Список самолетов Вооруженных сил Португалии
В этот список нынешних и бывших самолетов Вооруженных сил Португалии также входят самолеты Национальной республиканской гвардии .
ВВС
[ редактировать ]Португальские ВВС ( PoAF ) были созданы в 1952 году в результате слияния Aeronáutica Militar и Aviação Naval . В результате слияния многие самолеты были переданы из этих более ранних авиационных служб в ВВС, находившиеся на вооружении до 1952 года.
Самолет | Кол-во | В эксплуатации | Ушедший на пенсию | Источник | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
de Havilland DH-82 Тайгер Мотылек | 30(?) | 1952 | 1954 | Великобритания Португалия | Поступило от Военной воздухоплавания и морской авиации. |
de Havilland DH-82A Tiger Moth | |||||
Юнкерс Ю 52 | 12 | 1952 | 1972 | Германия | Получено от Aeronáutica Militar. [1] [2] |
Юнкерс Ю 52/3 мг3е | |||||
Амиот AAC1 Тукан | 15 | 1961 | Франция | ||
Майлз Мастер II/III | ? | 1952 | 1958 | Великобритания | Получено от Aeronáutica Militar. |
Майлз Мартине TT1 | ? | 1952 | ? | Великобритания | Поступило от морской авиации. |
Дуглас C-47 Дакота | 29 | 1952 | 1976 | олень | Один самолет получен от Aeronáutica Militar в 1952 году. Остальные самолеты куплены в 1958 году. [3] |
Хоукер Харрикейн IIB/IIC | 151 | 1952 | 1954 | Великобритания | Получено от Aeronáutica Militar. |
Скорость полета Оксфорд | ? | 1952 | 1957 | Великобритания | Получено от Aeronáutica Militar. |
Скорость полета Оксфорд II | Поступило от морской авиации. | ||||
Супермарин Спитфайр VB | ? | 1952 | ? | Великобритания | Получено от Aeronáutica Militar. |
Майлз Магистр I | 8 | 1952 | 1956 | Великобритания | Получено от Aeronáutica Militar. |
Авро Ансон Т.1 | 10 | 1952 | ? | Великобритания | Получено от Aeronáutica Militar. |
Североамериканский АТ-6 Техасский | 257 | 1952 | 1978 | олень | Получено от Aeronáutica Militar. |
Североамериканский SNJ-4 | Поступило от морской авиации. | ||||
Североамериканский Гарвард Mk.III | 1956 | олень | Бывший британского ВВС самолет флота | ||
Североамериканский Т-6Г Техасец | 1961 | олень | Бывший ВВС Франции. самолет | ||
Североамериканский Гарвард Mk.IV | 1964 | Канада | Бывший Люфтваффе самолет | ||
Североамериканский Гарвард Mk.IIA | 1969 | Бывший ВВС ЮАР. самолет | |||
Североамериканский Гарвард Mk.III | |||||
Боинг SB-17G Летающая крепость | 5 | 1952 | 1960 | олень | Получено от Aeronáutica Militar. [4] |
Дуглас C-54 Скаймастер | 8 | 1947 | 1952 | олень | Некоторые бывшие военные аэронавтики [5] |
SC-54/HC-54 Поискмастер | 10 | 1952 | ? | олень | Бывший военный аэронавтик [4] |
de Havilland DH-89A Dragon Rapide | 1 | 1952 | 1968 | Великобритания | Бывший военный аэронавтик |
де Хэвилленд Канада DHC-1 Бурундук | 10 | 1952 | 1997 | Великобритания | Бывший военный аэронавтик |
66 | Португалия | Построен по лицензии OGMA ; По состоянию на 1997 год отремонтировано шесть планеров. | |||
Грумман G-21B Гусь | 9 | 1952 | 1960 | олень | Поступило от морской авиации. |
Пайпер PA-18/L-21 B Супер Каб | 22 | 1955 | 1976 | олень | Поступило из артиллерийского подразделения португальской армии. |
Пайпер PA-18/L-18 SL21A | 5 | ||||
Пайпер ПА-18-125 Супер Каб | 1954 | ||||
Грумман G-44 Виджен | 12 | 1952 | 1962 | олень | Поступило от морской авиации. |
Флот F-10G | 1 | 1952 | ? | олень | Поступило от морской авиации. |
Бичкрафт АТ-11 Народный | 6 | 1952 | 1977 | олень | Первые единицы поступили от морской авиации |
Бичкрафт Д-18С | 15 | ||||
C-45 Грузоотправитель | 1959 | 1976 | |||
Curtiss SB2C-5 Хеллдайвер | 6 | 1952 | 1952 | олень | Поступило от морской авиации. |
Республика F-47D Тандерболт | 50 | 1952 | 1956 | олень | |
Локхид Т-33А Падающая звезда | 28 | 1952 | 1991 | олень | |
де Хэвилленд Вампир Т.55 | 2 | 1952 | 1962 | Великобритания | [6] [7] [8] |
Гарпун Lockheed PV-2C/D | 42 | 1953 | 1975 | олень | Всего 34 полетало |
Республика F-84G Тандерджет | 125 | 1953 | 1974 | олень | |
Грумман SA-16А Альбатрос | 3 | 1954 | 1962 | олень | [4] |
Сикорский UH-19A | 2 | 1954 | 1960 | олень | Первый вертолет эксплуатировался в Португалии. Используется только в поисково-спасательных операциях на Азорских островах . Снят с вооружения после аварии 4 октября 1959 г. [4] [9] |
Sud Aviation Алуэтт II | 7 | 1958 | 1976 | Франция | Еще больше получено для Португальской республиканской национальной гвардии |
Североамериканский F-86F Sabre | 65 | 1958 | 1980 | олень | |
