Моторола серии 68000
Дизайнер | Моторола |
---|---|
Биты | 32-битный |
Представлено | 1979 год |
Дизайн | ЦИСК |
Ветвление | Код состояния |
Порядок байтов | Большой |
Регистры | |
|
Серия Motorola 68000 (также известная как 680x0 , m68000 , m68k или 68k ) представляет собой семейство 32-разрядных со сложным набором команд (CISC) компьютерных микропроцессоров . В 1980-х и начале 1990-х годов они были популярны в компьютерах и рабочих станциях и были основными конкурентами микропроцессоров Intel персональных x86 . Они были наиболее известны как процессоры, использовавшиеся в ранних Apple Macintosh , Sharp X68000 , Commodore Amiga , Sinclair QL , Atari ST и Falcon , Atari Jaguar , Sega Genesis (Mega Drive) и Sega CD , Philips CD. -i , Capcom System I (Arcade), ПК AT&T UNIX , Tandy Model 16/16B/6000 , Sun Microsystems Sun-1 , Sun-2 и Sun-3 , компьютер NeXT , NeXTcube , NeXTstation и NeXTcube Turbo , ранние рабочие станции Silicon Graphics IRIS, Aesthedes , компьютеры от MASSCOMP , калькуляторы Texas Instruments TI-89 / TI-92 , Palm Pilot (все модели под управлением Palm OS 4.x или более ранних версий), компании Control Data Corporation CDCNET интерфейс устройства . , VTech Precomputer Unlimited и Космический шаттл . Хотя ни один современный настольный компьютер не основан на процессорах серии 680x0, производные процессоры по-прежнему широко используются во встраиваемых системах .
Motorola прекратила разработку архитектуры серии 680x0 в 1994 году, заменив ее архитектурой PowerPC RISC , которая была разработана совместно с IBM и Apple Computer в рамках альянса AIM .
Члены семьи [ править ]
- Первое поколение (внутренне 16/32-битное, производится с 8- , 16- и 32-битными интерфейсами)
- Второе поколение (внутренне полностью 32-битное)
- Третье поколение ( конвейерное )
- Четвертое поколение ( суперскаляр )
- Другие
- Freescale 683XX (CPU32, он же 68330, 68360, он же QUICC )
- Freescale ColdFire
- Свободный масштаб DragonBall
- Филипс 68070
- АПОЛЛОН ЯДРО 68080 [1]
История улучшений [ править ]
68010 :
- Поддержка виртуальной памяти (перезапускаемые инструкции)
- «Режим цикла» для более быстрых примитивов библиотеки строк и памяти.
- Инструкция умножения использует на 14 тактов меньше.
- Память с прямым доступом 2 ГБ ( вариант 68012 )
68020 :
- 32-битное адресно- логическое устройство (АЛУ)
- Трехступенчатый трубопровод
- инструкций Кэш размером 256 байт.
- Неограниченный доступ к словам и длинным словам (см. выравнивание )
- 8× многопроцессорная способность
- Большие инструкции умножения (32×32 -> 64 бита) и деления (64÷32 -> 32 бита частное и 32 бита остатка), а также манипуляции с битовыми полями.
- В режимах адресации добавлена масштабируемая индексация и еще один уровень косвенности.
- Низкая стоимость, EC = 24-битный адрес
68030 :
- Разделенный кэш инструкций и данных по 256 байт каждый.
- Встроенный блок управления памятью (MMU) ( 68851 )
- Низкая стоимость EC = нет MMU
- Интерфейс пакетной памяти
68040 :
- Кэш инструкций и данных по 4 КБ каждый
- Шестиступенчатый конвейер
- Встроенный блок вычислений с плавающей запятой (FPU)
- FPU не имеет трансцендентных функций IEEE
- Эмуляция FPU работает с чипами 2E71M и более поздних версий.
- Низкая стоимость LC = Нет FPU
- Низкая стоимость EC = нет FPU или MMU
68060 :
- Кэш инструкций и данных по 8 КБ каждый
- 10-ступенчатый конвейер
- Двухтактный блок целочисленного умножения
- Прогнозирование ветвей
- Двойной конвейер инструкций
- Инструкции в блоке генерации адреса (AGU) и тем самым выдают результат за два цикла до ALU.
