Александр Картвели
Александр Картвели Александр Грузин | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Aleksandre Kartvelishvili 9 сентября 1896 г. |
Умер | 20 июля 1974 г. Хантингтон, Нью-Йорк , США | (77 лет)
Национальность | Грузинская, Французская |
Гражданство | Соединенные Штаты [ 1 ] |
Образование | Высший институт аэронавтики и космоса |
Занятие | Авиационный инженер |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Работодатель(и) | Республиканская авиация |
Проекты | P-47 Тандерболт F-84 Тандерджет F-105 Тандерчиф А-10 Тандерболт II |
Александр Картвели , урожденный Александр Картвелишвили ( грузинский : , грузинский : 9 сентября 1896 — 20 июля, 1974) — грузинский авиационный инженер и пионер авиации в США. Картвели добился важных прорывов в военной авиации в эпоху турбореактивных истребителей. [ 2 ]
Образование и ранняя карьера
[ редактировать ]Александр Картвелишвили родился в Тбилиси , Грузия, которая в то время была частью Российской империи; в знатную грузинскую семью. (Грузины называют себя «картвелеби», а его фамилия происходит от «Картвели», или грузин). Окончил гимназию в Тбилиси в 1914 году. Позже он решил переехать во Францию как один из нескольких претендентов на авиационного инженера грузинского происхождения, таких как Михаэль Грегор .
Картвелишвили окончил в 1922 году Высший институт воздухоплавания и космонавтики в Париже. [ 3 ] Он начал работать летчиком-испытателем, но во время испытательного полета получил серьезную травму, положившую конец его недолгой карьере. В 1922–1927 годах некоторое время работал в фирме Луи Блерио и проектировал самолеты «Бернар и Фербуа» . В 1924 году один из его самолетов установил мировой рекорд скорости.
В 1927 году американский миллионер Чарльз Левин пригласил Картвелишвили в Нью-Йорк, чтобы в 1928 году присоединиться к Atlantic Aircraft Corporation , а в 1931 году Картвелишвили познакомился с выдающимся инженером Александром де Северским , который родился в Грузии , но имел русское происхождение. В компании Северского, которая позже была переименована в Северскую авиастроительную корпорацию , Картвелишвили работал главным инженером. В 1939 году компания вновь сменила название на « Республиканскую авиационную компанию ».
Северская корпорация
[ редактировать ]Картвелишвили и Северский работали над рядом новых проектов. Во время Второй мировой войны в результате первых проектов были созданы P-35 и один из самых эффективных истребителей США времен Второй мировой войны , Republic P-47 . [ 4 ] Новый истребитель представлял собой явное усовершенствование сравнительно легковооруженного «Северского Р-35» . [ 5 ]
После того, как Картвелишвили иммигрировал в Соединенные Штаты, Северский почти сразу же нанял своего товарища-иммигранта на должность главного инженера, и Картвели быстро приступил к проектированию ряда очень современных самолетов, в том числе SEV-1XP , который превзошел Curtiss P-36 Hawk во время армейских операций 1936 года. Конкурс авиационного корпуса и послужил необходимым шагом в разработке цельнометаллического самолета. [ 2 ] [ 5 ] Известный под военным обозначением «Северский Р-35» , это был первый современный истребитель армии США, имевший металлический фюзеляж, низкорасположенные крылья, убирающееся шасси и звездообразный двигатель. [ 2 ] Другой концепт под названием «Северский СЭВ-3» (гидросамолет с убирающимися колесами) не смог получить крупный заказ, но корпорации «Северский» удалось продать последующую учебно-тренировочную модель БТ-8. [ 2 ] [ 5 ]
Республиканская авиационная компания
[ редактировать ]
В 1939 году Северский был снят с поста руководителя своей компании и Республиканская авиационная компания родилась . Первым крупным самолетом, выпущенным новой компанией, стал Р-47, в котором использовалась новая инновационная конструкция Картвели. Две концептуальные разработки под названием XP-44 и XP-47 были разработаны, но от них отказались, поскольку они не соответствовали требованиям авиакорпуса. Согласно записям, Картвели вызвали из отдела экспериментальных самолетов USAAC и сообщили об отмене прототипов. Возвращаясь на поезде в Нью-Йорк, он взял лист бумаги и нарисовал совершенно новый дизайн. Новый самолет был призван сломать хребет немецким люфтваффе . знаменитый P-47 Thunderbolt с его надежными характеристиками. Так родился [ 2 ] [ 6 ] Было построено более 15 000 P-47. Несмотря на некоторые недостатки, тяжеловооруженный и чрезвычайно прочный самолет достиг большего, чем мог надеяться Картвели. В конце войны Картвели спроектировал изящную летающую фотолабораторию под названием Republic XF-12 . [ 7 ] [ 8 ] первоначально планировался как четырехмоторный послевоенный транспорт; American Airlines отменила свои заказы, и для ВВС США было построено только два прототипа . [ 2 ]
