Клисфен
Клисфен | |
---|---|
Клисфен | |
Одноименный Афин архонт | |
В офисе 525 – 524 гг. до н.э. | |
Предшественник | Хиппи |
Преемник | Мильтиад |
Личные данные | |
Рожденный | в. 570 г. до н.э. |
Умер | в. 508 г. до н.э. |
Отношения | Алкмеониды |
Клисфен ( / ˈ k l aɪ s θ ɪ n iː z / KLYS -thin-eez ; греческий : Κλεισθένης ), или Клисфен ( ок. 570 – ок. 508 до н. э. ), был древним афинским законодателем, которому приписывают реформирование конституции древней Афины и постановка их на демократическую основу в 508 г. до н. э . [1] [2] За эти достижения историки называют его «отцом афинской демократии». [3] Он был членом аристократического клана Алкмеонидов . Он был младшим сыном Мегакла и Агариста, что делало его внуком по материнской линии тирана Клисфена Сикиона . [4] Ему также приписывают усиление власти собрания афинских граждан и уменьшение власти знати над афинской политикой. [5]
В 510 году до нашей эры спартанские войска помогли афинянам свергнуть тирана Гиппия , сына Писистрата . Клеомен I , царь Спарты, установил проспартанскую олигархию во главе с Исагором . [6] Однако Клисфен при поддержке среднего класса и демократов взял верх. Клеомен вмешался в 508 и 506 гг. до н.э., но не смог остановить Клисфена и его афинских сторонников. Благодаря реформам Клисфена жители Афин наделили свой город изономическими институтами — равными правами для всех граждан (хотя гражданами были только свободные люди). [7] — и установил остракизм в качестве наказания. [8]
Биография
[ редактировать ]По оценкам историков, Клисфен родился около 570 г. до н. э. [9] Клисфен приходился дядей Перикла Агаристе. матери [10] и дед Алкивиада по материнской линии, Мегакл. [11] Клисфен происходил из семейства Алкмеонидов. Он был сыном Агариста и внуком Клисфена Сикионского . В отличие от своего деда, который был тираном, он принял политически-демократические концепции. Когда Писистрат пришел к власти в Афинах как тиран, он изгнал своих политических противников и Алкмеонидов . После смерти Писистрата в 527 г. до н. э. Клисфен вернулся в Афины и стал одноименным архонтом . Через несколько лет преемники Писистрата Гиппарх и Гиппий снова сослали Клисфена. В 514 г. до н.э. Гармодий и Аристогитон убили Гиппарха, в результате чего Гиппий еще больше ужесточил свое отношение к жителям Афин. Это побудило Клисфена попросить Дельфийского оракула убедить спартанцев помочь ему освободить Афины от тирании. Просьба Клисфена о помощи была принята Оракулом, поскольку его семья ранее помогала восстанавливать святилище, когда оно было разрушено пожаром. [12]
Прийти к власти
[ редактировать ]С помощью спартанцев и Алкмеонидов Клисфена ( генос , «клан») он был ответственен за свержение Гиппия , тирана , сына Писистрата . [13] После падения тирании Гиппия Исагор и Клисфен были соперниками за власть, но Исагор одержал верх, обратившись к спартанскому царю Клеомену I с просьбой помочь ему изгнать Клисфена. Он сделал это под предлогом проклятия Алкмеонидов . Следовательно, Клисфен покинул Афины в изгнании, а Исагор обладал непревзойденной властью в городе. [13] Исагор приступил к лишению сотен афинян их домов и изгнанию их под предлогом того, что они тоже были прокляты. Он также попытался распустить Буле (βουλή), совет афинских граждан, назначенный для управления повседневными делами города. Однако совет оказал сопротивление, и афинский народ заявил о своей поддержке совета. Исагор и его сторонники были вынуждены бежать в Акрополь , оставаясь там в осаде два дня. На третий день они бежали из города и были изгнаны. Впоследствии Клисфен был отозван вместе с сотнями изгнанников, и он принял на себя руководство Афинами. [14] своего назначения на пост лидера он заказал бронзовый памятник скульптору Сразу после Антенору в честь любовников и тираноубийц Гармодия и Аристогитона , которых казнил Гиппий. [15]
