Бреге 14
Бреге 14 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Бомбардировщик и разведчик |
Производитель | Бреге |
Дизайнер | Марсель Вильерме |
Первый полет | 21 ноября 1916 г. |
Введение | Май 1917 г. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Военное воздухоплавание Воздушная служба армии США Польские ВВС Королевские ВВС Таиланда |
Произведено | 1916–1928 |
Количество построенных | в. 8000 [ 1 ] |
Разработано на основе | Бреге АВ |
Варианты | Бреге 16 и 17 |
Breguet XIV (в современной практике) или Breguet 14 — французский биплан, бомбардировщик и самолёт-разведчик времен Первой мировой войны . Его строили в очень больших количествах, и производство продолжалось в течение многих лет после окончания войны.
Breguet 14 был одним из первых самолетов серийного производства, в конструкции которых использовалось большое количество алюминия, а не дерева или стали. Это позволило сделать планер легче и прочнее, что, в свою очередь, сделало самолет быстрым и маневренным и позволило ему обогнать некоторые современные истребители .
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Breguet 14 был разработан пионером авиации и авиационным инженером Луи Бреге . [ 2 ] Breguet уже заработал репутацию производителя эффективных самолетов и обладателя новаторских идей, включая использование металла в авиастроении. Начало Первой мировой войны в 1914 году привело к тому, что самолеты, построенные Бреге, были заказаны военными авиационными службами нескольких стран Тройственного Антанты . [ 3 ] Он временно отказался от предпочтительной конфигурации тягача в пользу конструкции толкача, чтобы удовлетворить французский генеральный штаб, который стремился обеспечить наблюдателю хороший обзор вперед. [ 3 ]

Несмотря на то, что французские официальные лица отдавали предпочтение толкачам, Бреге оставался сторонником самолетов-тягачей. [ 4 ] В июне 1916 года он приступил к разработке нового военного двухместного автомобиля Breguet AV . армии ( французской Технический отдел STAé) рекомендовал Breguet использовать двигатель Hispano-Suiza 8A V-8 мощностью 130 кВт (180 л.с.). [ 5 ] Breguet определил, что Hispano-Suiza не хватает мощности, и вместо этого выбрал двигатель Renault V-12, ранее использовавшийся в Breguet Type V. [ 5 ]
Были построены два варианта Breguet AV ( Type XIII и Type XIV, предоставленные французским властям). Оба имели квадратную форму, дополненную прямоугольным лобовым радиатором и необычным отрицательным или задним расположением крыльев. [ 5 ] Он имел прочное шасси и элероны только на верхнем крыле. Нижнее крыло имело закрылки по всей задней кромке , которые поднимались воздухом по мере того, как самолет разгонялся до нормальной скорости, а свободное движение было ограничено набором из 12 регулируемых резиновых тросов . [ 6 ]
Конструкция планера была построена в основном из дюралюминия , алюминиевого сплава, который был изобретен в Германии Альфредом Вильмом всего десять лет назад. Многие секции, такие как дюралевые лонжероны и проставки, крепились с помощью сварных стальных трубчатых фитингов и скреплялись рояльной проволокой. крыла Лонжероны представляли собой прямоугольные дюралевые трубы с дубовыми или ясеневыми прокладками в местах крепления и обертывались оболочкой из листовой стали. [ 5 ] деревянного короба Ребра имели резные фанерные перемычки и полки из ясеня. Хвостовое оперение было изготовлено из сварной стальной трубы, а рули высоты имели большие рупорные балансиры. [ 5 ] Французские официальные лица изначально с опаской относились к инновационным материалам Type XIV из-за отсутствия опыта работы с ними. [ 7 ]
В полет
[ редактировать ]


