Jump to content

Прототип супермарина Spitfire K5054

К5054
Тип Супермарин Спитфайр
Производитель Супермариновый авиационный завод
Серийный К5054
Первый полет 5 марта 1936 г.
Владельцы и операторы РАФ
В эксплуатации 1936-9
Последний рейс 4 сентября 1939 г.
Судьба Совершил аварийную посадку и списан

Supermarine Spitfire был разработан в середине 1930-х годов как высокопроизводительный самолет-перехватчик малой дальности главным конструктором Р. Дж. Митчеллом .

Был изготовлен всего один прототип, получивший военный серийный номер К5054. После своего первого полета 5 марта 1936 года пилот «Матт» Саммерс сделал свое знаменитое, но часто неправильно понятое замечание: «Я не хочу, чтобы что-либо трогали!» Его внешний вид и характеристики вызывали значительный резонанс, где бы он ни появлялся. На протяжении всего срока службы самолет претерпевал прогрессивные модификации, в конечном итоге доведенный до почти серийного образца. Он несколько раз совершал аварийную посадку, в конце концов разбился со смертельным исходом и был списан как раз в Второй мировой войны разгар .

Было построено несколько копий, в том числе статическая памятник Митчеллу. Одна копия в масштабе три четверти пригодна для полета.

Развитие Спитфайра

[ редактировать ]

Компания Supermarine начала разработку Type 300 в 1934 году как частное предприятие после неудачного прототипа Type 224 . [ 1 ] Главный конструктор Р. Дж. Митчелл и его команда взяли Type 224 за отправную точку и продолжили использовать свой опыт работы с гидросамолетами Schneider Trophy . Тип 300 был значительно переработан, с прогрессивными усовершенствованиями, включая убирающееся шасси, закрытую кабину, кислородный дыхательный аппарат, а также крылья меньшего размера и тоньше. На этом этапе было разработано характерное эллиптическое крыло , позволяющее разместить вооружение и ходовую часть в максимально тонком поперечном сечении и тем самым помочь самолету достичь высокой максимальной скорости. Недавно разработанный двигатель Rolls-Royce PV-XII V-12, который вскоре стал известен как «Мерлин», был принят на вооружение с самого начала.

В ноябре 1934 года Митчелл приступил к рабочему проектированию. [ 2 ] 1 декабря Министерство авиации подписало контракт AM 361140/34 , предусматривающий 10 000 фунтов стерлингов на постройку одного прототипа. [ 3 ]

В 1933 году Фредерик Уильям Хилл и его 13-летняя дочь Хейзел проанализировали данные огневых испытаний и пришли к выводу, что .303 потребуется восемь пулеметов калибра , чтобы обеспечить достаточную огневую мощь на прогнозируемых высоких скоростях истребителей нового поколения. По рекомендации командира эскадрильи Ральфа Сорли из отдела эксплуатационных требований Министерства авиации в апреле 1935 года требования к вооружению Spitfire были изменены с двух пулеметов Vickers калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) в каждом крыле на четыре пулемета Browning калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) в каждом крыле. пулеметы ,. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Внешняя секция крыла была слишком тонкой, чтобы полностью вместить дополнительные орудия, поэтому на серийные машины добавлялись небольшие нижние блистерные обтекатели, чтобы освободить место для механизма. Тем временем в PV-XII была заменена охлаждающая жидкость с воды на этиленгликоль , что позволило отказаться от неуклюжей системы испарительного охлаждения и заменить ее канальным радиатором , который недавно был разработан Фредериком Мередитом в авиастроительном заводе Королевском в Фарнборо и фактически обеспечивал небольшой величина реактивной тяги. [ 6 ] К августу 1935 года оба изменения были учтены в конструкции. [ 7 ]

Конструкция прототипа

[ редактировать ]

Строительство K5054 началось в декабре 1934 года, хотя конструкция продолжала развиваться на ранних стадиях сборки: прототип получил овальную заднюю часть фюзеляжа, немного уменьшенный размах крыла и заднее остекление кабины за сдвижным фонарем. [ 8 ] Как и многие прототипы серийного производства, первый Type 300 пришлось в основном собирать вручную, и хотя его общая структура соответствовала предлагаемой серийной конструкции, его детали во многом отличались.

