Коммандос (самолет)
коммандос | |
---|---|
![]() | |
Liberator II AL504 Commando , исчезнувший 27 марта 1945 года. На снимке изображен самолет в более поздней конфигурации с одним килем и рулем направления и отсутствием камуфляжной окраски. | |
Тип | Консолидированный Освободитель II |
Серийный | АЛ504 |
Владельцы и операторы | Королевские ВВС |
В эксплуатации | Июль 1942 г. - 27 марта 1945 г. |
Судьба | Пропал без вести в северной части Атлантического океана по пути к Азорским островам. |
Commando ( Министерства авиации серийный номер AL504 сверхдальней дальности ) — самолет Consolidated Liberator II , приспособленный для пассажирских перевозок и служивший личным самолетом премьер-министра Уинстона Черчилля . Коммандос бесследно исчез 27 марта 1945 года над северной частью Атлантического океана во время полета из британских ВВС Нортхолт в Лажес Филд на Азорских островах по пути в Оттаву в Канаде . Причина исчезновения самолета остается неизвестной по сей день.

Фон
[ редактировать ]Пилот-доброволец Уильям Вандерклот , гражданин США, служивший в паромном командовании Королевских ВВС с июня 1941 года, в июле 1942 года доставил специально модифицированный дальнобойный Consolidated Liberator II. Вандерклоту было приказано отправиться в штаб-квартиру Королевских ВВС, где его спросил сэр Чарльз Портал , начальник Штаб ВВС , если бы существовал безопасный прямой путь из Англии в Каир , по воздуху на «Либерейторе», который он только что доставил в аэропорт Прествика . Вандерклот сообщил Portal, что полет возможен с одной остановкой в Гибралтаре . Первоначально он направлялся на восток от Гибралтара, оставался над морем во второй половине дня, а затем резко поворачивал на юг после наступления сумерек, пролетая над территорией Испании и Франции Виши в Африке в темноте , а затем снова поворачивал на восток к Нилу и приближался к Каиру с юга. Таким образом, можно было бы в значительной степени избежать опасности со стороны самолетов наземного базирования в Северной Африке и Сицилии без необходимости летать полпути вокруг Африки.

Портал посоветовал Вандерклоту «держаться под рукой у телефона». На следующий день Вандерклута отвезли в Уинстона Черчилля офис на Даунинг-стрит, 10 . Черчилль, одетый в халат и тапочки, предложил ему выпить, положив начало отношениям, в ходе которых Вандерклот возил премьер-министра в деликатные дипломатические поездки по раздираемой войной Европе , России , Северной Африке и Ближнему Востоку . [1] [2] «Он пошел на рассчитанный риск», — сказал его сын Вильгельм III. «Тогда в полетах было гораздо больше риска. Это был рубеж, и я думаю, что все старые пилоты втайне от себя скажут, что им нравилось быть в одиночестве. Это была дикая синева». Будучи пилотом Черчилля, Вандерклот доставил лорда Маунтбеттена в Англию в июне 1942 года, доставил премьер-министра и начальника имперского генерального штаба Алана Брука в Египет в августе 1942 года, чтобы заменить Клода Окинлека, командующего британской армией в Северной Африке, на Бернарда Монтгомери. Бернарда Монтгомери , а также взял с собой Черчилля на переговоры на высоком уровне в Москве с Иосифом Сталиным, в Турцию, чтобы определить намерения этой страны во время войны, и на конференцию в Касабланке в 1943 году. [3] [4]

При поставке Commando имел обычную конфигурацию носа и хвоста Liberator, несмотря на внутренние модификации, но позже был преобразован в закрытый нос, а также тот же одинарный хвостовой стабилизатор, что и на Consolidated PB4Y-2 . В VIP- салоне («Очень важные персоны») были удобные сидения, электрический камбуз и даже кровать, установленная для Черчилля. [5] [6] После второй продолжительной поездки [2] Черчилль больше никогда не летал на «Коммандос» , вместо этого переключившись на «Аскалон» , «Авро Йорк» (транспортный самолет на базе бомбардировщика «Ланкастер» , с более крупным фюзеляжем) с полностью британским экипажем. Вандерклот и его смешанный американско-канадский гражданский экипаж были представлены к британским наградам за свою службу, а он и еще один человек получили почетные звания Ордена Британской империи . [7]

