Освобождение (сериал)
Освобождение | |
---|---|
![]() Оригинальный постер фильма | |
Режиссер | Yuri Ozerov |
Автор сценария | Юрий Бондарев Oscar Kurganov Yuri Ozerov |
Продюсер: | Лидия Канарейкина |
В главных ролях | Николай Олялин Лариса Голубкина Борис Зайденберг |
Рассказал | Артём Карапетян |
Кинематография | Игорь Слабневич (70 мм) |
Под редакцией | Ekaterina Karpova |
Музыка | Юрий Левитин |
Производство компании | Мосфильм DEFA-Бабельсберг ZF-Старт (фильмы I, II) Киноансамбли (III-V) Авала Фильм (I) Дино де Лаурентис Кинематографика |
Даты выпуска | I, II: 7 мая 1970 г. III: 31 июля 1971 г. IV, V : 5 November 1971 |
Время работы | 477 минут (оригинал) 445 минут (обновленная версия 2002 года) Часть I: 88 минут Часть II: 85 минут Часть III: 122 минуты Часть IV: 79 минут Part V: 71 minutes |
Страны | Советский Союз Восточная Германия Польша Югославия Италия |
Языки | Русский, немецкий, английский, польский, итальянский, французский, сербско-хорватский |
Освобождение ( рус . Освобождение , пер. Освобождение , нем . Befreiung , польск . Wyzwolenie ) — серия фильмов, вышедшая в 1970 и 1971 годах режиссёра Юрия Озерова и снятая в широкоформатном процессе НИКФИ (70 мм). Сценарий написали Юрий Бондарев и Оскар Курганов. Сериал был совместным производством СССР, Польши, Восточной Германии, Италии и Югославии.
Фильмы представляют собой театрализованный рассказ об освобождении территории Советского Союза и последующем разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне с акцентом на пять крупных кампаний Восточного фронта: Курскую битву , наступление на Нижнем Днепре , операцию «Багратион» , операцию « Висла» . – Одерское наступление и битва за Берлин .
Сюжет
[ редактировать ]Фильм I: Огненная выпуклость
[ редактировать ]После того, как Советы были предупреждены о неизбежном наступлении немцев на Курск, они нанесли упреждающий артиллерийский удар , задержав врага. В бою участвует батальон подполковника Лукина под командованием офицеров Цветаева, Орлова и Максимова, а также танк лейтенанта Васильева.
В КЗ Заксенхаузен Яков Джугашвили отказывается от предложения Андрея Власова обменять его на Фридриха Паулюса . Тем временем под Курском наступают немцы. Максимов убегает, но в конце концов поворачивает назад и решает, что его застрелят, когда его поймают.
Услышав о предложении Германии относительно Якова, Сталин отвергает его, заявляя, что не променяет фельдмаршала на солдата. Югославские партизаны вырываются из окружения. Советское контрнаступление начинается под Курском . Эрих фон Манштейн направляет все свои силы на финальную атаку, приближая Советы к поражению. Ватутин призывает ввести стратегический резерв, который дает отпор немцам .
Фильм II: Прорыв
[ редактировать ]После высадки союзников на Сицилии Муссолини арестован по приказу короля . В Варшаве участники польского Сопротивления бомбят немецкий кинотеатр. Муссолини спасают Отто Скорцени и его коммандос.
Красная Армия достигает Днепра . Полк Лукина пересекает ее, предположительно как авангард дивизии; без их ведома они являются всего лишь уловкой, чтобы ввести врага в заблуждение. Полк отрезан без подкреплений и уничтожен. Лукин убит. Цветаев уводит выживших обратно на свои позиции.
По приказу Сталина советское командование планирует наступление на Киев , скрытно перераспределяя свои силы. Город освобожден . Лидеры союзников встречаются в Тегеране .
Фильм III: Направление главного удара
[ редактировать ]Часть 1
[ редактировать ]Сталин сообщает своим союзникам, что советское наступление состоится вскоре после высадки в Нормандии . Ставка . решает провести забастовку в Беларуси Орлов возглавляет своих солдат, чтобы спасти медсестру Зою, которая настаивала на эвакуации раненых с поля боя.
Придя к выводу, что белорусские болота проходимы, Рокоссовский требует, чтобы основные усилия были направлены на Бобруйск , и настаивает на этом до одобрения Сталина. Пантелеймон Пономаренко приказывает белорусским партизанам атаковать все железные дороги. операции «Багратион» Начало .
Часть 2
[ редактировать ]Советы маршируют на Бобруйск . После этого они освобождают Минск . Группа немецких офицеров пытается убить Гитлера и захватить власть , но терпит неудачу. Черчилль рад слышать об этом, опасаясь, что мир оставит Европу в руках Сталина.
В Польше Завадский и Берлинг наблюдают за рекой Буг , когда ее пересекает 1-я польская армия , и говорят, что они рады вернуться домой.
Фильм IV: Битва за Берлин
[ редактировать ]Сталин приказывает ускорить Висло-Одерское наступление для помощи союзникам . Карла Вольфа отправляют на переговоры с американцами .
Жуков отвергает приказ Ставки о взятии Берлина, опасаясь нападения на свой фланг . В Ялте Сталин уведомляет Черчилля и Рузвельта, что ему известно об их тайных отношениях с врагом. Говоря, что доверие – это самое главное, он разрывает фотографию, на которой изображены Аллен Даллес и Вольф. Войска Жукова форсируют Одер и подходят к Берлину . Советы захватывают подростка-снайпера; они отправляют его к матери. Танк Васильева врезается в дом. Экипаж приятно обедает с семьей владельца. Советы и поляки штурмуют Тиргартен .
Фильм V: Последний штурм
[ редактировать ]В Берлине пехота лейтенанта Ярцева и батарея Цветаева пробиваются в метро . Когда Гитлер приказывает затопить туннели, Цветаев тонет, спасая мирных жителей.
