Ватерлоо (фильм 1970 года)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Ватерлоо | |
---|---|
![]() Итальянский театральный плакат | |
Режиссер | Сергей Бондарчук |
Автор сценария |
|
Рассказ | Хэл Крейг |
Продюсер: | Дино Де Лаурентис |
В главных ролях | |
Кинематография | Армандо Нануцци |
Под редакцией | Ричард С. Мейер |
Музыка | |
Производство компании | |
Распространено |
|
Дата выпуска |
|
Время работы | 128 минут |
Страны |
|
Язык | Английский |
Бюджет | 12 миллионов фунтов стерлингов [ 3 ] или 25 миллионов долларов [ 4 ] |
Ватерлоо эпический « Ватерлоо » — англоязычный исторический военный фильм 1970 года о битве при . Совместное производство Италии Советского и Союза , режиссер Сергей Бондарчук , продюсер Дино Де Лаурентис . [ 5 ] [ 6 ] В главных ролях Род Стайгер в роли Наполеона Бонапарта и Кристофер Пламмер в роли герцога Веллингтона, в эпизодической роли а Орсон Уэллс в роли Людовика XVIII французского. [ 7 ] Среди других звезд - Джек Хокинс в роли генерала сэра Томаса Пиктона , Вирджиния МакКенна в роли герцогини Ричмондской и Дэн О'Херлихи в роли маршала Нея .
Штайгер и Пламмер часто озвучивают отрывки закадровым голосом, излагая мысли Наполеона и Веллингтона. [ 8 ] Фильм занимает в основном нейтральную позицию и изображает множество отдельных лидеров и солдат с каждой стороны, а не просто сосредотачивается на Веллингтоне и Наполеоне. Он создает в целом точную хронологию событий битвы, крайнего героизма каждой стороны и человеческих жертв, понесенных всеми участвовавшими армиями.
Фильм наиболее известен своими роскошными батальными сценами. [ 9 ] Снято на натуре в Ужгороде , Украина . [ 10 ] Его 15 000 аутентично одетых статистов , воссоздающих батальные сцены с реальными цифрами и без спецэффектов, остаются самым большим количеством костюмированных статистов в любом фильме. [ 11 ] Несмотря на неоднозначные критические отзывы, он получил несколько наград, в том числе премию BAFTA за лучший дизайн костюмов и лучшую художественную постановку , а также премию Давида ди Донателло 1971 года за лучший фильм .
Сюжет
[ редактировать ]После кампании 1814 года французский император Наполеон Бонапарт вынужден отречься от престола по требованию своих маршалов . Сосланный на Эльбу с 1000 человек, Наполеон сбегает через год и снова привлекает французов на свою сторону. Король Людовик XVIII бежит, и европейские державы снова объявляют войну . В Брюсселе во время бала герцогини Ричмондской герцог Веллингтон предупреждается о марше Наполеона в Бельгию , что тактически вбивает клин между британской и прусской армиями. Веллингтон, посоветовавшись со своим штабом, решает остановить Наполеона при Ватерлоо .
При Катр-Бра маршал Ней сражается с англичанами до ничьей, тогда как Наполеон побеждает пруссаков при Линьи . Ней едет к Наполеону, чтобы доставить свой отчет, но тем самым позволяет Веллингтону вывести свои все еще неповрежденные силы. Наполеон приказывает Груши повести 30 000 человек против пруссаков, чтобы не допустить их воссоединения с британцами, в то время как Наполеон будет командовать своими оставшимися войсками против Веллингтона.
18 июня 1815 года битва при Ватерлоо начинается первым артиллерийским огнем французов. Наполеон начинает дразнящие атаки на фланги Веллингтона у Угумона и Ла-Э-Сент , хотя Веллингтон отказывается отвлечь свои основные силы. Генерала Пиктона отправляют заткнуть брешь, когда голландская бригада разгромлена, и, несмотря на успех, его при этом убивают. Понсонби также возглавляет кавалерийскую атаку против французских пушек, но оказывается изолированным от основных сил союзников и убит французскими уланами.