В сентябре 1943 года Liberator AL504 был выведен из VIP-обслуживания и переправлен на в Тусоне, штат Аризона базу ВВС США , где он претерпел серьезные модификации и превратился в одноразовый транспортный самолет, удлиненный на семь футов, с одним хвостовым килем, удлиненным фюзеляжем и модернизированными двигателями. . AL504 снова поднялся в воздух в марте 1944 года в качестве пробной версии США ВМС транспортного корабля Consolidated RY Liberator Express . [8] Вандерклот и команда продолжали летать на нем какое-то время; последняя запись в бортовом журнале одного члена экипажа об AL504 датирована 24 ноября 1944 года. [4]
Коммандос служил официальным самолетом Черчилля в критический период, а позже во время войны также иногда использовался другими высокопоставленными лицами для своих дел в связи с военными действиями. Она также служила в звене групповой связи № 45 (45 Gp Comms Flt), базирующемся в Дорвале, недалеко от Монреаля. [9] Он находился в хорошем состоянии и оказался чрезвычайно надежным. Он был переправлен из Монреаля в Сидней, Австралия , 5 ноября 1944 года коммодором авиации Си Джей Пауэллом, CBE, RAF (старшим офицером штаба авиации) Транспортного командования Королевских ВВС . [10]
Коммандос был вторым из 139 самолетов VLR (Very Long Range) Liberator II, поставленных ВВС Великобритании в основном для использования Береговым командованием Королевских ВВС для морского патрулирования и борьбы с подводными лодками, сопровождения конвоев снабжения торговых судов, а также для нападения и потопления немецких подводных лодок. -лодки .
Последний рейс
[ редактировать ]Заместителю государственного секретаря по авиации Руперту Брабнеру, DSO, DSC , его заместителю сэру Джону Абрахаму, KBE CB, и члену авиации по обучению маршалу авиации сэру Питеру Рою Максвеллу Драммонду , KCB, DSO и Bar OBE , MC RAF, необходимо было вылететь в Канаду вместе с другими высокопоставленными лицами, чтобы присутствовать на церемонии, посвященной закрытию Плана воздушной подготовки Британского Содружества . Уинстона Черчилля бывший личный транспортный коммандос В качестве VIP-самолета был назначен .
Управляемый командиром звена Уильямом Бидделлом, OBE DFC, самолет вылетел из Королевских ВВС Нортхолт в 23:00 по Гринвичу в понедельник, 26 марта 1945 года, чтобы вылететь в Оттаву , Канада , с остановкой для дозаправки на аэродроме Лажес на Азорских островах . Обычный контакт между самолетом и его базой был установлен в 05:22 утра по Гринвичу, полет продолжился по расписанию. Полет проходил в штатном режиме, когда последний контакт с транспортным командованием Королевских ВВС в Королевских ВВС Прествик в 07:16 по Гринвичу утром 27 марта 1945 года в позиции 40°30'N 20°17'W был установлен гражданским радистом Фредериком Уильямсом на борту. самолету сообщить расчетное время прибытия в 08:10 на аэродром Лажес . Больше никаких сигналов не было.
Потеря и поиски
[ редактировать ]Когда «Коммандос» не смог прибыть на Лажес-Филд , по радио были сделаны экстренные вызовы, и после того, как самолет был классифицирован как просроченный, были начаты поиски «воздух-море». Прибрежное командование Королевских ВВС при содействии Королевского военно-морского флота начало серию обысков, которые были описаны премьер-министром Уинстоном Черчиллем в его заявлении в Палате общин 28 марта 1945 года. Недалеко от траектории полета, по которой коммандос должен был следовать над океаном в направлении Лажес-Филд , экипаж ищущего самолета берегового командования Королевских ВВС заметил несколько желтых лодок, небольшое количество обломков и нефтяное пятно на поверхности. Это было в 150–200 миль (130–170 миль; 240–320 км) к северо-западу от Азорских островов; следов выживших не обнаружено. [11] Мало что можно было сделать, и считалось вероятным, что «Коммандос» потерпел крушение в море при подходе к Азорским островам. [12]
Возможные причины
[ редактировать ]- Отказ радио- или радионавигационного оборудования не считался проблемой, поскольку самолет летел при дневном свете и Азорские острова, вероятно, были бы обнаружены без труда.