Вскоре после окончания Второй мировой войны появилась новая концепция турбореактивных истребителей. F -84 Thunderjet , который Картвели уже разработал в 1944 году, пошел в серийное производство в 1946 году. [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ] Вскоре он также добавил вариант Republic F-84F Thunderstreak со стреловидным крылом . [ 11 ] Всего будет построено 10 000 самолетов нового поколения. Позже он возглавил команду, разработавшую F-105 Thunderchief . [ 2 ] Он также активно участвовал в проекте ВВС 1960-х годов под названием «Аэрокосмический самолет» по проектированию и созданию орбитального логистического корабля за десять лет до того, как НАСА попыталось реализовать аналогичную концепцию, известную как « Спейс шаттл» . [ 2 ] [ 5 ] Радикальный XF-103 с турбопрямоточным двигателем был еще одной мертворожденной конструкцией Картвели, ставшей жертвой того, что производители двигателей не смогли создать подходящий двигатель для перехватчика со скоростью 3 Маха. Картвели внес значительный вклад в летную науку и боеготовность вооруженных сил США, а также участвовал в разработке и руководстве различными проектами. [ 2 ] Он также был консультантом в Fairchild Republic и был основным конструктором A-10 Thunderbolt II . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Крупные проекты
[ редактировать ]
P-47 Тандерболт
[ редактировать ]Republic P-47 был детищем Александра Картвели и преемником линейки самолетов, созданных на базе Северского P-35, XP-41 , P-43 Lancer и XP-44 Rocket . [ 15 ] Группа разработчиков Р-47, возглавляемая Картвели, первоначально представила проект, который должен был быть оснащен двигателем Allison V-1710-39 мощностью 1150 л.с. и вооружением всего из двух 0,50-дюймовых пулеметов. [ 16 ] Контракт был заключен USAAC в ноябре 1939 года на еще более легкий XP-47A, но по мере того, как разведка возвращалась с войны в Европе, становилось очевидным, что цели программы XP-47 уже были недостаточными. USAAC выпустил новые требования, которые включали:
- Скорость полета 400 миль в час на высоте 25 000 футов.
- Вооружение шесть пулеметов калибра .50, желательно восемь.
- Бронирование для защиты пилота
- Самоуплотняющиеся топливные баки
- Минимум 315 галлонов топлива
USAAC уведомил Картвели о том, что контракты на XP-47A и XP-44 Rocket были расторгнуты, поскольку планер P-43/XP-44 был слишком мал, чтобы соответствовать новым требованиям. (Ракета XP-44 была основана на планере P-43 Lancer с еще более мощным звездообразным двигателем и так и не прошла стадию макета.) Затем Картвели взял на вооружение Северский АП-4, смелую концепцию с выхлопной системой приводной турбокомпрессор в задней части фюзеляжа и быстро подготовил черновой эскиз нового прототипа XP-47B. Он планировал использовать новый Pratt & Whitney Double Wasp XR-2800-21 мощностью 2000 восемнадцатицилиндровый двухрядный радиальный двигатель л.с., который был самым большим и мощным авиационным двигателем, когда-либо разработанным в Соединенных Штатах. Новая конструкция будет включать восемь 0,50-дюймовых пулеметов, дополнительные боеприпасы, увеличенный запас топлива и броневую защиту пилота. (Конечная загрузка топлива была немного ниже требуемой, но на это не обращали внимания, поскольку самолет соответствовал техническим характеристикам.) Кроме того, самолет будет иметь эффективную топливную систему. система воздуховодов наддува , обеспечивающая минимальное прерывание воздушного потока. Поэтому Картвели применил нестандартный метод: сначала спроектировал эту особенность, а затем построил вокруг нее фюзеляж. Несмотря на то, что нагнетатель находился в хвосте, а двигатель — в носовой части, схема работала достаточно хорошо, обеспечивая надежность и меньшую подверженность боевым повреждениям системе.
