Эвакуация мирного населения в Японии во время Второй мировой войны
Около 8,5 миллионов японских гражданских лиц были вынуждены покинуть свои дома в период с 1943 по 1945 год в результате воздушных налетов на Японию со стороны ВВС США (USAAF) во время войны на Тихом океане . Эти эвакуации начались в декабре 1943 года как добровольная правительственная программа по подготовке главных городов страны к бомбардировкам путем эвакуации детей, женщин и стариков в сельские города. После того как в 1945 году американские бомбардировщики начали разрушать целые города, [1] еще миллионы мирных жителей бежали в сельскую местность.
Фон
[ редактировать ]До войны на Тихом океане и в первые годы этого конфликта японское правительство не уделяло особого внимания подготовке мер гражданской обороны на случай воздушных налетов на страну. Руководство, подготовленное для мирных жителей, призывало их оставаться в городах, подвергшихся нападению, для тушения пожаров от зажигательных налетов в составе соседских объединений. [2]
Серия поражений, понесенных японскими военными во второй половине 1942 и 1943 годов, привела к введению политики, направленной на защиту гражданского населения от воздушных атак. Эти меры предполагали начало атак на японские острова в случае захвата Марианских островов Соединенными Штатами. [3] В конце 1943 года правительство Японии разработало планы эвакуации второстепенного персонала из Токио , Нагои , Осаки и городов северного Кюсю . Премьер-министр Хидеки Тодзё первоначально выступал против реализации этих планов из-за ущерба, который они могли нанести моральному духу и сплоченности семьи, но в конечном итоге согласился, чтобы свести к минимуму потери среди гражданского населения. [1] Японский кабинет официально решил начать эвакуацию 15 октября 1943 года. [4]
Эвакуация
[ редактировать ]В декабре 1943 года правительство запустило программу добровольной эвакуации, поощряя пожилых людей, детей и их матерей оставаться в домах друзей и родственников в сельской местности. Однако правительство оказало гражданскому населению небольшую помощь в эвакуации. [1] [5] Лишь немногие люди были эвакуированы до первого налета американских тяжелых бомбардировщиков на Японию, нападения на Явату , в июне 1944 года, после которого правительство призвало семьи эвакуировать своих детей. [5] В результате 459 тысяч детей и их родителей переехали к друзьям и родственникам. Для семей, не имеющих контактов в сельской местности, целые школьные классы эвакуировались группами в сопровождении учителей; к августу 1944 года 333 000 детей были переселены в сельскую местность, где они продолжили образование в гостиницах, храмах и других общественных зданиях. Еще 343 000 городских жителей были вынуждены покинуть свои дома после того, как они были снесены для создания противопожарных преград ; эти люди либо переехали в деревню, либо проживали во временном жилье недалеко от места работы. [1]
В 1945 году число эвакуированных сильно возросло; историк Томас Хэвенс написал, что перемещение японского гражданского населения из городов в последние месяцы войны было «одним из величайших миграций в истории». [6] После бомбардировки Токио 9–10 марта 1945 года все школьники третьего-шестого классов были вынуждены покинуть крупные города, и к началу апреля 87 процентов из них были переселены в сельскую местность. По мере продолжения американской кампании бомбардировок миллионы японских мирных жителей бежали из своих домов в сельские районы, что противоречило планам правительства по эвакуации. [1] К июню 1945 года миллионы японских мирных жителей остались без крова в результате воздушных налетов, а эвакуация выживших означала, что многие из оставшихся заводов не смогли найти достаточное количество рабочих. [7] В период с июня по август 1945 года американские бомбардировщики сбросили пропагандистские листовки над несколькими японскими городами, предупреждая о том, что они будут подвергаться бомбардировкам, и призывая мирное население к эвакуации; это убедило многих жителей городов покинуть город и снизило доверие общества к японской армии, а также убедило мирное население в том, что американцы пытаются свести к минимуму потери. [8] [9] В целом, 8,5 миллионов японских мирных жителей были перемещены в результате американских рейдов, в том числе 120 000 из 365 000 населения Хиросимы , которые эвакуировали город перед атомной бомбардировкой города в августе 1945 года. [10]
Проблемы эвакуированных студентов
