Панцер II
Панцеркампфваген II Sd.Kfz. 121 | |
---|---|
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1936–1945 |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Разработанный | 1934–1936 |
Стоимость единицы | 52 640 ℛ︁ℳ︁ (версия B) |
Произведено | 1935 - январь 1944 г. |
№ построено | 1856 (без учета конверсий) |
Технические характеристики (Ausf. cC) | |
Масса | 8,9 т (8,8 длинных тонн) |
Длина | 4,81 м (15 футов 9 дюймов) |
Ширина | 2,22 м (7 футов 3 дюйма) |
Высота | 1,99 м (6 футов 6 дюймов) |
Экипаж | 3 (командир/наводчик, водитель, заряжающий) |
Броня | 5–15 мм (0,20–0,59 дюйма) [ 1 ] |
Основной вооружение | 1 × 2 cm KwK 30 L/55 Ausf. а – F 1 × 2 cm KwK 38 L/55 Ausf. Джей-Л |
вторичный вооружение | 1 × 7,92-мм пулемет 34 |
Двигатель | Maybach HL62 TRM 6-цилиндровый бензиновый 140 л.с. (138 л.с., 103 кВт) |
Мощность/вес | 15,7 л.с. (11,6 кВт) на тонну |
Приостановка | Листовая рессора |
Дорожный просвет | 0,35 м (1 фут 2 дюйма) [ 1 ] |
Запас топлива | 170 л (45 галлонов США) [ 1 ] |
Оперативный диапазон | Дорога: 190 км (120 миль) [ 1 ] По пересеченной местности: 126 км (78 миль) [ 1 ] |
Максимальная скорость | 39,5 км/ч (24,5 миль в час) [ 1 ] |
Panzer II — общее название семейства немецких танков, использовавшихся во Второй мировой войне . [ 2 ] Официальное немецкое обозначение — Panzerkampfwagen II (сокращенно PzKpfw II). [ 2 ]
Хотя изначально машина создавалась как временная мера, пока разрабатывались более крупные и совершенные танки, она, тем не менее, продолжала играть важную роль в первые годы Второй мировой войны, во время польской и французской кампаний . [ 2 ] Panzer II был самым многочисленным танком в немецких танковых дивизиях в начале войны. [ 3 ] Его использовали как в Северной Африке против западных союзников, так и на Восточном фронте против Советского Союза.
К 1940/1941 году Panzer II был вытеснен средними танками Panzer III и IV . [ 4 ] К концу 1942 года он был в значительной степени снят с фронтовой службы и использовался для тренировок и на второстепенных фронтах. [ 4 ] Башни устаревших на тот момент Panzer Is и Panzer II повторно использовались в качестве орудийных турелей в специально построенных оборонительных бункерах. [ 5 ] особенно на Атлантическом валу . Производство самого танка прекратилось к январю 1944 года, но его шасси продолжало использоваться в качестве основы для нескольких других бронемашин, в основном для самоходных артиллерийских установок и истребителей танков, таких как Wespe и Marder II соответственно. [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2009 г. ) |
задержки в проектировании и производстве средних танков Panzer III и Panzer IV . В 1934 году стали очевидны [ 6 ] У Panzer I не было оружия, способного пробить броню, и, следовательно, не было шансов на успех против вражеских танков, поэтому был разработан временный танк. [ 7 ] Проекты временного танка были запрошены у компаний Krupp , MAN , Henschel и Daimler-Benz . Проектные работы над Panzer II начались 27 января 1934 года. [ 8 ] Первая опытная модель была готова в феврале 1935 года. [ 8 ] Окончательная конструкция была основана на Panzer I , но большего размера, с башней, оснащенной 20-мм автоматической противотанковой пушкой и рессорной подвеской. [ 6 ] Производство началось в 1935 году, но потребовалось еще восемнадцать месяцев, чтобы сдать первый боеспособный танк. [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]Броня
[ редактировать ]Panzer II был разработан до того, как опыт гражданской войны в Испании 1936–39 годов показал, что защита от бронебойных снарядов для выживания танков на современном поле боя необходима . До этого броня предназначалась для остановки пулеметного огня и осколков фугасных снарядов.
