Танк Леклерк
Леклерк | |
---|---|
Танк Леклерк во время военных учений | |
Тип | Основной боевой танк |
Место происхождения | Франция |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1992 – настоящее время |
Войны | Гражданская война в Йемене (2015 – настоящее время) [ 1 ] |
История производства | |
Разработанный | 1983–1989 |
Производитель | Следующий |
Стоимость единицы | 16 миллионов евро (2022 финансовый год) [ 2 ] |
Произведено | 1990–2008 гг. (Последняя единица была произведена в 2007 г., и производственная линия была закрыта, хотя Nexter сохраняет возможность построить больше, если возникнет необходимость) |
№ построено | ≈862 |
Технические характеристики | |
Масса | |
Длина | 9,87 м (6,88 без пушки [ 3 ] ) |
Ширина | 3,60 м [ 3 ] |
Высота | 2,53 м [ 3 ] |
Экипаж | 3 [ 3 ] (Командир, наводчик, водитель) |
Броня | модульная композитная броня Версия SXXI включает титановые и полуреактивные слои. |
Основной вооружение | GIAT CN120-26/52 120-мм танковая пушка [ 3 ] 40 патронов (1 патрон в патроннике, 22 патрона в магазине автомата заряжания и дополнительный цилиндр на 18 патронов в корпусе) |
вторичный вооружение |
|
Двигатель | V8X SACM ( Wärtsilä ) 8-цилиндровый дизельный двигатель 1100 кВт (1500 л.с.) [ 3 ] |
Мощность/вес | 27,52 л.с./тонну [ 3 ] |
Передача инфекции | Автоматический СЭСМ [ 5 ] |
Приостановка | гидропневматический |
Запас топлива | 1300 литров (1700 с топливными бочками) |
Оперативный диапазон | 550 км (342 мили), 650 км (404 мили) с внешним топливом [ 3 ] |
Максимальная скорость |
|
Leclerc разработанный — третьего поколения, французский основной боевой танк и производимый компанией Nexter Systems . Он был назван в честь маршала Филиппа Леклерка де Отеклока , командующего Силами Свободной Франции , который возглавлял 2-ю бронетанковую дивизию во Второй мировой войне .
Leclerc находится на вооружении французской армии , армии Иордании и армии Объединенных Арабских Эмиратов . В производстве с 1991 года. [ 3 ] Леклерк поступил на вооружение Франции в 1992 году. [ 3 ] замена АМХ-30 в качестве основной бронетанковой платформы страны. Сейчас, когда производство завершено, во Франции имеется 222 автомобиля Leclerc (еще 184 находятся на хранении, всего 406), а в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) — 388.
Из единиц, находящихся на вооружении Франции, 200 будут модернизированы до стандарта Leclerc XLR , а поставки, как ожидается, начнутся в 2022 году.
История
[ редактировать ]В 1964 году были начаты исследования возможной машины-замены основного боевого танка AMX-30 : Engin Principal Prospectif . В 1971 году, ввиду неполноценности AMX-30 по сравнению с новым поколением советских танков, которое должно было быть представлено, Direction des Armements Terrestres приказал начать проект Char Futur . В 1975 году был создан рабочий комитет, а в 1977 году он согласовал список спецификаций. был подписан Меморандум о взаимопонимании, Однако в феврале 1980 года с Западной Германией предусматривающий совместную разработку ОБТ, получившего название Napoléon I во Франции и Kampfpanzer III в Германии. Принципиальные разногласия по поводу его желаемой конфигурации привели к провалу этого сотрудничества в декабре 1982 года. Было объявлено, что будет разработан чисто французский боевой танк, получивший название «EPC» ( Engin Principal de Combat ). Импорт иностранного оборудования, такого как «Абрамс» М1 , « Леопард-2» или « Меркава» , был изучен и отклонен. [ 6 ]
В отличие от большинства западных программ того времени, больше внимания уделялось активной, чем пассивной защите, чтобы ограничить общую массу автомобиля. Особое внимание уделялось мобильности для уклонения от огня противника и системам управления огнем. Тем не менее, заявленной целью разработки было достижение как минимум удвоенной защиты от ке-проникающих снарядов по сравнению с уровнем, достигнутым в существующих на тот момент ОБТ пятидесятитонной весовой категории, последний из которых был эквивалентен примерно 400 мм RHA . Более высокий уровень защиты также защитит от кумулятивных зарядов. [ 7 ]

Партнерство с иностранным государством стремилось ограничить стоимость единицы продукции, и оно было обнаружено, когда ОАЭ заказали 436 машин, добавив к 426 единицам, уже запланированным для французской армии.
В 1986 году проект был запущен под названием «Леклерк», и в короткие сроки было построено шесть прототипов. Массовое производство началось в 1990 году с четырехсекционной партии №1, использовавшейся в основном для сравнительных испытаний в зарубежных странах. 17 единиц второй партии были поставлены с улучшенной броней башни и корпуса, но у них были диагностированы проблемы с двигателем и подвеской, и они быстро списаны. За пакетом 3 последовали дальнейшие улучшения, которые использовались для определения доктрины использования, а также инструкций. Партии 4 и 5 были построены лучше, что позволило устранить повторяющиеся проблемы с силовой установкой, и до сих пор находятся в эксплуатации после переоборудования в конце 1990-х годов.
