Легкий танк Виккерс Т-15
Легкий разведывательный танк Vickers-Carden-Loyd Mod.1934 T.15 | |
---|---|
Тип | Легкий танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1936–1945? |
Используется | Бельгия, нацистская Германия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Викерс и FRC |
Разработанный | 1934 |
Производитель | Викерс и FRC |
Произведено | 1935–1938 |
№ построено | 42 |
Технические характеристики | |
Масса | 3,8 тонны |
Длина | 3,63 м (11 футов 11 дюймов) |
Ширина | 1,89 м (6 футов 2 дюйма) |
Высота | 1,90 м (6 футов 3 дюйма) |
Экипаж | 2: командир/наводчик и водитель |
Броня | 7–9 мм (0,28–0,35 дюйма) |
Основной вооружение | 13,2-мм (0,52 дюйма) пулемет Hotchkiss M1929 |
вторичный вооружение | 7,65-мм Fusil-Mitrailleur FN.-Browning обр.1930 г. |
Двигатель | 6-цилиндровый бензиновый двигатель Медоуза 88 л.с. (66 кВт) |
Мощность/вес | 23,16 л.с. на тонну |
Передача инфекции | 4 скорости |
Приостановка | винтовая пружина Хорстманна |
Оперативный диапазон | 230 км (140 миль) |
Максимальная скорость | 64 км/ч (40 миль в час) |
Легкий танк Vickers T-15 , полное обозначение Char Léger de Reconnaissance Vickers-Carden-Loyd Mod.1934 T.15 , — легкий 4-тонный танк бельгийской армии . Они были построены компанией Vickers-Armstrong в Великобритании по проекту их Light Tank Mark III и оснащены вооружением в Бельгии на предприятии Fonderie Royale de Canons (FRC) в Херстале . Он поступил на вооружение в 1935 году и использовался бельгийской армией во время битвы за Бельгию в мае 1940 года. Его основным вооружением был 13,2-мм пулемет Гочкиса . Танк задумывался как замена почтенного, но устаревшего Renault FT . Всего было выпущено 42 экземпляра.
История
[ редактировать ]Начиная с Первой мировой войны , бельгийская армия использовала танки Renault FT французской разработки , вооруженные либо пулеметом, либо небольшой Puteaux SA 18 . противопехотной пушкой [ 1 ] Он все еще использовался в бельгийских кавалерийских полках, но к началу 1930-х годов явно устарел, поэтому в 1933 году было решено заменить оставшиеся 75 FT новым легким танком. Это оказался легкий танк Т-15 . Рассматривая проекты танков Франции и Великобритании (союзников Бельгии во время Первой мировой войны), бельгийская армия уже имела некоторый опыт работы с машинами Vickers-Carden Loyd ( SA FRC 47 мм ) и интересовалась другими разработками фирмы. Также рассматривалось производство и разработка французских танков.
Помимо легкого танка с пулеметом, требовался средний тип с пушкой, что привело к довольно трудному приобретению Renault AMC 35 в 1935 году. AMC 35 в своей более ранней версии AMC 34 предпочитался состоятельным людям. известный 6-тонный легкий танк «Виккерс». Поскольку опыт эксплуатации Vickers в польских вооруженных силах показал, что двигатель воздушного охлаждения мощностью 80 л.с. имел тенденцию к перегреву, бельгийская армия запросила прототип Vickers, оснащенный двигателем Rolls-Royce с водяным охлаждением , который не помещался сзади и поэтому был установленный сбоку в доработанном 6-тонном танке. [ 2 ] Эта версия получила обозначение «Mark F». Хотя новая компоновка танка использовалась компанией Vickers на других экспортных машинах, бельгийская армия заказов не размещала, поскольку AMC 35 считался превосходящим по вооружению и бронезащите.
Бельгийское правительство выразило беспокойство по поводу покупки «танков», которые считались «наступательным» оружием: Германию нельзя было провоцировать, а официальная дипломатическая позиция Бельгии в европейском конфликте должна была оставаться нейтральной. [ 3 ] Слово «танк» или «бронетанковое/механизированное подразделение» никогда не должно было использоваться в официальных обозначениях подразделений, при этом предпочтение отдавалось словам «бронированный/гусеничный автомобиль» и исторической «кавалерии», о чем свидетельствует первоначальное обозначение Auto-Blindée. /Митральеза Т.15 .
В итоге был выбран другой продукт из каталога Vickers: экспортный вариант 4-тонного Light Tank Mk III Vickers-Carden-Loyd M1934 . Бельгийские вооруженные силы в целом поддержали компоновку прототипа Mk III, когда его заменили на легкий танк Vickers Carden Loyd Model 1935, но попросили у Vickers другую, коническую клепаную одноместную башню с литой орудийной маской. Вооружение, предложенное Vickers, пулеметы Vickers калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) или 0,50 дюйма (12,7 мм) , были отклонены, вместо этого было отдано предпочтение более тяжелому французскому 13,2-мм пулемету Hotchkiss . FRC пришлось интегрировать это орудие в новую башню. В конце тридцатых годов компания также построила турельную установку зенитного типа для FN Herstal Browning 7,65 мм FM Mod30 . На крышах башен Т-15 постепенно стали устанавливать дополнительный пулемет ПВО.