Panzer II Ausf. От A до C имели слегка наклоненную гомогенную стальную броню толщиной 14 мм по бокам, спереди и сзади, а также броню толщиной 10 мм сверху и снизу. [ 6 ] Большинству из них позднее было присвоено усиленное бронирование передней части машины, что наиболее заметно по изменению внешнего вида передней части корпуса с округлой на квадратную. [ 6 ] Начиная с модели D, лобовая броня была увеличена до 30 мм. [ 6 ] Модель F имела лобовую броню толщиной 35 мм и боковую броню толщиной 20 мм. [ 6 ] Этот уровень защиты все еще был защищен только от огня из стрелкового оружия. [ 9 ] Такое количество брони могло быть пробито буксируемыми противотанковыми орудиями, такими как советская 45-мм пушка , британская 2-фунтовая пушка и французская пушка de 47 .
Вооружение
[ редактировать ]Большинство танковых версий Panzer II были вооружены 2 cm KwK 30 L/55 автоматической пушкой . В некоторых более поздних версиях использовалась аналогичная пушка 2 cm KwK 38 L/55. [ 10 ] Эта автоматическая пушка была создана на основе 2 cm FlaK 30 зенитной пушки и была способна вести стрельбу со скоростью 600 выстрелов в минуту (длительная 280 выстрелов в минуту) из магазинов на 10 патронов. Всего было перевезено 180 снарядов. [ 4 ]
Panzer II также имел 7,92-мм Maschinengewehr 34, пулемет смонтированный соосно с основным орудием. [ 6 ]
2-см автопушка оказалась неэффективной против многих танков союзников даже в начале войны, и проводились эксперименты с целью замены ее 37-мм пушкой, но из этого ничего не вышло. Прототипы были построены с 50-мм танковой пушкой, но к тому времени Panzer II изжил себя как танк, независимо от вооружения. Больший успех был достигнут за счет замены стандартных 2-см бронебойно-фугасных боеприпасов твердотопливными боеприпасами с вольфрамовым сердечником , но из-за нехватки вольфрама эти боеприпасы находились в хроническом дефиците.
Мобильность
[ редактировать ]Все серийные версии Panzer II оснащались бензиновым шестицилиндровым двигателем Maybach HL62 TRM мощностью 140 л.с. (138 л.с.) и ZF трансмиссией . Модели A, B и C имели максимальную скорость 40 км/ч (25 миль в час). [ 4 ] Модели D и E имели торсионную подвеску. [ 11 ] и улучшенная трансмиссия, обеспечивающая максимальную скорость по дороге 55 км/ч (33 мили в час), но скорость по пересеченной местности была намного ниже, чем у предыдущих моделей, поэтому Модель F вернулась к предыдущей подвеске типа листовой рессоры. Все версии имели запас хода 200 км (120 миль). [ 12 ]
Экипаж
[ редактировать ]Экипаж Panzer II составлял три человека. [ 12 ] Водитель сидел в носовой левой части корпуса, коробка передач располагалась справа. Командир сидел в башне и отвечал за прицеливание и стрельбу из пушки и спаренного пулемета, а заряжающий/радист сидел на полу танка позади водителя. Слева у него располагалась радиостанция и несколько ящиков для хранения 20-мм боеприпасов.
Варианты
[ редактировать ]Модели разработки и ограниченного производства
[ редактировать ]- Panzer II Ausf.a (Pz.Kpfw. IIa)
Не путать с более поздним Ausf. A (единственное отличие заключается в написании заглавной буквы A), Ausf. a был первой построенной версией Panzer II (хотя и в ограниченном количестве) и был разделен на три подварианта. Аусф. Первоначально a/1 имел литое натяжное колесо с резиновой шиной, но после десяти серийных экземпляров оно было заменено сварной деталью. [ 13 ] Аусф. a/2 улучшены проблемы с доступом к двигателю. [ 13 ] Аусф. a/3 включал улучшенную подвеску и охлаждение двигателя. [ 13 ] В целом характеристики Ausf. Модели были схожими, всего с мая 1936 года по февраль 1937 года было произведено 75 штук компаниями Daimler-Benz и MAN . [ 13 ] Аусф. a считался 1-й серией под названием LaS 100.
