Jump to content

Коммандос (самолет)

коммандос
Liberator II AL504 Commando , исчезнувший 27 марта 1945 года. На снимке изображен самолет в более поздней конфигурации с одним килем и рулем направления и отсутствием камуфляжной окраски.
Тип Консолидированный Освободитель II
Серийный АЛ504
Владельцы и операторы Королевские ВВС
В эксплуатации Июль 1942 г. - 27 марта 1945 г.
Судьба Пропал без вести в северной части Атлантического океана по пути к Азорским островам.

Commando ( Министерства авиации серийный номер AL504 сверхдальней дальности ) — самолет Consolidated Liberator II , приспособленный для пассажирских перевозок и служивший личным самолетом премьер-министра Уинстона Черчилля . Коммандос бесследно исчез 27 марта 1945 года над северной частью Атлантического океана во время полета из британских ВВС Нортхолт в Лажес Филд на Азорских островах по пути в Оттаву в Канаде . Причина исчезновения самолета остается неизвестной по сей день.

Январь 1943 года. AL504 Commando , VIP-рулежка в Линхеме, Уилтшир, с Уинстоном Черчиллем на борту, возвращающимся из Касабланки.

Пилот-доброволец Уильям Вандерклот , гражданин США, служивший в паромном командовании Королевских ВВС с июня 1941 года, в июле 1942 года доставил специально модифицированный дальнобойный Consolidated Liberator II. Вандерклоту было приказано отправиться в штаб-квартиру Королевских ВВС, где его спросил сэр Чарльз Портал , начальник Штаб ВВС , если бы существовал безопасный прямой путь из Англии в Каир , по воздуху на «Либерейторе», который он только что доставил в аэропорт Прествика . Вандерклот сообщил Portal, что полет возможен с одной остановкой в ​​Гибралтаре . Первоначально он направлялся на восток от Гибралтара, оставался над морем во второй половине дня, а затем резко поворачивал на юг после наступления сумерек, пролетая над территорией Испании и Франции Виши в Африке в темноте , а затем снова поворачивал на восток к Нилу и приближался к Каиру с юга. Таким образом, можно было бы в значительной степени избежать опасности со стороны самолетов наземного базирования в Северной Африке и Сицилии без необходимости летать полпути вокруг Африки.

Премьер-министр Уинстон Черчилль в форме британских ВВС в сопровождении главного маршала авиации сэра Чарльза Портала , начальника штаба авиации, покидает коммандос в Королевских ВВС Лайнхэм , Уилтшир , по возвращении с конференции в Касабланке . На снимке изображен Commando в исходном темно-земляном и темно-зеленом цвете с черной нижней частью, стандартной цветовой схемой ночного бомбардировщика RAF Bomber Command , в которой он поставлялся с завода.

Портал посоветовал Вандерклоту «держаться под рукой у телефона». На следующий день Вандерклута отвезли в Уинстона Черчилля офис на Даунинг-стрит, 10 . Черчилль, одетый в халат и тапочки, предложил ему выпить, положив начало отношениям, в ходе которых Вандерклот возил премьер-министра в деликатные дипломатические поездки по раздираемой войной Европе , России , Северной Африке и Ближнему Востоку . [1] [2] «Он пошел на рассчитанный риск», — сказал его сын Вильгельм III. «Тогда в полетах было гораздо больше риска. Это был рубеж, и я думаю, что все старые пилоты втайне от себя скажут, что им нравилось быть в одиночестве. Это была дикая синева». Будучи пилотом Черчилля, Вандерклот доставил лорда Маунтбеттена в Англию в июне 1942 года, доставил премьер-министра и начальника имперского генерального штаба Алана Брука в Египет в августе 1942 года, чтобы заменить Клода Окинлека, командующего британской армией в Северной Африке, на Бернарда Монтгомери. Бернарда Монтгомери , а также взял с собой Черчилля на переговоры на высоком уровне в Москве с Иосифом Сталиным, в Турцию, чтобы определить намерения этой страны во время войны, и на конференцию в Касабланке в 1943 году. [3] [4]

