Aérospatiale SA 321 Супер Фрелон
SA 321 Супер Фрелон | |
---|---|
![]() | |
Вертолет Super Frelon ВМС Франции. | |
Роль | Транспортный вертолет |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Суд Авиация Аэрокосмическая промышленность |
Первый полет | 7 декабря 1962 г. [ 1 ] |
Введение | 1966 |
Статус | На вооружении ВМФ Народно-освободительной армии. |
Основные пользователи | Французский флот ВВС Народно-освободительной армии Южноафриканские ВВС Иракские ВВС |
Произведено | 1962–1981 |
Количество построенных | 110 [ нужна ссылка ] |
Разработано на основе | SNCASE SE.3200 Хорнет |
Развитый в | Авикоптер AC313 |
Aérospatiale , (ранее Sud Aviation ) SA 321 Super Frelon («Супер Хорнет») — трёхмоторный тяжёлый транспортный вертолёт производимый аэрокосмической компанией Sud Aviation во Франции . Он отличился тем, что был самым мощным вертолетом, когда-либо построенным в Европе, а также самым быстрым вертолетом в мире.
Super Frelon был более мощной разработкой оригинального SE.3200 Frelon , который так и не был запущен в производство. 7 декабря 1962 года первый прототип совершил первый полет . 23 июля 1963 года модифицированный Super Frelon совершил рекордный полет, установив новый абсолютный мировой рекорд скорости вертолета FAI с зарегистрированной скоростью 217,7 миль в час (350,4 км/ч). Производились как гражданская, так и военная версии Супер Фрелона; этот тип в основном продавался военным заказчикам. В 1981 году компания Aerospatiale, преемница Sud Aviation, решила прекратить производство из-за отсутствия заказов.
Супер Фрелон наиболее интенсивно использовался военно-морской авиацией, такой как Военно-морская авиация Франции и Военно-морские силы Народно-освободительной армии . 30 апреля 2010 года этот тип был выведен из эксплуатации ВМС Франции и заменен парой вертолетов Eurocopter EC225 в качестве временной меры до появления вертолета NHIndustries NH90 . Super Frelon долгое время использовался в Китае , где он производился по лицензии и продавался Harbin Aircraft Industry Group как Harbin Z-8 . Модернизированная версия Z-8, продаваемая как Avicopter AC313 , совершила свой первый полет 18 марта 2010 года.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]SA.3210 Super Frelon был разработан французской аэрокосмической компанией Sud Aviation на основе оригинального SE.3200 Frelon . За время разработки этого типа компания Sud Aviation приобрела известность как крупный производитель вертолетов, экспортировав больше винтокрылых машин, чем любой другой европейский конкурент. [ 1 ] Выпустив популярные Aérospatiale Alouette II и Aérospatiale Alouette III , фирма стремилась создать линейку вертолетов, отвечающих различным ролям, функциям и требованиям к размеру; двумя наиболее крупными моделями, находившимися в разработке к началу 1960-х годов, были Super Frelon и Aérospatiale SA 330 Puma . Super Frelon был самым большим вертолетом, разрабатываемым фирмой, он был существенно увеличен по сравнению с более ранним Frelon и в то время считался амбициозной конструкцией. [ 1 ]
Более ранний Frelon был разработан для удовлетворения требований как ВМС Франции , так и ВМС Германии , которые обнародовали подробности своих ожидаемых потребностей в тяжелом вертолете; однако эти требования были пересмотрены заказчиком в сторону повышения, что привело к изменению конструкции и появлению Super Frelon. [ 1 ] Изменения включали использование гораздо более мощных двигателей с использованием трех двигателей Turbomeca Turmo IIIC турбовальных , каждый из которых способен развивать мощность 1320 л.с. (980 кВт) на прототипах (позже увеличенную до 1500 л.с. (1100 кВт) на серийных моделях) вместо двигателей Frelon. (560/600 кВт) Turbomeca Turmo IIIB двигатели несущий винт длиной 62 фута (19 м) мощностью 750/800 л.с. они приводили в движение шестилопастный вместо четырехлопастного винта Фрелона длиной 50 футов (15 м) и пятилопастный (вместо четырехлопастного) рулевой винт. В целом измененная конструкция позволила значительно увеличить полную массу с 17 650 до 26 450 фунтов (от 8 010 до 12 000 кг), одновременно улучшив аэродинамическую эффективность и управляемость винтокрылого аппарата. [ 1 ]
