СС Арандора Стар
![]() Арандора Стар как военный корабль в 1940 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Арандора (1927–29) Арандора Стар (1929–40) |
Владелец | Блю Стар Лайн |
Порт приписки | Лондон |
Маршрут | Лондон − Южная Америка В качестве круизного лайнера она совершала рейсы в Норвегию, северные столицы, Средиземноморье и Вест-Индию, а также в другие направления. |
Заказал | 1925 |
Строитель | Cammell Laird & Co, Биркенхед |
Номер двора | 921 |
Запущен | 4 января 1927 г. |
Завершенный | Май 1927 г. |
В эксплуатации | 1927 |
Не работает | 1940 |
Ремонт | 1929 г. - круизный лайнер компании Fairfield Shipbuilding & Engineering , Глазго. 1936 г. Снята грот-мачта и перенесено жилое помещение на ют. |
Псевдоним(а) | «Свадебный торт» или «Шоколадная коробка» из-за ее схемы окраски. |
Судьба | Потоплен U-47 2 июля 1940 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Океанский лайнер и грузовой рефрижератор (1927–29); круизный лайнер (1929–39); военный корабль (1940) |
Тоннаж | |
Длина | 512,2 футов (156,1 м) |
Луч | 68,3 фута (20,8 м) |
Высота |
|
колоды | 7 колод |
Установленная мощность | 2078 НХП |
Движение | четыре паровые турбины с одинарным редуктором на два гребных вала |
Скорость | 16 узлов (30 км/ч) |
Емкость |
|
Примечания | Родственные корабли : Альмеда Стар , Андалусия Стар , Авалона Стар , Авила Стар , |
SS Arandora Star , первоначально SS Arandora , был британским пассажирским судном компании Blue Star Line . Он был построен в 1927 году как океанский лайнер и грузовой рефрижератор, в 1929 году переоборудован в круизный лайнер и реквизирован в качестве военного корабля во время Второй мировой войны . В конце июня 1940 года ей было поручено депортировать интернированных англо-итальянских и англо-немецких гражданских лиц, а также небольшое количество законных военнопленных в Канаду. 2 июля 1940 года он был потоплен немецкой подводной лодкой у берегов Ирландии, погибли 805 человек.
Строительство
[ редактировать ]В 1925 году Blue Star заказала комплект новых лайнеров для своего нового маршрута Лондон – Рио-де-Жанейро – Буэнос-Айрес . Каммелл Лэрд из Биркенхеда построил три родственных корабля : Альмеда , Андалусия и Арандора . Компания John Brown & Company из Клайдбанка построила два: Авелона и Авила . Вместе квинтет стали называть «роскошной пятеркой». [ 1 ]
Каммелл Лэрд спустил на воду «Арандору» 4 января 1927 года и завершил ее в мае. [ 2 ] В первоначальном состоянии он имел водоизмещение 12 847 брутто-регистровых тонн (GRT), длину 512,2 фута (156,1 м), ширину 68,3 фута (20,8 м) и вмещал 164 пассажира первого класса. Она имела рабочую скорость 16 узлов (30 км/ч). Капитальный ремонт в 1929 году уменьшил грузовое пространство и увеличил количество пассажиров, превратив его в круизный лайнер .
Служба в мирное время
[ редактировать ]Под названием «Арандора» она плавала из Лондона к восточному побережью Южной Америки с 1927 по 1928 год. В 1929 году ее отправили в компанию Fairfield Shipbuilding and Engineering Company Limited в Глазго для переоборудования. В результате ремонта ее валовая вместимость была увеличена до 14 694, а количество пассажиров первого класса увеличено до 354 пассажиров. Теннисный корт также был расположен в кормовой части труб на шлюпочной палубе, а бассейн был установлен на кормовой палубе колодца . По завершении он вернулся в строй в качестве постоянного роскошного круизного лайнера. На момент переоборудования он также был переименован в Arandora Star .