интерьер AL504 Commando

При поставке Commando имел обычную конфигурацию носа и хвоста Liberator, несмотря на внутренние модификации, но позже был преобразован в закрытый нос, а также тот же одинарный хвостовой стабилизатор, что и на Consolidated PB4Y-2 . В VIP- салоне («Очень важные персоны») были удобные сидения, электрический камбуз и даже кровать, установленная для Черчилля. [5] [6] После второй продолжительной поездки [2] Черчилль больше никогда не летал на «Коммандос» , вместо этого переключившись на «Аскалон» , «Авро Йорк» (транспортный самолет на базе бомбардировщика «Ланкастер» , с более крупным фюзеляжем) с полностью британским экипажем. Вандерклот и его смешанный американско-канадский гражданский экипаж были представлены к британским наградам за свою службу, а он и еще один человек получили почетные звания Ордена Британской империи . [7]

Интерьер AL504 Commando

В сентябре 1943 года Liberator AL504 был выведен из VIP-обслуживания и переправлен на в Тусоне, штат Аризона базу ВВС США , где он претерпел серьезные модификации и превратился в одноразовый транспортный самолет, удлиненный на семь футов, с одним хвостовым килем, удлиненным фюзеляжем и модернизированными двигателями. . AL504 снова поднялся в воздух в марте 1944 года в качестве пробной версии США ВМС транспортного корабля Consolidated RY Liberator Express . [8] Вандерклот и команда продолжали летать на нем какое-то время; последняя запись в бортовом журнале одного члена экипажа об AL504 датирована 24 ноября 1944 года. [4]

Коммандос служил официальным самолетом Черчилля в критический период, а позже во время войны также иногда использовался другими высокопоставленными лицами для своих дел в связи с военными действиями. Она также служила в звене групповой связи № 45 (45 Gp Comms Flt), базирующемся в Дорвале, недалеко от Монреаля. [9] Он находился в хорошем состоянии и оказался чрезвычайно надежным. Он был переправлен из Монреаля в Сидней, Австралия , 5 ноября 1944 года коммодором авиации Си Джей Пауэллом, CBE, RAF (старшим офицером штаба авиации) Транспортного командования Королевских ВВС . [10]

Коммандос был вторым из 139 самолетов VLR (Very Long Range) Liberator II, поставленных ВВС Великобритании в основном для использования Береговым командованием Королевских ВВС для морского патрулирования и борьбы с подводными лодками, сопровождения конвоев снабжения торговых судов, а также для нападения и потопления немецких подводных лодок. -лодки .

Последний рейс

[ редактировать ]

Заместителю государственного секретаря по авиации Руперту Брабнеру, DSO, DSC , его заместителю сэру Джону Абрахаму, KBE CB, и члену авиации по обучению маршалу авиации сэру Питеру Рою Максвеллу Драммонду , KCB, DSO и Bar OBE , MC RAF, необходимо было вылететь в Канаду вместе с другими высокопоставленными лицами, чтобы присутствовать на церемонии, посвященной закрытию Плана воздушной подготовки Британского Содружества . Уинстона Черчилля бывший личный транспортный коммандос В качестве VIP-самолета был назначен .

Управляемый командиром звена Уильямом Бидделлом, OBE DFC, самолет вылетел из Королевских ВВС Нортхолт в 23:00 по Гринвичу в понедельник, 26 марта 1945 года, чтобы вылететь в Оттаву , Канада , с остановкой для дозаправки на аэродроме Лажес на Азорских островах . Обычный контакт между самолетом и его базой был установлен в 05:22 утра по Гринвичу, полет продолжился по расписанию. Полет проходил в штатном режиме, когда последний контакт с транспортным командованием Королевских ВВС в Королевских ВВС Прествик в 07:16 по Гринвичу утром 27 марта 1945 года в позиции 40°30'N 20°17'W был установлен гражданским радистом Фредериком Уильямсом на борту. самолету сообщить расчетное время прибытия в 08:10 на аэродром Лажес . Больше никаких сигналов не было.