Войска, замеченные с востока, с тревогой предполагаются Веллингтоном как Груши, а Блюхером Наполеоном — . Страдая от боли в животе, Наполеон на мгновение отступает и оставляет командовать Нею. Одновременно союзным войскам дается приказ отступить на 100 шагов, что Ней ошибочно интерпретирует как отход.
Ней возглавляет кавалерийскую атаку на британцев, но пехотные каре отбивают ее с потерями . Несмотря на это, битва по-прежнему ведется в пользу Наполеона; Ла-Э-Сент захватывается французами, и Наполеон в конце концов решает послать Императорскую гвардию для нанесения решающего удара.
Во время своего наступления Мейтленда 1-я пехотная гвардия , лежавшая в высокой траве, нанесла сокрушительный залп в упор по Имперской гвардии, отбив ее с тяжелыми потерями. В это же время на поле выходит Блюхер. Впервые в своей истории Имперская Гвардия прорвалась, и битва была выиграна союзными войсками.
В тот вечер после битвы Веллингтон наблюдает за тысячами жертв на поле боя. Наполеон, пережив бой, вынужден бежать по мольбам своих маршалов.
Бросать
[ редактировать ]Французы и союзники
[ редактировать ]- Род Стайгер в роли императора Наполеона I
- Дэн О'Херлихи в роли маршала Мишеля Нея
- Филипп Форке — бригадный генерал Шарль де ла Бедуайер
- Джанни Гарко — генерал-майор Антуан Друо
- Иво Гаррани в роли маршала Николя Жан-де-Дье Сульта
- Шарль Мийо — маршал Эммануэль де Груши, маркиз де Груши
- Yevgeny Samoylov as Brigadier-General Pierre Cambronne
- Владимир Дружников — дивизионный генерал Этьен Морис Жерар
- Андреа Чекки, как старый гвардеец
- Орацио Орландо в роли Константа
- Gennadi Yudin as Grenadier Chactas
- Армандо Боттин — второй лейтенант Легро
- Родольфо Лоди в роли Жозефа Фуше
- Жан Луи в роли маршала Николя Удино
- Борис Молчанов в роли дивизионного генерала Анри Гатьена Бертрана
- Лев Поляков — генерал-майор Франсуа Этьен де Келлерманн
- Джорджио Шолетт в роли маршала Луи-Александра Бертье
- Серджио Тестори — генерал-лейтенант Марселлен Марбо
- Ян Янакиев в роли доктора Доминика Жана Ларрея
- Ростислав Янковский в роли Шарля Жозефа де Флао
Британцы и союзники
[ редактировать ]- Кристофер Пламмер — фельдмаршал Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон
- Орсон Уэллс в роли короля Людовика XVIII Франции
- Джек Хокинс — генерал-лейтенант сэр Томас Пиктон
- Вирджиния МакКенна в роли Шарлотты Леннокс, герцогини Ричмондской
- Руперт Дэвис — полковник Александр Гордон, 4-й герцог Гордон
- Ян Огилви в роли полковника сэра Уильяма Хоу Де Ланси
- Майкл Уайлдинг — генерал-майор достопочтенный сэр Уильям Понсонби
- Серго Закариадзе — фельдмаршал Гебхард фон Блюхер , принц Вальштатский
- Теренс Александр — генерал-лейтенант Генри Пэджет, 2-й граф Аксбридж
- Донал Доннелли, как капрал О'Коннор
- Oleg Vidov as Tomlinson
- Чарльз Борромель в роли Малхолланда
- Питер Дэвис — подполковник Джеймс Хэй, лорд Хэй
- Вероника Де Лаурентис в роли Магдалины Де Ланси
- Уиллоуби Грей в роли майора Уильяма Рамзи
- Роджер Грин, как Дункан
- Ричард Хеффер в роли капитана Кавалье Мерсера
- Джон Сэвидент в роли генерал-майора Карла Фрайхера фон Мюффлинга
- Джеффри Уикхэм, как полковник сэр Джон Колборн
- Сьюзан Вуд в роли леди Сары Леннокс
- Андреа Эстергази в роли Чарльза Леннокса, 4-го герцога Ричмонда
- Карл Лепинск — фельдмаршал Август Нейдхардт фон Гнейзенау
Производство
[ редактировать ]Итальянский продюсер Де Лаурентис впервые анонсировал фильм в октябре 1965 года, заявив, что он будет снят в следующем году. Джон Хьюстон должен был стать режиссером. [ 12 ] С Джоном Хьюстоном де Лаурентис пытался показать фильм в Испании, Югославии, Болгарии и Румынии, но безуспешно.
