Дуглас А-20 Хэвок
А-20 Хаос ДБ-7/Бостон/П-70 | |
---|---|
А-20G ВВС США | |
Роль | |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Дуглас Эйркрафт Компани |
Первый полет | 23 января 1939 г. |
Введение | 10 января 1941 г. |
Ушедший на пенсию | (ВВС США) 1949 г. |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США Советские ВВС Королевские ВВС Французские ВВС |
Произведено | 1939–1944 |
Количество построенных | 7,478 |
Развитый в | Дуглас DC-5 |
Douglas A-20 Havoc (фирменное обозначение DB-7 ) — американский лёгкий бомбардировщик , штурмовик , ночной истребитель , ночной истребитель и самолёт-разведчик времен Второй мировой войны .
Разработанный для удовлетворения потребностей армейской авиации в бомбардировщике, он был заказан Францией для своих ВВС до того, как USAAC решило, что он также будет соответствовать их требованиям. Французские DB-7 первыми вступили в бой; после падения Франции бомбардировщик служил в Королевских ВВС под служебным названием Boston . С 1941 года версии ночного истребителя и истребителя-нарушителя получили служебное наименование Havoc . В 1942 году А-20 USAAF участвовали в боях в Северной Африке.
Он служил в нескольких военно-воздушных силах союзников , в основном в ВВС США (USAAF), Советских ВВС ( ВВС ), советской военно-морской авиации ( AVMF ) и Королевских ВВС (RAF) Соединенного Королевства . Всего было построено 7478 самолетов, из них более трети служило в советских частях. Он также использовался ВВС Австралии , Южной Африки , Франции и Нидерландов во время войны, а затем и Бразилии . [ 1 ]
В большинстве военно-воздушных сил Британского Содружества варианты бомбардировщиков были известны как Boston, а варианты ночных истребителей и самолетов-нарушителей - Havoc. Исключением были Королевские ВВС Австралии , которые использовали название Бостон для всех вариантов. [ 2 ] ВВС США использовали обозначение P-70 для обозначения вариантов ночных истребителей.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В марте 1936 года группа конструкторов, возглавляемая Дональдом Дугласом , Джеком Нортропом и Эдом Хайнеманном, подготовила предложение по бомбардировщику-разведчику с парой Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior 9-цилиндровых радиальных двигателей мощностью по 450 л.с. (340 кВт). двигатели установлены на плечевом крыле . Предполагалось, что он сможет развивать скорость 250 миль в час (400 км/ч) с бомбовой нагрузкой 680 фунтов (310 кг). [ 3 ] Отчеты о характеристиках самолетов времен гражданской войны в Испании показали, что эта конструкция будет иметь серьезную недостаточную мощность, и она была отменена. [ 4 ]
В 1937 году Воздушный корпус армии США (USAAC) выпустил новую спецификацию штурмовика. Чтобы удовлетворить это требование, команда Дугласа, которую сейчас возглавляет Хайнеманн, разработала модель 7B , имеющую компоновку, аналогичную 7A, но оснащенную двигателем Pratt & Whitney R-1830-S3C3-G Twin Wasp 14 мощностью 1100 л.с. (820 кВт). -цилиндровые двигатели и имели бомбовую нагрузку до 2000 фунтов (910 кг). Он столкнулся с конкуренцией со стороны North American NA-40 , Stearman X-100 , Martin 167F и незавершенной конструкции Bell Aircraft , Model 9. Воздушный корпус предложил всем пяти компаниям построить прототипы за свой счет и подать закрытые заявки. для производства своих самолетов. [ 5 ]
Прототип Model 7B совершил свой первый полет 26 октября 1938 года. Модель привлекла внимание французской закупочной комиссии, посетившей Соединенные Штаты. Французы скрытно участвовали в летных испытаниях, чтобы не вызвать критику со стороны американских изоляционистов . Модель 7B разбилась 23 января 1939 года, демонстрируя работу одного двигателя, в результате чего погиб летчик-испытатель и серьезно ранен французский наблюдатель на борту самолета. Присутствие иностранца на испытательном полете еще разрабатываемого самолета вызвало скандал в прессе. Несмотря на крушение, французы были настолько впечатлены, что 15 февраля 1939 года разместили заказ на 100 серийных самолетов, а в октябре 1939 года последовал заказ еще на 170 самолетов. [ 6 ] [ 7 ]
По заказу Франции компания Heinemann провела еще одну крупную модернизацию самолета. Хотя крылья конструкции практически не изменились, обновленная конструкция имела новый, более глубокий, но более узкий фюзеляж , в котором размещался экипаж из трех человек — пилота, бомбардира и стрелка. Крыло располагалось ниже, чем на модели 7B, а двигатели R-1830-SC3-G мощностью 1000 л.с. (750 кВт) устанавливались в гондолах, подвешенных под крыльями. [ 6 ] [ 7 ] Нормальная бомбовая нагрузка составляла 1410 фунтов (640 кг) или 1800 фунтов (800 кг) в условиях перегрузки, с защитным вооружением, состоящим из одиночных 7,5-мм пулеметов MAC 1934 в спинной и подфюзеляжной установках и четырех фиксированных орудий, стреляющих вперед, в носовой части. [ 8 ] Доработанный самолет ДБ-7 совершил первый полет 17 августа 1939 года. [ 9 ]
В 1939 году USAAC решил, что новый бомбардировщик лучше всего соответствует требованиям к ударному бомбардировщику, который был обновлен в 1938 году по сравнению с теми, которые дали начало модели 7B, и в июне 1939 года заказал 186 самолетов с двигателями Wright . Двигатели Р-2600 Твин-Циклон под обозначениями А-20 и А-20А (при этом А-20 имеют двигатели Р-2600-7 с турбонаддувом мощностью 1700 л.с. (1300 кВт) и А-20А с наддувом 1600 л.с. (1200 кВт) [ 10 ] двигатели Р-2600-3 или -11). У них было более крупное вертикальное оперение, чтобы справиться с возросшей мощностью двигателей Райта, более длинный нос, чтобы дать больше места для бомбардира/штурмана, и нести больше топлива. [ 11 ] Самолеты с двигателями Р-2600 также оказались популярными на экспорт: в октябре 1939 года Франция заказала 100 DB-7A с двигателем R-2600, но с коротким носом, как у DB-7, и 480 длинноносых DB-73, эквивалентных А-20А в апреле 1940 года, Великобритания заказала 300 DB-7B, что снова эквивалентно А-20А в феврале и апреле 1940 года. [ 11 ]