Были внесены дополнительные внешние изменения между Frelon и Super Frelon, например, оригинальная короткая хвостовая балка была заменена на более традиционную, хотя и с рукояткой, позволяющей поднимать рулевой винт в сторону от транспортных средств, приближающихся к задней погрузочной рампе. [ 1 ] С учетом американских экспериментов с вертолетами-амфибиями фюзеляж «Супер Фрелон» был переработан в корпус, имеющий носовую часть, глиссирующее днище и водонепроницаемые трюмные отсеки. В разработке и производстве этого типа участвовали различные иностранные производители; Американская вертолетная компания Sikorsky получила контракт на поставку конструкции нового шестилопастного несущего винта и пятилопастного рулевого винта, а итальянский производитель Fiat предоставил конструкцию новой главной трансмиссии. [ 2 ]
В полет
[ редактировать ]7 декабря 1962 года первый прототип Super Frelon совершил первый полет этого типа . [ 1 ] 28 мая 1963 года за ним последовал второй прототип. Первый прототип был адаптирован для нужд ВВС Франции , а второй был полностью военно-морским, включая поплавки боковой стабилизации , прикрепленные к шасси. [ 3 ] 23 июля 1963 года модифицированный прототип вертолета Super Frelon был использован для побития абсолютного мирового рекорда скорости вертолета FAI, достигнув во время полета максимальной скорости 217,7 миль в час (350,4 км/ч). [ 4 ] Под управлением Жана Буле и Ролана Коффиньо было побито в общей сложности три международных рекорда: скорость более 3 км на малой высоте, 212,03 миль в час (341,23 км/ч); скорость на любой высоте свыше 15 и 25 км — 217,77 миль в час (350,47 км/ч); и 100 км по замкнутому кругу — 207,71 миль в час (334,28 км/ч). [ 5 ]
К апрелю 1964 года два прототипа налетали 388 часов, включая 30 часов мореходных испытаний, проведенных на втором прототипе. [ 5 ] В январе 1964 года третий прототип Super Frelon совершил свой первый полет, четвертый - в мае 1964 года, а пара предсерийных моделей была завершена во второй половине 1964 года. Третий прототип участвовал в серии испытаний на ускоренный износ. для установления выносливости компонентов и межремонтного ресурса, а четвертый прототип был направлен на дальнейшие испытания техники для условий ВМФ. [ 5 ]
К июлю 1964 года французское правительство разместило первоначальный заказ на Super Frelon, предназначенный для выполнения задач логистической поддержки в Экспериментальном центре Тихого океана; уже велись переговоры о дальнейшем заказе на военно-морскую версию, которая должна была быть оборудована для противолодочных задач. Однако к этому моменту поддержка западногерманской программы Super Frelon уже снизилась, отчасти из-за интереса к конкуренту Sikorsky SH-3 Sea King , который оценивался по этому типу. [ 5 ]
Были построены как гражданские, так и военные версии Super Frelon, причем военные варианты являются наиболее многочисленными на сегодняшний день, они поступают на вооружение французской армии, а также экспортируются в Израиль , Южную Африку , Ливию , Китай и Ирак . Выпускалось три военных варианта: военно-транспортный, противолодочный и противокорабельный. Транспортная версия способна перевозить 38 экипированных военнослужащих или, альтернативно, 15 носилок для задач по эвакуации раненых.
