Jump to content

Список самолетов ВВС Албании

Албанская военная авиация включает в себя все самолеты и вертолеты , которые эксплуатируются ВВС Албании с момента их официального создания в 1947 году . Поскольку Албания не имеет собственных мощностей по производству самолетов, все самолеты были закуплены в других странах. Кроме того, ограниченность ресурсов страны привела к тому, что такие закупки осуществлялись в основном за счет иностранной военной помощи, предоставленной Албании по стратегическим причинам. Первоначально Варшавский договор поставлял оборудование в течение 1950-х годов, но после политического раскола Китай вытеснил его в качестве главного благотворителя страны. После окончания « холодной войны» и значительного изменения в международных отношениях Албании, а также изменения структуры албанских вооруженных сил , ВВС запросили более современные вертолеты поддержки из Западной Европы, чтобы поддержать свою новую роль в партнерстве с НАТО. .

Истребители

[ редактировать ]

В соответствии с основной задачей ВВС Албании на протяжении большей части их существования - защищать воздушное пространство страны, примерно два из каждых трех самолетов, служивших в составе этих сил, были истребителями.

Первыми самолетами, действительно поступившими на вооружение ВВС Албании, были дюжина Як-9, поршневых истребителей предоставленных Советским Союзом из запасов техники времен Второй мировой войны. Среди двенадцати был включен единственный двухместный переоборудованный учебно-тренировочный вариант. Самолеты не могли конкурировать с реактивными истребителями НАТО , которые поступили на вооружение в Европе к моменту, когда Як-9 поступил на вооружение в Албании в 1951 году. Однако они предназначались только как временный шаг, позволяющий силам развивать свою организацию и навыков до предоставления собственных реактивных истребителей. Очень быстро после появления самолетов Як-9 был снят с вооружения в 1956 году, а его часть переоборудовали в МиГ-15.

Версия Примечания по обслуживанию
Yak-9 11 доставлено в 1951 г.
Як-9В 1 поставлен в 1951 году

Yakovlev Yak-23

[ редактировать ]

ВВС Албании никогда не получали и не использовали Як-23. [1] вероятно [ нужны разъяснения ] из Польши. [2] Однако их служба неизвестна.

Версия Примечания по обслуживанию
Yak-23 Неизвестный доставлен в 1951 году.

Mikoyan-Gurevich MiG-15

[ редактировать ]
Самолеты МиГ-15бис и УТИ выстроились на авиабазе Куцова

Албанские ВВС значительно модернизировали свои возможности с появлением на вооружении своего первого реактивного самолета Микояна-Гуревича МиГ-15 . Советский Союз предоставил несколько МиГ-15бис , улучшенную версию базового истребителя МиГ-15, получившего известность во время Корейской войны . Советские поставки в 1955 году заменили Як-9 и начали расширять возможности противовоздушной обороны страны, а позже Китай вмешался и представил новые образцы. Помимо одноместных самолетов МиГ-15УТИ было поставлено несколько двухместных учебных самолетов , в том числе экземпляры, построенные в Чехословакии под обозначением CS.102 . Поставляемые Китаем одноместные самолеты были советской постройки, но часто обозначались китайскими обозначениями J-2 или F-2 , тогда как поставляемые Китаем двухместные учебно- тренировочные самолеты FT-2 на самом деле были построены в Китае. Общее количество трудно определить, поскольку, по сообщениям, было приобретено от пятидесяти до восьмидесяти одноместных истребителей МиГ-15, а также вдвое меньше двухместных учебно-тренировочных самолетов. В то время как МиГ-15 быстро перестал быть фронтовым самолетом, относительно простая конструкция оставалась на вооружении в Албании в течение некоторого времени, причем лишь в 2000 году сообщалось о нескольких одно- и двухместных версиях.

Версия Примечания по обслуживанию
МиГ-15бис одноместный истребитель
МиГ-15УТИ
ФТ-2
двухместный продвинутый тренажер

