Грумман G-21 Гусь
G-21/JRF Гусь | |
---|---|
Роль | Транспортный самолет-амфибия |
Производитель | Грумман |
Первый полет | 29 мая 1937 г. |
Основные пользователи | ВМС США Военно-воздушные силы армии США Королевские ВВС Королевские ВВС Канады |
Количество построенных | 345 |
Grumman G-21 Goose — -амфибия, летающая лодка разработанная Grumman в качестве восьмиместного «пригородного» самолета для бизнесменов в районе Лонг-Айленда . Goose был первым летающим монопланом Grumman , первым двухмоторным самолетом и первым самолетом, поступившим на службу коммерческих авиакомпаний. Во время Второй мировой войны «Гусь» стал эффективным транспортным средством для вооруженных сил США (включая Береговую охрану США ), а также служил во многих других военно-воздушных силах. Во время боевых действий «Гусь» выполнял все большее количество боевых и учебных функций.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1936 году группа богатых жителей Лонг-Айленда, в том числе Э. Роланд Гарриман , обратилась к Грумману и заказала самолет, на котором они могли бы полететь в Нью-Йорк. [ 1 ] В ответ Grumman Model G-21 был спроектирован как легкий транспорт-амфибия. Компания Grumman создала моноплан с высокорасположенным крылом практически цельнометаллической конструкции — задняя половина основного крыла и все поверхности управления полетом, за исключением закрылков, были обтянуты тканью. Он был оснащен двумя девятицилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 450 лошадиных сил (340 кВт) , установленными на передних кромках крыльев. Глубокий фюзеляж служил одновременно корпусом и оснащался убирающимся шасси с ручным приводом. Первый полет прототипа состоялся 29 мая 1937 года. [ 2 ]
Фюзеляж также оказался универсальным, поскольку обеспечивал просторное внутреннее пространство, позволяющее использовать его как в качестве транспортного, так и в качестве роскошного авиалайнера. Наличие амфибийной конфигурации также позволяло G-21 летать практически куда угодно, и планировалось продавать его как авиалайнер-амфибию. [ 3 ]
Модификации
[ редактировать ]Для Goose был сделан ряд модификаций, но наиболее многочисленными являются модификации компании McKinnon Enterprises из Сэнди, штат Орегон, которая имеет 21 дополнительный сертификат типа (STC) для модификации самолетов серии G-21 и которая также произвела четыре различных модификации, которые были ресертифицированы по отдельному сертификату типа FAA как совершенно новые самолеты «Маккиннон». [ 4 ] Первой была модель G-21C компании McKinnon, в которой оригинальные радиальные двигатели R-985 были заменены четырьмя Lycoming GSO-480-B2D6 поршневыми двигателями . Он был утвержден ТК 4А24 7 ноября 1958 года, два экземпляра были переоборудованы в 1958–1959 годах.
Новое производство
[ редактировать ]В ноябре 2007 года компания Antilles Seaplanes из Гибсонвилля, Северная Каролина , объявила о возобновлении производства варианта McKinnon G-21G Turbo Goose с турбинным двигателем, теперь известного как Antilles G-21G Super Goose. [ 1 ] Турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-34 с фиксированной мощностью 680 л.с. (510 кВт) заменили бы оригинальные двигатели PT6A-27. [ 1 ] а системы планера и особенно авионика (авиационная электроника - то есть радио и навигационные системы) были бы обновлены с использованием современных приборов «стеклянной панели» и дисплеев кабины. Однако с 2009 года производственный центр Antilles Seaplanes был лишен права выкупа и продан на аукционе. Судьба нового производства Goose на данный момент неизвестна. [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первоначальные серийные модели, задуманные как корпоративные или частные летающие яхты для миллионеров Манхэттена, обычно перевозили двух-трех пассажиров и имели бар и небольшой туалет. Помимо продажи небольшим авиаперевозчикам, G-21 также рекламировался как военный транспорт. В 1938 году авиакорпус армии США приобрел этот тип под обозначением ОА-9 (позже, в годы войны, образцы, полученные из гражданской собственности, получили обозначение ОА-13А ). Самыми многочисленными военными версиями были варианты ВМС США , получившие обозначение JRF .