Дизайн
[ редактировать ]
Aérospatiale SA 321 Super Frelon — это большой одновинтовой вертолет тяжелой грузоподъемности, оснащенный относительно нетипичной трехдвигательной конфигурацией; это двигатели Turboméca Turmo IIIC, турбовальные установленные в верхней части фюзеляжа, пара турбин, расположенных бок о бок спереди, и одна, расположенная позади несущего винта. [ 5 ] Морские противолодочный и противокорабельный варианты обычно оснащаются навигационно-поисковой РЛС (ОРБ-42) и 50-метровым спасательным тросом. Чаще всего они оснащены 20-мм пушкой, средствами противодействия, ночного видения, лазерным целеуказателем и системой персонального локатора. Super Frelon также может быть приспособлен для дозаправки в воздухе. [ нужна ссылка ]
Передние двигатели имеют простые отдельные воздухозаборники, а задний оснащен полукруглым воздухозаборником для подачи воздуха; все три раздвоенных выхлопа расположены рядом с головкой несущего винта. Три двигателя и редуктор установлены на горизонтальной переборке и противопожарной перегородке, образующей крышу кабины и верхний элемент конструкции фюзеляжа. [ 5 ] Двигатели изолированы многочисленными межсетевыми перегородками, в том числе поперечными перегородками, отделяющими передние и задние двигатели от редуктора несущего винта, а также зональными перегородками двигателей. [ 6 ] Восемь прочных распашных дверей обеспечивают доступ к компактным двигателям Turmo, вокруг которых достаточно места, что позволяет наземному персоналу обслуживать их без использования внешних платформ. [ 7 ]
Фюзеляж на самом деле корпус представляет собой полумонококовой конструкции из легкого сплава ; По данным аэрокосмического издания Flight International , конструкция корпуса «напоминала конструкцию летающей лодки». [ 5 ] В основной рубке отсутствуют какие-либо поперечные распорки, за исключением единственной переборки между кабиной и кабиной. Прочные сборные шпангоуты соединяют усиленную конструкцию крыши с полом/дном поперечных подполовых переборок и внешней обшивкой. [ 5 ] Используется обычная внешняя обшивка с продольными ребрами жесткости, а также двумя рядами глубоких швеллеров, а поперечины под полом усилены вертикальными ребрами жесткости. нет Киля , на уровне пола между шпангоутами имеются горизонтальные элементы, подкрепленные поперечными углами сдвига. [ 5 ] Гибкие топливные элементы хранятся в четырех водонепроницаемых отсеках под полом, расположенных спереди и сзади от оси несущего винта, а сам пол оснащен съемными панелями. Люк, установленный в полу и расположенный примерно под осью несущего винта, используется для операций с грузом на стропе. [ 5 ]
В задней части кабины расположена коническая секция простой полумонококовой конструкции , закрытая прочной откидной задней погрузочной рампой, служащей основным входом для крупногабаритных грузов или оборудования. [ 7 ] Погрузочную рампу можно сбросить в экстренных ситуациях. Кроме того, в носовой части правого борта имеется раздвижная дверь, а в кормовой части левого борта установлена небольшая распашная аварийная дверь. [ 7 ] Хвостовая балка имеет традиционную полумонококовую конструкцию, поддерживается близко расположенными шпангоутами с надрезами и непрерывными стрингерами, при отсутствии каких-либо крупных продольных секций или лонжеронов. Коленчатый участок, несущий рулевой винт и дифферентную плоскость, более прочный, усилен цельностенным лонжероном, шпангоутами и ребрами жесткости. [ 7 ] Место соединения основной стрелы и коленчатой секции шарнирное, чтобы уменьшить длину винтокрылого аппарата в сложенном виде до 58 футов (18 м). В верхней части стрелы вал рулевого винта закрыт обтекателем. [ 7 ]
Неподвижное шасси имеет сдвоенные колеса на каждой из трех вертикальных стоек, оснащенных амортизаторами . [ 7 ] Главные ведущие редукторы установлены на трубчатых конструкциях треугольной формы, а передняя стойка крепится к переборке кабины через водонепроницаемое уплотнение в глиссирующем днище. Основные колеса имеют гидравлические тормоза, управляемые от педалей, в комплекте со стояночным ручным тормозом, носовая часть — полностью поворотная. [ 7 ] Носовая часть, прикрытая большими застекленными панелями, имеет носовую скулу и глиссирующее днище, построенное как единое целое с полетной палубой, которая находится выше основного пола салона. [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]
С декабря 1975 года по апрель 1977 года Китай получил партию из 12 морских вертолетов SA 321 Super Frelon. Эти вертолеты выпускались в двух вариантах: противолодочной (ПЛО) и поисково-спасательной (САР) . «Супер Фрелон» был первым вертолетом Народно-освободительной армии (НОАК), способным действовать с кабины надводных кораблей.
