Серийные номера португальских военных самолетов
В Португалии для идентификации отдельных самолетов всем военным самолетам присваиваются серийные номера . Общая система серийных номеров используется для самолетов, эксплуатируемых тремя родами войск: ВВС Португалии , Военно-морской авиацией Португалии и Армией Португалии . Отдельные агентства имеют свою собственную систему.
Некоторые самолеты, приобретенные и предложенные Португалии, еще до организации военной авиации как единого целого, так и не получили серийных номеров, а идентифицировались лишь собственными названиями.
История
[ редактировать ]Армейская авиация
[ редактировать ]Последовательная система по типу самолета
[ редактировать ]В 1914 году с основанием Escola de Aeronáutica Militar (Школы военной воздухоплавания) была внедрена серийная последовательная система по типам самолетов. Эта система заключалась в присвоении серийного номера каждому самолету определенного типа. Например, Caudron G.III получил серийные номера 1, 2, 3 и так далее, а Farman MF-11 получил обозначения MF11-1, MF11-2 и MF11-3. Самолеты, которые были единственным существующим экземпляром, серийных не получили, то есть Morane-Saulnier Type H и Breguet 16Bn-2 .
Система нумерации блоков
[ редактировать ]В 1935 году Административным регламентом 172 от 16 марта 1935 года 3-го отдела Direcção da Arma de Aeronáutica (Управления армейской авиации) серийные номера стали присваиваться блоками номеров по три цифры каждый. Блоки были несмежными и были связаны с аэродромом, на котором находились самолеты.
Однако эта система не была хорошо понята на некоторых авиабазах, которые считали, что определенная группа серийных номеров закреплена за аэродромом, а не за самолетом. Например, 12 ноября 1935 года, когда Moranes 151, 152, 192 и 194 были переброшены на аэродром Танкос, им там были присвоены серийные номера соответственно 185, 186, 183 и 184. В тот же день Moranes 183 и 184, которые базировались в Танкосе, были переведены в Синтру, где сохранили те же серийные номера. Это привело к тому, что в течение 1936 и 1937 годов четыре самолета использовали одновременно два серийных самолета.
Также были случаи, когда двум разным типам самолетов присваивался один и тот же блок серийных номеров. Так было с Tiger Moth и Junkers Ju 52, оба использовали блок от 100 до 110, а диапазон от 125 до 137 одновременно использовался Avro 626 и Tiger Moth.
Однако даже с учетом этих ошибок эта система не была сразу применена повсеместно, так как в октябре 1935 года еще летали самолеты с прежней системой последовательности.
2-я версия системы нумерации блоков
[ редактировать ]После реструктуризации военной авиации 1937 года Административным регламентом 642 от 3 июня 1938 года была введена новая система нумерации блоков. В этой новой системе была реализована та же система нумерации блоков, что и в предыдущей, но более четко определенная, в которой блоки по 50 блоков. Серийные номера были присвоены каждому из восьми типов самолетов, находящихся на вооружении. Блоки варьировались от 101 до 450, причем последний блок с 501 по 549 был назначен специальным самолетам либо потому, что они были куплены для испытаний, либо потому, что они были единственным экземпляром определенного типа.
Также было заявлено, что изменения должны быть реализованы как можно скорее и что самолеты должны сохранять свои серийные номера даже при переводе на другие базы.
Тип самолета | Серийный |
---|---|
de Havilland Tiger Moth DH-82 | 101–150 |
Авро и Моран-Сольнье | 151–199 |
Юнкерс Ю 52 | 201–250 |
Юнкерс Ю 86 | 251–299 |
Двигаться | 301–340 |
Викерс | 351–380 |
Хоукер Фьюри и Хинд | 401–420 |
Глостер Гладиатор | 451–499 |
Различные ( de Havilland DH-84 Dragon , Caproni и др.) | 501–549 |
Во время Второй мировой войны большое количество самолетов было интернировано и включено в состав Aeronáutica Militar , что вынудило использовать серийные номера, которые были присвоены самолетам, находившимся в отставке. Это привело к тому, что блоки начиная с 510 и 600 были присвоены Hawker Hurricanes . Серия блоков 300, использовавшаяся ранее на Potez 25 (снятых с вооружения), была переназначена на новые Supermarine Spitfire I , P-38 Lightning и P-39 Airacobra . Однако Supermarine Spitfire V получил еще во время войны и после нее, как странность, получил серийные номера от 1 до 95.
Серия блоков 700 была присвоена AT-6 и Harvards , полученным с 1947 года. Airspeed Oxford была присвоена серия блоков 500, которая также использовалась на самолетах de Havilland DH-84 Dragon (с 504 по 506).