В отчете Британского экспериментального института самолетов и вооружения (AAEE) в ВВС Великобритании в Боскомб-Дауне летчики-испытатели резюмировали его так: «не имеет недостатков, его очень легко взлетать и приземляться... Самолет представляет собой определенное преимущество в конструкция органов управления полетом... чрезвычайно приятно летать и маневрировать». [ 12 ] Бывшие пилоты часто считают его своим любимым самолетом войны из-за возможности перебрасывать его, как истребитель. [ 13 ] Бомбардировщик/ночной истребитель «Дуглас» оказался чрезвычайно адаптируемым, нашел применение на каждом театре боевых действий и преуспел как настоящий «пилотный самолет». [ 14 ]
Когда 20 сентября 1944 года серийное производство DB-7 наконец закончилось, всего компания Douglas построила 7098 экземпляров. [ 15 ] и еще 380 от Boeing . Компания Douglas модернизировала свой завод в Санта-Монике , создав механизированную производственную линию по производству A-20 Havoc. Сборочная линия имела длину более мили (6100 футов), но, совершая петли взад и вперед, вписывалась в здание длиной всего 700 футов. На некоторых операциях человеко-часы сократились на 50%, а производство утроилось. [ 16 ]
Операционная история
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]Французский заказ предусматривал существенные модификации для соответствия французским стандартам, в результате чего появился вариант DB-7 (Douglas Bomber 7). У него был более узкий и глубокий фюзеляж , радиальные двигатели Pratt & Whitney R-1830-SC3-G мощностью 1000 л.с. (750 кВт), пушки французского производства и метрические приборы. В середине этапа поставки двигатели были заменены на Pratt & Whitney R-1830-S3C4-G мощностью 1100 л.с. (820 кВт). Французское обозначение было DB-7 B-3 (B-3 означает «трехместный бомбардировщик»).
DB-7 начали поставляться с производственной линии Дугласа в Эль-Сегундо, Калифорния , 31 октября 1939 года, а принятие закона «Cash and Carry» 4 ноября 1939 года позволило передать самолеты в Соединенных Штатах французам. который затем будет нести ответственность за доставку самолета. DB-7 были отправлены в Касабланку во Французской Северной Африке , где они были повторно собраны и испытаны перед передачей оперативным подразделениям Armée de l'Air . [ 17 ] [ 18 ] Когда немцы атаковали Францию и Нидерланды 10 мая 1940 года, около 70 DB-7 достигли Северной Африки, оснастив три эскадрильи (эскадрильи), которые были переброшены из Африки на материковую часть Франции в ответ на нападение Германии. Они совершили около 70 боевых вылетов против наступающих немцев во время битвы за Францию , при этом было потеряно не менее восьми самолетов, но до наступления перемирия уцелевшие самолеты были эвакуированы в Северную Африку, чтобы избежать захвата. [ 18 ] Здесь они попали под контроль правительства Виши и ненадолго вступили в бой с союзниками во время операции «Факел» — вторжения союзников во французскую Северную Африку в ноябре 1942 года. [ 18 ]
После того, как французские войска в Северной Африке присоединились к союзникам, DB-7 использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов и были заменены в передовых эскадрильях на Martin B-26 Marauders . Эскадрилья Свободной Франции I/120 Lorraine , находившаяся под контролем британских ВВС, базировалась в Англии и была перевооружена в 1943 году на Boston IIIA, а затем на Boston IV. Он входил в состав 2-й группы Королевских ВВС , а затем Вторых тактических воздушных сил и совершал многочисленные налеты на цели в континентальной Европе. [ 19 ] [ 20 ]
В конце 1944 — начале 1945 года несколько уцелевших бывших французских DB-7 были переброшены на материковую часть Франции, где они участвовали в боевых действиях против оставшихся изолированных немецких очагов на западном побережье . [ 19 ]
Британское Содружество
[ редактировать ]После падения Франции все еще оставалось значительное количество DB-7, которые еще не были доставлены в Воздушную армию. Оставшаяся часть заказа, которая должна была быть доставлена во Францию, вместо этого была принята Великобританией через Британскую комиссию по закупкам . В ходе войны 24 эскадрильи «Бостонов» действовали в Британии, Средиземноморье и Северной Африке. [ нужна ссылка ]
Первоначально французы намеревались использовать DB-7 в качестве тактического штурмовика ближнего действия, но его дальность полета была слишком мала, чтобы британские ВВС могли использовать их в качестве легких бомбардировщиков против немецких целей в Европе. Королевские ВВС отчаянно нуждались в любом самолете, пригодном для ночных боев и борьбы с нарушителями. Первые боевые действия этого типа в ВВС Великобритании начались в начале 1941 года, когда 181 Бостон Mk II начали использоваться в качестве ночных истребителей и самолетов-нарушителей. [ 21 ] Существовало две базовые версии Havoc I: версия Intrumer (застекленная носовая часть, пять 0,30-дюймовых пулеметов и 2400 фунтов бомб) и версия Night Fighter ( радар AI Mk.IV и восемь 0,30-дюймовых пулеметов).