Вторая серия началась с шестой партии с добавленной системой климат-контроля в правой корме башни. В седьмой партии появилась система передачи данных для командирской машины и система данных, дающая мгновенное представление о состоянии всех боевых танков и обнаруженных целях. Также были внесены незначительные улучшения в козырек. Устройства партии 8 имели модернизированную электронную систему, а партия 9 заменила тепловизор ATHOS на систему SAGEM Iris, обеспечивающую лучшее разрешение.
В 2003 году греческая армия стремилась приобрести новый танк и провела испытания Т-80У , Т-84 , Leclerc, M1A2 Abrams , Challenger 2E и Leopard 2A5 . «Леклерк» получил высший балл на стрельбище: было выпущено 20 выстрелов с 1500 и 2000 метров. Его результаты в испытаниях на охоту были слабее: Леклерк набрал 13 баллов из 20 по сравнению с 17 баллами у Леопарда. И «Леклерк», и «Леопард» имели скорострельность девять выстрелов в минуту, что выше, чем у других танков. Leclerc достиг дальности полета 500 км, что больше, чем у других. Но цена, похоже, стала определяющим фактором, и греческая армия выбрала Leopard. [ 8 ]
Все предыдущие партии Leclerc должны были быть модернизированы до стандартов Batch 9 по состоянию на 2005 год. В 2004 году была представлена Batch 10, включающая новый пакет брони и информационные системы, которые могли передавать местоположение вражеских и дружественных подразделений всем машинам на поле боя. Это было начало третьей серии из 96 единиц. К 2007 году в боевом составе должно было быть 355 танков, 320 из них были включены в четыре полка, в каждом из которых было по 80 «Леклерков».
По состоянию на 2010 год [update], после проверки французской обороны, каждый из четырех полков имел 60 танков Leclerc, всего 240 в оперативных частях; и еще 100 человек в боеготовом резерве. Из-за финансовых сокращений в 2011 году в полной боевой готовности находились только 254 танка. [ 9 ]
Основная наземная боевая система
[ редактировать ]В 2015 году компания Nexter Systems объединилась с немецкой компанией Krauss-Maffei Wegmann (KMW), производителем танка Leopard 2 , и образовала KMW+Nexter Defense Systems (KNDS). [ 10 ] а министерство обороны Германии объявило о планах разработать новый танк совместно с Францией в качестве преемника танков Leopard 2 и Leclerc, получивший название Main Ground Combat System (MGCS). [ 11 ] На выставке Eurosatory 2018 KNDS представила танк-демонстратор технологий, сочетающий в себе корпус Leopard 2A7 с более легкой двухместной башней Leclerc. [ 12 ] [ 13 ]
Этап определения архитектуры системы и демонстрации технологий должен был завершиться к 2024 году, а производство и испытания должны были начаться в 2028 году. [ 14 ]
Обвинение ОАЭ во взяточничестве
[ редактировать ]В сентябре 2018 года Der Spiegel сообщил, что посредник при продаже танков в ОАЭ на сумму более 3 миллиардов долларов получил комиссию в размере почти 200 миллионов долларов США, и эта часть суммы могла быть использована для подкупа правительственных чиновников. [ 15 ]
Дизайн
[ редактировать ]Вооружение
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]
Leclerc вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой F1, разработанной арсеналом Буржа (EFAB) под обозначением CN120-26. Его ствол имеет длину 52 калибра вместо 44 калибров, характерных для большинства основных боевых танков этого поколения. [ 3 ] придавая снаряду более высокую начальную скорость.
Модель F1 совместима с боеприпасами НАТО 120x570 мм . Это ружье оснащено из магниевого сплава термогильзой и механизмом автоматического заряжания. Возвышение (+20°), снижение (-8°) и поворот башни (360°) имеют электрический привод. Leclerc EMAT, используемый французской армией, использует избыточное давление в отсеке для удаления дыма из ствола, в то время как Leclerc, ориентированный на тропики ОАЭ, использует систему удаления дыма со сжатым воздухом.
Автозагрузчик
[ редактировать ]Расположенный внутри турели башни автомат заряжания получил обозначение CHA ( фр . Chargement Automatique , «автоматическое заряжание») и был разработан компанией Creusot-Loire Industrie . Сам автопогрузчик весит 500 кг (пустой) и имеет общий объем 1,68 м. 3 (1,40×2,40×0,50 м). В случае сгорания боеприпасов дымоотвод осуществляется двумя противовыбросовыми панелями.
