Jump to content

Эвакуация мирного населения в Японии во время Второй мировой войны

Эвакуация школьников в августе 1944 года.

Около 8,5 миллионов японских гражданских лиц были вынуждены покинуть свои дома в период с 1943 по 1945 год в результате воздушных налетов на Японию со стороны ВВС США (USAAF) во время войны на Тихом океане . Эти эвакуации начались в декабре 1943 года как добровольная правительственная программа по подготовке главных городов страны к бомбардировкам путем эвакуации детей, женщин и стариков в сельские города. После того как в 1945 году американские бомбардировщики начали разрушать целые города, [1] еще миллионы мирных жителей бежали в сельскую местность.

До войны на Тихом океане и в первые годы этого конфликта японское правительство не уделяло особого внимания подготовке мер гражданской обороны на случай воздушных налетов на страну. Руководство, подготовленное для мирных жителей, призывало их оставаться в городах, подвергшихся нападению, для тушения пожаров от зажигательных налетов в составе соседских объединений. [2]

Серия поражений, понесенных японскими военными во второй половине 1942 и 1943 годов, привела к введению политики, направленной на защиту гражданского населения от воздушных атак. Эти меры предполагали начало атак на японские острова в случае захвата Марианских островов Соединенными Штатами. [3] В конце 1943 года правительство Японии разработало планы эвакуации второстепенного персонала из Токио , Нагои , Осаки и городов северного Кюсю . Премьер-министр Хидеки Тодзё первоначально выступал против реализации этих планов из-за ущерба, который они могли нанести моральному духу и сплоченности семьи, но в конечном итоге согласился, чтобы свести к минимуму потери среди гражданского населения. [1] Японский кабинет официально решил начать эвакуацию 15 октября 1943 года. [4]

Эвакуация

[ редактировать ]

В декабре 1943 года правительство запустило программу добровольной эвакуации, поощряя пожилых людей, детей и их матерей оставаться в домах друзей и родственников в сельской местности. Однако правительство оказало гражданскому населению небольшую помощь в эвакуации. [1] [5] Лишь немногие люди были эвакуированы до первого налета американских тяжелых бомбардировщиков на Японию, нападения на Явату , в июне 1944 года, после которого правительство призвало семьи эвакуировать своих детей. [5] В результате 459 тысяч детей и их родителей переехали к друзьям и родственникам. Для семей, не имеющих контактов в сельской местности, целые школьные классы эвакуировались группами в сопровождении учителей; к августу 1944 года 333 000 детей были переселены в сельскую местность, где они продолжили образование в гостиницах, храмах и других общественных зданиях. Еще 343 000 городских жителей были вынуждены покинуть свои дома после того, как они были снесены для создания противопожарных преград ; эти люди либо переехали в деревню, либо проживали во временном жилье недалеко от места работы. [1]

В 1945 году число эвакуированных сильно возросло; историк Томас Хэвенс написал, что перемещение японского гражданского населения из городов в последние месяцы войны было «одним из величайших миграций в истории». [6] После бомбардировки Токио 9–10 марта 1945 года все школьники третьего-шестого классов были вынуждены покинуть крупные города, и к началу апреля 87 процентов из них были переселены в сельскую местность. По мере продолжения американской кампании бомбардировок миллионы японских мирных жителей бежали из своих домов в сельские районы, что противоречило планам правительства по эвакуации. [1] К июню 1945 года миллионы японских мирных жителей остались без крова в результате воздушных налетов, а эвакуация выживших означала, что многие из оставшихся заводов не смогли найти достаточное количество рабочих. [7] В период с июня по август 1945 года американские бомбардировщики сбросили пропагандистские листовки над несколькими японскими городами, предупреждая о том, что они будут подвергаться бомбардировкам, и призывая мирное население к эвакуации; это убедило многих жителей городов покинуть город и снизило доверие общества к японской армии, а также убедило мирное население в том, что американцы пытаются свести к минимуму потери. [8] [9] В целом, 8,5 миллионов японских мирных жителей были перемещены в результате американских рейдов, в том числе 120 000 из 365 000 населения Хиросимы , которые эвакуировали город перед атомной бомбардировкой города в августе 1945 года. [10]

Проблемы эвакуированных студентов

[ редактировать ]

После того, как студенты были эвакуированы в сельскую местность или, по крайней мере, в города за пределами более крупных и промышленно развитых городов, многие студенты пошли работать на фабрики, где требовалась неквалифицированная рабочая сила в соответствии с официальной «Политикой трудовой мобилизации» и «Политикой мобилизации студентов». [11] В большинстве случаев ученики были настоящими добровольцами, которые коллективно обращались к своим учителям и директорам школ с просьбой разрешить им работать на заводах, которые могли их принять. Затем студенты поселились в общежитиях возле фабричного комплекса; Строгий распорядок дня гарантировал, что дети просыпаются, убираются в своих помещениях, едят, ходят на работу и обратно, а также имеют время для вечерней гигиены в группах. [12] Родители не хотели протестовать, потому что считалось, что финансируемые военными фабрики могут обеспечить детей более питательной пищей, а также потому, что такие протесты привлекли бы внимание тайной полиции и подозрения в нелояльности или подрывной деятельности. [13]