Луи Бреге поднял прототип в воздух 21 ноября 1916 года. впервые [ 7 ] В ноябре 1916 года STAé. выдал требования на четыре новых типа самолетов, а Бреге представил XIV для двух из них — разведчика и бомбардировщика . [ 7 ]
Прототип был передан STAé 11 января 1917 года для испытаний и был принят на обе роли. В отчете об испытаниях, опубликованном 7 февраля 1917 года, говорилось, что прототип достиг скорости 172 км/ч (107 миль в час) на высоте 2000 м (6600 футов). [ 7 ] 22 февраля 1917 года Бреге обратился к STAé с вопросом о начале производства и 2 марта сообщил им, что приспособления готовы. [ 7 ] 6 марта 1917 года компания Breguet получила первый официальный производственный заказ на 150 самолетов-разведчиков Breguet XIV A.2 дополнительный заказ на 100 бомбардировщиков XIV B.2 . , а 4 апреля был получен [ 7 ] A.2 был оснащен несколькими камерами , а некоторые также имели радио . Нижнее крыло 14 B.2 было оснащено бомбодержателями производства Michelin для тридцати двух 115-мм (4,5 дюйма) бомб. [ 8 ] Чтобы избежать заклинивания закрылков бомбодержателями, были добавлены удлиненные вперед крылья, а по бокам фюзеляжа были добавлены прозрачные панели для облегчения использования бомбового прицела . [ 8 ]
К середине 1917 года французские власти приказали существенно увеличить производство. [ 9 ] На производство этого типа были заключены контракты с различными другими компаниями. [ 7 ] 25 апреля французской авиационной компании Darracq было поручено изготовить 330 самолетов. 8 июня у Фармана было заказано 50 самолетов , а 18 июня Пауль Шмитт получил контракт на производство 200 самолетов. [ 7 ] Некоторые подрядчики не смогли начать серийное производство Breguet 14 до 1918 года. [ 8 ] После войны некоторые самолеты были построены во французских военных мастерских в Индокитае , хотя, вероятно, они производились из импортных запчастей. [ 10 ]
В качестве страховки от нехватки двигателей были установлены альтернативы стандартной силовой установке Renault, как в экспериментальных целях, так и в серийных количествах. [ 11 ] Помимо некоторых, использовавшихся во Франции, многие бельгийские и американские Breguet 14 были оснащены двигателем Fiat A.12 . [ 12 ] Усовершенствованная модель стандартного двигателя Renault 12Ff появилась летом 1918 года и использовалась на некоторых самолетах позднего производства. [ 11 ] Другой принятый на вооружение двигатель был построен французской автомобильной компанией Lorraine-Dietrich , который был легче, но производил меньшую мощность, чем двигатель Renault. Ряд моделей B.2 позднего выпуска оснащались американским двигателем Liberty . Чтобы отличить эти самолеты, они получили обозначение Breguet XIV B.2 L. [ 13 ]
Другие второстепенные варианты Breguet 14 летали в небольшом количестве во время Великой войны; в их число входили XIV B.1 ( Bombardement одноместный бомбардировщик дальнего действия XIV GR.2 ( Grande Raid ), дальний разведчик/бомбардировщик XIV H ( Hydro ) ), гидросамолет , XIV S ( Sanitaire ). санитарный самолет и XIV Et.2 ( Ecole ) преподаватель . [ 14 ] Более поздние варианты, такие как XIVbis A.2 и XIVbis B.2 , имели улучшенные крылья. Вариант с увеличенным крылом выпускался как ночной бомбардировщик XVI Bn.2 ( Bombardement de nuit ). Дальнейшие модификации самолета включали двухместный истребитель XVII C.2 ( Chasse ), который из-за окончания войны производился в небольшом количестве. [ 11 ] Производство Breguet 14 продолжалось еще долго после окончания войны и закончилось только в 1926 году. [ 10 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Breguet 14 использовался в больших количествах, начиная с мая 1917 года, и на пике своего развития имел не менее 71 эскадрильи и использовался на Западном фронте , где участвовал в ряде крупных боевых действий, в которых обычно хорошо себя зарекомендовал. [ 8 ] и на востоке, на итальянском фронте.