- Panzer II Ausf.b (Pz.Kpfw.II b)
Опять же, не путать с более поздним Ausf. Б, Ausf. b была второй ограниченной серией, включавшей в себя дальнейшие разработки, в первую очередь серьезную переработку компонентов подвески, в результате которой была получена более широкая гусеница и удлиненный корпус. [ 14 ] Длина была увеличена до 4,76 метра, а ширина и высота остались неизменными. [ 14 ] Кроме того, Maybach HL62 TR использовался двигатель трансмиссии . с соответствующими новыми компонентами [ 14 ] Броня надстройки и крыши башни увеличена до 10–12 мм. [ 14 ] Общий вес увеличился до 7,9 тонн. [ 14 ] Двадцать пять машин были построены компаниями Daimler-Benz и MAN в феврале и марте 1937 года. [ 14 ]
- Panzer II Ausf.c (Pz.Kpfw.II c)
Будучи последним из ограниченной серии Panzer II, Ausf. c был очень близок к конфигурации серийного производства с заменой шести небольших опорных катков на пять более крупных независимо подрессоренных опорных катков и дополнительный возвратный каток. [ 14 ] Гусеницы были дополнительно модифицированы, а крылья расширены. [ 14 ] Общая длина увеличилась до 4,81 м (15 футов 9 дюймов), а ширина до 2,22 м (7 футов 3 дюйма). [ 14 ] С марта по июль 1937 года было произведено не менее 25 экземпляров этой модели. [ 14 ]
Основные серийные модели
[ редактировать ]- Panzer II Ausf.A, B и C
Первая серийная модель Ausf. A , включал усиление брони до 14,5 мм (0,57 дюйма) со всех сторон, а также плиту пола толщиной 14,5 мм и улучшенную трансмиссию. Он поступил в производство в июле 1937 года и был заменен Ausf. B в декабре 1937 года, внесший лишь минимальные изменения. [ 15 ]
Несколько незначительных изменений были внесены в Ausf. Версия C , ставшая стандартной серийной моделью с июня 1938 года по апрель 1940 года. [ 15 ] Всего выпущено 1113 экземпляров Ausf. Танки c, A, B и C производились с марта 1937 по апрель 1940 года компаниями Alkett , FAMO , Daimler-Benz, Henschel , MAN, MIAG и Wegmann . [ 15 ] Эти модели были практически идентичны и использовались на вооружении как взаимозаменяемые. Это была самая распространенная версия танка Panzer II. Ранние версии Ausf. C имели закругленную лобовую часть корпуса, но многие из них имели дополнительные броневые листы, прикрепленные болтами к башне и лобовой части корпуса. [ 15 ] Некоторые из них также были оснащены командирскими башенками. [ 15 ]
- Panzer II Ausf.D и E.
С совершенно новой торсионной подвеской [ 11 ] с четырьмя опорными катками Ausf. D разрабатывался как танк для использования в легких дивизиях. [ 16 ] После вторжения в Польшу легкие дивизии были преобразованы в танковые дивизии . Только башня была такой же, как у Ausf. Модель C с новой конструкцией корпуса и надстройки, а также с использованием двигателя Maybach HL62TRM, приводящего в движение семиступенчатую коробку передач (плюс реверс). [ 16 ] Конструкция была короче (4,65 м), но шире (2,3 м) и выше (2,06 м), чем Ausf. C. Скорость увеличена до 55 км/ч. [ 16 ] Всего 43 Ausf. Танки D производились с октября 1938 года по март 1939 года компанией MAN и служили в Польше. [ 16 ] Они были сняты в марте 1940 года для переоборудования в огнеметный танк Panzer II ( Flamm ). [ 16 ] Аусф . E отличался от Ausf. D за счет смазанных гусениц; было построено семь шасси.