Реформации и управление Афинами
[ редактировать ]Политическая реорганизация
[ редактировать ]После этой победы Клисфен приступил к реформированию правительства Афин. Чтобы предотвратить раздоры между традиционными кланами, которые в первую очередь привели к тирании , он изменил политическую организацию четырех традиционных племен, которые основывались на семейных отношениях и составляли основу высшего сословия афинян. сеть политической власти, разделенная на десять племен в соответствии с местом их проживания (их демой ), которая составит основу новой демократической структуры власти. [16] Считается, что могло быть 139 демов (хотя это все еще является предметом споров), каждая из которых была организована в три группы, называемые триттиес («трети»), причем десять демов были разделены между тремя регионами в каждой триттиес (городской регион, асти) . прибрежная область — паралия и внутренняя область — мезогейя ). [17] Д.М. Льюис утверждает, что Клисфен установил систему дем , чтобы сбалансировать центральную объединяющую силу, которой обладает тирания, с демократической концепцией того, что на пике политической власти находится народ (а не один человек). [6] Еще одним побочным продуктом системы дем было то, что она расколола и ослабила его политических противников. [18] Клисфен также отменил отчества в пользу демонимов (имя, данное в соответствии с демом , к которому человек принадлежит), тем самым усилив у афинян чувство принадлежности к дему . [17] Эта и другие вышеупомянутые реформы имели дополнительный эффект, поскольку они способствовали включению (богатых мужчин) иностранных граждан в афинское общество. [19]
Он также установил жеребьевку – случайный отбор граждан на государственные должности, а не родство или наследственность. Также предполагается, что в качестве еще одного шага по снижению барьеров родства и наследственности, когда дело доходит до участия в афинском обществе, Клисфен сделал так, чтобы иностранные жители Афин имели право на получение юридических привилегий. [20] [18] Кроме того, он реорганизовал Буле с 400 членами , созданную при Солоне , так, чтобы в ней было 500 членов, по 50 от каждого племени. Он также ввел булевтическую клятву: «Советовать согласно законам, что лучше для народа». [21] Судебная система ( Дикастерия - суды) была реорганизована, и каждый день избиралось от 201 до 5001 присяжного заседателя, до 500 от каждого племени. Роль Буля заключалась в том, чтобы предлагать законы собранию избирателей, которое с этой целью собиралось в Афинах примерно сорок раз в год. Предложенные законопроекты могли быть отклонены, приняты или возвращены на доработку собранием.
Введение остракизма
[ редактировать ]Клисфен также мог ввести остракизм (впервые использованный в 487 г. до н. э.), согласно которому голосование не менее 6000 граждан приводило к изгнанию гражданина на десять лет. [22] [23] Первоначальной и предполагаемой целью было проголосовать за гражданина, которого считали угрозой демократии, скорее всего, за любого, кто, казалось, имел амбиции провозгласить себя тираном. [6] Однако вскоре после этого любой гражданин, который, как считалось, имел слишком большую власть в городе, как правило, подвергался изгнанию (например, Ксантипп в 485–84 гг. До н.э.). [24] При этой системе имущество ссыльного сохранялось, но физически он не находился в городе, где он мог бы создать новую тиранию. Один более поздний античный автор сообщает, что Клисфен был первым человеком, подвергшимся остракизму. [25]
Клисфен назвал эти реформы изономией («равенство по отношению к закону», iso — равенство; nomos — закон), а не демократией . [26] Жизнь Клисфена после его реформ неизвестна, поскольку после этого ни в каких древних текстах о нем не упоминается.