Canadair T-33A-N Серебряная Звезда | 5 | 1959 | 1960 | Канада | |
Охотничий реактивный проректор | 1 | 1959 | 1959 | Великобритания | Получил маркировку PoAF для демонстрации, но не был куплен. [10] |
Локхид РТ-33А | 2 | 1960 | 1982 | олень | |
Локхид P2V-5 Нептун | 12 | 1960 | 1977 | олень | |
Остер Д.5/108&180 | 76 | 1960 | 1976 | Великобритания | |
Норд Норатлас N.2502 | 12 | 1960 | 1978 | Франция | [11] |
Норд Норатлас N.2501D | 18 | ||||
Устрица Д.5/160 | 99 | 1961 | 1976 | Великобритания Португалия | 84 построено по лицензии OGMA. |
Dornier Do 27 A1/A3/A4/B1 | 146 | 1961 | 1979 | Германия | |
Макс Хольсте MH1521 Бруссар | 4 | 1961 | 1977 | Франция | |
Дуглас DC-6 А | 4 | 1961 | 1978 | олень | |
Дуглас DC-6 B | 6 | ||||
Сондерс-Роу Скитер | 10 | 1961 | 1961 | Великобритания | Поставлен в июле со складов армейской авиации Германии и ВМС Германии , никогда не летал из-за непригодности к полетам и отсутствия запасных частей для восстановления. [12] [13] [14] |
Цессна Т-37 С | 30 | 1961 | 1992 | олень | [15] [16] |
Sud Aviation Alouette III SA 319 | 142 | 1963 | 2020 | Франция | Закуплены дополнительные планеры для использования в качестве источника запасных частей и для восстановления поврежденных планеров. Выведены из эксплуатации 17 июня 2020 г. |
Дуглас B-26B Инвейдер | 7 | 1965 | 1975 | олень | [17] [18] |
Дуглас B-26C Захватчик | |||||
Фиат Г.91 Р/4 | 40 | 1965 | 1993 | Италия | |
Цессна 310 Б | 1 | 1969 | 1974 | олень | |
Цессна 182 С | 1 | 1969 | ? | олень | |
Sud Aviation SA-330C Пума | 13 | 1969 | 2011 | Франция | Выведен в отставку в 2006 г., вновь поступил на службу в 2008 г. на Азорских островах, окончательно вышел на пенсию в 2011 г. На рынке для продажи (2015 г.) [19] |
Аэрокосмическая Пума SA-330S1 Пума | 1971 | ||||
Цессна 206 | 1 | 1969 | ? | олень | |
Пайпер ПА-32 Чероки Шесть | 4 | 1970 | 1974 | олень | |
Цессна 401 Б | 1 | 1971 | 1974 | олень | Использовалась маркировка PoAF в специальных миссиях. |
Цессна 185А Скайвагон | 5 | 1971 | 1974 | олень | Получено от ВВС ЮАР. |
Боинг 707-3F5C | 2 | 1971 | 1976 | олень | Переведено в ТАП |
CASA C-212-100 Авиокар | 24 | 1974 | 2010 | Испания | Заменен на CASA C-295M. [20] |
Cessna Skymaster FTB-337G | 32 | 1974 | 2007 | олень | |
Фиат Г.91 Р/3 | 70 | 1976 | 1993 | Италия | Всего полетело 34 самолета, остальные использовались на запчасти. |
Фиат Г.91 Т/3 | 26 | Всего 11 полетов | |||
Нортроп Т-38А Коготь | 12 | 1977 | 1994 | олень | |
Локхид C-130H Геркулес | 6 | 1977 | олень | ||
Локхид C-130H-30 Геркулес | |||||
Воут А-7П Корсар II | 44 | 1981 | 1999 | олень | |
Воут ТА-7С Корсар II | 1 | 1982 | 1984 | Один экземпляр (серийный номер 154404; серийный номер B-044) по прозвищу «Помба Бранка» (белый голубь), арендованный у ВМС США для переоборудования пилота. | |
Воут ТА-7П Корсар II | 6 | 1984 | 1999 | ||
Фурнье RF-10 | 4 | 1984 | 1994 | Франция | |
Дассо Фалькон 20 DC | 2 | 1985 | 1993 | Франция | Используется в VIP-перевозках и медицинской эвакуации. Продается на гражданском рынке. |
1 | 2005 | Используется в VIP-транспорте, медицинской эвакуации и калибровке радио. Хранится в Museu do Ar. | |||
Локхид П-3П Орион | 6 | 1985 | 2011 | олень | Заменен бывшим голландским P-3C Update II.5/CUP-CG. Один используется для обучения экипажей CFMTFA. |
Александр Шлейхер ASK 21 | 4 | 1986 | Германия | ||
Аэрокосмический Эпсилон ТБ-30 | 18 | 1989 | Франция Португалия | Собрано в Португалии компанией OGMA. | |
Дассо Фалькон 50 | 3 | 1990 | Франция | ||
Дассо-Бреге/Дорнье Альфа Джет А | 50 | 1993 | 2018 | Франция Германия | Бывший самолет Люфтваффе , предложенный Германией для использования авиабазы Бежа - BA11. [21] |
General Dynamics F-16A OCU Fighting Falcon | 17 | 1994 | олень | Самолет Peace Atlantis I. Конвертирован и обновлен до стандарта Mid Life Update (MLU) ( F-16 AM/BM ) в мастерских ВВС на авиабазе Монте-Реал и OGMA. [22] | |
General Dynamics F-16B OCU Fighting Falcon | 3 | ||||
CASA C-212-300 Авиокар | 2 | 1994 | 2011 | Испания | Заменен на С-295МПА. |
ДАВАЙТЕ Л-23 Бланик | 3 | 1996 | Чешская Республика | ||
Двигатель de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk Lycoming | 7 | 1997 | Великобритания Португалия | Восстановлен на базе существующих de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk самолетов . | |
