Самолет-амфибия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2020 г. ) |
Самолет -амфибия , или амфибия , — это летательный аппарат , способный взлетать и приземляться как на твердую землю, так и на воду. Эти самолеты обычно представляют собой самолеты , хотя вертолеты-амфибии существуют и . Самолеты-амфибии с неподвижным крылом — это гидросамолеты ( летающие лодки и гидросамолеты ), которые оснащены убирающимися колесами за счет увеличения веса и сложности, а также уменьшения дальности полета и экономии топлива по сравнению с самолетами, разработанными специально для полетов только на суше или только на воде. Некоторые амфибии оснащены усиленными килями , которые действуют как лыжи и позволяют им приземляться на снег или лед с поднятыми колесами.
Дизайн
[ редактировать ]Гидросамолеты часто имеют поплавки, взаимозаменяемые с колесным шасси (таким образом получается обычный самолет наземного базирования). Однако в тех случаях, когда это непрактично, гидросамолеты-амфибии, такие как амфибийная версия DHC Otter , включают в себя убирающиеся колеса внутри своих поплавков.
Многие самолеты-амфибии относятся к типу летающих лодок . Этим самолетам, а также самолетам, спроектированным как гидросамолеты с одним основным поплавком под осевой линией фюзеляжа (например, Loening OL и Grumman J2F ), требуются поплавки с выносными опорами для обеспечения поперечной устойчивости и предотвращения наклона законцовки крыла, которое может разрушить самолет, если он происходит на скорости или может привести к тому, что законцовка крыла наполнится водой и затонет, если она неподвижна. Хотя они увеличивают вес и лобовое сопротивление, самолеты-амфибии также сталкиваются с возможностью их удара при полете с взлетно-посадочной полосы. Распространенное решение — сделать их выдвижными, как на Consolidated Catalina ; однако они даже тяжелее, чем фиксированные поплавки. На некоторых самолетах кончики поплавков могут быть сняты для длительного использования с земли. Другие амфибии, такие как Dornier Seastar , используют короткие крылья, называемые спонсонами , установленные на собственных нижних поверхностях, почти на одном уровне с брюшной поверхностью фюзеляжа в форме «корпуса лодки». Это может обеспечить необходимую остойчивость, в то время как гидросамолеты-амфибии обычно избегают этой проблемы, распределяя необходимую плавучесть между двумя поплавками, очень похоже на катамаран .
Некоторые гидросамолеты, не являющиеся амфибиями, можно принять за амфибии (например, Shin Meiwa PS-1 ), у которых есть собственное пляжное снаряжение. Обычно это колесная тележка или временный комплект колес, используемый для подъема летающей лодки или гидросамолета с воды и перемещения по суше. Он также может выглядеть как обычная ходовая часть. Они не рассчитаны на воздействие приземляющегося на них самолета. Амфибия может покинуть воду, и никто не зайдет в воду, чтобы прикрепить береговые колеса (или даже иметь под рукой какие-либо колеса), однако полностью функциональное шасси тяжелое и влияет на летно-технические характеристики самолета, и оно не требуется во всех случаях, поэтому самолет может быть предназначен для ношения своих собственных.
Опасности
[ редактировать ]Периодическая проблема с амфибиями заключается в обеспечении правильного положения колес для посадки. При нормальной работе пилот использует контрольный список, проверяя каждый пункт. Поскольку амфибии могут приземлиться как вверх, так и вниз, пилот должен проявлять особую осторожность, чтобы убедиться, что они подходят для выбранного места приземления. Посадка на землю с поднятыми колесами может привести к повреждению киля (если только это не делается на мокрую траву - метод, который иногда используют пилоты чистых летающих лодок), а приземление с опущенными колесами на воду почти всегда перевернет самолет, что приведет к существенному повреждению.
Использование
[ редактировать ]Самолеты-амфибии тяжелее и медленнее, сложнее и дороже в покупке и эксплуатации, чем сопоставимые сухопутные самолеты. Однако они также более универсальны. Несмотря на то, что они не могут зависать или приземляться вертикально, они выгодно конкурируют с вертолетами в некоторых работах и могут делать это со значительно меньшими затратами. Самолеты-амфибии также могут быть намного быстрее и иметь большую дальность полета, чем сопоставимые вертолеты, и могут достигать дальности, близкой к дальности полета самолетов наземного базирования. [ 1 ] потому что крыло самолета более эффективно, чем подъемный винт вертолета. Это делает самолеты-амфибии, такие как Grumman Albatross и Shin Meiwa US-2 , полезными для выполнения спасательных задач в воздухе и на море на большие расстояния. Кроме того, самолеты-амфибии особенно полезны в качестве самолетов-кустарников , которые могут выполнять легкие перевозки в отдаленных районах. В этих районах им зачастую приходится действовать не только с взлетно-посадочных полос, но и с озер и рек.