За свои действия во время битвы при Лисе артиллерийская секция Лурд , оснащенная этим типом, получила награду и получила дальнейшую похвалу за свои действия во время контратаки союзников во время весеннего наступления Германии . 9 июля 1918 года капитан Поль-Луиза Вейллер во время одного вылета сбил два самолета противника, управляя этим типом. [ 8 ]
После его появления во Франции в 1918 году Breguet 14 также был заказан бельгийской армией (40 самолетов) и Воздушной службой армии США (более 600 самолетов). [ 15 ] Около половины самолетов Бельгии и США были оснащены двигателями Fiat A.12 из-за нехватки оригинального Renault 12F . До перемирия 11 ноября 1918 года Breguet 14 обычно использовался как в разведывательных, так и в бомбардировочных целях. Сообщается, что к концу конфликта на этот тип было сброшено более 1 887 600 кг (4 161 400 фунтов) бомб. [ 16 ]
Breguet 14 сыграл свою роль в одном из последних боевых действий войны. В ноябре 1918 года один самолет использовался для перевозки немецкого военного офицера майора фон Гейера из Тернье и Спа . Чтобы избежать нападения, он был покрыт большими белыми флагами перемирия. [ 16 ]
Этот тип продолжал широко использоваться после войны, оснащая французские оккупационные силы в Германии и обеспечивая поддержку французских войск в колониях. [ 10 ] Для суровых условий за рубежом была разработана специальная версия, получившая обозначение «14 TOE» ( Théatres des Operations Extérieures ). Они сослужили службу в подавлении восстаний в Сирии и Марокко , во Вьетнаме и во французской интервенции в гражданскую войну в России . Последние учебно-тренировочные экземпляры были сняты с вооружения Франции только в 1932 году.

Другие авиационные вооружения, использующие этот тип, включали Бразилию (30), Китай (70), Чехословакию (10), Данию (4), Финляндию (38), Грецию (приблизительно 42), Японию (2), Сиамские ВВС (42). , Уругвай (9) и Испания (около 180). Польские ВВС использовали 158 Breguet 14, около 70 из них использовались в боях в польско-советской войне . В Японии Breguet 14 производились по лицензии компанией Nakajima . Этот тип также активно использовался в различных внутренних войнах в Китае в 1920-х и 1930-х годах. [ 10 ]
Через несколько недель после подписания перемирия Breguet 14 использовался для совершения нескольких дальних полетов для демонстрации своих возможностей. [ 17 ] двойной перелет через Средиземное море 26 января 1919 года лейтенант Роже и капитан Коли совершили на этом типе. 5 апреля Роже вылетел из Лиона в Рим , а затем в Ниццу . [ 17 ] Позже Роже и Коли устанавливают новый французский рекорд дальности полета на Breguet 14, пролетев из Парижа в Кенитру , Марокко , на расстояние 1900 км (1200 миль) за 11 часов 15 минут. Пионер авиации Пьер-Жорж Латекер переоборудовал один экземпляр для проведения экспериментальных операций по дозаправке в воздухе . [ 18 ] После войны компания Breguet производила специальные гражданские версии Breguet 14. Салон 14 T.2 перевозил двух пассажиров в специально модифицированном фюзеляже. Усовершенствованная версия 14 Tbis строилась как сухопутный, так и гидросамолет . [ 19 ] 14 Tbis также легли в основу улучшенной версии санитарной авиации 14 Tbis Sanitaire и 100 почтовых самолетов, построенных по индивидуальному заказу для авиакомпании Latécoère, Lignes Aeriennes Latécoère . [ 17 ] После смены названия на CGEA авиакомпания использовала, среди прочего, 106 самолетов Breguet 14 для полетов над пустыней Сахара . Модель 18 T представляла собой одинарную модель 14 T, оснащенную двигателем Renault 12Ja и рассчитанную на перевозку четырех пассажиров. [ 17 ] Когда производство окончательно прекратилось в 1928 году, общее количество всех построенных версий превысило 7800 (по другим данным, 8000 или даже 8370).