Хотя базовая схема крыла должна была оставаться той же самой для большинства серийных «Спитфайров», прототип имел цельные законцовки, а алькладная обшивка была вырезана вручную, чтобы соответствовать двойной кривизне эллиптического крыла, при этом верхняя обшивка располагалась полосами по размаху, а нижняя сторона в виде полос по хорде. Точно так же фюзеляж и хвостовое оперение представляли собой единый узел с множеством небольших панелей капота, прилегающих к двигателю. [ 9 ]

Другие первоначальные конструктивные особенности, которые позже были изменены, включали гребной винт фиксированного шага, короткий и частично утопленный воздухозаборник двигателя, диагональную кромку балансира законцовки руля направления (которая совпадала с краями балансиров законцовок хвостового оперения) и хвостовой салазок. . Под левым крылом воздухозаборник радиатора проходил заподлицо с отсеком опоры правого борта, его отверстие соответствовало углу отсека. Дальше к законцовке крыла длинная трубка Пито . из передней кромки выступала [ 10 ]

Когда планер был закончен, двигатель Merlin все еще находился в стадии разработки. Для первоначальных испытаний был установлен прототип двигателя Merlin C мощностью 990 л.с. (738 кВт) с шестью короткими выхлопными патрубками, слегка выступающими с каждой стороны, приводивший в движение двухлопастной деревянный винт фиксированного шага производства Aero-Products "Watts" . [ 11 ] [ нужна ссылка ]

Прототипу был присвоен серийный номер RAF K5054. При первой выкатке на наземные испытания в феврале 1936 года на нем не было установлено вооружение, а также отсутствовали двери ходовой части. Маркировка RAF была нанесена прямо на неокрашенный планер. [ 12 ] [ 13 ]

Митчелл хотел, чтобы его Тип 300, который теперь называется «Спитфайр», был максимально быстрым и обтекаемым. После первых полетов (см. ниже) K5054 получил высококачественную окраску, более близкую к окраске автомобиля Rolls-Royce, чем типичного самолета. Опытные мастера нанесли слой шпатлевки, чтобы покрыть все заклепки, стыки панелей и другие дефекты поверхности, и затерли его до гладкости. Затем они нанесли несколько слоев краски, чтобы добиться блеска. Используемый цвет был предметом споров. Его по-разному описывали как « французский серый », «сине-серый», «бледно-голубой» или « лазурно-голубой ». [ а ] Кропотливая отделка оказалась хрупкой в ​​условиях полета, а также чрезмерно увеличила вес самолета. Позже он также был применен к Speed ​​Spitfire . [ нужна ссылка ]

Летные испытания

[ редактировать ]

Для своего первого полета прототип Тип 300 был оснащен винтом малого шага для облегчения взлета, а шасси было заблокировано в целях безопасности. 5 марта 1936 года капитан «Матт» Саммерс , главный летчик-испытатель компании Vickers, поднял его в воздух с аэродрома Истли (ныне аэропорт Саутгемптона). [ 18 ] [ 19 ] [ 9 ] Полет длился восемь минут. [ 4 ] При приземлении Саммерс немедленно сказал наземной команде: «Я не хочу, чтобы что-либо трогали!» Часто это ошибочно понимают как означающее, что «Спитфайр» был безупречен, но на самом деле Саммерс просто хотел обсудить полет с Митчеллом и командой дизайнеров, прежде чем что-либо, особенно настройки управления, будет изменено. [ 18 ] [ 20 ]

Для следующего полета К5054 был оснащен новым высокоскоростным винтом большего шага и разблокированным шасси. Отныне шасси будет убираться во время полета. С 10 марта 1936 года Саммерс совершил еще три полета. [ 18 ] Затем был установлен обновленный двигатель, и с 24 марта Саммерс поручил испытательные полеты своим помощникам Джеффри Куиллу и Джорджу Пикерингу. Вскоре они обнаружили, что «Спитфайр» — очень хороший самолет, но не идеальный. [ 21 ] Руль направления был слишком чувствительным, а максимальная скорость составляла всего 330 миль в час (530 км/ч), что немного быстрее, чем у Сиднея Камма . нового Hurricane с двигателем Merlin [ 4 ]

Наземные резонансные испытания самолета в Фарнборо прошли в апреле. Было обнаружено чрезмерное флаттера крыла и введено ограничение скорости в 380 миль в час (610 км/ч). По возвращении в Истли баланс руля направления, воздухозаборник и капоты двигателя были модифицированы, самолет окрасился в синий цвет, описанный выше, и были установлены двери шасси. В их число входила вторая дверь, откидная от основной и закрывавшая внешнюю половину колеса во время полета. [ 22 ]