- Панцер II Аусф
Продолжая традиционную конструкцию Ausf. С, Аусф. Лоб надстройки F был выполнен из цельного бронелиста с измененным козырьком. [ 17 ] Также рядом с ним разместили макет козырька, чтобы сбивать с толку артиллеристов противника. [ 17 ] Корпус был переработан с использованием плоского листа толщиной 35 мм (1,4 дюйма) в передней части, а броня надстройки и башни была увеличена до 30 мм (1,2 дюйма) в передней части и 15 мм (0,59 дюйма) по бокам и задний. [ 17 ] Были небольшие изменения в подвеске, а также новая командирская башенка. Масса увеличилась до 9,5 тонн. [ 17 ] С марта 1941 г. по июль 1942 г. построено 509 штук; это была последняя версия крупного танка серии Panzer II. [ 17 ]
- Танк II ( Фламм )
Основан на той же ходовой части, что и Ausf. Д и Аусф. Версия танка E, Flamm (часто ошибочно называемая «Фламинго»). [ 18 ] [ не удалось пройти проверку ] ) использовал новую башню с одним пулеметом MG34 и двумя дистанционно управляемыми огнеметами, установленными в небольших турелях в каждом переднем углу машины. [ 19 ] Каждый огнемет мог прикрывать лобовую дугу 180°, а башня поворачивалась на 360°.
Огнеметам было поставлено 320 литров горючего и четыре баллона со сжатым азотом . Резервуары с азотом были встроены в броневые ящики по бокам надстройки. Броня составляла 30 мм спереди и 14,5 мм по бортам и корме, хотя толщина башни была увеличена до 20 мм по бортам и корме. [ 20 ]
Общий вес составлял 12 тонн, а размеры были увеличены до 4,9 м в длину и до 2,4 м в ширину, хотя он был немного короче — 1,85 м в высоту. [ 20 ] Имелась радиостанция FuG2.
сто пятьдесят одна машина Panzerkampfwagen II (F) ( Flamm ). С апреля 1940 года по март 1942 года была построена [ 20 ] Первоначальное производство машин Ausf.A базировалось на базе 46 Panzer II Ausf. [ 20 ] Шасси D/E, которые так и не были доработаны как танки, в марте 1940 года 43 все еще существовавших танка Panzer II Ausf. D были отозваны на переоборудование, и с августа 1941 г. до списания в марте 1942 г. еще 62 Ausf. Машины B были изготовлены из новых серийных Ausf. Шасси D (выведено из заказа на 150 машин). [ 20 ] Panzer II (F) использовался в СССР, но не имел большого успеха из-за ограниченной брони, а оставшиеся в живых вскоре были отозваны для переоборудования в истребители танков Marder II в декабре 1941 года. [ 20 ]
Неизвестно, когда именно Flammpanzer II получил название «Фламинго», однако, скорее всего, оно возникло где-то после Второй мировой войны и никогда официально не использовалось для этой машины. [ нужна ссылка ]
- Panzer II Ausf.L «Лучс»
Легкий разведывательный танк Ausf. L был единственным танком Panzer II с перекрывающимися/чередующимися опорными катками Schachtellaufwerk и конфигурацией «натяжной гусеницы», поступившим в серийное производство: с сентября 1943 по январь 1944 года было построено 100 танков в дополнение к переоборудованию четырех Ausf. танки М. [ 21 ] Первоначально получив экспериментальное обозначение VK 1303, он был принят под альтернативным названием Panzerspähwagen II и получил популярное название Luchs (« Рысь »). [ 21 ] Luchs . был крупнее Ausf G в большинстве размеров (длина 4,63 м, высота 2,21 м, ширина 