General Dynamics F-16A Fighting Falcon | 23 | 1999 | олень | Самолет Peace Atlantis II. Обновлен до стандарта Mid Life Update (MLU) ( F-16 AM/BM ) в мастерских ВВС на авиабазе Монте-Реал и в OGMA. [22] 9 F-16 AM и 3 F-16 BM переданы ВВС Румынии в 2015–2016 гг. 3 бывших ВВС США F-16, включая 2 F-16A и 1 F-16B, поставлены в 2019 году. [23] | |
General Dynamics F-16B Файтинг Фалкон | 5 | ||||
Передовые исследования керамики Silver Fox | 2 | 2004 | олень | Используется Академией ВВС Португалии для исследований и разработок авиационных компонентов и БПЛА. систем [24] | |
АгустаВестленд EH101 | 12 | 2005 | Великобритания Италия | 6 поисково-спасательных вариантов, 4 боевых поисково-спасательных варианта и 2 рыбозащитных варианта. [25] | |
Lockheed P-3C Update II.5/CUP-CG Orion | 5 | 2006 | олень | Бывший самолет ВМС Нидерландов . Получение обновления электроники до стандарта CUP+ | |
ДОМ C-295 | 12 | 2008 | Испания | 7 транспортных самолетов (PG01) и 5 морских патрульных самолетов (C-295 MPA, три PG02 и два PG03). [26] | |
АНТЭКС-М | 4 | 2008 | Португалия | Прототип беспилотного летательного аппарата, разработанный Академией ВВС Португалии . По крайней мере четыре построены и эксплуатируются [24] [27] [28] | |
General Dynamics F-16B Файтинг Фалкон | 3 | 2016 | олень | Первоначально предназначался для Румынии после модернизации; вместо этого приобретены взамен трех португальских БМ F-16, переданных ВВС Румынии. Обновлен до стандарта Mid Life Update (MLU) ( F-16 BM ) в мастерских ВВС на авиабазе Монте-Реал и в OGMA. [22] [29] | |
Леонардо AW119 Коала Мк. НЕТ | 7 | 2019 | Великобритания Италия | Собран на заводе Leonardo в Филадельфии. [30] Два дополнительных агрегата получены в 2023 году. [31] [32] | |
УАВижн ОГАССА ОГС42 | 12 | 2020 | Португалия | Беспилотные летательные аппараты, используемые для наблюдения и распознавания, 4 из них оснащены вертикального взлета и посадки. возможностями [33] | |
Kamov Ka-32A11BC | 6 | 2022 | Россия | 6 вертолетов приобретены правительством Португалии в 2006 году для исчезнувшей публичной компании EMA - Empresa de Meios Aéreos. Эти пожарные вертолеты были получены в 2022 году от Национального управления по чрезвычайным ситуациям и гражданской защите Португалии. [34] В октябре 2022 года Министерство национальной обороны подтверждает, что 6 вертолетов будут отправлены в Украину в качестве военной помощи в связи с вторжением России в Украину в 2022 году. [35] | |
Дассо Фалькон 900 | 1 | 2023 | Франция | Самолет захвачен португальскими властями и возвращен ВВС Португалии. [36] | |
Эмбраер С-390 Миллениум | 2+3 | 2023 | Бразилия Португалия | В 2019 году было заказано пять C-390 для замены C-130. [37] | |
Сикорский UH-60 Черный Ястреб | 2+7 | 2023 | олень | В августе 2022 года ВВС Португалии подписали контракт на приобретение шести UH-60A для использования при тушении лесных пожаров. [38] ВВС объявили, что закажут еще 3 единицы. [39] | |
Кубок Локхид P-3C Орион | 3+3 [40] | 2023 | олень | Правительство Португалии приобрело за 45 миллионов евро 6 самолетов вместе с комплектами Mid-Life Upgrade (MLU), запасными частями, вспомогательным оборудованием и испытательными стендами, а также пилотажными тренажерами и тактическими методиками. Самолеты будут получены с 2023 по 2027 год. [41] [42] | |
Канадаэр CL-515 | 0+2 | 2026 | Канада | Две установки закуплены в 2022 году для борьбы с лесными пожарами . Будет получен в 2026 году [43] [31] | |
Еврокоптер AS350 B3 * | 4 | Н/Д | Франция | 4 вертолета приобретены правительством Португалии в 2007 году для исчезнувшей публичной компании EMA- Empresa de Meios Aéreos . *Эти вертолеты в настоящее время находятся в ведении ВВС Португалии , и ожидается, что они будут интегрированы в это подразделение в ближайшие годы. [44] [45] [46] |
Армия
[ редактировать ]После того, как военная аэронавтика стала независимым подразделением, португальская армия активировала небольшой авиационный компонент в своей артиллерийской части. Этот авиационный компонент был расформирован в 1955 году, а его самолеты и функции были переданы ВВС. Армия даже подписала два контракта на закупку вертолетов, первый в конце 90-х годов на закупку вертолетов Eurocopter EC635 , который был расторгнут в 2002 году из-за отсутствия сертификата на стрельбу HOT 2 противотанковыми ракетами . В 2012 году приобретение 10 вертолетов NH-90 было отменено после экономического кризиса, поразившего страну в том же году. Португальская армия будет использовать авиацию только в 21 веке, где в настоящее время она использует широкий спектр БПЛА .
