понять только те, кто наделен знанием. [4]
В английской версии этот отрывок звучит так:
Науки — это малые силы; потому что не выдающийся и, следовательно, не признанный ни в одном человеке; и вовсе нет, но в немногих, и в них, но в немногих вещах. Ибо наука такова природа, которую никто не может понять, но такая, которая в значительной мере достигла ее. [5]
В более поздней работе «De Corpore» (1655), также написанной на латыни, Гоббс развил ту же идею:
Цель или сфера применения философии заключается в том, чтобы мы могли использовать с пользой для себя ранее наблюдаемые эффекты... ради блага человеческой жизни... Целью познания является сила... наконец, сферой всех спекуляций является выполнение какого-либо действия или дела, которое необходимо сделать. [6]
В книге «Гоббс и традиция общественного договора» (1988) Джин Хэмптон указывает, что эта цитата написана «после Бэкона», а в сноске, что «Гоббс был секретарем Бэкона в молодости и вел с ним философские дискуссии» (Aubrey 1898, 331). . [7]
Фрэнсис Бэкон
[ редактировать ]
Ближайшим выражением в творчестве Бэкона является, пожалуй, выражение « ipsa scientia potestas est », встречающееся в его Meditationes Sacrae (1597), которое переводится как «само знание есть сила»:
и они устанавливают более широкие пределы познания Бога, чем силы, или, скорее, той части силы Бога (ибо само познание есть сила), посредством которой Он знает, чем той, посредством которой Он движется и действует: чтобы Он мог предвидеть некоторые вещи, которые Он не предопределяет и не предопределяет.
Один из многих различных английских переводов этого раздела включает следующее:
Этот канон — мать всех канонов против ересей. Причина ошибки двоякая: незнание воли Божией и незнание или поверхностное рассмотрение силы Божией. Воля Божья более раскрывается через Священное Писание… Его сила больше раскрывается через Его творения… Так же следует утверждать полноту Божьей силы, не подразумевая какого-либо вменения Его воли. Так же следует утверждать и доброту его воли, чтобы не подразумевать какого-либо умаления его власти. … Атеизм и теомахия восстают и бунтуют против силы Божией; не доверяя слову Его, открывающему волю Его, потому что не верит в силу Его, Которому все возможно… А из ересей, отрицающих силу Божию, существуют, кроме простого атеизма, три степени…
Третья степень — это те, которые ограничивают и ограничивают первое мнение только действиями человеческими, причастными греху: какие действия они полагают зависящими существенно и без всякой цепи причин от внутренней воли и выбора человека; и которые придают более широкий диапазон познанию Бога, чем Его силе; или, скорее, к той части силы Бога (ибо знание само по себе является силой), посредством которой Он знает, чем к той части, посредством которой Он действует и действует; позволение ему предвидеть некоторые вещи, как беспристрастный наблюдатель, на которые он не предопределяет и не предопределяет: идея, мало чем отличающаяся от вымысла, который Эпикур ввел в философию Демокрита, чтобы избавиться от судьбы и освободить место для удачи; а именно боковое движение Атома; что мудрые люди всегда считали совершенно пустым средством.
— стр. 94–95; Работы Бэкона , Том XIV, Бостон; Браун и Таггард, 1861 г.
Поэтому интерпретация понятия власти, подразумеваемого Бэконом, должна учитывать его различие между силой познания и силой работать и действовать, противоположное тому, что предполагается, когда максима вырвана из контекста. [8] Действительно, эта цитата стала клише .
В более известном « Новом органуме » Бэкон писал: «Человеческое знание и человеческая сила встречаются в одном; ибо там, где неизвестна причина, не может быть произведено следствие. причина, как правило, в действии». [9]
Ральф Уолдо Эмерсон
[ редактировать ]Ральф Уолдо Эмерсон писал в своем эссе «Старость» , вошедшем в сборник «Общество и одиночество» (1870):
Умение делать приходит из действия; знание приходит от всегда открытых глаз и рабочих рук; и нет знания, которое не было бы силой. [10]
Знание – сила в Германии
[ редактировать ]После объединения Германии в 1871 году фраза « Wissen ist Macht, geographisches Wissen ist Weltmacht » ( Знание — сила , географические знания — мировая власть) часто использовалась в немецкой географии и общественных дискуссиях для поддержки усилий по созданию немецкой колониальной империи после 1880 года. Юлиус Пертес, например, использовал этот девиз для своего издательства . [11] Однако эта установка географических исследований последовала за народными запросами, а не была навязана правительством. [12] Особенно графа Бисмарка мало интересовали немецкие колониальные авантюры; его посланник Густав Нахтигаль начал с первых защитных территорий, но его больше интересовали этнологические аспекты.
После Первой мировой войны немецкая география попыталась внести свой вклад в усилия по восстановлению мировой державы. Такие ученые, как Карл Хаусхофер , бывший генерал, и его сын Альбрехт Хаусхофер (оба находились в тесном контакте с Рудольфом Гессом) привлекли внимание всего мира своей концепцией геополитики. Ассоциации немецких географов и школьных учителей приветствовали Machtergreifung и надеялись получить дальнейшее влияние при новом режиме.
