Список самолетов ВВС Албании
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2019 г. ) |
Албанская военная авиация включает в себя все самолеты и вертолеты , которые эксплуатируются ВВС Албании с момента их официального создания в 1947 году . Поскольку Албания не имеет собственных мощностей по производству самолетов, все самолеты были закуплены в других странах. Кроме того, ограниченность ресурсов страны привела к тому, что такие закупки осуществлялись в основном за счет иностранной военной помощи, предоставленной Албании по стратегическим причинам. Первоначально Варшавский договор поставлял оборудование в течение 1950-х годов, но после политического раскола Китай вытеснил его в качестве главного благотворителя страны. После окончания « холодной войны» и значительного изменения в международных отношениях Албании, а также изменения структуры албанских вооруженных сил , ВВС запросили более современные вертолеты поддержки из Западной Европы, чтобы поддержать свою новую роль в партнерстве с НАТО. .
Истребители
[ редактировать ]В соответствии с основной задачей ВВС Албании на протяжении большей части их существования - защищать воздушное пространство страны, примерно два из каждых трех самолетов, служивших в составе этих сил, были истребителями.
Yakovlev Yak-9
[ редактировать ]Первыми самолетами, действительно поступившими на вооружение ВВС Албании, были дюжина Як-9, поршневых истребителей предоставленных Советским Союзом из запасов техники времен Второй мировой войны. Среди двенадцати был включен единственный двухместный переоборудованный учебно-тренировочный вариант. Самолеты не могли конкурировать с реактивными истребителями НАТО , которые поступили на вооружение в Европе к моменту, когда Як-9 поступил на вооружение в Албании в 1951 году. Однако они предназначались только как временный шаг, позволяющий силам развивать свою организацию и навыков до предоставления собственных реактивных истребителей. Очень быстро после появления самолетов Як-9 был снят с вооружения в 1956 году, а его часть переоборудовали в МиГ-15.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Yak-9 | 11 доставлено в 1951 г. |
Як-9В | 1 поставлен в 1951 году |
Yakovlev Yak-23
[ редактировать ]ВВС Албании никогда не получали и не использовали Як-23. [1] вероятно [ нужны разъяснения ] из Польши. [2] Однако их служба неизвестна.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Yak-23 | Неизвестный доставлен в 1951 году. |
Mikoyan-Gurevich MiG-15
[ редактировать ]
Албанские ВВС значительно модернизировали свои возможности с появлением на вооружении своего первого реактивного самолета Микояна-Гуревича МиГ-15 . Советский Союз предоставил несколько МиГ-15бис , улучшенную версию базового истребителя МиГ-15, получившего известность во время Корейской войны . Советские поставки в 1955 году заменили Як-9 и начали расширять возможности противовоздушной обороны страны, а позже Китай вмешался и представил новые образцы. Помимо одноместных самолетов МиГ-15УТИ было поставлено несколько двухместных учебных самолетов , в том числе экземпляры, построенные в Чехословакии под обозначением CS.102 . Поставляемые Китаем одноместные самолеты были советской постройки, но часто обозначались китайскими обозначениями J-2 или F-2 , тогда как поставляемые Китаем двухместные учебно- тренировочные самолеты FT-2 на самом деле были построены в Китае. Общее количество трудно определить, поскольку, по сообщениям, было приобретено от пятидесяти до восьмидесяти одноместных истребителей МиГ-15, а также вдвое меньше двухместных учебно-тренировочных самолетов. В то время как МиГ-15 быстро перестал быть фронтовым самолетом, относительно простая конструкция оставалась на вооружении в Албании в течение некоторого времени, причем лишь в 2000 году сообщалось о нескольких одно- и двухместных версиях.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
МиГ-15бис | одноместный истребитель |
МиГ-15УТИ ФТ-2 | двухместный продвинутый тренажер |
Mikoyan-Gurevich MiG-19 and Shenyang J-6
[ редактировать ]