Рота капитана Неустроева выбрана для водружения Знамени Победы на вершине Рейхстага . Советский офицер прикомандирован к фюрербункеру в качестве оператора связи для переговоров о капитуляции Германии. В бункере фюрера , после женитьбы на Еве Браун , Гитлер убивает ее и кончает жизнь самоубийством. У Рейхстага Дорожкин убит в бою. На куполе развернуто Знамя Победы. Берлинский гарнизон капитулирует безоговорочно. У Рейхстага Васильев, Орлов, Ярцев и огромная толпа красноармейцев празднуют победу.
Бросать
[ редактировать ]Советские актеры
[ редактировать ]- Николай Олялин в роли Цветаева.
- Лариса Голубкина в роли Зои.
- Vsevolod Sanaev as Lukin.
- Boris Seidenberg as Orlov.
- Viktor Avdyushko as Maximov.
- Yuri Nazarov as Russian Liberation Army soldier.
- Mikhail Gluzsky as Ryazhentzev.
- Иван Mykolaychuk как Савчук.
- Leonid Kuravlyov as Chuikov's signaler.
- Бухути Закариадзе в роли Иосифа Сталина .
- Nikolay Bogolyubov as Kliment Voroshilov .
- Mikhail Ulyanov as Georgy Zhukov .
- Ivan Pereverzev as Vasily Chuikov .
- Роман Ткачук как Alexei Yepishev .
- Anatoly Kuznetsov as Georgi Zakharov .
- Viktor Bortsov as Grigory Oriol .
- Юрий Легков в роли Ивана Конева (фильмы I-II).
- Vasily Shukshin as Konev (films III-V).
- Mikhail Nozhkin as Yartsev
- Юрий Каморный как Василиев.
- Valery Nosik as Dorozhkin.
- Evgeny Burenkov as Aleksandr Vasilevsky .
- Sergei Kharchenko as Николаи Ватутин .
- Vladlen Davydov as Konstantin Rokossovsky .
- Dimitry Franko as Pavel Rybalko .
- Vladislav Strzhelchik as Aleksei Antonov .
- Konstantin Zabelin as Mikhail Katukov .
- Klion Protasov as Sergei Shtemenko .
- Aleksander Afanasiev as Dmitry Lelyushenko .
- Grigory Mikhaylov as Mikhail Malinin .
- Leonid Dovlatov as Sergei Galadzhev .
- Pyotr Glebov as Pavel Rotmistrov .
- Lev Polyakov as Andrei Grechko .
- Viktor Baikov as Vyacheslav Molotov .
- Alexei Glazyrin as Panteleimon Ponomarenko .
- Владимир Коренев в роли Степана Неустроева .
- Эдуард Изотов в роли Алексея Береста
- Gennadi Khrashenikov as Mikhail Yegorov .
- Гоги Харабдзе в роли Мелитона Кантария .
- Юрий Помернацев и Андрей Власов .
- Ioseb Gugichaishvili as Yakov Dzhugashvili .
- Yuri Durov as Winston Churchill .
- Александр Барушной в роли Алана Брука .
- Елизавета Алексеева в роли Элеоноры Рузвельт .
- Николай Ерёменко-старший. как Иосип Броз Тито .
- Юлия Диоши в роли Магды Геббельс .
- Георгий Тусузов в роли Виктора Эммануила III .
- Vladimir Samoilov as Divisional Commander Gromov
- Pyotr Shcherbakov as General Telegin
Восточногерманские актеры
[ редактировать ]- Фриц Диц в роли Адольфа Гитлера .
- Хорст Гизе — сапер Бруно Фермелла (I)/ Йозеф Геббельс (IV-V).
- Герд Михаэль Хеннеберг в роли Вильгельма Кейтеля .
- Вернер Диссель в роли Альфреда Йодля .
- Зигфрид Вайс в роли Эриха фон Манштейна .
- Питер Штурм в роли Уолтера Моделя .
- Ханнйо Хассе в роли Гюнтера фон Клюге .
- Альфред Струве в роли Клауса Шенка фон Штауффенберга .
- Марта Бешорт-Диц в роли старухи из Берлина.
- Хорст Гилл в роли Отто Гюнше .
- Анжелика Уоллер в роли Евы Браун .
- Эрих Тиде в роли Генриха Гиммлера .
- Курт Ветцель в роли Германа Геринга .
- Иоахим Папе в роли Мартина Бормана .
- Фред Александр в роли Элиесы Базны .
- Питер Маркс в роли Теодора Буссе .
- Ганс-Ульрих Лауффер в роли Густава Шмидта .
- Эрих Гербердинг в роли Эрнста Буша .
- Ральф Бёмке в роли Адольфа Хамана .
- Вильфрид Ортманн в роли Фридриха Ольбрихта .
- Ханс-Эдгар Штехер в роли Вернера фон Хафтена .
- Вернер Виланд в роли Людвига Бека .
- Отто Дирихс в роли Эрвина фон Витцлебена .
- Пауль Берндт в роли Альбрехта Мерца фон Квирнгейма (III)/ Артура Аксмана (IV-V).
- Макс Бернхардт в роли Карла Фридриха Герделера .
- Манфред Бендик в роли Эрнста Джона фон Фрейенда .
- Рольф Риппергер в роли Адольфа Хойзингера .
- Фриц-Эрнст Фехнер в роли Хайнца Брандта .
- Вилли Шраде в роли Вольфрама Рерига .
- Х. Шельске в роли Фридриха Фромма .
- Хинрих Кён в роли Отто Эрнста Ремера .
- Герберт Кёрбс в роли Хайнца Гудериана .
- Йозеф (Зепп) Клозе в роли Карла Вольфа .
- Фред Мар в роли Зеппа Дитриха .
- Герт Хэнш в роли Гельмута Вейдлинга .
- Ханс-Хартмут Крюгер в роли Ганса Кребса .
- Отто Буссе в роли Хайнца Линге .
- Георг-Михаэль Вагнер в роли Вальтера Вагнера .
Польские актеры
[ редактировать ]- Ян Энглерт в роли Яна Вольни.
- Станислав Яскевич в роли Франклина Делано Рузвельта .
- Дэниел Ольбрыхски в роли Генрика.
- Барбара Брыльска в роли Хелены.