Потеря и поиски

[ редактировать ]

Когда «Коммандос» не смог прибыть на Лажес-Филд , по радио были сделаны экстренные вызовы, и после того, как самолет был классифицирован как просроченный, были начаты поиски «воздух-море». Прибрежное командование Королевских ВВС при содействии Королевского военно-морского флота начало серию обысков, которые были описаны премьер-министром Уинстоном Черчиллем в его заявлении в Палате общин 28 марта 1945 года. Недалеко от траектории полета, по которой коммандос должен был следовать над океаном в направлении Лажес-Филд , экипаж ищущего самолета берегового командования Королевских ВВС заметил несколько желтых лодок, небольшое количество обломков и нефтяное пятно на поверхности. Это было в 150–200 миль (130–170 миль; 240–320 км) к северо-западу от Азорских островов; следов выживших не обнаружено. [11] Мало что можно было сделать, и считалось вероятным, что «Коммандос» потерпел крушение в море при подходе к Азорским островам. [12]

Возможные причины

[ редактировать ]
  • Отказ радио- или радионавигационного оборудования не считался проблемой, поскольку самолет летел при дневном свете и Азорские острова, вероятно, были бы обнаружены без труда.
  • Учитывался отказ двигателя. Двигатель № 2 был заменен во время технического обслуживания 15 ноября 1944 года и налетал 517 часов, остальные три двигателя налетали каждый по 466 часов и прошли техническое обслуживание 16 ноября 1944 года. На самолете был собственный бортинженер . Предыдущий гражданский бортинженер Джон Аффлек дал показания в следственном суде и сообщил, что в радиосигнале было упомянуто об утечке масла в двигателе № 2, которая, по его мнению, могла привести к возгоранию рядом с топливным баком. [4]
  • Нехватку топлива считали маловероятной, за исключением катастрофической утечки, поскольку на борту самолета было значительно больше топлива, чем достаточно для полета на Азорские острова.
  • Ошибка пилота считалась маловероятной, поскольку самолетом управлял многоопытный трансатлантический пилот Транспортного командования Королевских ВВС , налет которого налетал 635 часов на «Либераторах» и в общей сложности 3780 часов налета.
  • Навигационная ошибка не была принята во внимание, поскольку следы обломков были обнаружены недалеко от ожидаемой траектории полета.
  • Предполагалось, что разрушение конструкции произошло, но не было подтверждено из-за отсутствия свидетельств об обломках крушения.
Пилот
Командир звена Уильям Хью Бидделл OBE DFC RAF, [13] 28 лет, женатый мужчина из Кента, был офицером регулярной службы, поступившим на службу в Королевские ВВС и вступившим в строй 21 октября 1935 года. [14] 3 сентября 1939 года повышен до звания лейтенанта и служил командиром звена 206 -й эскадрильи RAF (206-й эскадрильи) по морской разведке и борьбе с судами. он был награжден крестом за выдающиеся летные 14 июня 1940 года заслуги за храбрость в бою с вражеской авиацией над эвакуационными пляжами Дюнкерка в мае 1940 года. [15] а также получил «Польский крест за храбрость» в том же месяце за то, что переправил польского генерала Владислава Сикорского из Бордо в Англию, спасаясь от немецких оккупационных войск. Бидделл присоединился к штабу паромного командования Королевских ВВС 22 января 1942 года, был назначен временным командиром звена 1 июня 1942 года. [16] и награжден званием офицера военной дивизии Ордена Британской Империи 8 июня 1944 года за работу в транспортном командовании Королевских ВВС . [17] [18]
Второй пилот
Лейтенант Обри Норман Броди из RAFVR, 24 года, из Бирмингема , вступил в RAFVR в 1941 году, учился летать в Канаде и был введен в строй 9 декабря 1943 года. [19] он был быстро повышен в должности летного офицера В июне 1944 года , а затем исполнял обязанности летного лейтенанта . [20] [21]
Навигатор
Лейтенант полета Дэвид Бьюкенен RCAF, 29 лет, женатый мужчина из Виннипега, Манитоба . Он был очень опытным штурманом паромного командования Королевских ВВС , совершившим множество трансатлантических рейсов. [22]
Второй навигатор
Лейтенант Кеннет Джордж Ши RAAF, 27 лет, родился в Лонсестоне, Тасмания . Он принимал участие во многих дальних миссиях из Дорваля , сначала в составе транспортного командования Королевских ВВС , а с 1 марта 1945 года в составе 231-й эскадрильи Королевских ВВС (231-я эскадрилья), все еще участвовавшей в перебросках. -атлантические рейсы. Получив звание летного лейтенанта в феврале 1944 года, 1 сентября 1944 года он был награжден Королевской благодарностью за ценные заслуги в воздухе . [23] [24] [25] [26]
Радио офицер
Г-н Фредерик Уолтер Уильямс, гражданский человек, работающий в транспортном командовании Королевских ВВС, 32 года, из Глостера , Глостершир . [27]
Бортинженер
Уорент-офицер Дуглас Джеймс Спенс (RCAF), 33 года, из Ванкувера , бортинженер регулярной службы RCAF со стажем 17 лет, много раз летавший по трансатлантическому маршруту. Он был посмертно комиссован. [28] [29]
Стюард и секретарь полета
Г-н Виктор Ян Клод Джеймс Баннистер, гражданский человек, работающий в транспортном командовании Королевских ВВС, 29 лет, женатый мужчина из Лондона. [30] [31]
Маршал авиации сэр Питер Драммонд