- Учитывался отказ двигателя. Двигатель № 2 был заменен во время технического обслуживания 15 ноября 1944 года и налетал 517 часов, остальные три двигателя налетали каждый по 466 часов и прошли техническое обслуживание 16 ноября 1944 года. На самолете был собственный бортинженер . Предыдущий гражданский бортинженер Джон Аффлек дал показания в следственном суде и сообщил, что в радиосигнале было упомянуто об утечке масла в двигателе № 2, которая, по его мнению, могла привести к возгоранию рядом с топливным баком. [4]
- Нехватку топлива считали маловероятной, за исключением катастрофической утечки, поскольку на борту самолета было значительно больше топлива, чем достаточно для полета на Азорские острова.
- Ошибка пилота считалась маловероятной, поскольку самолетом управлял многоопытный трансатлантический пилот Транспортного командования Королевских ВВС , налет которого налетал 635 часов на «Либераторах» и в общей сложности 3780 часов налета.
- Навигационная ошибка не была принята во внимание, поскольку следы обломков были обнаружены недалеко от ожидаемой траектории полета.
- Предполагалось, что разрушение конструкции произошло, но не было подтверждено из-за отсутствия свидетельств об обломках крушения.
Экипаж
[ редактировать ]- Пилот
- Командир звена Уильям Хью Бидделл OBE DFC RAF, [13] 28 лет, женатый мужчина из Кента, был офицером регулярной службы, поступившим на службу в Королевские ВВС и вступившим в строй 21 октября 1935 года. [14] 3 сентября 1939 года повышен до звания лейтенанта и служил командиром звена 206 -й эскадрильи RAF (206-й эскадрильи) по морской разведке и борьбе с судами. он был награжден крестом за выдающиеся летные 14 июня 1940 года заслуги за храбрость в бою с вражеской авиацией над эвакуационными пляжами Дюнкерка в мае 1940 года. [15] а также получил «Польский крест за храбрость» в том же месяце за то, что переправил польского генерала Владислава Сикорского из Бордо в Англию, спасаясь от немецких оккупационных войск. Бидделл присоединился к штабу паромного командования Королевских ВВС 22 января 1942 года, был назначен временным командиром звена 1 июня 1942 года. [16] и награжден званием офицера военной дивизии Ордена Британской Империи 8 июня 1944 года за работу в транспортном командовании Королевских ВВС . [17] [18]
- Второй пилот
- Лейтенант Обри Норман Броди из RAFVR, 24 года, из Бирмингема , вступил в RAFVR в 1941 году, учился летать в Канаде и был введен в строй 9 декабря 1943 года. [19] он был быстро повышен в должности летного офицера В июне 1944 года , а затем исполнял обязанности летного лейтенанта . [20] [21]
- Навигатор
- Лейтенант полета Дэвид Бьюкенен RCAF, 29 лет, женатый мужчина из Виннипега, Манитоба . Он был очень опытным штурманом паромного командования Королевских ВВС , совершившим множество трансатлантических рейсов. [22]
- Второй навигатор
- Лейтенант Кеннет Джордж Ши RAAF, 27 лет, родился в Лонсестоне, Тасмания . Он принимал участие во многих дальних миссиях из Дорваля , сначала в составе транспортного командования Королевских ВВС , а с 1 марта 1945 года в составе 231-й эскадрильи Королевских ВВС (231-я эскадрилья), все еще участвовавшей в перебросках. -атлантические рейсы. Получив звание летного лейтенанта в феврале 1944 года, 1 сентября 1944 года он был награжден Королевской благодарностью за ценные заслуги в воздухе . [23] [24] [25] [26]
- Радио офицер
- Г-н Фредерик Уолтер Уильямс, гражданский человек, работающий в транспортном командовании Королевских ВВС, 32 года, из Глостера , Глостершир . [27]
- Бортинженер
- Уорент-офицер Дуглас Джеймс Спенс (RCAF), 33 года, из Ванкувера , бортинженер регулярной службы RCAF со стажем 17 лет, много раз летавший по трансатлантическому маршруту. Он был посмертно комиссован. [28] [29]
- Стюард и секретарь полета
- Г-н Виктор Ян Клод Джеймс Баннистер, гражданский человек, работающий в транспортном командовании Королевских ВВС, 29 лет, женатый мужчина из Лондона. [30] [31]

VIP-персоны
[ редактировать ]- Командующий Руперт Арнольд Брабнер DSO DSC Королевского флота