Самолет | Кол-во | В эксплуатации | Ушедший на пенсию | Источник | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Пайпер PA-18/L-21 B Супер Каб | 22 | 1952 | 1955 | олень | Переведен в PoAF (используется бывшей армейской артиллерийской частью) |
Griffon Aerospace MQM-170 Outlaw | ? | 2012 | олень | Беспилотник-мишень, принадлежащий 1-му зенитно-артиллерийскому полку. [47] [48] | |
DJI Мавик ПРО | ? | 2018 | Китай | Используется португальскими десантниками и военным оперативным командованием Мадейры . Количество купленных единиц неизвестно. [49] [50] | |
AeroVironment RQ-11 Ворон | 36 | 2019 | олень | 20 августа 2018 года через NSPA было закуплено 36 самолетов или двенадцать систем (вместе с сопутствующими услугами и оборудованием). [51] | |
SenseFly eBee X | ? | 2020 | Швейцария | Используется Армейским центром геопространственной информации для картографических миссий. [52] | |
DJI Matrix 300 RTK | ? | 2020 | Китай | Используется Военным оперативным командованием Мадейры для наблюдения. [53] Военное оперативное командование Мадейры также планирует приобрести дрон дальнего действия. Количество купленных единиц неизвестно. [54] | |
Трикоптер MyFlyDream Nimbus 1800 | ? | 2020 | Китай | Беспилотный летательный аппарат с возможностью вертикального взлета и посадки , на вооружении 1-го зенитно-артиллерийского полка. Количество закупленных единиц неизвестно. [55] | |
Попугай АНАФИ | 2 | 2022 | Франция | Используется Центром войск специальных операций . [56] | |
МикроБПЛА | ? | 2022 | ? | Встречался на вооружении 3-го гарнизонного полка. [57] | |
Autel EVO II Dual 640T Enterprise V2 | ? | 2023 | Чния | Впервые использовался в 2023 году. [58] |
Национальная республиканская гвардия
[ редактировать ]Самолет | Кол-во | В эксплуатации | Ушедший на пенсию | Источник | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Sud Aviation Алуэтт II | 2 | 1976 | ? | Франция | Бывший вертолет ВВС Португалии . Используется для дорожного патрулирования . [59] [60] |
Раунд AR4 | 4 | 2014 | Португалия | Получено не менее 4 единиц. [61] [62] [63] | |
DJI Мавик ПРО | ? | ? | Китай | [64] | |
УАВижн UX Спайро | ? | ? | Португалия | ||
Раунд AR5 | 1 | 2024 | Португалия | Управляется GNR из Фигейра-да-Фош. [65] |
Морская авиация
[ редактировать ]Военно-морская авиация Aviação Naval (Военно-морская авиация) была создана в 1917 году. В 1993 году военно-морская авиация возродилась с созданием Esquadrilha de Helicópteros da Marinha (Вертолетная эскадрилья ВМФ), которая эксплуатирует вертолеты, которые несут службу на борту кораблей ВМФ.
Самолет | Кол-во | В эксплуатации | Ушедший на пенсию | Источник | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
ФБА Тип Б | 3 | 1917 | 1918 | ||
Доннет-Дено DD8 | 18 | 1918 | 1923 | Франция | Восемь оставленных французским Aeronavale в Авейру [66] [67] |
Телье Т.3 | 5 | 1918 | 1928 | ||
Жорж Леви GL40 HB-2 | 2 | 1918 | ? | Франция | Оставлен французским Aeronavale в Авейру. |
Феликстоу Ф.3 | 3 | 1920 | 1922 | Великобритания | |
Кертисс HS-2L | 4 | 1921 | 1931 | олень | Оставлен ВМС США в Орте. Начал летать в 1923 году. |
Фары IIID/IIID Mk.2 | 6 | 1922 | 1931 | Великобритания | |
Фоккер Т.III W | 4 | 1924 | 1933 | Нидерланды | |
Евро 504 тыс. | 3 | 1925 | 1927 | Великобритания | Первый колесный самолет |
КАМС 37 А | 8 | 1927 | 1935 | [68] | |
Ханриот H.41 H | 8 | 1927 | 1935 | [68] | |
Макки М.18 | 9 | 1928 | 1934 | ||
de Havilland DH-60HG Gipsy Moth | 8 | 1929 | 1942 | Великобритания | Купил четыре напрямую у Де Хэвилленда . Остальные четыре были построены из частей после гибели первых четырех в результате аварий. |
Флот Ф-10 | 26 | 1933 | 1953 | Несколько партий | |
Флот F-10B | |||||
Флот F-10G | |||||
Юнкерс К 43W | 5 | 1933 | 1941 | Германия Швеция | Изготовлено в Швеции |
Хоукер Оспри III | 8 | 1935 | 1942 | Великобритания | |
Блэкберн Шарк IIA | 6 | 1936 | 1938 | Великобритания | |
Самолет General Monospar ST12 | 1 | 1936 | 1943 | ||
Евро 626 | 12 | 1939 | 1950 | Великобритания | |
Грумман G-21B Гусь | 12 | 1940 | 1952 | олень | Переведен в ПОАФ |
Грумман G-44 Виджен | 12 | 1941 | 1952 | олень | Переведен в ПОАФ |
Шорт Сандерленд I | 1 | 1941 | 1944 | Великобритания | Интернирован после высадки в Португалии из-за шторма |
Флот 16 | 5 | 1942 | ? | Великобритания | |
Майлз Мартине TTI | 4 | 1943 | 1952 | Великобритания | Переведен в ПОАФ |
Скорость полета Оксфорд II | 12 | 1943 | 1952 | Великобритания | Переведен в ПОАФ |
Бристоль Бленхейм ЭКО | 12 | 1943 | ? | Великобритания | |
de Havilland DH-82A Tiger Moth | 30 | 1943 | 1952 | Великобритания | Переведен в ПОАФ |
Бристоль Бофайтер TF.X | 17 | 1945 | 1946 | Великобритания | [69] |
Бичкрафт АТ-11 Народный | 7 | 1947 | 1952 | олень | Переведен в ПОАФ |
Бичкрафт Д-18С | 5 | 1948 | 1952 | олень | Переведен в ПОАФ |
Североамериканский SNJ-4 | 8 | 1950 | 1952 | олень | Переведен в ПОАФ |
Curtiss SB2C-4 Хеллдайвер | 14 | 1950 | 1952 | олень | Использовался только на запчасти |
Curtiss SB2C-5 Хеллдайвер | 24 | Переведен в ПОАФ | |||
AgustaWestland Super Lynx Mk.95A | 5 | 1993 | Великобритания | Первый самолет воссозданной Морской авиации | |
Раунд AR4 | ? | 2014 | Португалия | Передан ВМФ производителем для совершенствования его разработки. [70] | |
Раунд AR3 | ? | 2015 | Португалия | На вооружении ВМС Португалии как минимум с 2015 г. [71] | |
UAVision OGASSA OGS42 V | 2 | 2020 | Португалия | Приобретены два подразделения для эксплуатации на базе фрегатов и морских патрульных кораблей. [72] [73] | |
УАВижн UX Спайро | 4 | 2020 | Португалия | Закуплено не менее 4 единиц для эксплуатации на фрегатах и морских патрульных кораблях . Обозначить класс Açor [74] | |
За пределами видения VOne | 6 | 2023 | Португалия | Приобретено 6 единиц в начале 2023 г. [75] [76] | |
За гранью видения HEIFU | 6 | 2023 | Португалия | Приобретено 6 единиц в начале 2023 г. [76] | |
Autel EVO II Dual 640T Enterprise V2 | ? | 2023 | Китай | Впервые использовался в 2023 году. [77] |
Военное воздухоплавание
[ редактировать ]Армейская Aeronáutica Militar (Военная аэронавтика) была первой службой военной авиации, созданной в Португалии, и большая часть зарождения португальской авиации восходит к ней.