- Низкая стоимость LC = Нет FPU
- Низкая стоимость EC = нет FPU или MMU
Карта объектов [ править ]
Год | Процессор | Упаковка | Частота (макс.) [в МГц] | Биты адресной шины | ММУ | ФПУ |
---|---|---|---|---|---|---|
1979 | 68000 | 64-контактный двойной линейный корпус (DIP) , 64-контактный SPDIP , 68-контактный PLCC , 68-контактный CLCC , 68-контактный массив контактов (PGA) , 64-контактный QFP , 68-контактный QFP [2] | 8–50 [3] | 24 | - | - |
1982 | 68008 | 48-контактный двухрядный корпус (DIP) , 52-контактный PLCC [4] | 8–16.67 | 24 | - | - |
1982 | 68010 | 64-контактный DIP , 68-контактный PLCC , 68-контактный PGA [5] | 8–16.67 | 24 | 68451 | - |
1982 | 68012 | 84-контактный PGA [6] | 8–12.5 | 31 | 68451 | - |
1984 | 68020 | 114-контактный PGA [7] | 12.5–33.33 | 32 | 68851 | 68881 |
- | 68 ЕС 020 | 100-контактный четырехъядерный плоский корпус (QFP) [8] | 16.7–25 | 24 | - | - |
1987 | 68030 | 132-контактный QFP (макс. 33 МГц ), 128-контактный PGA [9] | 16–50 | 32 | ММУ | 68881 |
68 ЕС 030 | 132-контактный QFP , 128-контактный PGA | 25-40 [10] [11] | 32 | - | 68881 | |
1991 | 68040 | 179-контактный PGA , [12] 184-контактный QFP [13] | 20–40 | 32 | ММУ | ФПУ |
68 ЛК 040 | ПГА , [13] 184-контактный QFP [13] | 20–33 | 32 | ММУ | - | |
68 ЕС 040 | 20–33 [13] | 32 | - | - | ||
1994 | 68060 | 206-контактный PGA [14] [15] | 50–133 [16] [17] | 32 | ММУ | ФПУ |
68 ЛК 060 | 206-контактный PGA , [14] [15] 208-контактный QFP [18] | 50–133 [19] [20] | 32 | ММУ | - | |
68 ЕС 060 | 206-контактный PGA [14] [15] | 50–133 [21] [22] | 32 | - | - |
Основное использование [ править ]
Линейка процессоров 680x0 использовалась в самых разных системах: от современных высококлассных Texas Instruments калькуляторов (линии TI-89 , TI-92 и Voyage 200 ) до всех членов серии Palm Pilot , на которых работает Palm. ОС от 1.x до 4.x (OS 5.x основана на ARM ) и даже радиационно-стойкие версии в критических системах управления космического корабля «Шаттл» .
Однако семейство процессоров 680x0 стало наиболее известным как процессоры, используемые в современных настольных компьютерах и игровых консолях , таких как Apple Macintosh , Commodore Amiga , Sinclair QL , Atari ST , SNK NG AES / Neo Geo CD , Atari Jaguar. , Commodore CDTV и некоторые другие. 680x0 также были процессорами выбора в 1980-х годах для Unix рабочих станций и серверов , таких как UNIX PC от AT&T , модель 16/16B/6000 от Sun Microsystems от Tandy, Sun-1 , Sun-2 , Sun-3 , NeXT Computer , Silicon Graphics. (SGI) и многие другие. Существовала версия CP/M 68000 под названием CP/M-68K, которая изначально предлагалась как операционная система Atari ST, но вместо этого Atari выбрала Atari TOS . Было доступно множество портов CP/M-68K для конкретной системы, например, TriSoft предложила порт CP/M-68K для модели Tandy 16/16B/6000.
