Зона 51
Домашний аэропорт | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рядом с Рэйчел, округ Линкольн, Невада , США. | |||||||||||||||||
![]() Спутниковый снимок , сделанный в 2022 году аппаратом Sentinel-2 ЕКА , показывает базу с озером Грум на северо-северо-востоке. | |||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||
Координаты | 37 ° 14'0 ″ с.ш. 115 ° 48'30 ″ з.д. / 37,23333 ° с.ш. 115,80833 ° з.д. | ||||||||||||||||
Тип | Центр разработки и тестирования | ||||||||||||||||
Информация о сайте | |||||||||||||||||
Владелец | Министерство обороны | ||||||||||||||||
Оператор | ВВС США | ||||||||||||||||
Контролируется | Командование материальной частью ВВС | ||||||||||||||||
Состояние | Оперативный | ||||||||||||||||
История сайта | |||||||||||||||||
Построен | 1955 | (как Paradise Ranch)||||||||||||||||
В использовании | 1955 – настоящее время | ||||||||||||||||
События | Зона шторма 51 (2019) | ||||||||||||||||
Информация о гарнизоне | |||||||||||||||||
Гарнизон | Испытательный центр ВВС (отряд 3) | ||||||||||||||||
Информация об аэродроме | |||||||||||||||||
Идентификаторы | ИКАО : KXTA, КРЫШКА ФАУ : XTA | ||||||||||||||||
Высота | 4494 футов (1370 м) над уровнем моря | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Источники: Джеппесен [2] |
Зона 51 — это общее название строго засекреченного объекта ВВС США (USAF), расположенного на испытательном и тренировочном полигоне в Неваде . Удаленное подразделение, находящееся в ведении базы ВВС Эдвардс , объект официально называется Homey Airport ( ICAO : KXTA , FAA LID : XTA ). [2] или Грум-Лейк (после солончака рядом с аэродромом). Подробности его деятельности не разглашаются, но в ВВС США заявляют, что это открытый тренировочный полигон. [3] и обычно считается, что он поддерживает разработку и испытания экспериментальных самолетов и систем вооружения. [4] [3] ВВС США и ЦРУ приобрели эту площадку в 1955 году, главным образом для летных испытаний самолета Lockheed U-2 . [5]
Высокая секретность, окружающая базу, сделала ее частым предметом теорий заговора и центральным компонентом фольклора неопознанных летающих объектов (НЛО). [6] [7] Она никогда не объявлялась секретной базой, но все исследования и события в Зоне 51 относятся к категории « Совершенно секретная/конфиденциальная разделенная информация» (TS/SCI). [8] ЦРУ публично признало существование базы 25 июня 2013 года после запроса Закона о свободе информации (FOIA), поданного в 2005 году, и рассекретило документы, подробно описывающие ее историю и цели. [9]
Зона 51 расположена в южной части штата Невада , в 83 милях (134 км) к северо-северо-западу от Лас-Вегаса . Окрестности являются популярным туристическим направлением, включая небольшой городок Рэйчел на « Внеземном шоссе ».