- Венчислав Глинский в роли «Кузнеца».
- Игнаций Маховский в роли конюха.
- Францишек Печка, он же Пелька.
- Тадеуш Шмидт в роли Зигмунта Берлинга .
- Мацей Новаковский в роли Александра Завадского .
Другие
[ редактировать ]- Иво Гаррани в роли Бенито Муссолини .
- Эрно Бертоли в роли Пьера Пуяда .
- Флорин Пирсич в роли Отто Скорцени .
- Б. Уайт в роли Хью Нэтчбулла-Хьюгессена .
Производство
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Юрий Озеров учился в ГИТИСе , когда его призвали в Красную Армию в 1939 году. Позже Озеров рассказал жене, что во время Кенигсбергской битвы он поклялся, что однажды «расскажет историю великой армии, сражавшейся на войне». После демобилизации стал режиссером на киностудии «Мосфильм» . [ 1 ]
В 1960-е годы и советское правительство, и военное командование были встревожены и недовольны несколькими западными фильмами о Второй мировой войне, в которых не упоминалось об участии в ней Красной Армии, в первую очередь « Самый длинный день» , хотя в 1967 году «Метро-Голдвин-Майер» был планирует совместное американо-российское международное производство романа Корнелиуса Райана « Последняя битва » о падении Берлина. [ 2 ] [ 3 ] В конце 1965 года, через год после прихода к власти Леонида Брежнева совещание высших должностных лиц Министерства обороны, Министерства культуры и Министерства финансов , было созвано . Они решили заказать «монументальную эпопею», которая продемонстрировала бы важность роли Советского Союза в войне. [ 4 ] [ 5 ] Режиссером фильма был выбран Озеров, который разделял настроения истеблишмента и для которого «как ветерану было невыносимо смотреть эти западные фильмы». [ 6 ]
В брежневскую эпоху празднованию Второй мировой войны придавалось беспрецедентное значение. Историк Нина Тумаркина описала это как «культ Великой Отечественной войны»: память о ней, сформированная согласно официальной историографии , должна была служить объединяющим нарративом; почтение к принесенным жертвам стало стержнем нового советского патриотизма. [ 7 ] Дениз Дж. Янгблад охарактеризовала «Освобождение» как «канонический военный фильм брежневской эпохи», написав, что он «явно создан для поддержки культа войны». [ 8 ]
Разработка
[ редактировать ]Работа над сериалом началась в 1966 году. Немецкий киновед Ральф Шенк отметил, что «практически все средства были предоставлены... Озерову»; [ 4 ] Ларс Карл оценил бюджет проекта в 40 миллионов долларов США. [ 9 ] Режиссер также находился под пристальным контролем — сериал должен был получить одобрение генерала Алексея Епишева . начальника Политуправления Вооруженных Сил [ 2 ] а также Михаила Суслова . [ 10 ] [ 11 ] Лазарь Лазарев, член Союза советских кинематографистов, писал: « Освобождение … было навязано сверху, из идеологических отделов». [ 2 ] С самого начала было ясно, что фильмы не должны рассказывать о мрачных главах Второй мировой войны, таких как оборона Москвы и Сталинграда , а только о непрерывной череде побед Красной Армии, начиная с Курской битвы. [ 1 ] [ 12 ]
Сначала двум видным авторам — Константину Симонову и Виктору Некрасову сценарий предложили . Оба видели в «Освобождении» попытку реабилитировать Сталина и отказались. [ 2 ] После отказа Некрасова и Симонова написать сценарий поручили Юрию Бондареву и Оскару Курганову. Первоначально сериал должен был представлять собой чисто историческую, документальную трилогию под названием « Освобождение Европы 1943–45» . Опасаясь, что такой стиль отпугнет зрителей, было решено объединить в сюжет вымышленных персонажей. Бондарев написал сцены живого действия; Курганов отвечал за историческую часть с участием вождей и генералов. Последние части были намеренно сняты в черно-белом формате, чтобы напоминать старые кадры. [ 13 ] В сценарии было представлено множество малоизвестных подробностей истории советско-германской войны, которые редко обсуждались публично: в частности, генерал Андрей Власов . в советском кино впервые был показан [ 10 ] [ 14 ] [ 15 ] Роль Власова не указана в титрах, на съемочной площадке его называли только «Генерал». [ 1 ]
К участию в постановке, помимо «Мосфильма», были приглашены зарубежные киностудии: восточногерманская компания DEFA , югославская Avala Film и итальянская Dino de Laurentiis Cinematografica . Zespół Filmowy Start, первая польская студия, принявшая участие в совместном производстве « Освобождения» , была закрыта в апреле 1968 года. [ 16 ] Его заменила Przedsiębiorstwo Realizacja Filmów-Zepóły Filmowe (PRF-ZF). [ 17 ]
Озеров попросил маршала Георгия Жукова стать главным военным консультантом фильмов. Однако в то время Жуков не имел большого политического влияния, и истеблишмент его не одобрял. генерал Сергей Штеменко В конце концов эту роль взял на себя . Несмотря на это, Озеров неофициально проконсультировался с Жуковым, и маршал предоставил ему черновик своих воспоминаний. [ 14 ] Были и другие консультанты: генералы Александр Родимцев , Григорий Орёл и Сергей Синяков , вице-адмирал Владимир Алексеев , полковник Войска Польского Збигнев Залуский и Национальной народной армии полковник Иов фон Витцлебен . [ 18 ]
Сценарий первых двух частей был готов к концу 1966 года, и вскоре после этого продюсеры начали готовиться к съемкам. [ 19 ]
Кастинг
[ редактировать ]Основным препятствием, с которым столкнулись производители, было то, что большая часть советского руководства приняла участие в войне; Многие высокопоставленные офицеры и политики были изображены в фильмах со своими воинскими званиями, и актеры, их изображающие, должны были получить благословение моделей. [ 1 ]
Озеров долго раздумывал над вопросом, кого выберут на роль Жукова, пока сам маршал не помог ему, сказав, что думает о звезде «Председателя» . Таким образом, Михаил Ульянов . роль получила [ 20 ] Ивана Конева раздражал Юрий Легков, изобразивший его в первых двух частях. Он потребовал от Озерова заменить его кем-то другим, пожаловавшись, что актер постоянно приставал к нему с вопросами. Василий Шукшин . На замену Легкову был вызван [ 15 ]
На роль Цветаева Озеров выбрал юного Николая Олялина , актера Красноярского детского театра. Олялину поступило несколько предложений сняться в других фильмах, но руководство театра их разогнало, опасаясь, что он их оставит. О предложении Озерова Олялину рассказал один из сотрудников театра. Он заявил, что болен, а затем сел на самолет в Москву. [ 21 ]
Казахской ССР Юрий Померанцев после того , На роль Власова был выбран народный артист как помощник режиссера увидел его в театре. [ 1 ] Ему было трудно найти какой-либо материал о персонаже. [ 22 ] Бухути Закариадзе был выбран на чувствительную роль Иосифа Сталина. Василий Шукшин рассказал, что, увидев Закариадзе в костюме Сталина, который сшил личный портной покойного премьера, к которому для этого обратилось ателье. [ 1 ] – Генерал Штеменко инстинктивно вытянулся по стойке «смирно» и отдал честь. [ 13 ]
Восточногерманский актер Фриц Диц не хотел изображать Гитлера. Он уже появлялся в этом качестве в трех других фильмах и боялся стать «рабом одной роли» . [ 1 ] Жена Диеса, Марта, сыграла старуху, которая подавала кофе Цветаеву в Берлине. Итальянец Иво Гаррани сыграл Бенито Муссолини .