Некоторые Havoc были переоборудованы в самолеты Turbinlite , в которых носовая часть была заменена мощным прожектором. Самолет Turbinlite будет наведен на вражеский самолет с помощью наземного радиолокационного контроля . Затем оператор бортового радара направлял пилота до тех пор, пока он не смог осветить противника. В этот момент Hawker Hurricane , сопровождающий самолет Turbinlite. в атаку должен был отправиться истребитель [ 22 ] В начале 1943 года турбинлитовые эскадрильи были расформированы. [ 23 ]
Все французские DB-7A, улучшенная версия DB-7, были доставлены в ВВС Великобритании, где им дали название Havoc II и переоборудовали в ночные истребители. В конце концов Британская закупочная комиссия заказала британскую версию под названием DB-7B, а ВВС Великобритании назвали ее Boston III. Бостон III был первым, кто эксплуатировался в составе ВВС Великобритании в качестве легкого бомбардировщика. Они поставлялись в эскадрильи Великобритании и Ближнего Востока (позже переведены на базы в Италии), заменив Bristol Blenheims . Их первый налет состоялся в феврале 1942 года. Многие Boston III были модифицированы в самолеты Turbinlite или Intrumer. [ нужна ссылка ]
Советский Союз
[ редактировать ]По ленд-лизу советские войска получили более двух третей изготовленных вариантов А-20Б и значительную часть вариантов G и H. А-20 был самым многочисленным иностранным самолетом в арсенале советских бомбардировщиков. Советские ВВС имели больше А-20, чем ВВС США . [ 24 ]
Их доставили по АЛСИБ авиапаромному маршруту (Аляска-Сибирь). Боевое крещение самолет прошел в конце июня 1942 года. Советы были недовольны четырьмя пулеметами Браунинг 30-го калибра, способными производить 600 выстрелов на ствол в минуту, и заменили их более скорострельными 7,62-мм ( 0,300 дюйма) калибра ШКАС , способный производить до 1800 выстрелов на ствол в минуту. Летом 1942 года «Бостоны» совершали рейды на сверхмалых высотах против немецких конвоев, хорошо защищенных зенитной артиллерией. Атаки производились с высоты всего 33 фута (10 м), и авиаполки понесли тяжелые потери. [ 24 ]
К середине 1943 года советские летчики были знакомы с А-20Б и А-20С. По общему мнению, самолет был слишком мощным и поэтому быстрым и маневренным. Он мог совершать крутые виражи с углом крена до 65°, а трехопорное шасси облегчало взлет и посадку. На этом типе могли летать даже экипажи с минимальной подготовкой. Двигатели были надежными, но чувствительными к низким температурам, поэтому советские инженеры разработали специальные кожухи, предохраняющие ступицы винтов от замерзания. [ 25 ]
Некоторые из этих самолетов были вооружены фиксированными вперед пушками и добились определенных успехов в качестве штурмовиков.
К концу войны в СССР было поставлено 3414 А-20, из них 2771 использовался в советских ВВС. [ 24 ]
Нидерланды
[ редактировать ]В октябре 1941 года правительство Нидерландов в изгнании заказало 48 самолетов DB-7C для использования в Голландской Ост-Индии . Поставка была запланирована на май 1942 года, но из-за отчаянной ситуации правительство США согласилось заранее перенаправить 32 самолета DB-7B Boston III в Голландскую Ост-Индию. [ 26 ]
Первые шесть были доставлены кораблем в феврале 1942 года. [ нужна ссылка ] Для участия в акции успели собрать только один самолет. [ нужна ссылка ] Японцы захватили оставшиеся самолеты поставки, и по крайней мере один был отремонтирован и позже испытан Императорской японской армией . [ 27 ]
Австралия
[ редактировать ]Следующие 22 DB-7B, которые должны были быть доставлены в Ост-Индию, были переданы Королевским ВВС Австралии. [ 28 ] Они служили в составе 22-й эскадрильи RAAF и воевали в Ост-Индии с сентября 1942 года. Бостоны RAAF принимали участие в битве на море Бисмарка и в атаках на большой японский конвой, направлявшийся в сторону Лаэ .
Несколько самолетов A-20A/C/G прибыли из США в сентябре 1943 года. К ноябрю 1944 года 22-я эскадрилья должна была быть переброшена на Филиппины. Тринадцать «Бостонов» были уничтожены на земле во время японского рейда на Моротай . Эскадрилья была отведена в Ноемфур , где была перевооружена на Bristol Beaufighters, прежде чем вернуться в бой. [ 28 ] Выжившие бостонцы были заняты транспортом, доставкой почты и связью.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В 1940 году безразличие американских военных к этому типу было преодолено усовершенствованиями, внесенными для ВВС Франции и Британского Содружества.
USAAC были впечатлены высоким соотношением мощности и веса А-20А и простотой управления. Было заказано два варианта траншем из более чем 200 самолетов: А-20 для высотных дневных бомбардировок и А-20А для полетов на малых и средних высотах. [ 29 ] Предполагалось, что высотный вариант будет оснащен с турбонаддувом двигателями Wright R-2600-7 ; после того, как у прототипа возникли технические проблемы, USAAC изменило свой заказ, и в начале 1941 года на вооружение поступила первоначальная партия из 123 А-20А (с менее мощными двигателями R-2600-3) и 20 А-20 (R-2600-11). . [ 30 ] Еще 59 самолетов из этого первого заказа были получены как ночные истребители Р-70 с двигателями Р-2600-11 с двухступенчатым наддувом. [ 31 ]
А-20В, еще один вариант высотного бомбардировщика, лишенный тяжелой брони и самоуплотняющихся топливных баков, получил от USAAC значительный заказ: 999 самолетов (хотя две трети из них были экспортированы в СССР). [ 32 ] Учитывая уроки Тихого океана, ВВС США заказали A-20G в июне 1942 года. [ 33 ]
Тихий океан
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2022 г. ) |
Основная партия DB-73, первоначально предназначавшаяся для Франции, была сохранена правительством США и преобразована в боевую конфигурацию A-20C/G. ВВС США получили 356 самолетов, большинство из которых эксплуатировались 5-й воздушной армией на юго-западном Тихоокеанском театре военных действий . [ 34 ] Когда началась война, 27-я бомбардировочная группа (без А-20А) находилась в процессе отправки на Филиппины, где она должна была быть восстановлена в составе А-20, но первой боевой единицей, участвовавшей в реальных боевых действиях, была 89-я бомбардировочная эскадрилья, начавшая боевые действия в Новой Гвинее 31 августа 1942 года.