Круизный лайнер Arandora Star базировался в основном в Саутгемптоне и совершал рейсы по разным направлениям, заходя в некоторых случаях в порты приписки, такие как Иммингем . [ 3 ] Круизы включали Норвегию, северные столицы, Средиземноморье, [ 4 ] Вест-Индия, Панама, Куба и Флорида. Цветовая гамма корабля, состоящая из белого корпуса с алой лентой, дала ему прозвища «Свадебный торт» или «Шоколадная коробка». [ 5 ]
Служба во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война, «Арандора Стар» из направлялась Шербура в Нью -Йорк . Она вернулась в Великобританию через Галифакс, Новая Шотландия , где присоединилась к самому первому конвою серии HX, Convoy HX 1. [ 6 ]
В конце сентября Адмиралтейство провело оценку корабля в Дартмуте, Девон, и решило, что он непригоден для переоборудования в вооруженный торговый крейсер . [ 5 ] В декабре его направили в Эйвонмут , где он был оснащен противоторпедной системой Admiralty Net Defense , состоящей из подводной проволочной сетки, подвешенной к стрелам по обе стороны корабля. [ 7 ] Она была оснащена в Эйвонмуте, а затем провела три месяца в Портсмуте, проверяя сети различной толщины в Ла-Манше . На испытаниях система успешно поймала торпеды и снизила Arandora Star всего скорость на 1 узел (1,85 км/ч). В марте 1940 года корабль отправили в Девонпорт , где сняли оборудование. Затем ее отправили в Ливерпуль за заказами. [ 8 ]
30 мая корабль покинул Ливерпуль и направился в Норвегию, чтобы помочь эвакуировать войска союзников . Она без сопровождения отплыла в Харстад , где погрузила на борт 1600 человек личного состава; большинство из них - члены Королевских ВВС , а также некоторые французские и польские войска . [ 9 ] Она покинула Харстад 7 июня. [ 6 ] и отвезла своих эвакуированных в Глазго .
14 июня корабль покинул Глазго и направился в Брест в Бретани для спасения войск и беженцев в рамках операции «Воздушная» . Непрерывные атаки люфтваффе на порт и город не позволили ей войти, и только 12 беженцам удалось выбраться на лодке на корабль. Арандора Стар сбежала с помощью эсминца, который обеспечивал зенитное прикрытие и подвергся сильной воздушной атаке. Лайнер доставил горстку эвакуированных в Фалмут, где она укрылась. Затем она отправилась в залив Киберон в Бискайском заливе эвакуировала около 300 человек из Сен-Назера , где 17 июня . Источники расходятся во мнениях, взяла ли она их в Фалмут. [ 9 ] или Плимут . [ 6 ] ; происшествий Поездка Арандоры Стар в Сен-Назер прошла без в тот же день Люфтваффе самолеты потопили RMS Lancastria в порту, в результате чего погибло несколько тысяч человек.
Следующая поездка Арандоры Стар во Францию состоялась на юго-запад, недалеко от границы с Испанией. Там она нашла Байонну под атакой люфтваффе , но с помощью эсминца подобрал около 500 человек, находившихся на перегруженном небольшом судне, дрейфующем у пляжа. Она отвезла их в Фалмут, а затем вернулась в тот же район. Она вошла в Сен-Жан-де-Люз , где оказались в ловушке некоторые польские войска. Она погрузила на борт около 1700 военнослужащих и беженцев, включая польский персонал, и уехала как раз вовремя, когда самолеты Люфтваффе приблизились, чтобы бомбить город. Она отвезла своих эвакуированных в Ливерпуль. [ 10 ]
Тонущий
[ редактировать ]Последний рейс « Арандора Стар » включал в себя депортацию итальянских и немецких интернированных , которые содержались под стражей в соответствии с Постановлением Министерства обороны 18B , а также немецких военнопленных в Канаду . [ 2 ] В Ливерпуле 27–30 июня она отправилась на борт с 734 интернированными итальянцами, 479 интернированными немцами (включая несколько еврейских беженцев). [ 11 ] ), 86 немецких военнопленных и 200 военных охранников, помимо экипажа из 174 офицеров и солдат. [ 12 ] Ее хозяином был капитан Эдгар Уоллес Моултон. Корабль направлялся в Сент-Джонс, Ньюфаундленд , а ее интернированные - в канадские лагеря для интернированных .