Только когда Де Лаурентис начал переговоры с Советским Союзом в конце 1960-х годов, он нашел финансирование, которое искал. Он достиг соглашения с «Мосфильмом» , по которому окончательные затраты составили более 12 миллионов фунтов стерлингов (что эквивалентно примерно 38,3 миллионам долларов США в 1970 году), что сделало его одним из самых дорогих фильмов своего времени. [ 13 ]
К этому моменту проект покинул Джон Хьюстон, и эти отношения также привлекли к участию знаменитого российского режиссера Бондарчука, только что закончившего свою всемирно известную постановку четырехчасовой версии « Войны и мира» , которая получила премию «Оскар» в 1970 году как лучший иностранный фильм.
В декабре 1968 года Штайгер получил роль Наполеона, и Бондарчук посетил Лондон, чтобы поговорить с актерами о роли герцога Веллингтона. «Я вижу Веллингтона типичным англичанином», — сказал режиссер, добавив: «Я вижу Наполеона таким, каким к нему относился Толстой». [ 14 ]
Этот фильм был одним из нескольких совместных проектов Италии и России того времени. Другие включают «Красную палатку» , «Подсолнух» и «Дубровский» (последний так и не был поставлен). [ 4 ] Дополнительное финансирование также поступило от Paramount и Columbia . [ 15 ]
Если бы фильм был снят на Западе, он мог бы стоить в три раза дороже. Мосфильм внес более 4 миллионов фунтов стерлингов на покрытие расходов и почти 17 000 солдат Советской Армии , включая полную бригаду советской кавалерии, а также множество инженеров и рабочих для подготовки поля боя на холмистых сельскохозяйственных угодьях под Ужгородом , Украинская ССР . [ 16 ] [ 17 ] Итальянцы предоставили, как сообщается, восемь миллионов фунтов. [ 3 ]
Съемки проходили в Риме и на Украине (Украинская ССР) на протяжении 1969 года. В актерский состав входили русские, итальянские, ирландские, американские, канадские и британские актеры, которые все должны были произносить свои реплики на английском языке.
Чтобы воссоздать поле боя «достоверно», Советы снесли бульдозерами два холма, проложили пять миль дорог, пересадили 5000 деревьев, засеяли поля ржи, ячменя и полевых цветов и реконструировали четыре исторических здания. Для создания грязи было специально проложено более шести миль подземных ирригационных трубопроводов. Большинство батальных сцен были сняты одновременно пятью камерами Panavision – с уровня земли, со 100-футовых башен, с вертолета и с надземной железной дороги, построенной прямо через локацию. [ 18 ] [ 9 ] Сообщается, что битва обошлась в 5 миллионов долларов из 25-миллионного бюджета. [ 4 ] Это было самое большое поле битвы, когда-либо использованное для съемок фильма. [ 19 ]
Однако подлинность топографии сомнительна и больше связана с впечатляющими панорамными кадрами, а не с топографической точностью: на самом деле место Ватерлоо представляет собой серию невысоких холмов с небольшими возможностями для дальнего обзора. В частности, Ла-Эй-Сент почти не виден с севера и запада и расположен в небольшой впадине, обращенной на юг.
Фактически съемки длились 28 недель, включая 16 дней задержки (в основном из-за плохой погоды). Многие батальные сцены были сняты летом 1969 года, зачастую в изнуряющую жару. Помимо поля боя на Украине, съемки также проходили в Королевском дворце Казерты , Италия, а внутренние сцены снимались на большой площадке студии De Laurentiis Studios в Риме. В боевых сценах фильма участвовало около 15 000 советских пехотинцев и 2 000 кавалеристов в качестве массовки, а для выполнения опасных падений с лошадей использовались 50 цирковых наездников. Ходили шутки, что Сергей Бондарчук командует седьмой по величине армией в мире. [ 20 ]
За несколько месяцев до того, как камеры начали снимать, 17 000 солдат начали обучение строевой подготовке и боевым порядкам, а также владению саблями, штыками и обращению с пушками. Еще 2000 избранных мужчин также были обучены заряжать и стрелять из мушкетов. Эта армия жила в большом лагере рядом с полем боя. Каждый день после завтрака они маршировали к большому гардеробному зданию, надевали французскую, британскую или прусскую форму и через пятнадцать минут были на позиции.