2,48 м). [ 21 ] Он был оснащен шестиступенчатой коробкой передач (плюс задний ход) и мог развивать скорость 60 км/ч (37 миль в час) с запасом хода 290 км (180 миль). [ 21 ] Были установлены радиостанции FuG12 и FuG Spr a , имелось 330 выстрелов калибра 20 мм и 2250 выстрелов калибра 7,92 мм. [ 21 ] Полная масса автомобиля составила 11,8 тонны. [ 21 ] Он имел броню лобовой части корпуса 30 мм, бортов и кормы 20 мм и столько же на башне. [ 21 ] В нем размещались четыре члена экипажа, командир (наводчик), механик-водитель, заряжающий и радист. [ 22 ]
САУ на шасси Panzer II
[ редактировать ]- 15 cm sIG 33 на шасси Panzerkampfwagen II (SF)
Одним из первых вариантов артустановки конструкции Panzer II было размещение 15-см тяжелой пехотной пушки sIG 33 на безбашенном шасси Panzer II. [ 23 ] В прототипе использовался Ausf. Б, но быстро поняли, что его недостаточно для установки. [ 23 ] Было спроектировано и изготовлено новое, более длинное шасси с дополнительным опорным катком, получившее название Fahrgestell Panzerkampfwagen II. [ 23 ] Вокруг орудия была предусмотрена открытая броневая надстройка толщиной 15 мм, достаточная для защиты от стрелкового оружия и осколков. [ 23 ] Это было недостаточно высоко, чтобы обеспечить полную защиту экипажа при установке орудия, хотя они все еще были прикрыты прямо спереди высоким орудийным щитом. В ноябре и декабре 1941 года было построено всего 12 машин. [ 23 ] Они служили в составе 707-й и 708-й тяжелых пехотных артиллерийских рот в Северной Африке до своего уничтожения в 1943 году. [ 23 ]
- 7,62 cm PaK 36(r) на шасси Panzerkampfwagen II Ausf.
После безуспешности применения обычных и огнеметных танков на Ausf. D/E, оставшееся шасси было решено использовать для установки трофейных советских противотанковых орудий. [ 24 ] Корпус и подвеска не изменились по сравнению с более ранними моделями, но надстройка была построена таким образом, чтобы обеспечить большое боевое отделение с открытым верхом и советской 76,2-мм противотанковой пушкой , которая, хотя и не была башенной, имела значительный поперечный ход. [ 24 ] Разработанная лишь как временное решение, машина была явно слишком высокой и плохо защищенной, но имела мощное вооружение. [ 24 ]
- 7,5 cm PaK 40 на шасси Panzerkampfwagen II (Marder II) (Sd.Kfz. 131)
В то время как 7,62 cm PaK 36(r) была хорошей временной мерой, 7,5 cm PaK 40, установленная на шасси танка Ausf. F позволил улучшить боевую машину в целом. [ 25 ] С июня 1942 по июнь 1943 года было произведено 576 экземпляров, а также переоборудовано 75 танков после прекращения производства новых. [ 25 ] Работу выполнили Daimler-Benz, FAMO и MAN. [ 25 ] Была построена значительно улучшенная надстройка для установки шириной 7,62 см, обеспечивающая более низкий профиль. [ 25 ] Marder II служил немцам на всех фронтах до конца войны. [ 25 ]
- 5 cm PaK 38 на шасси Panzerkampfwagen II
Задуманная по тому же принципу, что и Marder II, 5 cm PaK 38 представляла собой целесообразное решение для установки 50-мм противотанковой пушки на шасси Panzer II. Однако гораздо большая эффективность 75-мм противотанковой пушки делала этот вариант менее желательным. Объем производства неизвестен.