География
Зона 51

Первоначальная прямоугольная база размером 6 на 10 миль (10 на 16 км) теперь является частью так называемой «коробки жениха», прямоугольной зоны размером 23 на 25 миль (37 на 40 км) ограниченного воздушного пространства. Район соединен с внутренней дорожной сетью испытательного полигона Невады (NTS), причем асфальтированные дороги ведут на юг к Меркурию и на запад к Юкка-Флэт . Широкая и ухоженная дорога Грум-Лейк-роуд, ведущая на северо-восток от озера, проходит через перевал в Беспорядочных холмах. Раньше дорога вела к шахтам в бассейне Грума, но после их закрытия была улучшена. Его извилистая трасса проходит мимо контрольно-пропускного пункта безопасности, но запретная зона вокруг базы простирается дальше на восток. Покинув запретную зону, Грум-Лейк-роуд спускается на восток к долине Тикабу , минуя грунтовые дороги, ведущие к нескольким небольшим ранчо, прежде чем слиться с государственной трассой 375, «Внеземным шоссе» , к югу от Рэйчел . [10]
Зона 51 граничит с районом Юкка-Флэт на испытательном полигоне в Неваде, где было проведено 739 из 928 ядерных испытаний, проведенных Министерством энергетики США в NTS. [11] [12] [13] Хранилище ядерных отходов Юкка-Маунтин находится к юго-западу от озера Грум. [14]
Грум Лейк
Грум-Лейк — это соляная равнина. [15] в Неваде используется в качестве взлетно-посадочных полос аэропорта испытательного полигона Неллис (XTA/KXTA) на севере военной базы ВВС США в Зоне 51 . Озеро на высоте 4409 футов (1344 м) находится примерно 3 + 3 ⁄ мили ( 6 км) с севера на юг и 3 мили (5 км) с востока на запад в самом широком месте. [16] Озеро расположено в одноименной части долины озера Грум в бассейне Тонопа , в 40 км к югу от Рэйчел, штат Невада. [17]
История

Происхождение названия «Зона 51» неясно. Считается, что он взят из нумерационной сетки Комиссии по атомной энергии (AEC), хотя Зона 51 не является частью этой системы; он примыкает к Зоне 15. Другое объяснение состоит в том, что использовался номер 51, поскольку маловероятно, что AEC будет использовать этот номер. [18] По данным Центрального разведывательного управления (ЦРУ), правильные названия объекта — «Аэропорт Хоуми» (XTA/KXTA) и «Грум-Лейк». [19] [20] хотя название «Зона 51» использовалось в документе ЦРУ времен войны во Вьетнаме . [21] Объект также называли «Страна грез» и «Райское ранчо». [22] среди других прозвищ, причем первое также является управления подходом позывным для окрестностей. [23] [24] Служба по связям с общественностью ВВС США назвала этот объект «операционной площадкой возле озера Грум Драй». Воздушное пространство специального назначения вокруг поля называется Запретной зоной 4808 Север (R-4808N). [25]
Свинец и серебро были обнаружены в южной части хребта Грума в 1864 году. [26] и английская компания Groome Lead Mines Limited профинансировала шахты Conception Mines в 1870-х годах, дав району название (ближайшие шахты включали Мария, Уиллоу и Уайт-Лейк). [27] Дж. Б. Осборн и партнеры приобрели контрольный пакет акций Groom в 1876 году, а сын Осборна приобрел его в 1890-х годах. [27] Добыча продолжалась до 1918 года, затем возобновилась после Второй мировой войны до начала 1950-х годов. [27]
Аэродром на территории Грум-Лейк начал службу в 1942 году как вспомогательное поле ВВС Индиан-Спрингс. [28] и состоял из двух грунтовых взлетно-посадочных полос длиной 5000 футов (1524 м). [29]
программа У-2

Центральное разведывательное управление (ЦРУ) создало испытательный полигон Грум-Лейк в апреле 1955 года для проекта AQUATONE: разработки стратегического разведывательного самолета Lockheed U-2 . Директор проекта Ричард М. Бисселл-младший понимал, что программы летных испытаний и подготовки пилотов не могут проводиться на базе ВВС Эдвардс или на объекте Lockheed в Палмдейле, учитывая чрезвычайную секретность, окружающую проект. Он проводил поиск подходящего полигона для испытаний У-2 в условиях такой же строгой безопасности, как и весь остальной проект. [30] : 25 Он уведомил компанию Lockheed, которая направила инспекционную группу в Грум-Лейк. По словам конструктора Lockheed U-2 Келли Джонсон : [30] : 26
Мы пролетели над ним, и через тридцать секунд вы поняли, что это то место, [...] оно было прямо у высохшего озера. Человек живой, мы смотрели на это озеро, и мы все смотрели друг на друга. Это был еще один «Эдвардс», поэтому мы развернулись, приземлились на том озере и подрулили к одному его концу. Это была идеальная естественная посадочная площадка [...] гладкая, как бильярдный стол, и с ней ничего не делали.