Основная фотография
[ редактировать ]150 танков [ 1 ] 2000 артиллерийских орудий и 5000 статистов, в основном советских солдат, [ 5 ] принимали участие в создании всех пяти частей сериала. Производители тщетно искали настоящие танки «Тигр I» и «Пантера» были изготовлены копии 10 «Тигров» и 8 «Пантер» (переоборудованных из танков Т-44 и ИС-2 : в конечном итоге на советском танковом заводе во Львове соответственно) . Помимо них, множество Т-55 , Т-62 и ИС-3 — моделей, разработанных после войны, — нарисованных как немецкие или советские танки. в фильме отчетливо видно [ 1 ] [ 23 ]
в Курске планировалось заснять Огненную дугу , но старое поле боя было завалено неразорвавшимися боеприпасами. Поэтому в окрестностях Переяслава-Хмельницкого была построена специальная площадка , где арт-директор Александр Мягков мог свободно использовать боевую взрывчатку. Там снимались боевые сцены первых двух частей. [ 13 ] летом 1967 года. [ 24 ] Для воссоздания Курской битвы было задействовано 3000 военнослужащих, 100 танков, 18 боевых самолетов и сотни артиллерийских орудий; [ 4 ] Было вырыто 30 километров траншей, напоминающих укрепления военного времени. Озеров руководил съемками со специально построенной башни, используя носовой платок, чтобы сигнализировать инженерам, когда следует взорвать заряды. Однажды режиссер по рассеянности высморкался, и «взорвалось полторы тонны тротила». [ 14 ] Съемки фильма «Главный удар» на открытом воздухе проходили в Литве , недалеко от Пабраде , поскольку болота в Белоруссии – месте боевых действий 1944 года, изображенных в фильме – осушались. Итальянские части снимались в Риме, а Ялтинская конференция снималась в Ливадийском дворце . [ 13 ]
Съемки также проходили в Польше. Сцены в Варшаве снимались на городской Замковой площади и в районе Служевец . [ 25 ] Покушение 20 июля 1944 года было снято в оригинальном «Вольфсшанце» . [ 26 ]
Сцены в Берлине в основном снимались в самом городе. Министр иностранных дел Восточной Германии Отто Винцер разрешил продюсерам использовать руины Жандарменмаркта . [ 27 ] Озерова в сопровождении экипажа численностью около 2000 человек. [ 14 ] оцепили часть территории и использовали старый заброшенный собор вместо Рейхстага. Поднятие Знамени Победы было снято на вершине Дома техники на Вильгельмштрассе . Бои в помещении снимались на киностудии «Мосфильм», а сцена в метро происходила в московском метро, где Мягков перестроил станцию «Кайзерхоф» . [ 1 ] [ 13 ]
Одобрение
[ редактировать ]«Огненный выступ» был завершен в конце 1968 года. Специальный показ был сделан Штеменко, у которого было всего два замечания: во-первых, пришлось удалить сцену, где солдат развлекает местных девушек в своем танке; Во-вторых, увидев актера, изображающего его в звании генерал-майора, он заявил, что на тот момент уже был генерал-лейтенантом. Озеров ответил, что, по их материалам, его нет. [ 2 ] Вышеупомянутая сцена не появляется в фильме.
