Танки Франции
Разработка танков во Франции началась во время Первой мировой войны как попытка выйти из тупика позиционной войны и в основном по инициативе производителей. Schneider CA1 был первым танком, произведенным во Франции, всего было построено 400 единиц. Французы также экспериментировали с различными конструкциями танков, такими как сухопутный корабль Фрот-Лаффли , машина Буаро и эксперимент Суэна . Еще 400 танков «Сен-Шамон» были изготовлены с апреля 1917 года по июль 1918 года, но они имели недостаточную мощность и имели ограниченное применение, поскольку гусеницы были слишком короткими для длины и веса танка. [ 1 ] Наиболее значимой разработкой французского танка во время войны был легкий танк Renault FT , который задал общую компоновку будущих танковых конструкций и использовался или перепроектировался различными вооруженными силами, в том числе и вооруженными силами США.
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]В то время как британцы начали проектирование и использование танков в Первой мировой войне, Франция в то же время разработала свои собственные гусеничные ББМ, но ситуация там была совсем иной. В Британии проектирование координировал единый комитет, в то время как основные отрасли промышленности оставались пассивными. Таким образом, почти все производственные усилия были сосредоточены на Mark I и его прямых преемниках, очень похожих по форме. Во Франции, с другой стороны, существовало множество противоречивых направлений развития, которые были плохо интегрированы, что привело к появлению трех основных и совершенно несопоставимых типов производства. Крупный производитель оружия Schneider в январе 1915 года взял на себя инициативу и попытался построить первую бронемашину на базе трактора Baby Holt , но первоначально процесс разработки шел медленно, пока в июле они не получили политическую, даже президентскую поддержку, объединив свой проект с механический кусачек, изобретенный инженером и политиком Жаном-Луи Бретоном. В декабре 1915 года влиятельный полковник Эстьен воодушевил Верховное командование идеей создания бронетанковых войск на базе этих машин; Сильная поддержка танков армией будет постоянной в ближайшие десятилетия. Уже в январе и феврале 1916 года были сделаны довольно крупные заказы, на тот момент их общее количество составляло 800 штук, что намного превышало британские.
Однако армейский энтузиазм и спешка имели бы свои непосредственные недостатки. В результате привлечения неопытных армейских офицеров к разработке нового танка на базе более крупного 75-сильного шасси Holt в очень сжатые сроки первые французские танки были плохо спроектированы с учетом необходимости пересечения траншей и не пойти по спонсонному пути британских танков. Первый, Char Schneider CA, оснащенный короткой 75-мм гаубицей, имел плохую подвижность из-за короткой длины гусеницы в сочетании с нависающим спереди и сзади корпусом. Это было также ненадежно; максимум только около 130 из 400 построенных когда-либо находились в эксплуатации одновременно. Затем промышленное соперничество начало играть пагубную роль: был создан тяжелый Char Saint-Chamond , параллельная разработка, не заказанная армией, но одобренная правительством через промышленное лобби, на котором было установлено гораздо более впечатляющее вооружение — его 75-мм калибр был самым мощным орудие, которое стояло на вооружении любого действующего танка до 1941 года, но также сочетало в себе многие недостатки Schneider CA с еще большим нависающим корпусом. Его инновационная бензино-электрическая трансмиссия хоть и позволяла легко управлять, но была недостаточно развита и приводила к большому количеству поломок.
Но промышленная инициатива также привела к быстрому прогрессу. Автомобильная промышленность, уже привыкшая к массовому производству автомобилей и имевшая гораздо больший опыт в компоновке машин, в 1916 году разработала первые практические легкие танки - класс, которым британцы в значительной степени пренебрегали. Это был Renault превосходный небольшой танк , FT , с подходящей подъемной поверхностью для гусениц, который был первым танком, который имел верхнюю башню с возможностью поворота на 360°. Фактически FT был во многих отношениях первым по-настоящему «современным» танком, имевшим компоновку, которой с тех пор следовали почти все конструкции: механик-водитель спереди; основное вооружение в полностью вращающейся башне сверху; двигатель сзади. Предыдущие модели представляли собой «коробчатые танки» с единым многоместным пространством, совмещавшим роль машинного отделения, боевого отделения, боекомплекта и кабины механика-водителя. (Очень похожий прототип Peugeot с фиксированным казематом, на котором была установлена короткая 75-мм пушка, был испытан в 1918 году, но эта идея не была реализована.) FT будет иметь самый большой производственный тираж среди всех танков войны: построено более 3700 штук, более больше, чем все британские танки вместе взятые. В том, что это произойдет, поначалу не было уверенности; некоторые во французской армии лоббировали альтернативное массовое производство сверхтяжелых танков. В эту линию разработки было вложено много усилий, в результате чего появился гигантский Char 2C — самый сложный и технологичный танк своего времени. Сама его сложность привела к тому, что его выпустили слишком поздно для участия в Первой мировой войне и в очень небольшом количестве (всего десять), но это был первый танк с трехместной башней; самый тяжелый из поступивших на вооружение до конца Второй мировой войны и до сих пор самый крупный из когда-либо действующих.