Дно озера представляло собой идеальную площадку для испытаний самолетов, а горные хребты Долины Эмигрантов и периметр НТС защищали это место от посетителей; это было примерно в 100 милях (160 км) к северу от Лас-Вегаса. [31] ЦРУ обратилось к AEC с просьбой приобрести землю, обозначенную на карте как «Зона 51», и добавить ее к испытательному полигону в Неваде. [9] : 56–57
Джонсон назвал этот район «Райским ранчо», чтобы побудить рабочих переехать в «новый объект посреди пустыни», как его позже описало ЦРУ, и название стало сокращено до «Ранчо». [9] : 57 4 мая 1955 года исследовательская группа прибыла на озеро Грум и проложила взлетно-посадочную полосу длиной 5000 футов (1500 м) с севера на юг в юго-западном углу дна озера и определила место для базового вспомогательного объекта. Первоначально ранчо состояло из нескольких убежищ, мастерских и домов-трейлеров, в которых размещалась небольшая команда. [31] Чуть более трех месяцев спустя база состояла из единственной взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием, трех ангаров, диспетчерской вышки и элементарных помещений для испытательного персонала. Немногочисленные удобства базы включали кинотеатр и волейбольную площадку. Также здесь была столовая, несколько колодцев и резервуары для хранения топлива. Персонал ЦРУ, ВВС и компании Lockheed начал прибывать к июлю 1955 года. Ранчо получило свою первую поставку U-2 24 июля 1955 года из Бербанка на грузовом самолете C-124 Globemaster II в сопровождении технических специалистов Lockheed на Douglas DC-3 . [31] , были налажены регулярные рейсы Военно-воздушной транспортной службы Между Зоной 51 и офисами Lockheed в Бербанке, штат Калифорния . Чтобы сохранить секретность, сотрудники вылетели в Неваду утром в понедельник и вернулись в Калифорнию вечером в пятницу. [9] : 72
программа ОКСКАРТ

Проект OXCART был создан в августе 1959 года для «антирадиолокационных исследований, аэродинамических структурных испытаний и инженерных расчетов», а также для всех последующих работ над Lockheed A-12 . [32] Это включало испытания в Грум-Лейк, где не было необходимых помещений, состоящих из зданий всего на 150 человек, асфальтированной взлетно-посадочной полосы длиной 5000 футов (1500 м), а также ограниченного топлива, ангара и площадей для магазинов. [30] : 58 Грум-Лейк получил название «Зона 51». [30] : 59 [33] когда в сентябре 1960 года началось строительство испытательного полигона А-12, включая новую взлетно-посадочную полосу длиной 8500 футов (2600 м) взамен существующей взлетно-посадочной полосы. [34]
Компания Reynolds Electrical and Engineering (REECo) начала строительство «Проекта 51» 1 октября 1960 года по графику строительства в две смены. Подрядчик модернизировал базовые сооружения и построил новую взлетно-посадочную полосу длиной 10 000 футов (3 000 м) (14/32) по диагонали через юго-западный угол дна озера. Они отметили на высохшем озере архимедову спираль диаметром около двух миль, чтобы пилот А-12, приближающийся к концу обгона, мог прервать полет, вместо того чтобы нырнуть в полынь. Пилоты Зоны 51 назвали его «Крюк». Для посадки при боковом ветре на высохшем дне озера разметили две грунтовые взлетно-посадочные полосы (ВПП 27 сентября и 21 марта). [35]
К августу 1961 года строительство основных объектов было завершено; На северной стороне базы были построены три лишних ангара ВМФ, а ангар 7 был построен заново. Первоначальные ангары У-2 были преобразованы в ремонтные и механические мастерские. Объекты в основной зоне расквартирования включали мастерские и здания для хранения и управления, магазин, диспетчерскую вышку, пожарное депо и жилые помещения. Военно-морской флот также предоставил более 130 дополнительных двухуровневых жилых домов Babbitt для объектов длительного проживания. Были отремонтированы старые здания и при необходимости построены дополнительные помещения. Пруд-резервуар, окруженный деревьями, служил зоной отдыха в миле к северу от базы. Другие места отдыха включали спортзал, кинотеатр и бейсбольный стадион. [35] К началу 1962 года был построен постоянный парк авиационных топливных баков для специального топлива JP-7 , необходимого для А-12. Было построено семь резервуаров общей емкостью 1 320 000 галлонов. [30] : 58