Самолет-амфибия также был принят на вооружение Береговой охраны и во время Второй мировой войны служил в Королевских ВВС Канады в транспортных, разведывательных, спасательных и учебных целях. G-21 использовался для спасательных операций в воздухе и на море авиацией флота , присвоившей ему название «Гусь». Одиночный самолет некоторое время использовался подразделением санитарной авиации № 1 Королевских ВВС Австралии в Средиземноморье.
После войны «Гусь» нашел дальнейшее коммерческое использование в местах от Аляски до Каталины и Карибского бассейна .
Всего было построено 345 самолетов, из которых известно, что около 30 все еще годны к полетам. [ когда? ] (хотя около 60 из них все еще находятся в различных реестрах актов гражданского состояния, многие из них, как известно, потерпели крах или были уничтожены иным образом), большинство из них находятся в частной собственности, а некоторые из них действуют в измененных формах. [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]- G-21
- Первоначальная серийная версия была оснащена двумя двигателями Pratt & Whitney Wasp Junior SB мощностью 450 л.с. (340 кВт), полной массой 7500 фунтов (3400 кг), с шестью пассажирами, и было построено 12 двигателей, все переоборудованы в стандарты G-21A. . [ 7 ]
- Г-21А
- Увеличенная полная масса (8000 фунтов (3600 кг)), построено 30 штук. [ 7 ]
- Г-21Б
- Экспортная летающая лодка прибрежного патрулирования, вооруженная пулеметом калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) в носовом и спинном люках, а также двумя 100-фунтовыми (45 кг) бомбами под крылом, 12 из них построены для португальской военно-морской авиации . [ 7 ]
- Г-21С
- В результате модернизации, произведенной McKinnon Enterprises, они были модернизированы четырьмя двигателями Lycoming GSO-480-B2D6 мощностью 340 л.с. (250 кВт) с воздушным охлаждением, редуктором и наддувом шестицилиндровыми и оснащены убирающимися поплавками на законцовках крыла, носовой частью радара из стекловолокна, одним -кусочное лобовое стекло и увеличенные окна салона; Полная масса увеличилась до 12 499 фунтов (5 669 кг) в результате внутреннего усиления конструкции. Два из них были переоборудованы в модели G-21C с поршневым двигателем в 1958–1959 годах, а два других планера впоследствии были переоборудованы в 1968 году, но с двумя Pratt & Whitney Canada PT6A-20 мощностью турбовинтовыми двигателями 550 л.с. (410 кВт) на STC SA1320WE как G-21C. Гибриды. Два гибрида G-21C были идентичны более поздней модели G-21E массой 10 500 фунтов (4800 кг), но они так и не были сертифицированы как таковые. [ 8 ]
- Г-21Д
- Один G-21C был дополнительно переоборудован Маккинноном с удлиненной носовой частью, отмеченной двумя дополнительными окнами с каждой стороны и вмещающей еще четырех пассажиров. Пересертифицирован как G-21D в 1960 году. В 1966 году он был модернизирован двумя турбовинтовыми двигателями PT6A-20 мощностью 550 л.с. (410 кВт) и оснащен модернизированными электрическими закрылками Альвареса-Кальдерона в соответствии с STC SA1320WE, сохранив обозначение G-21D. но впоследствии идентифицированный как Маккиннон «Турбовинтовой гусь». [ 9 ]
- Г-21Э
- Полностью сертифицированная новая модель, она была основана на упрощенной модификации турбины McKinnon G-21C с двигателями PT6A-20 мощностью 550 л.с. (410 кВт) ( двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-27 мощностью 680 л.с. (510 кВт) опционально) и больше топлива, но без всех структурных усилений G-21C. Полная масса 10 500 фунтов (4800 кг). Один переделанный. [ 4 ]