Хотя МиГ-15 ввел албанскую армию в эпоху реактивных самолетов, быстро стало очевидно, что модернизация необходима, чтобы дать стране защиту от самолетов НАТО следующего поколения. МиГ-15 не нес ракет, поэтому в конце 1950-х годов Советский Союз поставил Микояну-Гуревичу десяток МиГ-19ПМ . Эти истребители, вооруженные только ракетами «воздух-воздух», дополняли в роли ПВО пушечные МиГ-15. Номер самолета не фиксирован и может быть подтвержден как 50, 52, 56, 58, 62, 64, 358, 362, 370. [3] После разрыва с советской цепочкой поставок планеры МиГ-19ПМ были проданы Китаю для поставок самолетов Shenyang J-6 под экспортным обозначением F-6 . Эти самолеты несли как пушки, так и ракеты, хотя и были несколько менее сложными, но имели те же базовые характеристики, что и исходный МиГ-19ПМ. Было поставлено около 80 таких самолетов, причем некоторые оставались до самого конца истребительных операций ВВС в 2005 году. В Албанию никогда не поставлялись двухместные переоборудованные учебно-тренировочные самолеты FT-6.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
МиГ-19ПМ | одноместный истребитель |
Ф-6 | одноместный истребитель |
ФТ-6 | двухместный операционный переоборудованный тренажер |
Шэньян Ф-5
[ редактировать ]
Разорвав связи с Советским Союзом, Албания обратилась к Китаю за поддержкой в наращивании военной мощи. Хотя Советы уже поставили несколько перехватчиков МиГ-19, а Китай позже поставит большое количество самолетов J-6, созданных на основе МиГ-19, Пекин предложил более срочное решение в виде Shenyang J-5 , созданного на основе дозвукового истребителя. Микоян-Гуревич МиГ-17. Советский Союз никогда не поставлял МиГ-17 в Албанию, и он уступал уже использовавшемуся МиГ-19ПМ по скорости и вооружению. Однако правительство Албании оказалось в разногласиях с НАТО, Варшавским договором и, прежде всего, со своим соседом Югославией, поэтому относительно быстрые поставки J-5 под экспортным обозначением F-5 начались с 1962 года. представляли собой значительную модернизацию самолетов МиГ-15 и F-2, которыми оснащалось большинство албанских подразделений того времени, с большей скоростью и вооружением. Примерно 20% поставленных самолетов представляли собой двухместные переоборудованные учебно-тренировочные самолеты. ФТ-5 . Более восьмидесяти одноместных самолетов F-5 и двадцати двухместных самолетов FT-5 поступят на вооружение Албании, но они не очень хорошо справляются с обязанностями по воздушной полиции против югославских вторжений из-за своей ограниченной скорости. Тем не менее, F-5 оставался основным продуктом албанских полков на протяжении десятилетий, а последние экземпляры были сняты с производства после прекращения всех операций истребителей Албанией в 2005 году.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Ф-5 | одноместный истребитель |
ФТ-5 | двухместный операционный переоборудованный тренажер |
Чэнду F-7
[ редактировать ]
В 1970 году был поставлен самый совершенный боевой самолет, когда-либо поступавший на вооружение ВВС Албании. Chengdu F-7A является экспортной версией китайской разработки советского МиГ-21 Микояна-Гуревича . Хотя это была одна из самых ранних версий этого китайского истребителя, он все же представлял собой серьезную модернизацию многочисленных истребителей F-5 и F-6, которыми оснащались албанские полки. Местное название МиГ-21Ф, хотя они были полностью построены и поставлены Китаем, F-7A предоставил албанцам единственный самолет, способный развивать скорость 2 Маха. Было поставлено всего двенадцать самолетов, и ими была укомплектована единственная эскадрилья ВВС Албании. Первоначально дислоцировалась на авиабазе Ринас в составе 7594 авиационного полка. В 1976 году эскадрилья была переведена на авиабазу Гьядер как 1-я эскадрилья 5646-го авиационного полка (позже переименована в 4010-й авиационный полк). После деактивации базы в 2000 году самолеты хранились до 2002 года. Два уцелевших экземпляра были перевезены обратно в Ринас и приписаны ко 2-й эскадрилье 4020-го авиационного полка, хотя неясно, действительно ли они летали до того, как были официально выведены из эксплуатации в 2004 году. За время эксплуатации самолета два самолета погибли в результате аварий (один в 1974 году и один в 1982 году). [4]
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Ф-7А | одноместный истребитель |
Другие самолеты
[ редактировать ]Хотя подавляющее большинство самолетов ВВС Албании были истребителями, небольшая часть других самолетов использовалась для транспортных, учебных и других целей. Небольшой размер страны и ее оборонительная позиция ограничивали потребность в военных воздушных перевозках , при этом большинство транспортных задач выполнялось вертолетным парком страны. Хотя Албания действительно имела значительное количество учебных самолетов, они были отозваны, поскольку истребительная авиация была законсервирована, а другие операции с самолетами были сокращены. В 2011 году были завершены последние операции с самолетами, а последний транспортно-тренировочный самолет был выведен из эксплуатации.