отбытие корабля из Ливерпуля 30 июня или в 4 часа утра 2 июля 1940 года Источники расходятся во мнениях относительно того, произошло ли . торпедирован. U-47 под командованием Гюнтера Прина поразила «Арандора Стар» единственной торпедой. Прин считал, что торпеда неисправна. [ 13 ] но он взорвался у «Арандоры Стар » правого борта , затопив ее кормовое машинное отделение. Весь персонал машинного отделения, включая двух инженеров, погиб. Ее турбины, главные и аварийные генераторы были немедленно выведены из строя, в результате чего были выведены из строя все освещение и связь на борту. [ 12 ]
Старший офицер Фредерик Браун сообщил местонахождение корабля радисту, который передал сигнал бедствия . [ 14 ] В 7:05 радио Малин-Хед подтвердило сообщение и повторно передало его в Лендс-Энд и Портпатрик .
Спасательные шлюпки
[ редактировать ]
На круизном лайнере было 14 спасательных шлюпок и 90 спасательных плотов. Торпеда уничтожила одну спасательную шлюпку правого борта и вывела из строя шлюпбалки и водопад другой. [ 12 ] Две спасательные шлюпки были повреждены во время спуска на воду и поэтому стали бесполезными. [ нужна ссылка ] Экипаж успешно спустил на воду оставшиеся 10 спасательных шлюпок и более половины спасательных плотов. Некоторые спасательные шлюпки были перегружены заключенными, спускавшимися по водопадам и боковым лестницам, но многие итальянцы побоялись покинуть корабль. [ 14 ] По крайней мере четыре из оставшихся спасательных шлюпок были спущены на воду с очень небольшим количеством выживших. [ нужна ссылка ] Еще одна спасательная шлюпка затонула вскоре после спуска на воду. [ нужна ссылка ]
Одним из интернированных был капитан Отто Бурфайнд, который был интернирован после затопления его корабля « Адольф Верманн» . Бурфейнд оставался на борту «Арандоры Стар», организуя ее эвакуацию, пока она не затонула, а он не потерялся.
Корабль кренился дальше на правый борт. В 7:15 капитан Моултон и его старшие офицеры перешли за борт в поднимающуюся воду, оставив позади многих итальянцев, которые все еще боялись покинуть корабль. В 7:20 корабль перевернулся, поднял нос в воздух и затонул. [ 14 ] Погибло 805 человек, в том числе капитан Моултон, 12 его офицеров, 42 члена экипажа и 37 военных охранников. [ 15 ]
Я мог видеть сотни людей, цепляющихся за корабль. Они были похожи на муравьев, а затем корабль поднялся на одном конце и быстро заскользил вниз, унося с собой людей… Многие мужчины сломали себе шеи, прыгая или ныряя в воду. Другие получили травмы, приземлившись на дрейфующие обломки и плавающие обломки возле тонущего корабля.
— Сержант Норман Прайс [ 16 ]
Спасать
[ редактировать ]

В 9:30 прибрежного командования британских ВВС «Шорт Сандерленд» летающая лодка пролетела и сбросила водонепроницаемые пакеты с аптечками, едой, сигаретами и сообщением о прибытии помощи. Самолет кружил до 13:00, [ 14 ] когда прибыл канадский эсминец класса C HMCS St. Laurent и спас 868 выживших, [ 15 ] из них 586 были задержанными. Пострадавшие были доставлены в больницу Мирнскирк в Ньютон-Мирнсе , Глазго. Одним из выживших стал тренер по легкой атлетике Франц Штампфль .