- Легкая полевая гаубица 18 на шасси Panzerkampfwagen II (Wespe)
После разработки Fahrgestell Panzerkampfwagen II для установки sIG 33 компания Alkett разработала версию с установкой 10,5-см полевой гаубицы leichte Feldhaubitze 18/2 в надстройке с открытым верхом. [ 26 ] Это была единственная широко производимая в Германии самоходная 105-мм гаубица. [ 26 ] С февраля 1943 года по июнь 1944 года FAMO построило 676 машин, которые служили на всех основных фронтах. [ 26 ]
- Боекомплект самоходки на шасси Panzerkampfwagen II
Для поддержки Wespe в эксплуатации было построено 159 шасси Wespe без установки гаубицы, которые вместо этого функционировали в качестве подвозчиков боеприпасов. [ 26 ] Они несли 90 патронов калибра 105 мм. [ 26 ] При необходимости их можно было преобразовать в обычные Wespes путем установки leFH 18 в полевых условиях. [ 26 ]
Ограниченное производство, эксперименты и прототипы
[ редактировать ]- Panzerkampfwagen II с плавающим корпусом
— одна из первых попыток Германии разработать плавающий танк . Schwimmkörper Это устройство, построенное Гебром Заксенбергом , состояло из двух больших понтонов, по одному прикрепленному к каждой стороне танка Panzer II. [ 27 ] Танки были специально герметизированы, потребовались некоторые модификации выхлопной системы и охлаждения двигателя, а также надувное резиновое кольцо, используемое для герметизации башни во время десантной операции. [ 27 ] Пропеллер; соединенный универсальным шарниром с удлинителем, был связан с двигателем танка для обеспечения движущей силы, а рулевое управление в воде осуществлялось рулем направления, установленным за гребным винтом. Заявлена скорость до 6 миль в час в условиях полного штиля, а также способность справляться с условиями моря до 4 баллов. [ 19 ] На берегу понтоны можно было отсоединить. [ 27 ] Модифицированные танки были переданы в состав 18-го танкового полка, который был сформирован в 1940 году. Однако после отмены операции «Силион» , плана вторжения в Англию, танки использовались полком в обычном порядке на Восточном фронте .
- Panzer II Ausf.G (PzKpfw II G)
Четвертой и последней конфигурацией подвески, использовавшейся для танков Panzer II, была конфигурация с пятью перекрывающимися опорными катками, названная Schachtellaufwerk . немцами [ 6 ] Это послужило основой для переделки Panzer II в разведывательный танк, обладающий высокой скоростью и хорошими внедорожными качествами. [ 6 ] Аусф. G был первым Panzer II, использовавшим эту конфигурацию, и был разработан под экспериментальным обозначением VK 9.01. [ 6 ] Сведений об Ausf. G выдавался в боевые части, а с апреля 1941 по февраль 1942 года компанией MAN было построено всего 12 полноценных машин. Впоследствии башни были выпущены для использования в укреплениях. Два из них были переоборудованы для использования 50-мм пушек Pak 38 и прошли испытания на Восточном фронте.
- Panzer II Ausf.H (Pz.Kpfw.II H)
Получив экспериментальное обозначение ВК 9.03, Ausf. H задумывался как серийная модель Ausf. G, с увеличенной до 20 мм броней бортов и кормы и новой четырехступенчатой трансмиссией (плюс реверс), аналогичной PzKpfw 38(t) nA. [ 28 ] К моменту списания в сентябре 1942 года было построено только два прототипа. [ 28 ]
- Мостоукладчик на Panzerkampfwagen II
После неудачных попыток использовать Panzer I в качестве шасси для мостоукладчика, работы перешли к Panzer II под руководством Магируса . [ 29 ] Неизвестно, сколько таких машин было переоборудовано, но известно, что четыре из них находились на вооружении 7-й танковой дивизии в мае 1940 года.
- Panzer II Ausf.J (Pz.Kpfw.II J)
Продолжающееся развитие концепции разведывательного танка привело к созданию значительно усиленного бронирования Ausf. J, который использовал ту же концепцию, что и Panzer I Ausf. Ф того же периода под экспериментальным обозначением ВК 16.01. [ 30 ] Была добавлена более тяжелая броня, доведя защиту спереди до 80 мм (аналогично максимальной броне, установленной на КВ-1 образца 1941 года). советском тяжелом танке [ 31 ] ) и 50 мм по бокам и сзади, с толщиной крыши и пола 25 мм, что увеличивает общий вес до 18 тонн. [ 30 ] Оснащен тем же Maybach HL45 P, что и Pz.Kpfw. IF максимальная скорость была снижена до 31 км/ч (19 миль в час). [ 30 ] Основное вооружение — 2-см пушка KwK 38 L/55. [ 30 ] 22 экземпляра были произведены компанией MAN в период с апреля по декабрь 1942 года, а семь были переданы 12-й танковой дивизии на Восточном фронте . [ 30 ]
- Эвакуационная бронемашина на базе Panzerkampfwagen II Ausf . Дж
Единственный экземпляр Ausf. J с стрелой вместо башни был обнаружен в качестве бронированной эвакуационной машины . [ 30 ] Официальной программы для этого автомобиля нет.