Polikarpov Po-2
[ редактировать ]Помимо первоначальной поставки истребителей Як-9, Советский Союз предоставил Поликарпова По-2 стране четыре многоцелевых биплана . До Второй мировой войны конструкция, способная выполнять различные полезные функции, в основном использовалась для применения в воздухе для поддержки восстановления сельскохозяйственного потенциала страны после войны. Эти простые, но прочные бипланы использовались в течение нескольких лет, а окончательный вывод из вооружения произошел в 1964 году после принятия на вооружение Ан-2.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Po-2 | двухместный универсальный биплан, в основном используемый для опрыскивания сельскохозяйственных культур. |
Yakovlev Yak-11 and Yak-18
[ редактировать ]Третий компонент первой части оборудования, поставляемого Советским Союзом для ВВС Албании, состоял из стандартных учебно-тренировочных самолетов с тандемными сиденьями. Четыре усовершенствованных учебно-тренировочных самолета Як-11 и четыре основных учебно-тренировочных самолета Як-18 были доставлены в 1952 году для создания летной программы авиационной академии Албании. Хотя эти самолеты хорошо сочетались с истребителями Як-9, находившимися на вооружении, более современный основной учебно-тренировочный самолет был представлен в виде Як-18А , который был оснащен трехопорным шасси, а не хвостовым оперением оригинальной модели. 18 новых Як-18А были поставлены и оборудованы авиационному училищу, пока к 1963 году большая часть этих самолетов не была продана в обмен на самолеты CJ-6.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Yak-11 | двухместный продвинутый тренажер |
Yak-18 Yak-18A | двухместный тренер начальной школы |
Наньчан CJ-6
[ редактировать ]
Как и в случае с истребителями, политический переход от Советского Союза к Китаю привел к решению переоснастить учебный парк базовыми учебно-тренировочными самолетами Nanchang CJ-6 китайского производства . Двадцать таких самолетов, часто называемых ПТ-6, были доставлены, и они оставались основным учебно-тренировочным самолетом Албанской воздушной академии до момента ее вывода из эксплуатации к 2010-м годам.
Версия 1 | Примечания по обслуживанию |
---|---|
CJ-6 | двухмоторный базовый учебно-тренировочный самолет |
Ильюшин Ил-14
[ редактировать ]Хотя небольшой размер Албании ограничивает требования к возможностям воздушных перевозок, страна приобрела Ил-14М в 1957 году для выполнения общих транспортных задач, включая перевозку государственного персонала. Этот экземпляр прослужил несколько лет, пока к нему не присоединился второй Ил-14М, а также Ил-14П, построенный ВЭБ в Восточной Германии , и Ил-14Т, построенный компанией «Авиа» в Чехословакии . Скрытный характер Албании во время холодной войны привел к некоторой неопределенности в отношении этих поставок: по сообщениям, на вооружении находится восемь самолетов Ил-14. Четыре вышеупомянутых самолета были помещены на хранение в 1992 году, где в 1997 году они подверглись нападению участников беспорядков, в результате чего они не подлежат ремонту. Окончательно самолет был списан в 2002 году.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Ил-14 | двухмоторный пассажирский и грузовой транспорт |
Ильюшин Ил-28
[ редактировать ]
Единственный бомбардировщик Ил-28 был поставлен Советским Союзом в 1957 году. В 1971 году он был продан Китаю за один лицензионный Ил-28, получивший обозначение H-5 . Хотя он спроектирован как бомбардировщик, неясно, для чего его использовать. Албания привела их единственный пример. Сообщения включали разведку и буксировку целей, но самолет оставался в эксплуатации до 1992 года, когда его поставили на хранение в аэропорту Тираны.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Ил-28 | легкий бомбардировщик, поставленный в 1957 г. |
Н-5 | легкий бомбардировщик, поставленный в 1971 г. |
Харбин Y-5
[ редактировать ]
Прочный и, казалось бы, устаревший транспортный биплан Ан-2 хорошо отвечал ограниченным потребностям Албании в транспорте, предлагая простой и легкий в обслуживании легкий транспорт. Однако за период советской поддержки ни один из них не был приобретен у Советского Союза. Вместо этого в 1963 году китайцы поставят первый самолет под названием Y-5 , построенный по лицензии в Харбине. Будут приобретены тринадцать надежных бипланов, которые станут последними самолетами, которые будут служить в ВВС Албании, а последний Y-5 списан в 2011 году.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Y-5 | коммунальный транспорт |
Вертолеты
[ редактировать ]Небольшие размеры Албании, пересеченная местность и ограниченная инфраструктура делают страну идеальной территорией для вертолетов. Использование вертолетов в ВВС началось в 1957 году, и после вывода последних самолетов этот филиал стал и остается силами, оснащенными исключительно вертолетами. Первые вертолеты поставлялись из СССР, а дополнительные экземпляры были предоставлены Китаем, но когда Албания начала открываться в годы холодной войны, они начали приобретать различные западные типы.