Французское производство поначалу отставало от британского. Однако после августа 1916 года производство британских танков было временно остановлено в ожидании лучших конструкций, что позволило французам обогнать своих союзников по численности. французы впервые применили танки Когда 16 апреля 1917 года во время наступления Нивеля , у них было в четыре раза больше танков. Но это продлилось недолго, поскольку наступление потерпело серьезную неудачу; «Шнейдеры» были плохо развернуты и понесли 50% потерь от немецкой дальнобойной артиллерии. Танки «Сен-Шамон», впервые развернутые 5 мая, оказались настолько плохо спроектированы, что не смогли пересечь первую линию немецких траншей.
Интер Война
[ редактировать ]Французы использовали очень широкий спектр танков, в том числе множество уникальных типов. Франция была вторым по величине производителем танков в мире после Советского Союза (см. Производство боевых бронированных машин во Франции во время Второй мировой войны ). В конструкции французских кавалерийских танков были предприняты попытки сбалансировать потребности в огневой мощи, защите и мобильности. Они также использовали тяжелый танк и несколько более легких типов для разведки и поддержки пехоты. Помимо этих типов, работали и над сверхтяжёлыми танками прорыва ( FCM F1 ). У французов не было отдельного танкового корпуса. Все танки принадлежали либо пехоте, либо кавалерии.
- Пехотные танки ( Чарс )
- Легкие танки ( Chars Légers ), как правило, похожи на легкие танки других стран, хотя они предназначались больше для поддержки пехоты, чем для разведки, и поэтому были лучше бронированы, но медленнее, чем многие другие легкие танки. Renault R 35 был самым распространенным типом; было построено небольшое количество футуристических FCM 36 . R 35 также экспортировался в несколько стран Восточной Европы, включая Польшу.
- Средние танки ( Chars de Bataille ), по сути это были специализированные танки прорыва ( Char D1 , Char D2 , Char B1 ).
- Тяжелые танки ( Чарс Лурдс ); образца Первой мировой войны только Char 2C когда-либо эксплуатировался в этом классе, что стало причиной того, что роль прорыва была делегирована Chars de Bataille .
- Кавалерийские танки ( Automitrailleuses ). В этих классах особое внимание уделялось скорости, а также мощности и защите, как у других конструкций танков, и предназначались как для противотанковых , так и для противопехотных работ. Поскольку по закону все танки ( Chars ) должны были входить в состав пехоты, кавалерия называла свои танки Automitrailleuses . В их число входил Hotchkiss H35 .
- Боевые бронированные танки (AMC или Automitrailleuses de Combat ), средний танк, в котором часть брони пожертвовала ради скорости и имела вооружение, аналогичное пехотным танкам ( AMC 34 , AMC 35 , SOMUA S35 ).
- Бронированные разведчики (AMR или Automitrailleuses de Reconnaissance ), по сути легкие танки ( AMR 33 ; AMR 35 ), но специально предназначенные для общей разведки и поддержания завесы безопасности. Однако специализированная разведка будет проводиться силами AMD или Automitrailleuses de Découverte , обычно автомобилях на бронемашинах или полугусеничных .
Renault FT прожил долгую жизнь и использовался во время Второй мировой войны, а затем и в Индокитае. Он использовался даже в Китае, во время Гражданских войн в Китае, а версии танка использовались как против японцев, так и во время вторжения в Китай. Большое их количество попало в руки как республиканцев, так и националистов во время гражданской войны в Испании. Их использовали во время русской революции как большевики, так и белые русские, а позже финны против Советов. Франция экспортировала FT вплоть до Второй мировой войны . Конструкция также была разработана итальянцами как Фиат 3000 и СССР как Т-18 .