Автомат заряжания позволяет перезаряжать орудие при стрельбе на ходу, обеспечивая ему достаточную скорострельность для поражения шести целей за одну минуту. Номинальная последовательность выстрелов составляет менее 8 секунд, а частота повторения (зарядка двух боеприпасов одного типа один за другим) - менее 6 секунд. Автозагрузчик управляется ТМ Motorola 68021 микропроцессором . [ 16 ]
Автомат заряжания состоит из непрерывнозвенного несущего магазина, состоящего из 22 ячеек, и досылающего узла. Он может вмещать все типы боеприпасов, соответствующие стандарту НАТО. Можно выбрать до шести различных типов боеприпасов. Ячейка позиционирует выбранный раунд для загрузки. В то же время основное орудие отсоединяется от системы стабилизации, поворачивается на угол возвышения 1,8° и фиксируется на одной линии с погрузочным желобом. Затем телескопический досылатель выталкивает снаряд из камеры в казенную часть орудия через желоб из стекловолокна . После заряжания оружие автоматически отводится назад на заданный угол в соответствии с системой управления огнем. В случае отключения электроэнергии конвейер можно привести в движение с помощью электрогенератора с ручным запуском.
Боеприпасы обычно вставляются в автомат заряжания через отверстие в задней стенке башни. Панель управления позволяет поворачивать ячейки автозагрузчика, чтобы представить новую пустую ячейку. Два считывателя штрих-кода идентифицируют внесенный боеприпас, чтобы в любой момент контролировать его положение на конвейере. [ 16 ] Если боеприпас не имеет штрих-кода , его тип вводится через клавиатуру управления. Пополнение автомата заряжания под броней возможно через отверстие во внутренней переборке с помощью цилиндра на 18 патронов , расположенного справа от места механика-водителя.
вторичный
[ редактировать ]Leclerc также оснащен спаренным 12,7-мм крупнокалиберным M2 пулеметом и башенным 7,62-мм пулеметом, тогда как большинство других танков НАТО используют 7,62-мм оружие как для спаренных, так и для верхних пулеметных установок; Основным исключением является американский M1 Abrams, имеющий спаренный 7,62-мм пулемет и два верхних пулемета: один 7,62-мм и один 12,7-мм.
Управление огнем и наблюдение
[ редактировать ]Последние 96 танков ОБТ XL Leclerc оснащены системой управления боем ICONE TIS с цифровой системой связи, которая интегрирует данные от других танков и высших уровней командования. С 2009 года все находящиеся на вооружении танки Leclerc (S2 и SXXI) имеют BMS ICONE. Цифровая система управления огнем может управляться независимо наводчиком или командиром и обеспечивает интегрированное изображение в реальном времени со всех датчиков и прицелов танка, включая стабилизированный прицел наводчика SAVAN 20, разработанный SAGEM.

Танк Leclerc оснащен основным прицелом наводчика HL 60 от SAGEM . Прицел имеет два дневных канала; прямой с увеличением ×3,3 и ×10 (×14 в случае версии для ОАЭ) и видеоканал с увеличением ×10. Тепловой канал обеспечивает увеличение ×3 и ×10. Тепловизор «Атос» имеет дальность обнаружения 5000 м, может распознавать цели на 2500 м и идентифицировать их на 2000 м. [ 16 ] Лазерный дальномер типа Nd:YAG. Никаких аварийных и вспомогательных прицелов не установлено.
Командир танка может наблюдать за окрестностями через 7 эпископов и стабилизированный панорамный прицел SFIM HL 70. HL 70 оснащен дневным каналом с увеличением ×2,5 и ×10 и ночным каналом с увеличением ×2,5. Тропический Leclerc ОАЭ использует улучшенный панорамный прицел HL 80 с электронным увеличением ×2 и лазерным дальномером типа Nd:YAG . ЭОП заменен тепловизором Alis . Leclerc SXXI использует панорамный прицел HL 120 с Iris тепловизором . Оба прицела также оснащены полуавтоматическим устройством сопровождения цели. Сочетание основного прицела наводчика и панорамного прицела командира позволяет «Леклерк» действовать в режиме «охотник-убийца».
Защита
[ редактировать ]Тепловая подпись
[ редактировать ]Особенностью системы Hyperbar, используемой в двигателе V8X1500, является то, что она не выделяет видимого дыма при разгоне, что позволяет снизить инфракрасную сигнатуру танка. Температура выхлопа газовой турбины ТМ-307Б никогда не превышает 370°, независимо от частоты вращения двигателя. [ 16 ]
Баллистический
[ редактировать ]Институт вооружений AMX - APX отвечал за исследования, связанные с конфигурацией и интеграцией новых концепций баллистической защиты. [ 17 ]
Оригинальные требования к защите были отправлены руководителем проекта EPC в AMX - APX 8 февраля 1980 года. Защита будущего французского основного боевого танка должна гарантировать определенную степень неуязвимости от 125-мм APFSDS и 130-мм кумулятивных боеголовок над его лобовой частью. дуга. [ 17 ] Все боевое отделение должно быть защищено от боеголовок РПГ-7 , а также должна быть обеспечена круговая защита от таких угроз, как 30-мм автопушки .
