Транспондер (аэронавтика)
Транспондер ) (сокращение от Trans mitter-res ponder [1] и иногда сокращается до XPDR, [2] XPNDR, [3] TPDR [4] или ТП [5] ) — это электронное устройство, которое реагирует на радиочастотный запрос. Самолеты имеют транспондеры , помогающие идентифицировать их на радарах управления воздушным движением . Системы предотвращения столкновений были разработаны для использования передач транспондера в качестве средства обнаружения самолетов, находящихся под угрозой столкновения друг с другом. [6] [7]
Органы управления воздушным движением используют термин «сигнал», когда присваивают воздушному судну код транспондера, например , «сигнал 7421». Таким образом, можно сказать, что крик означает «выберите код транспондера», а «крик xxxx » означает «Я выбрал код транспондера xxxx ». [6]
Транспондер принимает запросы от вторичного радара наблюдения на частоте 1030 МГц и отвечает на частоте 1090 МГц.
Вторичный радар наблюдения
[ редактировать ]Вторичный обзорный радар (ВОРЛ) называют «вторичным», чтобы отличить его от «первичного радара», который работает путем пассивного отражения радиосигнала от обшивки самолета. Первичный радар определяет дальность и пеленг на цель с достаточно высокой точностью, но он не может надежно определить высоту цели, за исключением случаев, когда она находится на близком расстоянии. SSR использует активный транспондер (маяк) для передачи ответа на запрос вторичного радара. самолета Этот ответ чаще всего включает в себя барометрическую высоту и четырехзначный восьмеричный идентификатор. [7] [8]
Операция
[ редактировать ]Диспетчер воздушного движения может попросить пилота прокричать заданный код по радио, используя такую фразу, как «Cessna 123AB, крик 0363». Затем пилот выбирает код 0363 на своем транспондере, и дорожка на экране радара авиадиспетчера станет правильно ассоциироваться с его личностью. [6] [7]
Поскольку основной радар обычно дает информацию о пеленге и дальности полета, но не имеет информации о высоте, транспондеры режима C и режима S также сообщают барометрическую высоту. Информация о высоте в режиме C обычно поступает от высотомера пилота и передается с использованием модифицированного кода Грея , называемого кодом Гиллхэма . Если высотомер пилота не имеет подходящего датчика высоты, слепой датчик высоты к транспондеру подключается (который не отображает высоту напрямую). В загруженном воздушном пространстве часто действуют нормативные требования, чтобы все самолеты были оборудованы транспондерами режима C или режима S, сообщающими о высоте. В США это известно как завеса Mode C. Транспондеры режима S совместимы с передачей сигнала режима C и могут передавать сообщения с шагом 25 футов; они получают информацию от GPS-приемника, а также передают местоположение и скорость. Без сообщения о барометрической высоте авиадиспетчер не имеет возможности отображать точную информацию о высоте и должен полагаться на высоту, сообщаемую пилотом по радио. [6] [7] Аналогичным образом, система предотвращения столкновений при движении (TCAS), установленная на некоторых самолетах, нуждается в информации о высоте, передаваемой сигналами транспондера.
ИДЕНТ.
[ редактировать ]Все транспондеры режимов A, C и S оснащены переключателем «IDENT», который активирует специальный тринадцатый бит ответа в режиме A, известный как IDENT, сокращенно от «идентифицировать». Когда наземное радиолокационное оборудование [9] получает бит IDENT, это приводит к тому, что значок самолета «расцветает» на радаре. Это часто используется диспетчером для определения местоположения воздушного судна среди других, запрашивая у пилота функцию идентификации, например : «Cessna 123AB, сигнал 0363 и идентификатор». [6] [7]
Идентификатор также можно использовать в случае сообщения о сбое радиосвязи или подозрении на него, чтобы определить, является ли сбой только в одном направлении и может ли пилот все еще передавать или принимать данные, но не в обоих направлениях, например : «Cessna 123AB, если вы читаете, прокричите идентификатор». . [7]
Коды транспондеров
[ редактировать ]Коды транспондера представляют собой четырехзначные числа, передаваемые транспондером самолета в ответ на сигнал запроса вторичного радара наблюдения, чтобы помочь диспетчерам воздушного движения в разделении движения. Дискретный код транспондера (часто называемый кодом крика) назначается авиадиспетчерами для однозначной идентификации воздушного судна в зоне полетной информации (FIR). Это позволяет легко идентифицировать самолет на радаре. [6] [7]
Коды состоят из четырех восьмеричных цифр; циферблаты транспондера показывали от нуля до семи включительно. Четыре восьмеричные цифры могут представлять до 4096 различных кодов, поэтому такие транспондеры иногда называют «транспондерами кода 4096». [10]
Использование слова «крик» происходит от системы идентификации «свой-чужой» (IFF) времен Второй мировой войны, которая носила кодовое название «Попугай». [11] [12]
Коды, присвоенные авиадиспетчерской службой
[ редактировать ]Некоторые коды могут быть выбраны пилотом, если того требует или позволяет ситуация, без разрешения диспетчерской службы воздушного движения (УВД). Такие коды в Великобритании называются «кодами заметности». [13] Другие коды обычно назначаются органами УВД. [6] [7] Для полетов по правилам полетов по приборам (IFR) код крика обычно назначается как часть разрешения на вылет и остается неизменным на протяжении всего полета. [6] [7]
Полеты по правилам визуальных полетов (ПВП) в неконтролируемом воздушном пространстве будут «пикать по ПВП» (1200 в США и Канаде, 7000 в Европе). При контакте с органом УВД им будет предложено прокричать определенный код. При изменении частоты, например, из-за того, что рейс по ПВП покидает контролируемое воздушное пространство или переходит к другому органу УВД, полету по ПВП будет приказано снова «подать сигнал по ПВП». [6] [7]
Чтобы избежать путаницы с присвоенными кодами короткого сигнала, органам УВД обычно выделяются блоки кодов короткого сигнала, не перекрывающиеся с блоками соседних органов УВД, которые они могут назначать по своему усмотрению.