11 мая испытания возобновились. Управляемость улучшилась, но максимальная скорость по-прежнему составляла всего 335 миль в час (539 км/ч). Был спроектирован и изготовлен новый винт, который 15 мая развил максимальную скорость до 348 миль в час (560 км/ч), наконец заметно превзойдя Hurricane и заработав ему репутацию самого быстрого военного самолета в мире. [ 23 ] [ 24 ]

Первые испытания РАФ

[ редактировать ]

Прототип был доставлен 26 мая в RAF Martlesham Heath для эксплуатационной оценки Экспериментальным учреждением по самолетам и вооружению (A&AEE). ВВС Великобритании так стремились заполучить его, что нарушили традицию, и в тот же день лейтенант Хамфри Эдвардс-Джонс снова взялся за него. [ 23 ] Персонал хорошо привык к прибытию новых самолетов, но «Спитфайр» вызвал исключительный интерес, и даже повара, все еще в белых шляпах, вышли посмотреть. [ 23 ] Эдвардс-Джонс дал положительный отзыв о самолете, попросив лишь оснастить «Спитфайр» индикатором положения шасси, поскольку он чуть не забыл опустить его для посадки. [ 4 ] [ 25 ]

Поскольку испытания продолжались, министерство авиации не стало дожидаться полной оценки и отчета, а разместило свой первый производственный заказ 3 июня. [ 26 ] Спецификация F.16/36, выпущенная в дополнение к заказу, включала так много улучшений, что для серийной версии потребовался фактически полный новый набор проектных чертежей. [ 27 ]

Публичные показы

[ редактировать ]

16 июня прототип был переправлен обратно в Истли, чтобы быть готовым к пресс-дню через два дня, во время полета было потеряно масло. Джеффри Квилл все равно взялся за него в тот день, среди толпы фотокорреспондентов, и давление масла упало до нуля, когда он еще на разбеге. К тому времени, готовясь к взлету, он совершил быстрый круг и приземлился без происшествий. Маслопровод оторвался, но, несмотря на это, двигатель работал идеально. [ 28 ]

После дальнейших испытаний Эдвардс-Джонс продемонстрировал полет на K5054 перед огромной толпой на выставке RAF в Хендоне в субботу, 27 июня 1936 года. Пару дней спустя Саммерс отвез его в Хэтфилд на выставку SBAC , где он стал звездным экспонатом. , демонстрируя фигуры высшего пилотажа и вызывая живой интерес как со стороны средств массовой информации, так и со стороны промышленности. [ 29 ] [ 30 ]

Постоянное развитие

[ редактировать ]

Вернувшись в Мартлшем-Хит, тесты на скорость показали, что неприятные дополнительные двери ходовой части не нужны, и их сняли. Стандартный комплект из восьми пулеметов Браунинга калибра .303 дюйма был оснащен крыльями, уже предназначенными для их размещения и соответствующим образом модифицированными. [ 31 ] Двигатель также был заменен на модернизированный Merlin F. Испытания продолжились с колотого гороха наклеиванием на планер для имитации заклепок с куполообразной головкой , которые были менее дорогостоящими и трудоемкими, но также вызывали большее сопротивление, чем заклепки с потайной головкой . Результаты были использованы для определения площадей для каждого типа заклепок на серийных станках. Были установлены радио и антенна, а хвостовое оперение заменено на сдвоенное хвостовое колесо. Последнее было быстро заменено одним хвостовым колесом из-за склонности к засорению грязью. [ 32 ]

После отказа двигателя из-за низкого давления масла и последующей вынужденной посадки с поднятыми колесами по вине Сэма Маккенны 22 марта 1937 года был установлен прототип тройного эжектора выхлопа. Разработанный для Merlin компанией Rolls-Royce, он стал характерным для всех первых серийных Merlins. Помимо ряда других небольших улучшений, самолет был перекрашен в стандартный камуфляж RAF: темно-земляной/темно-зеленый на верхних поверхностях и серебристый лаковый оттенок внизу. 19 сентября было обнаружено, что новые выхлопные системы развивают тягу в 70 фунтов, что эквивалентно примерно 70 л.с. на скорости 300 миль в час и увеличивают максимальную скорость до 360 миль в час (580 км/ч). [ 33 ]

Работы по разработке продолжались, особенно над выхлопной системой двигателя и системой обогрева пушки, с редкими сбоями при приземлении, пока в июле 1938 года K5054 не был отправлен обратно в Фарнборо. Запланированная попытка установления мирового рекорда скорости была отложена, и вместо этого машина использовалась для продолжения разработки Merlin.

