Jump to content

СС Арандора Стар

Координаты : 55 ° 20' с.ш. 10 ° 33' з.д.  /  55,333 ° с.ш. 10,550 ° з.д.  / 55,333; -10.550

Арандора Стар как военный корабль в 1940 году.
История
Имя Арандора (1927–29) Арандора Стар (1929–40)
Владелец Блю Стар Лайн
Порт приписки Лондон
Маршрут Лондон − Южная Америка В качестве круизного лайнера она совершала рейсы в Норвегию, северные столицы, Средиземноморье и Вест-Индию, а также в другие направления.
Заказал 1925
Строитель Cammell Laird & Co, Биркенхед
Номер двора 921
Запущен 4 января 1927 г.
Завершенный Май 1927 г.
В эксплуатации 1927
Не работает 1940
Ремонт 1929 г. - круизный лайнер компании Fairfield Shipbuilding & Engineering , Глазго. 1936 г. Снята грот-мачта и перенесено жилое помещение на ют.
Псевдоним(а) «Свадебный торт» или «Шоколадная коробка» из-за ее схемы окраски.
Судьба Потоплен U-47 2 июля 1940 г.
Общие характеристики
Тип Океанский лайнер и грузовой рефрижератор (1927–29); круизный лайнер (1929–39); военный корабль (1940)
Тоннаж
Длина 512,2 футов (156,1 м)
Луч 68,3 фута (20,8 м)
Высота
  • как построено:
  • 34,0 футов (10,4 м)
  • после ремонта:
  • 42,5 футов (13,0 м)
колоды 7 колод
Установленная мощность 2078 НХП
Движение четыре паровые турбины с одинарным редуктором на два гребных вала
Скорость 16 узлов (30 км/ч)
Емкость
  • Пассажиры:
  • в состоянии постройки: 164 − 1-го класса.
  • как круизный лайнер: 354 − 1-й класс.
Примечания Родственные корабли : Альмеда Стар , Андалусия Стар , Авалона Стар , Авила Стар ,

SS Arandora Star , первоначально SS Arandora , был британским пассажирским судном компании Blue Star Line . Он был построен в 1927 году как океанский лайнер и грузовой рефрижератор, в 1929 году переоборудован в круизный лайнер и реквизирован в качестве военного корабля во время Второй мировой войны . В конце июня 1940 года ей было поручено депортировать интернированных англо-итальянских и англо-немецких гражданских лиц, а также небольшое количество законных военнопленных в Канаду. 2 июля 1940 года он был потоплен немецкой подводной лодкой у берегов Ирландии, погибли 805 человек.

Строительство

[ редактировать ]

В 1925 году Blue Star заказала комплект новых лайнеров для своего нового маршрута Лондон Рио-де-Жанейро Буэнос-Айрес . Каммелл Лэрд из Биркенхеда построил три родственных корабля : Альмеда , Андалусия и Арандора . Компания John Brown & Company из Клайдбанка построила два: Авелона и Авила . Вместе квинтет стали называть «роскошной пятеркой». [ 1 ]

Каммелл Лэрд спустил на воду «Арандору» 4 января 1927 года и завершил ее в мае. [ 2 ] В первоначальном состоянии он имел водоизмещение 12 847 брутто-регистровых тонн (GRT), длину 512,2 фута (156,1 м), ширину 68,3 фута (20,8 м) и вмещал 164 пассажира первого класса. Она имела рабочую скорость 16 узлов (30 км/ч). Капитальный ремонт в 1929 году уменьшил грузовое пространство и увеличил количество пассажиров, превратив его в круизный лайнер .

Служба в мирное время

[ редактировать ]

Под названием «Арандора» она плавала из Лондона к восточному побережью Южной Америки с 1927 по 1928 год. В 1929 году ее отправили в компанию Fairfield Shipbuilding and Engineering Company Limited в Глазго для переоборудования. В результате ремонта ее валовая вместимость была увеличена до 14 694, а количество пассажиров первого класса увеличено до 354 пассажиров. Теннисный корт также был расположен в кормовой части труб на шлюпочной палубе, а бассейн был установлен на кормовой палубе колодца . По завершении он вернулся в строй в качестве постоянного роскошного круизного лайнера. На момент переоборудования он также был переименован в Arandora Star .