Более важный предварительный просмотр предстояло провести министру обороны Андрею Гречко и Епишеву. После окончания показа генералы, не сказав ни слова, направились к выходу. Озеров спросил их мнение; Гречко ответил: «Я вам ни слова не скажу!» и вышел из комнаты. Фильм пришлось редактировать четыре раза, прежде чем он был разрешен к публичному показу в 1969 году вместе с уже готовой второй частью «Прорыв» . [ 14 ] Мировая премьера этих фильмов состоялась в июле 1969 года во время VI Московского кинофестиваля . [ 5 ]
Прием
[ редактировать ]Распределение
[ редактировать ]«Огненный выступ» и «Прорыв» были выпущены вместе тиражом 2202 экземпляра 7 мая 1970 года (в том числе более 200 экземпляров диаметром 70 мм), за два дня до 25-летия Дня Победы . [ 28 ] Ричард Стайтс сообщил, что Коммунистическая партия поручила всем своим членам приобрести билеты. [ 29 ] Первую посмотрели 56,1 миллиона человек, из них 56 миллионов вернулись после антракта на вторую. [ 28 ] Эти цифры оказались ниже, чем ожидалось, поскольку популярные фильмы о войне, не получившие такой рекламы, имели гораздо большую аудиторию. [ 8 ] Тем не менее, «Огненный выступ / Прорыв» занял первое место в советском прокате в 1970 году. Вместе они также являются 31-м и 32-м самыми кассовыми советскими фильмами за всю историю. [ 28 ]
«Направление главного удара» , разошедшееся тиражом в 1476 экземпляров, собрало 35,8 миллиона зрителей. [ 30 ] добравшись до третьего места по кассовым сборам 1971 года. [ 31 ] Наконец, два заключительных фильма, « Битва за Берлин» и «Последний штурм», были выпущены тиражом 1341 экземпляр. [ 30 ] Их аудитория составила 28 миллионов человек, заняв 11-е место в 1972 году. [ 31 ] Дениз Дж. Янгблад написала, что, учитывая «беспрецедентную» пиар-кампанию, которую получил фильм, и вынужденную посещаемость зрителей, успех последней части, собрав всего 28 миллионов кинозрителей, был «почти плачевным». Частично она объяснила это «грандиозным масштабом» фильмов, из-за которого было сложно поддерживать интерес зрителей. Янгблад пришел к выводу, что сериал оказался «относительным провалом». [ 12 ]
Сериал распространялся в 115 странах мира. В Народной Республике Болгария было продано всего 7 миллионов билетов. [ 32 ] В Германской Демократической Республике 4 миллиона человек посмотрели «Огненную выпуклость / Прорыв» с момента его выхода в ноябре 1970 года до премьеры «Основного удара» в июне 1971 года. [ 33 ] Сериал также был одобрен правительством Восточной Германии. На премьере в Восточном Берлине присутствовало руководство Социалистической единой партии Германии , а государственный кинодистрибьютор Progress Film заявил в своих принципах, что «каждый молодой гражданин нашей страны должен посмотреть эту картину уже во время учебы в школе»; [ 5 ] он стал частью учебной программы, и ученики смотрели его на обязательных показах. [ 34 ] «Свободная немецкая молодежь» часто проводила показы на вечерах культуры. [ 4 ]
Согласно официальной советской статистике, «Либерасьон» продала более 400 миллионов билетов по всему миру. [ 13 ] В англоязычном мире была распространена более короткая, 118-минутная версия под названием The Great Battle .
Награды
[ редактировать ]«Огненный выступ/Прорыв» был показан вне конкурса на Международном кинофестивале в Карловых Варах 1970 года , а Юрий Озеров получил специальный приз Общества чехословацко-советской дружбы. [ 35 ]
Читатели журнала «Советский экран» — Госкомитета по кинематографии официального издания — признали «Направление главного удара» лучшим фильмом 1971 года. [ 12 ] [ 36 ]
Озеров, Бондарев, оператор Игорь Слабневич и художественный руководитель Александр Мягков были удостоены Ленинской премии в 1972 году за работу над фильмом «Освобождение» . [ 13 ] Фильмы получили приз за лучший фильм на Тифлисском Всесоюзном кинофестивале 1972 года , а Озеров получил серебряную медаль Общества польско-советской дружбы в 1977 году. [ 37 ] Сериал был представлен Советским Союзом в качестве кандидата на звание лучшего фильма на иностранном языке на 46-й церемонии вручения премии Оскар , но не был принят в качестве номинанта. [ 38 ]
Критический ответ
[ редактировать ]В соответствии с одобрением правительства, советская пресса чрезмерно пропагандировала « Освобождение» , а ветераны войны публиковали колонки, восхваляющие его подлинность. [ 12 ] Советское кино: Энциклопедический словарь назвал это исправлением «фальсификации истории», представленной в «Самом длинном дне » . [ 2 ] [ 39 ]
Фильмы отличались масштабами производства: Мира и Антонин Дж. Лим назвали его наряду с «Ватерлоо» и «Войной и миром» выдающимся среди советских «монументальных фильмов, которые, затратив огромные деньги, принесли… историю в экран». [ 40 ] По этой причине он до сих пор приветствуется; Ларс Карл писал: «Это была гигантская работа... Кинематографическая монументальность должна была доказать мощь Советского Союза». [ 9 ] Дениз Дж. Янгблад назвала «Освобождение» «самой грандиозной советской картиной Второй мировой войны». [ 41 ]
Советский критик Ростислав Юренев «высоко оценил тщательно воссозданные батальные сцены». [ 41 ] Der Spiegel похвалил Озерова за то, что он изобразил немецкую сторону «с должным вниманием» к деталям. [ 42 ] Карл-Хайнц Янсен из Die Zeit написал, что «Освобождение» - это «колоссальная серия фильмов… Кенотаф из целлулоида». [ 43 ]
Однако сериал не рассматривался как художественное достижение. В февральском номере советского журнала « Искусство кино» за 1971 год Озеров заявил , что его фильм следует считать одним из лучших, посвященных теме Великой Отечественной войны, наряду с « Живыми и мертвыми» 1964 года . Два месяца спустя крупный писатель Семен Фрейлих полностью проигнорировал «Освобождение» , обсуждая в том же журнале жанр военных фильмов. Дениз Янгблад написала, что это было не случайно. [ 12 ] В итоге сериал так и не попал в официальные списки величайших фильмов о Второй мировой войне, которые составлялись к каждой пятой годовщине Победы. [ 8 ] Лазарь Лазарев писал в своих воспоминаниях, что «Освобождение» было возвращением к стилю пропагандистских фильмов до оттепели , «современной версией падения Берлина ». [ 2 ]
Через год после « Последнего нападения» выхода Дэвид Робинсон назвал «Освобождение» «пустым, впечатляющим, монументальным зрелищем». [ 44 ] Лимсы сочли это «совершенно бесплодным». [ 40 ] Уже в 1974 году британский писатель Иван Батлер назвал его «китом, выброшенным на мель». [ 45 ]
Анализ