Кроме того, что, возможно, наиболее важно, первые несколько версий интерпретаторов Adobe PostScript были основаны на 68000. 68000 в Apple LaserWriter и LaserWriter Plus работал быстрее, чем версия, использовавшаяся тогда в компьютерах Macintosh. Быстрый 68030 в более поздних интерпретаторах PostScript, включая LaserWriter IIntx, IIf и IIg со стандартным разрешением (также 300 точек на дюйм), LaserWriter Pro 600 с более высоким разрешением (обычно 600 точек на дюйм, но ограничено 300 точками на дюйм при минимальном установленном объеме оперативной памяти) и очень высокий уровень разрешения. разрешение фотонаборных устройств Linotronic : 200PS (1500+ dpi) и 300PS (2500+ dpi). После этого Adobe обычно предпочитала RISC для своего процессора, поскольку ее конкуренты со своими клонами PostScript уже использовали RISC, часто AMD серии 29000. Первые интерпретаторы Adobe PostScript на базе 68000 и их оборудование были названы в честь холодной войны американских ракет и ракет времен : Atlas, Redstone и т. д.
Сегодня эти системы либо являются конечными (в случае Atari), либо используют разные процессоры (в случае Macintosh, Amiga, Sun и SGI). Поскольку пиковая доля этих платформ на рынке пришлась на 1980-е годы, их первоначальные производители либо больше не поддерживают операционную систему для этого оборудования, либо прекратили свою деятельность. Однако операционные системы Linux и NetBSD по-прежнему поддерживают процессоры 68000.
Процессоры 68000 также использовались в консолях Sega Genesis (Mega Drive) и SNK Neo Geo в качестве основного процессора. Другие консоли, такие как Sega Saturn, использовали 68000 для обработки звука и других задач ввода-вывода, в то время как Atari Jaguar включала 68000, которая предназначалась для базового управления системой и обработки ввода, но из-за необычного ассортимента разнородных процессоров Jaguar также была часто используется для запуска игровой логики. Многие аркадные платы также использовали процессоры 68000, включая платы Capcom, SNK и Sega.
Микроконтроллеры семейства 68000 использовались в самых разных приложениях. Например, микроконтроллеры CPU32 и ColdFire производятся миллионами в качестве контроллеров автомобильных двигателей.
Многие проприетарные системы видеомонтажа использовали процессоры 68000, например MacroSystem Casablanca, которая представляла собой черный ящик с простым в использовании графическим интерфейсом (1997 г.). Он был предназначен для рынка любителей и видеооператоров-любителей. Стоит также отметить его более ранний, более крупный и профессиональный аналог «Драко» (1995). Инновационная серия Quantel Paintbox , основанная на ранней 24-битной системе рисования и эффектов, была первоначально выпущена в 1981 году и за время своего существования использовала почти весь диапазон процессоров семейства 68000, за единственным исключением 68060, который так и не был реализован в ее конструкции. . Другой претендент на видео-арену, система Abekas 8150 DVE, использовала 680EC30, а Play Trinity, позже переименованная в Globecaster, использует несколько 68030. Видеографическая система Bosch FGS-4000/4500, производимая Robert Bosch Corporation, позже BTS (1983), использовала 68000 в качестве основного процессора; это побудило нескольких других выполнить 3D-анимацию на компьютере, который мог легко применять затенение Гуро и Фонга. Он запускал модифицированную Операционная система Motorola VERSAdos .
Архитектура [ править ]
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Люди, знакомые с PDP-11 или VAX, обычно чувствуют себя комфортно с серией 68000. За исключением разделения регистров общего назначения на специализированные регистры данных и адреса, архитектура 68000 во многом представляет собой 32-битную PDP-11.
У него был более ортогональный набор команд, чем у многих процессоров, выпущенных до (например, 8080) и последующих (например, x86). То есть обычно можно было свободно комбинировать операции с операндами, а не ограничиваться использованием определенных режимов адресации с определенными инструкциями. Это свойство сделало программирование относительно простым для человека, а также облегчило написание генераторов кода для компиляторов.
Серия 68000 имеет восемь 32-битных регистров данных общего назначения (D0–D7) и восемь адресных регистров (A0–A7). Последний адресный регистр является указателем стека , и ассемблеры принимают метку SP как эквивалент A7.