Буквенно-цифровая система
[ редактировать ]Специальная серийная система буквенно-цифровых обозначений была присвоена во время Второй мировой войны некоторым самолетам, которые были вынуждены приземлиться в Португалии и в конечном итоге были интернированы, а затем включены в состав Aeronáutica Militar . Эта система использовалась на шести Consolidated Liberator, которым были присвоены серийные номера от L-1 до L-6; Lockheed Hudson — от H-1 до H-3; и Дуглас C-47 Дакота (D-1).
Независимая система нумерации
[ редактировать ]Независимая система нумерации использовалась в Мозамбике на самолетах, приписанных к Генеральному кварталу де Лоренсу Маркес (штаб армии в Лоренсу Маркес) в 1940-х годах.Этим самолетам были присвоены одно- и двухзначные серийные номера. Например, Tiger Moth 1–9, Hornet Moth 10, General Aircraft Monospar 15, Avro Anson 20 и 21 и Beechcraft Bonanza 25.В 1946 году эти самолеты были переданы и переданы в Unidade de Instrução Aeronáutica (Подразделение авиационной подготовки).
С введением в действие Постановления 13602 от 11 июля 1951 г. эти самолеты также получили номера по новой системе, а в мае 1952 г. часть из них была передана ВВС Португалии.
Четырехзначная система
[ редактировать ]Постановлением 13602 от 11 июля 1951 г. была введена новая четырехзначная система. Это была совершенно другая система по сравнению с предыдущей, и для ее полного внедрения потребовалось время.
В Административной ноте 969 от 8 июня 1951 года 2-го передела указывалось, что эта новая система должна была применяться только к следующим самолетам в инвентаре: de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk , AT-6 , Harvard , Junkers Ju 52 , Дуглас С-47 , СБ-17 , Дуглас С-54 Скаймастер . Хотя позже другие самолеты, уже состоявшие на вооружении в 1951 году, получили серийные номера новой системы. Так было с Miles Magister (12**), Airspeed Oxford (21**), Avro Anson (22**) и de Havilland DH-84 Dragon (23**).
Морская авиация
[ редактировать ]Первой системой, использованной португальской военно-морской авиацией, была общая последовательная система. Эта система начала внедряться в 1917 году на гидросамолётах FBA, которая заключалась в присвоении каждому типу самолёта натуральной последовательности нумерации (1,2,3,...).
Уникальная последовательная система
[ редактировать ]Эта новая уникальная последовательная система заключалась в присвоении серийных номеров, начинающихся с 1, но только в одной серии и всем самолетам, находящимся в эксплуатации, чтобы предотвратить использование одного и того же серийного номера у двух разных типов самолетов.
В некоторых случаях каждому самолету присваивался второй номер, обозначающий его положение в военно-морском флоте, что облегчало идентификацию.
Буквенно-цифровая система
[ редактировать ]С 1943 года, во время Второй мировой войны, военно-морская авиация получила самолеты из Великобритании, а после последнего образца последовательной системы (136) была внедрена новая система.
Серийный номер состоит из двух частей: первая часть представляет собой букву, обозначающую либо производителя, либо основное предназначение самолета, а вторая часть - число, отделенное от буквы дефисом и обозначающее порядок самолетов в парке.
Тип самолета | Серийный |
---|---|
Бичкрафт АТ-11 Народный , Бичкрафт Д-18С | от БК-1 до БК-12 |
Североамериканский SNJ-4 | от I-1 до I-8 |
Curtiss SB2C-5 Хеллдайвер | от АС-1 до АС-24 |
Бристоль Бофайтер | От БФ-1 до БФ-17 |
Эта система использовалась до 1952 года, когда самолеты морской авиации были интегрированы в состав ВВС Португалии и была принята на вооружение серийная система ВВС.
Интегрированная система
[ редактировать ]В 1993 году, с созданием новой Esquadrilha de Helicópteros da Marinha (Вертолетная эскадрилья ВМФ), AgustaWestland Super Lynx Mk.95 вертолетам были присвоены серийные номера с 9201 по 9205 в соответствии с правилами, действующими в ВВС. Однако, когда в 1993 году была введена интегрированная система ВВС, они также получили цифру 1 перед присвоенными серийными номерами (став с 19201 по 19205), а цвет серийного номера был изменен с черного на белый.
ВВС
[ редактировать ]Четырехзначная система, разработанная армейской военной авиацией, была унаследована ВВС . Были определены семь основных функций находящихся на вооружении самолетов, которые соответствовали первой цифре четырехзначного серийного номера. Вторая цифра соответствовала конкретной модели самолета, а две оставшиеся присваивались последовательно.
Первая цифра | Функция |
---|---|
1 | Обучение с одним двигателем |
2 | Многомоторная подготовка |
3 | Разведка и/или наблюдение |
4 | Истребитель или противолодочный самолет (поршневой двигатель) |
5 | Истребитель (Реактивный двигатель) |
6 | Транспорт |
7 | Поисково-спасательный или бомбардировщик (Поршневой двигатель) |
8 | Сдержанный |
9 | Разнообразный |
Полный пересмотр серийных номеров, нанесенных на весь парк, был завершен только к 1958 году. Даже тогда некоторые самолеты, поступающие из морской авиации, так и не получили правильных серийных номеров в рамках этой системы.