[ редактировать ]Вторая мировая война всегда была актуальной темой для советских кинематографистов. Сразу после войны пропагандистские эпопеи, такие как «Падение Берлина», представляли ее как героическое коллективное усилие народа, блестяще руководимое Сталиным. После его смерти хрущевская оттепель позволила кинематографистам изобразить войну как личный бесславный опыт отдельных участников – в таких фильмах, как «Иваново детство» или «Баллада о солдате» . Администрация Брежнева поддержала возврат к более консервативному стилю, снова представив войну как благородную идеологическую борьбу. [ 9 ] [ 40 ] [ 41 ] В эссе о сериале доктор Ларс Карл писал: «В этом контексте « Освобождение» имело особое значение»: он считал, что оно положило начало брежневскому застою в советском кино, во время которого «новый консерватизм и обострение цензуры сформировали кинематографический образ войну в обычные модели». [ 9 ] Мира и Антонин Лим также отметили, что, сосредоточив внимание на политиках и генералах, а не на простых людях, он «почти напоминал период «художественного документального кино»» – эпоху сталинской эпопеи. Даже разделение сюжета на три линии – встречи вождей, «огромные батальные сцены» и части с участием простых людей – было возвращением к этому стилю. [ 40 ] Лиза А. Киршенбаум оценила, что по сравнению с более искренними фильмами о Великой Отечественной войне, такими как «Восхождение» или «Летят журавли» , «героическое, если не китчевое» « Освобождение » соответствует «культу Великой Отечественной войны». [ 46 ]
Возвращение Сталина было еще одной важной чертой: во время оттепели, после XX съезда партии и десталинизации , в фильмах Восточного блока Сталин редко изображался, если вообще изображался. Сцены с его участием были вырезаны из многих старых фотографий. [ 47 ] «Освобождение» представило Сталина как Верховного главнокомандующего, что стало его первым крупным появлением на экране после « Секретной речи». [ 48 ] – знак более мягкого взгляда на него в брежневскую эпоху, [ 2 ] [ 12 ] Тем не менее, его персонаж не занимал центральной роли, как это было в фильмах, снятых во время его правления. [ 12 ] [ 40 ] Позже Озеров утверждал, что он никогда не включал скандальную фигуру в сценарий и ему приходилось снимать сцены Сталина тайно, ночью. Он рассказал интервьюеру Виктору Матизену , что «у государственного секретаря по кинематографии чуть не случился припадок, когда он узнал об этом». [ 14 ]
Ральф Шенк отметил, что одной деталью, объясняющей его популярность среди восточногерманской аудитории, было изображение немецкого врага, который считался способным и, в определенной степени, благородным; в более ранних советских фильмах такого не было. И, главным образом, заговорщики «Заговора 20 июля» были представлены как герои, позволившие позитивным немцам идентифицировать себя с коммунистическим сопротивлением; в Восточной Германии их всегда изображали как аристократических оппортунистов, которые выступили против Гитлера только тогда, когда их собственный статус оказался под угрозой. [ 4 ] [ 5 ]
Дениз Дж. Янгблад заявила, что фильмы, изображающие главных героев как людей и несовершенных, все еще находились под влиянием художественной свободы хрущевской оттепели, написав: «Однако важно подчеркнуть, что Озеров был далек от «инструмента» войны». культовая пропаганда... «Освобождение» — гораздо лучший фильм, чем допускали критики». [ 8 ] Немецкий писатель Кристоф Дикманн писал: «Несмотря на всю пропаганду, «Освобождение» - это антивоенный фильм, memento mori бесчисленным жизням, принесенным в жертву ради победы». [ 49 ]
Историческая точность
[ редактировать ]Социолог Лев Гудков рассматривал этот сериал как краткое представление советского официального взгляда на историю войны: «Доминирующее понимание войны показано в киноэпопее « Освобождение … Все остальные версии лишь развивают эту тему». Он охарактеризовал эту точку зрения как точку зрения, которая позволила «вытеснить из массового сознания» «ряд неприятных фактов». [ 50 ]
Ларс Карл утверждал, что Красная Армия освободила Европу, «и поэтому СССР имел право иметь право голоса в ее вопросах». Он отметил, что Рузвельт и Черчилль изображаются как «бумажные тигры», стремящиеся достичь соглашения с Гитлером; в битве за Берлин Сталин сообщает обоим, что он знает о тайных сделках Даллеса и Вольфа , когда они собираются на Ялтинскую конференцию, за месяц до проведения реальных переговоров ; на самом деле Советы были уведомлены о них заранее. Карл добавил, что о пакте Сталина-Гитлера не упоминается. [ 9 ] Польский писатель Лукаш Ясина отметил, что река Буг упоминается как польская граница уже в 1944 году, хотя СССР аннексировал восточные территории Польши только после войны. [ 51 ] Российский историк Борис Соколов писал, что изображение Курской битвы в фильме было «совершенно ложным», а потери немцев преувеличены. [ 52 ] В фильме «Освобождение» гражданское население Берлина приветствует Красную Армию; Немецкий писатель Йорг фон Меттке написал сцену, в которой немецкие женщины флиртуют с солдатами, «могла бы случиться, но в основном все было иначе». [ 53 ]
Григорий Филаев назвал фильмы «энциклопедией мифов» и заявил, что они распространяют ложь, согласно которой Сталин приказал захватить Киев накануне 26-й годовщины Октябрьской революции. [ 10 ] Якова Джугашвили Дочь Галина заявила, что фраза «Я не променяю фельдмаршала на солдата», прочно связанная с историей Якова, [ 10 ] никогда не произносилось ее дедом и представляет собой «просто цитату из Liberation ». [ 54 ] Появление Якова Джугашвили в «Огненном выступе» было анахронизмом: он изображен встречающимся с генералом Власовым 5 июля 1943 года. Он умер 14 апреля 1943 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бункин, Алексей (июнь 2005 г.). КИНОЛЕТОПИСЬ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ [Кинолетописец Великой войны] (на русском языке). Петровские ведомости. Архивировано из оригинала 16 марта 2012 года . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лазарев, Лазарь (2001). Записки пожилого человека [Воспоминания старика]. Magazines.russ.ru (на русском языке) . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Луи Менаше (2010). Москва верит слезам: русские и их фильмы . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Новой академии. п. 94. ИСБН 978-0984406203 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ральф Шенк (6 мая 2005 г.). «Империя наносит ответный удар » Berliner Zeitung (на немецком языке) . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ральф Шенк (2005). «Освобождение – Картины Великой Победы». Filmspiegel.de (на немецком языке). Киносервис. Архивировано из оригинала 28 марта 2012 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ Antonina Kriukova (17 February 2001). Последний бой, он трудный самый [Последняя битва самая трудная] (на русском языке). Трибуна . Архивировано из оригинала 17 апреля 2013 года . Проверено 14 апреля 2011 г.