VIP-персоны

[ редактировать ]
Командующий Руперт Арнольд Брабнер DSO DSC Королевского флота
( Парламентский заместитель государственного секретаря по авиации ) 33-летний женатый мужчина. Брабнер был выпускником магистратуры Кембриджского университета , избранным членом парламента от города Хайт, Кент , и служившим летчиком-истребителем ВВС флота . [32] [33] Он родился в Челси, Лондон , 29 октября 1911 года. Получил образование в школе Фелстед в Эссексе и колледже Святой Катарины в Кембридже и был избранным членом Совета лондонского графства , а затем Консервативной партии членом парламента от с июля 1939 года. [34] Он был награжден за успехи в качестве летчика-истребителя ВВС флота за действия над Мальтой . Брабнер был «техническим помощником» Пятого морского лорда в Адмиралтействе в 1943–44 годах, а затем «помощником правительственного парламентского кнута», прежде чем в ноябре 1944 года был назначен заместителем государственного секретаря по авиации. [35] [36]
Маршал авиации сэр Питер Рой Максвелл Драммонд KCB DSO и Bar OBE MC RAF
(Авиаучастник для обучения)
Сэр Джон Брэдли Абрахам KBE CB
(Заместитель заместителя государственного секретаря (министерство авиации)) 63-летний женатый мужчина из Рэдлетта в Хартфордшире . [37] Авраам поступил на британскую государственную службу еще мальчиком в 1897 году, дослужившись до клерка I класса в Адмиралтействе в 1912 году, а затем до «помощника главного клерка» (министерство авиации) в 1918 году. [38] [39] В январе 1933 года назначен кавалером Достопочтенного Ордена Бани на должность помощника государственного секретаря Министерства авиации . [40] Он был посвящен в рыцари 1 января 1942 года. [41] [42] [43] [44]
Г-н Генри Альберт Джонс CMG MC Croix de Guerre с Palm
(Воздушная делегация (Вашингтон) и Миссия воздушной связи Соединенного Королевства (Оттава)) 51-летний женатый мужчина из Чингфорда . [45] Джонс служил во время Первой мировой войны в составе Уилтширского полка и в качестве наблюдателя в Королевском летном корпусе, был награжден Военным крестом за выдающуюся храбрость во Франции, а также Военным крестом 1914–1918 годов вместе с Пальмом. [46] [47] [48] После военной службы он был назначен в Министерство внешней торговли как «офицер разведки». [49] Джонс был официальным историком авиации британского правительства и автором 31 опубликованной работы, документирующей официальную историю войны в воздухе 1914–1918 годов. [50] Он был прикомандирован к кабинету министров в 1930-х годах, а затем в Секретариат штаба авиации в 1939 году, став директором по связям с общественностью (министерство авиации) в 1944 году. [51] он был назначен кавалером Выдающегося ордена Святых Михаила и Святого Георгия . 1 января 1943 года [52] [53]
г-н Эдвард Твентиман
(Государственная служба) 57-летний женатый мужчина из Чатема, Кент , родился в Болтоне, Ланкашир , получил образование в Лондонском университете . Работал в Индийском офисе с 1910 года и в качестве «главного помощника» в Казначействе в 1920 году. [54] [55] [56]
г-н Эрик Робинсон
(Государственная служба) 35-летний женатый мужчина из Саутпорта, Ланкашир , проживающий в Бромли, Кент . [57]