К середине 1930-х годов французская армия заменила стареющий флот FT смешанными силами, состоящими из легких танков как в пехотном, так и в кавалерийском отделениях, а также средних и тяжелых танков. В число легких пехотных танков входил Renault R 35 , который довольно близко следовал концепции FT с очень небольшими размерами, экипажем из двух человек и коротким 37-мм артиллерийским вооружением. Однако он был тяжелобронирован. R 35 в основном использовался для оснащения отдельных танковых батальонов - бронетанкового резерва, выделенного на уровне армии и предназначенного для усиления пехотных дивизий в операциях по прорыву. Французские пехотные дивизии обычно не имели штатного танкового компонента. R 35 экспортировался в Польшу и Румынию. У кавалерии были аналогичные Hotchkiss H 35 , вооруженные теми же 37-мм орудиями, а также легкие разведывательные танки типа AMR 35 .
Франция также производила, возможно, лучший танк 1930-х годов — SOMUA S35 . Этот танк оснащал бронетанковые дивизии кавалерии, которые должны были выполнять боевой этап боя, и представлял собой, вероятно, лучшее сочетание брони, огневой мощи и подвижности до появления немецкого PzKpfw IV Ausf. F2 и советский Т-34 . У S 35 была длинная 47-мм пушка, способная уничтожить любой танк, находившийся на вооружении, а также тяжелая литая броня и хорошая скорость.
Французский танк char de bataille Char B1 представлял собой очень грозный танк с тяжелой литой и клепаной броней, такой же длинной 47-мм пушкой, как у S 35, и корпусной 75-мм гаубицей. Все Char B1 были оснащены радиосвязью, и танк был практически неуязвим для большинства танков и буксируемых противотанковых орудий. Ими были укомплектованы танковые дивизии пехоты, представлявшие собой специализированные части прорыва.
Французский план 1926 года, предусматривавший создание легкого танка поддержки пехоты, привел к развитию существующего прототипа Renault NC1 в Char D1. 23 декабря 1930 года был изготовлен первый заказ из 70 основных серийных танков Char D1, а 12 июля 1932 года - второй заказ из 30 танков; последний заказ от 16 октября 1933 года состоял из 50 машин, всего 150, поставленных в период с января 1932 года по начало 1935 года.
В целом французские танки 1930-х годов были хорошо бронированными, инновационными машинами, мало чем обязанными иностранным разработкам. Однако легким танкам не хватало огневой мощи, они были медленными, и почти все французские танки были ослаблены одноместными башнями. Даже у хваленого Char B1 был командир, которому было поручено управлять машиной, наводить орудие и заряжать его. Если он был командиром взвода или роты , у него были дополнительные задачи по управлению другими подразделениями. Столь тяжелый комплекс задач был непосильным и сильно снижал эффективность танков. [ нужна ссылка ] Отсутствие радиостанций у легких танков не рассматривалось как серьезный недостаток, поскольку французская доктрина предусматривала медленные и продуманные маневры в точном соответствии с планами: концепция «методического боя», принятая потому, что военные игры показали ее превосходство. Роль командиров небольших подразделений заключалась в реализации планов, а не в перехвате инициативы в бою. Это было почти противоположностью немецкой доктрины, которая делала упор на инициативу и принятие решений на нижних уровнях командования ( Aufragstaktik ). В 1939 году была предпринята запоздалая попытка повысить гибкость и увеличить количество радиостанций.
Несмотря на взгляды Этьена, а затем и Шарля де Голля , французскому генеральному штабу не удалось определить эффективную военную доктрину их использования из-за разделения труда между пехотными и кавалерийскими танками.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Битва за Францию
[ редактировать ]Французская стратегия основывалась на опыте Первой мировой войны. Длинная граница Франции с Германией была защищена линией Мажино — серией поддерживающих оборонительных мер, которые предотвращали быстрый захват важных промышленных районов, останавливали любые атаки до тех пор, пока французская армия не будет полностью мобилизована, и позволяли французам сражаться с «французской армией». долгая война», которая измотала бы и разгромила Германию, чьи возможности вести затяжную войну были ограничены. Если бы Германия пошла к северу от линии, ее встретила бы французская армия при поддержке Великобритании в Бельгии. В начале войны Франция располагала одной из крупнейших танковых сил в мире наряду с советскими, британскими и немецкими (около 3000, большинство из которых были легкими танками). Французы планировали оборонительную войну и соответственно строили танки; многие из их танков, даже те, что назывались léger ( «легкие»), были хорошо бронированы. Во Франции и ее колониях во время немецкого наступления было доступно около 5800 танков, и некоторые из них, когда они вступили в контакт, были эффективны против немецких танков.