- ^ Тумаркина, Нина (1995). Живые и мертвые: взлет и падение культа Второй мировой войны в России . Основные книги. ISBN 9780465041442 .
- ^ Jump up to: а б с д Фрэнк Бисс, Роберт Г. Мёллер (редакторы) (2010). Истории последствий: наследие Второй мировой войны в Европе . Книги Бергана. стр. 131 –3. ISBN 978-1-84545-732-7 .
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Jump up to: а б с д и Карл, Ларс (май 2005 г.). «Битва за Берлин в эпопее « Освобождение » советской ( PDF монументальной ) (на немецком языке). Современная история онлайн. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 25 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Aleksander Diukov; et al. (2008). Великая оболганная война-2 (The Great War Slander-2) . Exmo Press. ISBN 978-5-699-25622-8 . стр. 19–22. Архивировано 28 июля 2019 г. в Wayback Machine .
- ^ Виктор Суворов (2007). Тень Победы . Сталкер Пресс. АСИН B00270ZSNU . Глава 17 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дениз Дж. Янгблад (2007). Русские военные фильмы: на кинофронте, 1914–2005 . Лоуренс: Университетское издательство Канзаса. стр. 158–162 . ISBN 978-0700614899 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Igor Muskyi (2007). 100 великих отечественных кинофильмов (100 Great Homeland Films) . Moscow: Veche Press. ISBN 9785953323437 . Глава 75: Освобождение (доступно на официальном сайте книги).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Матизен, Виктор (16 октября 2001 г.). Человек, который дважды брал Европу [Человек, который дважды покорил Европу]. Film.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 12 марта 2012 года . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Фастпанель» "Освобождение":Рейхстаг штурмовали частями [ Освобождение : Рейхстаг с перерывами штурмовали]. tvcenter.ru (на русском языке). 5 мая 2007 года . Проверено 1 января 2010 г.
- ^ «Zespół Filmowy Start» . Фильмпольский (на польском языке). Filmpolsky.pl. 1998 год . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ « Киногруппы по внедрению корпоративных фильмов» (на польском языке). Filmpolsky.pl. 1998 год . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ↑ Все указанные подробности указаны в титрах фильмов.
- ^ Ozerov, Yuri; Bondarev, Yuri. Освобождение (киноэпопея) . Iskustvo Press, Moscow. p. 208. OCLC 28033833 .
- ^ Кичин, Валерий (28 марта 2007 г.). Ульянов. Занавес [Ульянов, Падение занавеса]. Российская газета (на русском языке). Вахтангов.ру. Архивировано из оригинала 29 ноября 2010 года . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Гордон, Дмитрий (9 августа 2005 г.). Сильные духом [Сильный дух] (на русском языке). Бульвар Гордона . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Якушев, Юрий (февраль 2008 г.). Есть такая профессия [Есть такая профессия]. Журнал Афиша (на русском языке). Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ «Освобождение» . База данных автомобилей в Интернете . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Ozerov, Yuri; Bondarev, Yuri. Освобождение (киноэпопея) . Iskustvo Press, Moscow. p. 218. OCLC 28033833 .
- ^ «Освобождение» [Освобождение] (на польском языке). Filmpolsky.pl. 1998 год . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Ноймаркер, Уве (2012). «Волчье логово»: центр силы Гитлера во Второй мировой войне . Издательство Кристоф Линкс. п. 179. ИСБН 978-3861534334 .
- ^ Стефан Зальманн (2010). Как на Западе, только другое: СМИ в ГДР . Панамское издательство. ISBN 978-3938714119 . п. 231.
- ^ Jump up to: а б с Kudryavtsev, Sergei (1998). Svoe Kino. Dubl-D. OCLC 42657018. p. 375.
- ^ Ричард Стайтс (1992). Русская народная культура: развлечения и общество с 1900 года . Издательство Кембриджского университета. п. 169 . ISBN 0521362148 .
- ^ Jump up to: а б Кудрявцев Сергей. Советские кассовые сборы. Архивировано 30 ноября 2012 года в Wayback Machine . kinnet.ru.
- ^ Jump up to: а б Razzakov, Fedor (2008). Gibelʹ sovetskogo kino . Exmo. ISBN 9785699268467 . п. 183.
- ^ Болгария сегодня . Софийское агентство печати (ноябрь 1975 г.). Том XXIV, вып. 11. ISSN 0204-8868. п. 21.
- ^ Ильза Хеллер, Ханс-Томас Краузе. Культурное сотрудничество ГДР-СССР в 70-е годы . Государственное издательство ГДР (1979). ОСЛК 123205791. с. 58.
- ^ Мэрион Хартиг (3 апреля 2006 г.). «Пол и Паула для всех » Тагесшпигель (на немецком языке) . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ разные, авторы (1972). Экран . Всесоюзный институт кинематографии. п. 242. OCLC 472805656 .
- ^ Победители конкурса журнала "Советский экран" [ Победители конкурса советского кино ] (на русском языке). akter.kulichki.com. Октябрь 1983 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ Освобожде́ние [Освобождение] (на русском языке). Русское кино.ру. Проверено 19 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Библиотека Маргарет Херрик, Академия кинематографических искусств и наук
- ^ Afanaseev, Yuri; Yutkevich, Sergei (1986). Кино: энциклопедический словарь . Great Soviet Encyclopedia. p. 157.
- ^ Jump up to: а б с д и Миера Лим, Антонин Дж. Лим (1977). Самое важное искусство: советский и восточноевропейский фильм после 1945 года . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 312–314. ISBN 0-520-04128-3 .