К прибытию OXCART была усилена безопасность, а небольшая шахта в бассейне Грума была закрыта. В январе 1962 года Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ) расширило ограниченное воздушное пространство в районе озера Грум, и дно озера стало центром дополнительной зоны ограниченного доступа R-4808N площадью 600 квадратных миль. [35] Центр ЦРУ получил для обучения восемь F-101 Voodoo ВВС США , два учебно-тренировочных самолета T-33 Shooting Star для профессиональных полетов, C-130 Hercules для грузовых перевозок, U-3A для административных целей, вертолет для поисково-спасательных операций и вертолет Cessna 180 для связи, а Lockheed предоставила истребитель F-104 для использования в качестве самолета-преследователя. [35]
Первый испытательный самолет А-12 был тайно доставлен на грузовике из Бербанка 26 февраля 1962 года и прибыл в Грум-Лейк 28 февраля. [30] : 60 Свой первый полет он совершил 26 апреля 1962 года, когда на базе работало более 1000 человек. [30] : 60–62 Закрытое воздушное пространство над озером Грум находилось в пределах воздушного пространства полигона ВВС Неллис , и пилоты видели А-12 от 20 до 30 раз. [30] : 63–64 Грум также был местом первого испытательного полета дрона Lockheed D-21 22 декабря 1964 года. [30] : 123 К концу 1963 года девять А-12 находились в Зоне 51, приписанной к «1129-й эскадрилье специального назначения», управляемой ЦРУ. [36]
Табличка D-21

После гибели Гэри Пауэрса над U-2 Советским Союзом возникло несколько дискуссий об использовании A-12 OXCART в качестве беспилотного самолета-дрона. Хотя Келли Джонсон поддержал идею разведки с помощью дронов, он выступил против разработки беспилотника А-12, утверждая, что самолет слишком велик и сложен для такого преобразования. Однако в октябре 1962 года ВВС согласились профинансировать исследование высокоскоростного высотного беспилотника. Интерес ВВС, похоже, побудил ЦРУ принять меры: проект получил обозначение «Q-12». К октябрю 1963 года конструкция дрона была окончательно доработана. В то же время Q-12 претерпел смену названия. Чтобы отделить его от других проектов на базе А-12, его переименовали в «Д-21». («12» было заменено на «21»). «Tagboard» было кодовым названием проекта. [30] : 121
Первый D-21 был построен весной 1964 года компанией Lockheed. Еще через четыре месяца проверок и статических испытаний самолет был отправлен в Грум-Лейк и снова собран. Его должен был нести двухместный вариант А-12, получивший обозначение «М-21». Когда Д-21/М-21 достигнет точки запуска, первым делом нужно будет снести с Д-21 впускную и выпускную крышки. Когда D-21/M-21 будет на правильной скорости и высоте, LCO запустит ПВРД и другие системы D-21. «Когда системы D-21 активированы и работают, а самолет-носитель находится в правильной точке, M-21 начнет легкий толчок, LCO нажмет последнюю кнопку, и D-21 оторвется от пилона». [30] : 122
В течение 1964 и 1965 годов на Грум-Лейк решались различные технические проблемы. Полеты в плену выявили непредвиденные аэродинамические трудности. К концу января 1966 года, более чем через год после первого побега в плену, казалось, что все готово. Первый запуск D-21 был произведен 5 марта 1966 года и завершился успешным полетом: D-21 пролетел 120 миль с ограниченным запасом топлива. Второй полет D-21 оказался успешным в апреле 1966 года: дрон пролетел 1200 миль, достигнув скорости 3,3 Маха и высоты 90 000 футов. Авария 30 июля 1966 года с полностью заправленным топливом Д-21 во время планового проверочного полета произошла из-за того, что не запустился дрон после его отделения, что привело к его столкновению с самолетом-носителем М-21. Двое членов экипажа катапультировались и приземлились в океане в 150 милях от берега. Одного члена экипажа подобрал вертолет, а другой, пережив разлом и катапультирование самолета, утонул, когда в его скафандр попала морская вода. Келли Джонсон лично отменила всю программу, с самого начала имея серьезные сомнения в ее осуществимости. Некоторое количество D-21 уже было произведено, и вместо того, чтобы свернуть все усилия, Джонсон снова предложил ВВС запустить их с Бомбардировщик B-52H . [30] : 125
