ГАЗ-М1
ГАЗ-М1 | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | ГАЗ |
Производство | 1936–1943 1940–1948 (ГАЗ 11-73) [ 1 ] |
Сборка | Горький , Советский Союз (ныне Нижний Новгород, Россия ). |
Кузов и шасси | |
Сорт | Легковой автомобиль |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Связанный | 1932 Форд |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции | 3-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 2845 мм (112,0 дюйма) |
Длина | 4625 мм (182,1 дюйма) |
Ширина | 1770 мм (69,7 дюйма) |
Высота | 1780 мм (70,1 дюйма) |
Снаряженная масса | 1370–1450 кг (3020–3197 фунтов) |
Хронология | |
Предшественник | ГАЗ-А (1932–1936) |
Преемник | GAZ-M20 Pobeda (4-cylinder) ГАЗ-12 ЗИМ (6-цилиндровый) |
ГАЗ М1 (« Эмка » / « Эмка ») — легковой автомобиль, выпускавшийся советским автопроизводителем ГАЗ в период с 1936 по 1943 год на заводе в Горьком (ныне Нижний Новгород, Россия ).
Планомерное производство закончилось в 1941 году, но завод смог продолжать сборку автомобилей из имеющегося запаса деталей и узлов до 1943 года. Всего было выпущено 62 888 автомобилей ГАЗ М1.
Большая часть периода производства автомобиля совпала с Великой Отечественной войной (Вторая мировая война) , и многие, как их обычно называли, «Эмки» использовались армией в качестве штабных автомобилей . Выпускались различные специальные версии, такие как ГАЗ М-ФАИ и БА-20 модели бронеавтомобиля .
Впоследствии автомобиль стал символом своего времени в России, обладая относительной популярностью и фигурируя в кино и фотографиях определяющего периода в истории Советского Союза .
Фон
[ редактировать ]Первым легковым автомобилем Советского Союза был ГАЗ-А , выпускавшийся между 1932 и 1936 годами на базе Ford Model A (1927–31) , построенный по соглашению о разделе лицензии/технологии с использованием деталей, приобретенных у американской Ford Motor Company. . Прошло много лет, прежде чем легковые автомобили стали доступны частным покупателям в Советском Союзе, а легковые автомобили на этом этапе производились для служебного и военного использования. К тому времени, когда ГАЗ-А производился в Советском Союзе, оригинальная западная модель Ford Model A уже вытеснялась на западных рынках, и политики и Красная армия искали способ уменьшить зависимость от импортных комплектующих и запасных частей. Версия Ford, адаптированная для советского производства, представляла собой автомобиль с открытым верхом, который не подходил для зимнего климата, характерного для большей части страны, а автомобили считались ненадежными и недостаточно прочными для относительно суровых российских условий.
Поэтому предпринимались различные попытки модифицировать ГАЗ-А с использованием элементов местной разработки, но в рассматриваемых конструкциях кузова использовались традиционные деревянные рамы с прикрепленными панелями, производство которых было трудоемким и чрезмерно склонным к деформации. В конце 1920-х годов в США конструкция кузовов автомобилей радикально изменилась: разработанная компанией Budd Company для производства всех стальных кузовов автомобилей была использована технология, . В новом подходе использовалась гораздо более сложная штамповка стали, чем это было возможно до сих пор, и те же новые технологии были приняты на вооружение более преуспевающими крупными автопроизводителями на западе Европы в 1930-е годы. Западный технологический партнер ГАЗа компания Ford отнеслась к этим разработкам консервативно, но в начале 1930-х годов они тоже присоединились к переходу на цельностальные кузова автомобилей.
Советский Союз был заинтересован в том, чтобы та же технология была применена на заводе ГАЗ в Горьком, используя десятилетнее соглашение о совместном использовании технологий, которое было подписано с Ford Motor Company в 1932 году и которое на этом этапе оставалось более или менее нетронутым.
Разработка и внедрение
[ редактировать ]В 1933/34 году начались работы по замене ГАЗ-А, снова взяв за основу (более новую) модель Форда. Рассматриваемой моделью был Ford Model B , который в Северной Америке стал доступен с широким спектром различных кузовов.

В частности, первый прототип ГАЗ М-1 был создан на базе четырехдверного седана Ford Model B 40A 1934 года выпуска. Прототип был оснащен четырехцилиндровым двигателем (модифицированной версией того, который использовался в его предшественнике ГАЗ-А ), хотя, похоже, уже предполагалось, что серийные автомобили, такие как Ford, на котором они были основаны, будут использовать агрегаты V8. Документация была передана компанией Ford в соответствии с условиями соглашения о разделе технологий, и первый прототип был представлен в феврале 1935 года. Главным новшеством для производителя стал цельнометаллический кузов, хотя на этом этапе крыша все еще была усилена деревянными бортами. рельсы и был обтянут синтетической тканью «кожзам».