- ^ Jump up to: а б с Дж. Янгблад, Дениз (июнь 2001 г.). «Вспоминая войну» . Американский исторический обзор . Архивировано из оригинала 5 мая 2011 года . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ автор, не указанный в титрах (18 января 1971 г.). «Величайшая битва» . Зеркало (на немецком языке) . Проверено 15 апреля 2011 г.
{{cite magazine}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Карл-Хайнц Янсен (23 февраля 1973 г.). «Мемориал из целлулоида» . Время (на немецком языке) . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ Дэвид Робинсон (1973). Мировое кино: Краткая история . Эйр Метуэн. ISBN 978-0-413-29190-5 . стр. 388.
- ^ Батлер, Иван (1974). Военный фильм . AS Barnes & Co. Inc и Tantivy Press. п. 146. ИСБН 978-0-498-01395-9 . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Киршенбаум, Лиза (2006). Наследие блокады Ленинграда 1941–45 . Издательство Кембриджского университета. п. 180. ИСБН 0521863260 .
- ^ Лим, с. 204.
- ^ Биргит Боймерс (2009). История российского кино . Издательство Берг. п. 150. ИСБН 978-1845202156 .
- ^ Кристоф Дикаманн (2005). Всегда задом наперед: немецкие воспоминания, рассказы и отчеты . Издательство Кристоф Линкс. п. 53. ИСБН 3-86153-350-2 .
- ^ Гудков, Лев (3 мая 2005 г.). «Оковы победы: как война придает России идентичность» . Еврозин . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Лукаш Ясина (2007). «Освобождение» (1968–1975) Юрия Озерова как изложение официальной версии истории Второй мировой войны в советском кинематографе . Люблин: Институт Центральной и Восточной Европы. ISBN 978-83-60695-09-8 . п. 7.
- ^ Sokolov, Boris (1998). Pravda o Velikoi Otechestvennoi voine: Sbornik statei . Izd-vo "Aleteiia". p. 2. ISBN 978-5-89329-102-5 .
- ^ Йорг Р. фон Меттке (6 мая 1985 г.). «1945: Падение в бездну» [1945: Падение в бездну]. Зеркало (на немецком языке) . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ Сварзевич, Владимир (9 ноября 2005 г.). Галина Джугашвили: "Мне до сих пор не хватает отца" [Galina Dzhugashvili: I Still Miss My Father]. Argumenty i Fakty (in Russian) . Retrieved 1 January 2011 .
- «Огненный выступ » на YouTube , «Прорыв» на YouTube , «Направление главного удара» часть I на YouTube и часть II на YouTube , «Битва за Берлин» на YouTube и «Последний штурм на » официальном YouTube-канале «Мосфильма».
- Телеинтервью 2005 года с Диларой Озеровой .
- Телеинтервью 2011 года с Диларой Озеровой .
- Кадры, связанные с освобождением [ постоянная мертвая ссылка ] в РИА Новости . архиве фотографий
- Освобождение на IMDb
- Освобождение на Кино-Театр.ру.
- Освобождение на Ostfilm.de.
- фильмы 1970 года
- фильмы 1971 года
- фильмы 1970 года о войне
- фильмы 1971 года о войне
- Исторические драмы 1970-х годов
- Военные драмы 1970-х годов
- Многоязычные фильмы 1970-х годов
- Советские исторические драмы
- Советские военные драмы
- Советские эпические фильмы
- Русские исторические драмы
- российские военные драмы
- Русские эпические фильмы
- мелодрамы о войне 1970-х годов
- Восточногерманские фильмы
- фильмы Мосфильма
- Фильмы Авала Фильм
- Русскоязычные фильмы 1970-х годов
- Немецкоязычные фильмы 1970-х годов
- Фильмы о Восточном фронте Второй мировой войны
- Films directed by Yuri Ozerov
- Немецкие многоязычные фильмы
- Советские многоязычные фильмы
- Польские многоязычные фильмы
- Итальянские многоязычные фильмы
- Югославские многоязычные фильмы
- Русские многоязычные фильмы
- Фильмы, действие которых происходит в 1943 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1944 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1945 году.
- Фильмы о немецком Сопротивлении
- Фильмы, действие которых происходит в Берлине
- Фильмы, озвученные Арамом Хачатуряном
- Фильмы о войне, действие которых происходит в партизанской Югославии.
- Культурные изображения Иосипа Броз Тито
- Фильмы частично цветные
- Немецкие фильмы о Второй мировой войне
- Польские фильмы о Второй мировой войне
- Итальянские фильмы о Второй мировой войне
- Русские фильмы о Второй мировой войне.
- Культурные изображения Иосифа Сталина
- Культурные изображения Георгия Жукова.
- Культурные изображения Адольфа Гитлера
- Культурные изображения Генриха Гиммлера
- Культурные изображения Германа Геринга
- Культурные изображения Йозефа Геббельса
- Культурные изображения Франклина Д. Рузвельта
- Культурные изображения Элеоноры Рузвельт
- Культурные изображения Уинстона Черчилля
- Культурные изображения Бенито Муссолини
- Партизанские фильмы
- Фильмы о битве за Берлин
- Фильмы о сюжете 20 июля
- Фильмы, действие которых происходит в Советском Союзе.
- Фильмы, действие которых происходит в Минске.
- Фильмы, действие которых происходит в Беларуси.
- Фильмы, действие которых происходит в Украине.
- Фильмы о Советском Союзе сталинской эпохи
- Фильмы о фашистской Италии
- Фильмы, действие которых происходит в Крыму.
- Фильмы, действие которых происходит в Тегеране
- Фильмы о нацистской Германии
- Фильмы, снятые в Берлине
- Фильмы, снятые в Варшаве.
- Фильмы, снятые в Польше.
- Фильмы, снятые в Украине.
- Фильмы, снятые в Литве.
- Фильмы, снятые в Риме
- Советские фильмы о Второй мировой войне
- Итальянские фильмы 1970-х годов.
- Немецкие фильмы 1970-х годов