- ( Парламентский заместитель государственного секретаря по авиации ) 33-летний женатый мужчина. Брабнер был выпускником магистратуры Кембриджского университета , избранным членом парламента от города Хайт, Кент , и служившим летчиком-истребителем ВВС флота . [32] [33] Он родился в Челси, Лондон , 29 октября 1911 года. Получил образование в школе Фелстед в Эссексе и колледже Святой Катарины в Кембридже и был избранным членом Совета лондонского графства , а затем Консервативной партии членом парламента от с июля 1939 года. [34] Он был награжден за успехи в качестве летчика-истребителя ВВС флота за действия над Мальтой . Брабнер был «техническим помощником» Пятого морского лорда в Адмиралтействе в 1943–44 годах, а затем «помощником правительственного парламентского кнута», прежде чем в ноябре 1944 года был назначен заместителем государственного секретаря по авиации. [35] [36]
- Маршал авиации сэр Питер Рой Максвелл Драммонд KCB DSO и Bar OBE MC RAF
- (Авиаучастник для обучения)
- Сэр Джон Брэдли Абрахам KBE CB
- (Заместитель заместителя государственного секретаря (министерство авиации)) 63-летний женатый мужчина из Рэдлетта в Хартфордшире . [37] Авраам поступил на британскую государственную службу еще мальчиком в 1897 году, дослужившись до клерка I класса в Адмиралтействе в 1912 году, а затем до «помощника главного клерка» (министерство авиации) в 1918 году. [38] [39] В январе 1933 года назначен кавалером Достопочтенного Ордена Бани на должность помощника государственного секретаря Министерства авиации . [40] Он был посвящен в рыцари 1 января 1942 года. [41] [42] [43] [44]
- Г-н Генри Альберт Джонс CMG MC Croix de Guerre с Palm
- (Воздушная делегация (Вашингтон) и Миссия воздушной связи Соединенного Королевства (Оттава)) 51-летний женатый мужчина из Чингфорда . [45] Джонс служил во время Первой мировой войны в составе Уилтширского полка и в качестве наблюдателя в Королевском летном корпусе, был награжден Военным крестом за выдающуюся храбрость во Франции, а также Военным крестом 1914–1918 годов вместе с Пальмом. [46] [47] [48] После военной службы он был назначен в Министерство внешней торговли как «офицер разведки». [49] Джонс был официальным историком авиации британского правительства и автором 31 опубликованной работы, документирующей официальную историю войны в воздухе 1914–1918 годов. [50] Он был прикомандирован к кабинету министров в 1930-х годах, а затем в Секретариат штаба авиации в 1939 году, став директором по связям с общественностью (министерство авиации) в 1944 году. [51] он был назначен кавалером Выдающегося ордена Святых Михаила и Святого Георгия . 1 января 1943 года [52] [53]
- г-н Эдвард Твентиман
- (Государственная служба) 57-летний женатый мужчина из Чатема, Кент , родился в Болтоне, Ланкашир , получил образование в Лондонском университете . Работал в Индийском офисе с 1910 года и в качестве «главного помощника» в Казначействе в 1920 году. [54] [55] [56]
- г-н Эрик Робинсон
- (Государственная служба) 35-летний женатый мужчина из Саутпорта, Ланкашир , проживающий в Бромли, Кент . [57]
- Командир эскадрильи Элиша Гэддис Плам RAFVR
- (Миссия воздушной связи Великобритании) 47-летний женатый мужчина, проживающий в Челси, Лондон , и Рамсоне, Нью-Джерси , [58] Гражданин США, работающий в Миссии воздушной связи Соединенного Королевства. Гэддис Плам присоединился к RAFVR и был принят на службу 1 июня 1940 года в качестве пилота-офицера в «Отдел оборудования». [59] 11 июня 1943 года ему было присвоено звание лейтенанта авиации, и он исполнял обязанности командира эскадрильи. [60]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Ян. Переправовое командование Королевских ВВС: Liberator AL504, «Коммандос»: Полеты Уинстона Черчилля: август 1942 года, Каир и Москва: январь – февраль 1943 года, Касабланка и Турция . Имперский военный музей. Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Лавери, Брайан (2007). Черчилль идет на войну: военные путешествия Уинстона . Издательство Военно-морского института. п. 157. ИСБН 978-1591141037 .
- ^ «Некрологи: Уильям Дж. Вандерклут». Таймс . Лондон. 19 апреля 2000 г. с. 25.
- ^ Jump up to: а б с Грэм Чендлер (июль 2009 г.). «Путешествует с Черчиллем. Бортинженер времен Второй мировой войны рассказывает о самом «я» из VIP-персон, с которыми он летал» . Журнал «Авиация и космос» .