В начале 1944 года в Новую Гвинею были отправлены 312-я и 417-я бомбардировочные группы, оснащенные А-20G. Большинство самолето-вылетов совершалось на малых высотах, поскольку японские зенитные артиллерийские орудия были не такими смертоносными, как немецкие, и вскоре выяснилось, что в бомбовом наводчике нет особой необходимости. Следовательно, наводчик бомбы был заменен дополнительными пулеметами, установленными в обтекаемой носовой части. А-20Г были идеальным оружием для точечных ударов по самолетам, ангарам и складам снабжения. Действуя строем, их тяжелая передовая огневая мощь могла сокрушить корабельную противовоздушную оборону, а на уровне волны (напоминая запуск торпеды) они могли сбрасывать свои бомбы в борта транспортов и эсминцев со смертельным эффектом. [ 35 ] Кроме того, капитаны небольших японских эскортов (например, эсминцев) предположили, что приближающиеся самолеты совершают торпедные заходы, и развернули свои корабли носом к самолету, защищающемуся, что сделало обстрел гораздо более разрушительным для небронированных эскортов и часто оставляло их. еще более уязвимы для последующих «бомбардировок». [ нужна ссылка ]
После новогвинейской кампании эскадрильи А-20 перебрались на Филиппины. В 1944 году три полные группы А-20 по четыре эскадрильи принимали активное участие в кампании, которая привела к вторжению на Лусон . [ 36 ] После того, как Филиппины были взяты под контроль, А-20 атаковали японские цели на Формозе. [ 37 ]
Первая эскадрилья ночных истребителей, использовавшая в бою P-70, базировалась на Хендерсон-Филд для перехвата высотных японских ночных рейдеров. 418-я и 421-я эскадрильи ночных истребителей некоторое время летали на P-70 в Новой Гвинее. Во время войны на Тихом океане P-70 сбили только два самолета, поскольку их характеристики были недостаточно хороши для перехвата японских ночных рейдеров, и их заменили на Northrop P-61 Black Widows . как можно скорее [ 38 ]
Европа и Средиземноморье
[ редактировать ]В Европе экипажи А-20 USAAF выполнили свои первые боевые вылеты в составе подразделений RAF. 4 июля 1942 года 12 экипажей 15-й бомбардировочной эскадрильи стали первыми военнослужащими 8-й воздушной армии, вступившими в бой. Они летали на «Бостонах», принадлежащих 226-й эскадрилье Королевских ВВС, с баз в Англии, выполняя задания против вражеских аэродромов в Нидерландах. [ 39 ]
А-20 USAAF были направлены в Северную Африку и совершили свой первый боевой вылет из Юкс-ле-Бен, Алжир , в декабре 1942 года. Они оказывали ценную тактическую поддержку союзным наземным войскам, особенно во время и после битвы при Кассеринском перевале . Во время североафриканской кампании многие А-20 были оснащены дополнительными пулеметами, стреляющими вперед. После капитуляции Германии в Тунисе А-20 перебрались на базы в Италии, Корсике , Франции, а затем вернулись в Италию в январе 1945 года. [ 35 ]
Четыре эскадрильи ночных истребителей P-70 были отправлены в Северную Африку в 1943 году. Когда они прибыли, они эксплуатировали ночные истребители Bristol Beaufighter. Позже 427-я эскадрилья ночных истребителей была переброшена в Италию, но эскадрилья заменила свои P-70 на Northrop P-61 Black Widows, и поэтому ни одна эскадрилья ночных истребителей не использовала свои P-70 в боях в Европе. [ 38 ]
Тем временем в Англии три бомбардировочные группы, оснащенные А-20, были приписаны к 9-й воздушной армии и вступили в строй в 1944 году. потери были слишком велики, и тактику изменили на рейды среднего уровня. После поддержки наступления союзных войск во Францию до конца 1944 года все подразделения перешли на Douglas A-26 Invader . [ 35 ] Reconnaissance Havocs присоединилась к 9-й воздушной армии в 1944 году. Ее 155-я фотографическая эскадрилья (ночная) получила F-3A для ночных фотографических операций. [ 40 ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2017 г. ) |
Варианты
[ редактировать ]- Бостон I и II
- Королевские ВВС согласились взять на себя остаток французского заказа, который был перенаправлен в Великобританию, и бомбардировщикам было присвоено служебное наименование «Бостон» с дальнейшим обозначением « Марк I » или «Марк II» в соответствии с предыдущим или более поздний тип двигателя.
- Хаос Мк I
- «Бостон» обычно считался непригодным для использования ВВС Великобритании, поскольку его дальность действия была слишком ограничена для дневных налетов на Германию. Многие из Boston Mk II, а также некоторые Mk Is с модернизированным двигателем были переоборудованы для работы в ночное время - либо как нарушители с бомбами массой 2400 фунтов (1100 кг), либо как ночные истребители с AI Mk. IV радар . Эти самолеты Havoc Mk I оказались недостаточно мощными и были заменены на De Havilland Mosquito . Всего в Havocs был переоборудован 181 Бостон. В ходе рейдов по пресечению злоумышленники Havoc нанесли значительный ущерб немецким объектам.
- Хаос-Пандора
- Двадцать Havoc были переоборудованы в самолеты-нарушители, несущие длинную воздушную мину (LAM) - заряд взрывчатого вещества, который тянулся по длинному тросу на пути вражеского самолета в надежде поразить его. Испытания, проведенные с использованием одного Handley Page Harrows, сбрасывающего LAM в поток немецких бомбардировщиков, не увенчались успехом, и Havocs были переоборудованы обратно в истребители Mk I.
- Хаос I Турбинлайт
- Havoc I был установлен прожектор мощностью 2,7 миллиона свечей ; В носовой части [ 41 ] аккумуляторы для него переносились в бомбоотсеке. В хвостовой части фюзеляжа сидел оператор радара. Они были безоружны и должны были освещать цели для сопровождающих Hawker Hurricane истребителей . Всего был переоборудован 31 самолет. Они устарели из-за высокопроизводительных истребителей, которые могли нести собственный радар.