Учитывая напряженный государственный оборонный бюджет в начале 1930-х годов из-за последствий Великой депрессии , закупку пришлось разделить партиями: первые 18 единиц были заказаны 10 марта 1934 года и доставлены двумя партиями по девять единиц по 15 штук. и 22 февраля 1935 г. Вторая партия из 24 единиц была заказана 16 апреля 1935 г. и поставлена с 15 ноября по 28 декабря 1935 г. [ 4 ]
Из-за задержек с поставкой AMC 35 бельгийская армия позже рассматривала возможность покупки восьмидесяти трех машин Vickers Carden Loyd Light Tank Model 1937. Этот тип напоминал T.15 по корпусу, но должен был быть оснащен башней большего размера. способен держать 40-мм или 47-мм орудие. Никакого производства не последовало. Еще позже был заказан прототип командирского танка Vickers, который прошел испытания в 1939 году.
Дизайн
[ редактировать ]Конструкция Т-15, очевидно, была аналогична конструкции прототипа легкого танка Mark III. Подвеска представляла собой винтовую пружину Horstmann, опирающуюся на тележки , с двумя обрезиненными колесными парами на каждую тележку. Эта конструкция, изобретенная Сидни Хорстманном и использовавшаяся исключительно на легких машинах, также использовалась в легком танке Mk VI британской армии. Помимо того, что он был относительно прост в сборке, компактен и легок, он имел преимущество в том, что имел большой ход и его можно было легко заменить в случае повреждения в полевых условиях. [ 5 ] Ведущая звездочка располагалась спереди, натяжные колеса располагались сзади, с двумя возвратными роликами. Мощность обеспечивалась 6-цилиндровым бензиновым двигателем Генри Медоуза мощностью 88 л.с. (66 кВт) в сочетании с четырехступенчатой коробкой передач с преселектором . Рулевое управление представляло собой комбинацию отключения привода на одну гусеницу и торможения для увеличения поворота. Поворот башни осуществлялся с помощью электропривода. [ 6 ] Т-15 не были оснащены радиостанцией. [ 4 ]
Броня бельгийского варианта Т-15 была значительно меньше, чем у исходной конструкции Mark III: вместо 12–14 мм броневой стали использовалось всего 7–9 мм. [ 4 ] Это означало, что экипаж Т-15 был полностью защищен только от непрямого взрыва и осколков и достаточно хорошо защищен от огня стрелкового оружия (за исключением стрельбы в упор, перпендикулярно броне), но не был вообще защищен от большинства легких противотанковых средств. -танковые патроны, такие как .50 BMG калибра 0,55 дюйма , противотанковое ружье Boys , немецкий 13,2-мм TuF или собственный патрон Hotchkiss калибра 13,2 мм (0,52 дюйма). Даже по европейским стандартам того времени танк Т-15 можно было считать недобронированным. Компромиссом была, помимо политической, отличная мобильность: при весе всего 3,8 тонны, но с двигателем мощностью 88 л.с. (66 кВт), Т-15 имел замечательную максимальную скорость 64 км/ч (40 миль в час). ), хорошо подходит для кавалерийской тактики. [ 7 ] Была надежда, что это превратит Т-15 в более трудную цель.
Основным вооружением танка Т-15 был 13,2-мм пулемет Гочкиса , уже использовавшийся в ВВС Бельгии в качестве легкой зенитной пушки . Несмотря на то, что оно задумывалось как зенитное орудие, оно обладало некоторыми противоброневыми возможностями: оно могло пробить броневую плиту толщиной 13 мм на расстоянии 500 м (1640 футов). [ 4 ] Длина ствола составляла 992 мм (39,06 дюйма). Стрельба осуществлялась из коробчатых магазинов на 25 или 30 патронов со скоростью 450 выстрелов в минуту. [ 8 ] Это дало Т-15 теоретическую способность уничтожать большинство броневиков , полугусеничных и легкобронированных машин противника. Однако, если не считать пулеметного танка Panzer I , вооружение Т-15 не могло сравниться с более тяжелыми немецкими танками, да и не должно было быть таковым. Вспомогательное вооружение состояло из одной легкой автоматической винтовки Браунинга M1918 (BAR), установленной на цапфе, которая предназначалась для противовоздушной обороны. Для стрельбы из БАР наводчику приходилось подвергаться огню противника.