Самолет | Кол-во | В эксплуатации | Ушедший на пенсию | Источник | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Морис Фарман Тип 1911-1912 гг. | 1 | 1912 | 1916 | Франция | |
Депердюссин Тип Б | 1 | 1912 | 1916 | Франция | |
Морис Фарман MF-11 | 3 | 1912 | 1917 | Франция | |
Фарман Ф.40 | 5 | 1916 | 1920 | Франция | |
Моран-Сольнье Х | 1 | 1916 | ? | Франция | |
Кодрон Г.III | 58 | 1916 | ? | Франция Португалия | 50 построено с 1922 года в Альверке. |
Ньюпор Ni.83 | 7 | 1917 | ? | Франция | |
Кодрон Г.IV | 9 | 1918 | 1923 | Франция | |
Бреге 14 А.2 | 28 | 1919 | ? | Франция | |
Бреге 14 Т.2 | 1 | ||||
СПАД С.VII C.1 | 12 | 1919 | 1935 | Франция | Возможно, получено больше единиц |
Мартинсайд F-4 Баззард | 4 | 1919 | 1933 | Великобритания | |
Ньюпор Ni.21 | 8 | 1920 | ? | Франция | |
Ньюпор Ni.80 | 3 | 1920 | ? | Франция | |
Бреге 16 Бн.2 | 1 | 1921 | ? | Франция | |
Викерс Вальпараисо II | 4 | 1923 | 1933 | Великобритания | |
Викерс Вальпараисо I | 10 | 1924 | |||
Кодрон C.59 | 1 | 1924 | ? | Франция | |
Фея III Д | 1 | 1924 | 1925 | Великобритания | |
Авро 548 AX Airdisco | 2 | 1924 | 1933 | Великобритания | |
Евро 504 тыс. | 27 | 1924 | 1937 | Великобритания | |
Дорнье кит | 1 | 1927 | ? | Германия | |
Ход 25 Бидон | 1 | 1928 | 1937 | Франция | |
Ход 25 А.2 | 35 | 1931 | 1943 | ||
Юнкерс В 34 Л | 1 | 1928 | 1936 | Германия | |
Фарман Ф.191 | 1 | 1929 | 1934 | Франция | |
Моран-Солнье MS.130 | 1 | 1931 | ? | Франция | |
Моран-Солнье MS.133 | 4 | 1931 | ? | Франция | |
Моран-Солнье MS.233 | 15 | 1931 | ? | Франция | Создано по лицензии |
Юнкерс A50Ce Юниор | 1 | 1931 | 1940 | Германия | |
Викерс Вальпараисо III | 13 | 1933 | 1943 | Великобритания | Создано по лицензии |
de Havilland DH.82 Tiger Moth | 11 | 1934 | 1952 | Великобритания Португалия | Небольшое количество планеров, построенных по лицензии в Альверке ; Переведен в ПОАФ |
de Havilland DH.82A Tiger Moth | 9 | ||||
de Havilland DH.85 Leopard Moth | 1 | 1934 | ? | Великобритания | Самолет «Дилли» совершил рейс Лиссабон-Тимор-Макао-Индия-Лиссабон 25 декабря 1934 года. |
Avro 631 Cadet | 1 | 1934 | 1952 | Великобритания | |
Капрони Ca.100 Капрончино | 1 | 1934 | 1940 | Италия | |
Капрони Ca.113 Бабочка | 1 | 1934 | 1939 | Италия | |
Хоукер Фьюри I | 3 | 1934 | 1945 | Великобритания | |
Avro 626 Tutor | 31 | 1936 | 1952 | Великобритания | |
Юнкерс Ю 52 | 12 | 1936 | 1952 | Германия | Переведен в ПОАФ [1] [2] |
Юнкерс Ю 52/3 мг3е | |||||
де Хэвилленд DH.84 Дракон | 3 | 1937 | ? | Великобритания | |
Хокер Хинд | 4 | 1937 | ? | Великобритания | |
де Хэвилленд DH.88 Комета | 1 | 1937 | ? | Великобритания | Перерегистрация CS-AAJ Салазар |
Юнкерс Ю 86К-7 | 10 | 1938 | 1948 | Германия | |
Глостер Гладиатор II | 30 | 1938 | 1952 | Великобритания | [78] [79] [80] |
Breda Ba.65Bis | 10 | 1939 | 1941 | Италия | |
Кёртисс 75А-4 Ирокез | 17 | 1941 | 1945 | олень | |
Майлз Мастер II/III | 13 | 1941 | 1958 | Великобритания | |
Майлз Мартине TTI | 7 | 1942 | ? | Великобритания | |
Локхид P-38F Молния | 2 | 1942 | 1945 | олень | Интернирован во время Второй мировой войны после вынужденной посадки в Лиссабоне. [81] |
Локхид P-38G Молния | |||||
Супермарин Спитфайр I | 18 | 1942 | 1948 | Великобритания | |
Супермарин Спитфайр VB | 93 | 1943 | 1952 | Переведен в ПОАФ | |
Белл П-400 Аэрокобра | 15 | 1942 | 1950 | олень | Интернирован во время Великой Отечественной войны. [82] [83] |
Белл P-39L Аэрокобра | 4 | ||||
Объединенный B-24/PB4Y-1 Освободитель | 6 | 1943 | ? | олень | Интернирован во время Великой Отечественной войны. |
Дуглас C-47 Дакота | 1 | 1944 | 1952 | олень | Интернирован во время Великой Отечественной войны . Переведен в ПОАФ [3] |
де Хэвилленд Шершень Мотылек | 1 | 1943 | ? | Великобритания | |
Бристоль Бленхейм IV | 10 | 1943 | 1947 | Великобритания | |
Бристоль Бленхейм V | 3 | ||||
Локхид Хадсон III/VI | 3 | 1943 | ? | олень | Интернирован во время Великой Отечественной войны. |
Хоукер Харрикейн IIB/IIC | 142 | 1943 | 1954 | Великобритания | |
Вестленд Лисандр IIIA | 13 | 1943 | 1952 | Великобритания | |
Викерс Веллингтон Х | 1 | 1943 | ? | Великобритания | Интернирован во время Великой Отечественной войны. |
Скорость полета Оксфорд | 19 | 1943 | 1952 | Великобритания | Переведен в ПОАФ |
Майлз Магистр I | 10 | 1946 | 1952 | Великобритания | Переведен в ПОАФ |
Бичкрафт Бонанза | 1 | 1947 | ? | олень | |
Авро Ансон Т.1 | 10 | 1947 | 1952 | Великобритания | Переведен в ПОАФ |
Североамериканский AT-6A Техасский | 48 | 1947 | 1952 | олень | Переведен в ПОАФ |