R 35 должен был заменить FT в качестве стандартного легкого пехотного танка с лета 1936 года, но даже к маю 1940 года не было переучено достаточное количество призывников, и поэтому восемь батальонов старого танка пришлось сохранить в бою. На 1 сентября 1939 г., к началу войны, из 1070 выпущенных машин было поставлено 975; 765 танковых батальонов были выставлены на вооружение во Франции. Из общего заказа на 2300 машин по крайней мере 1601 была произведена до 1 июня 1940 года. Серийные номера, которые, как известно, фактически использовались, указывают на производство не менее 1670 машин.
В битве за Францию , несмотря на численное и броневое преимущество над немцами, французские танки не были использованы с достаточной эффективностью. По иронии судьбы, сотрудничество с пехотой было плохим. Одних лишь кавалерийских частей было слишком мало.
По броне и огневой мощи французские танки в целом не уступали немецким аналогам. В одном инциденте одиночный Char B1 «Eure» смог за несколько минут уничтожить тринадцать немецких танков в Стонне 16 мая 1940 года, все это были танки Panzer III и Panzer IV . 37-мм и 20-мм орудия, которые использовали немцы, были неэффективны при пробитии толстой брони B1, который смог благополучно вернуться, несмотря на большое количество попаданий. [ 2 ] Даже немецкий генерал Роммель был удивлен тем, как французские танки выдерживали немецкие танковые снаряды, и ему пришлось прибегнуть к использованию немецкой 88-й артиллерии в качестве противотанковых орудий против французских танков, чтобы их подбить. Неудачи, которые пережили французские военные, были больше связаны со стратегией, тактикой и организацией, чем с технологией и дизайном. Почти 80 процентов французских танков не имели радиосвязи, поскольку боевая доктрина, применяемая французскими военными, представляла собой скорее медленное и преднамеренное соответствие запланированным маневрам. [ 3 ] Французская танковая война часто ограничивалась танками, предназначенными для поддержки пехоты. В отличие от Германии, которая имела специальные танковые дивизии, Франция не отделяла танки от пехотных войск и не могла быстро реагировать на тактику блицкрига , применяемую немцами, которая включала быстрое движение, приказы типа миссии и общевойсковую тактику. [ 4 ]
Средний танк S35 поступил на вооружение в январе 1936 года в состав 4-й Кирасирской дивизии . В конце 1937 года орудие SA 35 стало доступным и начались поставки основной производственной серии. К середине 1938 года было произведено сто машин, 1 сентября 1939 года — 270, поставлено — 246. На этот день в войсках служил 191 человек, 51 находился в депо и четверо были отправлены обратно на завод для капитального ремонта. После начала войны был сделан четвертый заказ из 200 танков, в результате чего общее количество заказанных машин достигло 700. Позже было решено, что начиная с 451-й машины танки будут относиться к улучшенному типу S 40. Фактически к июню 1940 года было произведено 430 машин, включая прототип и предсерийные экземпляры.
Из них около 288 находились на передовой службе в начале битвы за Францию , включая три бронетанковые дивизии кавалерии, Légères Mécaniques или легкие механизированные дивизии («легкие» здесь означают «мобильные»). Каждый из них имел штатную численность в восемь эскадрилий с десятью S35; Однако каждая эскадрилья имела запас техники в два танка, а командиры полков и бригад на практике имели также личные танки, в результате чего в общей сложности на дивизию приходилось 88 машин. Кроме того, 31 машина находилась в общем резерве техники, 49 — на заводских складах и 26 — готовились к приемке. [ 5 ] Эти машины позже были переданы нескольким специальным подразделениям, таким как 4-й DCR (под командованием Шарля де Голля ), который получил 39, часть 3e Cuirassiers , 4-й DLM (10) и некоторые моторизованные корпуса франков (около 25). Также уничтоженные 1-я, 2-я и 3-я ДЛМ были восстановлены небольшим количеством танков: первые две дивизии получили десять S-35, третья — двадцать; S 35 далее служили в составе 7e Cuirassiers (25), а взвод из трех человек присутствовал в 3e RAM в 3e DLC .