История развертывания и эксплуатации
[ редактировать ]Судя по тому, что всего было поставлено на вооружение не более 42 Т-15, в отличие от более многочисленных истребителей танков Т-13 , а также по тому, что программа поставок закончилась уже в 1936–38 годах, задолго до начала После Второй мировой войны и битвы за Бельгию бельгийская армия явно стала меньше увлекаться Т-15. [ нужна ссылка ] Только элитные Арденны горнострелковые войска и кавалерийские полки имели на вооружении Т-15. Дислокация была следующей: по 16 Т-15 на две кавалерийские дивизии (в сочетании с истребителями танков Т-13 и другой гусеничной и колесной бронетехникой), [ 9 ] по три в 1-м, 2-м и 3-м арденнских егерских полках, но не в 4-м, 5-м и 6-м [ 10 ] - и один в школе водителей.
С технической точки зрения Т-15 имел недостатки: помимо того, что он был малопригоден для борьбы с противостоящими бронетанковыми подразделениями из-за универсального, но легкого вооружения и недостаточной брони, проблемы с устойчивостью на ходу наводку затрудняли и замедляли . : подвеска была слишком мягкой, что приводило к чрезмерному крену вперед при торможении. [ 4 ] Это сделало высокую скорость Т-15 менее важной и эффективной. Технические проблемы и проблемы с надежностью также не были редкостью: поскольку легкий танк Vickers Mark III не был принят на вооружение ни одним другим заказчиком, доводку и преодоление проблем с настройкой должны были выполнять бельгийские вооруженные силы. По крайней мере два Т-15 были отправлены на ремонтную базу в Брюсселе в течение первых четырех дней битвы за Бельгию , а как минимум два других пришлось оставить из-за технических трудностей: у одного из них сломалось сцепление. [ 9 ]
С другой стороны, Т-15 также участвовали в некоторых успешных контратаках. В одном из этих отчетов 7-й «эскадрон pancerwagens» / «escadron voituresblindés», входящий в состав первой кавалерийской дивизии 2-го уланского полка, оснащенный как Т-13, так и Т-15, сражался 12 мая 1940 года с шестью немецкими танками. в маленьком городке Ханнуит. Хотя 7-я дивизия подбила два танка, ей также удалось подбить два немецких танка. [ 9 ] [ 11 ] Другой отчет рассказывает об успешной, но в конечном итоге тщетной контратаке в городе Кнесселаре за день до капитуляции Бельгии. 1-й и 4-й «eskadron cyclisten» / «escadron cyclistes» (мотоциклическая кавалерия) 1-го полка «jagers te paard» / «chasseurs a cheval» попытались вернуть город после того, как немецкое пехотное подразделение, оснащенное Pak 36, проникло в Кнесселаре из восток. В 15:00 группа танков Т-13 и Т-15 атаковала под командованием полковника Мореля и отбила город, взяв в плен 150 немецких солдат. [ 9 ] [ 11 ] Однако позднее вечером, после того как бельгийская армия была окружена и атакована гораздо более осторожно действующей танковой группой, ей пришлось отступить из Кнесселаре.
После окончания битвы за Бельгию немногие уцелевшие Т-15 были переданы немецким вооруженным силам под обозначением «Panzerspähwagen VCL 701 (b)» (разведывательный бронеавтомобиль). [ 12 ] Некоторые из них были немедленно использованы в качестве Beutepanzer немецкими частями в битве за Францию и окрашены в серый цвет. Поскольку количество уцелевших Т-15 было небольшим и машины были полностью импортированы с ограниченным количеством запасных частей, последующее развертывание Германии должно было быть ограничено обучением водителей и стрельбой, легкой поддержкой, охраной аэродромов или действиями по борьбе с повстанцами. Возможно, они были частью береговой обороны Атлантикволла . На сегодняшний день нет известных сохранившихся транспортных средств.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Залога, Стивен Дж., (2010) «Французские танки Первой мировой войны», Osprey Publishing
- ^ Миллер, Дэвид «Великая книга о танках», MBI Publishing Co., 2002 г.
- ^ Чарльз Чейни Хайд, «Бельгия и нейтралитет», Американский журнал международного права, Vol. 31, № 1. (январь 1937 г.), с. 82
- ^ Jump up to: а б с д и «Бельгийский легкий танк Т15» . Танки-энциклопедия.com . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ «История: О нас: Защитные системы Хорстмана» . Сайт Horstman.co.uk . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (2001). Британские и американские танки Второй мировой войны: полная иллюстрированная история танков Великобритании, Америки и Содружества 1933–1945 годов . Касселл и компания. [ нужна страница ]
- ^ Western Allied Tanks 1939-45 , Дэвид Портер, 2009 г. [ нужна страница ]
- ^ «Современное огнестрельное оружие — Гочкис М1930 13,2 мм» . World.guns.ru. 27 октября 2010 г. Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Поход восемнадцати дней — Конница» . 18daagseveldtocht.wikispaces.com . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ «Кампания восемнадцати дней — Арденнские охотники» . 18daagseveldtocht.wikispaces.com. 1 апреля 1940 года . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Стассин, Г., дата публикации неизвестна, Моторизованная кавалерия, Брюссель: Танковый музей.
- ^ «Трофные танки, используемые ВС Германии» . Achtungpanzer.com. 14 марта 2011 года . Проверено 27 февраля 2015 г.