Круизный лайнер Arandora Star базировался в основном в Саутгемптоне и совершал рейсы по разным направлениям, заходя в некоторых случаях в порты приписки, такие как Иммингем . [ 3 ] Круизы включали Норвегию, северные столицы, Средиземноморье, [ 4 ] Вест-Индия, Панама, Куба и Флорида. Цветовая гамма корабля, состоящая из белого корпуса с алой лентой, дала ему прозвища «Свадебный торт» или «Шоколадная коробка». [ 5 ]

Служба во время Второй мировой войны

[ редактировать ]

Когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война, «Арандора Стар» из направлялась Шербура в Нью -Йорк . Она вернулась в Великобританию через Галифакс, Новая Шотландия , где присоединилась к самому первому конвою серии HX, Convoy HX 1. [ 6 ]

В конце сентября Адмиралтейство провело оценку корабля в Дартмуте, Девон, и решило, что он непригоден для переоборудования в вооруженный торговый крейсер . [ 5 ] В декабре его направили в Эйвонмут , где он был оснащен противоторпедной системой Admiralty Net Defense , состоящей из подводной проволочной сетки, подвешенной к стрелам по обе стороны корабля. [ 7 ] Она была оснащена в Эйвонмуте, а затем провела три месяца в Портсмуте, проверяя сети различной толщины в Ла-Манше . На испытаниях система успешно поймала торпеды и снизила Arandora Star всего скорость на 1 узел (1,85 км/ч). В марте 1940 года корабль отправили в Девонпорт , где сняли оборудование. Затем ее отправили в Ливерпуль за заказами. [ 8 ]

30 мая корабль покинул Ливерпуль и направился в Норвегию, чтобы помочь эвакуировать войска союзников . Она без сопровождения отплыла в Харстад , где погрузила на борт 1600 человек личного состава; большинство из них - члены Королевских ВВС , а также некоторые французские и польские войска . [ 9 ] Она покинула Харстад 7 июня. [ 6 ] и отвезла своих эвакуированных в Глазго .

14 июня корабль покинул Глазго и направился в Брест в Бретани для спасения войск и беженцев в рамках операции «Воздушная» . Непрерывные атаки люфтваффе на порт и город не позволили ей войти, и только 12 беженцам удалось выбраться на лодке на корабль. Арандора Стар сбежала с помощью эсминца, который обеспечивал зенитное прикрытие и подвергся сильной воздушной атаке. Лайнер доставил горстку эвакуированных в Фалмут, где она укрылась. Затем она отправилась в залив Киберон в Бискайском заливе эвакуировала около 300 человек из Сен-Назера , где 17 июня . Источники расходятся во мнениях, взяла ли она их в Фалмут. [ 9 ] или Плимут . [ 6 ] ; происшествий Поездка Арандоры Стар в Сен-Назер прошла без в тот же день Люфтваффе самолеты потопили RMS Lancastria в порту, в результате чего погибло несколько тысяч человек.

Следующая поездка Арандоры Стар во Францию ​​состоялась на юго-запад, недалеко от границы с Испанией. Там она нашла Байонну под атакой люфтваффе , но с помощью эсминца подобрал около 500 человек, находившихся на перегруженном небольшом судне, дрейфующем у пляжа. Она отвезла их в Фалмут, а затем вернулась в тот же район. Она вошла в Сен-Жан-де-Люз , где оказались в ловушке некоторые польские войска. Она погрузила на борт около 1700 военнослужащих и беженцев, включая польский персонал, и уехала как раз вовремя, когда самолеты Люфтваффе приблизились, чтобы бомбить город. Она отвезла своих эвакуированных в Ливерпуль. [ 10 ]

Последний рейс « Арандора Стар » включал в себя депортацию итальянских и немецких интернированных , которые содержались под стражей в соответствии с Постановлением Министерства обороны 18B , а также немецких военнопленных в Канаду . [ 2 ] В Ливерпуле 27–30 июня она отправилась на борт с 734 интернированными итальянцами, 479 интернированными немцами (включая несколько еврейских беженцев). [ 11 ] ), 86 немецких военнопленных и 200 военных охранников, помимо экипажа из 174 офицеров и солдат. [ 12 ] Ее хозяином был капитан Эдгар Уоллес Моултон. Корабль направлялся в Сент-Джонс, Ньюфаундленд , а ее интернированные - в канадские лагеря для интернированных .