Китай также произвел некоторое количество Super Frelon на местном уровне, где он известен под обозначением Z-8 (вертолет противолодочной/спасательной обороны наземного или корабельного базирования). Super Frelon остается на вооружении ВМС НОАК по состоянию на 2014 год.
С начала 1980-х годов «Супер Фрелоны» часто использовались ВМС Народно-освободительной армии (ПЛАН) для проведения противолодочных и поисково-спасательных операций на кораблях. Для задач противолодочной обороны Z-8 оснащен радаром наземного поиска и французским гидролокатором HS-12, а также несет торпеду Whitehead A244S под правым бортом фюзеляжа. Винтокрылые машины также использовались для переправки припасов с корабля пополнения к надводным кораблям и перевозки морской пехоты с десантного корабля на берег.
Морская версия SAR, получившая обозначение Z-8S , была оснащена модернизированной авионикой, прожектором, турелью FLIR и подъемником и совершила свой первый полет в декабре 2004 года. Также был разработан еще один спасательный вариант, оснащенный специальным медицинским оборудованием на борту. для ВМФ, получивший обозначение Z-8JH .
Версия Z-8A разрабатывалась как армейский транспортный вариант и получила сертификацию в феврале 1999 года. В 2001 году пара Z-8A была доставлена в армию для оценки, однако в конечном итоге вместо нее было решено закупить дополнительные Ми-17В5. В ноябре 2002 года в армию была поставлена только одна партия из шести Z-8A; у них все еще сохранились носовой метеорадиолокатор и боковые поплавки. Начиная с 2007 года, ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) также приобрели десятки модернизированных Z-8K и Z-8KA для проведения поисково-спасательных операций; они были оснащены турелью FLIR и прожектором под кабиной, а также подъемником и раздатчиком ракет.
Китай также разработал отечественный вариант гражданского вертолета Z-8, который продается как Avicopter AC313 . AC313 имеет максимальную взлетную массу 13,8 тонны, способен перевозить до 27 пассажиров и имеет максимальную дальность полета 900 км (559 миль). [ 8 ]
После землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году производство вертолетов Z-8 резко возросло, поскольку это событие доказало ценность вертолета в гуманитарных миссиях. Приобретение новых двигателей и изменения в конструкции были внесены, чтобы устранить некоторые известные существующие проблемы, которые затрагивали Z-8 на протяжении десятилетий. Китая Народная вооруженная полиция заказала 18 вертолетов Z-8; к 2013 году было поставлено не менее пяти вертолетов, большая часть из которых была передана в состав лесопожарных подразделений. Во время последующих операций по ликвидации последствий землетрясения вертолеты Z-8 использовались для выполнения спасательных и логистических задач. [ 9 ]
В 2018 году армейская авиация НОАК объявила, что начнет постепенно сокращать свой парк вертолетов Z-8 из-за низких характеристик и высоких требований к техническому обслуживанию, хотя некоторые экземпляры находятся на вооружении всего 6 лет, Z-8, скорее всего, будут устаревшими. быть заменен Harbin Z-20 . средним вертолетом [ 10 ]
Франция
[ редактировать ]В октябре 1965 года противолодочный вертолет SA 321G поступил на вооружение французской морской авиации ( Aeronavale ). Помимо задач противолодочной обороны корабельного базирования, SA321G также осуществлял санитарное патрулирование в поддержку Redoutable подводных лодок с баллистическими ракетами класса . Некоторые самолеты были модифицированы носовой РЛС наведения для « Экзосет противокорабельных ракет ». Пять грузовых самолетов SA321GA, первоначально использовавшихся для поддержки Тихоокеанского ядерного испытательного центра, были переданы для выполнения функций штурмовой поддержки.
