Николай Поликарпов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2011 г. ) |
Николаи Николаевич Поликарпов | |
---|---|
Николай Николаевич Поликарпов | |
Рожденный | 9 июня [ OS 28 мая] 1892 г. |
Умер | 30 июля 1944 г. | (52 года)
Национальность | Российская Империя Советский Союз |
Занятие | Инженер |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Работодатель(и) | Поликарпова ОКБ |
Значительный дизайн | Po-2 , I-15 , I-16 |
Николай Николаевич Поликарпов ( русский : Никола́й Никола́евич Полика́рпов ; 9 июня [ OS 28 мая] 1892 - 30 июля 1944) был советским авиационным инженером и авиаконструктором, известным как «Король истребителей». Он спроектировал И-15 серию истребителей и И-16 «Ишак» ( русский : ишак , букв. «осел», фонетически близкий к русскому : И-16 или русскому : И-шестнадцать , латинизированный : И-шестнадцать , букв. Обозначение «И-шестнадцать») истребитель «Ослик».
Биография
[ редактировать ]Поликарпов родился в селе Георгиевское под Ливнами Орловской губернии . Он был сыном сельского священника Русской Православной Церкви . Первоначально он также готовился к священству и учился в Орловской семинарии, а затем в 1911 году перешел в Санкт-Петербургский политехнический университет , где его увлекла молодая авиационная работа, проводимая на кафедре кораблестроения. Поликарпов окончил учебу в 1916 году и поступил на работу к Игорю Сикорскому , начальнику производства Русского Балтийского вагонного завода . Работая на Сикорского, Поликарпов участвовал в разработке массивного «Илья Муромец» четырехмоторного бомбардировщика для Императорских ВВС России .
Советская карьера
[ редактировать ]Поликарпов остался в России после русской революции и в 1923 году стал главой технического отдела завода Dux Aircraft. Поликарпов был ответственным за некоторые из первых отечественных конструкций самолетов в Советском Союзе в 1920-х годах, в том числе истребитель И-1 (1923 г.). ), самолет-разведчик Р-1 (1927 г.), У-2 универсальный биплан (1927–1928 гг.), истребитель И-3 (1928 г.), Р-5 бомбардировщик-разведчик (1928 г.). Примечательно, что У-2 , русское прозвище «Кукурузник», в вольном переводе: «пылесос » (после 1944 года обозначение По-2), [ 1 ] оставался в массовом производстве до 1952 года, и было выпущено более 30 000 экземпляров. [ 2 ]
В 1928 году в соответствии с положениями пятилетнего плана по проектированию опытных самолетов Поликарпову было поручено разработать преимущественно деревянный истребитель И-6 , который должен был быть поставлен к середине 1930 года. План оказался нереалистичным и провалился. Таким образом, в октябре 1929 г. [ 3 ] Поликарпов и около 450 авиаконструкторов и инженеров были арестованы по сфабрикованному обвинению во вредительстве и контрреволюционной деятельности, после чего приговорены к смертной казни . В декабре, после двухмесячного ожидания расстрела, его перевели в Особое конструкторское бюро ОГПУ, расположенное в Бутырской тюрьме , и заменили приговор на 10 лет принудительных работ . [ 4 ] Поликарпов и другие были переведены в 39 Центральное конструкторское бюро (ЦКБ-39) для завершения проекта И-5 . [ 5 ] После успешной демонстрации новой конструкции приговор был изменен на условный, а в июле 1931 года он был амнистирован вместе с группой других осужденных. Только после десталинизации 1956 года уголовные обвинения были официально сняты посмертно.
После выпуска он сначала работал с Павлом Сухим с 1931 года, разрабатывая И-16 в 1933 году и И-15 в 1934 году. Затем он работал под руководством Ильюшина в 1937 году. В 1938 году он создал независимое конструкторское бюро. В 1939 году завершил работу над И-153 . В 1939 году ему было приказано совершить поездку в нацистскую Германию . В его отсутствие директор завода и главный инженер вместе с инженером-конструктором Михаилом Гуревичем выдвинули предложение по новому истребителю И-200 и получили одобрение на создание нового ОКБ под руководством Артёма Микояна , чей брат Анастас Микоян был высокопоставленным политиком при Иосифе Сталине . По возвращении Поликарпов обнаружил, что его Бюро больше не существует, а его инженеры находятся в новом бюро МиГов . Через девять лет после его смерти, в 1953 году, его завод был передан в ведение ОКБ Сухого .
Впоследствии в 1943 году Поликарпов был назначен профессором Московского авиационного института. Он умер 30 июля 1944 года. [ 6 ] от рака желудка . Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Поликарпов был лауреатом множества наград, в том числе Сталинской премии (1941, 1943) и Героя Социалистического Труда (1940). пик Поликарпова в горах Памира Его именем назван .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Авиация и космонавтика (in Russian). Воениздать. 1973.
- ^ Смитсоновские исследования в области воздуха и космоса . Издательство Смитсоновского института. 1981. с. 83.
- ^ Пэрриш, Майкл (1996). Малый террор: Советская государственная безопасность, 1939-1953 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 43. ИСБН 9780275951139 .
- ^ Графф, Кори (2014). Летающие боевые птицы: иллюстрированный профиль редкого самолета времен Второй мировой войны из коллекции летающего наследия . Вояджер Пресс. п. 51. ИСБН 9780760346495 .
- ^ Дэвис, Роберт Уильям (1989). Советская экономика в смятении, 1929-1930 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 452. ИСБН 9780674826557 .
- ^ Associated Press, «Умер авиационный эксперт», The San Bernardino Daily Sun , Сан-Бернардино, Калифорния, вторник, 1 августа 1944 г., том 50, стр. 2.
Библиография
[ редактировать ]- Гринвуд, Джон; Хардести, Фон; Хайэм, Робин (2014). Российская авиация и авиация в ХХ веке . Рутледж. ISBN 9781135251864 .
- Ivanov, Vladimir (1995). Авиаконструктор Н.Н. Поликарпов . Saint-Petersburg: Politekhnika. ISBN 5732500855 . OCLC 34361460 .
- Иванов, Владимир (2004). Самолет Н.Н. Поликарпова . Москва: РУСАВИА. ISBN 5900078256 . OCLC 70659422 .
- Maslov, Mikhail (2009). "Король истребителей". Боевые самолеты Поликарпова . Moscow: Yauza. ISBN 9785699309986 . OCLC 698862229 .
- Биография Поликарпова на сайте Минобороны России
- 1892 рождения
- 1944 смертей
- Жители Ливенского района.
- Жители Орловской губернии.
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- советские авиакосмические инженеры
- Советские изобретатели
- Советские реабилитации
- Заключенные Шарашки
- Герои Социалистического Труда
- Выпускники Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
- Лауреаты Сталинской премии
- Смертность от рака в Советском Союзе
- Смертность от рака желудка в России
- Преподавательский состав Московского авиационного института
- Российские учёные