Послевоенная география была гораздо более осторожной; концепции политической географии и проецирования власти не были широко распространенными научными темами до 1989 года в Германии.
Однако географические знания по-прежнему важны в Германии. Немцы склонны высмеивать сопоставимое отсутствие интереса к этой теме у американских политиков и знаменитостей. Версия лозунга Sponti ( Außerparlamentarische Opposition ) - «Wissen ist Macht, nichts wissen macht auch nichts», игра слов по поводу предыдущего девиза в духе «Знание - сила, но невежество все равно не беспокоит». Йошка Фишер и Даниэль Кон-Бендит принадлежат к тем Спонти, которые, тем не менее, занимали влиятельные позиции, в случае Фишера не имея более формального образования, чем водительские права. [ нужна цитата для проверки ]
Немецкий батальон радиоэлектронной борьбы 932 Бундесвера, подразделение радиоэлектронной борьбы, базирующееся во Франкенберге (Эдер) , до сих пор использует латинскую версию Scientia potentia est в качестве своего девиза.
См. также
[ редактировать ]- Информационная война
- Разведка (сбор информации)
- Список латинских фраз
- Сила-знание
- Рациональность и сила
- Мудрый будет править звездами
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дарио Фо (13 июня 2004 г.). «Знание как вызов любой форме сил» . repubblica.it (на итальянском языке).
- ^ Библия Вульгата, Книга Притчей.
- ↑ Святая Библия, Версия короля Иакова, Притчи 24:5.
- ^ Томас Гоббс, Философские труды... , Том III ( Левиафан [1668]), с. 69
- ^ Томас Гоббс, Английские произведения Томаса Гоббса из Малмсбери... , Том 3 (Левиафан), с. 75 .
- ^ Томас Гоббс De Corpore , Часть I, Глава I ( О философии ). В Томасе Гоббсе, «Английские произведения Томаса Гоббса из Малмсбери…» , том I , стр. 7 . Из латинского издания: Томас Гоббс, Философская опера... , Том 1 , с. 6
- ^ «Цитаты Томаса Гоббса — 14 научных цитат — Словарь научных цитат и цитат ученых» . Todayinsci.com. 19 января 2012 г. Проверено 20 сентября 2012 г.
- ^ Викерс, Брайан (1992). «Фрэнсис Бэкон и прогресс знаний». Журнал истории идей . 53 (3): 495–518. дои : 10.2307/2709891 . JSTOR 2709891 .
- ^ Фрэнсис Бэкон, Novum Organum , Часть I, Афоризм III. Бостон: Таггард и Томпсон, 1863, том VIII, стр. 67–68.
- ^ Ральф Уолдо Эмерсон, Общество и одиночество , 1892, с. 303
- ^ АЛЕКСАНДР И МАРТЕНС (24 июня 1997 г.). «География как мировая держава Клетт и Пертес продвигают «Музей Земли» в Готе» . Мир . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ Броджиато, Хайнц Петер. « Знание – сила – Географические знания – мировая сила». Школьные журналы по географии в немецкоязычных странах (1880-1945) с особым учетом «Географического вестника». Часть 1: Объем текста: 656 стр., Часть 2: Указательный объем : 474 стр. Трир, 1998 г. (Материалы по дидактике географии, выпуск 18). Обзор Ганса Бема, География, том 54, 2000 г., выпуск 4, стр. 382–384 » (на немецком языке). Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 29 августа 2014 г.
то есть Создание географических кафедр в 1871–1874 годах соответствовало пожеланиям университетов и факультетов, а не было связано с «политической октрой».
Библиография
[ редактировать ]- Томас Гоббс, Философские труды, написанные им на латыни, все теперь собраны в одном корпусе впервые благодаря исследованиям и трудам Уильяма Молсворта , Барта. (Лондон: Бон, 1839–1845 гг.).
- Томас Гоббс, Английские произведения Томаса Гоббса из Малмсбери; Теперь впервые собрано и отредактировано сэром Уильямом Молсвортом , Бартом. (Лондон: Бон, 1839–1845 гг.). 11 томов.
- Ральф Уолдо Эмерсон, Общество и одиночество. Двенадцать глав , Бостон, The Riverside Press, 1892.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хаас, Эрнст Б. Когда знание — сила: три модели изменений в международных организациях . Калифорнийский университет, 1990 год. ISBN 0-520-06646-4 .
- Хигдон, Ли. «Знание – сила». Университетский бизнес , сентябрь 2005 г.
- «Знание – сила (Но только если ты знаешь, как его приобрести)». Экономист , 8 мая 2003 г.
- Отчет по управлению корпоративными знаниями.
- Петерсон, Райан. «Мишель Фуко: Сила/Знание». Ресурсный центр исследований в области коммуникаций Университета штата Колорадо.
- Исследование того, что Петерсон называет Фуко , которая противоречит Бэкону. «новой моделью отношений власти и знания»
- Пауэрс, Род. «Знание – сила в армии». Военные США: Дежурная комната .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение scientia potentia est есть в Викисловаре.
- Сайентиэстекс