отбытие корабля из Ливерпуля 30 июня или в 4 часа утра 2 июля 1940 года Источники расходятся во мнениях относительно того, произошло ли . торпедирован. U-47 под командованием Гюнтера Прина поразила «Арандора Стар» единственной торпедой. Прин считал, что торпеда неисправна. [ 13 ] но он взорвался у «Арандоры Стар » правого борта , затопив ее кормовое машинное отделение. Весь персонал машинного отделения, включая двух инженеров, погиб. Ее турбины, главные и аварийные генераторы были немедленно выведены из строя, в результате чего были выведены из строя все освещение и связь на борту. [ 12 ]

Старший офицер Фредерик Браун сообщил местонахождение корабля радисту, который передал сигнал бедствия . [ 14 ] В 7:05 радио Малин-Хед подтвердило сообщение и повторно передало его в Лендс-Энд и Портпатрик .

Спасательные шлюпки

[ редактировать ]
Отто Бурфайнд

На круизном лайнере было 14 спасательных шлюпок и 90 спасательных плотов. Торпеда уничтожила одну спасательную шлюпку правого борта и вывела из строя шлюпбалки и водопад другой. [ 12 ] Две спасательные шлюпки были повреждены во время спуска на воду и поэтому стали бесполезными. [ нужна ссылка ] Экипаж успешно спустил на воду оставшиеся 10 спасательных шлюпок и более половины спасательных плотов. Некоторые спасательные шлюпки были перегружены заключенными, спускавшимися по водопадам и боковым лестницам, но многие итальянцы побоялись покинуть корабль. [ 14 ] По крайней мере четыре из оставшихся спасательных шлюпок были спущены на воду с очень небольшим количеством выживших. [ нужна ссылка ] Еще одна спасательная шлюпка затонула вскоре после спуска на воду. [ нужна ссылка ]

Одним из интернированных был капитан Отто Бурфайнд, который был интернирован после затопления его корабля « Адольф Верманн» . Бурфейнд оставался на борту «Арандоры Стар», организуя ее эвакуацию, пока она не затонула, а он не потерялся.

Корабль кренился дальше на правый борт. В 7:15 капитан Моултон и его старшие офицеры перешли за борт в поднимающуюся воду, оставив позади многих итальянцев, которые все еще боялись покинуть корабль. В 7:20 корабль перевернулся, поднял нос в воздух и затонул. [ 14 ] Погибло 805 человек, в том числе капитан Моултон, 12 его офицеров, 42 члена экипажа и 37 военных охранников. [ 15 ]

Я мог видеть сотни людей, цепляющихся за корабль. Они были похожи на муравьев, а затем корабль поднялся на одном конце и быстро заскользил вниз, унося с собой людей… Многие мужчины сломали себе шеи, прыгая или ныряя в воду. Другие получили травмы, приземлившись на дрейфующие обломки и плавающие обломки возле тонущего корабля.

Сержант Норман Прайс [ 16 ]
HMCS St. Laurent спас 868 выживших с катастрофы Arandora Star.
Могила жертвы Арандора Стар, которую выбросило на берег в графстве Донегол.

В 9:30 прибрежного командования британских ВВС «Шорт Сандерленд» летающая лодка пролетела и сбросила водонепроницаемые пакеты с аптечками, едой, сигаретами и сообщением о прибытии помощи. Самолет кружил до 13:00, [ 14 ] когда прибыл канадский эсминец класса C HMCS St. Laurent и спас 868 выживших, [ 15 ] из них 586 были задержанными. Пострадавшие были доставлены в больницу Мирнскирк в Ньютон-Мирнсе , Глазго. Одним из выживших стал тренер по легкой атлетике Франц Штампфль .

3 июля военный кабинет Великобритании получил отчет о катастрофе. [ 17 ] Его влияние было омрачено нападением Королевского флота на Мерс-эль-Кебир , во Французском Алжире в результате которого были потоплены элементы французского боевого флота. В течение июля и августа тела выбрасывало на берег Ирландии. 30 июля было обнаружено первое тело; 61-летний Эрнесто Моруцци, который был найден в Клафглассе, Бертонпорт . В тот же день были найдены еще четверо. В августе 1940 года к ирландскому побережью выбросило 213 тел, из которых 35 были с корабля «Арандора Стар» , а еще 92 неопознанных, возможно, с корабля. [ 18 ]

Капитан Моултон был посмертно награжден военной медалью Ллойда за храбрость на море . Капитан Бурфейнд был посмертно отмечен за героизм при эвакуации, а канадский командир Гарри ДеВольф был отмечен за героизм при спасении.

