Макс Хольсте MH.1521 Бруссар
MH.1521 Бруссар | |
---|---|
Оперативная французская армия MH.1521M Бруссар на аэродроме Туссю-ле-Нобль в 1965 году. | |
Роль | Шестиместный универсальный моноплан |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Самолеты Макса Холсте |
Первый полет | 1952 |
Введение | 1954 |
Ушедший на пенсию | 1993 (французская армия) |
Основной пользователь | Французская армия |
Количество построенных | 396 |
Max Holste MH.1521 Broussard — французский шестиместный моноплан общего назначения 1950-х годов, разработанный Максом Хольсте для удовлетворения требований французской армии.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны компания Avions Max Holste спроектировала и построила новый двухместный учебно-туристический самолет Max Holste MH.52 , которых было построено лишь в небольшом количестве. Затем Хольсте ответил на потребность французской армии в самолете-корректировщике артиллерии для легкого самолета связи и наблюдения. Получившаяся конструкция MH.152 имела фюзеляж на основе фюзеляжа MH.52 и высокорасположенное крыло. Он был оснащен двигателем Salmson 8 As.04 мощностью 220 лошадиных сил (160 кВт) и имел закрытую полностью застекленную кабину, вмещающую пилота и четырех пассажиров. Прототип поднялся в воздух 12 июня 1951 года. Хотя он продемонстрировал хорошие характеристики на ближних дистанциях, потребности французской армии изменились, и теперь ей требовался надежный многоцелевой самолет, аналогичный de Havilland Canada DHC-2 Beaver . [ 1 ] [ 2 ]
В результате компания решила разработать немного более крупную версию MH.1521 с заменой двигателя на Pratt and Whitney Wasp Junior , который при мощности 450 лошадиных сил (340 кВт) обеспечивал почти вдвое большую мощность, а фюзеляж имел пластинчатую форму. давая место до семи мест. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] MH.1521 представляет собой подкосный высокоплан с двойным вертикальным оперением. Он имеет фиксированное шасси с хвостовым колесом и оснащен радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney R-985 , установленным в носовой части . Первый полет он совершил 17 ноября 1952 года. [ 4 ] Позже его назвали Бруссардом (буквально «Человек Буша», в контексте пилотов-бушменов, а не бушменов ). Его разработку с энтузиазмом поддержал на политическом уровне ас-истребитель Второй мировой войны и герой французской войны Пьер Клостерманн , близкий друг Макса Хольста . Клостерманн написал фракционный роман «Лео 25 в воздухе», основанный на своем опыте полетов на Бруссардах на эскадрилье ELO 3/45 в Алжире .
Первый серийный самолет совершил свой первый полет 16 июня 1954 года, а до окончания производства в 1961 году было построено 363 самолета. [ 5 ] Его сходство с De Havilland Canada DHC-2 Beaver по внешнему виду, возможностям и характеристикам привело к тому, что его прозвали «французским бобром».
Операционная история
[ редактировать ]Он участвовал в войне в Алжире в качестве самолета сотрудничества с армией, всего было развернуто более 150 самолетов. [ 6 ] в основном в качестве артиллерийского корректировщика и в роли снабжения с воздуха / скорой помощи, где требовались его хорошие характеристики на ближних дистанциях и устойчивость к наземному огню. Его характерный звук, издаваемый шумным радиальным двигателем и большим пропеллером, был недостатком, поскольку алжирские партизаны могли услышать его приближение задолго до других самолетов.
После обретения Алжиром независимости в 1963 году базировавшиеся в Алжире Бруссары вернулись во Францию , где они использовались в качестве самолетов связи, в то время как многие из излишков Франции Бруссарды были переведены в новые независимые бывшие французские колонии. [ 6 ] Broussard оставался на вооружении французских ВВС до декабря 1987 года и французской армии до декабря 1993 года, а ВМС Франции списали свои последние экземпляры в 1996 году. [ 7 ] Гражданские машины Broussard до сих пор можно увидеть в Дании, Франции, Великобритании и США, которыми управляют энтузиасты или коллекционеры.
Он участвовал в боях в Португальской Гвинее в составе ВВС Португалии, а также во время войны за независимость, действуя в основном в качестве артиллерийского корректировщика, а также в качестве самолета снабжения воздухом / скорой помощи, а также в качестве самолета наблюдения. Он был снят с вооружения в 60-х годах, когда стал доступен новый Do-27. .
Варианты
[ редактировать ]- МХ.152
- Первый прототип серии Broussard, оснащенный перевернутым двигателем V-8 Salmson 8 As.04 .
- МХ.1521
- Прототипы, построено пять плюс два предсерийных самолета и 19 предсерийных военных вариантов.