Варианты
[ редактировать ]
Данные из: [ 20 ]
- Бреге АВ 1
- (Учитывая обозначение STAé Breguet 13 ) Обозначение компании первого самолета семейства Breguet 13/14. Оснащен двигателем Renault V-12 мощностью 263 л.с. (196 кВт) с коротким фюзеляжем и цельноповоротным рулем направления.
- Бреге АВ 2
- (Учитывая обозначение STAé Breguet 14 ) Фирменное обозначение второго самолета семейства Breguet 13/14. Оснащен двигателем Renault V-12 мощностью 263 л.с. (196 кВт) в удлиненном фюзеляже с фиксированным килем.
- Бреге 13
- AV 1 — первый из семейства Breguet 14 с коротким фюзеляжем и без фиксированного киля.
- Бреге 14 А.2
- Базовый серийный вариант двухместного армейского варианта (A.2), обычно оснащенный двигателем Renault 12Fe V-12 мощностью 300 л.с. (220 кВт). [ 21 ]
- Бреге 14 AP.2
- Высотный вариант дальнего разведчика с двигателем Liberty L-12 мощностью 400 л.с. (300 кВт) . Один переделанный из A.2
- Бреге 14 АЕ
- Одиночный самолет (F-AEEZ), переоборудованный для использования в колониях.
- Бреге 14/400
- Послевоенный самолет с двигателями Lorraine-Dietrich 12Da V-12 мощностью 400 л.с. (300 кВт). Семьдесят самолетов поставлено в Китай и Маньчжурию .
- Бреге 14 С
- Одиночный самолет с двигателем Renault 12Ja V-12 мощностью 450 л.с. (340 кВт) для использования в качестве почтового самолета в США .
- Бреге 14 Н
- Версия гидросамолета с двигателем Renault 12Fe мощностью 320 л.с. (240 кВт) с большим центральным поплавком и меньшими поплавками под каждым крылом. По крайней мере два были построены и использовались в Индокитае .
- Бреге 14 Б.2
- Двухместный вариант бомбардировщика.
- Бреге 14 Б.1
- Вариант одноместного бомбардировщика: два были заказаны для планового налета на Берлин .
- Гидросамолет Breguet 14
- Версия двухпоплавкового гидросамолета, испытанная в Сен-Рафаэле в 1924 году.
- Бреге 14 С
- (S – Sanitaire ) Самолет скорой помощи модифицирован для перевозки двух носилок в задней части фюзеляжа. (Позже был также выпущен специальный самолет скорой помощи).
- Накадзима Б-6
- Бомбардировщики Breguet 14 B.2, построенные по лицензии в Японии компанией Nakajima , с двигателями Rolls-Royce Eagle V-12 мощностью 360 л.с. (270 кВт).
- Яки BRL-12 Транспорт
- Американская модификация самолета 14 B.2 с гофрированной обшивкой фюзеляжа и поплавками. [ 22 ]
Операторы
[ редактировать ]- Бельгийские ВВС до середины 1920-х годов действовали в составе 2-й, 3-й, 5-й эскадрилий. [ 23 ]
- ЩЕЛЧОК
- Военная авиация бразильской армии с 1920 по 1928 год эксплуатировала 30 самолетов 14А2 и 14В2. [ 24 ]
- В 1919 году Чехословацкие ВВС получили 10 Breguet 14. [ 25 ]
- Датские ВВС эксплуатировали несколько таких самолетов с 1920 по 1927 год. [ 25 ]
- Единственный экземпляр ВВС Сальвадора был куплен во Франции в середине 1920-х годов, но разбился в 1927 году при доставке вакцины от оспы . [ 25 ]
- Эстонские ВВС эксплуатировали только один самолет.