Стефан Феррар (1947-2015), военный историк и французский журналист, в своей книге «Система Леклерка» заявил, что:
По фронтальной дуге в 60 градусов танк должен быть способен выдерживать многочисленные удары боеприпасов APFSDS самого большого калибра, доступных в настоящее время на рынке. [ 16 ]
Башня и корпус изготовлены из сварных стальных листов толщиной от 30 до 50 мм. [ 18 ] на котором установлены съемные модули композитной брони. Башню окружают двенадцать модулей (по шесть с каждой стороны); они пронумерованы от 1 до 6, начиная с передней части. Модули покрыты противоскользящим покрытием из стекловолокна . Турель башни, в которой находится автомат заряжания, с обеих сторон защищена от 30-мм бронебойных снарядов и ручных противотанковых средств, таких как РПГ-7 . [ 17 ] Композитные ящики для хранения вокруг и на башне играют тройную роль: несут набор инструментов, уменьшают поперечное сечение радара и действуют как разнесенная броня .
Конструктивные самоуплотняющиеся топливные баки расположены в правой носовой части корпуса, впереди и над боеукладкой. Шесть тяжелых баллистических бортовых экранов защищают переднюю треть бортов корпуса; каждый из них изготовлен из композитной панели, покрытой стальной внешней оболочкой.
SXXI
[ редактировать ]
В конце 1990-х годов были начаты исследования по защите танка «Леклерк» от новейших угроз. В их число входили ПТУР с тандемными кумулятивными боевыми частями, способными пробить более 1000 мм стали RHA , а также длинностержневые APFSDS с соотношением длины к диаметру 30:1 с пробиваемостью более 700 мм RHA. [ 17 ] [ 19 ]
Технический подход заключался в замене пассивных композитных модулей, защищающих обе стороны турели башни, на более легкие реактивные модули, включающие полуреактивные слои. Такая мера по снижению веса позволила использовать титан в баллистической защите лобовой дуги башни. [ 20 ] Это также сместило центр тяжести в переднюю часть башни, ближе к оси поворота, что облегчило динамическую наводку приводов башни.
Танки Leclerc SXXI Block 10 и 11 (T10 и T11) узнаваемы по навесным керамическим бронелистам , прикрепленным болтами к верхней части реактивных модулей, защищающим обе стороны отделения автомата заряжания.
Пассивные контрмеры
[ редактировать ]На кормовой части башни установлены четырнадцать 80-мм диспенсеров системы самообороны Lacroix GALIX. Французская армия использует четыре типа боеприпасов:
- Галикс 3: три дымовые гранаты, создающие непрозрачную завесу в зоне видимости на 50 секунд.
- Галикс 4: две осколочные гранаты
- Galix 6: одна инфракрасная ложная цель со временем горения 10 секунд.
- Галикс 13: три дымовые гранаты, создающие непрозрачный экран в визуальном и инфракрасном диапазонах на 30 секунд.
Движение
[ редактировать ]
Leclerc имеет восьмицилиндровый SACM (теперь Wärtsilä ) V8X-1500 Hyperbar мощностью 1500 л.с. дизельный двигатель и SESM (теперь Renk AG). [ 21 ] автоматическая коробка передач , с пятью передними и двумя задними передачами. Официальная максимальная скорость по шоссе составляет 71 км/ч, по пересеченной местности — 55 км/ч (на дороге сообщалось о скорости, превышающей 80 км/ч). Максимальная дальность полета составляет 550 км и может быть увеличена до 650 км за счет съемных внешних баков. В систему «гипербар» интегрирован небольшой Turbomeca TM 307B. [ 22 ] газовая турбина в двигателе, действующая как турбокомпрессор , так и ВСУ, обеспечивающая вспомогательную мощность для всех систем при выключении основного двигателя. Название Hyperbar происходит от необычно высокого давления наддува в 7,5 бар и, как следствие, среднего эффективного давления в 32,1 бар. [ 23 ] Для сравнения: дизельный двигатель с турбонаддувом типичного легкового автомобиля имеет среднее эффективное давление около 20 бар. [ 24 ] Кроме того, поскольку наддув доступен даже на холостом ходу, эта система также работает как система предотвращения задержек .
При боевой массе 56 тонн «Леклерк» является одним из самых легких основных боевых танков в мире, хотя все же значительно тяжелее советских, а затем и российских образцов; это дает ему одно из лучших показателей удельной мощности среди западных танков (27 л.с. на тонну) и делает его одним из самых быстрых ОБТ своего поколения (от 0 до 32 км/ч за 5 секунд).
Выхлоп двигателя, выходящий сзади слева, охлаждается, чтобы уменьшить тепловую сигнатуру Leclerc. Трансмиссия гидромеханическая , с пятью передними и двумя задними передачами. Топливные баки вмещают 1300 литров и служат дополнительной защитой бака; Два внешних бака по 200 литров могут быть установлены в кормовой части корпуса, однако перед вступлением в бой их необходимо выбросить, поскольку они ограничивают вращение башни.
Коробка передач оснащена гидрокинетическим замедлителем , который может замедлить Leclerc со скоростью 7 м/с. 2 (0,7 г), который автоматически включается при скорости более 30 км/ч.
Операционная история
[ редактировать ]Четыре полка, которые управляют Леклерком:
- 1-й полк охотников, дислоцированный под Верденом , входил в состав 7-й танковой бригады.