Mikoyan-Gurevich MiG-19 and Shenyang J-6

[ редактировать ]
J-6 в Куцово

Хотя МиГ-15 ввел албанскую армию в эпоху реактивных самолетов, быстро стало очевидно, что модернизация необходима, чтобы дать стране защиту от самолетов НАТО следующего поколения. МиГ-15 не нес ракет, поэтому в конце 1950-х годов Советский Союз поставил Микояну-Гуревичу десяток МиГ-19ПМ . Эти истребители, вооруженные только ракетами «воздух-воздух», дополняли в роли ПВО пушечные МиГ-15. Номер самолета не фиксирован и может быть подтвержден как 50, 52, 56, 58, 62, 64, 358, 362, 370. [3] После разрыва с советской цепочкой поставок планеры МиГ-19ПМ были проданы Китаю для поставок самолетов Shenyang J-6 под экспортным обозначением F-6 . Эти самолеты несли как пушки, так и ракеты, хотя и были несколько менее сложными, но имели те же базовые характеристики, что и исходный МиГ-19ПМ. Было поставлено около 80 таких самолетов, причем некоторые оставались до самого конца истребительных операций ВВС в 2005 году. В Албанию никогда не поставлялись двухместные переоборудованные учебно-тренировочные самолеты FT-6.

Версия Примечания по обслуживанию
МиГ-19ПМ одноместный истребитель
Ф-6 одноместный истребитель
ФТ-6 двухместный операционный переоборудованный тренажер

Шэньян Ф-5

[ редактировать ]
J-5 в Куцове

Разорвав связи с Советским Союзом, Албания обратилась к Китаю за поддержкой в ​​наращивании военной мощи. Хотя Советы уже поставили несколько перехватчиков МиГ-19, а Китай позже поставит большое количество самолетов J-6, созданных на основе МиГ-19, Пекин предложил более срочное решение в виде Shenyang J-5 , созданного на основе дозвукового истребителя. Микоян-Гуревич МиГ-17. Советский Союз никогда не поставлял МиГ-17 в Албанию, и он уступал уже использовавшемуся МиГ-19ПМ по скорости и вооружению. Однако правительство Албании оказалось в разногласиях с НАТО, Варшавским договором и, прежде всего, со своим соседом Югославией, поэтому относительно быстрые поставки J-5 под экспортным обозначением F-5 начались с 1962 года. представляли собой значительную модернизацию самолетов МиГ-15 и F-2, которыми оснащалось большинство албанских подразделений того времени, с большей скоростью и вооружением. Примерно 20% поставленных самолетов представляли собой двухместные переоборудованные учебно-тренировочные самолеты. ФТ-5 . Более восьмидесяти одноместных самолетов F-5 и двадцати двухместных самолетов FT-5 поступят на вооружение Албании, но они не очень хорошо справляются с обязанностями по воздушной полиции против югославских вторжений из-за своей ограниченной скорости. Тем не менее, F-5 оставался основным продуктом албанских полков на протяжении десятилетий, а последние экземпляры были сняты с производства после прекращения всех операций истребителей Албанией в 2005 году.

Версия Примечания по обслуживанию
Ф-5 одноместный истребитель
ФТ-5 двухместный операционный переоборудованный тренажер
F-7A в Тиране

В 1970 году был поставлен самый совершенный боевой самолет, когда-либо поступавший на вооружение ВВС Албании. Chengdu F-7A является экспортной версией китайской разработки советского МиГ-21 Микояна-Гуревича . Хотя это была одна из самых ранних версий этого китайского истребителя, он все же представлял собой серьезную модернизацию многочисленных истребителей F-5 и F-6, которыми оснащались албанские полки. Местное название МиГ-21Ф, хотя они были полностью построены и поставлены Китаем, F-7A предоставил албанцам единственный самолет, способный развивать скорость 2 Маха. Было поставлено всего двенадцать самолетов, и ими была укомплектована единственная эскадрилья ВВС Албании. Первоначально дислоцировалась на авиабазе Ринас в составе 7594 авиационного полка. В 1976 году эскадрилья была переведена на авиабазу Гьядер как 1-я эскадрилья 5646-го авиационного полка (позже переименована в 4010-й авиационный полк). После деактивации базы в 2000 году самолеты хранились до 2002 года. Два уцелевших экземпляра были перевезены обратно в Ринас и приписаны ко 2-й эскадрилье 4020-го авиационного полка, хотя неясно, действительно ли они летали до того, как были официально выведены из эксплуатации в 2004 году. За время эксплуатации самолета два самолета погибли в результате аварий (один в 1974 году и один в 1982 году). [4]

Версия Примечания по обслуживанию
Ф-7А одноместный истребитель

Другие самолеты

[ редактировать ]

Хотя подавляющее большинство самолетов ВВС Албании были истребителями, небольшая часть других самолетов использовалась для транспортных, учебных и других целей. Небольшой размер страны и ее оборонительная позиция ограничивали потребность в военных воздушных перевозках , при этом большинство транспортных задач выполнялось вертолетным парком страны. Хотя Албания действительно имела значительное количество учебных самолетов, они были отозваны, поскольку истребительная авиация была законсервирована, а другие операции с самолетами были сокращены. В 2011 году были завершены последние операции с самолетами, а последний транспортно-тренировочный самолет был выведен из эксплуатации.