Попытка получить персидскую поддержку
[ редактировать ]В 507 г. до н. э., в то время, когда Клисфен руководил афинской политикой, и, вероятно, по его наущению, демократические Афины отправили посольство к Артаферну , брату Дария I , и Ахеменидскому сатрапу Малой Азии в столицу Сарды , ища персидской помощи в чтобы противостоять угрозам со стороны Спарты . [28] [29] Геродот сообщает, что Артаферн ранее ничего не знал об афинянах, и его первой реакцией было: «Кто эти люди?» [28] Артаферн попросил у афинян «Вода и Земля», символ подчинения, если они хотят помощи от царя Ахеменидов . [29] Афинские послы, очевидно, согласились подчиниться и отдать « Землю и Воду ». [28] Артаферн также посоветовал афинянам вернуть афинского тирана Гиппия . Персы угрожали напасть на Афины, если они не примут Гиппия. Тем не менее, афиняне предпочитали оставаться демократическими, несмотря на опасность со стороны империи Ахеменидов, и послы были дезавуированы и осуждены по их возвращению в Афины. [28]
После этого афиняне послали вернуть Клисфена и семьсот дворов, изгнанных Клеоменом; затем они отправили послов в Сарды, желая заключить союз с персами; ибо они знали, что спровоцировали лакедемонян и Клеомена на войну. Когда послы прибыли в Сарды и сказали, как им было приказано, Артафрен, сын Гистаспа , наместник Сардиса, спросил их: «Какие вы люди и где вы живете, желающие союза с персами?» Получив сообщение от послов, он дал им ответ, суть которого заключалась в том, что если афиняне дадут царю Дарию землю и воду , то он заключит с ними союз; но если нет, то он приказал им идти. Посланники посовещались и согласились дать то, что просили, желая заключить союз. Итак, они вернулись в свою страну, и тогда их сильно порицали за то, что они сделали.
- Геродот 5.73. [27]
Существует вероятность того, что правитель Ахеменидов теперь рассматривал афинян как подданных, торжественно пообещавших подчинение посредством дара «Земли и Воды», и что последующие действия афинян, такие как их вмешательство в Ионическое восстание , были восприняты как нарушение присяги и восстание против центральной власти ахеменидского правителя. [28]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Обер, стр. 83 и далее.
- ^ The New York Times (30 октября 2007 г.) [1-й паб: 2004 г.]. Джон В. Райт (ред.). Путеводитель по основным знаниям New York Times, второе издание: настольный справочник для любознательных умов . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 628. ИСБН 978-0-312-37659-8 . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Р. По-чиа Ся, Юлий Цезарь, Томас Р. Мартин, Барбара Х. Розенвейн и Бонни Г. Смит, Создание Запада, народов и культур, Краткая история, Том I: До 1740 года (Бостон и Нью-Йорк). Йорк: Бедфорд/Сент-Мартин, 2007), 44.
- ^ Смит, Уильям (1867). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Бостон: Литтл, Браун и компания. стр. 105–106.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Лангер, Уильям Л. (1968) Ранний период, до ок. 500 г. до н.э. Энциклопедия всемирной истории (четвертое издание, стр. 66). Отпечатано в Соединенных Штатах Америки: Houghton Mifflin Company. Доступ: 30 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Льюис, Д.М. (1963). «Клисфен и Аттика» . Historia: Журнал древней истории . 12 (1): 25. ISSN 0018-2311 . JSTOR 4434773 – через JSTOR.
- ^ Хайек, Фридрих А. фон (1960). Конституция свободы . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 238–242. ISBN 0-226-32084-7 . OCLC 498999 .
- ^ Робинсон, Калифорния (1952). «Клисфен и остракизм» . Американский журнал археологии . 56 (1): 23–24. дои : 10.2307/500834 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 500834 .
- ^ Греки: Тигель цивилизации (2000)
- ^ Геродот, Истории 6.131.
- ^ Плутарх. Жизнеописания Плутарха. с английским переводом. Бернадот Перрен. Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета. Лондон. William Heinemann Ltd., 1916 г. 4.
- ^ Гарвин, Эдвард (2013). «Афинская конституция» (PDF) . Университет Альберты . п. 19.4. Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Каду, Теодор Джон; Роудс, Пи Джей (2014). «Клисфен». Оксфордский спутник классической цивилизации . Саймон Хорнблауэр, Энтони Спофорт, Эстер Эйдиноу (второе изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-177848-3 . OCLC 900444999 .
- ^ Аристотель, Конституция афинян, глава 20.
- ^ «Люциан, De parasito sive artem esse parasiticam, раздел 48» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Аристотель, Политика 6.4.