Не все органы УВД будут использовать радар для идентификации самолетов, но, тем не менее, они присваивают коды криков. Например, London Information — станция обслуживания полетной информации, которая охватывает нижнюю половину Великобритании — не имеет доступа к радиолокационным изображениям, но присваивает код 1177 всем самолетам, которые получают службу полетной информации от них (FIS). Это сообщает другим органам УВД, оснащенным радаром, что конкретный самолет прослушивает радиочастоту London Information, на случай, если им понадобится связаться с этим самолетом. [13]
Коды экстренной помощи
[ редактировать ]Следующие коды применимы во всем мире.
Код | Использовать |
---|---|
7500 | Угон самолета (ИКАО) [6] [14] |
7600 | Отказ радиосвязи ( потеря связи ) (ИКАО) [6] [14] |
7700 | Чрезвычайная ситуация (ИКАО) [6] [14] |
См. Список кодов транспондеров для получения списка национальных и исторических распределений.
Инциденты, связанные с транспондерами
[ редактировать ]- 1986 г. Столкновение Серритоса в воздухе - 31 августа 1986 г. (один из самолетов оснащен транспондером режима A, но не режима C)
- Рейс 655 авиакомпании Iran Air - 3 июля 1988 г. (неправильная интерпретация кода транспондера, фактор ошибочной идентификации и сбития)
- Рейс 706 авиакомпании Proteus Airlines - 30 июля 1998 г. (столкновение в воздухе; у одного из самолетов отключился транспондер)
- Рейс 85 Korean Air - 11 сентября 2001 г. (подозрение на угон с использованием кода транспондера, ложная тревога)
- Рейс 1907 Gol Transportes Aéreos - 29 сентября 2006 г. (столкновение в воздухе; у одного из самолетов случайно отключился транспондер)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Манжин, Роберт (2007). «Правда о транспондерах» . Архивировано из оригинала 16 августа 2011 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Фарлекс, Инк. (2008). «XPDR» . Проверено 24 декабря 2008 г.
- ^ Фарлекс, Инк. (2008). «ХПНДР» . Проверено 24 декабря 2008 г.
- ^ Фарлекс, Инк. (2008). «ТПДР» . Проверено 24 декабря 2008 г.
- ^ Фарлекс, Инк. (2008). «ТП» . Проверено 24 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Транспорт Канады (20 мая 2010 г.). «TP 14371 - Руководство по аэронавигационной информации Министерства транспорта Канады (TC AIM) RAC 1.9 Работа транспондера» . Архивировано из оригинала 9 июля 2010 года . Проверено 21 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Пепплер, Иллинойс (1996). С нуля (27-е исправленное издание). Оттава, Онтарио: Авиационные издательства. стр. 238–239. ISBN 0-9690054-9-0 .
- ^ Вабре, Фил. «Системы наблюдения за воздушным движением» . Музей воздушных путей и Историческое общество гражданской авиации . Проверено 15 апреля 2010 г.
- ^ Роджерс, Том (6 сентября 1998 г.). «Основы транспондера» . AVweb . Проверено 18 марта 2014 г.
- ^ «Глава 14: Работа аэропорта». Справочник пилота по авиационным знаниям (изд. FAA-H-8083-25C). Федеральное управление гражданской авиации . 17 июля 2023 г. с. 25.
- ^ Гетлайн, Мерил (17 апреля 2006 г.). «Спроси капитана: задушить меня ЧТО?» . США сегодня . Архивировано из оригинала 23 января 2009 года . Проверено 13 марта 2008 г.
- ^ Вабре, Фил. «Системы наблюдения за обслуживанием воздушного движения, включая объяснение основных и вторичных радиолокаторов» . Музей воздушных путей и Историческое общество гражданской авиации . Проверено 13 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ENR 1.6.2 — Рабочие процедуры ВОРЛ» . 29 июля 2021 г. . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Федеральное управление гражданской авиации. «JO 7110.66D, Национальный план распределения кодов радиомаяков» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 23 сентября 2023 г.