В 1936 году М-1 заменил ГАЗ-А на производственных линиях завода: первые две машины были выпущены в марте того же года, а серийное производство началось в мае. К концу 1936 года завод выпустил 2524 автомобиля ГАЗ М-1, а в 1937 году М-1 экспонировался в Париже на Международной художественно-технической выставке современного быта . В название автомобиля вошла буква «М», так как в названии завода было имя Вячеслава Молотова . [ 2 ]

Локальные модификации
[ редактировать ]Разработка М-1 включала множество изменений в Ford, на котором он был основан, поэтому многие стали рассматривать российский автомобиль как отдельную модель. Довольно примитивная подвеска Ford была полностью переработана с учетом местных условий и дополнена прочными стальными колесами. [ 2 ] Двигатель V8 был основан на тех же технических чертежах, что и двигатель Ford, но компания Ford прислала только чертежи. Команда разработчиков ГАЗ не имела доступа к реальному двигателю Ford, установленному в Детройте, поэтому все необходимые интерпретации технических чертежей были их собственными. Инженеры ГАЗ также переработали передние крылья, в результате чего российский автомобиль приобрел более элегантную форму, что обеспечило лучшую защиту передней подвески от непогоды.
Тело
[ редактировать ]М-1 представлял собой огромный шаг вперед по сравнению со своим предшественником во многих отношениях. Очевидно, что он имел кузов, в котором использовался «цельностальной» подход более современных западных конструкций (несмотря на сохранение деревянных конструктивных элементов в каркасе крыши) и, в отличие от своего предшественника, постоянную фиксированную крышу. Шасси имело X-образную поперечину, что делало его намного прочнее. Подвеска стала более современной и дорогу держит увереннее. Под капотом автомобиля было установлено автоматическое зажигание, а в салоне были регулируемые передние сиденья, солнцезащитные козырьки, электрический указатель уровня топлива и окна, которые можно было поворачивать в открытое положение.
Двигатель и трансмиссия
[ редактировать ]Двигатель стал более мощным и долговечным. Максимальная мощность выросла с 40 л.с. (29 кВт; 39 л.с.) до 50 л.с. (37 кВт; 49 л.с.), что поддерживается увеличением степени сжатия до 4,6: 1 и новой конструкцией карбюратора. Новый двигатель оснащался топливным насосом, тогда как его предшественник использовал систему подачи топлива с гравитационным приводом. [ 2 ]
Этот же двигатель впоследствии был установлен на легковой грузовик ГАЗ-ММ — модернизацию ГАЗ-АА.
Трехступенчатая механическая коробка передач теперь оснащена синхронизатором в двух верхних передаточных числах. [ 2 ] и была коробкой передач, которая была перенесена на замену ГАЗ-М20 Победа в конце 1940-х годов.
Заканчивать
[ редактировать ]Большинство машин были окрашены в черный цвет с тонкой красной полосой по бокам. Чехлы на сиденья были изготовлены из плотного тканевого материала серого или коричневого цвета, а внутренний декор характеризовался окрашенным металлом, хотя и в сочетании с некоторой деревянной отделкой.
Модернизация двигателя
[ редактировать ]
К концу 1930-х годов было принято решение заменить уже довольно устаревший двигатель с боковыми клапанами конструкции Форда. Производитель снова обратился к автопрому США, на этот раз к Chrysler . В качестве двигателя был выбран шестицилиндровый двигатель, установленный на Dodge D5 , который в то время считался относительно продвинутым, несмотря на то, что он был развитием двигателя, созданного еще в 1928 году. Двигатель объемом 3485 куб.см производил 76 л.с. (56 кВт; 75 л.с.). ), что было гораздо большей мощностью, чем мощность агрегатов, разработанных Фордом, которые устанавливались на более ранние М-1. [ 3 ] [ 4 ] Необходимые чертежи были закуплены в 1937-38 годах, а после перевода всех измерений в метрические значения была создана необходимая оснастка и в 1940 году началось серийное производство этого двигателя, теперь обозначаемого как агрегат ГАЗ-11 . Этот же агрегат явился основой двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-12 ЗИМ , а его четырехцилиндровый вариант использовался также в ГАЗ-М20 Победа . Он также нашел свое применение в полноприводном ГАЗ-61, а также в различных военных устройствах, таких как танки и артиллерийские лафеты.