Миль Ми-1
[ редактировать ]Три легких многоцелевых вертолета Ми-1 , первый тип вертолетов, серийно производившийся в Советском Союзе, были предоставлены в 1957 году для пополнения вертолетного состава ВВС Албании. Легкие вертолеты в основном использовались для обучения и связи и служили до 1960-х годов.
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Ми-1 | вертолет связи и обучения |
Миль Ми-4 и Харбинский Z-5
[ редактировать ]
Версия | Примечания по обслуживанию |
---|---|
Ми-4 | грузовой транспортный вертолет |
Белка
[ редактировать ]
Первым западным типом, поступившим на вооружение Албании, был популярный Aérospatiale AS.350B Écureuil , четыре из которых были поставлены в 1991 году. Écureuil также был первым вертолетом с газотурбинным двигателем, находившимся на вооружении и работавшим как легкий многоцелевой вертолет. Самолеты получили гражданскую регистрацию и были окрашены в ярко-синий гражданский цвет, чтобы ясно показать их предназначение для выполнения невоенных правительственных задач, включая перевозку важного правительственного персонала, поисково-спасательные операции и помощь полиции. Единственный экземпляр разбился, и, хотя в 2000-е годы вертолеты контролировались ВВС, они были переданы Министерству внутренних дел правительства Албании, где продолжают выполнять ту же роль. [5]





Краткое содержание
[ редактировать ](Порядок таблицы: Истребители, Бомбардировщики, Транспортные средства, Учебно-тренировочные, Прочее, Вертолеты) (Примечание: «-» означает, что информация неизвестна, еще не добавлена или неприменима)
Военная авиация Албании | |||
Истребители | |||
Обозначение | Общий | В эксплуатации | Роль/Информация |
---|---|---|---|
Чэнду F-7A | 12 | 1979-2005 | Боец; все 10 выживших помещены на хранение в мае 2005 года. Последний полет в 2002 году. |
Mikoyan-Gurevich MiG-15bis | 50+ | 1955-2000 | Боец; 26 экземпляров поставлены СССР в 1955 году, еще несколько экземпляров поставлены Китаем в 1956 году; все выжившие на складе продаются |
Mikoyan-Gurevich MiG-19 PM | 12 | 1959-1965 | Боец; 12 поставлены СССР в октябре 1959 г., отправлены в Китай в 1965 г. для Шэньяна F-6. |
Шэньян Ф-5 | 80+ | 1962-2005 | боец |
Шэньян FT-5 | 20 | 1972-2005 | Боец; 6 остаются в строю, один находится на хранении. |
Шэньян F-6/FT-6 | 75+ | 1962-2005 | Боец; поставлено более 70 самолетов, в том числе несколько двухместных учебно-тренировочных самолетов ФТ-6 (списанных в 2002 году) |
Yakovlev Yak-9P/V | 12 | 1951-1956 | Боец; включает один учебно-тренировочный Як-9В; снят с появлением реактивных истребителей |
Бомбардировщики | |||
Обозначение | Общий | В эксплуатации | Роль/Информация |
Ильюшин Ил-28 | 1 | 1957-1971 | Легкий бомбардировщик; обменян на Харбин H-5 в 1971 году. |
Харбин H-5 | 1 | 1971-1992 | Легкий бомбардировщик; 1 получен в 1971 г., хранится в 1992 г. |
Транспорт | |||
Обозначение | Общий | В эксплуатации | Роль/Информация |
Харбин Y-5 «Кольт» | 13 | 1963- | Связь и коммуникации; 4 остаются в строю, 9 на хранении. |