Кроме того, он имеет 16-битный регистр состояния. Старшие 8 бит — это системный байт, и его изменение является привилегированным. Младшие 8 бит — это пользовательский байт, также известный как регистр кода состояния (CCR), и его изменение не имеет привилегий. Операции сравнения, арифметические и логические операции 68000 изменяют коды условий, записывая их результаты для использования в последующих условных переходах. Биты кода условия: «ноль» (Z), «перенос» (C), «переполнение» (V), «расширение» (X) и «отрицательный» (N). Флаг «расширения» (X) заслуживает особого упоминания, поскольку он отделен от флага переноса . Это позволяет отделить дополнительный бит от арифметических, логических операций и операций сдвига от переноса для управления потоком управления и связи.
Хотя у 68000 был «режим супервизора», он не соответствовал требованиям виртуализации Попека и Голдберга из-за единственной инструкции «MOVE from SR», которая копирует регистр состояния в другой регистр, будучи непривилегированной, но конфиденциальной. В Motorola 68010 и более поздних версиях это было сделано привилегированным для лучшей поддержки программного обеспечения виртуализации.
серии 68000 Набор команд можно разделить на следующие широкие категории:
- Загрузить и сохранить (MOVE)
- Арифметика (ADD, SUB, MULS, MULU, DIVS, DIVU)
- Сдвиг битов (ASL, ASR, LSL, LSR)
- Вращение бита (ROR, ROL, ROXL, ROXR)
- Логические операции (И, ИЛИ, НЕ, EOR)
- Преобразование типов ( байт в слово и наоборот )
- Условные и безусловные ветвления (BRA, Bcc - BEQ, BNE, BHI, BLO, BMI, BPL и т. д.)
- Вызов подпрограммы и возврат (BSR, RTS)
- Управление стеком (LINK, UNLK, PEA)
- Вызов прерываний и реагирование на них
- Обработка исключений
- Не существует эквивалента инструкции CPUID x86 для определения того, какой процессор, MMU или FPU присутствует.
В Motorola 68020 добавлено несколько новых инструкций, которые включают в себя некоторые незначительные улучшения и расширения состояния супервизора, несколько инструкций по управлению программным обеспечением многопроцессорной системы (которые были удалены в 68060), некоторую поддержку языков высокого уровня, которые мало использовались (и был удален из будущих процессоров 680x0), более крупные инструкции умножения (32 × 32 → 64 бита) и деления (64 ÷ 32 → 32 бита частное и 32 бита остатка), а также манипуляции с битовыми полями.
Стандартные режимы адресации :
- Зарегистрируйтесь напрямую
- Регистр данных, например, «D0»
- Адресный регистр, например "A0"
- Регистрация косвенная
- Простой адрес, например (A0)
- Адрес с пост-инкрементом, например (A0)+
- Адрес с предварительным декрементом, например −(A0)
- Адрес с 16-битным смещением со знаком, например 16(A0).
- Косвенный регистр с индексным регистром и 8-битным смещением со знаком, например 8(A0,D0) или 8(A0,A1).
- Для (A0)+ и -(A0) фактическое значение приращения или декремента зависит от размера операнда: доступ к байту корректирует адресный регистр на 1, к слову - на 2, а к длинному - на 4.
- ПК (счетчик программ) относительно смещения
- Относительное 16-битное смещение со знаком, например 16(PC). Этот режим был очень полезен для позиционно-независимого кода.
- Относительное с 8-битным смещением со знаком и индексом, например 8(PC,D2)
- Абсолютная ячейка памяти
- Либо число, например «$4000», либо символическое имя, переведенное ассемблером.
- Большинство ассемблеров использовали символ «$» для шестнадцатеричного числа вместо «0x» или завершающего H.
- Существовали 16- и 32-битные версии этого режима адресации.
- Немедленный режим
- Данные, хранящиеся в инструкции, например, «#400».
- Быстрый немедленный режим
- 3-битное беззнаковое (или 8-битное со знаком с помощью moveq) со значением, хранящимся в коде операции
- В addq и subq 0 эквивалентно 8
- например, moveq #0,d0 был быстрее, чем clr.l d0 (хотя оба сделали D0 равным 0)
Плюс: доступ к регистру состояния , а в более поздних моделях и другим специальным регистрам.