- ДБ-7/Хаос I
- Первоначальный французский вариант, оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1000 л.с. (750 кВт). Из 270 заказанных DB-7 116 были приняты французами до перемирия.
- ДБ-7А/Хавок II
- Французская закупочная комиссия заказала еще 100 бомбардировщиков, которые будут оснащены двигателями Wright R-2600-A5B Twin Cyclone мощностью 1600 л.с. (1200 кВт) - той же базовой конструкцией двигателя, которая используется в компании North American Aviation современном среднем бомбардировщике B-25 . Эти самолеты DB-7 были обозначены компанией Douglas Aircraft как DB-7A . Ни один из них не был доставлен до падения Франции, и вместо этого они были отправлены в Великобританию. Они были преобразованы в ночные истребители путем добавления 12 пулеметов калибра 0,303 дюйма в носовой части и дополнительных топливных баков. Их максимальная скорость на больших высотах составляла 344 миль в час (550 км/ч). Всего в качестве Турбинлитов недолгое время использовалось 39 самолетов.
- DB-7B/Бостон III
- DB -7B была первой партией этой модели, заказанной непосредственно для Королевских ВВС . Это было сделано в феврале 1940 года. Они оснащались теми же двигателями, что и ДБ-7А, но с лучшей бронезащитой . Важно отметить, что у них были топливные баки большего размера, и они подходили для использования ВВС Великобритании в качестве легких бомбардировщиков. Это была партия, которой впервые было присвоено название «Бостон», но поскольку DB-7, предназначавшиеся для Франции, поступили на вооружение Королевских ВВС первыми, самолеты этого заказа получили название Boston Mk III . Среди других боевых задач они принимали участие в атаках на немецкие военные корабли «Шарнхорст» , «Гнейзенау» и «Принц Ойген» во время их броска через Ла-Манш (операция «Цербер») и рейде на Дьепп («Операция «Юбилей»). Было произведено и поставлено триста «Бостон III», некоторые из них были переоборудованы для использования в качестве ночных истребителей.
- ДБ-73
- Вариант DB-7B/Boston III, построенный по заказу правительства Франции и оснащенный французскими приборами и дополнительным оборудованием; из 480 заказанных Францией DB-73 240 были построены по лицензии компанией Boeing в Сиэтле. [ 42 ] Ни один из них не был поставлен, из-за падения Франции блок DB-73 был заказан Королевскими ВВС после переоборудования в конфигурацию Boston III. После вторжения Германии в Советский Союз СССР был поставлен 151 ДБ-73. После атаки японцев на Перл-Харбор еще 356 DB-73 были приняты на вооружение USAAF, которые передали 22 Королевским ВВС Австралии (RAAF) для использования на театре военных действий в юго-западной части Тихого океана . Австралийские источники обычно указывают эти самолеты как DB-7B. [ 34 ]
- ДБ-7С
- Это была версия ВВС Голландской Индии, предназначенная для службы в Голландской Ост-Индии, но японское завоевание Ост-Индии было завершено еще до того, как они были доставлены. Часть этого заказа застряла в Австралии в так называемом «потерянном конвое», а первые 31 Бостон были собраны на авиабазе Ричмонд в Новом Южном Уэльсе и эксплуатировались 22-й эскадрильей RAAF во время кампании против Буны , Гоны и Лаэ. , Новая Гвинея. Сборка этих 31 бомбардировщика была затруднена тем, что их руководства и приборные панели были напечатаны на голландском языке . Остальная часть этого заказа была отправлена в Советский Союз, который получил 3125 самолетов серии Douglas DB-7. [ 13 ]
- Когда поставки в Великобританию наконец возобновились, они были доставлены по условиям программы ленд-лиза. Эти самолеты на самом деле представляли собой переоборудованные A-20C, известные как Boston IIIA .
- А-20
- Первоначальное безразличие американцев к модели 7B было преодолено усовершенствованиями, внесенными для французов и британцев, и Воздушный корпус армии США заказал две модели: А-20 для бомбардировок на больших высотах и А-20А для бомбардировок на малых и средних высотах. бой. [ 44 ] Оба были похожи на ДБ-7Б. А-20 должен был быть оснащен двигателями Wright R-2600-7 с турбонаддувом , но они были громоздкими, а у прототипа были проблемы с охлаждением. [ 30 ] так остальные комплектовались двухступенчатыми с наддувом Р-2600-11,59 как Р-70 истребители [ 31 ] и 3 как самолет-разведчик F-3 . Один А-20 был оценен ВМС США как BD-1 , а Корпус морской пехоты США летал восемью как BD-2 . [ 32 ]
- А-20А
- Армия США заказала 123 А-20А с двигателями Р-2600-3 и еще 20 с более мощными Р-2600-11. [ 45 ] Они поступили на вооружение весной 1941 года. Армии понравился А-20А из-за его хороших характеристик и отсутствия недостатков в управляемости. Девять из них были переданы RAAF в 1943 году. USAAF использовало британское название Havoc для A-20A, а RAAF называло их «Бостонами».