- Г-21Г
- Окончательная модификация McKinnon также была полностью сертифицирована как новая модель с двигателями PT6A-27 мощностью 680 л.с. (510 кВт), 586 галлонов США (2220 л; 488 имп галлонов) топлива и полной массой 12 500 фунтов (5700 кг). Два переделанных. [ 10 ]
- Каман К-16Б
- Экспериментальный самолет с наклонным крылом, с фюзеляжем JRF-5 и двумя двигателями General Electric YT58-GE-2A ; один построен, но не летал. [ 11 ] [ 12 ]
- XJ3F-1
- Прототип восьмиместной многоцелевой амфибии, построенный для ВМС США; один построен в 1938 году. [ 7 ] [ 13 ]
- JRF-1
- Серийный XJ3F-1, пять построено для ВМС США. [ 7 ]
- JRF-1А
- Похож на JRF-1, но с добавленным устройством буксировки мишени и люком для камеры, пять построено для ВМС США. [ 7 ]
- JRF-2
- Версия береговой охраны США с приспособлениями для переноски носилок; построено семь. [ 7 ]
- JRF-3
- Аналогичен JRF-2, оснащен автопилотом и противообледенительными чехлами на передних кромках крыла для операций в Арктике. Три построены для береговой охраны США. [ 7 ] [ 14 ]
- JRF-4
- Подобно JRF-1A, они могли нести две подкрыльевые глубинные бомбы. Десять построено для ВМС США. [ 7 ]
- JRF-5
- Основная серийная версия с бомбодержателями, оборудованием для буксировки мишеней, камерой и противообледенительным оборудованием; 184 построено. [ 7 ] В 1953 году модифицированный JRF-5 испытал гидролыжи для ВМС США. [ 15 ]
- JRF-5G
- 24 JRF-5 переданы Береговой охране США. [ 7 ] [ 14 ]
- JRF-6B
- Учебно-навигационный тренажер приобретен для поставки по ленд-лизу ; построено 50. [ 7 ]
- ОА-9
- Транспортные и спасательные средства воздух-море для ВВС США , 26 заказанных в 1938 году, дополненных пятью JRF-6B под тем же обозначением. [ 7 ] [ 14 ]
- ОА-13А
- Три G-21A под впечатлением от USAAF. [ 7 ] [ 16 ]
- ОА-13Б
- Два JRF-5 переданы ВВС США. [ 7 ] [ 16 ]
- Гусь Мк.I
- Британское обозначение трех самолетов JRF-5, поставленных в авиацию флота . [ 17 ]
- Гусь Мк.IA
- Британское обозначение 44 самолетов JRF-6B, поставленных по ленд-лизу для обучения наблюдателей 749-й авиационной эскадрильи ВМС в Тринидаде . [ 17 ]
- Гусь Мк.II
- Британское обозначение двух штабных транспортных средств JRF-5 для Британской воздушной комиссии в США и Канаде. [ 17 ]
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- Аргентинская военно-морская авиация
- В 1947–1966 годах использовалось шесть самолетов. [ 18 ]
- Королевские ВВС Австралии
- Одиночный самолет некоторое время использовался 1-м отрядом санитарной авиации RAAF в Средиземноморье. [ 19 ]
- Боливийские ВВС
- Как минимум два самолета (один JRF-2 и один JRF-6B) поступили в 1942 году. [ 20 ]
- 10 использовались для противолодочного патрулирования во время Второй мировой войны. [ 20 ]
- Королевские ВВС Канады
- 36 получено. [ 20 ]
- Королевские ВВС (несколько впечатляющих примеров от 24-й эскадрильи и ATA) [ 25 ]
- Королевский флот (44 экземпляра по ленд-лизу)
Операторы гражданского правительства
[ редактировать ]- и Служба рыболовства и дикой природы США Бюро землепользования эксплуатировали по несколько самолетов G-21.
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Merpati Nusantara Airlines - арендовала гуся у ВВС Индонезии. [ 27 ]
- СААТАС-Восточная Индонезия [ 27 ]
- Alaska Airlines - Alaska Airlines назвала свой турбовинтовой самолет «Turbo Goose». Они также использовали версии с поршневым двигателем. [ 28 ]
- Прибрежные авиалинии Аляски
- Аляска Костал-Эллис Эйрлайнз
- Аляска Айленд Эйр
- Рыба и дичь Аляски
- Амфибия. Инк.