- МХ.1521А
- Самолет модифицирован для использования в сельском хозяйстве. [ 8 ]
- МХ.1521С
- Производство для гражданских и нефранцузских военных заказчиков, построено 36 штук. [ 9 ]
- МХ.1521М
- Производство для французской армии, построено 319 штук. [ 10 ]
- МХ.1522
- На основе MH.1521, с полноразмахными передними предкрылками и закрылками на задней кромке с двумя прорезями для улучшения характеристик сваливания. Прототип, модифицированный из предсерийного самолета, совершившего полет 11 февраля 1958 г. [ 8 ] [ 10 ] но позже преобразован обратно в стандарт MH.1521. [ 10 ]
- МХ.153
- Прототип MH.152 с турбовинтовым двигателем Turbomeca Astazou . Первый полет в таком виде состоялся в июне 1957 года. [ 8 ]
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Верхней Вольты [ 19 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]- CEV-05 (серийный номер 05), самый старый из существующих MH-1521, ранее хранившийся в Мелене , Франция, экспортированный в Канаду. Сейчас в Великобритании как G-CLLK. [ 20 ]
- N98BF (серийный номер P007) хранится в Канкаки, штат Иллинойс , США.
- N110TX (серийный номер P010) летает в Массачусетсе, США.
- N811MH (серийный номер 011) находится в Элберте , штат Колорадо.
Неизвестный (серийный номер 163) находится в воздушном зоопарке Каламазу в Каламазу, штат Мичиган. На уличном дисплее обозначено как 13-ТБ.
- 'F-RHDB' (серийный номер 015) хранится на частной территории, ранее хранился в Музее авиации в Мас-Палегри, Франция.
- F-GIBF (серийный номер 5) на выставке в музее авиабазы Оранж , Оранж , Франция.
- HB-RSL (серийный номер 6) находился в Биль-Каппелене , Швейцария, и находился в летном состоянии, но был уничтожен пожаром в ангаре 3 июля 2016 года. [ 21 ]
- F-BOHP (серийный номер 10) находится в Люневиле , Франция. [ 20 ]
- «F-SCAA» (серийный номер 11) хранится в Бордо , Франция.
- F-GJBF (серийный номер 13) находится в Реймсе , Франция, этот самолет использовался для съемок фильма «Красавица и Себастьян 2» (2015). [ 20 ] [ 22 ]
- 'F-RHDA' (серийный номер 18) хранится в Музее воздуха и космоса в Ле Бурже , Франция.
- G-CBGL (серийный номер 19) находится в Брантингторпе , Великобритания.
- LV-X769 (серийный номер 20) зарегистрирован как экспериментальный самолет в Аргентине. По состоянию на март 2024 года находится в летном состоянии.
- N4022 (серийный номер 22) ФАУ США зарегистрировано на немецкую компанию, но с октября 2018 года работает в Калифорнии. [ 23 ]
- «F-SCCB» (серийный номер 24), ранее сохранившийся в качестве охранника ворот в Валансе , Франция, разобран и выставлен на продажу в качестве проекта реставрации.
- F-GGKH (серийный номер 32) находится в Питивье , Франция. [ 20 ]
- F-GJLT (серийный номер 44C) Реставрационные работы начались, но были остановлены, поскольку фюзеляж был в таком плохом состоянии, что теперь он выставлен на всеобщее обозрение во время дней открытых дверей в Лиможе (Город), Франция.
- F-GFMN (серийный номер 86) находится в Лиможе (аэропорт), Франция. [ 20 ]
- F-GHFG (серийный номер 104) находится в Монсо-ле-Мин , Франция. [ 20 ]
- F-GKJT (серийный номер 106) находится в Маконже , Франция. [ 20 ]
- F-BNEX (серийный номер 108) находится в Лелистаде , Нидерланды, с французской регистрацией.
- N118MH (серийный номер 118) зарегистрирован в Колдуэлле , штат Айдахо, США, в летном состоянии. [ 24 ]
- Ф-ГГГК (серийный номер 127) на реставрации в Литве.
- G-HOUR (серийный номер 149) Принадлежит компании Bremont , Великобритания.
- 'F-UHKE' (серийный номер 156) хранится на частной территории во Франции, ранее хранился в Нуяне , Франция, в качестве стража ворот.
- G-YYYY (серийный номер 208) летит из Эггесфорда , Великобритания , в 2010 году. [ 25 ]
- N246MH 1960 (серийный номер 246) находится в Френдсвуде , штат Техас, США, и находится в летном состоянии. [ 26 ]
- N261BN (серийный номер 261) находится на озере Стивенс , штат Вашингтон, США. в летном состоянии [ 27 ]
- F-GJJM (серийный номер 292) находится в Брасхаат , Бельгия, с маркировкой 35.17 и выставлен на продажу.
- OY-SLV (серийный номер 303) находится в Тарме , Дания, и находится в летном состоянии.