Североамериканский AT-6B Техасский | |||||
Североамериканский AT-6C Техасский | |||||
Североамериканский AT-6G Техасский | |||||
Боинг SB-17G Летающая крепость | 5 | 1947 | 1960 | олень | Переведен в ПОАФ |
Дуглас C-54 Скаймастер | 9 | 1947 | 1978 | олень | Переведен в ПОАФ |
Дуглас SC-54/HC-54 Поискмастер | 9 | 1947 | ? | олень | 3 использовались на запчасти |
de Havilland DH.89A Dragon Rapide | 1 | 1950 | 1952 | Великобритания | Переведен в ПОАФ |
де Хэвилленд Канада DHC-1 Бурундук | 10 | 1951 | 1952 | Великобритания | Переведен в ПОАФ |
Пайпер PA-18/L-21 B Супер Каб | 22 | 1952 | 1955 | олень | Используется армейской артиллерией для наблюдения уже после роспуска армейской авиации и создания PoAF в 1952 году. Передан PoAF только в 1955 году. |
См. также
[ редактировать ]- Серийные номера португальских военных самолетов
- Португальская военно-морская авиация
- Португальские ВВС
- Португальская колониальная война
- радоваться
- УАЛ
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Афонсу и Гомес 2000, стр. 178–183.
- ^ Jump up to: а б «Юнкерс Ю 52» (на португальском языке). Эскадра 502 . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «С-47/DC-3/Дакота» . 25 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Высшее 348, с. 37
- ^ Роуч 1991, с. 158
- ^ «Наши Вампиры и еще кто… не очень… (M394-3RF/2010)» (на португальском языке). Железная птица. 4 июля 2010 г. Проверено 2 марта 2013 .
- ^ «Производственный список Де Хэвилленда» . Airport-data.com . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «Де Хэвилленд Вампиры, Северо-восточный музей авиации (Великобритания)» . Северо-восточный музей авиации . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «Португальские ВВС H-19 9101» . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «Небеса Jet Provost - история Jet Provost T.2» . Реактивный Провост Небеса. 21 января 2010 года . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «Норатлас» (на португальском языке). Эскадра 502 . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ Самый высокий 350
- ^ «Сондерс Роу Скитер» . Сайт истории вертолетов . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «Феррейра, Руи. 552-я эскадрилья дронов - в опасностях и трудных войнах » (на португальском языке). Обходы. 21 января 2011 года . Проверено 2 марта 2013 .
- ^ Высшее 401, с. 13
- ^ Высшее 401, с. 17
- ^ Хагедорн и Хеллстрём, 1994 г.
- ^ «Дуглас B-26B/B-26C Invader» . 20 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ НИЦ (20 мая 2015 г.). «Правительство снова пытается продать 8 вертолетов колониальной войны» . НИЦ. Архивировано из оригинала 3 октября 2018 года . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ «С-212 Авиокар» (на португальском языке). Эскадра 502 . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «Мартинш, Нуно (2009). Люфтваффе в Португалии 1964–1993 » (на португальском языке). Вакаринги. 28 мая 2009 года . Проверено 2 марта 2013 .
- ^ Jump up to: а б с «Португалия — ВВС Португалии — ПОАФ» . Ф-16.нет . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» .
- ^ Jump up to: а б де Соуза, Ж. Борхес; Гонсалвес, Г.; КОСТА, А.; Моргадо, Дж. (13 марта 2010 г.). «Смешанное начальное управление неуправляемыми воздушными системами: программа исследований и разработок БПЛА PITVANT» (PDF) . ФЭУП / АФА . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ ВЕБКОМАНДА, ФАП-. «ВВС Португалии» . www.emfa.pt (на европейском португальском языке) . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Мартини, Фернандо «Нунао» Де (27 февраля 2009 г.). «Первые С-295 прибывают в Португалию» . Air Power – авиация, военно-воздушные силы, аэрокосмическая и оборонная промышленность (на бразильском португальском языке) . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ МАЧАДО, Мигель (2 апреля 2011 г.). « ПИТВАНТ»: ПЕРВЫЙ ШАГ К ПОРТУГАЛЬСКОМУ БПЛА?» ["PITVANT": Первый шаг к созданию португальского БПЛА?] (на португальском языке). Оперативный . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ МАЧАДО, Мигель (30 июля 2012 г.). «Над землей и над морем БПЛА ВВС» (на португальском языке). Оперативный . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ "ЕЩЕ ТРИ F-16 ДЛЯ ФАП [M2388 - 20/2023]" . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ ВЕБКОМАНДА, ФАП-. «ВВС Португалии» . www.emfa.pt (на европейском португальском языке) . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Постановление Совета Министров № 27/2021 от 22 марта» .