- ^ Jump up to: а б Аристотель, «Конституция афинян», глава 21.
- ^ Jump up to: а б Бредин, Дональд В. (1955). «Тритики в реформах Клисфена» . Труды и труды Американской филологической ассоциации . 86 : 22–30. дои : 10.2307/283606 . ISSN 0065-9711 . JSTOR 283606 .
- ^ Каган, Дональд (1963). «Предоставление избирательных прав иностранцам Клисфеном» . Historia: Журнал древней истории . 12 (1): 41–46. ISSN 0018-2311 . JSTOR 4434774 .
- ^ Оливер, Джеймс Х. (1960). «Реформы Клисфена» . Historia: Журнал древней истории . 9 (4): 503–507. ISSN 0018-2311 . JSTOR 4434675 .
- ^ Моррис и Раафлауб Демократия 2500?: Вопросы и проблемы
- ^ «Аристотель, Афинская конституция, глава 22» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Афинский, Филохор. «Филохор: Перевод фрагментов» . www.attalus.org . 30. Архивировано из оригинала 17 сентября 2010 года . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Аристотель, Конституция афинян, глава 22.
- ^ Элиан, Различные истории 13.24
- ^ «Клисфен Афинский | Биография и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б LacusCurtius • Геродот — Книга V: Главы 55–96 .
- ^ Jump up to: а б с д и Уотерс, Мэтт (2014). Древняя Персия: Краткая история империи Ахеменидов, 550–330 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. стр. 84–85. ISBN 9781107009608 .
- ^ Jump up to: а б Уотерс, Мэтт (2014). Древняя Персия: Краткая история империи Ахеменидов, 550–330 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107009608 .
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Аристотель. Фредерика Джорджа Кеньона – через Wikisource . . См. исходный текст в программе Персей . . Перевод
- Аристотель (1984). Афинская конституция . Пи Джей Роудс пер. Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Пингвин. ISBN 0-14-044431-9 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Моррис И.; Раафлауб К., ред. (1998). Демократия 2500?: Вопросы и вызовы . Кендал/Хант Паблишинг Ко.
- Обер, Иосия (2007). «Я осадил этого человека, революционное начало демократии». Истоки демократии в Древней Греции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24562-4 .
- Левек, Пьер; Видаль-Наке, Пьер (1996). Клисфен Афинянин: Очерк репрезентации пространства и времени в греческой политической мысли с конца шестого века до смерти Платона . Гуманитарная пресса.
- Дэвид Эймс Кертис: Предисловие переводчика к книге Пьера Видаль-Маке и Пьера Левека « Клисфен Афинянин: эссе о репрезентации пространства и времени в греческой мысли с конца шестого века до смерти Платона» (1993-1994) http:/ /kaloskaisophos.org/rt/rtdac/rtdactf/rtdactfcleisthenes.html
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвис, Дж. К. (1993). Демократия и классическая Греция . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-19607-4 .
- Эренберг, Виктор (2010). От Солона до Сократа История и цивилизация Греции в VI и V веках до нашей эры . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-203-84477-9 .
- Форрест, Уильям Г. (1966). Возникновение греческой демократии, 800–400 гг. до н. э . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- Хигнетт, Чарльз (1952). История афинской конституции до конца пятого века до нашей эры . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Ларсен, Якоб А.О. (1948). «Клисфен и развитие теории демократии в Афинах». В Конвитце, Милтон Р.; Мерфи, Артур Э. (ред.). Очерки политической теории, представленные Джорджу Х. Сабину . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- О'Нил, Джеймс Л. (1995). Истоки и развитие древнегреческой демократии . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-8476-7956-Х .
- Стейвли, ES (1972). Греческое и римское голосование и выборы . Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. Пр. ISBN 0-8014-0693-5 .
- Торли, Джон (1996). Афинская демократия . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-12967-2 .
- Циммерн, Альфред (1911). Греческое Содружество: политика и экономика в Афинах пятого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Клисфеном, на Викискладе?
- BBC – История – Демократический эксперимент
- Митчелл, Джон Малкольм (1911). Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). стр. 479–481. .