- Антильские воздушные лодки
- Авалон Эйр Транспорт
- Каталина Эйр
- Каталина Чаннел Эйрлайнз
- Шеврон Калифорнии
- Девкон Строительство
- Компания Flight Data Inc.
- Компания Форд Мотор.
- Галф Ойл
- Кадьяк Эйрвэйз
- Кадьяк Вестерн
- Норт Кост Аэро
- Озарк Менеджмент
- Пан Эйр
- ПенЭйр
- Рив Алеутские авиалинии
- Юго-Восточные Скайвэйс
- Превосходное масло
- Сан Ойл Ко. (Суноко)
- Питомники дьявола
- Техасская компания (Тексако)
- Тутхилл Корпорейшн
- Шаттл на гидросамолете Виргинских островов
- Уэббер Эйрлайнз
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 19 ноября 1943 г.
- Grumman JRF-2 из Порт-Хейдена, Аляска (USCG), разбился, три члена экипажа и один пассажир пропали без вести. Он был найден в 1987 году. [ 29 ]
- 13 марта 1947 г.
- Самолет Grumman JRF-6B из Лофтлейдира с семью пассажирами и пилотом разбился сразу после взлета на Хваммсфьордуре у города Будардалур в Исландии. Пилот и еще четыре пассажира были спасены катером после того, как эвакуировали самолет. Трое пассажиров не смогли эвакуировать самолет и ушли вместе с ним под воду. Один из спасенных пассажиров не выжил. Пилот и трое пассажиров выжили; четыре пассажира погибли. [ 30 ]
- 21 августа 1958 г.
- N720 разбился в хребте Брукс , недалеко от верхнего течения реки Ивишак на Аляске, в результате чего погибли агенты США по рыболовству и дикой природе Кларенс Дж. Роуд и Стэнли Фредериксен, а также сын Кларенса Джек. Место крушения не было найдено до 23 августа 1979 года. [ 31 ]
- 27 января 1961 г.
- JRF-5 ВМС Франции разбился, в результате чего погибли адмирал Пьер Поншардье и еще пять человек. Эта авария привела к тому, что ВМС Франции весной 1961 года сняли с вооружения все свои Grumman JRF-5 Goose. [ 32 ] [ 33 ]
- 30 июля 1971 г.
- Один человек погиб и один получил ранения, когда у самолета Grumman G-21A, взлетавшего из аэропорта Гринвилля, штат Мэн, во время взлета произошел отказ или неисправность двигателя. NTSB определил, что вероятной причиной является незнание пилотом самолета и неправильный расход топлива. [ 34 ]
- 22 июня 1972 г.
- N1513V авиакомпании Reeve Aleutian Airways был списан в Фолс-Пассе, Аляска . [ 35 ] [ 36 ]
- 25 августа 1978 г.
- Все 11 человек на борту гидросамолета Webber Airlines погибли в результате крушения самолета Grumman Goose, готовившегося приземлиться в заливе Лабушер на острове Принца Уэльского после полета в 75 миль (121 км) из Кетчикана, Аляска . [ 37 ] [ 38 ]
- 2 сентября 1978 г.
- Чарльз Ф. Блэр-младший , бывший пилот военно-морской воздушной транспортной службы и авиакомпании Pan American Airways и муж актрисы Морин О'Хара , летел на самолете Grumman Goose, принадлежавшем его компании Antilles Air Boats, от острова Санта-Крус до острова Сент-Томас. Виргинские острова США, когда он упал в океан из-за отказа левого двигателя. Трое пассажиров и он погибли; семь пассажиров получили серьезные ранения. [ 39 ]
- 24 июля 1984 г.
- Grumman Goose G-21A, серийный номер B-114, регистрационный номер: N 2021 A, Hal's Air Service, пилотируется Хэлом Дирихом, четыре человека погибли, включая пилота. Столкновение с водой в узком проливе к северо-западу от бухты Монашка возле Узинки, остров Кадьяк, АК. [ 40 ]
- 15 февраля 2005 г.