- 4e полк драго, дислоцированный в Карну-ан-Провансе , входил в состав 7-й бронетанковой бригады.
- 12-й кирасирский полк, дислоцированный в Оливете , входил в состав 2-й танковой бригады.
- 501-й боевой танковый полк, дислоцированный в Мурмелон-ле-Гран , 2-я танковая бригада
Находясь на вооружении с 1992 года (после войны в Персидском заливе ), «Леклерки» в основном использовались в конфликтах низкой интенсивности , в том числе 15 «Леклерков» , дислоцированных в Косово ( КФОР ), и еще 13, развернутых на юге Ливана до 2010 года для ВСООНЛ миротворческих операций , в ходе которых французские официальные лица сочли их работу удовлетворительной.
По состоянию на август 2015 года танки Leclerc ОАЭ были задействованы в боевых действиях в Йемене (близ Адена) в составе возглавляемой Саудовской Аравией коалиции . [ 1 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] По оценкам, 70 ОБТ Leclerc были развернуты ОАЭ в Йемене, 15 из них оснащены пакетом AZUR. За месяц было повреждено три танка: два противотанковыми минами и один гранатометом, который повредил решетку, не пробив корпуса. В одного из епископов попала ПТУР, возможно, типа «Конкурс» или «Конкурс-М», в результате чего погиб водитель и были ранены ноги командира. [ 30 ] Ни один из этих танков не был полностью уничтожен. [ 31 ]
В ходе учений Iron Spear в октябре 2019 года танки Leclerc с экипажами тактической межвидовой подгруппы Lynx 6 (S-GTIA) приняли участие в межальянсовых учениях и превзошли американские M1A2 Abrams, немецкие, испанские и норвежские Leopard 2, Итальянский C1 Ariete и польский PT-91 . [ 32 ] [ 33 ]
В рамках миссии «Эгль » танки «Леклерк» 1-го егерского полка 7-й бронетанковой бригады были переброшены в Румынию в ноябре 2022 года. [ 34 ] [ 35 ] В настоящее время в составе передового присутствия боевой группы развернуто 13 танков. [ 36 ]
Варианты и обновления
[ редактировать ]Построен
[ редактировать ]Серия 1 : оригинальная серийная модель, произведено 134 экземпляра.
S1OP Série 1 Opérationnelle : относится к 82 исправным Leclerc S1, которые были модернизированы до стандарта RT5.
Серия 2 : усовершенствованная модель с возможностью использования в условиях пустыни, произведено 176 экземпляров.
- новая система NBC, включающая гибридный кондиционер.
- Независимая установка кондиционирования воздуха установлена на задней крыше за люком наводчика.
- Чтобы сбалансировать башню с установкой кондиционера, лобовая броня башни утолщена на несколько сантиметров впереди командирского места.
- пересмотренные ребра охлаждения звездочки.
- Дополнительный брызговик добавлен в переднюю часть корпуса.
- Гидравлический натяжитель гусениц с дистанционным управлением.
- накладная броня с болтовым креплением на каждом спонсоне корпуса.
- Тепловизионная камера Athos на прицеле наводчика заменена новой тепловизионной камерой Iris начиная с блока 9 (Т9).
- Система управления полем боя SIT ICONE добавлена в 2009 г.
S2OP Series 2 Operational : относится к 137 исправным Leclerc S2.
Серия XXI : произведено 96 экземпляров.
- Новый пакет композитной лобовой брони, содержащий титан . Композитная броня турели заменена на более легкую динамическую броню.
- Контейнеры для хранения в башне были адаптированы для более крупного пакета брони.
- У командира появился панорамный прицел HL 120, который теперь оснащен лазерным дальномером и тепловизионной камерой Iris .
- Повышенная электрическая мощность турели.
- Индикатор МКФ .
- Система управления полем боя SIT ICONE.
Leclerc XLR : проект модернизации французской армии Leclerc S2 и SXXI. 18 Leclerc будут модернизированы до стандарта XLR в 2023 году, 200 Leclerc XLR ожидаются к 2029 году. [ 37 ]
- Обычная ветроника SCORPION, такая как система управления полем боя SICS, радиостанция CONTACT и система отслеживания сил Blue.
- Новая система управления огнем адаптирована под новый многорежимный программируемый осколочно-фугасный снаряд калибра 120 мм HE M3M.
- FN Herstal T2B Дистанционный боевой модуль .
- Управление устареванием двигателя V8X1500, особенно его Turboméca TM-307B. газовой турбины [ 38 ]
- Нижняя пластина противоминной защиты.
- «БАРРАЖ Устройство помех СВУ » .
- Дополнительные модули композитной бортовой брони из комплекта городского боя АЗУР.
- Планчатая броня.
Тропическая версия Leclerc продана в ОАЭ; он оснащен:
- EuroPowerPack с дизельным двигателем MT883 мощностью 1100 кВт производства немецкой компании MTU Friedrichshafen - ОАЭ имеют интересы в этой компании и предпочитают двигатель, произведенный ими.
- Удлиненный корпус с увеличенным запасом топлива.
- Внешняя дизельная вспомогательная силовая установка с установленным на ее бронекоробке телефоном пехоты танка.