Одной из наиболее важных особенностей Р-47 было его замечательное ускорение при переходе в пикирование. Любой самолет, который пытался прервать контакт, войдя в пикирование, вскоре был побежден поразительной скоростью P-47. Как только P-47 догонит свою жертву, одна очередь из восьми пулеметов калибра 0,50 уничтожит все, в что он попадет. [ 17 ]
F-84 Тандерджет/F-84F Тандерстрик
[ редактировать ]В 1944 году Картвели начал работу над турбореактивной заменой поршневого истребителя P-47 «Тандерболт». Первоначальные попытки перепроектировать Р-47 для установки реактивного двигателя оказались тщетными из-за большого поперечного сечения первых турбореактивных двигателей с центробежным компрессором. Вместо этого Картвели и его команда спроектировали совершенно новый самолет с обтекаемым фюзеляжем, в основном занятым турбореактивным двигателем с осевым компрессором и топливом, хранящимся в довольно толстых нестреловидных крыльях. 11 сентября 1944 года ВВС США опубликовали Общие эксплуатационные требования к дневному истребителю с максимальной скоростью 600 миль в час (521 узел, 966 км/ч), боевым радиусом 705 миль (612 морских миль, 1135 км), и вооружение из шести пулеметов калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) или четырех пулеметов калибра 0,60 дюйма (15,2 мм). Кроме того, новый самолет должен был использовать осевой турбореактивный двигатель General Electric TG-180, который поступил в производство как Allison J35.
11 ноября 1944 года Республика получила заказ на три прототипа нового XP-84. Поскольку конструкция обещала P -80 Shooting Star превосходные характеристики , а компания Republic имела большой опыт создания одноместных истребителей, конкурс на получение контракта не проводился. Название Thunderjet было выбрано, чтобы продолжить традицию Republic Aviation, начатую с P-47, с акцентом на новый метод движения. 4 января 1945 года, еще до того, как самолет поднялся в воздух, ВВС США расширили свой заказ до 25 служебных испытательных YP-84A и 75 серийных P-84B (позже модифицированных до 15 YP-84A и 85 P-84B). Между тем, испытания в аэродинамической трубе, проведенные Национальным консультативным комитетом по аэронавтике, выявили продольную нестабильность и коробление обшивки стабилизатора на высоких скоростях. Вес самолета, вызывавший серьезную озабоченность, учитывая низкую тягу ранних турбореактивных двигателей, рос так быстро, что ВВС США пришлось установить предел полной массы в 13 400 фунтов (6 078 кг). Результаты предварительных испытаний были учтены в третьем прототипе, получившем обозначение XP-84A, который также был оснащен более мощным двигателем J35-GE-15 с тягой 4000 фунтов силы (17,80 кН).
Первый прототип XP-84 был переброшен на армейский аэродром Мюрок (современная база ВВС Эдвардс ), где он совершил первый полет 28 февраля 1946 года под управлением майора Уильяма А. Лиена. В августе к нему присоединился второй прототип, оба самолета летали с двигателями J35-GE-7, развивающими тягу 3745 фунтов силы (16,66 кН). Пятнадцать YP-84A, доставленные на Паттерсон-Филд (современная база ВВС Райт-Паттерсон ) для эксплуатационных испытаний, отличались от XP-84 наличием модернизированного двигателя J35-A-15, несущего шесть 0,50-дюймовых (12,7-мм) машин Browning M2. пушки (четыре в носовой части и по одной в корне каждого крыла), а также предусмотрены топливные баки на законцовках крыла емкостью 226 галлонов США (870 л). каждый. Из-за задержек с поставкой реактивных двигателей и производством XP-84A, к моменту начала выпуска с завода в 1947 году с завода Thunderjet прошел лишь ограниченные летные испытания. Управление самолетом не было досконально изучено, что впоследствии оказалось проблематичным.
После создания ВВС США в соответствии с Законом о национальной безопасности 1947 года обозначение Pursuit было заменено на Fighter, а P-84 стал F-84. [ 18 ] [ 19 ]
F-105 Тандерчиф
[ редактировать ]Проектирование F-105 Thunderchief началось в начале 1950-х годов как внутренний проект компании Republic под руководством Александра Картвели. [ 20 ] Задуманный как замена F-84 Thunderjet, F-105 был создан как сверхзвуковой маловысотный пенетратор, способный доставить ядерное оружие к цели в глубине Советского Союза. Под руководством Картвели группа конструкторов создала самолет с мощным двигателем, способный развивать высокие скорости. Поскольку F-105 задумывался как проникающий самолет, маневренность была принесена в жертву скорости и характеристикам на малых высотах.
Заинтригованные проектом Republic, ВВС США разместили первоначальный заказ на 199 F-105 в сентябре 1952 года, но шесть месяцев спустя, когда война в Корее завершилась, этот заказ сократился до 46. 22 октября 1955 года поднялся в воздух первый прототип YF-105A, оснащенный двигателем Pratt & Whitney J57-P-25 . Испытательные полеты YF-105A вскоре показали, что самолет имеет недостаточную мощность и имеет проблемы с околозвуковым сопротивлением. Чтобы решить эти проблемы, Republic заменила двигатель на более мощный Pratt & Whitney J75 , изменила расположение воздухозаборников и перепроектировала фюзеляж F-105.