- А-20Б
- А -20В получил первый по-настоящему крупный заказ от армейской авиации: 999 самолетов. Они напоминали ДБ-7А, а не ДБ-7Б, без самоуплотняющихся топливных баков и с легкой броней. [ 32 ] и ступенчатые, а не наклонные остекления в носах. [ 46 ] На практике 665 из них были экспортированы в Советский Союз , поэтому только около трети из них служили в ВВС США. [ 32 ]
- А-20С
- А -20С был попыткой разработать стандартную международную версию DB-7/A-20/Boston, выпускавшуюся с 1941 года. Он вернулся к наклонному носовому стеклу и имел саморегулирующиеся двигатели RF-2600-23. герметизация топливных баков и дополнительная защитная броня. Они были оборудованы для перевозки внешней воздушной торпеды массой 2000 фунтов (910 кг) . Всего для Великобритании и Советского Союза было построено 948 самолетов, но многие из них были сохранены ВВС США после нападения Японии на Перл-Харбор. Советские А-20 часто оснащались башнями отечественной конструкции. [ 47 ]
- А-20Д
- Предлагался облегченный вариант с двигателями Р-2600-7 и несамоуплотняющимися топливными баками. Непостроенный. [ 48 ]
- А-20Г
- A -20G , поставленный с февраля 1943 года, будет самым массовым из всей серии: построено 2850 самолетов. Застекленный нос был заменен сплошным носом, содержащим четыре 20-мм (0,79 дюйма) пушки Hispano и два пулемета M2 Browning калибра 0,50 дюйма . После первой партии из 250 единиц менее точные пушки были заменены на большее количество пулеметов. После того, как было построено 750 самолетов, была установлена турель с механическим приводом, оснащенная двумя пулеметами калибра 0,50 дюйма, в результате чего фюзеляж стал шире на 6 дюймов (15 см), а подфюзеляжная туннельная пушка была заменена с 0,30 дюйма на еще .50 в Браунинге. Силовые установки представляли собой две Р-2600-23 мощностью по 1600 л.с. (1200 кВт). [ 49 ] Многие А-20Г были поставлены в Советский Союз. Американские A-20G использовались в вылетах на малых высотах на театре военных действий в Новой Гвинее.
- А-20Н
- A -20H был таким же, как A-20G, но имел двигатель R-2600-29 мощностью 1700 л.с. (1270 кВт). Их было построено 412 штук. Взлетная масса была увеличена до 24 170 фунтов (10 960 кг).
- ЗБ-20Н
- В 1948 году последний уцелевший A-20H на вооружении США был переименован в B-20 с устранением категории «A, обозначающий атаку», и получил приставку «Z» как устаревший. [ 50 ]
- А-20J/Бостон IV
- На A -20J был установлен дополнительный бомбардир в удлиненной носовой части из акрилового стекла . Они предназначались для руководства бомбардировочными формированиями, при этом следующие стандартные А-20 сбрасывали бомбы по сигналу лидера. Всего было построено 450 машин, из них 169 для ВВС Великобритании, которые с лета 1944 года получили обозначение Boston Mk IV.
- A-20K/Boston V
- A -20K (Boston Mk V на языке британских ВВС) был последней серийной версией серии A-20, такой же, как A-20J, за исключением R-2600-29 вместо -23.
- П-70
- В октябре 1940 года USAAC почувствовал потребность в истребителях дальнего действия больше, чем в ударных бомбардировщиках. В результате шестьдесят серийных А-20 были переоборудованы в ночные истребители Р-70, поставленные к сентябрю 1942 года. Они были оснащены радаром SCR-540 (копия британского AI Mk IV), остекленной носовой частью часто окрашивался в черный цвет, чтобы уменьшить блики и скрыть детали радара, и имел четыре 20-мм (0,79 дюйма) пушки, стреляющие вперед, каждая по 120 снарядов, в лотке в нижней части. часть бомбового отсека, а в верхней части находился дополнительный топливный бак емкостью 250 галлонов США (950 л; 210 имп галлонов). В 1943 году в период с июня по октябрь 13 А-20С и 51 А-20Г были переоборудованы в Р-70А . Отличия заключались в вооружении: пакет 20-мм пушек был заменен на носовую часть пушки А-20Г с установленными шестью пушками калибра .50, в бомбоотсеке размещалась радиолокационная установка СКР-540 со спаренной вертикальной плоскостью. дипольная приемопередающая антенна «наконечник стрелы», выступающая между носовыми пушками. Дальнейшие варианты P-70 производились на базе вариантов A-20G и J. Уникальный планер На P-70B-1 (переоборудованном из A-20G) и последующих P-70B-2 (переоборудованных из A-20G и J) был установлен американский сантиметровый радар (SCR-720 или SCR-729). P-70 и P-70A участвовали в боях только на Тихом океане во время Второй мировой войны и только в ВВС США. Самолеты P-70B-1 и P-70B-2 никогда не участвовали в боевых действиях, но служили в качестве инструкторов экипажей ночных истребителей в США во Флориде, а затем в Калифорнии. К 1945 году все P-70 были сняты с вооружения.
- Ф-3А
- F-3A представлял собой переоборудование сорока шести моделей A-20J и K для ночной фоторазведки (F-3 представлял собой три модификации оригинального A-20). Этот вариант использовался на Европейском театре военных действий 155-й фоторазведывательной эскадрильей, которая начала свое развертывание как 423-я эскадрилья ночных истребителей. 423-я дивизия была преобразована в 155-ю фоторазведывательную эскадрилью отчасти из-за знания тактики ночных истребителей, которую можно было использовать для защиты от немецкой авиации. Хотя вооружение было снято, сохранился экипаж из трех человек, состоящий из пилота, наблюдателя и штурмана. Первым самолетом союзников, приземлившимся в Итадзуке, Япония, после капитуляции в августе 1945 года, был F-3A. [ нужна ссылка ]
- БД-1
- Один А-20А был куплен в 1940 году ВМС США для оценки использования Корпусом морской пехоты США. У ВМФ и морской пехоты не было приоритета в производстве, поэтому БД не был принят на вооружение.
- БД-2
- В 1942 году восемь бывших армейских А-20В были переданы ВМС США для использования в качестве высокоскоростных буксиров-мишеней. Несмотря на добавление оборудования для буксировки целей, снятие всего вооружения и возможность нести бомбы, самолеты по-прежнему имели обозначение BD в последовательности «Бомбардировщик». Их сняли с вооружения в 1946 году.
- О-53
- Наблюдательно-разведывательная версия А-20Б с двумя двигателями Р-2600-7 мощностью 1700 л.с. (1300 кВт). Первоначальный заказ на 1489 самолетов был отменен, и ни один из них не был построен.