- Grumman Goose G-21A 1939 года выпуска, зарегистрированный N-327, разбился около 9:30 утра в поле на шоссе 14A недалеко от Пенн-Яна, штат Нью-Йорк, после того, как моделирование отказа двигателя пошло не так. Самолет быстро упал, причем первым о землю ударилось левым крылом, прежде чем сильно поврежденный самолет загорелся при ударе. Пилоты Пол и Дэрил Миддлбрук, оба из Пенн-Яна, избежали серьезных травм. Самолет, первоначально принадлежавший ВВС Перу , снимался в телесериале ABC 1980-х годов «Сказки о золотой обезьяне» в роли гуся Каттера . [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
- 3 августа 2008 г.
- Самолет Grumman Goose авиакомпании Pacific Coastal Airlines с семью пассажирами и экипажем разбился во время рейса из Порт-Харди в Чамис-Бей. Самолет полностью уничтожен пожаром. В живых осталось только двое. [ 44 ]
- 16 ноября 2008 г.
- Самолет Grumman Goose авиакомпании Pacific Coastal Airlines с восемью пассажирами и экипажем разбился на острове Южный Торманби недалеко от Сешелта Британской Колумбии у Саншайн-Кост в плохую погоду во время полета из международного аэропорта Ванкувера в залив Тоба, Британская Колумбия. Выжил только один пассажир. Компания возобновила эксплуатацию гидросамолетов 19 ноября 2008 года. [ 45 ]
- 27 февраля 2011 г.
- Турбинный самолет Goose, N221AG, разбился в Объединенных Арабских Эмиратах, когда он изменил направление сразу после взлета. [ 46 ]
- 17 июня 2014 г.
- Самолет Grumman G-21A Goose не справился с управлением во время метели над границей Монтаны и Айдахо и врезался в парковку горнолыжного курорта Лост-Трейл недалеко от вершины перевала Лост-Трейл , после чего загорелся. Самолет был полностью разрушен, а пилот, который был единственным пассажиром самолета, погиб. [ 47 ] [ 48 ]
- 18 декабря 2023 г.
- Самолет Grumman Goose, которым управляла компания Wilderness Seaplanes, разбился вскоре после взлета из Белла-Белла, Британская Колумбия, по пути в Порт-Харди , Британская Колумбия. Самолет перевозил пилота и четырех работников рыбоводческого хозяйства. Все выжили с легкими травмами. [ 49 ] [ 50 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Канада
- B-77 — G-21A на хранении в Канадском музее авиации и космонавтики в Оттаве, Онтарио . [ 51 ] [ 52 ]
- Индонезия
- PB-521 — G-21A на статической экспозиции на базе ВВС Сурьядарма в Субанг-Риденси , Западная Ява . [ 53 ]
- Швеция
- 37810 - JRF-5 на реставрации для статической экспозиции в Музее ВВС Швеции в Линчёпинге, Эстергётланд . [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]
- Соединенные Штаты
- 1048 - G-21A на статической экспозиции в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантийи, Вирджиния . [ 57 ]
- 1085 г. — G-21A на статической экспозиции в Национальном музее военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [ 58 ] [ 59 ]
- 1157 г. - G-21A на реставрации для статической экспозиции в Историческом обществе Тонгасс в Кетчикане, Аляска . [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
- B-102 — G-21A на выставке в Музее авиации Аляски в Анкоридже, Аляска . [ 63 ] [ 64 ]
- B-122 - G-21A на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Эвергрин в Макминнвилле, штат Орегон . [ 65 ] [ 66 ]
- B-130 - G-21A на статической экспозиции в рамках проекта реставрации исторических самолетов в Бруклине, Нью-Йорк . [ 67 ]
- Репродукция — G-21A на статической экспозиции в Музее «Колыбель авиации» в Гарден-Сити, Нью-Йорк . [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] [ неправильный синтез? ]
Технические характеристики (JRF-5 Гусь)
[ редактировать ]Данные самолетов ВМС США с 1911 года. [ 71 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1-3
- Вместимость: 5-7
- Длина: 38 футов 6 дюймов (11,73 м)
- Размах крыльев: 49 футов 0 дюймов (14,94 м)
- Рост: 16 футов 2 дюйма (4,93 м)
- Площадь крыла: 375 кв. футов (34,8 м 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 23015 ; совет: NACA 23009
- Пустой вес: 5425 фунтов (2461 кг)
- Полная масса: 8000 фунтов (3629 кг)
- Силовая установка: 2 × Pratt & Whitney R-985-AN-6 Wasp Junior 9-цилиндровых воздушного охлаждения радиально-поршневых двигателей мощностью 450 л.с. (340 кВт) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 201 миль в час (323 км/ч, 175 узлов) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Крейсерская скорость: 191 миль в час (307 км/ч, 166 узлов) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Диапазон: 640 миль (1030 км, 560 миль)
- Практический потолок: 21 300 футов (6 500 м)
- Скорость набора высоты: 1100 футов/мин (5,6 м/с).