В 2003 году уцелевшие Aeronavale Super Frelons были назначены на транспортные функции, включая транспортировку коммандос, VertRep и SAR.
SA321G Super Frelon служил в составе 32F-й флотилии Французской военно-морской авиации , действуя из Ланвеок-Пульмика в Бретани в рамках поисково-спасательных операций. Они были выведены из эксплуатации 30 апреля 2010 года и заменены двумя вертолетами Eurocopter EC225, приобретенными в качестве временного решения до тех пор, пока NHIndustries NH90 не будет введен в эксплуатацию в 2011–2012 годах. [ 11 ] [ 12 ]
Ирак
[ редактировать ]было поставлено в общей сложности 16 «Супер Фрелонов» Начиная с 1977 года, в ВВС Ирака ; иракские модели, оснащенные радаром и ракетами Exocet, получили обозначение SA 321H . Эти винтокрылые машины использовались во время длительной ирано-иракской войны и во время войны в Персидском заливе 1991 года , в ходе которой по крайней мере один экземпляр был уничтожен.
Во время ирано-иракской войны Ирак начал использовать Super Frelon и другие недавно приобретенные истребители, оснащенные Exocet, для нападения на иранские корабли в Персидском заливе в ходе события, теперь известного как Танкерная война . Два иракских «Супер Фрелона» были сбиты иранскими истребителями: один — дальним выстрелом AIM-54A «Феникс» с истребителя F-14 «Томкэт» (во время операции «Жемчужина» ) во время полета над Персидским заливом, а другой — AGM-65A Maverick. обстрелян с иранского F-4 Phantom в июле 1986 года при попытке взлететь с нефтяной вышки. [ 13 ] [ 14 ]
Израиль
[ редактировать ]
В 1965 году Израиль разместил заказ на шесть самолетов SA 321K Super Frelon для оснащения ВВС Израиля транспортными средствами большой грузоподъемности. [ 15 ] Первый из этих вертолетов прибыл 20 апреля 1966 года, что позволило создать 114-ю эскадрилью , которая эксплуатировала этот вертолет из Тель-Нофа . В следующем году было заказано еще шесть Super Frelon. [ 15 ]
Первоначально израильские военные надеялись использовать Super Frelons для использования легких броневиков Panhard AML-90 для поддержки воздушно-десантных операций, но от этой концепции отказались, когда испытания показали, что вертолет не способен выдержать боевую массу машины. [ 16 ] Всего к началу Шестидневной войны 1967 года прибыло четыре вертолета , в ходе которых они совершили 41 боевой вылет. Израильские Супер Фрелоны широко использовались во время Войны на истощение , участвуя в таких операциях, как Хелем , Тарнегол-53 и Родос . [ 17 ]
Этот тип снова находился на вооружении во время войны Судного дня , после которой Израиль заменил оригинальные двигатели Turbomeca Turmo -GE-T5D мощностью 1390 кВт (1870 л.с.) на двигатель General Electric T58 . Супер Фрелоны также принимали участие во вторжении Израиля в Ливан в июне 1982 года. [ 17 ] Из-за относительно высоких затрат на техническое обслуживание и плохих характеристик по сравнению с CH-53 IAF , в 1991 году они были сняты с вооружения.
