Изономия
Изономия (ἰσονομία «равенство политических прав »). [1] [2] от греческого ἴσος isos — «равный» и νόμος nomos — «обычай, обычай, закон». [1] ) — слово, использовавшееся древнегреческими писателями, такими как Геродот. [3] и Фукидид [4] для обозначения какого-то народного правительства. Впоследствии оно было затмевано, пока не вернулось в английский язык как изономия ( «равенство закона» ). Экономист Фридрих Хайек попытался популяризировать этот термин в своей книге «Конституция свободы» и утверждал, что лучшее понимание изономии, используемой греками, определяет этот термин как «равное применение законов ко всем». [5]
Древнее использование
[ редактировать ]Могенс Херман Хансен утверждал, что, хотя изономия часто переводится как «равенство закона», на самом деле это нечто иное. [2] Наряду с изономией афиняне использовали несколько терминов для обозначения равенства. [2] все соединения, начинающиеся с изо- : изегория [6] (равное право выступать на политических собраниях), isopsephos polis [7] (один человек – один голос) и изократия [8] (равенство власти).
Когда Геродот изобретает дебаты среди персов о том, какой тип правления им следует иметь, он заставляет Отана высказываться в пользу изономии, тогда как, основываясь на его описании, мы могли бы ожидать, что он назовет форму правления, которую он предпочитает, «демократией».
Правление народа имеет самое справедливое имя из всех — равенство ( изономия ) и не делает ничего из того, что делает монарх. Жребий определяет должности, власть несет ответственность, а обсуждения проводятся публично. [3]
Фукидид использовал изономию как альтернативу династической олигархии. [9] и умеренная аристократия. [10] Со временем это слово перестало относиться к конкретному политическому режиму; Платон использует его для обозначения просто равных прав. [11] а Аристотель вообще не использует это слово. [12]
Медицинское использование
[ редактировать ]«Изономия» также использовалась в эллинские времена пифагорейскими врачами, такими как Алкмеон, который использовал ее для обозначения баланса или равенства тех противоположных пар горячего/холодного, влажного/сухого и горечи/сладости, которые поддерживали здоровье тела. . Таким образом:
Алкмеон говорил, что равенство ( изономия ) сил (влажных, сухих, холодных, горячих, горьких, сладких и т. д.) поддерживает здоровье, но что монархия [одна, преобладающая] среди них порождает болезни. [13]
Позднее использование
[ редактировать ]По мнению экономиста и политического теоретика Фридриха Хайека , изономию отстаивал римский Цицерон. [14] и «заново открыт» в одиннадцатом веке нашей эры студентами-юристами Болоньи, которым, по его словам, приписывают основание большей части западной правовой традиции.
Изономия была импортирована в Англию в конце шестнадцатого века как слово, означающее «равенство законов для всех людей». [14] Вскоре оно было использовано переводчиком Ливия в форме «Изономия». [14] (хотя и не прямой перевод изономии ), чтобы описать состояние равных законов для всех и ответственности судей. В течение семнадцатого века оно постепенно было заменено фразами « равенство перед законом », « верховенство права » и «правовое правительство». [14]
Политический теоретик Ханна Арендт утверждала, что изономия приравнивалась к политической свободе, по крайней мере, со времен Геродота. По сути, это слово обозначало состояние отсутствия правления, в котором не было различия между правителями и управляемыми. Это было «равенство тех, кто образует группу равных». Изономия была уникальной среди форм правления в древнем лексиконе, поскольку в ней отсутствовали суффиксы «-архия» и «-кратия», которые обозначают понятие правления в таких словах, как «монархия» и «демократия». Арендт далее утверждает, что греческий полис поэтому задумывался не как демократия, а как изономия. «Демократия» — это термин, используемый противниками изономии, которые утверждали, что «то, что вы называете «нет-правилом», на самом деле является лишь другим видом правления… правлением демоса » , или большинства. [15]
Теоретик государственного управления Альберто Геррейру Рамос отводил изономии центральную роль в своей модели человеческой организации. Его особенно заботило различие между пространством изономии и пространством экономики. Вслед за Арендт Геррейро Рамос утверждал, что люди должны иметь возможность взаимодействовать с другими в условиях, на которые не влияют соображения экономии. Изономия представляет собой такую установку; его функция — «улучшать хорошую жизнь целого». [16]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Древнегреческая философия связана с изономией с исегорией (предварительным равенством в определении принципов права) и изократией (равенством в последующем управлении или применении закона). [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон
- ^ Перейти обратно: а б с Афинская демократия в эпоху Демосфена», Могенс Герман Хансен, ISBN 1-85399-585-1 , с. 81-84
- ^ Перейти обратно: а б Геродот 3.80
- ^ Фукидид 3.82, 4.78
- ^ Хайек, Конституция свободы , стр. 238-242, University of Chicago Press, 1960, 2011 г.
- ^ Демосфен 15.18
- ^ Еврипид, Просительница, 353. Ste Croix (1981) 285
- ^ Геродот 5.92
- ^ Фукидид 4.78
- ^ Фукидид 3.82
- ^ Платон, Республика 563b
- ^ Поиск проекта Персей
- ^ Фрагмент 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фридрих А. Хайек, Истоки верховенства права
- ^ Ханна Арендт, О революции (Лондон: Penguin Books, 1963), стр. 30
- ^ Геррейро Рамос, А. (1981). Новая наука об организациях: переосмысление богатства наций . Торонто: Университет Торонто Press. п. 131.
- ^ Веб-сайт ресурсов Министерства образования Испании / Платон
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коста, В. (2004). «Наблюдения над понятием изономии». В Д'Атена, А.; Ланциллотта, Э. (ред.). От Гомера к Европейской конституции . Тиволи (Рим): Tored Editions. стр. 33–56.
- Эренберг, В. (1950). «Истоки демократии». История . 1 : 515–548.
- Каратани, Кодзин (2017). Изономия и истоки философии . Дарем. ISBN 978-0-8223-6885-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Леви, Э. (2005). «Изономия». В Бултригини, У. (ред.). Демократия и антидемократия в греческом мире, Материалы международной научной конференции, Кьети, 9–11 апреля 2003 г. Алессандрия: Edizioni dell'Orso. стр. 119–137.
- Ломбардини, Джон (2013). «Изономия и публичная сфера в демократических Афинах». История политической мысли . 34 (3): 393–420.
- Шуберт, Шарлотта (2021). Изономия. Развитие и история . Берлин; Бостон. ISBN 9783110723663 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Властос, Грегори (1953). «Изономия». Американский журнал филологии . 74 (4): 337–366. дои : 10.2307/292054 . JSTOR 292054 . S2CID 246256631 .