- Нагрузка на крыло: 21,3 фунта/кв. футов (104 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,11 л.с./фунт (0,18 кВт/кг)
Вооружение
- Бомбы: по 325 фунтов (147 кг) 2 глубинные бомбы или 2 бомбы GP по 250 фунтов (110 кг). [ 72 ]
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с "Гусь." Архивировано 1 января 2013 г. на странице истории Archive.today Antilles Seaplanes . Проверено: 30 августа 2008 г.
- ^ "Грумман Гусь". Архивировано Wikiwix 5 августа 2011 г. на странице Grumman Aerofiles.com . Проверено: 30 августа 2008 г.
- ^ Труэлсон 1976
- ^ Jump up to: а б «Сертификат типа ФАУ № 4А24». Архивировано 25 января 2017 г. в Wayback Machine FAA. Проверено: 26 августа 2011 г.
- ^ «Грумман Гусь: замена легенды авиации Аляски» . Анкоридж Дейли Ньюс . 20 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «Семь подтвержденных погибших в авиакатастрофе Британской Колумбии». Архивировано 5 ноября 2012 г. на сайте Wayback Machine canada.com . Проверено: 19 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Франсильон и Киллион 1993, стр.55.
- ^ «Самолет N642». Архивировано 17 сентября 2012 г. в реестре Wayback Machine FAA . Проверено: 26 августа 2011 г.
- ^ Франсильон и Киллион 1993, стр. 54–56.
- ^ «Реестр ФАУ — Воздушные суда — Запрос N-номера» . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 г. Проверено 26 августа 2011 г. и «Самолет – Н70АЛ». Архивировано 11 октября 2014 г. в реестре Wayback Machine FAA . Проверено: 26 августа 2011 г.
- ^ «Каман К-16Б-амфибия вертикального взлета и посадки близка к развертыванию» . Неделя авиации и космических технологий . 11 января 1960 г. с. 121. Архивировано из оригинала 23 мая 2016 года.
- ^ «Каман К-16Б» . Музей авиации Новой Англии . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ Грин 1968, стр. 169–170.
- ^ Jump up to: а б с Дональд 1995, с. 145.
- ^ «Гидролыжи на скоростном взлете гидросамолетов». «Популярная механика» , январь 1953 г., с. 119.
- ^ Jump up to: а б Грин 1968, стр.169.
- ^ Jump up to: а б с Март 1998 г., стр.127.
- ^ Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009).
- ^ http://www.adf-serials.com.au/goose.htm Брендан Коуэн
- ^ Jump up to: а б с Франсильон 2008, с. 37
- ^ Хагедорн 1993, с. 68.
- ^ «Индонезийская авиация 1945-1950 гг.». Архивировано 14 декабря 2005 г. на сайте Wayback Machine adf-serials.com. Проверено: 9 февраля 2021 г.
- ^ Никколи 1998, с. 39.
- ^ Никколи 1998, стр. 38–39.
- ^ Тетфорд, 1978, стр.592.