С лета 1944 года по февраль 1945 года школьницы работали в Кокуре или рядом с ней, создавая воздушные шары для перевозки бомб через Тихий океан, где они должны были взорваться в США. [14] [15] Девочки работали в две смены по 12 часов, и, вопреки их ожиданиям, еды было мало. Некоторые в конечном итоге страдали от недоедания . По оценкам одной участницы, через короткое время после окончания учебы весной 1945 года одна десятая часть ее одноклассников умерла, в то время как другие страдали от туберкулеза , невралгии , рахита и симптомов переутомления в результате воздействия химических веществ, используемых при изготовлении. воздушные шары. [15]

С другими проблемами столкнулись те дети, которые были слишком молоды, чтобы работать на фабриках, или были эвакуированы в районы, где не было фабрик, которые могли бы принять рабочих-студентов. Требования военных и строгая карточная система означали, что даже в сельской местности продуктов питания не хватало. [16] Переход из центра города в тихие, буколические города означал, что детей охватило чувство отчуждения, поскольку они столкнулись с незнакомой средой, растущим недовольством принимающих семей и насмешками со стороны местных детей, когда дело доходило до разницы в акцентах или невежестве. касающихся сельскохозяйственных задач. Один учитель, эвакуированный со своими учениками в 1945 году, вел дневник и отмечал постепенный сдвиг в повседневной деятельности от образования к сельскому хозяйству и к собирательству . К лету студенты даже готовились к возможному вторжению союзников в Японию , тренируясь сражаться бамбуковыми копьями и бросать камни в цели. Студенты проводили часть дня, возделывая сады, а иногда их отправляли добывать такие вещи, как кора глицинии , бамбука побеги или кора ; в другие дни делали древесный уголь и несли его с далекой горы; В классные задания входило написание писем солдатам на фронте. [17]

Послевоенный

[ редактировать ]

После окончания войны было приложено все усилия, чтобы сообщить детям, сколько членов их семей погибло в результате воздушных налетов. Родители стали пробираться в провинциальные города и забирать детей. Тем семьям, которые потеряли одного родителя или семейный дом, потребовалось больше времени, иногда недели, прежде чем они смогли найти ожидающего ребенка. Для детей, потерявших обоих родителей, а также всех братьев и сестер, могли пройти месяцы, прежде чем можно было найти двоюродного брата или дядю, который был бы готов принять ребенка. [18] Сироты, как и перемещенные ветераны, стали проблемой социального обеспечения и видимым символом поражения в послевоенный период. [19]

Культурные ссылки

[ редактировать ]

В 1967 году полуавтобиографический роман Акиюки Носака был опубликован под названием «Могила светлячков» ( 火垂るの墓 , Хотару но Хака ) . История основана на его опыте во время воздушного налета на Кобе в 1945 году и после него, когда он был эвакуирован. По книге, отмеченной наградами, был снят получивший признание критиков аниме -фильм «Могила светлячков» , снятый Исао Такахатой и выпущенный в Японии в 1988 году. [20] В фильме мальчик и его младшая сестра должны уехать жить к родственникам в деревню. Их тетя становится все более враждебной, пока дети не чувствуют себя вынужденными уйти. Им трудно найти еду, и они начинают страдать от недоедания . Фильм довольно нагляден, и борьба детей обычно вызывает у зрителей мощный эмоциональный отклик. «Могила светлячков» распространяется по всему миру на DVD. Позже эта история была адаптирована для двух игровых фильмов, которые транслировались в Японии по телевидению в 2005 и 2008 годах. В фильме 2005 года история была показана с точки зрения двоюродного брата детей, второстепенного персонажа аниме-фильма. [21] [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Дорогой и Фут (2005) , с. 484.
  2. ^ Хэвенс (1978) , стр. 155–156.
  3. ^ Хэвенс (1978) , с. 155.
  4. ^ Хэвенс (1978) , с. 161.
  5. ^ Перейти обратно: а б Дэниелс (1981) .
  6. ^ Хэвенс (1978) , с. 167.
  7. ^ Крэйвен и Кейт (1953) , с. 643.
  8. ^ Сас (2009) , с. 537.
  9. ^ Крэйвен и Кейт (1953) , стр. 656–657.
  10. ^ Крэйвен и Кейт (1953) , стр. 715, 755.
  11. ^ Хасимото (1995) .
  12. ^ Кондо (1977) .
  13. ^ Онуки-Тирни (2002) , с. 15.
  14. ^ Танака (1993) .
  15. ^ Перейти обратно: а б Такамизава (1995) .
  16. ^ Кук и Кук (1993) , с. 177.
  17. ^ Симидзу (1995) .
  18. ^ Дауэр (1999) , стр. 110–111.
  19. ^ Дауэр (1999) , стр. 61–64.
  20. ^ Эберт, Роджер (19 марта 2000 г.). «Могила светлячков (1988)» .
  21. ^ Хотару но хака (ТВ, 2005) на IMDb  Отредактируйте это в Викиданных
  22. ^ Надгробие светлячков (2008) на IMDb  Отредактируйте это в Викиданных

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 241eae6676d248aee920aba80a4e59ee__1721671860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/ee/241eae6676d248aee920aba80a4e59ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Evacuations of civilians in Japan during World War II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)