Супермарин Злобный
Злобный | |
---|---|
![]() Супермарин Злобный FXIV, RB517 | |
Общая информация | |
Тип | боец |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Супермарин |
Дизайнер | |
Услуга | Королевские ВВС |
Прототипы | NN660 , NN664 и NN667 [1] |
Количество построенных | 19 (включая три прототипа) |
История | |
Первый полет | 30 июня 1944 г. |
Разработано на основе | Супермарин Спитфайр |
Развитый в | Супермарин Морской Клык |
Supermarine Spiteful — британский истребитель, разработанный компанией Supermarine во время Второй мировой войны в качестве преемника Spitfire . Оснащенный двигателем Rolls-Royce Griffon , он имел радикально новую конструкцию крыла, обеспечивающую безопасную работу на более высоких скоростях, а также убирающуюся внутрь ходовую часть . Другие изменения включали увеличенный плавник для улучшения предельной устойчивости Griffon Spitfires. Разработка крыла была оформлена спецификацией Министерства авиации F.1/43 ; Помимо нового самолета, предполагалось, что крыло можно будет использовать в качестве замены эллиптического крыла производства Spitfire.
К концу войны Spiteful был готов к производству, но в ходе испытаний показал лишь незначительные улучшения по сравнению с существующими типами, и теперь его уступали конструкции с реактивными двигателями . Из первоначального заказа на 150 Spitefuls было построено только 19. Тем временем Королевский флот остановил свой выбор на морской вариации типа Spiteful — Supermarine Seafang , но их тоже было построено немного. Крыло, разработанное для Spiteful, использовалось для самолета Supermarine Attacker .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1942 году, чтобы улучшить качения характеристики Supermarine Spitfire , британское министерство авиации попросило Supermarine разработать новое крыло для самолета и включить с ламинарным потоком . в новую конструкцию крыло [2] К ноябрю того же года главный конструктор компании Джозеф Смит работал над новым крылом. [3] Группе разработчиков Supermarine стало ясно, что характеристики Spitfire на скорости выше 480 миль в час (770 км/ч) были нарушены аэроупругостью его эллиптического крыла . [примечание 1] Первоначальная эллиптическая конструкция Р. Дж. Митчелла во время войны регулярно усиливалась и модифицировалась, чтобы справиться с увеличением мощности двигателя, но если «Спитфайр» должен был летать еще выше и быстрее, потребовалась бы радикально новая конструкция крыла. [3] [4] Проектирование осуществлялось в сотрудничестве с Национальной физической лабораторией в Теддингтоне. [5]
В сентябре 1942 года Supermarine использовала Спецификацию № 469, в которой были намечены первые шаги к проектированию Type 371, который позже стал Spiteful. Спецификация № 470 была выпущена Supermarine 30 ноября, в которой говорилось:
Для «Спитфайра» было разработано новое крыло со следующими целями: 1) Максимально повысить критическую скорость, при которой увеличение сопротивления из-за сжимаемости становится серьезным. 2) Получить скорость крена выше, чем у любого существующего истребителя. 3) Уменьшить сопротивление профиля крыла и тем самым улучшить характеристики.Площадь крыла была уменьшена с 242 кв. футов (22,5 м2). 2 ) до 210 кв. футов (20 м 2 ), а коэффициент толщины хорды 13% использовался для внутреннего крыла, где хранится оборудование. Крыло с внешней стороны сужается до 8% толщины хорды на законцовке. [3]
В спецификации 470 описывалось, что обшивка крыла должна была быть относительно толстой, чтобы обеспечить вращательную жесткость , необходимую для хорошего элеронами управления на высоких скоростях. Хотя прототип должен был иметь угол наклона 3°, предполагалось, что в последующих самолетах он будет увеличен. [3] Чтобы улучшить наземную управляемость самолета, убирающаяся наружу ходовая часть Spitfire была заменена на систему убирающейся внутрь, так что колеса были разнесены дальше друг от друга. Это устранило предполагаемую ошибку в оригинальной конструкции Spitfire, из-за которой приземление было сравнительно трудным. [1]