- Panzer II Ausf.M (Pz.Kpfw.II M)
Используя то же шасси, что и Ausf. H, башня и надстройка Ausf. Л «Лучс», Ausf. У М было бы четыре экипажа; однако неизвестно, были ли построены какие-либо примеры. [ 28 ]
- Panzerkampfwagen II без корпуса
Устаревшие танки Panzer II, у которых были сняты башни для использования в укреплениях, можно было использовать в качестве транспортных средств общего назначения. Некоторое количество шасси, не использовавшихся для переоборудования в САУ, было передано инженерам для использования в качестве носителей личного состава и техники. [ 32 ]
- Танковая САУ 1с
Разработанный только в виде прототипа, это была одна из трех неудачных попыток использовать шасси Panzer II для установки 5-см пушки PaK 38, на этот раз на шасси Ausf. Г. [ 33 ] Было произведено два экземпляра, которые имели вес, аналогичный версии танка, и оба были приняты на вооружение, но производство не было начато, поскольку приоритет был отдан моделям с более тяжелым вооружением. [ 33 ]
- ВК 16.02 «Леопард»
как VK 16.02 задумывался замена Ausf. L, с двигателем Maybach HL157 P и восьмиступенчатой коробкой передач (плюс задний ход). [ 34 ] Хотя корпус был основан на корпусе Pz.Kpfw. II J, он был переработан после Panzer V Panther , особенно с введением полностью наклонной лобовой брони. [ 34 ] Был отклонен после того, как разработчики поняли, что Panzer IV и V могут выполнять аналогичную работу без необходимости использования новой машины. [ 34 ]
Пользователи
[ редактировать ]- Нацистская Германия
- Румыния (неопределенно) - два танка, захваченные на нефтяных месторождениях Плоешти после переворота короля Михаила ; вероятно, это были Panzer II [ 35 ]
- Словацкая Республика (1939-1945)
- Норвегия (остатки)
См. также
[ редактировать ]- Список военной техники Германии времен Второй мировой войны
- Сравнение танков начала Второй мировой войны
- Список боевых бронированных машин Второй мировой войны
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Йентц 1996 , с. 278.
- ^ Jump up to: а б с Сучу, Питер (08 марта 2021 г.). «Почему нацистская Германия так сильно полагалась на танк Panzer II» . Национальный интерес . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Нихорстер, Лео. «Доктор» . Боевые порядки и организации Второй мировой войны . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «SdKfz 121 Panzer II» . www.militaryfactory.com . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ Станниус, Марк. «Танковые башни» . Атлантическая стена в Дании . Марк Станниус . Проверено 28 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Легкий танк Panzer II» . www.historyofwar.org . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Йентц 1996 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б Йентц 1996 , с. 33.
- ^ Такер, Спенсер (2004). Танки: иллюстрированная история их воздействия (первое изд.). Санта-Барбара, США: ABC-CLIO Inc. п. 76. ИСБН 1-57607-995-3 .