Солдатами командовали офицеры, получавшие приказы от режиссера Сергея Бондарчука по рации. Чтобы помочь в руководстве этим огромным многонациональным предприятием, советский директор постоянно имел при себе четырех переводчиков: по одному на английский , итальянский , французский и сербско-хорватский языки .
Некоторые исторические персонажи, перечисленные в титрах, на самом деле не появляются в фильме, говорят, что они были в сценах, вырезанных перед выпуском. [ 21 ]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]Это был пятый по популярности фильм с резервным билетом в британской прокате в 1971 году. [ 22 ] Помощник продюсера Том Карли сказал, что «фильм был хорошо принят в Европе, особенно в Англии. Французы менее восторженны, но в конце концов они проиграли при Ватерлоо». [ 23 ]
Однако окупить свою стоимость не удалось. Скудные кассовые сборы « Ватерлоо» привели к отмене запланированного Стэнли Кубриком фильма «Биография Наполеона» . [ 24 ]
После выхода фильм приобрел популярность и получил множество положительных отзывов за боевое изображение. Новозеландский кинорежиссер Питер Джексон заявил, что этот фильм вдохновил его на экранизации «Властелина колец» и «Хоббита» . [ 25 ]
Критический
[ редактировать ]В статье для The New York Times Роджер Гринспан назвал « Ватерлоо » «очень плохим фильмом», сославшись на «одержимую» режиссуру Бондарчука и переигрывание Штайгера:
Штайгер играет миролюбивого Наполеона, хитрого, уставшего, очень обремененного судьбой, о которой он, кажется, никогда не выходит из головы. Подобно Вилли Ломану, не вполне осознающему, что он потерял свою территорию, он попеременно замышляет и жалуется — как будто в дополнение ко всем остальным своим достижениям он обнаружил при Ватерлоо истоки театрального натурализма. Это ужасный спектакль, и каждая его манерная деталь подчеркнута слоновьей избирательностью камеры Бондарчука — сужение глаз, усталая складка тела, тщательно сгорбленная спина, шляпа, походка пухлого человека. В первых частях «Ватерлоо», когда на виду был Наполеон, я думал, что ни один режиссер, даже Бондарчук, не достоин игры Штайгера. Позже, в пылу битвы, я почувствовал, что даже Штайгер не пострадал из-за руководства Бондарчука. Но теперь критическое спокойствие расставило все по своим местам, и я понимаю, что они полностью заслужили друг друга. [ 26 ]
Награды
[ редактировать ]В 1971 году фильм получил две премии BAFTA (лучшая художественная постановка и лучший дизайн костюмов) и был номинирован на третью (лучшая операторская работа).
Фильм также был по роману написан Фредериком Э. Смитом , а содержание основано на сценарии.
Награды и номинации
[ редактировать ]Премия | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|
Премия Британской киноакадемии | Лучшая операторская работа | Армандо Нануцци | номинирован |
Лучший дизайн костюмов | Мария Де Маттеис | Выиграл | |
Лучшее художественное направление | Марио Гарбулья | Выиграл | |
Давид Донателло | Лучший фильм | Дино Де Лаурентис | Выиграл [ а ] |
Серебряная лента | Лучшая операторская работа | Армандо Нануцци | номинирован |
Исторические неточности
[ редактировать ]![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Август 2018 г. ) |
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2023 г. ) |
Хотя в фильме события «Ста дней» изображены довольно правдиво, включая некоторые намеки и сцены из битвы при Линьи и Катр-Бра , были некоторые отступления от исторических фактов, предположительно сделанные в художественных целях , а некоторые персонажи действуют как шифры. для других.
В первой сцене, где маршалы пытаются убедить Наполеона отречься от престола, присутствует маршал Сульт: на самом деле в 1814 году Сульт командовал обороной Тулузы от армии Веллингтона.