Министерство авиации было впечатлено этими предложениями. В феврале 1943 года была выпущена спецификация F.1/43 на одноместный истребитель с ламинарным крылом; Также должно было быть предусмотрено обеспечение пилоту хорошей обзорности, складывание крыльев , чтобы удовлетворить возможные авиации флота требования , вооружение в виде пушки 4 × 20 мм (0,787 дюйма) и пропеллеры . встречное вращение . [1] В спецификации F.1/43 говорилось, что новый истребитель должен будет использовать фюзеляж на базе Spitfire Mk VIII . [1] Три самолета с винтами встречного вращения были заказаны по спецификации, которая в основном носила экспериментальный характер для испытаний крыла и винта встречного вращения. [2] Изначально Супермарину пришлось решать, использовать ли ему Мерлина или Грифона; это было изменено: первые два самолета должны были быть построены с Griffons, а третий - с Merlin, и все с винтами противоположного вращения. [6] Спецификация также предусматривала использование крыла на планерах Mark VIII или Mark 21 Spitfire (с двигателями Merlin и Griffon соответственно) с ожиданием, что оно будет использоваться на производственных линиях с конца 1944 года. Однако изменения в крыле Расстояние между лонжеронами означало, что крыло не будет прямой заменой. Внутренне компания Supermarine определила это крыло как Тип 371, что в более широком смысле использовалось для обозначения конструкции самолета в целом. [7] [примечание 2]
Испытания прототипа
[ редактировать ]Новое крыло было установлено на модифицированный Spitfire XIV ( серийный NN660 ) — в спецификацию были внесены изменения Министерством авиации по сравнению с первоначальной инструкцией по использованию фюзеляжа Mk VIII. [1] Mk XIV был выбран так, чтобы новое крыло можно было напрямую сравнить с более ранним эллиптическим крылом. [8] Первый полет самолета планировалось совершить 15 марта 1944 года, но задержки в строительстве нового крыла привели к тому, что самолет не удалось доставить вовремя. [1]
На NN660 впервые поднялся в воздух главный летчик-испытатель Supermarine Джеффри Квилл с испытательной площадки Vickers в RAF High Post , Уилтшир, 30 июня 1944 года. [9] Хотя скоростные характеристики нового Spitfire значительно превосходили немодифицированный Spitfire XIV, у крыла были проблемы с сваливанием, которые, хотя и были приемлемыми, но не соответствовали высоким стандартам более раннего эллиптического крыла Spitfire. NN660 разбился 13 сентября 1944 года во время импровизированного боевого боя на малой высоте со стандартным Spitfire XIV. Летчик-испытатель Фрэнк Ферлонг погиб. [8] [10] Причина потери не была установлена, хотя в последующем отчете об авиационном происшествии говорилось о возможности того, что тяги управления элеронами на мгновение заклинили или отсоединились во время полета. Однажды Квилл столкнулся с похожей проблемой, когда элероны заклинило во время «разворота с большой перегрузкой» в NN664, но у него была высота, чтобы восстановиться. [11] Впоследствии органы управления были переработаны, из-за чего первый полет второго прототипа ( NN664 ) был отложен. [9] К декабрю Supermarine подверглась критике со стороны министерства за медленный прогресс в разработке самолета. Летные испытания показали, что характеристики были лучше, чем у аналогичного Spitfire, но не так хороши, как ожидалось, и что-либо (включая брызги грязи или мертвых насекомых) на крыле нарушало ламинарный поток и снижало скорость. [12]