- ^ "Panzerkampfwagen II Ausf L/Luchs (Lynx)/VK1303" . www.historyofwar.org . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Panzer Tracts No.2-3 Panzerkampfwagen II Ausf.D, E и F Томас Л. Йенц, Хилари Луи Дойл. Танковые тракты, 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Panzerkampfwagen II Ausf A, B и C» . www.historyofwar.org . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Panzerkampfwagen II Ausf a/1, a/2 и a/3» . www.historyofwar.org . Проверено 02 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Панцеркампфваген II Ausf b» . www.historyofwar.org . Проверено 02 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Panzerkampfwagen II Ausf A, B и C» . www.historyofwar.org . Проверено 02 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Panzerkampfwagen II Ausf D и Ausf E» . www.historyofwar.org . Проверено 02 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Анзеркампфваген II Аусф Ф» . www.historyofwar.org . Проверено 02 января 2022 г.
- ^ «Bergepanzer II от LemaireSoft» . Архивировано из оригинала 8 января 2007 г. Проверено 25 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Уайт, БТ (1983). Танки и другие боевые машины Второй мировой войны . Книги о пэрах. п. 138. ИСБН 0907408354 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Panzerkampfwagen II Flamm Ausf A и B» . www.historyofwar.org . Проверено 02 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «SdKfz 123 Panzerspahwagen II (Luchs)» . www.militaryfactory.com . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Грин, Майкл (30 июля 2017 г.). Танки стран Оси Второй мировой войны . Ручка и меч в стиле милитари. ISBN 9781473887039 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «15 cm sIG 33 на шасси Panzerkampfwagen II (Sf)» . Танковая энциклопедия . 12 августа 2016 г. Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с "7,62 cm PaK 36(r) на Fgst. PzKpfw.II(F) (Sfl.) (Sd.Kfz. 132) 'Marder II' -" . Танковая энциклопедия . 06.06.2020 . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и "Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7.5 cm PaK 40 'Marder II' (Sd.KFz.131) - Энциклопедия танков" . Танковая энциклопедия . 25 апреля 2020 г. Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Sd.Kfz 124 Веспе» . www.tanks-encyclepedia.com . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Panzer II с плавающим корпусом» . www.wehrmacht-history.com . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с "Panzer II Ausf. H & Ausf. M (VK9.03) — Энциклопедия танков" . Танковая энциклопедия . 14 марта 2019 г. Проверено 5 января 2022 г.
- ^ «Мостовой наводчик на Panzer II Ausf. B» . www.wehrmacht-history.com . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Panzer II Ausf.J (VK 16.01)» . Танковая энциклопедия . 27 октября 2016 г. Проверено 5 января 2022 г.
- ^ База данных Второй мировой войны
- ^ Томас, Пол (2015). Легкие танки Гитлера на войне: редкие фотографии из архивов военного времени . Йоркшир, Великобритания: Перо и меч. стр. 125, 126. ISBN. 9781473854871 .
- ^ Jump up to: а б "Panzer Sfl. Ic. — Танковая энциклопедия" . Танковая энциклопедия . 07.05.2019 . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Боевой разведчик Леопард (ВК16.02)» . Танковая энциклопедия . 17 октября 2016 г. Проверено 5 января 2022 г.
- ^ Эксуорси, Скафеш и Крэчунойу 1995 , стр. 191.
Ссылки
[ редактировать ]- Эксуорси, Марк; Скафеш, Корнел; Крэчунойу, Кристиан [на румынском языке] (1995). Третья ось – четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941-1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 9781854092670 .
- Питер Чемберлен; Хилари Л. Дойл (1993). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-214-6 .
- Йентц, Т. (1996). Panzertruppen: Полное руководство по созданию и боевому применению танковых войск Германии в 1933–1942 годах . Шиффер. ISBN 978-0-8874-0915-8 .
- Томас Л. Дженц (1998). Танковые бои в Северной Африке: первые раунды . Издательство Шиффер . ISBN 0-7643-0226-4 .
- «Немецкий Panzerkampfwagen II, Sd.Kfz. 121» . Транспортные средства времен Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 13 мая 2012 года . Проверено 3 февраля 2004 г.
- Немецкие легкие танки 1932-42 гг. Брайан Перретт, Терри Хэдлер. Издательство Оспри, 1998 г.
- «Климент Ворошилов» . База данных Второй мировой войны . Проверено 14 ноября 2014 г.