- ^ «АМЕРИКАНСКАЯ АВИАЦИЯ НА СЛУЖБЕ КОРОЛЕВСКИХ ВВС 1939–1945: ОБЪЕДИНЕННЫЙ ОСВОБОДИТЕЛЬ» . Имперский военный музей . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ «Либерейтор II для RAF/LB-30» . joebaugher.com . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ Документ Эйр 2/6699 . Лондон: Национальный архив.
- ^ Мерриам, Рэй (2 марта 2015 г.). Альбом Второй мировой войны, том 7: Объединенные PB4Y-1 Liberator и PB4Y-2 Privateer . Лулу.com. п. 17. ISBN 978-1312961975 .
- ^ Озеро, Алан (1999). Летающие части Королевских ВВС . Шрусбери: Издательство Airlife. ISBN 978-1-84037-086-7 .
- ^ Ливингстон, Боб (1998). Под Южным крестом: B-24 Liberator в южной части Тихого океана (ограниченное издание). Падука, Кентукки: Паб Turner. п. 122. ИСБН 978-1563114328 .
- ^ Сторр, Алан. «Погибшие во Второй мировой войне RAAF по категориям» (PDF) . static.awm.gov.au . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2015 года . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ «Запись о происшествии» . АСН . Проверено 3 октября 2015 г.
- ^ Некролог колледжа Рэдли - WH Бидделл
- ^ «№34219» . Лондонская газета . 12 ноября 1935 г. с. 7168.
- ^ «№34873» . Лондонская газета . 14 июня 1940 г. с. 3622.
- ^ «№35618» . Лондонская газета . 3 июля 1942 г. с. 2927.
- ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г. с. 2583.
- ^ «БИДДЕЛЛ, УИЛЬЯМ ХЬЮ» . cwgc.org . Проверено 3 октября 2015 г.
- ^ «№36399» . Лондонская газета (Приложение). 25 февраля 1944 г. с. 997.
- ^ «БРОДИ, ОБРИ НОРМАН» . cwgc.org . Проверено 3 октября 2015 г.
- ^ «Памяти летного лейтенанта Обри Нормана Броди RAFVR (20.02.1921 – 27.03.1945)» . moseleians.co.uk . Проверено 3 октября 2015 г.
- ^ «БЬЮКЕНАН, ДЭВИД» . cwgc.org . Проверено 3 октября 2015 г.
- ^ «№36682» . Лондонская газета (Приложение). 29 августа 1944 г. с. 4076.
- ^ «Доска почета: Кеннет Джордж Ши» . awm.gov.au. Проверено 3 октября 2015 г.
- ^ «ШИ, КЕННЕТ ДЖОРДЖ» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ «ЛЕЙТЕНАНТ ШИ, КЕННЕТ ДЖОРДЖ» . raafdb.com . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ «УИЛЬЯМС, ФРЕДЕРИК ВАЛЬТЕР» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ «СПЕНС, ДУГЛАС ДЖЕЙМС» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ The Ottawa Journal : 17. 31 марта 1945 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: периодическое издание без названия ( ссылка ) - ^ Подробности о военных могилах - VICJ Баннистер
- ^ «БАННИСТЕР, ВИКТОР ИАН КЛОД ДЖЕЙМС» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ «№36143» . Лондонская газета (Приложение). 20 августа 1943 г. с. 3785.
- ^ «№35687» . Лондонская газета (Приложение). 28 августа 1942 г. с. 3817.
- ^ «№34648» . Лондонская газета (Приложение). 25 июля 1939 г. с. 5104.
- ^ «БРАБНЕР, РУПЕРТ АРНОЛЬД» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ Кто был кем. том. 4. 1941–1950: справочник «Кто есть кто», содержащий биографии тех, кто умер в период 1941–1950 годов (4-е изд.). Лондон: А. и К. Блэк. 1967. с. 131 . ISBN 978-0713601718 .
- ^ Кто был кем. том. 4. 1941–1950: справочник «Кто есть кто», содержащий биографии тех, кто умер в период 1941–1950 годов (4-е изд.). Лондон: А. и К. Блэк. 1967. с. 3 . ISBN 978-0713601718 .
- ^ «№28595» . Лондонская газета . 2 апреля 1912 г. с. 2413.
- ^ «№13284» . Эдинбургская газета . 5 июля 1918 г. с. 2341.
- ^ «№33898» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 1932 г. с. 4.
- ^ «№35399» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 1941 г. с. 14.