В Motorola 68020 добавлен режим масштабируемого индексирования адреса и добавлен еще один уровень косвенности ко многим ранее существовавшим режимам.
Большинство инструкций имеют суффиксы из точек и букв, позволяющие выполнять операции с 8-битными байтами ("".b"), 16-битными словами (".w") и 32-битными длинными словами (".l").
Большинство инструкций являются диадными , то есть операция имеет источник и пункт назначения, а пункт назначения изменяется. Известными инструкциями были:
- Арифметика: ADD, SUB, MULU (беззнаковое умножение), MULS (знаковое умножение), DIVU, DIVS, NEG (аддитивное отрицание) и CMP (сравнение, выполняемое путем вычитания аргументов без сохранения результата, установки битов состояния)
- Двоично-десятичная арифметика: ABCD, NBCD и SBCD.
- Логика: EOR (исключающее или), AND, NOT (логическое нет), OR (включающее или).
- Сдвиг: (логический, т. е. сдвиг вправо ставит ноль в самый старший бит) LSL, LSR, ( арифметические сдвиги , т. е. расширение знака самого старшего бита) ASR, ASL, (поворот через eXtend, а не через eXtend) ROXL, ROXR, РОЛ, РОР
- Проверка битов и манипуляции в памяти или регистре данных: BSET (установлен в 1), BCLR (сброшен в 0), BCHG (инвертирован) и BTST (без изменений). Все эти инструкции сначала проверяют бит назначения и устанавливают (очищают) бит CCR Z, если бит назначения равен 0 (1) соответственно.
- Многопроцессорное управление: TAS, test-and-set , выполняет неделимую операцию шины, позволяя семафоры для синхронизации нескольких процессоров, совместно использующих одну память. использовать
- Поток управления: JMP (переход), JSR (переход к подпрограмме), BSR (переход к подпрограмме по относительному адресу), RTS (возврат из подпрограммы ), RTE (возврат из исключения , т.е. прерывания), TRAP (вызов программного исключения, аналогичного к программному прерыванию), CHK (условное программное исключение)
- Ветвь: Bcc (где «cc» указывает один из 14 тестов кодов условий в регистре состояния: равно, больше, меньше, перенос, а также большинство комбинаций и логических инверсий, доступных из регистра состояния). Из оставшихся двух возможных условий, всегда истинных и всегда ложных, BRA (всегда переходить) имеет отдельную мнемонику, а BSR (переход к подпрограмме) принимает кодировку, которая в противном случае была бы «никогда не переходить».
- Декремент и переход: DBcc (где «cc» было для инструкций ветвления), который, при условии, что условие было ложным , уменьшал младшее слово D-регистра и, если результат не был -1 ($FFFF) , разветвленный до пункта назначения. Такое использование -1 вместо 0 в качестве завершающего значения позволило легко кодировать циклы, которые ничего не должны были делать, если счетчик изначально был равен 0, без необходимости еще одной проверки перед входом в цикл. Это также облегчило вложение DBcc.
68050 и 68070 [ править ]
Motorola в основном использовала четные номера для основных версий ядра ЦП, таких как 68000, 68020, 68040 и 68060. 68010 был переработанной версией 68000 с небольшими изменениями ядра, а 68030 был пересмотренной версией 68020 с некоторыми более мощными функции, ни одна из которых не является достаточно значимой, чтобы ее можно было классифицировать как серьезное обновление ядра.
68050 не было, хотя когда-то это был проект внутри Motorola. Релизы с нечетными номерами всегда были реакцией на проблемы, поднятые в предыдущей четной части; следовательно, обычно ожидалось, что 68050 снизит энергопотребление 68040 (и, следовательно, тепловыделение), улучшит обработку исключений в FPU, будет использовать меньший размер функций и оптимизирует микрокод в соответствии с программным использованием инструкций. Многие из этих оптимизаций были включены в 68060 и были частью целей его разработки. По ряду причин, вероятно, что 68060 находился в разработке, что Intel 80486 не развивался так быстро, как предполагала Motorola, и что 68060 был требовательным проектом, разработка 68050 была отменена на ранней стадии разработки.