Через три дня после вторжения Гитлера в Польшу ознаменовалось начало военных действий, а на следующий день после того, как Великобритания объявила войну Германии , 4 сентября 1939 года произошла неловкая высадка флота. Лейтенант Гилберт Стэнбридж «Спиннер» Уайт привел к тому, что машина опрокинулась носом на спину. Фюзеляж развалился, и Уайт получил смертельную травму шеи в месте крепления ремня безопасности Саттона и скончался на следующий день. Авария привела к перепроектированию системы. [ 34 ] [ 9 ] [ 35 ] Части затонувшего корабля позже использовались для испытаний по установке разведывательной камеры, но так и не были восстановлены.

Технические характеристики (начальные испытания RAF)

[ редактировать ]
Статическая модель, используемая в качестве охранника ворот в аэропорту Саутгемптона , Истли.

Данные «Первого из многих», [ 9 ] Спитфайр: классический самолет № 1 [ 36 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 29 футов 11 дюймов (9,12 м)
  • Размах крыльев: 36 футов 10 дюймов (11,23 м)
  • Площадь крыла: 242 кв. фута (22,5 м 2 )
  • Профиль крыла : NACA 2200
  • Полная масса: 5322 фунта (2414 кг) с балластными грузами вместо орудий.
  • Силовая установка: 1 рядный поршневой двигатель Rolls-Royce Merlin C V-12 мощностью 1172 л.с. (874 кВт) при 3000 об/мин на высоте 11 000 футов (3400 м). [ 37 ]
  • Гребные винты: 2-лопастные, диаметром 11 футов (3,4 м).

Производительность

  • Максимальная скорость: 349 миль в час (562 км/ч, 303 узла) на высоте 16 800 футов (5 100 м).
  • Практический потолок: 32 000 футов (9 800 м)
  • Время набора высоты: 15 000 футов (4600 м) за 5 минут 42 секунды.

Реплика фильма 1942 года.

[ редактировать ]

«Первый из немногих» (также известный как «Спитфайр» в США и Канаде) (1942) — британский фильм продюсера и режиссёра Лесли Ховарда . [ 38 ] Пилотажные сцены, показанные в последних 15 минутах фильма, были выполнены Джеффри Квиллом, первым летчиком-испытателем K5054, в начале ноября 1941 года на Spitfire Mk II, макет которого представлял собой прототип.

Мемориал Р. Дж. Митчелла, Тангмер

[ редактировать ]
Реплика Тангмера, выставленная здесь, на выставке в Даксфорде.

Бывший летчик-испытатель Supermarine Джеффри Квилл в 1983 году решил построить точную полномасштабную копию K5054 для постоянного публичного показа в качестве памятника его конструктору Р. Дж. Митчеллу. Вместе с сыном Митчелла Гордоном, членами первоначальной команды дизайнеров Supermarine и Общества Spitfire, они поручили компании Aerofab Restorations of Andover создать факсимиле. [ 39 ] Квилл описал его точность как «99% от исходного прототипа», хотя он не летает. Общий цвет был скопирован с настольной модели K5054, которая, как полагают, была окрашена с использованием краски, оставшейся от оригинальной машины. Квилл представил публике точную копию в апреле 1993 года в музее Королевских ВВС в Хендоне. После периода долгосрочной аренды Музею военной авиации Тангмера Общество «Спитфайр» передало его в дар музею на постоянной основе в апреле 2013 года. [ 4 ] [ 5 ]

G-BRDV Викинг Спитфайр

[ редактировать ]

Клайв дю Кро построил летающую копию Spitfire из дерева в 1984 году. Мощность обеспечивалась модифицированным двигателем Jaguar V-12 мощностью 350 лошадиных сил (260 кВт) через редуктор 2,77: 1 к винту с постоянной скоростью . Зарегистрированный G-BRDV, реплика была окрашена в сине-серую ливрею K5054. Максимальная взлетная масса (MTOW) составляла 1134 кг (2500 фунтов). Из-за своего легкого веса по сравнению с цельнометаллическим оригиналом он имел тенденцию всплывать при заходе на посадку. После продажи новому владельцу он совершил аварийную посадку во время летных испытаний на летную годность 22 сентября 1997 года и получил серьезные повреждения, хотя пилот не пострадал. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ нужна страница ] Самолет был снят с учета и доставлен в Кентский музей битвы за Британию в Хокинге , где в настоящее время находится на статической экспозиции. [ 43 ] [ 44 ]

Скульптура Истли

[ редактировать ]

Уменьшенная модель K5054 является центральной частью мемориальной скульптуры Spitfire на кольцевой развязке у въезда в аэропорт Саутгемптона , который, как и аэродром Истли, был первым домом для самолета. Скульптура была спроектирована в 2003 году Аланом Мэннингом и установлена ​​городским советом Истли. Он был открыт сыном Митчелла, доктором Гордоном Митчеллом, в 2004 году. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

19-5054 Точная копия летающего аппарата в масштабе три четверти.