В мае 1940 года во время битвы за Францию перед DLM была поставлена задача выполнить сложный маневр по быстрому продвижению в Нидерланды с последующим сдерживанием, чтобы позволить идущим позади пехотным дивизиям окопаться. 2-я и 3-я DLM были сосредоточились в промежутке Жамблу между Лувеном и Намюром , где не было естественных препятствий, препятствующих наступлению немцев. Им пришлось несколько рассредоточиться, чтобы удержать этот сектор от вторжений 3-й и 4-й немецких танковых дивизий. Это было вызвано местной тактической ситуацией и не отражало какой-либо фундаментальной разницы в доктрине использования DLM и танковых дивизий . Оба типа подразделений были очень похожи по оснащению, подготовке и организации, поскольку немецкие танковые дивизии также в первую очередь предназначались для стратегических действий, а этап прорыва предпочтительно оставлялся на усмотрение пехоты. В результате танкового сражения с 13 по 15 мая, битвы при Аннуте , в нем приняли участие около 1700 человек. ББМ, участвовавшие до того дня, были крупнейшими и до сих пор остаются одними из крупнейших за все время. S-35 хорошо зарекомендовали себя, доказав, что действительно превосходят немецкие танки в прямом бою, но они были довольно нерешительно развернуты, поскольку французское командование ошибочно решило, что брешь — это немецкий Шверпункт , и попыталось сохранить свои лучшие танки для заблокировать последующие атаки остальной части танковых войск .
Когда выяснилось, что атака на самом деле была уловкой и войскам на севере грозила опасность быть отрезанными немецким наступлением к югу от Намюра, 1-я дивизия DLM, которая очень быстро переместилась на 200 километров на север, чтобы помочь голландцам, была спешно снова устремился на юг. Возникший в результате беспорядок и поломка большей части S-35 сделали это подразделение, самую мощную из всех дивизий союзников, бессильным; он потерпел поражение от 5-й немецкой танковой дивизии 17 мая . Остальные DLM вели затянувшуюся битву, участвовали в битве при Аррасе , а затем распались. Ввод в действие единственного стратегически мобильного бронетанкового резерва в начале боя сделал французскую армию смертельно уязвимой для немецкой стратегической неожиданности.
После перемирия в июне 1940 года S 35 было разрешено отправить в Западную Африку, чтобы укрепить власть режима Виши в этом регионе. Они были переданы 12-му полку африканских егерей , который после того, как Французская Западная Африка перешла на сторону союзников, использовал их против немецких и итальянских войск во время Тунисской кампании . После освобождения Франции в 1944 году было создано бронетанковое подразделение 13e Régiment de Dragons , использовавшее французскую технику, среди которой было семнадцать S 35.
После падения Франции некоторое количество S 35 (по некоторым данным, 297 было захвачено) было принято на вооружение Вермахта как Panzerkampfwagen 35-S 739(f) . Немцы модифицировали башенку, отрезав ее верх и установив простой люк.
21-я и 25-я танковые дивизии в 1943 году использовали несколько S-35 при переформировании после того, как были в значительной степени уничтожены. Некоторые из этих подразделений воевали в Нормандии в 1944 году, и по состоянию на 30 декабря 1944 года на вооружении Германии все еще находилось двенадцать S-35.
После падения Франции работа над новыми моделями, такими как Char G1 , официально была остановлена, хотя некоторые тайные разработки велись. [ нужна ссылка ]
Бир Хакейм
[ редактировать ]Одно из первых ключевых сражений, в которых участвовали силы Свободной Франции после того, как они присоединились к союзникам, произошло при Бир-Хакейме, где они защищались от атаки итальянской дивизии Ариете на первом этапе битвы при Газале , а затем подверглись атаке объединенных сил Триест и 90-я легкая пехотная дивизия. [ 6 ] Битва при Бир-Хакейме произошла в отдаленном оазисе в ливийской пустыне, на месте бывшего турецкого форта. Во время битвы при Газале 1-я дивизия Свободной Франции бригадного генерала Мари Пьера Кениг защищала это место с 26 мая по 11 июня 1942 года от гораздо более крупных атакующих немецких и итальянских сил под командованием генерал-полковника Эрвина Роммеля . Позже битва широко использовалась в пропагандистских целях всеми участвующими сторонами. Через 10 дней Тобрук был взят войсками Роммеля. [ 7 ] [ 8 ] Роммель продолжал наступать против промедления действий британцев, пока не был остановлен в Первой битве при Эль-Аламейне в июле.