- В период с 1919 по 1921 год ВВС Финляндии получили 22 самолета и эксплуатировали их до 1927 года. [ 25 ]
- ВВС
- Французский флот использовал Breguet 14 для разведки с 1922 года, этот тип оставался на вооружении до 1930 года. [ 26 ]
- Королевские ВВС Греции. Начиная с ноября 1917 года самолетами Breguet 14 оснащалась 532-я бомбардировочно-разведывательная эскадрилья, а с июня 1918 года — 533-я истребительная эскадрилья. Breguet 14 участвовал в греко-турецкой войне 1919–1924 годов , но в 1925 году их заменили Breguet 19 . [ 25 ]
- Гватемальские ВВС- 3 доставили, но вернулись неиспользованными после смерти сопровождавшего их инструктора. [ 25 ]
- Был приобретен самолет Air Force One 14 B.2 Императорской армии Японии , а второй был построен на месте компанией Nakajima как B-6. [ 25 ]
- Армия Центральной Литвы получила в 1920 году два бывших польских самолета. [ 25 ]
- В 1924 году иранские ВВС получили два самолета. [ 25 ]
- Парагвайская авиация - один самолет, использовавшийся во время революции 1922 года. [ 27 ]
- Польские ВВС - три французские эскадрильи были переименованы в польские и в 1919 году переброшены вместе со своими самолетами в Польшу. [ 28 ] К ним были добавлены еще 70 самолетов, которые в конечном итоге были сняты с вооружения в 1924 году. [ 29 ]
- С 1919 по 1931 год ВВС Португалии эксплуатировали 28 самолетов 14 A.2 и один 14 T. [ 29 ]
- Королевские ВВС Румынии эксплуатировали 20 самолетов B.2, пока они не были заменены в середине 1920-х годов. [ 29 ]
- Сербские ВВС . Во время Первой мировой войны в Сербии действовали три французские эскадрильи с сербскими экипажами, а их самолеты в конечном итоге были переданы Сербии, которая использовала их до 1923 года. [ 29 ]
- Шведские ВВС - получили только один самолет в 1919 году, гражданскую регистрацию которому дали в 1923 году. [ 30 ]
- Королевские сиамские ВВС [ 30 ] 40+ самолетов
- Королевские ВВС Югославии, возможно, эксплуатировали один бывший сербский экземпляр.
Выжившие и реплики
[ редактировать ]
- Bre.2016 — Breguet 14 A.2 выставлен в Музее воздуха и космоса в Париже, Франция, с французской маркировкой. [ 32 ]
- 3C30 — последний из 22 (или 30) экземпляров, купленных вскоре после окончания Первой мировой войны. Breguet 14 A.2 прибыл в 1921 году и находился в эксплуатации с 1922 года до вывода из эксплуатации в 1927 году. [ 33 ] Он был выставлен после обширной реставрации в Музее ВВС Финляндии в Ювяскюля , Финляндия, до первоначальной финской маркировки. [ 32 ]
- Реплика Breguet 14, построенная в 1980 году как F-AZBP и снявшаяся в нескольких фильмах, с 2012 года выставлена в Музее Королевских ВВС Таиланда в Бангкоке с сиамской маркировкой B.TH1. [ 34 ]
- Реплика, зарегистрированная как F-AZBH, регулярно летает на французских авиашоу и в настоящее время отмечена как ранний самолет без камуфляжа, тогда как ранее она была отмечена как машина Latécoère .
- Реплика с обозначением Bre.2812 и опознавательными знаками ВВС США 96- й авиационной эскадрильи выставлена в Центре авиационного наследия Омаки в Новой Зеландии .
Технические характеристики (14 Б.2)
[ редактировать ]
Данные французских самолетов Первой мировой войны, [ 20 ] Профиль № 157: Breguet 14. [ 35 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Два
- Длина: 8,870 м (29 футов 1 дюйм)
- Верхний размах крыла: 14,364 м (47 футов 2 дюйма) с оригинальными элеронами.
- 14,86 м (48,8 футов) со сбалансированными элеронами
- Размах нижнего крыла: 13,664 м (44 футов 10 дюймов) с оригинальными элеронами.