также нет Пересмотра 68060 , поскольку Motorola находилась в процессе перехода от линеек процессоров 68000 и 88k к своему новому бизнесу PowerPC , поэтому 68070 так и не был разработан. Если бы это было так, это был бы обновленный 68060, вероятно, с более совершенным FPU (о конвейерной обработке широко говорили в Usenet).
Был процессор с обозначением 68070 , который представлял собой лицензионную и несколько более медленную версию 16/32-битного 68000 с базовым контроллером DMA, хостом I²C и встроенным последовательным портом. Этот 68070 использовался в качестве основного процессора в Philips CD-i . Однако этот процессор был произведен Philips и официально не входил в линейку Motorola 680x0.
Последнее поколение [ править ]
четвертого поколения 68060 обеспечивал эквивалентную функциональность (хотя и не совместимость архитектуры набора команд) с большинством функций микроархитектуры Intel P5 .
Другие варианты [ править ]
IBM-совместимые мэйнфреймы Personal Computers XT/370 и AT/370 на базе ПК включали в себя два модифицированных процессора Motorola 68000 со специальным микрокодом для эмуляции инструкций мэйнфрейма S/370 . [23] [24]
Компания Edge Computer Corp из Аризоны , основанная, как сообщается, бывшими разработчиками Honeywell, производила процессоры, совместимые с серией 68000, которые, как утверждается, имеют «преимущество в производительности в три-пять раз и срок службы от 18 до 24 месяцев » по сравнению с процессорами Motorola. собственная продукция. [25] В 1987 году компания представила линейку «32-битных суперминикомпьютеров Edge 1000, реализующих набор команд Motorola в архитектуре мэйнфреймов Edge», использующих два независимых конвейера — конвейер выборки команд (IFP) и конвейер исполнения операндов (OEP). блок прогнозирования ветвей с кэшем ветвей на 4096 записей, извлекающий инструкции и операнды по нескольким шинам. [26] Соглашение между Edge Computer и Olivetti впоследствии привело к тому, что последняя представила продукты своей собственной линейки Linea Duo, основанные на машинах Edge Computer. [27] Впоследствии компания была переименована в Edgcore Technology Inc. [28] : 12 (также сообщается как Edgecore Technology Inc. [29] ). За сделкой Edgcore с Olivetti в 1987 году на поставку процессора E1000 компании в 1989 году последовала еще одна сделка с Philips Telecommunication Data Systems на поставку процессора E2000, который поддерживал набор команд 68030 и, как сообщается, предлагал рейтинг производительности 16 VAX MIPS. [30] Аналогичные сделки с Nixdorf Computer и Hitachi были подписаны в 1989 году. [31] [32]
Сообщается, что у Edge Computer было соглашение с Motorola. [29] Несмотря на растущую конкуренцию со стороны продуктов RISC, Edgcore стремилась выделить свою продукцию на рынке, подчеркивая свой «альянс» с Motorola, используя маркетинговую кампанию, основанную на баснях Эзопа о «лисе (Edgecore), которая забирается на спину жеребца (Motorola). ) срывать плоды с верхних ветвей дерева». [33] и другие народные рекламные темы, такие как Красная Шапочка . Были использованы [34] Поскольку инвесторы компании отказались финансировать компанию в дальнейшем, а ряд компаний были вовлечены в переговоры с другими сторонами, Arix Corp. объявила о приобретении Edgcore в июле 1989 года. [32] Сообщается, что Arix смогла продлить сделку с Hitachi в 1990 году, тогда как будущее предыдущих сделок с Olivetti и Philips оставалось под некоторым сомнением после приобретения Edgcore. [35]