К концу лета 1967 года работы по модификации D-21 (теперь обозначенного как D-21B) и B-52H были завершены. Теперь программа испытаний может возобновиться. Испытательные миссии проводились из Грум-Лейк, а фактические запуски проводились над Тихим океаном. Первым полетевшим D-21B стал прототип «Артикула 501». Первая попытка была предпринята 28 сентября 1967 года и закончилась полным провалом. Когда В-52 летел к точке запуска, Д-21Б упал с пилона. B-52H резко накренился, когда дрон выпал на свободу. Ракета-носитель выстрелила и представляла собой «настоящее зрелище с земли». Неисправность была связана с сорванной гайкой в передней правой точке крепления пилона. Было проведено еще несколько испытаний, ни одно из которых не увенчалось успехом. Однако дело в том, что возобновление испытаний Д-21 происходило на меняющемся разведывательном фоне. А-12 наконец-то разрешили развернуть, и SR-71 вскоре его заменил . В то же время приближались к использованию новые разработки в области разведывательных спутниковых технологий. До этого момента ограниченное количество доступных спутников ограничивало покрытие Советского Союза. Новое поколение разведывательных спутников вскоре сможет покрывать цели в любой точке мира. Разрешение спутников будет сравнимо с разрешением самолетов, но без малейшего политического риска. Время для Tagboard подходило к концу. [30] : 129
Еще несколько испытательных полетов, в том числе два над Китаем, были совершены с авиабазы Бил в Калифорнии в 1969 и 1970 годах с разной степенью успеха. 15 июля 1971 года Келли Джонсон получила телеграмму об отмене программы D-21B. Остальные дроны были переданы на самолете С-5А и помещены на хранение. Инструменты, использованные для сборки D-21B, было приказано уничтожить. Как и A-12 Oxcart, дроны D-21B Tagboard оставались самолетами Black даже после выхода на пенсию. Об их существовании не подозревали до августа 1976 года, когда первая группа была помещена на хранение в авиабазы Дэвис-Монтан Военный центр хранения и утилизации . Вторая группа прибыла в 1977 году. Они получили обозначение «ГТД-21Б» (GT — наземная подготовка). [30] : 132
Дэвис-Монтан — это открытая база, в то время по складу проводились публичные экскурсии, поэтому вскоре были замечены странные дроны, и их фотографии начали появляться в журналах. Слухи о D-21B циркулировали в авиационных кругах в течение многих лет, и только в 1982 году подробности программы Tagboard были обнародованы. Однако только в 1993 году программа B-52/D-21B была обнародована. В том же году уцелевшие Д-21Б были переданы в музеи. [30] : 132–133
Оценка зарубежных технологий
Во время Холодной войны одной из задач, выполняемых Соединенными Штатами, были испытания и оценка трофейных советских истребителей. Начиная с конца 1960-х годов и в течение нескольких десятилетий Зона 51 принимала множество самолетов советской постройки.

Мунира Редфа на Дезертирство МиГ-21 Микояна-Гуревича из Ирака для израильского Моссада в рамках операции «Алмаз» привело к созданию программ HAVE DONUT , HAVE DRILL и HAVE FERRY. Первые МиГи, летавшие в Соединенных Штатах, использовались для оценки характеристик, технических и эксплуатационных возможностей самолета, сравнивая эти типы с американскими истребителями. [37]
Это не была новая миссия, поскольку испытания иностранных технологий ВВС США начались еще во время Второй мировой войны. После войны испытания приобретенной иностранной техники проводил Центр воздушно-технической разведки (АТИК, ставший очень влиятельным во время Корейской войны ), находившийся под непосредственным командованием Управления управления авиатехникой. В 1961 году ATIC стал Отделом иностранных технологий (FTD) и был переведен в Командование систем ВВС . Персонал ATIC был отправлен везде, где можно было найти иностранные самолеты.