[ редактировать ]После того, как студенты были эвакуированы в сельскую местность или, по крайней мере, в города за пределами более крупных и промышленно развитых городов, многие студенты пошли работать на фабрики, где требовалась неквалифицированная рабочая сила в соответствии с официальной «Политикой трудовой мобилизации» и «Политикой мобилизации студентов». [11] В большинстве случаев ученики были настоящими добровольцами, которые коллективно обращались к своим учителям и директорам школ с просьбой разрешить им работать на заводах, которые могли их принять. Затем студенты поселились в общежитиях возле фабричного комплекса; Строгий распорядок дня гарантировал, что дети просыпаются, убираются в своих помещениях, едят, ходят на работу и обратно, а также имеют время для вечерней гигиены в группах. [12] Родители не хотели протестовать, потому что считалось, что финансируемые военными фабрики могут обеспечить детей более питательной пищей, а также потому, что такие протесты привлекли бы внимание тайной полиции и подозрения в нелояльности или подрывной деятельности. [13]
С лета 1944 года по февраль 1945 года школьницы работали в Кокуре или рядом с ней, создавая воздушные шары для перевозки бомб через Тихий океан, где они должны были взорваться в США. [14] [15] Девочки работали в две смены по 12 часов, и, вопреки их ожиданиям, еды было мало. Некоторые в конечном итоге страдали от недоедания . По оценкам одной участницы, через короткое время после окончания учебы весной 1945 года одна десятая часть ее одноклассников умерла, в то время как другие страдали от туберкулеза , невралгии , рахита и симптомов переутомления в результате воздействия химических веществ, используемых при изготовлении. воздушные шары. [15]
С другими проблемами столкнулись те дети, которые были слишком молоды, чтобы работать на фабриках, или были эвакуированы в районы, где не было фабрик, которые могли бы принять рабочих-студентов. Требования военных и строгая карточная система означали, что даже в сельской местности продуктов питания не хватало. [16] Переход из центра города в тихие, буколические города означал, что детей охватило чувство отчуждения, поскольку они столкнулись с незнакомой средой, растущим недовольством принимающих семей и насмешками со стороны местных детей, когда дело доходило до разницы в акцентах или невежестве. касающихся сельскохозяйственных задач. Один учитель, эвакуированный со своими учениками в 1945 году, вел дневник и отмечал постепенный сдвиг в повседневной деятельности от образования к сельскому хозяйству и к собирательству . К лету студенты даже готовились к возможному вторжению союзников в Японию , тренируясь сражаться бамбуковыми копьями и бросать камни в цели. Студенты проводили часть дня, возделывая сады, а иногда их отправляли добывать такие вещи, как кора глицинии , бамбука побеги или кора ; в другие дни делали древесный уголь и несли его с далекой горы; В классные задания входило написание писем солдатам на фронте. [17]
Послевоенный
[ редактировать ]После окончания войны было приложено все усилия, чтобы сообщить детям, сколько членов их семей погибло в результате воздушных налетов. Родители стали пробираться в провинциальные города и забирать детей. Тем семьям, которые потеряли одного родителя или семейный дом, потребовалось больше времени, иногда недели, прежде чем они смогли найти ожидающего ребенка. Для детей, потерявших обоих родителей, а также всех братьев и сестер, могли пройти месяцы, прежде чем можно было найти двоюродного брата или дядю, который был бы готов принять ребенка. [18] Сироты, как и перемещенные ветераны, стали проблемой социального обеспечения и видимым символом поражения в послевоенный период. [19]
Культурные ссылки
[ редактировать ]В 1967 году полуавтобиографический роман Акиюки Носака был опубликован под названием «Могила светлячков» ( 火垂るの墓 , Хотару но Хака ) . История основана на его опыте во время воздушного налета на Кобе в 1945 году и после него, когда он был эвакуирован. По книге, отмеченной наградами, был снят получивший признание критиков аниме -фильм «Могила светлячков» , снятый Исао Такахатой и выпущенный в Японии в 1988 году. [20] В фильме мальчик и его младшая сестра должны уехать жить к родственникам в деревню. Их тетя становится все более враждебной, пока дети не чувствуют себя вынужденными уйти. Им трудно найти еду, и они начинают страдать от недоедания . Фильм довольно нагляден, и борьба детей обычно вызывает у зрителей мощный эмоциональный отклик. «Могила светлячков» распространяется по всему миру на DVD. Позже эта история была адаптирована для двух игровых фильмов, которые транслировались в Японии по телевидению в 2005 и 2008 годах. В фильме 2005 года история была показана с точки зрения двоюродного брата детей, второстепенного персонажа аниме-фильма. [21] [22]
См. также
[ редактировать ]- Эвакуация мирного населения в Великобритании во время Второй мировой войны
- Эвакуация детей в Германии во время Второй мировой войны
- Бегство и эвакуация немецкого гражданского населения в конце Второй мировой войны.
- Список массовых эвакуаций
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Дорогой и Фут (2005) , с. 484.