- ^ «ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ДОСТАВКА ПОСЛЕДНИХ ДВУХ КОАЛ ФАП [M2438 – 70/2023]» . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Пожары. Дроны, сделанные в Португалии, рождаются на время» . www.dn.pt (на европейском португальском языке). 19 июля 2020 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ «KAMOV TRANSFERIDOS PARA A FORÇA REA [M2289 - 6/2022]» . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ «Португалия передаст Украине шесть вертолетов Ка-32А11ВС» . Военный . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ «Самолет, использованный для перевозки наркотиков, отходит государству в счет погашения долга» . TVI Notícias (на португальском языке) . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ «Португалия подтверждает покупку военного грузового самолета KC-390 — Airway1.com» . 11.07.2019. Архивировано из оригинала 11 июля 2019 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
- ^ «SIX BLACK HAWK ДЛЯ ВВС БРАЗИЛИИ — в обновлении [M2332 — 47/2022]» . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ «Должны быть поставлены еще 3 HEBM» (PDF) .
- ^ «ВТОРОЙ Р-3 БЫВШЕГО ВМФ ГЕРМАНИИ ПРИБЫЛ В БЕДЖУ [M2470 – 15/2024]» . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ админ (30 августа 2023 г.). «Португалия купит военно-морской флот Германии P-3C Orion Морской патрульный самолет за 45 миллионов евро» . Военная утечка . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ "ПОРТУГАЛИЯ ПОКУПАЕТ НЕМЕЦКИЙ ФЛОТ P-3C [M2428 - 60/2023]" . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ «Пожары: Португалия купит два самолета Canadair, пожарные и ВВС обсуждают вариант. Они дороже и менее маневренны в тушении пожаров» . Jornal Expresso (на европейском португальском языке). 14 июля 2022 г. Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Валенте, Лилиана (13 января 2019 г.). «ВВС уполномочены выплатить 122 миллиона реалов за средства борьбы с воздушными пожарами» . PÚBLICO (на португальском языке) . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ «АВИАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ | Оперативные» (на европейском португальском языке) . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ «KAMOV TRANSFERIDOS PARA A FORÇA REA [M2289 - 6/2022]» . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ «1-й полк ПВО, свидетельство португальской армии» . Гриффин Аэроспейс. Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 года . Проверено 17 апреля 2014 г.
- ^ «Воздушные цели в зенитной артиллерии бразильской армии» (PDF) .
- ^ Мадейра, RTP, Rádio e Televisão de Portugal-RTP (16 марта 2021 г.). «Оперативное командование уже подготовило 17 операторов дронов» . @rtppt (на португальском языке) . Проверено 4 июня 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «ПАРС ГОТОВ К ЦЕНТРАЛЬНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ | В эксплуатации» (на европейском португальском языке) . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ " "Критическая система". Армия подтверждает закупку 36 новых беспилотников - ДН" . www.dn.pt (на португальском языке). 13 сентября 2018 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ ВЫСОКОТЕКОВАЯ АРМИЯ | ОТЧЕТ CM , получено 4 июня 2021 г.
- ^ Роча, Луис (11 декабря 2020 г.). «Оперативное командование Мадейры имеет новый беспилотник с очень полезными возможностями для поддержки гражданской защиты» . Funchal Notícias (на бразильском португальском языке) . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Мадейра, RTP, Rádio e Televisão de Portugal-RTP (23 января 2021 г.). «Дрон мониторит до 100 км (видео)» . @rtppt (на португальском языке) . Проверено 4 июня 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «MFD Nimbus Tricopter 1800 португальской армии» .
- ^ «Defence 360º» в Instagram: «Легкая бронированная тактическая машина специального назначения @urovesa VAMTAC ST5 E1/E2 Сил специальных операций 🇵🇹 @Exercito_pt позволяет транспортировать и использовать дистанционно пилотируемую воздушную систему @Parrot ANAFI USA» . . Инстаграм . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ «Пехотный батальон военной зоны Мадейры принял участие в учениях DRONEX 22» .
- ^ «Португальские силы в Румынии проводят проверку радио и средств массовой информации» . Фейсбук .
- ^ «ВЕРТОЛЕТЫ (М474-8АЛ/2011) (Часть I)» . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «КЛУБ ЭКСПЕРТОВ АБ4» . ab4especialistas.blogspot.com (на европейском португальском языке) . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «Орлы и соколы. ГНР использует для обнаружения дроны» . Португальские пожарные (на европейском португальском языке). 24 октября 2014 г. Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «SEGUREX 2015 | Operational» (на европейском португальском языке) . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Редактор (30 июня 2020 г.). «GNR будет следить за лесами с помощью дронов и беспилотных самолетов, чтобы предотвратить пожары» . ODigital.pt (на европейском португальском языке) . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «ГНР использует дроны с тепловизионным зрением при осаде Овара» . www.jn.pt (на европейском португальском языке). 29 марта 2020 г. Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «Дрон усиливает прибрежный контроль в Фигейре» . Diário As Beiras (на европейском португальском языке). 15 января 2024 г. Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Revista da Armada 84, с. 11
- ^ Журнал Армада 347, стр. 8
- ^ Jump up to: а б Журнал Армада 347, с. 9
- ^ Revista da Armada 355, с. 19
- ^ «Видение | Дрон ВМС Португалии разбился при первом взлете» . Видение (на европейском португальском языке). 17 апреля 2014 г. Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ «Португальские беспилотные летательные аппараты и португальские компании в Ле Бурже (М1815 – 07РФ/2015)» . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ «Гибридный БПЛА вертикального взлета и посадки Ogassa OGS42V» . Твиттер . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ «Первый взлет и вертикальная посадка дрона Ogassa на военно-морском пункте поддержки Портимана» . Военно-морской флот (на европейском португальском языке) . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ ВМ.ТВ; вмтвадмин (07.06.2022). « ВМФ «ГАЗОР»» . VMTV (на европейском португальском языке) . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ «Проведены первые испытания беспилотных летательных аппаратов ВМФ, приобретенных в рамках ПРР» . Военно-морской флот (на европейском португальском языке) . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Exame Informática | ВМС Португалии приобретают 12 дронов Beyond Vision и увеличивают возможности реагирования на маневры НАТО» . Видение (на европейском португальском языке). 2023-03-23 . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ «AutelRobotics EVO II Dual 640T Enterprise V2» .