Генерал Бернар Сен-Хилье сказал в интервью в октябре 1991 года: «Песчинка остановила наступление Оси, которое достигло Аль-Аламейна только после прибытия отдохнувших британских дивизий: этой песчинкой был Бир Хакейм». [ 9 ]
В ночь на 26 мая 1942 года Роммель начал плановую атаку с участием 15-й и 21-й танковых дивизий, а также остальной части 90-й мотопехотной дивизии, а итальянские дивизии «Триест» и «Ариете» , как и планировалось, начали крупное окружение к югу от Бир-Хакейма. . Британские танковые части были застигнуты врасплох и отступили.
Затем Роммель послал бронетанковую дивизию «Ариете » для атаки на Бир-Хакейм с юго-востока. Эта дивизия, сформированная из 132-го бронетанкового полка, оснащенного М13/40 , 8-го полка берсальеров и 132-го артиллерийского полка, атаковала французские позиции с тыла двумя последовательными волнами. Итальянские танки и бронетехника атаковали без поддержки пехоты и попытались пересечь минное поле. Шести танкам удалось проникнуть на французские позиции, избежав мин и противотанкового огня, но в конечном итоге они были уничтожены 75-мм огнем с очень близкого расстояния, а экипажи попали в плен.
Дивизия «Ариете» , численность которой за 45 минут сократилась до 33 танков, была вынуждена отступить. Оставшиеся танки затем попытались обойти французские войска с фланга, атаковав минное поле V-зоны, защищающее этот фасад. В конце концов они перегруппировались и отступили, оставив после себя 32 подбитых танка. Однако к северу от Бир-Хакейма 3-я индийская моторизованная бригада была уничтожена, а две ослабленные британские бригады - 4-я и моторизованная 7-я бронетанковая - были вынуждены отступить к Бир-эль-Губи и Эль-Адему, оставив Бир-Хакейм. и Силы Свободной Франции, чтобы противостоять всей основной мощи сил Роммеля.
Успех Роммеля на севере стоил очень дорого, а широкий фланговый план Роммеля оказался более рискованным из-за сопротивления у Бир-Хакейма (эта позиция угрожала его правому флангу и маршруту снабжения). Африканскому корпусу пришлось взять Бир-Хакейм. Поэтому Роммель направил против Бир-Хакейма дивизию «Триест» , 90-ю легкую пехотную дивизию и 3 разведывательных танковых полка из дивизии «Павия» .
Немецкая пехота при поддержке 15-й танковой дивизии начала полномасштабную атаку, ведя сильный артиллерийский огонь. Была пробита брешь, и 9 июня приказ об эвакуации достиг французского лагеря. и Силы Свободной Франции пробились обратно к британским позициям.
2-я танковая дивизия
[ редактировать ]2-й французской танковой дивизией (фр. 2e Division Blindée, 2e DB ) командовал генерал Филипп Леклер , один из лучших французских танковых командиров. Генерал Леклерк присоединился к силам Свободной Франции после падения Франции и принял псевдоним Сопротивления «Жак-Филипп Леклерк». Шарль де Голль при встрече с ним повысил его от капитана до майора ( коменданта ) и приказал ему отправиться во Французскую Экваториальную Африку в качестве губернатора Французского Камеруна с 29 августа 1940 года по 12 ноября 1940 года. Он командовал колонной, которая атаковала силы Оси из Чада , и, имея провел свои войска по Западной Африке, отличился в Тунисе .
2-я французская бронетанковая дивизия была сформирована на основе подразделений, которые совершали набеги на итальянскую Ливию с конца 1940 года до входа в Триполи в 1943 году под командованием Леклерка, но были известны своим боем при Куфре в 1941 году; позже переименованная во 2-ю легкую дивизию, в августе 1943 года она была организована в структуру легкой бронетанковой дивизии США.