Герцогиня Ричмондская говорит Веллингтону, что не хочет, чтобы ее дочь «носила черное, прежде чем наденет белое». Традиция носить белое платье невесты не получила широкого распространения до 1840-х годов, после королевы Виктории . свадьбы [ 27 ] [ 28 ]
На балу герцогини Ричмондской (который проходил в бывшем каретном сарае, а не в великолепном бальном зале, изображенном [ 29 ] ), есть полностью вымышленный романтический сюжет с лордом Хэем и одной из дочерей герцогини. Однако ее дочь Сара вспомнила, что на балу присутствовал лорд Хэй.
Пожалуй, самая большая неточность в фильме — это само поле боя: накануне ночью прошел проливной дождь, из-за которого атака французов задержалась до полудня, поле боя было чрезвычайно грязным. В результате британская кавалерия на самом деле не смогла бы развить скорость, показанную в фильме, до встречи с французскими колоннами. Однако здесь, как и везде, фильм повторяет знаменитую картину битвы, в данном случае работу Элизабет Томпсон 1881 года «Шотландия навсегда!». , на котором изображены Серые королевские шотландцы, скачущие навстречу врагу. [ 30 ]
Еще одна неточность заключается в том, что Домашняя кавалерия в фильме, похоже, вообще не фигурирует. Кроме того, Понсонби, командир бригады Союза, как полагают, первоначально был взят в плен французской кавалерией, а затем убит во время неудачной попытки спасения. В фильме он рассказывает графу Аксбриджа, что отец Понсонби был убит в бою уланами, не в последнюю очередь потому, что он ездил на плохой лошади: на самом деле его отец был политиком, который умер естественной смертью еще в Англии. [ 31 ] и он просто предсказывает свою судьбу в бою.
Атака британской кавалерии была нацелена на корпус д'Эрлона, но в фильме кавалерия, похоже, вообще не вступает в бой с французской пехотой, а вместо этого атакует французскую артиллерию, рассеивая французских артиллеристов, прежде чем их отбрасывают французские уланы в сценах. это имеет некоторое кинематографическое сходство с « Атакой легкой бригады» . Не видно ни одного горца из 92-го полка, висящего на стременах во время атаки, как вспоминал капрал Диксон из отряда «F» серых шотландцев.
В целом фильм почти полностью игнорирует голландско-бельгийские и немецкие элементы армии под командованием Веллингтона, создавая впечатление, что союзная армия по сути была британской. В действительности британский контингент составлял менее половины войск Веллингтона.
В отличие от пруссаков в фильме, прибывших на правый фланг французских войск, генерала Бюлова атаковал 4-й корпус правый тыл французских позиций у деревни Плансенуа . Наполеон послал сначала свой резервный корпус (под командованием генерала Лобау ), а затем Вторые пешие гренадеры, второй по старшинству корпус своей Императорской гвардии, чтобы вступить в бой и задержать этих пруссаков, сохраняя при этом свою линию фронта; эти столкновения в деревне Плансенуа и вокруг нее имели решающее значение для битвы, но не изображены в фильме. (Около 19:30 другой прусский корпус под командованием маршала Блюхера прибыл на поле боя, чтобы соединиться с британской армией на территории гостиницы «Ла Бель Альянс» , решив судьбу французских войск, как показано в фильме.)
Прусская пехота в фильме была изображена в черных мундирах, что было распространено только в некоторых отрядах ополчения, таких как Свободный корпус Лютцова . Полковые штандарты, используемые указанной наступающей армией, не соответствовали предположительно изображенному Свободному корпусу, который использовал штандарт прусского ландвера.
Герцог Гордон изображен ведущим своих Гордонских горцев в битву, а герцогиня Ричмондская описывает его как «дядюшку»: на самом деле он представляет собой составной персонаж , представляющий вклад нескольких членов Дома Гордонов. Герцог в то время герцогини Ричмондской , основатель и полковник полка, был отцом , и он не видел активной службы за рубежом во время наполеоновских войн. Его сын и брат герцогини, маркиз Хантли (позже 5-й герцог) был выдающимся генералом, но не командовал кампанией, хотя неофициальные данные позволяют предположить, что он прибыл после битвы.