3 июля военный кабинет Великобритании получил отчет о катастрофе. [ 17 ] Его влияние было омрачено нападением Королевского флота на Мерс-эль-Кебир , во Французском Алжире в результате которого были потоплены элементы французского боевого флота. В течение июля и августа тела выбрасывало на берег Ирландии. 30 июля было обнаружено первое тело; 61-летний Эрнесто Моруцци, который был найден в Клафглассе, Бертонпорт . В тот же день были найдены еще четверо. В августе 1940 года к ирландскому побережью выбросило 213 тел, из которых 35 были с корабля «Арандора Стар» , а еще 92 неопознанных, возможно, с корабля. [ 18 ]
Цитаты
[ редактировать ]Капитан Моултон был посмертно награжден военной медалью Ллойда за храбрость на море . Капитан Бурфейнд был посмертно отмечен за героизм при эвакуации, а канадский командир Гарри ДеВольф был отмечен за героизм при спасении.
Крушение и останки
[ редактировать ]Положение затонувшего корабля 56 ° 30' с.ш. 10 ° 38' з.д. / 56,500 ° с.ш. 10,633 ° з.д. . [ нужна ссылка ]
В течение нескольких недель после затопления « Звезды Арандора » многие тела погибших были перенесены морем в различные точки Ирландии и на Гебриды . На небольшом кладбище Термонкарра, Белмуллет, графство Мейо , Луиджи Таппаро, интернированный из Эдинбурга , и Джон Коннелли, скаут Ловат , похоронены бок о бок. В Бельмуллет Гардаи позвонила Анна Хед и сообщила, что обнаружено еще одно тело. По служебной книжке на теле сержант Гарды Бернс опознал 27-летнего Фрэнка Картера из Килберна, Лондон , солдата Королевских драгун . Тело Чезаре Камоцци (1891–1940) из Изео , Италия, было выброшено на берег на полуострове Инишоуэн , графство Донегол, и похоронено на кладбище Святого Сердца, Карндона . 46 немецких гражданских заключенных, которых отправляли из Англии в Канаду для интернирования, когда корабль затонул, похоронены на немецком военном кладбище в Гленкри, графство Уиклоу . Одним из них был Карл Ольбриш, бывший КПГ от депутат рейхстага . Тело Э.Г. Лейна из Кингстейнтона, Ньютон-Эббот, Девон, Англия, рядового в Девонширского полка , был выброшен на берег недалеко от Балликасла, графство Мейо , и похоронен на местном кладбище. Его могила была повторно освящена в 2009 году Комитетом Парка мира Мэйо.
Неопознанный моряк, неузнаваемый за исключением татуировки с именем «Крисси», был выброшен на берег недалеко от Ньюхауса, на атлантическом побережье Кинтайра , Аргайл и после официального расследования похоронен на местном кладбище Киллин, Кинтайр, Аргайл. [ 19 ]
Обломки одной из спасательных шлюпок все еще видны на пляже Ноквологан на реке Росс-оф-Мулл . Они практически засыпаны землей, но железные крюки все еще находятся над песком. Фотографии останков спасательной шлюпки 1969 года, а также рассказ очевидца Беллы МакЛеннанин можно найти в цитате. [ 20 ] Фотография 2006 года показывает накопление песка с течением времени. [ 21 ]
Мемориалы
[ редактировать ]Мемориальная часовня была построена на кладбище в Барди , родном городе 48 погибших, и в городе проводится ежегодная поминальная месса. [ 22 ] [ 23 ] Улица в Барди была переименована в Via Arandora Star . [ 24 ]

Итальянская церковь Святого Петра в Клеркенвелле , Лондон, открыла настенный мемориал в 1960 году и добавила второй мемориал жертвам лондонской войны в 2012 году. [ 25 ]
В 2004 году в итальянском городе Лукка был открыт памятник 31 местному жителю, погибшему при затоплении, расположенный во дворе музея Фонда истории итальянской эмиграции Паоло Креши. [ нужна ссылка ] . также есть улица Виа Арандора Стар В Парме .