5 августа 1969 года новые правила Direcção de Serviço de Material (Управления материального обслуживания) внесли некоторые небольшие изменения в систему. По сути, значение первой цифры, типа, с тех пор представляет собой сочетание функции/задачи и типа/класса самолета. Это было призвано решить проблему нехватки имеющихся серийных номеров и ввести в эксплуатацию новые типы самолетов.
Первая цифра | Тип |
---|---|
1 | Обучение с одним двигателем |
2 | Многомоторная подготовка |
3 | Разведка и/или наблюдение |
4 | Истребитель или противолодочный самолет (поршневой двигатель) |
5 | Истребитель (Реактивный двигатель) |
6 | Транспорт (Поршневой двигатель) |
7 | Поисково-спасательный или бомбардировщик (Поршневой двигатель) |
8 | Многомоторный реактивный самолет (кроме истребителей) |
9 | Разнообразный |
B -26 Invaders были первым типом, получившим серийные номера (с 7101 по 7107).
22 декабря 1988 года было создано исследование 3-го отдела штаба ВВС с целью обновления концепции серийной системы, исправив таким образом некоторые отклонения, произошедшие с момента внедрения системы 1951/1969 года.Наиболее важными из этих отклонений были:
- Vought A-7P Corsair II : получил серийные номера в диапазоне от 5501 до 5550, не является истребителем.
- Lockheed P-3P Orion : получил серийные номера в диапазоне от 4801 до 4806, что соответствовало истребителям с поршневыми двигателями.
- Александр Шлейхер ASK 21 : получил серийные номера с 1001 по 1004, являлся планером/планером.
Эта новая система станет компромиссом между существующей системой и потребностями, возникающими в результате автоматической обработки информации. Однако определенные критерии потребовали бы изменения всех серийных номеров в инвентаре самолетов ВВС, и эти изменения не были одобрены.
Первая цифра | Тип/класс |
---|---|
1 | Планеры (планеры) с двигателем или без двигателя |
2 | Обычный самолет, однодвигательный |
3 | Обычный самолет, многомоторный |
4 | Турбовинтовой самолет, одномоторный |
5 | Турбовинтовой самолет, многомоторный |
6 | Реактивный самолет, одномоторный |
7 | Реактивный самолет, многомоторный |
8 | Вертолеты, одномоторные |
9 | Вертолеты многомоторные |
Тем не менее, некоторые серийные номера с использованием этой системы были нанесены на самолеты, купленные в то время. Так было с Dassault Falcon 50 (74**), Westland Lynx (92**) и Lockheed F-16 Fighting Falcon (66**).
1 января 1994 года была введена Система присвоения серийных номеров , в которой к серийному номеру добавлялась пятая цифра.
- 1-я цифра — серия: было решено, что самолет, не находившийся в эксплуатации на дату внедрения, останется в серии 0, тем самым сохранив четырехзначный серийный номер, как и раньше. Таким образом, первая цифра 0 используется только для обработки данных в системах и никогда не отображается на самолете. Находящиеся в эксплуатации самолеты получат цифру 1.
- 2-я цифра — Тип: вторая цифра связана с основной функцией самолета.
- 3-я цифра — Производитель/модель: Парк самолетов одной модели.
- 4-я и 5-я цифры — порядковый номер одной модели самолета.
Вторая цифра | Функция/миссия |
---|---|
0 | Самолет без двигателя |
1 | Учебные одномоторные и планеры/планеры с двигателем |
2 | Учебный многомоторный |
3 | Связь и/или разведка |
4 | Морской патруль и бомбардировщики |
5 | Истребители и истребители-бомбардировщики |
6 | Транспорт |
7 | Поддержка и специальные предложения |
8 | Сдержанный |
9 | Вертолеты и прочее |
Внедрение этой системы привело к следующим изменениям:
- Александр Шлейхер ASK 21 с 1001–1004 на 10101–10104.
- Dassault Falcon 20 с 8101–8103 на 17101–17103.
- Lockheed F-16A Fighting Falcon с 6601–6617 на 15101–15117 (это изменение произошло перед поставкой)
- Lockheed F-16B Fighting Falcon с 6618–6620 по 15118–15120.
См. также
[ редактировать ]- Подразделение армейской легкой авиации (Португалия)
- Японские системы обозначения военных самолетов
- Список самолетов ВВС Португалии
- Португальские ВВС
- Португальская военно-морская авиация
- Серийные номера военных самолетов Великобритании
- Серийные номера военных самолетов США