Старшим представителем семьи в битве на самом деле был двадцатитрехлетний сын герцогини, граф Марч , который в конечном итоге стал пятым наследником герцога в 1836 году и служил майором и помощником . делагерь (ADC) герцогу Веллингтону. Другую ветвь семьи представлял другой адъютант, полковник сэр Александр Гордон двадцати восьми или двадцати девяти лет, брат графа Абердина. На самом деле оба были молодыми людьми, схожими по возрасту и обязанностям с лордом Хэем. Полевой командир полка Гордона во время кампании подполковник Джон Кэмерон из Фассиферна был убит в битве при Катр-Бра 16 июня. [ 32 ] Исполняющим обязанности командира полка во время боя, судя по всему, был майор Дональд Макдональд из Дальчосни.
Лорд Хэй убит во время атаки французской кавалерии на британской площади, а Веллингтон становится свидетелем его смерти. На самом деле Хэй был убит в битве при Катр-Бра двумя днями ранее.
История об отказе стражника сдаться на протяжении веков была предметом множества споров. Командующий последним квадратом Имперской гвардии генерал Пьер Камбронн изображается ответившим «merde», хотя позже он это отрицал. Он также не сказал « La garde meurt et ne se rend pas! » («Гвардия умирает и не сдается!»), которую, как полагают, произнес генерал Клод-Этьен Мишель , командующий средней гвардией.
Камбронн не погиб в бою и, потеряв сознание, был взят в плен полковником Хью Халкеттом , командиром 3-й Ганноверской бригады. Позже он женился на шотландской медсестре, которая заботилась о нем после битвы, и умер в 1842 году.
Песня «Boney Was a Warrior», которую исполняли, когда войска Веллингтона ждут атаки, была написана только после битвы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Некролог: Марио Солдати» . Независимый . 22 июня 1999 г. Проверено 26 января 2018 г.
- ^ АллоСине. «Марио Солдати» . АллоСине . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Тени на стене ». Наблюдатель . 25 октября 1970 г. с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с Коллингс, Энтони К. (15 января 1969 г.). «Итальянские кинематографисты вторгаются в Россию». Ревизор Сан-Франциско . п. 29.
- ^ Ватерлоо (1970) , получено 26 января 2018 г.
- ^ Эберт, Роджер. «Обзор фильма Ватерлоо и краткое содержание фильма (1971) | Роджер Эберт» . www.rogerebert.com . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ «Битва, которая ведется исключительно ради камеры: Бондарчук снимает фильм Крейга «Ватерлоо». Род Стайгер изображает злосчастного Наполеона» . www.nytimes.com . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ «ВАТЕРЛОО (1971)» . КАТАЛОГ ПОЛНОМОЧЕННЫХ ФИЛЬМОВ AFI . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Планкетт, Люк. «К черту компьютерная графика, в этом военном фильме задействовано 15 000 настоящих солдат» . Котаку . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ Питого, Хезиэль (18 июня 2015 г.). «Ватерлоо: фильм, в котором в массовке задействовано 15 000 настоящих солдат» . ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ОНЛАЙН . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ Питого, Хезиэль (18 июня 2015 г.). «Ватерлоо: фильм, в котором в массовке задействовано 15 000 настоящих солдат» . ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ОНЛАЙН . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Действие «Ватерлоо» произойдет в следующем году, Мартин, Бетти. Лос-Анджелес Таймс, 7 октября 1965 г.: D16.
- ^ «Ватерлоо (1970) — Финансовая информация» . Числа . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ «Режиссер фильма Ватерлоо». Питтсбург Пресс . 19 декабря 1968 г. с. 38.
- ^ «Союзники США, России и Италии снимут Ватерлоо». Ревизор Сан-Франциско . 14 марта 1969 г. с. 31.
- ^ «Ватерлоо: эпический фильм 1970 года» . Марк Пак . 07.01.2015 . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ Тунзельманн, Алекс фон (10 сентября 2009 г.). «Ватерлоо: Боже мой, Наполеон действительно сдался вот так» . Хранитель . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ «Создание Ватерлоо 1970 | Приключения в исторической стране» . Adventuresinhistoryland.com . 30 июня 2017 года . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ «Дино де Лаурентис открывает свое «Ватерлоо» ». Лос-Анджелес Таймс, часть 2 . 26 июля 1969 г. с. 10, 34.
