Толстая концепция
В философии ( толстый концепт иногда: толстый нормативный концепт , или толстый оценочный концепт ) — это вид понятия, одновременно обладающего значительной степенью описательного содержания и оценочно нагруженного. Парадигматическими примерами являются различные добродетели и пороки, такие как смелость , жестокость , правдивость и доброта . Например, мужеству можно дать грубую характеристику в описательных терминах как «...противодействие опасности ради достижения ценной цели». В то же время характеристика кого-либо как смелого обычно предполагает выражение про-отношения или (на первый взгляд) добрых качеств – то есть оценочного заявления.
Средняя позиция
[ редактировать ]Таким образом, толстые понятия, кажется, занимают «среднее положение» между (тонкими) описательными понятиями и (тонкими) оценочными понятиями. Обычно считается, что описательные понятия, такие как вода , золото , длина и масса, определяют особенности мира, а не дают основания для действия, тогда как обычно считается, что оценочные концепции, такие как правильность и добро, дают основания для действия, а не выявляют подлинные характеристики. мира.
Эта «двойная особенность» толстых понятий сделала их предметом споров между моральными реалистами и моральными экспрессивистами . Моральные реалисты утверждают, что содержание, направляющее мир, и содержание, направляющее действие, не могут быть эффективно разделены. [ оспаривается – обсуждаем ] указывая на то, что компетентное использование толстых понятий представляет собой этическое знание. [1] Экспрессивисты, отдавая предпочтение рассмотрению моральных ценностей как установок, проецируемых на мир, хотят сохранить различие между (морально нейтральными) описательными чертами обширного понятия и оценочными установками, которые обычно им сопутствуют. [2]
Два рассказа о толстых понятиях
[ редактировать ]Толстые понятия, по-видимому, сочетают в себе описательные черты природных понятий, таких как вода, с оценочным содержанием, аналогичным тонким оценочным понятиям, таким как добро и право. Как понимать эту «комбинацию»? Многие теоретики трактуют его как конъюнктив: объемное понятие следует анализировать как соединение описательной части и оценочной части, которые, по крайней мере в принципе, могут быть разделены. [3] Таким образом, основная особенность этого анализа заключается в том, что описательное содержание обширного понятия может быть дано при отсутствии оценочного содержания. Возвращаясь к примеру мужества, выражение «…является мужественным» может быть проанализировано как нечто вроде «…противодействия опасности ради достижения ценной цели» и «это (на первый взгляд) добродетель». [4] С этой точки зрения оценочную часть можно, таким образом, охарактеризовать как «предписывающий флаг», прикрепленный к концепции. [5] С этой точки зрения в принципе возможно построить полностью описательную концепцию – т.е. без оценочной силы – которая выделяет одни и те же черты мира.
Это описание толстых концепций подверглось критике со стороны других теоретиков, особенно сторонников морального реализма. [6] По их мнению, единственный способ понять объемную концепцию — это понять описательный и оценочный аспекты в целом. Идея состоит в том, что для объемного понятия оценочный аспект глубоко вовлечен в практику его использования; невозможно понять обширную концепцию, не понимая также ее оценочной точки. [7] Таким образом, описательные термины не могут полностью заполнить «по линии» описания, такого как «…противодействие опасности ради достижения ценной цели». Эти описания могут позволить новичку увидеть основные особенности. Однако использование оценочной точки зрения позволяет человеку полностью понять «толстую» концепцию.
Связанные понятия
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макдауэлл 1978, 1979, 1981; Дэнси 1995, 2004.
- ^ Гиббард 1992, Блэкберн 1998.
- ^ Заяц 1952 [ нужна ссылка ] , Гиббард 1992 г., Блэкберн 1998 г.
- ↑ Кэтрин Элгин называет это «скелетным счетом» в Elgin 2005, 343.
- ^ Уильямс 1985, 141.
- ^ Макдауэлл 1978, 1979, 1981; Уильямс 1985; Дэнси 1995, 2004; Макнотон и Роулинг, 2000; и Литтл 2000.
- ^ Основание для того, чтобы назвать действие «жестоким», а не просто описать его в более нейтральных терминах, состоит в том, чтобы настроиться на этот оценочный аспект. См. Макдауэлл 1981.
Библиография
[ редактировать ]Блэкберн, С. (1998) Правящие страсти , Оксфорд: Clarendon Press.
Бломберг О. (2007) Распутывая аргумент «толстой концепции», Sats: Nordic Journal of Philosophy , 8 (2), 63–78. ( связь )
Дэнси, Дж. (1995) В защиту толстых концепций, на французском языке, ред. Юлинга и Веттштейна, Исследования Среднего Запада в области философии 20 , Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам.
Дэнси, Дж. (2004) Этика без принципов , Оксфорд: Clarendon Press.
Элгин, К. (2005) Уильямс о правдивости, The Philosophical Quarterly 55.
Гиббард, А. (1992) Толстые концепции и основания для чувств, Труды Аристотелевского общества 66 (дополнительно).
Хукер Б. и Литтл М. (2000), Моральный партикуляризм , Оксфорд: Clarendon Press.
Литтл, М. (2000) Возвращение к моральным общим принципам, в Hooker and Little 2000.
Макдауэлл, Дж. (1978) Являются ли моральные требования гипотетическими императивами? Труды Аристотелевского общества, дополнительный том 52, 13–29.
Макдауэлл, Дж. (1979), Добродетель и разум, Monist 62 (3), 331–350.
Макдауэлл, Дж. (1981), Некогнитивизм и следование правилам, в книге «Витгенштейн: следовать правилу» , ред. С. Хольцман и К. Лейх, Лондон и Бостон: Рутледж и Кеган Пол, 141–162.
Макнотон Д. и Роулинг П. (2000) Беспринципная этика, в Hooker and Little 2000, 256–275.
Уильямс, Б. (1985) Этика и пределы философии , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кайл, Брент Г. «Толстые концепции» . Интернет-энциклопедия философии .
- Вяйринен, Пекка (2021). «Толстые этические концепции» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Весны 2021 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.