- Переработан моторный отсек (жалюзи, смотровые панели).
- Механическая сверхмощная система кондиционирования с приводом от двигателя, установленная в левой части корпуса.
- Панорамный прицел командира HL-80 с Alis и лазерным дальномером. тепловизионной камерой
- Боевой модуль АТО (Armement Télé-Opéré) с дистанционным управлением для 7,62-мм пулемета FN MAG, управляемый под броней панорамным прицелом HL-80.
- Leclerc Система управления полем боя (LBMS).
- Полностью автоматизированные функции управления и турели с пиктограммами на кнопках для использования экипажем, имеющим только базовую подготовку.
- Термический брезент.
- Некоторые контейнеры для хранения вещей заменены корзинами.
Leclerc T4 : прототип с удлиненной башней, построенный в 1996 году. Он был вооружен 140-мм гладкоствольной пушкой разработки арсенала Буржа (EFAB). Чтобы избежать списания, башня прототипа была восстановлена в 2010-х годах и установлена на корпус бывшего Leclerc, который в последние годы использовался в качестве буксирного автомобиля. После восстановления танк получил прозвище Terminateur (Терминатор) от директора технического отдела французской армии ( Section Technique de l’Armée de Terre или STAT), который сделал все, чтобы сохранить этот технологический демонстратор. В 2017 году «Терминатору» представили экспериментальный камуфляж «Скорпион». [ 39 ]
Leclerc EPG Engin Principal du Génie : «основная инженерная машина»: бронетехника, один прототип построен в 2001 году. [ 40 ]
Leclerc MARS ( Moyen Adapté de Remorquage Sécifique ): Leclerc S1 преобразован в бронированную эвакуационную машину из-за уменьшения заказа Leclerc DNG (20 вместо 30). Основное орудие, прицелы и автомат заряжания сняты, что позволило сделать его легче на 5 тонн. Leclerc DNG Dépanneur Nouvelle Génération : аварийно-спасательный танк развернут в 2004 году. [ 41 ]
Leclerc AZUR Action en Zone URbaine : городской боевой комплект для действий в городских условиях . Некоторые элементы комплекта, такие как дополнительная композитная броня, были закуплены армией ОАЭ для своего тропического Leclerc, действующего в Йемене.
Предлагаемая концепция
[ редактировать ]- Leclerc PTG ( Poseur de Travure du Génie) : предложенный вариант мостоукладчика, разработанный в 1996 году, были построены наши прототипы.
- Leclerc 'Flakpanzer' ЗСУ : предложение начала 1990-х годов о Leclerc, оснащенном башней, заимствованной у немецкого Flakpanzer Gepard . Предполагалось, что он будет вооружен спаренными 35-мм автопушками Oerlikon KDA и двумя спаренными пусковыми установками ЗРК Mistral (всего четыре готовых ракеты). Он не был принят на вооружение из-за сокращений обороны после холодной войны. [ нужна ссылка ]
- Leclerc Crotale : предложение того же периода по установке ЗРК Crotale NG на шасси Leclerc. Предназначен в первую очередь для защиты бронетанковых соединений в движении от нападения с воздуха. И снова не было продолжено из-за сокращений. Известно, что прототип не был построен. [ нужна ссылка ]
- Leclerc Koufra , или Leclerc T40: предложение конца 2000-х годов по переоборудованию существующих машин Серии 1 в «тяжелый» разведчик, в первую очередь для ведения боевых действий в городских условиях . Модернизация включала в себя совершенно новую башню с CTA CT40 телескопической системой вооружения Case (CTWS), а также гранатометы, а также возможность установки двух боковых противотанковых ракет. [ 42 ]
Засекреченная ручная утечка
[ редактировать ]В октябре 2021 года, пытаясь выиграть спор на официальных форумах военного симулятора War Thunder , член экипажа якобы слил выдержки из секретного руководства по танку. Модераторы форума быстро удалили документы со своего сайта, заявив, что не могут использовать указанные секретные документы из-за возможных юридических проблем. [ 43 ] [ 44 ]
Технические данные
[ редактировать ]Описание | Леклерк Серия 1 | Леклерк Серия 2 | Леклерк Серия XXI | Тропический Леклерк |
---|---|---|---|---|
Произведено | 132 | 178 | 96 | 388 |
Дата | 1992–1996 | 1997-2003 | 2003-2008 | 1994 – начало 2000-х |
Партия | Т1–Т5 | Т6-Т9 | Т10 до Т11 | Непригодный |
Экипаж | 3 | |||
Боевая масса | 54,5 т | 56,3 т | 57,6 т | 57 т |
Вес корпуса | 36 т | 37 т | 37,5 т | |
Вес башни | 18,5 т | 19 т | 20,5 т | х |
Прицел наводчика | HL 60 | HL 130 | HL 60 | |
Командирский панорамный прицел | HL 70 | HL 120 | HL 80 | |
Двигатель | 8-цилиндровый дизельный двигатель SACM V8X Hyperbar | МТУ МТ 883 Ка 500 12-цилиндровый дизельный двигатель | ||
Объем двигателя | 16 470 см 3 | 27 361 см 3 | ||
Коэффициент принудительной индукции | 7.8 | 3 | ||
Выходная мощность | 1500 л.с. (1118 кВт) при 2500 об/мин | 1500 л.с. (1118 кВт) при 2700 об/мин | ||