- ^ Корриган, майор Дж.Г.Х., Ватерлоо (обзор) , старинный реквизит был построен Э. Ранкати, а сотни пар обуви были поставлены Помпеями . Channel 4 , заархивировано из оригинала 27 марта 2009 г.
- ^ Эванс, Алан (2000) Путеводитель Брасси по военным фильмам Potomac Books Inc.
- ^ Питер Уэймарк. «Лучший розыгрыш Ричарда Бертона в британских кинотеатрах». The Times [Лондон, Англия] 30 декабря 1971 г.: 2. Цифровой архив Times. Веб. 11 июля 2012 г.
- ^ «Как Ватерлоо оказалось в России». Ревизор Сан-Франциско . 24 марта 1971 г. с. 34.
- ^ «Наполеон» Стэнли Кубрика: много работы, очень мало настоящего фильма . www.vice.com . 10 февраля 2010 г. Проверено 02 июня 2021 г.
- ^ "Вдохновение Питера Джексона 2" . Проверено 2 февраля 2013 г. - через Youtube.
- ^ Гринспан, Роджер (1 апреля 1971 г.). «Битва, которая ведется исключительно ради камеры: Бондарчук снимает «Ватерлоо» Крейга » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ «Почему невесты носят белое?» . britannica.com . Проверено 7 сентября 2021 г. [1]
- ^ «Королевские свадьбы 1840-1947» . Королевский фонд коллекций . Проверено 19 января 2019 г.
- ^ Фулкс, Ник (2006). Танцы в битве: Социальная история битвы при Ватерлоо . Вайденфельд и Николсон. п. 138. ИСБН 0-297-85078-4 .
- ^ «Шотландский героизм при Ватерлоо не должен быть забыт» . Хранитель . 18 июня 2015 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ Джапп, Пи Джей (2004). «Уильям Брабазон Понсонби (1744–1806)». Оксфордский национальный биографический словарь . doi : 10.1093/ref:odnb/22506 .
- ^ Чичестер, HM; Свитман, Джон (рецензент) (2004). «Камерон, Джон (1771–1815)». Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/4446 .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Связано с «Садом Финци-Контини» и «Конформистом».
- Пол Дэвис, Поле Ватерлоо (Pan Books, 1970) - «обильно иллюстрированное, наглядное дополнение к людям, местам и событиям, изображенным в ВАТЕРЛОО - впечатляющей постановке Дино Де Лаурентиса» ISBN 0-330-02601-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1970 года
- Военные драмы 1970-х годов
- Исторические драмы 1970-х годов
- Драматические фильмы 1970 года
- Семья Бондарчук
- Британские исторические драмы
- Британские военные драмы
- Фильмы «Колумбии Пикчерз»
- Культурные изображения Артура Уэлсли, 1-го герцога Веллингтона
- Культурные изображения Гебхарда Леберехта фон Блюхера
- Культурные изображения Людовика XVII
- Культурные изображения Наполеона
- Изображения Наполеона в кино
- Англоязычные итальянские фильмы
- Англоязычные советские фильмы
- Фильмы о боях и военных действиях
- Фильмы Сергея Бондарчука
- Фильмы, написанные Нино Ротой
- Фильмы, написанные Уилфредом Джозефсом
- Фильмы о Наполеоне
- Фильмы, действие которых происходит в 1812 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1815 году.
- Фильмы, действие которых происходит во Франции
- Фильмы, действие которых происходит в Бельгии
- Действие фильмов происходит в Ватерлоо, Бельгия.
- Фильмы, снятые в Италии.
- Фильмы, снятые в Украине.
- Итальянские драматические фильмы
- фильмы Мосфильма
- Фильмы о наполеоновских войнах
- Фильмы Paramount Pictures
- российские военные драмы
- Советские исторические драмы
- Советские военные драмы
- Военные фильмы, основанные на реальных событиях
- Военные эпические фильмы
- Работы о битве при Ватерлоо.
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Британские фильмы 1970-х годов
- Итальянские фильмы 1970-х годов.
- Культурные изображения Людовика XVIII
- Жан-де-Дье Сульт