Фюзеляж Spitfire был перепроектирован, чтобы улучшить обзор пилота при стрельбе с отклонением, а также использовать киль и руль направления большего размера для устранения путевой нестабильности. [13] [примечание 3] Нестабильность возникла после внедрения более мощного двигателя Griffon и усугубилась введением четырехлопастных, а затем пятилопастных Rotol . винтов [7] В то же время Supermarine спроектировала планер так, чтобы на него можно было устанавливать двигатели Griffon или Merlin. [7] Обновленная конструкция включала новый фюзеляж, но не увеличенный киль/руль направления. [7] NN664 впервые поднялся в воздух 8 января 1945 года, еще неокрашенный. [9] Последующие модификации, использованные для устранения неисправностей, обнаруженных во время испытательных полетов, включали изменение секции крыла и увеличение киля , руля направления , хвостового оперения и рулей высоты . Увеличенное хвостовое оперение улучшило управляемость, но привело к дальнейшему снижению максимальной скорости. [12]
Было обнаружено, что Spiteful быстрее Spitfire, но прирост скорости оказался не таким большим, как ожидалось. Spiteful имел более неблагоприятные эффекты сжимаемости и худшие характеристики сваливания, чем его предшественник. [13]
Имя
[ редактировать ]Еще в 1943 году служебное название обсуждалось любого нового типа, появившегося на базе Spitfire. «Виктор» был вариантом, который обсуждался Воздушным советом (руководящим органом Королевских ВВС), но считалось, что это имя имеет вид самоуверенности и не содержит каких-либо намеков на скорость или агрессию. Внедрение новой конструкции, заменившей оригинальное эллиптическое крыло Spitfire, датируемое 1930-ми годами, вызвало новые дискуссии. Были высказаны возражения против использования названия «Спитфайр» для типа, который существенно отличался от первоначальной конструкции Митчелла, хотя те, кто использовал «Спитфайр» (от пилотов до истребительного командования AOC ), были против каких-либо изменений. [15] По мнению представителя авиации по снабжению и организации : «...нет оснований давать название «Спитфайр» тому, что было другим самолетом, а не другим самолетом «Спитфайр». Мало что в новом самолете было взаимозаменяемым со «Спитфайром», и продолжение последнее название было бы неприятностью с точки зрения поставок». [16]
В октябре 1943 года Воздушному совету сообщили, что премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль «заинтересован в выборе имени» и хочет обсудить его с госсекретарем. Сэр Чарльз Портал , начальник штаба авиации , считал, что имя Валиант гораздо лучше, чем Виктор . [16] В ноябре, чтобы урегулировать этот вопрос, Совет решил, что «Спитфайр XXI» будет называться «Валиант» при условии согласия Адмиралтейства. Однако Supermarine возражала против Valiant и хотела, чтобы буква начиналась с буквы, предложенной С. Порталом Spiteful, которая была принята без обсуждения на встрече в марте 1944 года. [17]
Производство
[ редактировать ]Spiteful был заказан в производство как Spiteful F.XIV, цифры были заимствованы у оригинального Spitfire Mk XIV. [18] Нумерация была выбрана с учетом вариантов с двигателем Merlin, но в конечном итоге ни один из них не был построен. [12] Всего у Supermarine было заказано 650 самолетов. [13] Количество самолетов, подлежащих постройке по контракту, сначала было сокращено на 260 самолетов; в результате второй отмены осталось построить 80 машин. Третье и последнее аннулирование сократило размер контракта до 22 самолетов. Первый серийный самолет, RB515 , пролетел 15 минут 2 апреля 1945 года. Неделю спустя он получил повреждения, когда Квиллу пришлось совершить вынужденную посадку на авиабазе Королевских ВВС Боскомб-Даун , но был отремонтирован и вернулся в полет. [19]