Модернизированный самолет, получивший название F-105B, оказался способен развивать скорость 2,15 Маха. Также были усовершенствованы его электроника, включая систему управления огнем МА-8, прицел К19 и радар дальномера AN/APG-31. После завершения переделок YF-105B впервые поднялся в небо 26 мая 1956 года. Самый крупный одномоторный истребитель, построенный для ВВС США, серийная модель F-105B обладал внутренним бомбовым отсеком и пятью внешними пилонами вооружения. ВВС США планировали закупить 1500 F-105, однако министр обороны Роберт Макнамара сократил этот заказ до 833 . [ 21 ]
Общий список проектов
[ редактировать ]
- Бернард 191GR
- Самолет Фербуа
- Северский П-35
- Северский СЭВ-3
- Республика P-47 Тандерболт
- Республика XF-12
- Республика XF-91 Громовержец
- Республика F-84 Тандерджет
- Республика F-84F Тандерстрик
- Республика F-105 Тандерчиф
- Роквелл Х-30
- Республика XF-103
- Республика RC-3 Сиби
- Республика П-43 Лансер
- Республика XF-84H
- Республика АП-100
- А-10 Тандерболт II
Смерть
[ редактировать ]Александр Картвели скончался 20 июля 1974 года в больнице Хантингтон (Лонг-Айленд), Нью-Йорк, США. [ 22 ]
В заявлении компании Fairchild Republic, где г-н Картвели был почетным главным инженером и все еще работал консультантом, говорилось, что он, по-видимому, скончался от сердечного приступа в своем доме в Хантингтоне. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Георгий Бериев
- История авиации
- Воздухоплавание
- Аэрокосмическая техника
- Авионика
- Список грузин
- История Грузии (страны)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «США отдают дань уважения легендарному авиаконструктору грузинского происхождения Александру Картвели | Посольство Грузии» . 28 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Воздушная война: Интернационал... , с. 346, в Google Книгах (30 июня 2002 г.). Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ Марк, Бернард (2005). Универсальный авиационный словарь . Талландье. п. 556. ИСБН 2-84734-060-2 . .
- ^ Republic P-47 Thunderbolt — США . Aviation-history.com. Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Fairchild Aircraft, Inc. – Профиль компании, информация, описание бизнеса, история, справочная информация о Fairchild Aircraft, Inc. Справочникforbusiness.com. Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ «Архивный элемент» . Архивировано из оригинала 25 марта 2012 года . Проверено 7 января 2014 г.
- ^ История Republic RC-3 Seabee . Seabee.info (28 апреля 2009 г.). Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ Экспериментальный самолет. Архивировано 25 января 2017 года в Wayback Machine . Airpower.au.af.mil. Проверено 17 октября 2011 г.
- ↑ Republic F-84 ThunderJet. Архивировано 1 мая 2018 года в Wayback Machine . Jplanes.com. Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ «Архивный элемент» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 27 января 2011 г.
- ^ Республиканская авиация . Всего будет построено 10 000 таких самолетов. Centennialofflight.net. Проверено 17 октября 2011 г.
- ^ Нойбек, Кен; Дуглас, Лерой Э. (2016). Производство самолетов в Фармингдейле . Издательство Аркадия. ISBN 978-1467115629 .
- ^ Белаковский, Александр М. (2013). Этнические и расовые меньшинства в армии США [2 тома]: Энциклопедия . АБВ КЛИО. ISBN 978-1598844276 .
- ^ «Самый важный человек в истории военной авиации, о котором вы никогда не слышали» . weethemighty.com. 2 апреля 2018 г.
- ^ Андерсон, Джон; Сперри, Клинт (2015). Удар молнии к войне: американский летчик-истребитель в Англии . Фонтхилл Медиа. п. 5. ISBN 978-1781554562 .
- ^ Кларингбоулд, Майкл Джон (2020). P-47D Thunderbolt против Ki-43-II Oscar: Новая Гвинея, 1943–44 . Издательство Оспри. п. 9. ISBN 978-1472840912 .
- ^ «Республика П-47 Тандерболт» .
- ^ «Республика F-84 Тандерджет/F-84F Тандерстрик» . Архивировано из оригинала 5 августа 2016 года . Проверено 20 августа 2012 г.
- ^ «F-84 Thunderstreak | Самолет |» .
- ^ Хикман, Кеннеди (11 апреля 2019 г.). «Война во Вьетнаме: Республиканский F-105 Thunderchief» . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ «Грохот: Republic F-105 Thunderchief» . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 20 августа 2012 г.
- ^ Уиткин, Ричард (23 июля 1974 г.). «Александр Картвели, конструктор Р-47, умер в возрасте 77 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Уиткин, Ричард (23 июля 1974 г.). «Александр Картвели, конструктор Р-47, умер в 77 лет» . Нью-Йорк Таймс .