[ редактировать ]

Австралийский регистрационный номер 19-5054 представляет собой любительскую копию K5054 для отдыха в голубой окраске. Он построен в точных пропорциях на основе трехчетвертного набора внешних панелей крыла и некоторой конструкции фюзеляжа из самодельного комплекта австралийского Supermarine Spitfire Mk 25 . Он оснащен двигателем Rotax мощностью 100 лошадиных сил (75 000 Вт), трехлопастным гребным винтом с постоянной скоростью и убирающейся ходовой частью. Максимальная крейсерская скорость — 130 узлов (240 км/ч). Цвет краски соответствует цвету игрушечного грузовика из британского музея «Спитфайр», который был окрашен краской, оставшейся от оригинала и подаренной сыну Митчелла. [ 48 ] [ б ]

Построенный Крисом Вебером и первоначально зарегистрированный под номером 19-6054, еще не завершенный, он был продан капитану Нилу Куперу из Virgin Australia . Впервые он совершил полет в Тари , Новый Южный Уэльс , Австралия, в 2017 году. [ 48 ] [ 50 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В отчетах о цвете K5054 говорится: «Это был оттенок сине-серого цвета, обычно называемый «французским серым», и он был получен путем добавления синего пигмента к серой эмалевой основе». [ 14 ] «Кроме того, прототип был впервые окрашен в очень гладкий светло-сине-серый цвет». [ 15 ] «На этом этапе была использована возможность покрасить самолет в бледно-голубой цвет...», [ 16 ] «K5054 в Истли в лазурно-синем цвете, в котором он посетил ряд аэродромов в День Империи» [ 17 ]
  2. ^ По словам Нила Купера; «Р. Дж. Митчелл подарил своему сыну модель грузовика, окрашенную той же краской, что и полноразмерный самолет. Мы смогли изготовить эту краску, связавшись с музеем Spitfire в Великобритании, где хранится игрушка, и отсканировав цветное изображение», [ 49 ]
  1. ^ Маклелланд 2013, с. 24
  2. ^ Прайс 1982, с. 17.
  3. ^ Jump up to: а б Прайс 1977, с. 20, 32
  4. ^ Jump up to: а б с д и Гланси 2007. стр. 37–38, 43–44, 206.
  5. ^ Jump up to: а б «Прототип Спитфайра» , Музей Тангмер, www.tangmere-museum.org.uk. (Проверено 12 марта 2020 г.)
  6. ^ МакКинстри 2007, с. 54.
  7. ^ Маклелланд 2013, с. 35
  8. ^ Маклелланд 2013, стр.37.
  9. ^ Jump up to: а б с д Робинсон 1977.
  10. ^ Прайс 2002, стр. 36–38.
  11. ^ Прайс 1982, стр.57.
  12. ^ Маклелланд 2013, стр. 17, 37.
  13. ^ Кросс 1971, стр.16.
  14. ^ Робинсон 1977
  15. ^ Цена 1982 г. с. 39
  16. ^ Маклелланд 2013, с. 49
  17. ^ Эндрю и Морган 1981, стр.216.
  18. ^ Jump up to: а б с Маклелланд 2013, стр. 41-43.
  19. ^ Морган и Шекледи 2000, с. 27.
  20. ^ Квилл 1983, с. 71.
  21. ^ МакКинстри 2007, с. 55.
  22. ^ Маклелланд 2013, стр.49
  23. ^ Jump up to: а б с Маклелланд, 2013, стр. 51-2.
  24. ^ "Дисплей RAF", Полет , 2 июля 1936 г., с. 11.
  25. ^ Маклелланд 2013 с. 54.
  26. ^ Прайс 1977, стр. 25, 27.
  27. ^ Прайс 1982, с. 61.
  28. ^ Прайс 1982, стр. 43-4.
  29. ^ Маклелланд 2013, стр. 61-4.
  30. ^ "Дисплей SBAC", Flight , 2 июля 1936 г., стр. 25-6.
  31. ^ Прайс 2002, с. 49.
  32. ^ Маклелланд 2013, стр. 64-7.
  33. ^ Прайс 2002, с. 51.
  34. ^ Маклелланд 2013, стр. 17,71-2.
  35. ^ Прайс 2002, стр. 56, 60.
  36. ^ Кросс и Скарборо 1971, с. 17
  37. ^ Кросс 1971, с. 17
  38. ^ Эфорган 2010, Глава 8.
  39. ^ Майк Джеймс; « 5 музеев авиации в Южной Англии, где можно увидеть Spitfire », блог The Spitfire Society, 22 октября 2017 г. (Проверено 14 мая 2018 г.)
  40. ^ Реплика Viking Spitfire, G-BRDV (PDF) , AAIB, Бюллетень AAIB №: 3/98 Ссылка: EW/C97/9/7 , получено 20 апреля 2018 г.
  41. ^ Лейтон, Барри (29 августа 2014 г.), «Мечта всей жизни, которая потерпела крушение» , Swindon Advertiser , получено 20 апреля 2018 г.
  42. ^ Клайв Дю Кро; Рождение «Спитфайра»: замечательная история решимости одного человека построить свой собственный «Спитфайр» и управлять им , Победа, 1993. ISBN   0952161109 и 9780952161103
  43. ^ Подробная информация о самолете для G-BRDV , база данных CAA G-INFO. (получено 21 апреля 2018 г.)
  44. ^ Что здесь , Кентский музей битвы за Британию. (Проверено 21 апреля 2018 г.)
  45. ^ Строительство мемориала Supermarine Spitfire , THfilm. (Проверено 18 апреля 2018 г.)
  46. Дань Spitfire будет представлена , Southern Daily Echo, 27 февраля 2004 г. (Проверено 18 апреля 2018 г.)
  47. Повестка дня заседания Консультативного комитета международного аэропорта Саутгемптона от 17 июня 2018 г., 8 июня 2004 г. (Проверено 18 апреля 2018 г.)
  48. ^ Jump up to: а б Смит, Марк; «Большой или маленький, Спитфайр есть Спитфайр», Australian Sport Pilot, февраль 2019 г. , стр. 13–17.
  49. ^ Смит 2019
  50. Реплика Flying K5054 , Ключевой издательский форум, сентябрь – ноябрь 2017 г. (Проверено 21 апреля 2018 г.)