С появлением реактивных двигателей заказ был отменен в мае 1945 года, за несколько дней до окончания войны в Европе, и было построено лишь несколько Spitefuls. [18] Supermarine получила заказ на замену 150 Seafangs. [11] Несколько Spitefuls были взяты «под ответственность» для оценки ВВС Великобритании, но не попали на службу в эскадрилью. [4] NN664 был доставлен для официальных испытаний в Боскомб-Даун в июне 1945 года, а в - NN667 период с февраля по июнь следующего года . Оценка «ниже среднего» с критикой компоновки кабины и времени на дозаправку и перевооружение. [20] К марту 1946 года Supermarine была проинформирована, что ВВС Великобритании нужен Spiteful только как «малый штурмовик», и в течение года RB516 был отправлен в Экспериментальный институт самолетов и вооружения, чтобы проверить, имеет ли эта конструкция ценность в качестве истребителя-бомбардировщика. [21] [примечание 4] Когда компания возразила, проект Spiteful был окончательно заброшен. [19] В июле 1948 года 13 Spitefuls были проданы на металлолом. [21]
Варианты
[ редактировать ]Было определено три варианта данного типа. Из выпущенных самолетов самолеты с двигателем Griffon 69 и пятилопастным винтом Rotol получили обозначение F. Mk 14. Два других варианта, F Mk 15 и F Mk 16, отличались только вариантом используемого двигателя или количеством лопасти пропеллера: [18]
Вариант | Двигатель | Масса | Максимальная скорость | Примечания |
---|---|---|---|---|
Ф Мк 14 | Griffon 69 с пятью лопастями Rotol и коротким воздухозаборником. 2375 л.с. | 9950 фунтов (4510 кг) [22] | 483 миль в час (777 км / ч) на высоте 21 000 футов (6 400 м) [22] | Построено 19 (два прототипа и 17 серийных: RB515 — RB525 , RB527 — RB531 , RB535 ). [22] |
Ф Мк 15 | Грифон 85 [примечание 5] с шестилопастным винтом встречного вращения 2350 л.с. | 10200 фунтов (4600 кг) [24] | 476 миль в час (766 км / ч) | 1 построен: [примечание 6] RB520 , оснащенный крюком в качестве промежуточного прототипа Seafang в начале 1945 года. [13] |
Ф Мк 16 | Грифон 101 [25] 2420 л.с. | 9950 фунтов (4510 кг) на взлете [25] | 494 миль в час (795 км/ч) на высоте 28 500 футов (8700 м); 408 миль в час (657 км/ч) на уровне моря [25] | Конверсия RB518 , который использовался для разработки винта с двигателем Griffon 101 и двухступенчатым трехскоростным нагнетателем в 1948 году и позже получил обозначение F. Mk 16). [22] Его скорость 494 миль в час (на высоте 27 500 футов) была рекордом для британского самолета с поршневым двигателем. [13] |
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]"Джет Злобный"
[ редактировать ]В конце 1943 или начале 1944 года Смит предложил компании разработать простой реактивный истребитель на базе крыла Spiteful. [примечание 7] и новый реактивный двигатель, разрабатываемый Rolls-Royce. [примечание 8] Предложение Смита по типу 392 было принято, поскольку крыло было сочтено подходящим для реактивных самолетов, а министерство авиации выпустило спецификацию E.10/44 для экспериментального самолета, который первоначально назывался «Реактивный Злобный» (и «Реактивный Злой»). Seafang» для морской версии) с контрактом на три прототипа. [29] В июле последовал контракт на 6 E.10/44 и 18 E.1/45 (спецификация военно-морской версии). [30] [примечание 9] Прототип Supermarine Type 392 ( TS409 ) совершил первый полет 27 июля 1946 года. E.10/44 не был заказан Королевскими ВВС (RAF) из-за того, что его характеристики не были намного лучше, чем у Gloster Meteor и de Havilland Vampire . [10]
Адмиралтейство . проявило интерес к самолету для использования в качестве морского истребителя и выпустило на него спецификацию E.1/45 [10] [31] Самолет, получивший название Supermarine Attacker , стал первым реактивным самолетом Королевского флота. В 1950-х годах он имел короткую карьеру в Королевском флоте и служил в ВВС Пакистана до 1964 года. [31]
Супермарин Морской Клык