После высадки в Нормандии 1 августа 1944 года его 2-я танковая дивизия участвовала в сражении у Фалезского котла (с 12 по 21 августа), где почти уничтожила 9-ю танковую дивизию и продолжила освобождение Парижа . Войска союзников избегали Парижа, двигаясь вокруг него по часовой стрелке в сторону Германии. Это было сделано для того, чтобы свести к минимуму опасность разрушения исторического города, если немцы попытаются его защитить. Леклерку и де Голлю пришлось убедить Эйзенхауэра послать 2-ю бронетанковую дивизию Леклерка, и они вошли в Париж, а освобождение Леклерка помогло укрепить претензии де Голля как лидера французов. [ 10 ]
25 августа 2-я танковая и 4-я дивизии США вошли в Париж и освободили его. После тяжелых боев, стоивших 2-й дивизии 35 танков, 6 САУ и 111 транспортных средств, фон Хольтиц , немецкий военный губернатор Парижа, капитулировал в отеле «Мерис» .
После освобождения Парижа дивизия разгромила танковую бригаду в танковых боях в Лотарингии, форсировала Савернский проход и освободила Страсбург. После участия в битве при Кольмарском котле дивизия была двинута на запад и атаковала удерживаемый немцами порт Руайан в Атлантическом океане , а затем вновь пересекла Францию в апреле 1945 года и приняла участие в финальных боях на юге Германии.
После освобождения Франции следующим танком, который будет представлен, станет тяжелый танк ARL 44 , который появился слишком поздно для участия во Второй мировой войне , но какое-то время использовался после войны. ARL 44 были оснащены 503e Régiment de Chars de Combat, дислоцированным в Мурмелон-ле-Гран , и заменили семнадцать танков Panther, использовавшихся ранее в этом подразделении. Позже серия танков AMX-50 будет представлена в рамках редко известного проекта 141, который разрабатывался вокруг В то же время, когда к весне или лету 1945 года все еще продолжалась Тихоокеанская кампания, ознаменовавшая новую эру французских танков в послевоенную эпоху, когда французские танки нуждались в модернизации.
Холодная война
[ редактировать ]После Второй мировой войны Франция построила различные конструкции танков. Модели танков, такие как AMX-13 и AMX-30, также экспортировались в другие страны. В новых конструкциях французских танков броневая защита приносилась в жертву ради повышения мобильности из-за идеи, что большое количество брони, необходимое для защиты от современных противотанковых угроз, существенно повлияет на маневренность и что более высокая скорость и более компактные размеры машины будут более эффективными в бою. защита танка от потенциальных угроз.
Раскол между Францией и Западной Германией образовался после Шарля де Голля решения о том, что Франция больше не будет участвовать в НАТО , при этом Западная Германия выступила против проекта стандартизированного общего танка. В 1963 году и Западная Германия, и Франция заявили, что будут производить чисто национальные танки. Вскоре после этого произошла разработка проектов основных боевых танков, таких как AMX-30. [ 11 ]
Производство AMX-30 происходило в Atelier de Construction de Roanne в городе Роан . Этот завод тяжелой промышленности был построен во время Первой мировой войны для производства артиллерийских снарядов, хотя к 1952 году завод начал производить боевые бронированные машины. Например, до производства AMX-30 было изготовлено 1900 AMX-13 и его вариантов. За окончательную сборку отвечал завод в Роанне, большинство компонентов было изготовлено в других местах: силовая установка — Atelier de Construction de Limoges , полный комплект брони — Ateliers et Forges de la Loire , башня — Atelier de Construction de Tarbes , пушка — от Atelier de Construction de Bourges , башенка и пулемет от Manufacture d'Armes de Saint-Étienne , а оптика от Atelier de Construction de Puteaux ; все это снова использовало множество субподрядчиков. [ 12 ] В результате серии корпоративных слияний под руководством государства большинство этих фирм в конечном итоге были сконцентрированы в GIAT.
Первоначально французская армия заказала 300 AMX-30, а к 1971 году заказ был увеличен до 900, разделенных на восемь партий, включая все варианты на базе шасси. Начиная с 1966 года, в месяц собиралось десять AMX-30, а первые пять были переданы в августе 1966 года 501-му полку Chars de Combat . Ежемесячное производство выросло до 15–20 танков, поскольку новые заводы начали производить компоненты машины, а существующие заводы увеличили свой производственный потенциал. Однако в апреле 1969 года производство снова сократилось до десяти в месяц. К 1971 г. на вооружении находилось около 180 машин; в 1975 году началась поставка последних 143 единиц последней восьмой партии первоначального заказа. [ 13 ] В 1985 году количество AMX-30 выросло до 1173. К концу производства Франция приняла на вооружение 1355 AMX-30, в том числе 166 совершенно новых AMX-30B2. Еще 493 танка были переоборудованы и модернизированы до стандартов АМХ-30В2; Первоначально планировалось построить 271 новую и 820 переоборудованную машину. Французская армия также приняла большое количество вариантов, в том числе 195 самоходных гаубиц, 44 тактические ядерные ракетные установки AMX-30 Pluton, 183 AMX-30R, 134 AMX-30D и 48 инженерных машин (AMX-30EBG). Последние 35 новых боевых танков были заказаны Кипром в 1989 году, а последний новый вариант машин - партия из двадцати GCT - в 1994 году Францией.