- ^ «Использование португальскими ВВС Gloster Gladiator во время Второй мировой войны» . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ Спенсер 2003, с. 10,12,46
- ^ Кроуфорд 2002, с. 109-112
- ^ «Р-38 на вооружении ВМС США и иностранных ВВС» . 13 июня 1999 года . Проверено 2 марта 2013 г.
- ↑ Запись в Государственном архиве от 18 марта 1943 года, цитируется «Wreckovery» в Aviation News , 10–23 августа 1984 года.
- ^ «П-400/П-39Л Аэрокобра» . 25 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года . Проверено 2 марта 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- «Португальская военная авиация — системы серийного производства самолетов» . 25 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года . Проверено 2 марта 2013 г.
- «Португальская военная авиация — инвентарь самолетов» . 25 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года . Проверено 2 марта 2013 г.
- «ВВС мира 2013» . Flightglobal.com . Проверено 2 марта 2013 г.
- Лопес, Марио Канонджиа (1989). Плоскости Креста Христова . Лиссабон: Диналивро.
- Кардозо, Эдгар (1981). История ВВС Бразилии . Амадора: Gratelo SARL.
- Лапа, Альбинос (1928). Португальская авиация .
- Кардосо, Эдгар (1963). Присутствие ВВС в Анголе .
- Абекасис, Хосе Крус (1985). Атакующий край . Коимбра.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Тадеу, Вириато (1984). Когда у ВМФ были Крылья . Лиссабон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гонсалвес, Cte. Дж. Манкельт (апрель 2004 г.). « Рассвет роторного крыла в военной авиации Португалии» (PDF) . Самый высокий (на португальском языке) (348). ВВС Португалии: 36–42 . Проверено 2 марта 2013 . [ мертвая ссылка ]
- Иствуд, Тони; Роуч, Джон (1991). Список производства авиалайнеров с поршневыми двигателями . Вест-Дрейтон, Великобритания: Магазин авиационных товаров для хобби. ISBN 0-907178-37-5 .
- Кроуфорд, Алекс (2002). Глостер Гладиатор . Редборн, Великобритания: Публикации моделей грибов. ISBN 83-916327-0-9 .
- Спенсер, Том (2003). Глостер Гладиатор, серия боевых раскрасок №37 . Лутон, Великобритания: Книги по Warpaint. OCLC 78987788 .
- Анисето, Афонсу; Гомес, Карлос де Матос (2000). Колониальная война . Лиссабон: Редакционные новости. ISBN 972-46-1192-2 .
- «Сондерс-Роу Скитер в португальской военной авиации». Самый высокий (на португальском языке) (350). Португальские ВВС. Июль – август 2004 г.
- Иствуд, Тони; Роуч, Джон (1991). Список производства авиалайнеров с поршневыми двигателями . Вест-Дрейтон, Великобритания: Магазин авиационных товаров для хобби. ISBN 0-907178-37-5 .
- Кардозо, Аделино (январь – февраль 2013 г.). «Т-37С – наследие памяти». Майс Альто (на португальском языке) (401). Португальские ВВС: 12–17.
- Пирси, Артур (1995). Проплинеры Дугласа DC-1 DC-7 . Эйрлайф. ISBN 978-1853102615 .
- Лопес, MC (январь 1997 г.). "ДАКОТАС - Транспортный двухмоторный самолет ВВС Португалии - 1944 - 1977 гг. - Часть I" [ДАКОТАС - Транспортный двухмоторный самолет ВВС Португалии - Часть I]. Самый высокий (на португальском языке) (310). Португальские ВВС.
- Лопес, MC (февраль – март 1998 г.). "ДАКОТАС - Транспортный двухмоторный самолет ВВС Португалии 1944 -1977 гг. - Часть II" [ДАКОТАС - Транспортный двухмоторный самолет ВВС Португалии - Часть II]. Таллер (на португальском языке) (311). Португальские ВВС.
- Хагедорн, Дэн; Хелльстрем, Лейф (1994). Иностранные захватчики, захватчик Дуглас в иностранных вооруженных силах и тайной службе США . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-013-3 .
- Тайер, Джордж (1970). Военный бизнес . Пробный камень. ISBN 978-0671207052 .
- Сантос, Дж. Триндаде дос (сентябрь 1978 г.). « Морская авиация». Журнал «Армада» (на португальском языке) (84). Лиссабон: ВМС Португалии: 11–15 . Проверено 15 июля 2008 г.
- Соарес, А. Дж. Сильва (ноябрь 2001 г.). « Французские воспоминания в истории португальской морской авиации - Часть 1». Журнал «Армада» (на португальском языке) (347). Лиссабон: ВМС Португалии: 8–9 . Проверено 16 июля 2008 г.
- Соарес, А. Дж. Сильва (июль 2002 г.). «Вымирание морской авиации – Часть 1» [The Extinguish of Navy Aviation – Part 1] . Журнал Армада (на португальском языке) (355). Лиссабон: ВМС Португалии: 17–20 . Проверено 16 июля 2008 г.