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]По состоянию на 2022 год три А-20 находятся в летном состоянии. Все они являются вариантами G и зарегистрированы в США. [ нужна ссылка ]
Последний из 7478 построенных А-20 (вариант K) был построен в сентябре 1944 года. Перед окончанием войны этот тип был заменен в некоторых военно-воздушных силах такими типами, как Douglas A-26 (USAAF), Bristol Beaufighter (RAAF). ) и de Havilland Mosquito (RAF). Возможно, последним существенным пользователем была Força Aérea Brasileira , которая сняла с вооружения А-20 только в конце 1950-х годов.
Количество планеров быстро сокращалось. К началу 1960-х годов во всем мире существовало всего шесть полных А-20. С тех пор это число медленно росло с открытием мест крушения в Тихом океане и Восточной Европе.
Технические характеристики (А-20Г-20-ДО)
[ редактировать ]Данные самолетов McDonnell Douglas с 1920 года: Том I, [ 51 ] Боевой самолет Джейн времен Второй мировой войны. [ 52 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 47 футов 11 + 7 ⁄ 8 дюймов (14,63 м)
- Размах крыльев: 61 фут 3,5 дюйма (18,68 м)
- Высота: 18 футов 1 + 1 ⁄ 2 дюйма (5,52 м)
- Площадь крыла: 464 кв. футов (43,1 м 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 23018 ; совет: NACA 23009 [ 53 ]
- Пустой вес: 16 031 фунт (7 272 кг)
- Полная масса: 24 127 фунтов (10 944 кг)
- Запас топлива: 400 галлонов США (330 имп галлонов; 1500 л), нормальный объем.
- 300 галлонов США (250 имп галлонов; 1100 л) в дополнительном внешнем баке
- 676 галлонов США (563 имп галлона; 2560 л) в четырех дополнительных вспомогательных баках в бомбоотсеке.
- Силовая установка: 2 Wright R-2600-23 Twin Cyclone с воздушным охлаждением мощностью 1600 л.с. (1200 кВт) каждый. 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hamilton-Standard Hydromatic, диаметром 11 футов 3 дюйма (3,43 м), с постоянной скоростью и с полным флюгированием.
Производительность
- Максимальная скорость: 317 миль в час (510 км/ч, 275 узлов) на высоте 10 700 футов (3300 м)
- 325 миль в час (282 узла; 523 км / ч) на высоте 14 500 футов (4400 м)
- Крейсерская скорость: 280 миль в час (450 км/ч, 240 узлов) на высоте 14 000 футов (4300 м).
- Скорость сваливания: 98 миль в час (158 км/ч, 85 узлов)
- Диапазон: 945 миль (1521 км, 821 миль)
- Перегоночная дальность: 2300 миль (3700 км, 2000 морских миль)
- Практический потолок: 23 700 футов (7 200 м)
- Скорость набора высоты: 2000 футов/мин (10 м/с).
- Время набора высоты: 10 000 футов (3 000 м) за 8 минут 48 секунд.
- Нагрузка на крыло: 52 фунта/кв. футов (250 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,141 л.с./фунт (0,232 кВт/кг)
Вооружение
- Оружие:
- 6 фиксированных вперед стреляющих пулеметов Браунинг калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) в носовой части.
- 2 пулемета Браунинг 0,5 дюйма (12,7 мм) в спинной башне
- 1 гибкий пулемет Браунинг диаметром 0,5 дюйма (12,7 мм), установленный за бомбовым отсеком.
- Ракеты:
- 4 трехтрубные Т30/М10 ракетные установки
- Бомбы: 4000 фунтов (1800 кг)
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]«Путь к звездам» , также известный как «Джонни в облаках» , — военный драматический фильм 1945 года, снятый компанией Two Cities Films и выпущенный United Artists, в котором заметное место занимают Королевские ВВС Бостона. [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Дорнье До 215
- Фоккер Дж.И.
- Кавасаки Ки-48
- Мартин Балтимор
- Мартин Мэриленд
- Мессершмитт Bf 110
- Митсубиси Ки-67
- Petlyakov Pe-2
Связанные списки
- Список самолетов ВВС Франции во время Второй мировой войны
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов Королевских ВВС Австралии
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Советского Союза и СНГ
- Список военных самолетов США
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Паркер 2013, стр. 11, 18–19.
- ^ Крик, Даррен. «RAAF A28 Douglas A-20A/C/G Бостон». Архивировано 6 декабря 2013 г. в Wayback Machine ADF, серийные номера самолетов , 2009 г., дата обращения: 24 января 2013 г.
- ^ Франсильон 1979, с. 281.
- ^ Баугер, Джо (29 мая 1998 г.). «Douglas A-20 Havoc — Глава 1, прототип модели 7B» . Западный университет . Архивировано из оригинала 16 мая 2006 года . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Суонборо Грин и энтузиаст авиации , май – август 1988 г., стр. 26–27.
- ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1979, с. 283.
- ^ Перейти обратно: а б Суонборо Грин и энтузиаст авиации , май – август 1988 г., стр. 25, 27.
- ^ Франсильон 1979, стр. 284, 307.
- ^ Франсильон 1979, с. 284.
- ^ «Обозначения моделей авиационных двигателей ВВС США» . Командование авиационных средств ВВС США . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грин и энтузиаст авиации Суонборо , май – август 1988 г., стр. 27–28.
- ^ Ганн 1971, стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Винчестер 2005, с. 72.
- ^ Тейлор 1969, с. 489.
- ^ Associated Press, «Последний бомбардировщик Havoc, произведенный Дугласом», The San Bernardino Daily Sun , Сан-Бернардино, Калифорния, среда, 27 сентября 1944 года, том 51, страница 7.
- ^ Паркер 2013, стр. 7–13, 16, 18–19.
- ^ Франсильон 1979, стр. 28, 297.
- ^ Перейти обратно: а б с Суонборо Грин и энтузиаст авиации , май – август 1988 г., с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1979, с. 297.
- ^ «Дуглас DB-7 на французской службе» . www.joebaugher.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Джонсон 2008, с. 37.
- ^ Йоксалл, Джон (17 марта 1949 г.), «3-я истребительная эскадрилья» (pdf) , Flight , том. Л.В., нет. 2099, с. 318 — из архива Flightglobal .