Командир эскадрильи Элиша Гэддис Плам RAFVR
(Миссия воздушной связи Великобритании) 47-летний женатый мужчина, проживающий в Челси, Лондон , и Рамсоне, Нью-Джерси , [58] Гражданин США, работающий в Миссии воздушной связи Соединенного Королевства. Гэддис Плам присоединился к RAFVR и был принят на службу 1 июня 1940 года в качестве пилота-офицера в «Отдел оборудования». [59] 11 июня 1943 года ему было присвоено звание лейтенанта авиации, и он исполнял обязанности командира эскадрильи. [60]
  1. ^ Дэвис, Ян. Переправовое командование Королевских ВВС: Liberator AL504, «Коммандос»: Полеты Уинстона Черчилля: август 1942 года, Каир и Москва: январь – февраль 1943 года, Касабланка и Турция . Имперский военный музей. Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 2 октября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б Лавери, Брайан (2007). Черчилль идет на войну: военные путешествия Уинстона . Издательство Военно-морского института. п. 157. ИСБН  978-1591141037 .
  3. ^ «Некрологи: Уильям Дж. Вандерклут». Таймс . Лондон. 19 апреля 2000 г. с. 25.
  4. ^ Jump up to: а б с Грэм Чендлер (июль 2009 г.). «Путешествует с Черчиллем. Бортинженер времен Второй мировой войны рассказывает о самом «я» из VIP-персон, с которыми он летал» . Журнал «Авиация и космос» .
  5. ^ «АМЕРИКАНСКАЯ АВИАЦИЯ НА СЛУЖБЕ КОРОЛЕВСКИХ ВВС 1939–1945: ОБЪЕДИНЕННЫЙ ОСВОБОДИТЕЛЬ» . Имперский военный музей . Проверено 2 октября 2015 г.
  6. ^ «Либерейтор II для RAF/LB-30» . joebaugher.com . Проверено 2 октября 2015 г.
  7. ^ Документ Эйр 2/6699 . Лондон: Национальный архив.
  8. ^ Мерриам, Рэй (2 марта 2015 г.). Альбом Второй мировой войны, том 7: Объединенные PB4Y-1 Liberator и PB4Y-2 Privateer . Лулу.com. п. 17. ISBN  978-1312961975 .
  9. ^ Озеро, Алан (1999). Летающие части Королевских ВВС . Шрусбери: Издательство Airlife. ISBN  978-1-84037-086-7 .
  10. ^ Ливингстон, Боб (1998). Под Южным крестом: B-24 Liberator в южной части Тихого океана (ограниченное издание). Падука, Кентукки: Паб Turner. п. 122. ИСБН  978-1563114328 .
  11. ^ Сторр, Алан. «Погибшие во Второй мировой войне RAAF по категориям» (PDF) . static.awm.gov.au . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2015 года . Проверено 2 октября 2015 г.
  12. ^ «Запись о происшествии» . АСН . Проверено 3 октября 2015 г.
  13. ^ Некролог колледжа Рэдли - WH Бидделл
  14. ^ «№34219» . Лондонская газета . 12 ноября 1935 г. с. 7168.
  15. ^ «№34873» . Лондонская газета . 14 июня 1940 г. с. 3622.
  16. ^ «№35618» . Лондонская газета . 3 июля 1942 г. с. 2927.
  17. ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г. с. 2583.
  18. ^ «БИДДЕЛЛ, УИЛЬЯМ ХЬЮ» . cwgc.org . Проверено 3 октября 2015 г.
  19. ^ «№36399» . Лондонская газета (Приложение). 25 февраля 1944 г. с. 997.
  20. ^ «БРОДИ, ОБРИ НОРМАН» . cwgc.org . Проверено 3 октября 2015 г.
  21. ^ «Памяти летного лейтенанта Обри Нормана Броди RAFVR (20.02.1921 – 27.03.1945)» . moseleians.co.uk . Проверено 3 октября 2015 г.
  22. ^ «БЬЮКЕНАН, ДЭВИД» . cwgc.org . Проверено 3 октября 2015 г.