В конце 1990-х годов французская армия начала принимать на вооружение новый основной боевой танк «Леклерк» взамен устаревшего AMX-30. Первыми частями, получившими новый танк, стали 501-й и 503-й танковые полки, затем 6-й и 12-й кирасирские полки.
В начале 1980-х годов был разработан следующий из серии AMX, производимой GIAT и ориентированной на экспорт. Поскольку AMX-32 не смог привлечь потенциальных продаж, компания решила произвести еще одну модернизацию. Это был основной боевой танк АМХ-40. Разработка AMX-40 началась в 1980 году с чистого листа. В 1983 году первый прототип был закончен и представлен на выставке в Сатори того же года. Еще два прототипа были произведены в 1984 году; последний, четвертый, был изготовлен в 1985 году. Конструкция предназначалась не для эксплуатации во Франции, а как преемник AMX-32 , улучшенной экспортной версии AMX-30 . Однако попытки получить иностранные заказы не увенчались успехом, и наиболее серьезным потенциальным заказчиком, рассматривавшим этот дизайн, была Испания . В 1990 году его больше не предлагали на экспорт.Французские танки времен Первой мировой войны.
Французские танки Первой мировой войны
Обзор по баку
[ редактировать ](Указаны только танки, построенные в значительном количестве.)
- Межвоенный период и Вторая мировая война
- Чар 2C
- Чар D1
- Чар Д2
- Рено Р35
- Рено Р40
- ФКМ 36
- Чар B1
- 33 доллара США
- 35 австралийских долларов
- АМЦ 34
- АМС 35
- Гочкис H35
- СОМУА S35
- Холодная война
- Современная эпоха
См. также
[ редактировать ]- История танка
- Танки во Второй мировой войне
- Классификация танков
- Список военной техники
- Производство боевых машин Франции во время Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивен Залога, (2011). Французские танки Первой мировой войны . Издательство Оспри. ISBN 9781780962139
- ^ Фризер, Карл-Хайнц (2005). Гринвуд, Джон Т., изд. Легенда Блицкрига. Кампания 1940 года на Западе. Издательство Военно-морского института. стр. 211–212. ISBN 978-1-59114-294-2
- ^ Ларью, Карл Г. (2005). « От голубей к кристаллам: развитие радиосвязи в танках армии США во Второй мировой войне ». Историк , 67: 664–677. Издательство Блэквелл. два : 10.1111/j.1540-6563.2005.00126.x
- ^ Крис Бишоп, (2002). Энциклопедия вооружения Второй мировой войны . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. ISBN 9781586637620
- ^ Франсуа Вовилье, 2007, «Наша механическая кавалерия в апогее 10 мая 1940 года», « История войны, бронетехники и техники» , № 75, стр.46.
- ^ Вторая мировая война: Европа и Средиземноморье , Томас Б. Бьюэлл, Джон Н. Брэдли, Томас Э. Грис, Джек В. Дайс, Джон Х. Брэдли, Square One Publishers, Inc., 2002, стр. 169
- ^ Миф о голлизме: культ героя, историческая политика и идеология 1940–1958 годов , Матиас Вехтер, Wallstein Verlag, 2006
- ^ Боевые мифы: событие, повествование, память , Сюзанна Брандт, с. 170
- ^ (на французском языке) История военной и сопротивляющейся Франции, Том 1 , Доминик Лормье, Роше, 2000 г.
- ^ Куанте, Жан-Поль, Париж 40–44 , Перрен 2001, ISBN 2-262-01516-3 , часть шестая, глава 3.
- ^ Каити
- ^ Каити, стр. 34.
- ^ Каити, стр. 37.
Библиография
[ редактировать ]Каити, Пьеранджело (1978). Современная броня — Боевые танки мира сегодня . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-412-X