[ редактировать ]В середине 1940-х годов существовала некоторая неопределенность относительно того, смогут ли реактивные самолеты действовать с Королевского флота , авианосцев поэтому было решено разработать военно-морскую версию Spiteful по спецификации N.5/45, впоследствии названную Морской клык . [18] Первоначальный прототип представлял собой переделанный Spiteful XV ( RB520 ) с установленным стопорным крюком. [32] Первым полноценным прототипом Seafang был VB895. За этим последовали 10 Seafang F.Mk 31, два из которых были отмечены как дальнейшие прототипы ( VG471 и VG474 ). Последняя полностью морская версия F Mk 32 отличалась складными законцовками крыла, стопорным крюком типа «жало» и двумя трехлопастными винтами противоположного вращения. только два прототипа ( VB893 и VB895 Однако известно, что завершены ). С появлением в августе 1951 года Supermarine Attacker необходимость в Seafang отпала. [33] [31] Конструкция крыла с ламинарным потоком Смита использовалась для Supermarine Type 391 , варианта самолета. [34]
Технические характеристики (Злобный XIV)
[ редактировать ]
Данные Supermarine Aircraft с 1914 года. [18]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 32 фута 11 дюймов (10,03 м)
- Размах крыльев: 35 футов (11 м)
- Высота: 13 футов 5 дюймов (4,09 м)
- Площадь крыла: 210 кв. футов (20 м 2 )
- Профиль профиля : корень: Supermarine 371-I; Совет: Супермарин 371-II
- Пустой вес: 7350 фунтов (3334 кг)
- Полная масса: 9950 фунтов (4513 кг)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Rolls-Royce Griffon 69 V-12 жидкостного охлаждения, 2375 л.с. (1771 кВт)
- Гребные винты: 5-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 483 миль в час (777 км/ч, 420 узлов) на высоте 21 000 футов (6 400 м)
- Крейсерская скорость: 240 миль в час (390 км/ч, 210 узлов) при 255 миль в час (222 узла; 410 км/ч)
- Диапазон: 564 миль (908 км, 490 миль)
- Практический потолок: 42 000 футов (13 000 м)
- Скорость набора высоты: 4890 футов/мин (24,8 м/с) на высоте 2000 футов (610 м).
Вооружение
- Орудия: 4 × 20-мм (0,787 дюйма) пушки Hispano Mk.V с боезапасом 156 выстрелов.
- Ракеты: 8–12 РП-3. реактивных снарядов
- или 4 ракеты по 300 фунтов (140 кг)
- Бомбы: 2 бомбы по 1000 фунтов (450 кг).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- САС СА-15
- Фиат Г.56
- Хоукер Си Фьюри
- Мартин-Бейкер МБ 5
- Мессершмитт Ме 309
- Североамериканский P-51 Мустанг
- Yakovlev Yak-9
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Двигателем прототипа Spitfire 1935 года был Rolls-Royce Merlin , на тот момент самый мощный из доступных двигателей. Он производил около 950 лошадиных сил (710 кВт). Вторичная конструкция крыла Spitfire должна была быть как можно более легкой, чтобы сохранить соотношение мощности и веса и, следовательно, характеристики на максимально высоком уровне. [3]
- ↑ Программа прототипа была позже изменена на один фюзеляж MkVIII Spitfire с новым крылом и Griffon противоположного вращения, один Type 371 с Griffon встречного вращения и Type 371 с Merlin и обычным пропеллером. Изменение последнего произошло из-за того, что в производство не было заказано зубчатое колесо Мерлина противоположного вращения. [7]
- ↑ Увеличенный киль/руль направления Spiteful использовался на Spitfire Mark 22 и 24 и Seafire Mks 46 и 47 и обычно назывался хвостовым оперением типа Spiteful. [14]
- ↑ В августе 1945 года Supermarine сообщили, что Spiteful был исключен из программы истребителей, но остался истребителем-бомбардировщиком. [21]
- ^ Баттлер дает в качестве двигателя Griffon 89 или 90. [21]
- ^ Фотографии F. Mk 15 неизвестны . [21]
- ↑ В 1942 году Supermarine предложила самолет с реактивным двигателем Halford H.1 и крылом Spitfire. [27]
- ↑ В то время двигатель назывался B.41, а позже его назвали Rolls-Royce Nene . [28]
- ↑ В 1946 году было отменено 18 военно-морских самолетов и заказано 18 Sea Vampires. [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Морган и Шекледи 2000 , с. 494.
- ^ Jump up to: а б Баттлер 2004 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и Морган и Шекледи 2000 , с. 493.
- ^ Jump up to: а б Бойер 1980 , с. 48.