Ильюшин Ил-14 М | 2 | 1957-1992 | Транспорт; Приобретено 2 экземпляра советской постройки (1 в 1957 году, 1 в 1971 году), хотя некоторые источники сообщают, что на вооружение поступило целых 8 экземпляров; все 4 уцелевших Ил-14 находились на хранении в 1992 году, были повреждены участниками беспорядков в 1997 году и впоследствии списаны в 2002 году. |
Ильюшин Ил-14 П | 1 | 1971-1992 | Транспорт; 1 экземпляр, построенный ВЭБ, приобретен в 1971 году (сообщения о втором образце не проверены) |
Ильюшин Ил-14 Т | 1 | 1971-1992 | Транспорт; 1 экземпляр производства Avia, приобретен в 1971 году. |
Кроссовки | |||
Обозначение | Общий | В эксплуатации | Роль/Информация |
Наньчан CJ-6 | 20 | 1962- | Тренер; 4 находятся в действующей эксплуатации, еще пять планируется отремонтировать и вернуть в строй. |
Mikoyan-Gurevich MiG-15 UTI | 12 | 1955-2000 | Истребитель и оперативный инструктор; 12 поставлено (4 МиГ-15УТИ советской постройки, 4 CS.102 чешской постройки, 4 FT-2 китайской постройки) в 1955-1956 гг. |
Yakovlev Yak-11 | 4 | 1952-1963 | Тренер |
Yakovlev Yak-18 | 4 | 1952-1962 | Тренер |
Yakovlev Yak-18 A | 18 | 1953-1962 | Тренер; поставлен СССР в 1953 и 1959 гг. |
Другой | |||
Обозначение | Общий | В эксплуатации | Роль/Информация |
Лонер Тип H | 0 | (орд. 1914 г.) | Летающая лодка; 3 были заказаны в 1914 году как первые самолеты для планируемого авиакорпуса Албании, но самолеты так и не были доставлены. |
Polikarpov Po-2 | 4 | 1951-1964 | Устаревший истребитель, поставленный СССР для опрыскивания посевов. |
Вертолеты | |||
Обозначение | Общий | В эксплуатации | Роль/Информация |
Аэроспасьяль SA-316C Алуэтт III | 4 | 1999- | Транспортный вертолет |
Агуста-Белл AB.205A-1 | (7) | 2004- | Транспортный вертолет; 3 получены в 2004 году, еще 4 заказаны к поставке до 2006 года. [6] |
Агуста-Белл AB.206C-1 | 7 | 2002- | Транспортный вертолет |
Звонок 222 UT | 1 | 1991- | Транспортный вертолет |
Еврокоптер AS.350 Ecureuil | 4 | 1986- | Транспортный вертолет; 1 разбился, 3 остаются в строю. |
Еврокоптер БО-105 | (12) | (оценка 2007 г.) | Легкий многоцелевой вертолет; 12 лишних немецких самолетов поставлено в 2006 г. |
Харбин Z-5 | 37 | 1967-2003? | Транспортный вертолет; приобретено с 1967 по 1971 год, в основном копии Ми-4А, но в том числе шесть моделей Ми-4С VIP; 3 остаются в резерве. |
Миль Ми-1 | 3 | 1957-1960 | Транспортный вертолет; служил до 1960-х гг. |
Миль Ми-4 А | 7 | 1957-2003? | Транспортный вертолет; 7 поставлено СССР в 1957–1958 гг.; Также использовались модели Harbin Z-5 китайского производства. |
Миль Ми-8 Т | 1 | 1996- | Транспортный вертолет |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "samolotypolskie.pl - Яковлев Як-23" . www.samolotypolskie.pl . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ Плача, Кароль. «Яковлев Як-23. Старейший авиационный памятник Польши. 2017» . www.polot.net (на польском языке) . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ «Албанский МиГ-19ПМ» .
- ^ Gordon, Yefim; Dexter, Keith. Mikoyan MiG-21 .
- ^ «Типы самолетов ВВС Албании — Eurocopter AS.350B Ecureuil» . Мировые ВВС . Аэрофлайт.
- ^ Дас, Вим; Оттен, Кес. «ВВС АЛБАНИИ - движущиеся шаги Тираны» (PDF) . Проверено 26 декабря 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Вироли, Элио Военная авиация Ахкипетаре , журнал Panorama Difesa, июнь 1992 г., стр. 38-44.