Фокус командования систем ВВС ограничивал использование истребителя в качестве инструмента для обучения на передовой . пилотов тактических истребителей [37] Командование систем ВВС набирало своих пилотов из Летно-испытательного центра ВВС на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии, которые обычно были выпускниками различных школ летчиков-испытателей. Тактическое авиационное командование отбирало своих пилотов преимущественно из числа выпускников Военной школы . [37]
В августе 1966 года ВВС Ирака летчик-истребитель капитан Мунир Редфа дезертировал и направил свой МиГ-21 в Израиль после того, как получил приказ атаковать напалмом деревни иракских курдов. Его самолет был переведен в Грум-Лейк в конце 1967 года для изучения. Израиль предоставил МиГ-21 в аренду ВВС США с января 1968 года по апрель 1968 года. [38] В 1968 году ВВС и ВМС США совместно сформировали проект, известный как HAVE DONUT, в рамках которого командование систем ВВС, тактическое авиационное командование и четвертая авиационная испытательная и оценочная эскадрилья ВМС США (VX-4) управляли этим приобретенным самолетом советского производства в 1968 году. имитация воздушного боя. [37] Поскольку владение США советским МиГ-21 само по себе было секретным, он был испытан в Грум-Лейк. Для проведения серии испытаний в воздушном бою была собрана совместная группа ВВС и ВМФ. [30] : 219

Сравнение F-4 и МиГ-21 показало, что на первый взгляд они были равны. Испытания HAVE DONUT показали, что решающую роль сыграло мастерство человека в кабине. Когда пилоты ВМФ или ВВС летали на МиГ-21, результаты были ничейными; F-4 выиграет одни бои, МиГ-21 выиграет другие. Явных преимуществ не было. Проблема была не в самолетах, а в пилотах, которые ими управляли. Пилоты не могли летать ни на одном самолете до предела своих возможностей. Одним из пилотов ВМФ был Марланд В. «Док» Таунсенд, в то время командир VF-121 , учебной эскадрильи F-4 в ВМС Мирамар . Он был инженером и ветераном Корейской войны и летал почти на всех самолетах ВМФ. Когда он летал против МиГ-21, то каждый раз его перехитривал. Пилоты ВВС не стали бы летать вертикально на МиГ-21. Руководителем проекта HAVE DONUT был Том Кэссиди, пилот VX-4 , эскадрильи ВМФ в Пойнт-Мугу . Он наблюдал, как Таунсенд «натирал воском» пилотов МиГ-21 ВВС. Кэссиди сел в МиГ-21 и выступил против F-4 Таунсенда. На этот раз результат был совсем другим. Кэссиди был готов сражаться вертикально, доведя самолет до точки, где его трясло, прямо над стойлом. Кэссиди смог попасть F-4 на хвост. После полета они поняли, что МиГ-21 поворачивает лучше, чем F-4, на меньших скоростях. Ключевым моментом было сохранение скорости F-4. F-4 победил МиГ-21; Слабое место советского самолета было обнаружено. Дальнейшие испытательные полеты подтвердили полученные знания. Было также ясно, что МиГ-21 — грозный противник. Пилотам Соединенных Штатов придется летать намного лучше, чем раньше, чтобы победить его. Для этого потребуется специальная школа для обучения передовым методам воздушного боя. [30] : 220–221
12 августа 1968 года два лейтенанта сирийских ВВС, Валид Адхам и Радфан Рифаи, вылетели на паре МиГ-17 F на тренировочный полет. Они заблудились и, полагая, что находятся над Ливаном, приземлились на посадочной площадке Бецет на севере Израиля. (По одной из версий, их сбил с пути израильтянин, говорящий по-арабски). [30] До конца 1968 года эти МиГ-17 были переданы со складов Израиля и добавлены в испытательный парк Зоны 51. Самолетам были присвоены обозначения ВВС США и поддельные серийные номера, чтобы их можно было идентифицировать в стандартных журналах полетов Министерства обороны США. Как и в предыдущей программе, небольшая группа пилотов ВВС и ВМФ провела учебные воздушные бои с МиГ-17. инструкторы из школы лучших стрелков ВМФ в авиабазе Мирамар В ознакомительных целях для полетов против МиГов были выбраны , штат Калифорния. Очень скоро стали очевидны недостатки МиГ-17. У него была чрезвычайно простая и даже грубая система управления, в которой не было мощных органов управления американских самолетов. Двойные двигатели F-4 были настолько мощными, что могли разогнаться за пределы досягаемости орудий МиГ-17 за тридцать секунд. F-4 было важно держаться на расстоянии от МиГ-17. Пока F-4 находился в полутора милях от МиГ-17, он был вне досягаемости орудий советских истребителей, но МиГ находился в пределах досягаемости ракет F-4. [30] : 222–225