Polikarpov Po-2

[ редактировать ]

Помимо первоначальной поставки истребителей Як-9, Советский Союз предоставил Поликарпова По-2 стране четыре многоцелевых биплана . До Второй мировой войны конструкция, способная выполнять различные полезные функции, в основном использовалась для применения в воздухе для поддержки восстановления сельскохозяйственного потенциала страны после войны. Эти простые, но прочные бипланы использовались в течение нескольких лет, а окончательный вывод из вооружения произошел в 1964 году после принятия на вооружение Ан-2.

Версия Примечания по обслуживанию
Po-2 двухместный универсальный биплан, в основном используемый для опрыскивания сельскохозяйственных культур.

Yakovlev Yak-11 and Yak-18

[ редактировать ]

Третий компонент первой части оборудования, поставляемого Советским Союзом для ВВС Албании, состоял из стандартных учебно-тренировочных самолетов с тандемными сиденьями. Четыре усовершенствованных учебно-тренировочных самолета Як-11 и четыре основных учебно-тренировочных самолета Як-18 были доставлены в 1952 году для создания летной программы авиационной академии Албании. Хотя эти самолеты хорошо сочетались с истребителями Як-9, находившимися на вооружении, более современный основной учебно-тренировочный самолет был представлен в виде Як-18А , который был оснащен трехопорным шасси, а не хвостовым оперением оригинальной модели. 18 новых Як-18А были поставлены и оборудованы авиационному училищу, пока к 1963 году большая часть этих самолетов не была продана в обмен на самолеты CJ-6.

Версия Примечания по обслуживанию
Yak-11 двухместный продвинутый тренажер
Yak-18
Yak-18A
двухместный тренер начальной школы

Наньчан CJ-6

[ редактировать ]
CJ-6 в Куцово

Как и в случае с истребителями, политический переход от Советского Союза к Китаю привел к решению переоснастить учебный парк базовыми учебно-тренировочными самолетами Nanchang CJ-6 китайского производства . Двадцать таких самолетов, часто называемых ПТ-6, были доставлены, и они оставались основным учебно-тренировочным самолетом Албанской воздушной академии до момента ее вывода из эксплуатации к 2010-м годам.

Версия 1 Примечания по обслуживанию
CJ-6 двухмоторный базовый учебно-тренировочный самолет

Ильюшин Ил-14

[ редактировать ]

Хотя небольшой размер Албании ограничивает требования к возможностям воздушных перевозок, страна приобрела Ил-14М в 1957 году для выполнения общих транспортных задач, включая перевозку государственного персонала. Этот экземпляр прослужил несколько лет, пока к нему не присоединился второй Ил-14М, а также Ил-14П, построенный ВЭБ в Восточной Германии , и Ил-14Т, построенный компанией «Авиа» в Чехословакии . Скрытный характер Албании во время холодной войны привел к некоторой неопределенности в отношении этих поставок: по сообщениям, на вооружении находится восемь самолетов Ил-14. Четыре вышеупомянутых самолета были помещены на хранение в 1992 году, где в 1997 году они подверглись нападению участников беспорядков, в результате чего они не подлежат ремонту. Окончательно самолет был списан в 2002 году.

Версия Примечания по обслуживанию
Ил-14 двухмоторный пассажирский и грузовой транспорт

Ильюшин Ил-28

[ редактировать ]
H-5 в аэропорту Тираны

Единственный бомбардировщик Ил-28 был поставлен Советским Союзом в 1957 году. В 1971 году он был продан Китаю за один лицензионный Ил-28, получивший обозначение H-5 . Хотя он спроектирован как бомбардировщик, неясно, для чего его использовать. Албания привела их единственный пример. Сообщения включали разведку и буксировку целей, но самолет оставался в эксплуатации до 1992 года, когда его поставили на хранение в аэропорту Тираны.

Версия Примечания по обслуживанию
Ил-28 легкий бомбардировщик, поставленный в 1957 г.
Н-5 легкий бомбардировщик, поставленный в 1971 г.