Многочисленные тела были найдены на шотландском острове Колонсей . Мемориал был открыт на Колонсе 2 июля 2005 года, в 65-ю годовщину трагедии, на скале, где было найдено тело Джузеппе Дельгроссо. [ 26 ]
Бронзовая мемориальная доска была открыта 2 июля 2008 года в церкви Богоматери и Святого Николая в Ливерпуле. его перенесли на пирс-Хед перед старым зданием доков и гавани Мерси После завершения строительных работ .
В 2009 году, в 69-ю годовщину затопления, мэр Мидлсбро открыл в ратуше мемориал в память о 13 интернированных итальянцах, содержавшихся там в камерах до депортации и смерти во время «Арандора Стар » . последнего рейса [ 27 ]
2 июля 2010 года, в 70-ю годовщину затопления, открыл новый мемориал в Римско-католическом кафедральном соборе Святого Давида в Кардиффе . Мемориальный фонд Арандора Стар в Уэльсе [ 28 ]

был открыт мемориальный монастырский сад В тот же день, 2 июля 2010 года, рядом с Римско-католическим собором Святого Андрея в Глазго . Архиепископ Марио Конти тогда выразил надежду, что памятник станет «достойным символом» дружбы между Шотландией и Италией. [ 29 ]
длиной 3,5 метра (11 футов) В 2019 году модель корабля Arandora Star была выставлена в Морском музее Мерсисайда после 400 часов реставрационных работ. Первоначально он был сделан для Blue Star для рекламных целей и был приобретен бывшим Ливерпульским музеем (ныне Всемирный музей ) в 1940 году, вскоре после затопления, где он собрал большое количество людей. Однако 3 мая 1941 года во время молниеносной атаки на Ливерпуль соседняя Центральная библиотека Ливерпуля подверглась бомбардировке; В результате пожар распространился на музей, а модель была повреждена водой из пожарных шлангов и отправлена на хранение. [ 30 ]
2 июля 2021 года президент Национальной ассоциации карабинеров Дублина, Ирландия, Франческо Морелли одновременно с 80-летием Звезды Арандоры установил и открыл мемориал 446 итальянским жертвам, погибшим в результате трагедии. Мероприятие состоялось на кладбище Термонкарра Белмуллет в графстве Мейо. После проведения различных исследований на звезде Арандорра и территории Ирландии президент Франческо Морелли выбрал это кладбище. Здесь похоронены два тела со следующими именами: Джованни Маренги и Луиджи Таппаро. За этот же период на этом кладбище похоронено еще около тридцати неопознанных тел итальянской национальности. По случаю мемориала президент Ирландии Майкл Д. Хиггинс почтил память 446 жертв итальянцев, а также еще 356 жертв немецкого и английского гражданства, отправив письмо президенту Национальной ассоциации карабинеров Дублина, Ирландия, Франческо Морелли. [ нужна ссылка ]
2 июля 2022 года президент национальной ассоциации карабинеров Дублина, Ирландия, Франческо Морелли, одновременно с празднованием 82-й годовщины Arandora Star, открыл на кладбище Термонкарра (Беллмуллет, графство Мейо) мемориал пяти погибшим жертвам Казалаттико. в трагедии. Это были Джузеппе Форте, Антонио Фуско, Филиппо Марселла, Джузеппе ди Вито и Антонио Марселла. Ветераны ирландской армии и карабинеры, находящиеся в отпуске, возложили трехцветные цветочные короны в память о 446 итальянцах, погибших на ирландском побережье. Пастор преподобный Кевин Хегарти отслужил мессу в честь мемориала. Мероприятие завершилось речью советника графства Мэйо Шона Кэри.