Ливия
[ редактировать ]было поставлено шесть вертолетов SA 321GM с радиолокационным оснащением и восемь SAR/транспортов SA 321M В 1980–1981 годах в Ливию . [ 18 ]
ЮАР
[ редактировать ]Южная Африка заказала шестнадцать вертолетов SA 321L в 1965 году. [ 15 ] которые были поставлены к 1967 году и переданы в состав 15-й эскадрильи ВВС ЮАР (SAAF). [ 19 ] По крайней мере двое были отправлены в Мозамбик для поддержки военных операций Родезии против повстанцев Африканской национальной освободительной армии Зимбабве в период с 1978 по 1979 год. [ 19 ] Другие были мобилизованы для эвакуации южноафриканских парашютистов из Анголы во время операции «Северный олень» . [ 20 ]
В августе 1978 года Народная организация Юго-Западной Африки спровоцировала крупный инцидент на границе между Южной Африкой и Замбией, когда ее партизаны обстреляли самолет SAAF Super Frelon, приземлившийся в Катима Мулило с территории Замбии. Южноафриканцы ответили артиллерийским ударом по позициям армии Замбии. [ 20 ]
Сирия
[ редактировать ]В октябре 1975 года широко сообщалось, что Сирия заказала у Франции пятнадцать неуказанных «Супер Фрелонов» в рамках сделки по поставкам оружия, финансируемой Саудовской Аравией . [ 21 ] Хотя сирийские ВВС действительно потребовали пятнадцать конкретных самолетов и рекомендовали закупить до пятидесяти, к 1984 году продажа так и не состоялась. [ 22 ]
Варианты
[ редактировать ]


- SE.3200 Хорнет
- Прототип транспортного вертолета с тремя двигателями Turbomeca Turmo IIIB мощностью 597 кВт (800 л.с.), приводящими в движение четырехлопастной несущий винт диаметром 15,2 м (50 футов). Построено два самолета, первый полет состоялся 10 июня 1958 года. [ 1 ]
- В 321
- Предсерийный самолет. Четыре построено.
- СА 321Г
- Противолодочная версия для ВМС Франции , оснащенная тремя турбовальными двигателями Turbomeca IIIC-6; 26 построено.
- SA 321Ga
- Универсальный и десантно-транспортный вертолет для ВМС Франции.
- СА 321ГМ
- Экспортная версия для Ливии, оснащенная радаром Omera ORB-32WAS.
- СА 321H
- Экспортная версия для Ирака была оснащена тремя турбовальными двигателями Turbomeca Turmo IIIE, оснащена поисковым радаром Omera ORB-31D и вооружена противокорабельными ракетами Exocet .
- АТ 321Ф
- Вертолет коммерческих авиакомпаний с тремя турбовальными двигателями Turbomeca IIIC-3, вмещающий от 34 до 37 пассажиров.
- СА 321J
- Коммерческий транспортный вертолет и размещение 27 пассажиров.
- СА 321Я
- Улучшенная версия SA 321J .
- СА 321К
- Военно-транспортная версия для Израиля.
- СА 321Л
- Военно-транспортная версия для Южной Африки, оснащенная фильтрами на входе воздуха.
- СА 321М
- Поисково-спасательный транспортный вертолет общего назначения для Ливии.
- Чанхэ Z-8
- Версия китайского производства с тремя турбовальными двигателями Changzhou Lan Xiang WZ6.
- Чанхэ Z-8A
- Армейский транспорт.