Харбин Y-5

[ редактировать ]
Y-5 в аэропорту Тираны

Прочный и, казалось бы, устаревший транспортный биплан Ан-2 хорошо отвечал ограниченным потребностям Албании в транспорте, предлагая простой и легкий в обслуживании легкий транспорт. Однако за период советской поддержки ни один из них не был приобретен у Советского Союза. Вместо этого в 1963 году китайцы поставят первый самолет под названием Y-5 , построенный по лицензии в Харбине. Будут приобретены тринадцать надежных бипланов, которые станут последними самолетами, которые будут служить в ВВС Албании, а последний Y-5 списан в 2011 году.

Версия Примечания по обслуживанию
Y-5 коммунальный транспорт

Вертолеты

[ редактировать ]

Небольшие размеры Албании, пересеченная местность и ограниченная инфраструктура делают страну идеальной территорией для вертолетов. Использование вертолетов в ВВС началось в 1957 году, и после вывода последних самолетов этот филиал стал и остается силами, оснащенными исключительно вертолетами. Первые вертолеты поставлялись из СССР, а дополнительные экземпляры были предоставлены Китаем, но когда Албания начала открываться в годы холодной войны, они начали приобретать различные западные типы.

Миль Ми-1

[ редактировать ]

Три легких многоцелевых вертолета Ми-1 , первый тип вертолетов, серийно производившийся в Советском Союзе, были предоставлены в 1957 году для пополнения вертолетного состава ВВС Албании. Легкие вертолеты в основном использовались для обучения и связи и служили до 1960-х годов.

Версия Примечания по обслуживанию
Ми-1 вертолет связи и обучения

Миль Ми-4 и Харбинский Z-5

[ редактировать ]
Z-5 на вертолетной базе Фарка
Версия Примечания по обслуживанию
Ми-4 грузовой транспортный вертолет
AS 350B на аэродроме Тирана Лапрака

Первым западным типом, поступившим на вооружение Албании, был популярный Aérospatiale AS.350B Écureuil , четыре из которых были поставлены в 1991 году. Écureuil также был первым вертолетом с газотурбинным двигателем, находившимся на вооружении и работавшим как легкий многоцелевой вертолет. Самолеты получили гражданскую регистрацию и были окрашены в ярко-синий гражданский цвет, чтобы ясно показать их предназначение для выполнения невоенных правительственных задач, включая перевозку важного правительственного персонала, поисково-спасательные операции и помощь полиции. Единственный экземпляр разбился, и, хотя в 2000-е годы вертолеты контролировались ВВС, они были переданы Министерству внутренних дел правительства Албании, где продолжают выполнять ту же роль. [5]

AS 532 в аэропорту Тираны
Ми-17 на вертолетной базе Фарка
Бо 105
АБ 205 в полете
AB 206 на вертолетной базе Фарка

Краткое содержание

[ редактировать ]

(Порядок таблицы: Истребители, Бомбардировщики, Транспортные средства, Учебно-тренировочные, Прочее, Вертолеты) (Примечание: «-» означает, что информация неизвестна, еще не добавлена ​​или неприменима)