Крушение и останки

[ редактировать ]
SS Arandora Star находится в океанах вокруг Британских островов.
СС Арандора Стар
Примерное положение Arandora Star . затонувшего корабля

Положение затонувшего корабля 56 ° 30' с.ш. 10 ° 38' з.д.  /  56,500 ° с.ш. 10,633 ° з.д.  / 56,500; -10,633 . [ нужна ссылка ]

В течение нескольких недель после затопления « Звезды Арандора » многие тела погибших были перенесены морем в различные точки Ирландии и на Гебриды . На небольшом кладбище Термонкарра, Белмуллет, графство Мейо , Луиджи Таппаро, интернированный из Эдинбурга , и Джон Коннелли, скаут Ловат , похоронены бок о бок. В Бельмуллет Гардаи позвонила Анна Хед и сообщила, что обнаружено еще одно тело. По служебной книжке на теле сержант Гарды Бернс опознал 27-летнего Фрэнка Картера из Килберна, Лондон , солдата Королевских драгун . Тело Чезаре Камоцци (1891–1940) из Изео , Италия, было выброшено на берег на полуострове Инишоуэн , графство Донегол, и похоронено на кладбище Святого Сердца, Карндона . 46 немецких гражданских заключенных, которых отправляли из Англии в Канаду для интернирования, когда корабль затонул, похоронены на немецком военном кладбище в Гленкри, графство Уиклоу . Одним из них был Карл Ольбриш, бывший КПГ от депутат рейхстага . Тело Э.Г. Лейна из Кингстейнтона, Ньютон-Эббот, Девон, Англия, рядового в Девонширского полка , был выброшен на берег недалеко от Балликасла, графство Мейо , и похоронен на местном кладбище. Его могила была повторно освящена в 2009 году Комитетом Парка мира Мэйо.

Неопознанный моряк, неузнаваемый за исключением татуировки с именем «Крисси», был выброшен на берег недалеко от Ньюхауса, на атлантическом побережье Кинтайра , Аргайл и после официального расследования похоронен на местном кладбище Киллин, Кинтайр, Аргайл. [ 19 ]

Обломки одной из спасательных шлюпок все еще видны на пляже Ноквологан на реке Росс-оф-Мулл . Они практически засыпаны землей, но железные крюки все еще находятся над песком. Фотографии останков спасательной шлюпки 1969 года, а также рассказ очевидца Беллы МакЛеннанин можно найти в цитате. [ 20 ] Фотография 2006 года показывает накопление песка с течением времени. [ 21 ]

Мемориалы

[ редактировать ]

Мемориальная часовня была построена на кладбище в Барди , родном городе 48 погибших, и в городе проводится ежегодная поминальная месса. [ 22 ] [ 23 ] Улица в Барди была переименована в Via Arandora Star . [ 24 ]

Мемориал погибшим звезде Арандоры в итальянской церкви Святого Петра в Лондоне, открыт в 1960 году.

Итальянская церковь Святого Петра в Клеркенвелле , Лондон, открыла настенный мемориал в 1960 году и добавила второй мемориал жертвам лондонской войны в 2012 году. [ 25 ]

В 2004 году в итальянском городе Лукка был открыт памятник 31 местному жителю, погибшему при затоплении, расположенный во дворе музея Фонда истории итальянской эмиграции Паоло Креши. [ нужна ссылка ] . также есть улица Виа Арандора Стар В Парме .

Многочисленные тела были найдены на шотландском острове Колонсей . Мемориал был открыт на Колонсе 2 июля 2005 года, в 65-ю годовщину трагедии, на скале, где было найдено тело Джузеппе Дельгроссо. [ 26 ]

Бронзовая мемориальная доска была открыта 2 июля 2008 года в церкви Богоматери и Святого Николая в Ливерпуле. его перенесли на пирс-Хед перед старым зданием доков и гавани Мерси После завершения строительных работ .

В 2009 году, в 69-ю годовщину затопления, мэр Мидлсбро открыл в ратуше мемориал в память о 13 интернированных итальянцах, содержавшихся там в камерах до депортации и смерти во время «Арандора Стар » . последнего рейса [ 27 ]

2 июля 2010 года, в 70-ю годовщину затопления, открыл новый мемориал в Римско-католическом кафедральном соборе Святого Давида в Кардиффе . Мемориальный фонд Арандора Стар в Уэльсе [ 28 ]

Мемориал в саду итальянского монастыря у собора Святого Андрея, Глазго

был открыт мемориальный монастырский сад В тот же день, 2 июля 2010 года, рядом с Римско-католическим собором Святого Андрея в Глазго . Архиепископ Марио Конти тогда выразил надежду, что памятник станет «достойным символом» дружбы между Шотландией и Италией. [ 29 ]