- Чанхэ Z-8F
- Версия китайского производства с Pratt & Whitney Canada PT6 B-67A. турбовальными двигателями
- Чанхэ Z-8AEW
- Китайский вертолет ДРЛО с выдвижной радиолокационной антенной, радаром AESA , охватом на 360 градусов, носовой частью новой конструкции, аналогичной AC313 , и FLIR. [ 23 ]
- Чанхэ Z-8L
- Китайский вариант с широким фюзеляжем и увеличенными топливными спонсонами , впервые замеченный в январе 2019 года. [ 24 ] Внутренняя ширина грузовой площадки увеличена с 1,8 м до 2,4 м, что делает ее больше, чем у старых вариантов Z-8 и SA321. [ 25 ]
Операторы
[ редактировать ]

- ВВС Народно-освободительной армии [ 26 ]
- Сухопутные войска Народно-освободительной армии [ 27 ]
- Военно-морские силы Народно-освободительной армии [ 26 ]
- Французская военно-морская авиация [ 28 ] [ 29 ] - ушедший на пенсию
- Индонезийские ВВС [ 32 ] - управляется компанией Pelita Air Service, вышел на пенсию.
- Пелита Эйр Сервис [ 32 ] - работал в IAF и вышел на пенсию
- Иракские ВВС [ 33 ] - 10 поставлено в 1980-1981 годах, но статус неизвестен после войны в Персидском заливе. [ 34 ] и не с нынешним флотом
- Израильские ВВС [ 35 ] [ 36 ] - пенсионер 1996 г.
- Ливийские ВВС [ 37 ] - не с нынешним парком
- Ливийский флот [ 38 ] - не с нынешним парком
- Южноафриканские ВВС [ 39 ] - работал 17 лет и вышел на пенсию после 1990 года.
Технические характеристики (Морской Супер Фрелон)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. , [ 40 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5
- Емкость:
- 27 пассажиров или
- 15 носилок
- Длина: 23,03 м (75 футов 7 дюймов) (общая, роторы вращаются)
- Длина фюзеляжа: 19,40 м (63 фута 8 дюймов)
- Высота: 6,66 м (21 фут 10 дюймов)
- Вес пустого: 6863 кг (15 130 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 13 000 кг (28 660 фунтов)
- Запас топлива: 3975 л (1050 галлонов США; 874 имп галлона) (нормальный)
- Силовая установка: 3 Turboméca Turmo IIIC турбовальных двигателя мощностью 1160 кВт (1550 л.с.) каждый.
- Диаметр несущего винта: 18,90 м (62 фута 0 дюймов)
- Площадь несущего винта: 280,6 м 2 (3020 кв. футов)
Производительность
- Крейсерская скорость: 249 км/ч (155 миль в час, 134 узла) на уровне моря.
- Никогда не превышайте скорость : 275 км/ч (171 миль в час, 148 узлов).
- Дальность: 1020 км (630 миль, 550 миль)
- Выносливость: 4 часа
- Практический потолок: 3150 м (10 330 футов)
- Скорость набора высоты: 6,66 м/с (1312 футов/мин)
Вооружение
- 4 самонаводящиеся торпеды в роли противолодочной обороны или
- 2 ракеты Exocet в противокорабельной роли
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стивенс 1964, с. 55.
- ^ Стивенс 1964, с. 58.
- ^ Стивенс 1964, стр. 55–56.
- ^ Тейлор 1966, с. 63.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стивенс 1964, с. 56.
- ^ Стивенс 1964, стр. 56–57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стивенс 1964, с. 57.
- ^ «Гражданский вертолет АС313» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 9 декабря 2011 года . Проверено 5 апреля 2011 г.
- ^ «Увеличение производства вертолетов Z8 с 2008 года» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года . Проверено 5 октября 2014 г.
- ^ Цзэн Симин (22 марта 2018 г.). «До свидания, Чжи8!» . Ежедневное отделение Народно-освободительной армии в южной зоне боевых действий . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Гролло 2009, стр. 56–60.
- ^ Гролло 2010, с. 12.
- ^ Уильямс, Энтони Г.; Гастин, Эммануэль (2004). Летающие пушки современной эпохи . Мальборо: Crowood Press. п. 172. ИСБН 9781861266552 .
- ^ Фаррох, Каве (2011). Иран в войне, 1500–1988 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. п. 638. ИСБН 9781780962214 .