В 1992 году компания International Meta Systems (IMS) анонсировала процессор IMS 3250 на базе RISC , который, как сообщается, мог имитировать «Intel 486 или Motorola 68040 на полной скорости и за небольшую часть их стоимости». Предполагалось, что с тактовой частотой 100 МГц были разработаны эмуляции 486 с частотой 25 МГц и 68040 с частотой 30 МГц , включая поддержку модулей с плавающей запятой, при этом продукт планировалось производить в середине 1993 года по цене от 50 до 60 долларов за единицу . [36] На фоне очевидного распространения поддержки эмуляции в таких процессорах, как PowerPC 615 , в 1994 году IMS, как сообщается, подала патент на свою технологию эмуляции, но не нашла лицензиатов. [37] Неоднократные задержки с выпуском этого продукта, в одном случае причиной которых была «необходимость улучшить возможности процессора по обработке речи». [38] очевидно, привело к тому, что компания попыталась представить еще один чип, Meta6000 , с целью составить конкуренцию продуктам Intel P6. [39] В конечном итоге IMS объявила о банкротстве, продав патенты истцу TechSearch, который в 1998 году пытался подать в суд на Intel за нарушение патента IMS. [40] Сообщается, что TechSearch проиграла дело, но попыталась подать апелляцию, а также подать в суд на Intel за «клевету и клевету» на основании комментариев, сделанных представителем Intel, который неблагоприятно охарактеризовал бизнес-модель TechSearch в комментариях для прессы. [41]
После прекращения производства основных процессоров 68000 семейство 68000 в некоторой степени использовалось в версиях микроконтроллеров и встроенных микропроцессоров. В число этих чипов входят те, которые перечислены выше в разделе «другие», то есть CPU32 (также известный как 68330 ), ColdFire , QUICC и DragonBall .
С появлением технологии FPGA международная группа разработчиков оборудования воссоздала 68000 со многими улучшениями в качестве ядра FPGA. Их ядро известно как 68080 и используется в ускорителях Amiga под брендом Vampire. [42]
Компания Magnetic Scrolls использовала подмножество инструкций 68000 в качестве основы для виртуальной машины в своих текстовых приключениях .
Конкуренты [ править ]
Рабочий стол [ править ]
В 1980-х и начале 1990-х годов, когда 68000 широко использовался в настольных компьютерах, он в основном конкурировал с архитектурой Intel , x86 используемой в IBM PC-совместимых устройствах . Процессоры 1-го поколения 68000 конкурировали в основном с 16-битными процессорами 8086 , 8088 и 80286 . Поколение 2 конкурировало с 80386 (первым 32-разрядным процессором x86), а поколение 3 — с 80486 . Четвертое поколение конкурировало с P5 линейкой Pentium , но оно не использовалось так широко, как его предшественники, поскольку большая часть старого рынка 68000 либо прекратила свое существование, либо почти прекратила свое существование (как в случае с Atari и NeXT), либо перешла на более новые модели. архитектуры ( PowerPC для Macintosh и Amiga , SPARC для Sun и MIPS для Silicon Graphics (SGI)).
Встроенный [ править ]
Существуют десятки процессорных архитектур, которые успешно применяются во встраиваемых системах . Некоторые из них представляют собой микроконтроллеры, которые намного проще, меньше и дешевле, чем 68000, тогда как другие относительно сложны и могут запускать сложное программное обеспечение. Встроенные версии 68000 часто конкурируют с процессорными архитектурами на базе PowerPC , ARM , MIPS , SuperH и других.
См. также [ править ]
- VMEbus , стандарт внешней компьютерной шины, разработанный для серии 68000.
Ссылки [ править ]
- ^ http://www.apollo-core.com/index.htm?page=features
- ^ cpu-world.com - Семейство микропроцессоров Motorola 68000 17 ноября 2012 г.
- ^ http://amigaprj.blogspot.com/2015/07/amiga-500-accelerator-card-with-68hc000.html
- ^ cpu-world.com - Семейство микропроцессоров Motorola 68008 17 ноября 2012 г.
- ^ cpu-world.com - Семейство Motorola 68010 (MC68010) 17 ноября 2012 г.
- ^ cpu-world.com - Семейство Motorola 68012 (MC68012) 17 ноября 2012 г.
- ^ cpu-world.com - Семейство микропроцессоров Motorola 68020 (MC68020) 12 декабря 2012 г.
- ^ cpu-world.com - Motorola MC68EC020FG16 17 ноября 2012 г.
- ^ cpu-world.com - Семейство микропроцессоров Motorola 68030 (MC68030) , 17 ноября 2012 г.