См. также
[ редактировать ]- Список по числу погибших кораблей, потопленных подводными лодками
- Альмеда Стар – один из Стар , Арандоры родственных кораблей торпедированный и затопленный со всеми 360 находившимися на борту кораблями, потерянными в январе 1941 года.
- Авила Стар - еще один родственный корабль Арандоры Стар , торпедированный и затонувший в июле 1942 года, погибло 84 человека.
- RMS Nova Scotia — британский лайнер, затонувший в ноябре 1942 года с интернированными итальянскими гражданами и военнопленными, погибли 858 из 1052 человек на борту.
- Вражеский инопланетянин
- Список японских адских кораблей - японские корабли, используемые для перевозки военнопленных союзников и интернированных гражданских лиц. Многие суда были потоплены, в результате чего погибло более 20 000 военнопленных.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «СС Блю Стар «Альмеда Стар» 1» . Один из «Роскошной пятёрки» . Голубая звезда в сети. 29 сентября 2013 года . Проверено 12 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «СС Блю Стар «Арандора Стар» » . Один из «Роскошной пятёрки» . Голубая звезда в сети. 23 июня 2013 года . Проверено 12 августа 2014 г.
- ^ Маммери и Батлер 1999 , стр. 88–98.
- ^ В Музее кино в Лондоне хранится фильм о круизе по Средиземному морю, снятый ею в октябре 1930 года, ссылка. ХМ0256: «База данных домашних фильмов Музея кино.xlsx» . Гугл Документы . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дорлинг 1973 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с Хейга, Арнольд. «Сила Империи» . Движение кораблей . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ Дорлинг 1973 , стр. 40–41.
- ^ Дорлинг 1973 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Дорлинг 1973 , с. 42.
- ^ Дорлинг 1973 , стр. 42–43.
- ^ Кершоу, Роджер (2 июля 2015 г.). «Ошейник! Британская политика интернирования во время Второй мировой войны» . Блог Национального архива .
- ^ Jump up to: а б с Дорлинг 1973 , с. 43.
- ^ Данмор, Спенсер (1999). В Великих Водах . Торонто: Макклелланд и Стюарт. п. 55. ИСБН 978-0-7710-2929-5 .
осталась всего одна торпеда, которую он считал неисправной, что в то время было повседневной проблемой. Прин уже пытался выстрелить из него.
- ^ Jump up to: а б с д Дорлинг 1973 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Дорлинг 1973 , с. 45.
- ^ Хокинс, Ян, изд. (2008). Разрушитель: Антология рассказов из первых рук о войне на море 1939–1945 годов . Лондон: Anova Books . п. 137. ИСБН 978-1-84486-008-1 .
- ^ Гилберт, Мартин (1983). Биография Уинстона С. Черчилля . Том. 6: Звездный час, 1939–41 . Лондон: Хайнеманн . ISBN 0-43429187-0 .
- ^ Кеннеди, Майкл (2008). На страже нейтральной Ирландии . Дублин: Four Courts Press . ISBN 978-1-84682-097-7 .
- ^ «Кладбище Килвиккеон (Крейгейг), Килниниан и Килмор, остров Ульва» . КВГК . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ "Арандора Стар - НОКАН" . 4 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2020 года . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ «Затонувшая в песке лодка | размышления о прошлом» . 4 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2020 года . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Кардинали, Алессандро (2 июля 2016 г.). «Барди. День памяти жертв Арандора Стар» (на итальянском языке).
- ^ Гроппи, Чезаре (5 июля 2016 г.). «Барди вспоминает затопление звезды Арандора - 2 июля 1940 года» . Parmense.net (на итальянском языке).
- ^ «Виа Арандора Стар» . Tuttocitta.it (карта) . Проверено 7 ноября 2017 г.