- ^ Jump up to: а б с д «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ «Израильский дайджест прессы и событий в Израиле и на Ближнем Востоке». Архивировано 20 марта 2018 г. в Wayback Machine The Israel Digest , 1966. Сборник выпусков, тома 9–10.
- ^ Jump up to: а б Нортон, Билл (2004). Воздушная война на грани: история ВВС Израиля и их самолетов с 1947 года . Издательство Мидленд . стр. 212–216. ISBN 1-85780-088-5 .
- ^ Дональд и Лейк 1996, с. 16.
- ^ Jump up to: а б Бакстер, Питер (февраль 2013 г.). Пограничная война СААФ: ВВС Южной Африки в бою 1966–89 гг . Солихалл: Helion and Company Ltd. 24. ISBN 978-1908916235 .
- ^ Jump up to: а б Стенкамп, Виллем (2006). Пограничный удар! Южная Африка в Анголу 1975–1980 (изд. 2006 г.). Только что законченное производство. стр. 132–226. ISBN 1-920169-00-8 .
- ^ Сирийская Арабская Республика: справочник. Энн Синай, Аллен Поллак, 1976. с. 101.
- ^ Хьюиш, Марк. Военно-воздушные силы мира: Иллюстрированный справочник всех военно-воздушных держав мира . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1979. ISBN 0-671-25086-8 . стр. 155–156.
- ^ «Китайская военная авиация | ВВС Китая» . Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 19 марта 2012 г.
- ^ Тейт, Эндрю (21 января 2019 г.). «Появляется изображение варианта вертолета Z-8G» . Джейн 360 . Лондон. Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ Рупрехт, Андреас (21 августа 2020 г.). «Обновление: на изображениях показан широкофюзеляжный вариант вертолета Z-8G, проходящий испытания по несущей способности» . Джейнс .
- ^ Jump up to: а б «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013. Архивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2012 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира 2022» . Флайтглобал. 2022 . Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ «ВВС мира, 1990 г., стр. 50» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Военно-морская авиация» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2012 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «В/СТОЛ 1970» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Олимпик Эйрлайнс Sud Aviation SA-321 Super Frelon F-OCMF» . Самолет-pictures.net. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «SA321J Super Frelon - исторические следы тяжелого транспортного вертолета ВВС Индонезии и воздушной службы Пелита» . Indomiliter.com (на индонезийском языке). 09.12.2019 . Проверено 10.12.2019 .
- ^ «Аль-Кува аль-Джаввия аль-Иракия» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «SE3210 Super Frelon в Аль-Кува-аль-Джаввия-аль-Иракия» . Проверено 6 апреля 2023 г.
- ^ «ВВС мира, 1981 г., стр. 349» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Хайль ха-Авир» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1981 г., стр. 359» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1997 г., стр. 53» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ «Суид-Африканский Лугмаг» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Тейлор 1976, стр. 40–41.
Библиография
[ редактировать ]
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Aerospace Publishing, однотомное издание, 1996. ISBN 1-874023-95-6 .
- Гролло, Анри-Поль. «Супершершни ВМС Франции». Air International , май 2009 г., том 76, № 5. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634. стр. 56–60.
- Гролло, Анри-Пьер. «Привет EC225, прощай, Супер Фрелон». Air International , июнь 2010 г., том 78, № 6. Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634. п. 12.
- Ру, Роберт Дж. (ноябрь 1970 г.). «Рекорды скорости Супер Фрелона». Альбом Aviation Fanatic (на французском языке) (16): 27–29. ISSN 0757-4169 .
- Стивенс, Джеймс Хэй. « Супер Фрелон: самый мощный вертолет Западной Европы ». Flight International , 9 июля 1964 г., стр. 55–59.
- Тейлор, Джон В. Р. Джейн «Все самолеты мира, 1966–1967» , Лондон: Sampson Low, Marston & Company, 1966.
- Тейлор, JWR Jane's All the World's Aircraft, 1976–77 . Лондон: Макдональдс и Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .