Канадаэр CL-415
CL-415/DHC-515 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Пожарный самолет |
Производитель | Канадэйр Бомбардье Аэроспейс Де Хэвилленд Канада |
Первый полет | 6 декабря 1993 г. |
Введение | 1994 |
Статус | Активный сервис |
Основные пользователи | Пожарная бригада (Италия) Гражданская безопасность (Франция) Греческие ВВС (Греция) Государственная авиационная служба Квебека |
Произведено | CL-415: 1993–2015 / DHC-515: 2022 – настоящее время |
Количество построенных | 95 [ 1 ] |
Разработано на основе | Канадаэр CL-215 |
Canadair CL-415 ( Super Scooper , [ 2 ] позже Bombardier 415 ) и De Havilland Canada DHC-515 — серия самолетов-амфибий, построенных первоначально компанией Canadair , а затем компаниями Bombardier и De Havilland Canada . CL-415 создан на базе Canadair CL-215 и разработан специально для тушения пожаров с воздуха ; он может выполнять различные другие функции, такие как поисково-спасательные и служебные перевозки.
Разработка CL-415 началась в начале 1990-х годов, вскоре после того, как успех программы модернизации CL-215T доказал жизнеспособный спрос на с турбовинтовым модель оригинального CL-215 двигателем. Поступив в производство в 2003 году, помимо новых двигателей, самолет претерпел многочисленные усилия по модернизации и усовершенствованиям по сравнению с CL-215, особенно с точки зрения кабины и аэродинамики , для улучшения характеристик. К моменту начала этапа производства программы она принадлежала компании Bombardier, которая продолжала производство до 2015 года. В октябре 2016 года программа CL-415 была приобретена компанией Viking Air с целью производства обновленного CL-515. [ 3 ] с тех пор переименован в DHC-515 Firefighter и будет производиться в Калгари , Альберта, компанией De Havilland Canada. [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Представленный в 1966 году, CL-215 стал первым самолетом, специально спроектированным как водный бомбардировщик . [ 5 ] Всего было построено 125 самолетов, прежде чем последний CL-215 был поставлен в мае 1990 года. [ 6 ]
В 1987 году, в ответ на преобладающую рыночную тенденцию к более эффективным, мощным и надежным турбовинтовым силовым установкам, Canadair взяла на себя задачу по модернизации 17 CL-215 планеров двигателями Pratt & Whitney Canada PW123AF . Этот двигатель обеспечил увеличение мощности на 15 процентов по сравнению с оригинальными поршневыми двигателями , а также повышенную надежность и безопасность. Модернизированные самолеты получили обозначение CL-215T . [ 7 ] Выступая во время разработки новой модели, представители компании признали, что рыночный спрос на CL-215T был незначительным и, следовательно, недостаточным, чтобы оправдать разработку совершенно нового самолета. [ 7 ] Несмотря на это, в него были внесены многочисленные усовершенствования, в том числе добавление электропривода управления полетом, кондиционирования воздуха в кабине , а также различных модернизированных электрических и авиотических систем. Наиболее примечательными внешними особенностями модификации CL-215T стали аэродинамические дополнения крыльев и хвостового оперения . [ 6 ]
Проведя относительно успешную программу CL-215T, компания решила разработать дальнейшую улучшенную модель самолета CL-415 , которая будет представлять собой новую серийную серию. 6 декабря 1993 года CL-415 совершил свой первый полет, а первые поставки начались в ноябре 1994 года. [ 8 ] Год спустя начался 180-дневный торговый тур по 21 стране с использованием самолета CL-415, принадлежащего правительству Квебека . [ 9 ] В том же году Bombardier заявила, что находится на этапе планирования плана усовершенствования CL-415 из шести пунктов, который в основном был направлен на диверсификацию его возможностей. [ 10 ] [ 11 ]
Заказы на этот тип были оперативно получены из нескольких стран, включая несколько соглашений об аренде и покупке; Сообщается, что к июлю 1996 года 37 экземпляров находились в эксплуатации у операторов в Канаде, Франции, Италии и Испании. [ 12 ] Начиная с 1998 года, CL-415 собирался на заводе Bombardier Aerospace недалеко от аэропорта Норт-Бэй/Джек Гарланд в Норт-Бэй, Онтарио , и тестировался на озере Ниписсинг . [ 13 ] По данным аэрокосмического журнала Flight International , в 2010-х годах продажи этого типа упали. Всего было построено девяносто пять самолетов CL-415, когда Bombardier закрыла производственную линию в октябре 2015 года, хотя компания продолжала активно продавать этот тип, а также оказывать поддержку существующему парку самолетов и после этой даты. [ 14 ]
Эпоха викингов
[ редактировать ]В течение нескольких десятилетий компания Bombardier переживала период значительного расширения, пока в 2010-х годах не столкнулась с финансовыми трудностями, в основном вызванными очень высокими затратами на разработку CSeries узкофюзеляжного авиалайнера . [ 15 ] [ 16 ] Гораздо меньший по размеру Viking Aircraft начинал как специалист по производству компонентов, что включало в себя лицензионное производство деталей нескольких снятых с производства самолетов Bombardier, помогая эксплуатантам поддерживать их в эксплуатации. [ 17 ] [ 18 ] В 2008 году компании Bombardier и Viking Air достигли соглашения, согласно которому первая продала проектную документацию и все права интеллектуальной собственности на все снятые с производства самолеты De Havilland, от DHC-1 Chipmunk до регионального авиалайнера DASH-7 с 50 пассажирами с возможностью короткого взлета и посадки, компании Викинг. [ 19 ] [ 20 ] Стоимость его единицы в 2014 году составила 36,9 млн долларов США. [ 21 ]
20 июня 2016 года было объявлено, что Viking Air находится в процессе приобретения сертификата типа CL-415 у Bombardier вместе со старыми моделями CL-215 и CL-215T. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Приобретение было завершено 3 октября 2016 года. [ 25 ] Вскоре после приобретения компания «Викинг» начала работу над проектированием модернизированной версии CL-515 . [ 18 ] [ 26 ]
В декабре 2018 года полнопилотный тренажер CL-415, способный имитировать операции по забору воды и бомбометанию, получил Европейского агентства авиационной безопасности сертификат (EASA). До этого обучение пилотов обычно включало в себя боевые полеты на самолете. [ 27 ]
21 июня 2019 года министерство обороны Индонезии объявило, что закупит шесть CL-515 для поставки в 2024 году. [ 28 ] [ 29 ]
31 марта 2022 года компания Viking Air через De Havilland Canada переименовала CL-515 в DHC-515, планируя производство и окончательную сборку в Калгари , Альберта, где CL-215 поддерживаются и CL-415, с 22 письмами о намерениях. от европейских клиентов. [ 30 ] [ 31 ]
Сообщается , что 20 марта 2024 года премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис объявит о сделке по закупке водных бомбардировщиков на сумму 530 миллионов долларов у канадской компании De Havilland Aircraft, чтобы помочь справиться с тяжелыми сезонами лесных пожаров в стране. [ 32 ]
Дизайн
[ редактировать ]
CL-415 имеет обновленную кабину, улучшенную аэродинамику, а также изменения в системе сброса воды, что создает современную противопожарную -амфибию летающую лодку для использования при обнаружении и тушении лесных пожаров . По сравнению с CL-215, CL-415 имеет увеличенную рабочую массу и скорость, что обеспечивает повышенную производительность и производительность. Из-за увеличенной мощности пары двигателей Pratt & Whitney Canada PW123AF турбовинтовых , каждый из которых способен развивать тягу до 1775 кВт, они расположены ближе к фюзеляжу по сравнению с компоновкой CL-215. [ 6 ] Хотя это изменение положения обычно само по себе снижает боковую устойчивость, это исправляется добавлением перевернутой фиксированной передней планки перед правым горизонтальным стабилизатором. Кроме того, в этой модели были использованы винглеты с целью улучшения курсовой устойчивости. [ 6 ]
CL-415 может зачерпывать до 6140 л (1350 имп галлонов; 1620 галлонов США) воды из ближайшего источника воды, при желании смешивать ее с химической пеной и бросать в огонь без необходимости возвращаться на базу для дозаправки. свои танки. [ 6 ] CL-415 был специально разработан для обеспечения возможности доставки большого количества средств подавления при быстром реагировании на пожары. Он хранится в больших баках, которые расположены в основном под полом кабины внутри корпуса, хотя напорный бак над этим уровнем имеется по обе стороны фюзеляжа. [ 6 ] Планер спроектирован с учетом надежности и долговечности, с широким использованием коррозионностойких материалов, преимущественно обработанного алюминия, что облегчает его использование в соленой воде. По данным Flight International, CL-415 обладает хорошей управляемостью на воде и относительно прост в управлении по сравнению с некоторыми другими самолетами-амфибиями. [ 6 ] CL-515 вмещает до 7000 литров (1850 галлонов США) и имеет время заправки 14 секунд. [ 3 ]
Самолету требуется 1340 м (4400 футов) полетной длины, чтобы снизиться с высоты 15 м (49 футов), зачерпнуть 6137 л (1350 имп галлонов; 1621 галлон США) воды в течение двенадцатисекундного полета длиной 410 метров (1350 футов). ) бежать по воде со скоростью 70 узлов (130 км/ч; 81 миль в час), затем снова подняться на высоту 15 м (49 футов). Самолет также может подбирать частичные грузы на небольших участках и при необходимости разворачиваться во время черпания. [ 33 ] Управление системой водного бомбометания централизовано через панель состояния воды на летных приборах, что дает пилотам прямой контроль; могут быть выбраны различные модели и последовательности распространения. Также имеется рычаг аварийной разгрузки с ручным управлением в обход этой системы. [ 6 ] Bombardier утверждает, что за каждый налет этого типа приходится 6,9 капель воды. [ 6 ] Вариант CL-415GR имеет более высокую эксплуатационную массу, а многоцелевая модель CL-415 доступна для использования в военизированных поисково-спасательных целях и для грузового транспорта.
Операционная история
[ редактировать ]
Получив прозвище своего предшественника, самолет получил название «Super Scooper» в свете его значительно улучшенных характеристик в качестве водного бомбардировщика и огнетушителя. В знак признания своих способностей в 2006 году самолет был награжден Batefuegos de oro (золотым огнетушителем) Ассоциацией содействия социокультурной деятельности (APAS) в Испании; В цитате из награды частично говорилось: «Это наиболее эффективный инструмент для борьбы с лесными пожарами с воздуха, ключевой элемент в организации тушения пожаров во многих странах. Постоянное совершенствование для удовлетворения потребностей тушения лесных пожаров сделало эти самолеты лучшими воздушными означает наиболее востребованный за более чем 30 лет». [ 34 ]
К 1999 году на этот тип был получен в общей сложности 51 заказ; Сообщается, что операторы преимущественно использовали CL-415 для тушения пожаров и морских поисково-спасательных операций. [ 35 ] Сообщается, что из 95 построенных самолетов семь были выведены из эксплуатации в результате нескольких аварий к декабрю 2007 года. [ 36 ]
Варианты
[ редактировать ]- CL-415
- Оригинальная модель, построено 86 штук.
- CL-415MP
- Версия морского патруля, построено три. [ 37 ]
- CL-415GR
- Улучшенная версия для ВВС Греции , рассчитанная на более высокую эксплуатационную массу. [ 35 ] Шесть построено.
- CL-415EAF
- Усовершенствованный воздушный пожарный. [ 38 ] В 2019 году стартовый заказчик Bridger Aerospace заказал шесть самолетов CL-415EAF Superscooper со сроком поставки в апреле 2020 года. [ 39 ]
- DHC-515 (ранее CL-515)
- Обновленная версия компании Viking Air , позже переименованная в DHC-515. [ 4 ] Части фюзеляжа и крыльев будут производиться в Норт-Сааниче , Британская Колумбия, недалеко от международного аэропорта Виктория , а окончательная сборка будет производиться в Калгари , Альберта . [ 40 ]
Операторы
[ редактировать ]


В 2016/2019 году в эксплуатации находилось 164 самолета CL-215 и CL-415 в 11 странах. [ 41 ]
Страна | Текущий флот [ 42 ] | Под заказ | Операторы |
---|---|---|---|
Канада | 64 | Данные за 2019 год, все остальные за 2016 год:
| |
Хорватия | 6 | 2 | Хорватские ВВС / 885-я пожарная эскадрилья Хорватской пожарной бригады, 6 CL-415, 2 CL-515 в порядке |
Евросоюз | 0 | 12 | 12 самолетов DHC-515 будут принадлежать непосредственно ЕС для его программы спасения и эксплуатироваться запрашивающими странами-членами. [ 43 ] |
Франция | 12 | Гражданская безопасность | |
Греция | 17 | 7 | ВВС Греции , 7 CL-415, 10 CL-215, 7 CL-515 под заказ [ 44 ] [ 45 ] |
Индонезия | 0 | 6 |
21 июня 2019 года министерство обороны Индонезии объявило, что закупит шесть CL-515 для поставки в 2024 году. [ 28 ] [ 29 ] |
Италия | 18 | CL-415 для пожарных бригад («Пожарные бригады») [ 46 ] | |
Малайзия | 2 | Малайзийское агентство морского правопорядка (пожаротушение) [ 47 ] | |
Марокко | 6 [ 48 ] | 6 | Королевские ВВС Марокко |
Португалия | 0 | 2 | В 2022 году ВВС Португалии приобрели два самолета CL-515 для борьбы с лесными пожарами. Оба агрегата будут получены в 2029 году. [ 49 ] [ 50 ] |
Испания | 25 | Испанские ВВС , 14 CL-215 и 4 CL-415, 43-я группа ВВС. | |
Соединенные Штаты | 10 | ||
Общий | 160 | 21 |
Несчастные случаи
[ редактировать ]Из 95 построенных CL-415 14 были уничтожены в результате следующих аварий:
- 11 ноября 1997 г. - серийный номер 2025 - F-ZBFQ/Pelican 43 - Sécurité Civile France, недалеко от Ла-Сьота (Франция). [ 51 ]
- 16 августа 2003 г. - серийный номер 2008 - I-DPCN - SOREM Италия, недалеко от Эсине (Италия). [ 52 ]
- 8 марта 2004 г. - серийный номер 2018 - F-ZBEZ/Pelican 41 - Sécurité Civile France, на озере Сент-Круа (Франция). [ 53 ]
- 18 марта 2005 г. - серийный номер 2051 - I-DPCK - SOREM Италия, недалеко от Серавеццы (Италия). [ 54 ]
- 1 августа 2005 г. - серийный номер 2011 - F-ZBEO/Pelican 36 - Гражданская безопасность Франции, недалеко от Пьетра-Маджоре - Корсика (Франция). [ 55 ]
- 25 апреля 2006 г. - серийный номер 2039 - ВВС Греции .
- 23 июля 2007 г. — серийный номер 2055 (CL-415MP) — ВВС Греции , недалеко от Стиры ( Греция ). [ 56 ]
- 23 июля 2007 г. - серийный номер 2045 - I-DPCX - SOREM Италия, недалеко от Роккапретуро (Италия). [ 57 ]
- 3 июля 2013 г. - серийный номер 2076 - C-FIZU - Канада, на озере Мусхед (Канада). [ 58 ]
- 5 мая 2014 г. — серийный номер 2050 — ВВС Греции .
- 27 октября 2022 г. – серийный номер 2060 – I-DPCN – Linguaglossa , Сицилия, Италия [ 59 ]
Технические характеристики (CL-415)
[ редактировать ]
Данные Викинга [ 60 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 6137 л (1350 имп галлонов; 1621 галлон США) (водяная бомба), до 18 парашютистов, до 2903 кг (6400 фунтов) груза
- Длина: 20,4 м (66 футов 11 дюймов)
- Размах крыла: 28,38 м (93,11 футов)
- Высота: 9,01 м (29,55 футов)
- Площадь крыла: 100 м 2 (1080 кв. футов)
- Соотношение сторон : 8,03
- Вес пустого: 13 608 кг (30 000 фунтов)
- Полная масса: 21 319 кг (47 000 фунтов). Максимальный вес после черпания.
- Максимальный взлетный вес: 19 890 кг (43 850 фунтов). Пожаротушение, наземный.
- Запас топлива: 4650 кг (10 250 фунтов) 5812 л (1535 галлонов США; 1278 имп галлонов)
- Объем кабины: 35,6 м 3 (1260 куб. футов)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney Canada PW123AF турбовинтовых двигателя мощностью 1775 кВт (2380 л.с.) каждый с фиксированным номиналом ISA+20 °C.
- Гребные винты: 4-лопастные Hamilton Sundstrand 14SF-19, диаметр 3,97 м (13 футов 0 дюймов). Полностью реверсивные, с флюгированием лопастей.
Производительность
- Максимальная скорость: 359 км/ч (223 миль/ч, 194 узла) Max Cruise
- Крейсерская скорость: 333 км/ч (207 миль в час, 180 узлов) Нормальный крейсерский режим
- Скорость сваливания: 126 км/ч (78 миль в час, 68 узлов) MLW, посадочная конфигурация
- Никогда не превышайте скорость : 346 км/ч (215 миль в час, 187 узлов).
- Перегоночная дальность: 2427 км (1508 миль, 1310 миль), 278 км/ч (150 узлов) Круиз на большие расстояния
- Автономность: 3 часа на расстоянии 200 миль (370 км) от базы.
- пределы г: +3,25−1,0 г
- Скороподъемность: 5,9 м/с (1170 футов/мин) (ISA, MTOW)
- Нагрузка на крыло: 212,5 кг/м 2 (43,52 фунта/кв. фут) Максимальная дозачерпывание
- Взлет (ISA): 783 м (2569 футов) (суша), 814 м (2671 фут) (вода)
- Посадка (ISA): 674 м (2211 футов) (суша), 665 м (2182 футов) (вода)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Самолет-амфибия – Отчет о состоянии – Bombardier» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2013 года.
- ^ «Super Scooper помогает лесной службе США справиться с лесными пожарами в Калифорнии» . sacramento.cbslocal.com . ЦБС. 29 июля 2015 года . Проверено 24 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Викинг Канадар 515» . ООО "Викинг Эйр " Проверено 17 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «De Havilland запускает программу DHC-515 Firefighter» . Небеса . 31 марта 2022 г. Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ "Канадаир CL-215." Flight International , 21 ноября 1968 г. с. 871.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гержанич, Майк (21 августа 2009 г.). «ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ: Bombardier 415 – Суперскупер» . Рейс Интернешнл.
- ^ Перейти обратно: а б Гулд, Ян CL-215 «Водяная струя» . Flight International , 31 декабря 1988 г. с. 23.
- ^ «Бомбардир 415» . aerospace.bombardier.com . Проверено 13 апреля 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «CL-415 отправился в 180-дневное кругосветное путешествие» . Рейс Интернешнл. 8 ноября 1995 г.
- ^ Уорвик, Грэм (20 сентября 1995 г.). «Canadair готовит модернизацию CL-415» . Рейс Интернешнл.
- ^ «Bombardier планирует усовершенствовать CL-415» . Рейс Интернешнл. 28 февраля 1996 г.
- ^ «CL-215 в аренду» . Рейс Интернешнл. 3 июля 1996 г.
- ^ «Сборка CN-415» . Рейс Интернешнл. 27 мая 1998 г.
- ^ Тримбл, Стивен (15 октября 2015 г.). «Bombardier закроет центр комплектации CL-415» . Рейс Интернешнл.
- ^ «Bombardier «не мог себе позволить» CSeries в одиночку, признает генеральный директор Ален Бельмар» . Радио Канады. 20 февраля 2020 г.
- ^ Йенс Флоттау, Грэм Уорвик и Гай Норрис (27 октября 2017 г.). «Сделка Airbus/Bombardier серии C имеет широкие последствия» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «Нильс Кристенсен» . Журнал «Вертолеты» . 25 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тэтчер, Крис (22 августа 2018 г.). «Viking Air рассматривает новый вариант водного бомбардировщика CL-515» . Журнал «Небо» .
- ^ «Viking Air приобретает активы Bombardier» . Журнал «Крылья» . 5 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2014 г. Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Viking Air Limited (23 февраля 2006 г.). «Viking приобретает сертификаты типа для самолетов de Havilland Canada Heritage у Bombardier» (пресс-релиз). Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Bombardier объявляет заказ на самолеты-амфибии» (пресс-релиз). Бомбардир. 26 марта 2014 г.
- ^ «Viking Air купит сертификаты типа на амфибии Bombardier» . Рейс Интернешнл. 21 июня 2016 г.
- ^ «Bombardier объявляет об окончательном соглашении о продаже своей программы самолетов-амфибий компании Viking Air Limited» (пресс-релиз). Бомбардир. 20 июня 2016 г.
- ^ «Viking Air Limited приобретает у Bombardier международную программу по производству водных бомбардировщиков CL-415» (пресс-релиз). Викинг Эйр. 20 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 23 июня 2016 г.
- ^ «Viking завершает приобретение программы самолетов-амфибий Bombardier» . Полет Глобал . 3 октября 2016 г.
- ^ «Viking ожидает решения о запуске CL-515 в начале 2019 года» . Полет Глобал . 31 октября 2018 г.
- ^ «TRU Simulation обеспечивает обучение CL-415 FFS» . Обучение гражданской авиации . 12 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2019 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Викинг» поставит Министерству обороны Республики Индонезия шесть самолетов . Airmed & Спасение . 21 июня 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б «Индонезия получит первый в мире CL-515 в рамках сделки по семи самолетам с Longview» . Журнал «Крылья» . 24 июня 2019 г.
- ^ «De Havilland запускает программу DHC-515 Firefighter» . Небесный маг . 31 марта 2022 г.
- ^ Канадская пресса (31 марта 2022 г.). «De Havilland будет производить линию пожарных самолетов в Калгари» . Новости ЦБК .
- ^ https://montrealgazette.com/news/local-news/greek-prime-minister-visiting-montreal-sunday [ только URL ]
- ^ «Техника и технологии пожаротушения» . Бомбардир. Архивировано из оригинала 17 мая 2014 года.
- ^ «Самолет-амфибия Bombardier 415 SuperScooper» . Newatlas.com. 5 марта 2007 г. Проверено 11 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Греческий заказ знаменует запуск Canadair 415GR» . Рейс Интернешнл. 13 января 1999 г.
- ^ "Канадаэр CL-415." Архивировано 5 декабря 2007 года на сайте Wayback Machine baaa-acro.com . Проверено: 29 июля 2011 г.
- ^ «Самолет CL-415 MP | Воздушный пожарный Викинга» . airfirefighter.vikingair.com . Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 года . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ «Усовершенствованный воздушный пожарный CL-415EAF | Longview Aviation Services» . www.lvas.ca.
- ^ «Усовершенствованный воздушный пожарный CL-415EAF компании Longview совершает первый полет» . Небесный маг . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Авиапроизводитель строит новые пожарные самолеты на острове Ванкувер» . www.cbc.ca. 7 сентября 2023 г.
- ^ Эми Лабода (12 октября 2018 г.). «Viking Air готовится к сезону пожаров, обновляет линейку водочерпателей» . АЙН онлайн .
- ^ «Служебные самолеты» . Викинг.
- ^ Яворовский, Раймонд (18 апреля 2024 г.). «Увеличение количества заказов на новый DHC-515» . План полета . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Министры объявляют грандиозный план предотвращения пожаров и модернизации самолетов» . Катимерини . 15 июня 2021 г.
- ^ Редакция ertnews.gr (24 марта 2024 г.). «Встреча К.Мицотакиса с Джастином Трюдо в Монреале» . ertnews.gr (на греческом языке) . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Канада – vigilfuoco.tv» .
- ^ «MMEA использует 198 000 литров воды для тушения лесных пожаров в Мири» . Малайская почта . 16 августа 2019 года . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ «Марокко усиливает свой пожарный флот шестым водным бомбардировщиком Canadair» .
- ^ «Пожары: Португалия купит два самолета Canadair, пожарные и ВВС обсуждают вариант. Они дороже и менее маневренны в тушении пожаров» . Jornal Expresso (на европейском португальском языке). 14 июля 2022 г. . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Министр обороны председательствует на подписании контракта на приобретение самолетов Canadair» . www.portugal.gov.pt . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ «Крушение самолета Canadair CL-415-6B11 у Ла-Сьота: 1 погиб | Архив бюро авиационных происшествий» . baaa-acro.com . Архивировано из оригинала 29 января 2022 года . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Canadair CL-215-6B11 (CL-415) I-DPCN Esine» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ «Крушение самолета Canadair CL-415 у Ле-Саль-сюр-Вердон: двое погибших | Архив бюро авиационных происшествий» . baaa-acro.com . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «ASN Авиакатастрофа Canadair CL-215-6B11 (CL-415) I-DPCK Форте дей Марми» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Canadair CL-215-6B11 (CL-415) F-ZBEO Calvi» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Canadair CL-215-6B11 (CL-415) 2055 Дилесос» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Canadair CL-215-6B11 (CL-415) I-DPCX Acciano» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ «Крушение самолета Canadair CL-415 в озере Мусхед | Архив бюро авиационных происшествий» . baaa-acro.com . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Canadair CL-215-6B11 (CL-415) I-DPCN Linguaglossa, Сицилия» . Aviation-safety.net . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ «Пожаротушение > Технические характеристики» . Викинг.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пиклер, Рон и Ларри Милберри . Canadair: первые 50 лет. Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN 0-921022-07-7 .
- Кейспер, Джерард. «Требуются водные бомбардировщики!» Ежемесячник ВВС , Лондон: Key Publishing, выпуск за июль 2008 г.
- Бельмонте де Гальвес, Мануэль (18 декабря 2018 г.). В прошлом О планах, душах и пламени . Амазинантские издания. п. http://www.amazinante.com/ .
- Марсали, Фредерик и Сэмюэл Прета. «Бомбардье д’о/Канадэйр Скуперс». Издания Minimonde76, май 2012 г., ISBN 978-2-95418-180-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Airliners.net Canadair CL-215 и 415
- Домашняя страница Bombardier SuperScooper
- Водяные бомбардировщики Canadair черпают воду во время лесных пожаров 2022 года в Жиронде, Франция .
- Ботиран на реке Гаронна (YouTube) - Ботиран
- Камб на реке Гаронна (YouTube) – Камб, Жиронда
- Пруд Казо и Сангине (YouTube) - Пруд Казо и Сангине