История
[ редактировать ]В Соединенном Королевстве , традиционно морской стране, большое количество амфибий было построено в период между войнами, начиная с 1918 года с Vickers Viking и начала 1920-х годов Supermarine Seagull , и использовалось для разведки и военных задач, включая поисково-спасательные, артиллерийские. корректировка и противолодочное патрулирование. Они развивались в течение межвоенного периода и достигли кульминации после Второй мировой войны - Supermarine Seagull , который должен был заменить военные модели Walrus и Sea Otter , но был уступил место развитию вертолетов .
С середины 1920-х до конца 1930-х годов в Сикорский США производил обширное семейство амфибий ( С-34 , С-36 , С-38 , С-39 , С-41 , С-43 ), которые широко используются для исследований и в качестве авиалайнеров по всему миру, помогая прокладывать многие зарубежные воздушные маршруты, куда не могут пройти более крупные летающие лодки, и помогая популяризировать амфибии в США. Корпорация Grumman пару легких самолетов-амфибий общего назначения — Goose и Widgeon , поздно присоединившаяся к игре, представила в конце 1930-х годов для гражданского рынка . Однако их военный потенциал нельзя было игнорировать, и многие из них были заказаны Вооруженными силами США и их союзниками во время Второй мировой войны. Не случайно Consolidated Catalina (названная в честь острова Санта-Каталина у побережья южной Калифорнии, чей курорт был популяризирован отчасти благодаря использованию амфибий в 1930-х годах, в том числе Sikorsky и Douglas Dolphins ) была переработана из чистой летающей лодки в амфибию. во время войны. После войны военные США заказали сотни таких машин. Грумман Альбатрос и его варианты для самых разных ролей. Однако, как и обычные летающие лодки, они устарели из-за вертолетов, которые могли работать в морских условиях, далеко превосходящих возможности лучшего гидросамолета.
Развитие земноводных не ограничивалось Великобританией и США. В любом случае, лишь немногие конструкции эксплуатировались более чем ограниченно, поскольку широко распространено предпочтение чистым летательным лодкам и гидросамолетам из-за снижения веса, налагаемого ходовой частью. Россия также разработала ряд важных летающих лодок, в том числе широко использовавшуюся довоенную многоцелевую летающую лодку Шавров Ш-2 и послевоенный Бериева Бе-12 противолодочный и морской патрульный амфибию . В России продолжаются разработки амфибий с реактивным двигателем Бе-200 . Италия, граничащая со Средиземноморьем и Адриатикой , имеет долгую историю водной авиации, начиная с первых итальянских самолетов, совершивших полеты. Хотя большинство из них не были амфибиями, некоторые из них были амфибиями, в том числе Savoia-Marchetti S.56 A и Piaggio P.136 .
Самолеты-амфибии оказались особенно полезны на суровых территориях Аляски и северной Канады , где многие из них остаются на гражданской службе, обеспечивая отдаленным населенным пунктам жизненно важную связь с внешним миром. Канадский Vickers Vedette был разработан для патрулирования лесов в отдаленных районах; работа, которая раньше выполнялась на каноэ и занимала недели, теперь может быть выполнена за несколько часов, что произведет революцию в сохранении лесного хозяйства. Несмотря на успех, летающие лодки-амфибии, такие как Vedette, в конечном итоге оказались менее универсальными, чем гидросамолеты-амфибии, и уже не так распространены, как раньше. Были разработаны поплавки-амфибии, которые можно прикрепить к любому самолету, превращая любой самолет в амфибию, и они по-прежнему необходимы для попадания в более отдаленные места в летние месяцы, когда единственными местами, подходящими для посадки, являются водные пути.
Несмотря на успех поплавков-амфибий, небольшие летающие лодки-амфибии продолжали разрабатываться до 1960-х годов, при этом серии Republic Seabee и Lake LA-4 оказались популярными, хотя ни одна из них не имела коммерческого успеха из-за факторов, находящихся вне контроля их производителей. Многие из них сегодня являются самодельными по необходимости, поскольку спрос слишком мал, чтобы оправдать затраты на разработку, а Volmer Sportsman является популярным выбором среди многих предложений.
В связи с увеличением доступности взлетно-посадочных полос в отдаленных населенных пунктах сегодня производится меньше самолетов-амфибий, чем в прошлом, хотя несколько самолетов-амфибий все еще производятся, например, Bombardier 415 , ICON A5 и версия самолета с поплавком-амфибией. Цессна Караван .
Развитие земноводных продолжилось и в новом тысячелетии. ShinMaywa US-2 был разработан в 2000-х годах в Японии для Морских сил самообороны Японии .
См. также
[ редактировать ]- Вертолет-амфибия
- Автомобиль-амфибия
- Список летающих лодок и гидросамолетов
- Гидросамолет
- Летающая лодка
- Гидросамолет
- Tigerfish Aviation (выдвижной поплавок)
- Беспилотный летательный аппарат
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Грумман Маллард» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 16 октября 2018 г.