- 13,284 м (43,58 фута) со сбалансированными элеронами
- Высота: 3,33 м (10 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 50,2 м 2 (540 кв. футов) с оригинальными элеронами
- 48,5 м 2 (522 кв. фута) со сбалансированными элеронами
- Профиль : Эйфелев 4,6% [ 36 ]
- Вес пустого: 1017 кг (2242 фунта)
- Полная масса: 1769 кг (3900 фунтов)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Renault 12Fcx V-12 с водяным охлаждением, мощностью 220 кВт (300 л.с.)
- Альтернативные двигатели
- Renault 12Fcy 230 кВт (310 л.с.)
- Renault 12Fe мощностью 240 кВт (320 л.с.), иногда оснащаемый Рато . турбонагнетателем
- Рено 12Ff 260 кВт (350 л.с.)
- Рено 12К 300 кВт (400 л.с.)
- Fiat A.12 190 кВт (260 л.с.)
- Fiat A.14 450 кВт (600 л.с.)
- Лорейн-Дитрих 12Da 280 кВт (370 л.с.)
- Лоррейн-Дитрих 12E 290 кВт (390 л.с.)
- Либерти Л-12 300 кВт (400 л.с.)
- Panhard 12C 260 кВт (350 л.с.)
- Panhard 12D 250 кВт (340 л.с.)
- Rolls-Royce Eagle VIII 270 кВт (360 л.с.) (Накадзима B-6)
- Альтернативные двигатели
- Гребные винты: 2-лопастной деревянный гребной винт Ratier серии 34 с фиксированным шагом, диаметром 2,940 м (9 футов 8 дюймов) с двигателями Renault 12F.
- (2-лопастной Ratier деревянный винт фиксированного шага Liberty L-12 ) серии 34 с двигателем
Производительность
- Максимальная скорость: 195 км/ч (121 миль в час, 105 узлов)
- Продолжительность: 2 часа 45 минут.
- Практический потолок: 6200 м (20300 футов)
- Скорость набора высоты: 4,867 м/с (958,1 фута/мин)
- Время набора высоты: :: 2000 м (6600 футов) за 9 минут 15 секунд.
- 3000 м (9800 футов) за 16 минут 30 секунд
- 5000 м (16000 футов) за 47 минут
- Нагрузка на крыло: 32 кг/м 2 (6,6 фунта/кв. футов) (при макс. взлетной массе)
- Мощность/масса : 0,15 кВт/кг (0,09 л.с./фунт) (при максимальном взлетном весе)
Вооружение
- Орудия: 1 фиксированный пулемет Виккерс калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) + 2 гибких пулемета Льюиса калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) на креплении ТО3 или ТО4 для наблюдателя.
- Бомбы: до 355 кг (783 фунтов) бомб, обычно 32 115-мм бомбы по 8 кг (18 фунтов).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Брюс и Ноэль 1967, с. 16.
- ^ Брюс и Ноэль 1967, с. 3.
- ^ Jump up to: а б Брюс и Ноэль 1967, с. 4.
- ^ Брюс и Ноэль 1967, стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с д и Брюс и Ноэль 1967, с. 5.
- ^ Брюс и Ноэль 1967, стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Брюс и Ноэль 1967, с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и Брюс и Ноэль 1967, с. 7.
- ^ Брюс и Ноэль 1967, стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с д Брюс и Ноэль 1967, с. 12.
- ^ Jump up to: а б с Брюс и Ноэль 1967, с. 8.
- ^ Брюс и Ноэль 1967, стр. 8–9.
- ^ Брюс и Ноэль 1967, с. 9.
- ^ Брюс и Ноэль 1967, с. 10.
- ^ Брюс и Ноэль 1967, стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б Брюс и Ноэль 1967, с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д Брюс и Ноэль 1967, с. 13.
- ^ Брюс и Ноэль 1967, стр. 13–14.