- ^ Пистолет, Рэйчел (2017). Интернирование во время Второй мировой войны: сравнительное исследование Великобритании и США . Лондон: Bloomsbury Academic. п. 102. ИСБН 9781350001428 .
- ^ «СС «АРАНДОРА СТАР» 1. Связь с Колонсей» . Веб-сайт Колонсей . Архивировано из оригинала 7 июля 2010 года . Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ «После 69 лет семейных страданий из-за трагедии военного времени мэр города говорит... НАМ СОЖАЛЕНО» . Вечерняя газета . 4 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2011 года . Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ «Служба посвящена 70-летию трагедии корабля» . Би-би-си Уэльс. 2 июля 2010 г. Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Тейлор, Алан (2 июля 2010 г.). «Открывается Мемориальный сад жертвам затопления Арандоры» . Вестник . Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года.
- ^ Робертсон, Джен (2019). «Консерваторы снова поднимают выживших в Блице» . Национальные музеи Ливерпуля . Проверено 4 июня 2021 г.
Источники и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Балестраччи, Мария Серена (2008). Звезда Арандоры: от забвения к памяти . Парма: Издательство Mup. Книга с английскими и итальянскими текстами включает редкие и ранее не публиковавшиеся материалы, такие как фотографии, связанные со спасением звезды Арандора, сделанные в 1940 году командой Сен -Лорана .
- Дорлинг, Генри Тапрелл (1973). Голубая звездная линия в войне, 1939–45 . Лондон: W. Foulsham & Co. стр. 9, 40–45. ISBN 0-572-00849-Х .
- Гарднер, Н. (4 сентября 2005 г.). «Трагические воды: Затопление звезды Арандоры» . Скрытая Европа . стр. 34–36.
- Гиллман, Питер; Гиллман, Лени (1980). Ошейник Лот ! Как Великобритания интернировала и изгнала своих беженцев во время войны . Квартет книг. ISBN 0704334089 . В этой книге представлен более широкий контекст затопления, включены рассказы из первых рук ряда выживших итальянцев, немцев и британцев, а также представлена первая полная история затопления, опубликованная после Второй мировой войны.
- Миллер, Уильям Х. Младший. Иллюстрированная энциклопедия океанских лайнеров, 1860–1994 гг . Дуврские морские книги.
- Митчелл, Вашингтон; Сойер, SA (1967). Крейсерские корабли . Торговые суда мира. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей . ISBN 0356015041 .
- Маммери, Брайан; Батлер, Ян (1999). Иммингем и великое центральное наследие (изображения Англии ) Страуд: Время. ISBN 0-7524-1714-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ... А потом случился блиц. Архивировано 16 апреля 2014 г. в Wayback Machine.
- «СС Арандора Стар » Голубой звезды . Один из «Роскошной пятёрки» . Голубая звезда в сети. 23 июня 2013 г.
- Затопление звезды Арандора : взгляд Донегола
- Свидетельство из первых рук о том, что спасательная шлюпка остается на Малле, и краткое изложение темной стороны этой истории. Архивировано 6 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- Трагедия звезды Арандоры. Архивировано 11 ноября 2005 г. в Wayback Machine.
- Майкл Кеннеди, «Люди, пришедшие с морем», появившаяся в « Истории Ирландии » в 2008 году.
- Интервью IWM с выжившим Николой Куа
- Интервью IWM с выжившим Айвором Даксберри
- Интервью IWM с выжившим Джино Гварниери
- Интервью IWM с выжившим Луиджи Бешицца
- Интервью IWM с выжившим Людвигом Барухом
- Жертвы Арандора Стар : приложение к Белой книге Луи Элеазара Гутманна-Пелангена, ок. 1941 год , машинописное завещание человека, который был интернирован вместе с немецкими и австрийскими пассажирами на пароходе SS Arandora Star .

55 ° 20' с.ш. 10 ° 33' з.д. / 55,333 ° с.ш. 10,550 ° з.д.