Максимальный крутящий момент | 4850 Нм при 1700 об/мин | 4545 Нм при 2000 об/мин | ||
Ускорение от 0–32 км/ч (0–20 миль в час) | 5 секунд | 5,5 секунды | 6 секунд | |
Передача инфекции | СЭСМ ЕСМ 500 | Цвет HSWL 295TM | ||
Подвесная система | 12 SAMM ESO двухцилиндровая олеопневматическая подвеска | |||
Треки | V2 (алюминиевый сплав) | V5 (сталь) | V2, V5 и Диль 570 | |
Максимальная скорость | 71 км/ч (зад 38 км/ч) | |||
Запас топлива | 1300 литров (до 1700 литров с внешними топливными бочками) | 1420 литров (до 1820 литров с внешними топливными бочками) | ||
Длина корпуса | 6,88 м | 7,03 м | ||
Ширина | 3,43 м (3,60 м с баллистическими бортовыми экранами и 3,71 м с зеркалами бокового обзора) | |||
Высота | 2,53 м (крыша башни) | |||
Дорожный просвет | 500 мм | |||
Глубина преодоления без подготовки | 1,1 м | |||
Глубина прохождения с трубкой | 4 м | Непригодный | ||
Проходимость траншеи | 3 м | |||
Способность скалолазания | 1,1 м | |||
Время вращения башни (360°) | 12 секунд | 9 секунд | 12 секунд |
Операторы
[ редактировать ]

Франция : 222 + 17 бронированных эвакуационных машин. [ 45 ]
ОАЭ : 354 танка (первоначально 436)
Иордания : 80 танков были подарены ОАЭ. [ 46 ]
Потенциальные операторы
[ редактировать ]Индия : В январе 2022 года Индия связалась с официальными лицами компании Nexter по поводу участия в программе боевых машин Future Ready с предложением ОБТ Leclerc XLR. [ 47 ]
Хорватия : В апреле 2022 года между представителями Nexter и хорватской делегацией прошли переговоры о возможном приобретении танков Leclerc XLR для хорватской армии . [ 48 ]
Украина : В январе 2023 года президент Франции Макрон заявил, что рассматривает возможность отправки танков Leclerc в Сухопутные войска Украины . [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Репортаж с поля из Аль-Алама... Основной пункт снабжения хуситов и Салеха находится под контролем сопротивления . youtube.com (на арабском языке). 31 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 20 января 2019 г.
- ^ «Le Franc-Tireur Terre # 1 (2022)» (PDF) . п. 50 . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гелбарт, Марш (1996). Танки основного боя и легкие танки . Brassey's UK Ltd., стр. 28–29 . ISBN 1-85753-168-Х .
- ^ «Основные характеристики» . staticflickr.com (на французском языке). Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ «ESM500 – Высококлассная трансмиссия для автомобилей класса 50+ тонн» . Ренк Франция. Архивировано из оригинала 18 октября 2018 года . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ По, Энрико (1990). «ОБТ LECLERC: французская бронетехника вступает в 21 век». Военные технологии (9): 79–86.
- ^ «Первый свет на ЛЕКЛЕРКЕ». Военные технологии (4): 82–83. 1986.
- ^ «Обт Леклерк (1990)» . Танковая энциклопедия . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Тран, Пьер (9 мая 2011 г.). «Интервью с генерал-лейтенантом Жаном-Тристаном Верной» . Новости обороны . Тайсонс, Вирджиния: Правительственные СМИ Gannett. Архивировано из оригинала 30 июля 2012 года . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ "Дом" . knds.com .
- ^ «Германия и Франция будут совместно разрабатывать танк «Леопард-3» . Немецкая волна . Бонн, Германия: Федеральное правительство Германии . 22 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 25 мая 2015 г. . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Пек, Майкл (4 июля 2018 г.). «Европейский основной боевой танк: новое совместное супероружие Франции и Германии?» . Национальный интерес . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ «Франция и Германия: на правильном танковом пути?» . МИСИ . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ Гейгер, Вальдемар (22 мая 2020 г.). «Французско-немецкая танковая промышленность заключила контракт на первое исследование MGCS» . ESUT — European Security & Technology (на немецком языке) . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Беккер, Свен; Зонтхаймер, Михаэль (28 сентября 2018 г.). «Теневая торговля оружием: взгляд назад на сомнительную танковую сделку» . Дер Шпигель . Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 года . Проверено 20 января 2019 г.
За продажу боевых танков в Объединенные Арабские Эмираты посредник получил комиссию в размере почти $200 млн. Однако часть этих денег могла быть использована для подкупа правительственных чиновников.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Феррар, Стефан; Жерар, Турбе (1992). Система Леклерка . Боскет. п. 109. ИСБН 9781852601416 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Шассилан, Марк (2005). Чар Леклерк: От холодной войны к конфликтам завтрашнего дня . Технические издания для автомобилестроения и промышленности. п. 191. ИСБН 978-2726894385 .