длиной 3,5 метра (11 футов) В 2019 году модель корабля Arandora Star была выставлена ​​​​в Морском музее Мерсисайда после 400 часов реставрационных работ. Первоначально он был сделан для Blue Star для рекламных целей и был приобретен бывшим Ливерпульским музеем (ныне Всемирный музей ) в 1940 году, вскоре после затопления, где он собрал большое количество людей. Однако 3 мая 1941 года во время молниеносной атаки на Ливерпуль соседняя Центральная библиотека Ливерпуля подверглась бомбардировке; В результате пожар распространился на музей, а модель была повреждена водой из пожарных шлангов и отправлена ​​на хранение. [ 30 ]


2 июля 2021 года президент Национальной ассоциации карабинеров Дублина, Ирландия, Франческо Морелли одновременно с 80-летием Звезды Арандоры установил и открыл мемориал 446 итальянским жертвам, погибшим в результате трагедии. Мероприятие состоялось на кладбище Термонкарра Белмуллет в графстве Мейо. После проведения различных исследований на звезде Арандорра и территории Ирландии президент Франческо Морелли выбрал это кладбище. Здесь похоронены два тела со следующими именами: Джованни Маренги и Луиджи Таппаро. За этот же период на этом кладбище похоронено еще около тридцати неопознанных тел итальянской национальности. По случаю мемориала президент Ирландии Майкл Д. Хиггинс почтил память 446 жертв итальянцев, а также еще 356 жертв немецкого и английского гражданства, отправив письмо президенту Национальной ассоциации карабинеров Дублина, Ирландия, Франческо Морелли. [ нужна ссылка ]

2 июля 2022 года президент национальной ассоциации карабинеров Дублина, Ирландия, Франческо Морелли, одновременно с празднованием 82-й годовщины Arandora Star, открыл на кладбище Термонкарра (Беллмуллет, графство Мейо) мемориал пяти погибшим жертвам Казалаттико. в трагедии. Это были Джузеппе Форте, Антонио Фуско, Филиппо Марселла, Джузеппе ди Вито и Антонио Марселла. Ветераны ирландской армии и карабинеры, находящиеся в отпуске, возложили трехцветные цветочные короны в память о 446 итальянцах, погибших на ирландском побережье. Пастор преподобный Кевин Хегарти отслужил мессу в честь мемориала. Мероприятие завершилось речью советника графства Мэйо Шона Кэри.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «СС Блю Стар «Альмеда Стар» 1» . Один из «Роскошной пятёрки» . Голубая звезда в сети. 29 сентября 2013 года . Проверено 12 августа 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б «СС Блю Стар «Арандора Стар» » . Один из «Роскошной пятёрки» . Голубая звезда в сети. 23 июня 2013 года . Проверено 12 августа 2014 г.
  3. ^ Маммери и Батлер 1999 , стр. 88–98.
  4. ^ В Музее кино в Лондоне хранится фильм о круизе по Средиземному морю, снятый ею в октябре 1930 года, ссылка. ХМ0256: «База данных домашних фильмов Музея кино.xlsx» . Гугл Документы . Проверено 3 апреля 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б Дорлинг 1973 , с. 40.
  6. ^ Jump up to: а б с Хейга, Арнольд. «Сила Империи» . Движение кораблей . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 20 августа 2014 г.
  7. ^ Дорлинг 1973 , стр. 40–41.
  8. ^ Дорлинг 1973 , с. 41.
  9. ^ Jump up to: а б Дорлинг 1973 , с. 42.
  10. ^ Дорлинг 1973 , стр. 42–43.
  11. ^ Кершоу, Роджер (2 июля 2015 г.). «Ошейник! Британская политика интернирования во время Второй мировой войны» . Блог Национального архива .
  12. ^ Jump up to: а б с Дорлинг 1973 , с. 43.
  13. ^ Данмор, Спенсер (1999). В Великих Водах . Торонто: Макклелланд и Стюарт. п. 55. ИСБН  978-0-7710-2929-5 . осталась всего одна торпеда, которую он считал неисправной, что в то время было повседневной проблемой. Прин уже пытался выстрелить из него.
  14. ^ Jump up to: а б с д Дорлинг 1973 , с. 44.
  15. ^ Jump up to: а б Дорлинг 1973 , с. 45.
  16. ^ Хокинс, Ян, изд. (2008). Разрушитель: Антология рассказов из первых рук о войне на море 1939–1945 годов . Лондон: Anova Books . п. 137. ИСБН  978-1-84486-008-1 .
  17. ^ Гилберт, Мартин (1983). Биография Уинстона С. Черчилля . Том. 6: Звездный час, 1939–41 . Лондон: Хайнеманн . ISBN  0-43429187-0 .
  18. ^ Кеннеди, Майкл (2008). На страже нейтральной Ирландии . Дублин: Four Courts Press . ISBN  978-1-84682-097-7 .
  19. ^ «Кладбище Килвиккеон (Крейгейг), Килниниан и Килмор, остров Ульва» . КВГК . Проверено 27 июля 2018 г.
  20. ^ "Арандора Стар - НОКАН" . 4 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2020 года . Проверено 4 февраля 2020 г.
  21. ^ «Затонувшая в песке лодка | размышления о прошлом» . 4 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2020 года . Проверено 4 февраля 2020 г.
  22. ^ Кардинали, Алессандро (2 июля 2016 г.). «Барди. День памяти жертв Арандора Стар» (на итальянском языке).
  23. ^ Гроппи, Чезаре (5 июля 2016 г.). «Барди вспоминает затопление звезды Арандора - 2 июля 1940 года» . Parmense.net (на итальянском языке).
  24. ^ «Виа Арандора Стар» . Tuttocitta.it (карта) . Проверено 7 ноября 2017 г.
  25. ^ Пистолет, Рэйчел (2017). Интернирование во время Второй мировой войны: сравнительное исследование Великобритании и США . Лондон: Bloomsbury Academic. п. 102. ИСБН  9781350001428 .
  26. ^ «СС «АРАНДОРА СТАР» 1. Связь с Колонсей» . Веб-сайт Колонсей . Архивировано из оригинала 7 июля 2010 года . Проверено 5 августа 2010 г.
  27. ^ «После 69 лет семейных страданий из-за трагедии военного времени мэр города говорит... НАМ СОЖАЛЕНО» . Вечерняя газета . 4 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2011 года . Проверено 5 августа 2010 г.
  28. ^ «Служба посвящена 70-летию трагедии корабля» . Би-би-си Уэльс. 2 июля 2010 г. Проверено 2 июля 2010 г.
  29. ^ Тейлор, Алан (2 июля 2010 г.). «Открывается Мемориальный сад жертвам затопления Арандоры» . Вестник . Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года.
  30. ^ Робертсон, Джен (2019). «Консерваторы снова поднимают выживших в Блице» . Национальные музеи Ливерпуля . Проверено 4 июня 2021 г.