Библиография

[ редактировать ]
  • Эндрю, К.Ф. и Морган, Э.Б.; Самолет Supermarine с 1914 года , Лондон, Патнэм, 1981 год. ISBN   0-370-10018-2 .
  • Кросс, Рой и Скарборо, Джеральд; «Спитфайр: классический самолет № 1» , Патрик Стивенс, 1971 год. ISBN   0-85059-082-5 .
  • Глэнси, Джонатан; Спитфайр: Биография . Лондон: Atlantic Books, 2007. ISBN   978-1-84354-528-6 .
  • МакКинстри, Лео; Спитфайр: Портрет легенды . Лондон: Джон Мюррей, 2007. ISBN   0-7195-6874-9 .
  • Маклелланд, Тим (ред.); Spitfire: Битва за культовый британский перехватчик , Airplane Icons № 14, Келси, 2013 г. ISBN   978-1-909786-08-0 .
  • Морган, Эрик Б. и Шекледи, Эдвард; Spitfire: История (5-е изд.) . Лондон: Key Publishing, 2000. ISBN   0-946219-48-6 .
  • Прайс, Альфред; Спитфайр: Документальная история . Лондон: Макдональд и Джейн, 1977. ISBN   0-354-01077-8 .
  • Прайс, Альфред; История Спитфайра . Лондон: Джейн, 1982. ISBN   0-86720-624-1 .
  • Прайс, Альфред; История Спитфайра , переработанное второе издание. Лестер: Сивердейл, 2002. ISBN   978-1-85605-702-8 .
  • Куилл, Джеффри; Спитфайр: История летчика-испытателя . Лондон: Джон Мюррей, 1983 г., новое издание: Crecy Publishing 1996 г., переиздано в 1998, 2001, 2005, 2008 гг. ISBN   978-0-947554-72-9 .
  • Робинсон, Гарри; «Первый из многих», Масштабные модели , март 1977 г., стр. 138–141.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6718c850b9f04e9b6b75793579f2af91__1720798860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/91/6718c850b9f04e9b6b75793579f2af91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Supermarine Spitfire prototype K5054 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)