- ^ "Парижский авиасалон 1921 года: Breguet 14Tbis". Полет , 24 ноября 1921 года.
- ^ Jump up to: а б Давилла, доктор Джеймс Дж.; Солтан, Артур М. (январь 2002 г.). Французские самолеты Первой мировой войны . Пресса о летающих машинах. стр. 101–126. ISBN 1891268090 .
- ^ Тип 14 А2. Модель 1921 года (PDF) . Техническое сообщение о самолете Breguet (Отчет). Министерство войны. 24 апреля 1922 года.
- ^ Экланд, КО "Аэрофилы Y – Z" . www.aerofiles.com . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Давилла, 1997, стр.115.
- ^ Флорес-младший, 2015, стр. 359-364.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Давилла, 1997, стр.116.
- ^ Мораро 1990, стр. 16.
- ^ «Список использованных самолетов за все время | ВВС Парагвая» .
- ^ Давилла, 1997, стр. 116-117.
- ^ Jump up to: а б с д Давилла, 1997, стр. 117.
- ^ Jump up to: а б с д Давилла, 1997, стр. 118.
- ^ Jump up to: а б с Давилла, 1997, стр. 119.
- ^ Jump up to: а б Римелл, 1990, стр.38-39.
- ^ «Информация о самолете Breguet 14 A2» . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Досье планера по аэровизуальным изображениям» . Воздушные визуальные эффекты . 1993–2021 гг . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Брюс и Ноэль 1967, с. 14.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт (июль 1998 г.). «История персидских ВВС, 1921–1941: Первый самолет шаха Ирана». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (76): 2–12. ISSN 1243-8650 .
- Брюс, Дж. М.; Ноэль, Жан (1967). Бреге 14 . Профильные публикации, номер 157. Лондон и Хэтфорд: Профильные публикации. АСИН B0007JXD5I .
- Давилла, доктор Джеймс Дж.; Солтан, Артур (1997). Французские самолеты Первой мировой войны . Маунтин-Вью, Калифорния: Издательство Flying Machines Press. ISBN 978-1891268090 .
- Флорес-младший, Джексон (2015). Бразильский военный самолет . Рио-де-Жанейро: Редактор действий. ISBN 978-8585654412 .
- Грандолини, Альберт (январь 2022 г.). «Королевские Бреге: Breguet 14 Королевской сиамской авиационной службы». Историк авиации (38): 88–98. ISSN 2051-1930 .
- Хиршауэр, Луи; Дольфус, Чарльз, ред. (1920). Год воздухоплавания: 1919–1920 . Париж: Дюнод. стр. 27–28.
- Хиршауэр, Луи; Дольфус, Чарльз, ред. (1921). Год воздухоплавания: 1920–1921 . Париж: Дюнод. п. 39.
- Ковальский, Томаш Дж. (2002). Самолет Бреге 14 . Виды вооружения и вооружения нет. 197 (на польском языке). Варшава: Издательство «Беллона» и Издательство «CB». ISBN 8311094616 .
- Мораро, Люсьен (февраль 1990 г.). «История встроенной авиации во Франции: 4 делать Флотилия, от разведки до бомбардировки». Le Fana de l'Aviation (на французском языке). № 243. С. 14–17, 19–21.
- Нельцарц, Бартоломей и Печковски, Роберт (2001). Белые орлы: самолеты, люди и действия польских ВВС 1918–1939 гг . Оттрингем, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 1-902109-73-2 .
- Римелл, Рэй (1990). Выжившие в Первой мировой войне . Бакс: Публикации Астон. ISBN 0-946627-44-4 .
- Сапиенца, Антонио Луис (апрель 1999 г.). «Роль авиации во время Парагвайской революции 1922 года». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (73): 24–26. ISSN 1243-8650 .
- Тоэлле, Алан Д. (2003). Бреге 14 . Специальный файл данных Windsock. Хартфордшир, Великобритания: Публикации Альбатроса. ISBN 978-1902207612 .