При оснащении шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11 автомобиль получил новый кожух радиатора и удлиненный капот и получил обозначение ГАЗ-11-73 , иногда называемый ГАЗ М-11 . Производство этого варианта завершилось в 1948 году, когда было полностью освоено производство его преемника — ГАЗ-М20 «Победа» . После завершения производства ГАЗ 11-73 его роль взял на себя ГАЗ-М20 Победа, однако имевший четырехцилиндровый двигатель. Вместо этого шестицилиндровый двигатель будет использоваться на более крупном и роскошном ГАЗ-12 ЗИМ 1950 года выпуска.
Использование такси
[ редактировать ]Планы по разработке специальной версии М-1 для такси так и не были полностью реализованы, но, тем не менее, в некоторых городах существовал спрос на такси, который М-1 удовлетворял. Первые 20 выпущенных автомобилей были выпущены в качестве такси в Ленинграде в 1936 году, а к концу лета 1939 года уже 20 машин использовались для работы такси в Минске . К этому моменту в Ленинграде было зарегистрировано 465 человек для работы в такси, а в Москве - еще 2740 .
Варианты
[ редактировать ]

Четырехцилиндровая версия
[ редактировать ]- ГАЗ-М1: Основная серийная версия. Производился в 1935–1941 годах, хотя сборка имеющегося парка продолжалась и в 1942 году.
- Фаэтон ГАЗ-М1: прототип фаэтон-кузова (четырехдверный кабриолет) версии ГАЗ-М1. Год выпуска 1937.
- ГАЗ-М45: версия ГАЗ-М1, работающая на сжиженном нефтяном газе. Год выпуска 1941.
- ГАЗ-М415: Версия пикап. Годы выпуска 1939-1941 гг.
- ГАЗ-МС: Шасси ГАЗ-М1 для установки бронекорпусов.
Шестицилиндровая версия
[ редактировать ]- ГАЗ-11-73 (ГАЗ-11): Легковой вариант автомобиля. Производились в 1940-1941 и 1945-1948 годах.
- ГАЗ-11-40: прототип четырехдверного кабриолета. Год выпуска 1940; все позже переоборудованы в ГАЗ-61-40.
- ГАЗ-11-415: Опытный вариант пикапа. Год выпуска 1940.
- ГАЗ-61-73 : версия 4х4. Годы выпуска 1941-1945 гг.
- ГАЗ-61-415: Опытный образец пикапа ГАЗ-61-73. Год выпуска 1940.
- ГАЗ-41-416: Опытный образец легкого артиллерийского тягача.
Трехосные прототипы
[ редактировать ]- ГАЗ-М21: Опытный вариант грузовика с колесной формулой 6х4 и кабиной ГАЗ-АА. Год выпуска 1936; отвергнут как слишком сложный и заменен ГАЗ-61.
- ГАЗ-М22:
- ГАЗ-М23:
- ГАЗ-М24:
- ГАЗ-М25: Прототип 7-местного автомобиля на базе ГАЗ-М21. Год выпуска 1938.
Другие варианты
[ редактировать ]- БА-20 : Легкий бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-М1.
- ГАЗ-М1 V8: вариант для НКВД с импортными двигателями Ford V8 мощностью 65 л.с. Большая часть двигателей была снята в 1941 году и установлена на танки Т-60.
- ГАЗ-М2:
- ГАЗ-НАТИ-ВМ: Прототип полугусеничного автомобиля с кузовами седан и грузовик. Годы выпуска 1937-1938 гг.
- ГАЗ-ГЛ1: версия гоночного автомобиля на базе М1. В последующие годы он был модифицирован с использованием деталей ГАЗ 11-73, включая новую решетку радиатора и двигатель. Было построено всего 1-2 прототипа. Все они были уничтожены при бомбардировке завода во время Великой Отечественной войны . В 2006 году российская компания начала создавать копию GL1, используя как старые сохранившиеся чертежи завода ГАЗ , так и некоторые детали невосстановленного ГАЗ-М1. Кузов был сделан из стеклопластика. В 2010 году реплика была завершена.
Помимо этих вариантов, в 1938 году для агентов НКВД была разработана специальная модель ГАЗ-М1. Он был оснащен высокопроизводительной версией двигателя Ford V8 , который был импортирован напрямую из США, а не производился на месте. [ 2 ] Во время войны большая часть этих двигателей была снята с М1 и установлена на танки Т-60 для нужд войны.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ "ГАЗ 11-73" . SSR Hotel . Retrieved 16 December 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и Один, LC Мир в движении 1939 г. - Все производство автомобилей за год . Издательство Бельведер, 2015. ASIN: B00ZLN91ZG.
- ^ О двигателях ГАЗ-20 и ГАЗ-11
- ^ О двигателе ГАЗ-11