  23. ^ «№36682» . Лондонская газета (Приложение). 29 августа 1944 г. с. 4076.
  24. ^ «Доска почета: Кеннет Джордж Ши» . awm.gov.au. ​Проверено 3 октября 2015 г.
  25. ^ «ШИ, КЕННЕТ ДЖОРДЖ» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
  26. ^ «ЛЕЙТЕНАНТ ШИ, КЕННЕТ ДЖОРДЖ» . raafdb.com . Проверено 2 октября 2015 г.
  27. ^ «УИЛЬЯМС, ФРЕДЕРИК ВАЛЬТЕР» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
  28. ^ «СПЕНС, ДУГЛАС ДЖЕЙМС» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
  29. ^ The Ottawa Journal : 17. 31 марта 1945 г. {{cite journal}}: CS1 maint: периодическое издание без названия ( ссылка )
  30. ^ Подробности о военных могилах - VICJ Баннистер
  31. ^ «БАННИСТЕР, ВИКТОР ИАН КЛОД ДЖЕЙМС» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
  32. ^ «№36143» . Лондонская газета (Приложение). 20 августа 1943 г. с. 3785.
  33. ^ «№35687» . Лондонская газета (Приложение). 28 августа 1942 г. с. 3817.
  34. ^ «№34648» . Лондонская газета (Приложение). 25 июля 1939 г. с. 5104.
  35. ^ «БРАБНЕР, РУПЕРТ АРНОЛЬД» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
  36. ^ Кто был кем. том. 4. 1941–1950: справочник «Кто есть кто», содержащий биографии тех, кто умер в период 1941–1950 годов (4-е изд.). Лондон: А. и К. Блэк. 1967. с. 131 . ISBN  978-0713601718 .
  37. ^ Кто был кем. том. 4. 1941–1950: справочник «Кто есть кто», содержащий биографии тех, кто умер в период 1941–1950 годов (4-е изд.). Лондон: А. и К. Блэк. 1967. с. 3 . ISBN  978-0713601718 .
  38. ^ «№28595» . Лондонская газета . 2 апреля 1912 г. с. 2413.
  39. ^ «№13284» . Эдинбургская газета . 5 июля 1918 г. с. 2341.
  40. ^ «№33898» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 1932 г. с. 4.
  41. ^ «№35399» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 1941 г. с. 14.
  42. ^ «АВРААМ, СЭР ДЖОН БРЭДЛИ» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
  43. ^ «Getty Images – Дж. Б. Абрахам» . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 г. Проверено 1 октября 2015 г.
  44. ^ «Г-н Джон Брэдли Абрахам, CB» . gettyimages.co.uk . № CH.4705 (Фотография Министерства авиации – авторские права Короны защищены). Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года . Проверено 2 октября 2015 г.
  45. ^ Кто был кем. том. 4. 1941–1950: справочник «Кто есть кто», содержащий биографии тех, кто умер в период 1941–1950 годов (4-е изд.). Лондон: А. и К. Блэк. 1967. с. 614 . ISBN  978-0713601718 .
  46. ^ «№13155» . Эдинбургская газета . 22 октября 1917 г. с. 2191.
  47. ^ «№30561» . Лондонская газета (Приложение). 5 марта 1918 г. с. 2921.
  48. ^ «№13181» . Эдинбургская газета . 19 декабря 1917 г. с. 2619.
  49. ^ «№32812» . Лондонская газета . 6 апреля 1923 г. с. 2584.
  50. ^ «Джонс, Х.А. (Генри Альберт) 1893–1945» . worldcat.org . Проверено 2 октября 2015 г.
  51. ^ Кроусон, Нью-Джерси, изд. (1998). Флит-стрит, магнаты прессы и политика: журналы Коллина Брукса, 1932–1940 гг . Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. п. 52н. ISBN  978-0521662390 .
  52. ^ «№35841» . Лондонская газета . 29 декабря 1942 г. с. 5.