- ^ Хэвенс (1978) , стр. 155–156.
- ^ Хэвенс (1978) , с. 155.
- ^ Хэвенс (1978) , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б Дэниелс (1981) .
- ^ Хэвенс (1978) , с. 167.
- ^ Крэйвен и Кейт (1953) , с. 643.
- ^ Сас (2009) , с. 537.
- ^ Крэйвен и Кейт (1953) , стр. 656–657.
- ^ Крэйвен и Кейт (1953) , стр. 715, 755.
- ^ Хасимото (1995) .
- ^ Кондо (1977) .
- ^ Онуки-Тирни (2002) , с. 15.
- ^ Танака (1993) .
- ^ Перейти обратно: а б Такамизава (1995) .
- ^ Кук и Кук (1993) , с. 177.
- ^ Симидзу (1995) .
- ^ Дауэр (1999) , стр. 110–111.
- ^ Дауэр (1999) , стр. 61–64.
- ^ Эберт, Роджер (19 марта 2000 г.). «Могила светлячков (1988)» .
- ^ Хотару но хака (ТВ, 2005) на IMDb
- ^ Надгробие светлячков (2008) на IMDb
Библиография
[ редактировать ]- Арнольд, Брюс Макото (2013). «Материальные вопросы: эвакуация школьников начальной школы японским государством во время Второй мировой войны» . Анисторитон журнал . 13 .
- Кук, Харуко Тая; Кук, Теодор Ф., ред. (1993). Япония в войне: устная история . Новая Пресса.
- Крэйвен, Уэсли; Кейт, Джеймс, ред. (1953). Тихий океан: от Маттерхорна до Нагасаки (PDF) . Армейские ВВС во Второй мировой войне. Том. Пять. Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС.
- Дэниелс, Гордон (31 декабря 1981 г.). «Перед Хиросимой: Бомбардировка Японии 1944–45» . История сегодня . 32 (1) . Проверено 7 февраля 2011 г.
- Уважаемый, ICB; Фут, MRD, ред. (2005). Оксфордский спутник Второй мировой войны . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280670-3 .
- Дауэр, Джон В. (1999). Принимая поражение: Япония после Второй мировой войны . Нью-Йорк: WW Norton and Co. ISBN 0-393-32027-8 .
- Хашимото, Юкио (1995). «Самолеты-истребители и совки». В Гибни, Фрэнк (ред.). Сенсо: Японцы помнят войну на Тихом океане: письма редактору Asahi Shimbun . Бет Кэри (пер.). Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. п. 181.
- Хэвенс, Томас Р.Х. (1978). Долина тьмы: японский народ и Вторая мировая война . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-05656-2 .
- Керр, Э. Бартлетт (1991). Пламя над Токио: зажигательная кампания ВВС США против Японии в 1944–1945 гг . Нью-Йорк: ISBN Дональда И. Файна Inc. 1-55611-301-3 .
- Кондо, Цунеджи (1977). Студенческая мобилизация и Военно-морской арсенал Тоёкава [ Студенческая мобилизация и военно-морской арсенал Тоёкава ] (на японском языке). Тоёкава, Япония: Ассоциация культурных ценностей Тоёкавы.
- Онуки-Тирни, Эмико (2002). Камикадзе, цветение сакуры и национализм: милитаризация эстетики в японской истории . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 15.
- Симидзу, Мицуо (1995). «Военный опыт школьников, отмеченный в моем дневнике» . В Гибни, Фрэнк (ред.). Сенсо: Японцы помнят войну на Тихом океане: письма редактору Asahi Shimbun . Перевод Кэри, Бет. Я Шарп. стр. 186–188. ISBN 978-1-317-45997-2 .
- Сас, Ференц Мортон (2009). « Брошюры прочь»: пропагандистская кампания союзников над Японией в последние месяцы Второй мировой войны». Журнал популярной культуры . 42 (3): 530–540. дои : 10.1111/j.1540-5931.2009.00694.x .
- Такамизава, Сатико (1995). «Когда я делал воздушные бомбы» . В Гибни, Фрэнк (ред.). Сенсо: Японцы помнят войну на Тихом океане: письма редактору Asahi Shimbun . Перевод Кэри, Бет. Я Шарп. стр. 181–182. ISBN 978-1-317-45997-2 .
- Танака, Тецуко (1993). «Изготовление бомбочек из воздушных шаров» . В Куке, Харуко Тая; Кук, Теодор Ф. (ред.). Япония в войне: устная история . Нью-Йорк: Нью Пресс. стр. 187–192 . ISBN 1-56584-039-9 .