- ^ «АВРААМ, СЭР ДЖОН БРЭДЛИ» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ «Getty Images – Дж. Б. Абрахам» . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 г. Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ «Г-н Джон Брэдли Абрахам, CB» . gettyimages.co.uk . № CH.4705 (Фотография Министерства авиации – авторские права Короны защищены). Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ Кто был кем. том. 4. 1941–1950: справочник «Кто есть кто», содержащий биографии тех, кто умер в период 1941–1950 годов (4-е изд.). Лондон: А. и К. Блэк. 1967. с. 614 . ISBN 978-0713601718 .
- ^ «№13155» . Эдинбургская газета . 22 октября 1917 г. с. 2191.
- ^ «№30561» . Лондонская газета (Приложение). 5 марта 1918 г. с. 2921.
- ^ «№13181» . Эдинбургская газета . 19 декабря 1917 г. с. 2619.
- ^ «№32812» . Лондонская газета . 6 апреля 1923 г. с. 2584.
- ^ «Джонс, Х.А. (Генри Альберт) 1893–1945» . worldcat.org . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ Кроусон, Нью-Джерси, изд. (1998). Флит-стрит, магнаты прессы и политика: журналы Коллина Брукса, 1932–1940 гг . Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. п. 52н. ISBN 978-0521662390 .
- ^ «№35841» . Лондонская газета . 29 декабря 1942 г. с. 5.
- ^ «ДЖОНС, ГЕНРИ АЛЬБЕРТ» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ «№31802» . Лондонская газета . 2 марта 1920 г. с. 2488.
- ^ Подробности о военных могилах - E Twentyman
- ^ «ДВЕНТИМЕН, ЭДВАРД» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ «РОБИНСОН, ЭРИК» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ Пэрство, стр.34547 - EG Plum
- ^ «№34881» . Лондонская газета . 25 июня 1940 г. с. 3871.
- ^ «Слива, Элиша Гэддис» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андраде, Джон М. (1997). Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 по 1979 годы . Лестер: Публикации округов Мидленд. ISBN 978-0-904597-22-6 .
- Бердсолл, Стив (1968). Б-24 Либерейтор . Нью-Йорк: Паб Arco. ISBN 978-0-668-01695-7 .
- Бердсолл, Стив (октябрь 1979 г.). B-24 Liberator в действии — Самолет № 21 . Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN 978-0897470209 .
- Бердсолл, Стив; Цветная иллюстрация. Престон, Джон (1973). Журнал Освободителей: иллюстрированная история B-24 (1-е изд.). Нью-Йорк: Doubleday & Company, Inc. ISBN 978-0385038706 .
- Блю, Аллан Г. (1976). B-24 Liberator: история в картинках . Лондон: Аллан. ISBN 978-0-7110-0630-0 .
- Боуман, Мартин (1979). B-24 «Либерейтор» 1939–1945 гг . Норвич (Орфорд пл., 33, Норидж): Венсум. ISBN 978-0-903619-27-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - Боуман, Мартин (2003). Б-24 Либерейтор . Шрусбери: паб Airlife. ISBN 978-1-84037-403-2 .
- Брукс, Эндрю (1992). Катастрофы в воздухе (переп. имп. ред.). Шеппертон, Суррей: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-2037-5 .
- Дэвис, Ларри; цвет Грира, Дона; иллюстрировано Мэнли, Перри (1987). B-24 Liberator в действии Самолет №80 . Кэрроллтон, Техас: Публикации Squadron/Signal. ISBN 978-0897471909 .
- Фриман, Роджер А. (1983). B-24 «Либерейтор» на войне . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-1264-6 .
- Лавери, Брайан (2008). Черчилль идет на войну: военные путешествия Уинстона . Лондон: Conway Maritime. ISBN 978-1844860869 .
- Ливингстон, Боб (1998). Под Южным крестом: B-24 Liberator в южной части Тихого океана (ограниченное издание). Падука, Кентукки: Паб Turner. ISBN 978-1563114328 .
- О'Лири, Майкл (2001). Консолидированный B-24 «Либерейтор» . Оксфорд: Osprey Aviation. ISBN 978-1841760230 .
- Робертсон, составлено Брюсом (1987). Серийные номера британских военных самолетов, 1878–1987 гг. ([6-е изд.]. Ред.). Лестер: Публикации округов Мидленд. ISBN 978-0-904597-61-5 .
- Шекледи, общий редактор: Эдвард (2002). Консолидированный B-24 «Либерейтор» . Бристоль: Цербер. ISBN 978-1-84145-106-0 .
- Шорс, Кристофер (1986). История Королевских ВВС Канады . Лондон: Книги Бизонов. ISBN 978-0-86124-160-6 .