- ^ https://www.cpu-world.com/CPUs/68030/Motorola-MC68EC030RP25%20-%20MC68EC030RP25B%20-%20MC68EC030RP25C.html
- ^ https://www.cpu-world.com/CPUs/68030/Motorola-MC68EC030RP40%20-%20MC68EC030RP40B%20-%20MC68EC030RP40C.html
- ^ cpu-world.com - Семейство микропроцессоров Motorola 68040 (MC68040) , 17 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Руководство пользователя M68040» (PDF) . freescale.com . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2016 года . Проверено 8 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с cpu-world.com - Семейство процессоров Motorola 68060 , 22 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Руководство пользователя M68060» (PDF) . freescale.com . Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2016 года . Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г. Проверено 7 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ http://www.amigawiki.org/doku.php?id=de:parts:68060_mask
- ^ Archive.org - Обзор платы ускорителя на базе 68LC060 в формате Amiga [ мертвая ссылка ]
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г. Проверено 7 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ http://www.amigawiki.org/doku.php?id=de:parts:68060_mask
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г. Проверено 7 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ http://www.amigawiki.org/doku.php?id=de:parts:68060_mask
- ^ «Внедрение IBM System 370 через со-микропроцессоры/сопроцессор... - IPCOM000059679D - IP.com» . Priorartdatabase.com . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Мюллер, Скотт (1992). Модернизация и ремонт компьютеров, второе издание . Книги Que. стр. 73–75, 94. ISBN. 0-88022-856-3 .
- ^ «Olivetti» выпустит 68020-совместимый Mini от Edge в ноябре» « . Технический монитор . 27 августа 1987 года . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ «Edge supermini обеспечивает производительность RISC с набором инструкций CISC» . Компьютер . Сентябрь 1987 г. с. 107 . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ «Olivetti выпустит модели периферийных компьютеров под названием Linea Duo» . Технический монитор . 15 ноября 1987 года . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ «Течения» . Обзор UNIX . Декабрь 1988 г., стр. 8, 10, 12–13 . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Edge Computer Corp, Read Edgecore Technology Inc» . Технический монитор . 26 сентября 1988 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ «Edgcore выигрывает четырехлетний контракт с Philips на 20 миллионов долларов на процессоры E2000» . Электронные новости . 13 марта 1989 г. с. 14 . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ «Темы данных» . Электронные новости . 27 марта 1989 г. с. 12 . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Арикс может купить Edgcore» . Электронные новости . 17 июля 1989 г. с. 20 . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Уоллер, Ларри (апрель 1989 г.). «Маркетинг высоких технологий: баланс между стилем и содержанием» . Электроника . стр. 100–102 . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ «Думаешь лечь в постель с RISC?» . Электроника (реклама Edge Computer). 28 апреля 1988 г., стр. 70–71 . Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ «Hitachi раскрывает цену и характеристики новейшего DASD» . Электронные новости . 1 октября 1990 г. с. 18 . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Хафхилл, Том Р. (ноябрь 1992 г.). «Новый RISC-чип для эмуляции 486 и 68040» . Байт . п. 36 . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Райан, Боб (сентябрь 1994 г.). «IMS берет на себя эмуляцию 80x86» . Байт . п. 38 . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Лаззаро, Джозеф Дж. (январь 1995 г.). «Услуги онлайн-доступа не подходят для слепых» . Байт . п. 36 . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ «IMS снова набирает обороты с Meta6000» . Байт . Ноябрь 1996 г. с. 90 . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Браун, Питер (10 августа 1998 г.). «Юридические фирмы Chip заняты» . Электронные новости . п. 24 . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Перельман, Майкл (апрель 2002 г.). Украдите эту идею: права интеллектуальной собственности и корпоративная конфискация творчества (1-е изд.). Пэлгрейв. стр. 62–63. ISBN 0-312-29408-5 . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Бён, Гуннар фон. «APOLLO 68080 — Высокопроизводительный процессор» . www.apollo-core.com . Проверено 29 сентября 2017 г.
Библиография [ править ]
- Хау, Деннис, изд. (1983). Бесплатный онлайн-словарь по информатике . Имперский колледж, Лондон. http://foldoc.org . Проверено 4 сентября 2007 г.