- ^ «Grumman Goose много лет служила побережью в качестве «рабочей лошадки» на летающих лодках». Архивировано 5 ноября 2012 г. на сайте Wayback Machine canada.com . Проверено: 19 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Юго-Восточная Азия 1960-1970-е годы - Индонезия и голландская Новая Гвинея» . Goodall.com.au . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ http://www.timetableimages.com. Архивировано 12 сентября 2017 г. в Wayback Machine , 1 июня 1969 г. Системное расписание Alaska Airlines.
- ^ «Потери авиации береговой охраны США» . uscg.mil . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 27712» . Архивировано из оригинала 10 августа 2013 года . Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ Уилбэнкс, Уильям (1999). Забытые герои Аляски . Издательская компания Тернер. п. 60. ИСБН 978-1-56311-511-0 .
- ↑ JRF-5 Goose. Архивировано 4 мая 2015 г. на Wayback Machine. Проверено: 26 февраля 2012 г.
- ^ ФНКВ. «Национальная федерация бойцов-добровольцев Франции FNCV» . www.fncv.com . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Лоуэлл, Джессика (30 июля 2018 г.). «Авиакатастрофы в Гринвилле с 1966 года» . Кеннебекский журнал . Пресс Вестник . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ "N1513V." Архивировано 25 октября 2008 г. в Wayback Machine NTSB . Проверено: 19 декабря 2009 г.
- ^ «несчастный случай». Архивировано 24 марта 2005 г. в Wayback Machine NTSB . Проверено: 19 декабря 2009 г. Примечание: в Штатах 1970 год!?
- ^ «11 пропавших в аварии». Новости Индианаполиса . УПИ. 26 августа 1978 г. с. 2.
- ^ «Опознаны жертвы катастрофы на Аляске» . Обзор пресс-секретаря (Спокан, Вашингтон) . АП. 27 августа 1978 г. с. Б6.
- ^ «Antilles Air Boats, Inc., Grumman G21A, N7777V» . Отчеты об авариях . Национальный совет по безопасности на транспорте. 28 июня 1979 года. Архивировано из оригинала 24 января 2016 года . Проверено 18 марта 2016 г.
- ^ Идентификатор отчета NTSB: ANC84FA119, Справка хранится на микрофише NTSB под номером 26622.
- ^ Мускато, Джина (16 февраля 2005 г.), «Братья пережили авиакатастрофу: старинный самолет терпит крушение в поле возле Пенн-Яна» , Finger Lakes Times , получено 20 ноября 2022 г.
- ^ Ливадас, Грег (16 февраля 2005 г.), «Пилот приземляет« Грумман Гусь »в Йейтсе после неисправности двигателя», Democrat and Chronicle.
- ^ Хоффман, Брайс Т. (25 февраля 2005 г.), «Моделирование могло стать причиной крушения старинного самолета», The Leader
- ^ «Пять человек погибли в авиакатастрофе в Британской Колумбии». [ постоянная мертвая ссылка ] TheGlobeAndMail.com . Проверено: 19 декабря 2009 г.