Источники и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Балестраччи, Мария Серена (2008). Звезда Арандоры: от забвения к памяти . Парма: Издательство Mup. Книга с английскими и итальянскими текстами включает редкие и ранее не публиковавшиеся материалы, такие как фотографии, связанные со спасением звезды Арандора, сделанные в 1940 году командой Сен -Лорана .
  • Дорлинг, Генри Тапрелл (1973). Голубая звездная линия в войне, 1939–45 . Лондон: W. Foulsham & Co. стр. 9, 40–45. ISBN  0-572-00849-Х .
  • Гарднер, Н. (4 сентября 2005 г.). «Трагические воды: Затопление звезды Арандоры» . Скрытая Европа . стр. 34–36.
  • Гиллман, Питер; Гиллман, Лени (1980). Ошейник Лот ! Как Великобритания интернировала и изгнала своих беженцев во время войны . Квартет книг. ISBN  0704334089 . В этой книге представлен более широкий контекст затопления, включены рассказы из первых рук ряда выживших итальянцев, немцев и британцев, а также представлена ​​первая полная история затопления, опубликованная после Второй мировой войны.
  • Миллер, Уильям Х. Младший. Иллюстрированная энциклопедия океанских лайнеров, 1860–1994 гг . Дуврские морские книги.
  • Митчелл, Вашингтон; Сойер, SA (1967). Крейсерские корабли . Торговые суда мира. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей . ISBN  0356015041 .
  • Маммери, Брайан; Батлер, Ян (1999). Иммингем и великое центральное наследие (изображения Англии ) Страуд: Время. ISBN  0-7524-1714-2 .
[ редактировать ]

55 ° 20' с.ш. 10 ° 33' з.д.  /  55,333 ° с.ш. 10,550 ° з.д.  / 55,333; -10.550

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1a213a5553920b8a84826517308c09c__1716189480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/9c/d1a213a5553920b8a84826517308c09c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS Arandora Star - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)