- ^ Квилл 1986 , с. 414.
- ^ Баттлер 2004 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б с д и Баттлер 2004 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Квилл 1986 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б с Морган и Шекледи 2000 , с. 496.
- ^ Jump up to: а б с «Виккерс Супермарин Злобный» . БЕА Системы . Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Квилл 1986 , с. 420.
- ^ Jump up to: а б с Баттлер 2012 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б с д и Баттлер 2004 , с. 29.
- ^ Мейкле 2014 , с. 208.
- ^ Delve 2007 , с. 100–101.
- ^ Jump up to: а б Дельве 2007 , с. 101.
- ^ Delve 2007 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с д и Эндрюс и Морган 1981 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б Морган и Шекледи 2000 , с. 499.
- ^ Баттлер 2012 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б с д и Баттлер 2012 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б с д и Баттлер 2012 , стр. 200, 205.
- ^ Белый 2019 , с. 105.
- ^ Тетфорд 1946 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Морган и Шекледи 2000 , с. 503.
- ^ Робертсон 1960 , с. 141.
- ^ Баттлер 2004 , с. 207.
- ^ Квилл 1986 , с. 284.
- ^ Баттлер 2004 , стр. 29, 207.
- ^ Jump up to: а б Баттлер 2004 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б с «Атакующий супермарин Виккерс» . БЕА Системы . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ «Виккерс Супермарин Сифанг» . БЕА Системы . Архивировано из оригинала 14 февраля 2024 года . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Джексон 2007 , с. 85.
- ^ Пеграм 2022 , стр. 88–90.
Источники
[ редактировать ]- Эндрюс, К.Ф. и Морган, Эрик Б. (1981). Супермарины с 1914 года . Лондон: Патнэм. ISBN 978-0-370-10018-0 .
- Бойер, Чаз (1980). Супермарин Спитфайр . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-08536-8-464-0 .
- Баттлер, Тони (2004). Истребители и бомбардировщики, 1935–1950 гг . Британские секретные проекты. Том. III. Хинкли, Великобритания: Midlands Publishing. ISBN 978-1-85780-179-8 .
- Баттлер, Тони (2012). Британские экспериментальные боевые самолеты времен Второй мировой войны: прототипы, исследовательские самолеты и неудачные серийные конструкции . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 978-19021-0-924-4 .
- Дельв, Кен (2007). История «Спитфайра»: оперативная и боевая история . Лондон: Гринхилл. ISBN 978-18536-7-725-0 .
- Джексон, Роберт (2007). Величайший самолет Британии . Барнсли, Великобритания: ISBN Pen and Sword Books Ltd. 978-18441-5-600-9 .
- Мейкле, Ник (2014). Spitfire Маллоха: история и восстановление PK350 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Casemate (Ignition). ISBN 978-16120-0-253-8 .
- Морган, Эрик Б.; Шекледи, Эдвард (2000). Спитфайр: История (5-е изд.). Лондон: Ключевое издательство. ISBN 978-0-946219-48-3 .
- Пеграм, Ральф (2022). Секретные проекты супермарин . Том. 2: Истребители и бомбардировщики. Мортонс.
- Квилл, Джеффри (1986). Спитфайр: История летчика-испытателя . Лондон: Книги Стрелы. ISBN 978-0-09-937020-8 .
- Робертсон, Брюс (1960). Спитфайр: История известного бойца . Хемел Хемпстед, Великобритания: ISBN Model & Allied Publications Ltd. 0-900435-11-9 .
- Тетфорд, Оуэн (1946). Рассел, Дуглас Артур (ред.). Самолеты сражающихся держав . Том. 7. Лестер, Великобритания: Harborough Publishing Company Limited. OCLC 774473103 .
- Уайт, Грэм (2019). Поршневые двигатели самолетов союзников времен Второй мировой войны (2-е изд.). Уоррендейл, Пенсильвания: SAE International. ISBN 978-07680-9-554-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Spiteful & E.10/44 от Jets45 (самопубликовано)
- Злобный профиль и фото с сайта 1000aircraftphotos.com (собственноопубликовано)