- ^ «7 человек погибли в авиакатастрофе у побережья Британской Колумбии». Архивировано 3 ноября 2012 г. в Wayback Machine CBC News , 16 ноября 2008 г. Проверено: 19 декабря 2009 г. Доступно для просмотра: https://web.archive.org/web/20121103203609/http://www.cbc.ca/news/canada/british-columbia/story/2008/11/16/bc-081115-plane-crash.html
- ^ «Авиакатастрофа убила 4 человека в ОАЭ». Архивировано 1 марта 2011 г. в Wayback Machine CNN News , 28 февраля 2011 г. Проверено: 28 февраля 2011 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 18 июня 2014 г. Проверено 18 июня 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Миссулиан. «Пилот погиб в результате крушения Lost Trail; свидетели описывают огненный шар» . billingsgazette.com . Архивировано из оригинала 4 мая 2018 года . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «Все выживают при крушении исторической гусиной амфибии» . AVweb . 26 декабря 2023 г. . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 348996» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ «Грумман G-21А Гусь II» . Ингениум . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Дюпас, Рон. «№ 406B. Grumman G-21A Goose (CF-MPG c/n B.77) Королевская конная полиция Канады» . 1000AircraftPhotos.com . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ «Grumman G-21 Goose: легкий самолет-амфибия-разведчик ВВС Индонезии, бывший арсенал 5-й авиационной эскадрильи» . indomiliter.com (на индонезийском языке). 6 ноября 2017 г. Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «ТП 81» . Flygvapenmuseum (на шведском языке) . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Анусевич, Том. «Н79901» . Антильские воздушные лодки . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Форсгрен, январь (28 апреля 2017 г.). «Grumman Goose будут восстановлены в Швеции» . Ключ.Аэро . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ «Грумман G-21 Гусь» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 20 июля 2019 года . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ «JRF Гусь» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации . Проверено 7 августа 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Досье по планеру — Grumman G-21/JRF/OA-9/OA-13 Goose, c/n 1085, c/r N12CS» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ «Проект «Спасите гуся»» . Тонгассское историческое общество . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Дуджак, Мария (26 мая 2016 г.). «Волонтеры продвигаются по восстановлению Гуся» . КРБД . Общественное радио Rainbird . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ «Реестр ФАУ [N88821]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 7 августа 2018 года . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ «Грумман G-21А «Гусь» 1943 года » . Аляскинский музей авиации . Архивировано из оригинала 22 сентября 2018 года . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Досье на планер — Grumman JRF-5 Goose, серийный номер 84807 USN, c/n B-102, c/r N789» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Миллер, Фил (1 мая 2017 г.), «Посетитель музея» (PDF) , План полета , Музей авиации и космонавтики Эвергрин, стр. 6, заархивировано из оригинала (PDF) 7 августа 2018 г. , получено 7 августа 2018 г.
- ^ «Реестр ФАУ [N7811]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 07 августа 2018 г. Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ «Досье на планер — Grumman JRF-5 Goose, серийный номер 87736 USN, c/n B-130, c/r N644R» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ «Грумман G-21 Гусь» . Колыбель музея авиации . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Хейнс, Эдди. «Серийный номер 1051» . Гусиный центр . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Дентон, Гай. «N327 C/N 1051» . Грумман Гусь и Видженс . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Грин 1968, стр.171.
Библиография
[ редактировать ]- Аблитцер, Фабрис. «Закругление». Air Enthusiast , № 79, январь/февраль 1999 г. с. 79. ISSN 0143-5450 .
- Дональд, Дэвид, изд. Американские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1995. ISBN 1874023727 .
- Франсильон, Рене Дж. и Гэри Л. Киллион. «Соус для гуся по-турбинному». Air International , июль 1993 г., Vol. 45, № 1, стр. 53–57. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634.
- Франсильон, Рене Дж (март 2008 г.). «Грумман G-21 «Гусь»: L'oie qui sepose jamais». Le Fana de l'Aviation (на французском языке). № 460. с. 32–40.
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны: Летающие лодки пятого тома . Лондон: Макдональд, 1968. ISBN 0-356-01449-5 .
- Хагедорн, Дэниел П. (1993). ВВС Центральной Америки и Карибского бассейна . Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0851302106 .
- Леде, Мишель (апрель 2002 г.). «Авиация союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (109): 17–21. ISSN 1243-8650 .
- Марш, Дэниел Дж., изд. Британские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1998. ISBN 1874023921 .
- Никколи, Риккардо. «Поттугская нумерология: серийные системы, используемые Aeronautica Militar и Força Aerea Portuguesa». Энтузиаст авиации , май – июнь 1998 г., №. 75. стр. 33–40. ISSN 0143-5450 .
- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). JRF Goose, PBY Catalina, PBM Mariner и HU-16 Albatros . Аэронавальная серия (на испанском языке). Том 25. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. ISBN 978-9872055745 .
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм, второе издание, 1976. ISBN 0370100549 .
- Труэльсен, Ричард. История Груммана . Нью-Йорк: Praeger Publishers, Inc., 1976. ISBN 0-275-54260-2 .
- Винчестер, Джим, изд. «Грумман Гусь/Кряква». Бипланы, трипланы и гидросамолеты (Факты об авиации) . Рочестер, Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN 1840136413 .