- хранении . Один из них выставлен в Португальском национальном музее авиации в Синтре, а еще два находятся на
Технические характеристики (МХ.1521М)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1958-59 гг. [ 28 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1-2
- Вместимость: 4-5 пассажиров
- Длина: 8,65 м (28 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 13,75 м (45 футов 1 дюйм)
- Высота: 3,67 м (12 футов 0 дюймов)
- Площадь крыла: 25,2 м 2 (271 кв. фут)
- Соотношение сторон : 7,5
- Профиль крыла : NACA 4413.
- Вес пустого: 1650 кг (3638 фунтов) в снаряженном состоянии.
- Полная масса: 2700 кг (5952 фунта)
- Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney R-985-AN-1 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 336 кВт (451 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной гребной винт Hamilton Standard 2.D.30 с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 259 км/ч (161 миль в час, 140 узлов) на высоте 1000 м (3300 футов).
- Крейсерская скорость: 228 км/ч (142 миль в час, 123 узла)
- Скорость сваливания: 92,6 км/ч (57,5 миль в час, 50,0 узлов)
- Скорость набора высоты: 3,99 м/с (785 футов/мин) на уровне моря.
- Разбег: 200 м (660 футов)
- Взлетная дистанция до 20 м (66 футов): 400 м (1300 футов)
- Посадочная дистанция с 20 м (66 футов): 400 м (1300 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Симпсон 2022 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1952 , с. 122
- ^ Симпсон 2022 , с. 8
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1953 , с. 141
- ^ Тейлор 1962 , с. 52
- ^ Jump up to: а б с д и ж Симпсон 2022 , с. 10
- ^ Jump up to: а б с д и Симпсон 2022 , с. 11
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1961 , с. 57
- ^ Симпсон 2022 , стр. 8, 9.
- ^ Jump up to: а б с Симпсон 2022 , с. 9
- ^ Jump up to: а б с Гейнс 1982 , с. 1360
- ^ Гейнс 1982 , с. 1361
- ^ Гейнс 1982 , с. 1366
- ^ Гейнс 1982 , с. 1372
- ^ Купер и др. 2011 , с. 41
- ^ Гейнс 1982 , с. 1364
- ^ Air International , ноябрь 1985 г. , стр. 229, 231.
- ^ Лопес 1998 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б Гейнс 1982 , с. 1365
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Выжившие Ле Бруссарда — Макс Хольсте MH-1521 Бруссар — MH-1521.fr» . www.mh-1521.fr . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ "Max Holste MH-1521-C1 "Ле Бруссар" серийный номер 6" . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ «Винтажный самолет переправили на озеро Генин для фильма B&S2» . belle-et-sebastien.e-monsite.com (на французском языке) . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ «Запрос N-номера в РЕЕСТР ФАУ» . ФАА . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ "AVIONS MAX HOLSTE MH 1521 BRUSSARD Серийный номер 118" . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ "1960 Макс Хольсте MH-1521C-1 Бруссар C/N 208" . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ "960 AVIONS MAX HOLSTE MH 1521 BRUSSARD Серийный номер 246" . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Результаты запроса N-номера» . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Бриджмен 1958 , с. 158
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Леонард Р.В. (1952). Самолеты всего мира Джейн, 1952–53 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
- Бриджмен, Леонард Р.В. (1953). Самолеты всего мира Джейн, 1953–54 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
- Бриджмен, Леонард (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958–59 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
- Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Гейнс, Майк (6 ноября 1982 г.). «ВВС мира 1982» . Рейс Интернешнл . Том. 122, нет. 3835. стр. 1327–1388. ISSN 0015-3710 . Проверено 18 марта 2019 г.
- Лопес, Марио Канонджиа (май – июнь 1998 г.). «Высококрылые рабочие лошадки: Бруссары и Дорнье на португальской службе». Любитель воздуха . № 75. С. 41–45. ISSN 0143-5450 .
- Мормилло, Фрэнк Б. (июль – август 2001 г.). «Колониальный воин Алана: Бруссар в США». Любитель воздуха . № 94. С. 60–61. ISSN 0143-5450 .
- Симпсон, RW (1991). Авиация общего назначения компании Airlife . Англия: Издательство Airlife. п. 176. ИСБН 1-85310-194-Х .
- Симпсон, Роб (весна 2022 г.). «Французский самолет-бушплан: Макс Хольст Бруссар». Мир авиации Air-Britain . стр. 7–11. ISSN 1742-996Х .
- Тейлор, Джон В.Р. (1961). Самолеты всего мира Джейн, 1961–62 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company Ltd.
- Тейлор, Джон В.Р. (1962). Самолеты всего мира Джейн, 1962–63 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company Ltd.
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания.
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.) . Издательство Орбис. п. 2436.
- «Королевские военно-воздушные силы Марокко... Опытная авиация». Эйр Интернешнл . Том. 29, нет. 5. Ноябрь 1985 г., стр. 226–232, 250–252. ISSN 0306-5634 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Макс Хольсте MH.1521 Бруссар - сохранившийся самолет