- ^ Шассилан, Марк (март – апрель 2018 г.). «Баллистическая защита современных танков». Нет. 66. Журнал «Грузовики и танки». Характер. п. 77.
- ^ Шассилан, Марк (март – апрель 2018 г.). «Баллистическая защита современных танков». Нет. 66. Журнал «Грузовики и танки». Характер. п. 76.
- ^ Шассилан, Марк (март – апрель 2018 г.). «Баллистическая защита современных танков». Нет. 66. Журнал «Грузовики и танки». Характер. п. 77.
- ^ «ЕСМ 500» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ «Famille TM 307 – Espace Patrimonial AAPHT» (на французском языке) . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ «Moteur V8X Suralimenté Hyperbar de 1500ch» (на французском языке). Архивировано из оригинала 15 августа 2011 года.
- ^ Ульрих Шпихер: Глава 3 · Характеристики - таблица 3.16: Эффективное среднее давление современных двигателей , Ричард ван Басшуйсен, Фред Шефер (ред.): Справочник по двигателям внутреннего сгорания - Основы · Компоненты · Системы · Перспективы , 8-е издание, Springer, Висбаден 2017, ISBN 978-3-658-10901-1, DOI 10.1007/978-3-658-10902-8_3, стр. 27
- ^ «Коалиция под руководством Саудовской Аравии размещает в Йемене 3000 военнослужащих, сообщают источники» . 8 августа 2017 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 г. Проверено 3 августа 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «ЙЕМЕН в процессе «сомализации» » .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 г. Проверено 3 августа 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Кавано, Шейн Диксон. «Крошечные ОАЭ испытывают свою военную мощь в Йемене» . Вокатив . Архивировано из оригинала 11 августа 2015 года . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ «Уроки танкового боя Леклерк в Йемене» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2016 г. Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ «70 эмиратских танков Leclerc вступили в бой в Йемене» . 17 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2015 г. Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ «Рысь 6: Победа танка Леклерк на совместных учениях НАТО «Железное копье» | Октябрь 2019 г., глобальная индустрия новостей оборонной безопасности | Армейская индустрия новостей глобальной оборонной безопасности, 2019 г. | Архив новостей года» . www.armyrecognition.com . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ «LYNX 6: Леклерк выигрывает танковые соревнования в совместных учениях Iron Spear» . www.defense-aerospace.com . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ «Солдаты Кольмара отправляются в Румынию» . Последние новости из Эльзаса (на французском языке). 21 октября 2022 г.
- ^ "ФОТО Французские танки Leclerc прибыли в Румынию и присоединяются к боевой группе НАТО из Синку" . HotNews (на румынском языке). 16 ноября 2022 г.
- ^ «Пресс-кит - Миссия AIGLE» (PDF) (на французском языке). Министерство Вооруженных Сил . 2023. с. 9.
- ^ Выиграй, Нэйтан. «Второй транш из 50 Leclerc XLR для армии» . www.forceoperations.com . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ Шассилан, Марк. «Ле Леклерк Ренове XLR». Рейды . специальный выпуск (на французском языке). 84 : 18–22.
- ^ "Чар Леклерк "Терминатор" canon de140 au 1/48 (Gaso.Line) -" . Архивировано из оригинала 20 июля 2017 г. Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ «ЭПГ» . leclerc.fr . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ «Современные французские танки и ББМ» . Энциклопедия танков . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ «Secret Défense — танк Леклерк, который вы (вероятно) никогда не увидите — Libération.fr» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ «Секретные характеристики танков снова просочились на игровые форумы War Thunder» . Британский оборонный журнал . 06.10.2021 . Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ «Официальное заявление сотрудников форума Warthunder» . Официальные форумы Warthunder .
- ^ IISS 2020 , стр. 104–105.
- ^ «Объединенные Арабские Эмираты передадут Иордании 80 танков Leclerc французского производства MBTS | Новости обороны, сентябрь 2020 г., глобальная армейская промышленность безопасности | Армия глобальной индустрии новостей оборонной безопасности, 2020 г. | Архив новостей года» . Архивировано из оригинала 17 октября 2020 г. Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ «Nexter из Франции может предложить модернизированный танк Leclerc для замены индийского Т-72 МБТС | Новости обороны, январь 2022 г., глобальная безопасность, армейская промышленность | глобальные новости отрасли, оборонная безопасность, армейский год, 2022 | Архив новостей года» .
- ^ «Французы также могли оснастить HV боевыми танками Леклерк» (на хорватском языке). 14 апреля 2022 г.
- ^ "Макрон на пресс-конференции с Шольцем не исключает поставок танков Leclerc в Украину" .
Библиография
[ редактировать ]- Шассилан, Марк (2005). Чар Леклерк: От холодной войны к конфликтам завтрашнего дня .
- Шассилан, Марк (2001). Рейды Спецвыпуск №3: Боевые танки в действии .
- МИСИ (2020). Военный баланс 2020 . Рутледж. ISBN 978-0367466398 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]