Военная авиация Албании
Истребители
Обозначение Общий В эксплуатации Роль/Информация
Чэнду F-7A 12 1979-2005 Боец; все 10 выживших помещены на хранение в мае 2005 года. Последний полет в 2002 году.
Mikoyan-Gurevich MiG-15bis 50+ 1955-2000 Боец; 26 экземпляров поставлены СССР в 1955 году, еще несколько экземпляров поставлены Китаем в 1956 году; все выжившие на складе продаются
Mikoyan-Gurevich MiG-19 PM 12 1959-1965 Боец; 12 поставлены СССР в октябре 1959 г., отправлены в Китай в 1965 г. для Шэньяна F-6.
Шэньян Ф-5 80+ 1962-2005 боец
Шэньян FT-5 20 1972-2005 Боец; 6 остаются в строю, один находится на хранении.
Шэньян F-6/FT-6 75+ 1962-2005 Боец; поставлено более 70 самолетов, в том числе несколько двухместных учебно-тренировочных самолетов ФТ-6 (списанных в 2002 году)
Yakovlev Yak-9P/V 12 1951-1956 Боец; включает один учебно-тренировочный Як-9В; снят с появлением реактивных истребителей
Бомбардировщики
Обозначение Общий В эксплуатации Роль/Информация
Ильюшин Ил-28 1 1957-1971 Легкий бомбардировщик; обменян на Харбин H-5 в 1971 году.
Харбин H-5 1 1971-1992 Легкий бомбардировщик; 1 получен в 1971 г., хранится в 1992 г.
Транспорт
Обозначение Общий В эксплуатации Роль/Информация
Харбин Y-5 «Кольт» 13 1963- Связь и коммуникации; 4 остаются в строю, 9 на хранении.
Ильюшин Ил-14 М 2 1957-1992 Транспорт; Приобретено 2 экземпляра советской постройки (1 в 1957 году, 1 в 1971 году), хотя некоторые источники сообщают, что на вооружение поступило целых 8 экземпляров; все 4 уцелевших Ил-14 находились на хранении в 1992 году, были повреждены участниками беспорядков в 1997 году и впоследствии списаны в 2002 году.
Ильюшин Ил-14 П 1 1971-1992 Транспорт; 1 экземпляр, построенный ВЭБ, приобретен в 1971 году (сообщения о втором образце не проверены)
Ильюшин Ил-14 Т 1 1971-1992 Транспорт; 1 экземпляр производства Avia, приобретен в 1971 году.
Кроссовки
Обозначение Общий В эксплуатации Роль/Информация
Наньчан CJ-6 20 1962- Тренер; 4 находятся в действующей эксплуатации, еще пять планируется отремонтировать и вернуть в строй.
Mikoyan-Gurevich MiG-15 UTI 12 1955-2000 Истребитель и оперативный инструктор; 12 поставлено (4 МиГ-15УТИ советской постройки, 4 CS.102 чешской постройки, 4 FT-2 китайской постройки) в 1955-1956 гг.
Yakovlev Yak-11 4 1952-1963 Тренер
Yakovlev Yak-18 4 1952-1962 Тренер
Yakovlev Yak-18 A 18 1953-1962 Тренер; поставлен СССР в 1953 и 1959 гг.
Другой
Обозначение Общий В эксплуатации Роль/Информация
Лонер Тип H 0 (орд. 1914 г.) Летающая лодка; 3 были заказаны в 1914 году как первые самолеты для планируемого авиакорпуса Албании, но самолеты так и не были доставлены.
Polikarpov Po-2 4 1951-1964 Устаревший истребитель, поставленный СССР для опрыскивания посевов.
Вертолеты
Обозначение Общий В эксплуатации Роль/Информация
Аэроспасьяль SA-316C Алуэтт III 4 1999- Транспортный вертолет
Агуста-Белл AB.205A-1 (7) 2004- Транспортный вертолет; 3 получены в 2004 году, еще 4 заказаны к поставке до 2006 года. [6]
Агуста-Белл AB.206C-1 7 2002- Транспортный вертолет
Звонок 222 UT 1 1991- Транспортный вертолет
Еврокоптер AS.350 Ecureuil 4 1986- Транспортный вертолет; 1 разбился, 3 остаются в строю.
Еврокоптер БО-105 (12) (оценка 2007 г.) Легкий многоцелевой вертолет; 12 лишних немецких самолетов поставлено в 2006 г.
Харбин Z-5 37 1967-2003? Транспортный вертолет; приобретено с 1967 по 1971 год, в основном копии Ми-4А, но в том числе шесть моделей Ми-4С VIP; 3 остаются в резерве.
Миль Ми-1 3 1957-1960 Транспортный вертолет; служил до 1960-х гг.
Миль Ми-4 А 7 1957-2003? Транспортный вертолет; 7 поставлено СССР в 1957–1958 гг.; Также использовались модели Harbin Z-5 китайского производства.
Миль Ми-8 Т 1 1996- Транспортный вертолет

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "samolotypolskie.pl - Яковлев Як-23" . www.samolotypolskie.pl . Проверено 3 сентября 2019 г.
  2. ^ Плача, Кароль. «Яковлев Як-23. Старейший авиационный памятник Польши. 2017» . www.polot.net (на польском языке) . Проверено 3 сентября 2019 г.
  3. ^ «Албанский МиГ-19ПМ» .
  4. ^ Gordon, Yefim; Dexter, Keith. Mikoyan MiG-21 .
  5. ^ «Типы самолетов ВВС Албании — Eurocopter AS.350B Ecureuil» . Мировые ВВС . Аэрофлайт.
  6. ^ Дас, Вим; Оттен, Кес. «ВВС АЛБАНИИ - движущиеся шаги Тираны» (PDF) . Проверено 26 декабря 2008 г.
  • Вироли, Элио Военная авиация Ахкипетаре , журнал Panorama Difesa, июнь 1992 г., стр. 38-44.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9b23a66f66d1d4cb9c890d462a5f6b7__1717957740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/b7/a9b23a66f66d1d4cb9c890d462a5f6b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of Albanian Air Force aircraft - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)