- ^ Уайт, например, «1459-й рейс и 538-я эскадрилья». Архивировано 9 июля 2011 г. в навигаторе Wayback Machine Nightfighter. Дата обращения: 1 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2008, с. 453.
- ^ Гордон 2008, с. 461.
- ^ «DB-7C для Нидерландской Ост-Индии» . www.joebaugher.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ «Дуглас Бостон» .
- ^ Перейти обратно: а б «Бостон на вооружении Королевских ВВС Австралии» . www.joebaugher.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Гебель 2021 , §2
- ^ Перейти обратно: а б Меско 1983 , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Меско 1983 , с. 48
- ^ Перейти обратно: а б с д Меско 1983 , с. 16
- ^ Гебель 2021 , §2
- ^ Перейти обратно: а б Крик, Даррен. «RAAF A28 Douglas A-20A/C/G Бостон». Архивировано 6 декабря 2013 г. в Wayback Machine ADF Aircraft Serial Numbers , 2009. Дата обращения: 24 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Служба А-20 в USAAF» . www.joebaugher.com . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Гесс 1979 , с. 71
- ^ Гесс 1979 , с. 72
- ^ Перейти обратно: а б «Дуглас П-70» . www.joebaugher.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ "Хронология ВВС Великобритании, 1942 год". Архивировано 6 декабря 2010 г. в Wayback Machine RAF. Проверено: 8 августа 2012 г.
- ^ «Дуглас Ф-3» . www.joebaugher.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Мавер 2011, стр.48.
- ^ Баугер, Джозеф Ф. «Дуглас DB-73». Штурмовики США , 2001 г., дата обращения: 24 января 2013 г.
- ^ TM9-395 4,5-дюймовая авиационная ракетная техника (PDF) . Военное министерство. 12 сентября 1944 г. стр. 4 - через Hyperwar Foundation.
- ^ Гебель 2021 , §2
- ^ Меско 1983 , с. 14
- ^ Гебель 2021 , §3
- ^ Винчестер 2005, с. 73.
- ^ Франсильон 1979, с. 291.
- ^ Суонборо Грин и энтузиаст авиации , май – август 1988 г., стр. 37–38.
- ^ "А-20." Архивировано 21 ноября 2008 г. на Wayback Machine USWarplanes.net. Проверено: 25 августа 2012 г.
- ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 269–295. ISBN 0870214284 .
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1989). Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны (изд. 1995 г.). Нью-Йорк: Военная пресса. п. 219в. ISBN 0517679647 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Отчеты Харрисона , обзор фильма; 24 ноября 1945 г., с. 186.
Библиография
[ редактировать ]- Франсильон, Рене Дж. МакДоннелл Дуглас Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN 0-370-00050-1 .
- Ганн, Гарри. Дуглас А-20 (от 7А до Бостона III) . Лондон: Профильные публикации, 1971.
- Гебель, Грег (1 сентября 2021 г.). «Дуглас А-20 Хэвок» . Воздушные векторы . Проверено 12 июля 2022 г.
- Гордон, Ефим. Советская авиация во Второй мировой войне . Хинкли Великобритания, Midland Publishing, 2008. ISBN 978-1-85780-304-4 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том четвертый: Истребители . Лондон: MacDonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (Шестое издание, 1969 г.). ISBN 0-356-01448-7 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители ВВС США, часть 2 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1978. ISBN 0-354-01072-7 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «A-20 Havoc: Дуглас «Великий»». Air Enthusiast , Тридцать шесть лет, май – август 1988 г., стр. 25–38, 55–60. ISSN 0143-5450
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Патнэм, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Хесс, Уильям Н. (1979). А-20 Хаос на войне . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Сыновья Чарльза Крибнера. ISBN 0-684-16453-1 .
- Джонсон, ER Американские штурмовики с 1926 года , Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, первое издание, 2008 г. ISBN 978-0-7864-3464-0 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Леде, Мишель (апрель 2002 г.). «Авиация союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (109): 17–21. ISSN 1243-8650 .
- Леде, Мишель (май 2002 г.). «Самолеты союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (110): 16–23. ISSN 1243-8650 .
- Мавер, Гранвилл Алан (2011). Дневник пилота «Спитфайра» . Дюрал, Новый Южный Уэльс: Издательство Розенбург. ISBN 9781921719189 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Меско, Джим (1983). А-20 Хаос в действии . Самолет 56. Кэрроллтон, Техас, США: Squadron/Signal Publications. ISBN 0-89747-131-8 .
- Паркер, Дана Т. Строительство Победы: производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны . Сайпресс, Калифорния, Dana T. Parker Books, 2013. ISBN 978-0-9897906-0-4 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Дуглас DB-7, A-20 Havoc и Boston (бомбардировщики) и Douglas DB-7, Havoc, P-70 (истребители)». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Томпсон, Скотт. Дуглас Хэвок и Бостон: серия DB-7 / A-20 (серия Crowood Aviation). Рамсбери, Великобритания: The Crowood Press, 2004. ISBN 978-1861266705 .
- Винчестер, Джим, изд. «Дуглас А-20 Бостон/Хавок». Самолеты Второй мировой войны (The Aviation Factfile) . Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN 1-84013-639-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- AeroWeb: Список уцелевших А-20 на выставке
- Реестр Warbird: Список A-20 Havocs, переживших военную службу
- Фотографии с самолетов: Douglas P-70 «39-736» Билла Пиппина.
- История A-20 Havoc, изображения и характеристики из справочника «Американские боевые самолеты 20-го века». Рэя Вагнера Архивировано 20 июля 2014 г. в Wayback Machine.
- Учебное видео Учебное видео времен Второй мировой войны по предполетной проверке, взлету, летным характеристикам и посадке А-20
- «Porcupine Squadron», Popular Science, статья об А-20, май 1942 г.. Архивировано 6 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- История эксплуатации 668-й бомбардировочной эскадрильи (416-я бомбардировочная группа (L)