  53. ^ «ДЖОНС, ГЕНРИ АЛЬБЕРТ» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
  54. ^ «№31802» . Лондонская газета . 2 марта 1920 г. с. 2488.
  55. ^ Подробности о военных могилах - E Twentyman
  56. ^ «ДВЕНТИМЕН, ЭДВАРД» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
  57. ^ «РОБИНСОН, ЭРИК» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.
  58. ^ Пэрство, стр.34547 - EG Plum
  59. ^ «№34881» . Лондонская газета . 25 июня 1940 г. с. 3871.
  60. ^ «Слива, Элиша Гэддис» . cwgc.org . Проверено 2 октября 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андраде, Джон М. (1997). Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 по 1979 годы . Лестер: Публикации округов Мидленд. ISBN  978-0-904597-22-6 .
  • Бердсолл, Стив (1968). Б-24 Либерейтор . Нью-Йорк: Паб Arco. ISBN  978-0-668-01695-7 .
  • Бердсолл, Стив (октябрь 1979 г.). B-24 Liberator в действии — Самолет № 21 . Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN  978-0897470209 .
  • Бердсолл, Стив; Цветная иллюстрация. Престон, Джон (1973). Журнал Освободителей: иллюстрированная история B-24 (1-е изд.). Нью-Йорк: Doubleday & Company, Inc. ISBN  978-0385038706 .
  • Блю, Аллан Г. (1976). B-24 Liberator: история в картинках . Лондон: Аллан. ISBN  978-0-7110-0630-0 .
  • Боуман, Мартин (1979). B-24 «Либерейтор» 1939–1945 гг . Норвич (Орфорд пл., 33, Норидж): Венсум. ISBN  978-0-903619-27-1 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  • Боуман, Мартин (2003). Б-24 Либерейтор . Шрусбери: паб Airlife. ISBN  978-1-84037-403-2 .
  • Брукс, Эндрю (1992). Катастрофы в воздухе (переп. имп. ред.). Шеппертон, Суррей: Ян Аллан. ISBN  978-0-7110-2037-5 .
  • Дэвис, Ларри; цвет Грира, Дона; иллюстрировано Мэнли, Перри (1987). B-24 Liberator в действии Самолет №80 . Кэрроллтон, Техас: Публикации Squadron/Signal. ISBN  978-0897471909 .
  • Фриман, Роджер А. (1983). B-24 «Либерейтор» на войне . Лондон: Ян Аллан. ISBN  978-0-7110-1264-6 .
  • Лавери, Брайан (2008). Черчилль идет на войну: военные путешествия Уинстона . Лондон: Conway Maritime. ISBN  978-1844860869 .
  • Ливингстон, Боб (1998). Под Южным крестом: B-24 Liberator в южной части Тихого океана (ограниченное издание). Падука, Кентукки: Паб Turner. ISBN  978-1563114328 .
  • О'Лири, Майкл (2001). Консолидированный B-24 «Либерейтор» . Оксфорд: Osprey Aviation. ISBN  978-1841760230 .
  • Робертсон, составлено Брюсом (1987). Серийные номера британских военных самолетов, 1878–1987 гг. ([6-е изд.]. Ред.). Лестер: Публикации округов Мидленд. ISBN  978-0-904597-61-5 .
  • Шекледи, общий редактор: Эдвард (2002). Консолидированный B-24 «Либерейтор» . Бристоль: Цербер. ISBN  978-1-84145-106-0 .
  • Шорс, Кристофер (1986). История Королевских ВВС Канады . Лондон: Книги Бизонов. ISBN  978-0-86124-160-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d2a526d883553f991876544a8cb3dbf__1721055780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/bf/6d2a526d883553f991876544a8cb3dbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Commando (aircraft) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)