Данные тестов HAVE DONUT и HAVE DRILL были предоставлены недавно созданной школе Top Gun в NAS Miramar . К 1970 году программа HAVE DRILL была расширена; нескольким избранным экипажам F-4 флота была предоставлена возможность сразиться с МиГами. Самый важный результат проекта HAVE DRILL заключается в том, что ни один пилот ВМФ, участвовавший в проекте, не победил МиГ-17 Фреско в первом бою. Воздушные бои HAVE DRILL проводились только по приглашению. Остальные пилоты, базировавшиеся на базе ВВС Неллис, не должны были знать о МиГах, эксплуатируемых США. Чтобы предотвратить любые наблюдения, воздушное пространство над полигоном Грум-Лейк было закрыто. На аэронавигационных картах район учений отмечен красными чернилами. Запретная зона стала называться «Красной площадью». [30] : 226
В течение оставшейся части войны во Вьетнаме соотношение потерь ВМФ выросло до 8,33 к 1. Напротив, соотношение ВВС улучшилось лишь незначительно до 2,83 к 1. Причиной этой разницы был Top Gun. Военно-морской флот активизировал свою боевую подготовку в воздухе, в то время как ВВС оставались в застое. Большинство сбитых МиГов ВМФ было совершено выпускниками Top Gun. [30] : 231
В мае 1973 года был сформирован проект HAVE IDEA, пришедший на смену более старым проектам HAVE DOUGHNUT, HAVE FERRY и HAVE DRILL, и проект был передан на испытательный полигон в аэропорту Тонопа . В Тонопе испытания самолетов иностранных технологий продолжались и расширялись на протяжении 1970-х и 1980-х годов. [37]
В Зоне 51 также проводилась еще одна программа оценки иностранной техники под названием HAVE GLIB. Это включало испытания советских радиолокационных систем слежения и управления ракетами. Вокруг «Слейтер-Лейк», в миле к северо-западу от главной базы, начал разрастаться комплекс реальных и копий систем угрозы советского типа, а также приобретенный советский поисковый радар «Барлок», размещенный на базе ВВС Тонопа . Они были устроены так, чтобы имитировать комплекс ПВО советского образца. [37]
ВВС начали финансировать усовершенствование Зоны 51 в 1977 году в рамках проекта SCORE EVENT. В 1979 году ЦРУ передало юрисдикцию над Зоной 51 Летно-испытательному центру ВВС на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Сэм Митчелл, последний командир ЦРУ в Зоне 51, передал командование подполковнику ВВС США Ларри Д. Макклейну. [37]
В 2017 году на этом месте разбился самолет ВВС США, в результате чего погиб пилот, подполковник Эрик «Док» Шульц. ВВС США отказались предоставить дополнительную информацию о катастрофе. В 2022 году появились неподтвержденные сообщения о том, что в катастрофе пострадал Су-27 , входивший в секретную программу по эксплуатации иностранных материалов. В сообщениях утверждалось, что у самолета возникла техническая проблема, в результате которой оба члена экипажа катапультировались из самолета, что привело к гибели Шульца. [39]
Есть программа Blue/F-117
Прототип истребителя-невидимки Lockheed Have Blue (меньшая экспериментальная модель F-117 Nighthawk ) впервые поднялся в воздух в Груме в декабре 1977 года. [40]

В 1978 году ВВС заключили контракт на полномасштабную разработку F-117 с компанией Lockheed Corporation's Advanced Development Projects. 17 января 1981 года испытательная группа Lockheed в Зоне 51 приняла поставку первого прототипа полномасштабной разработки (FSD) 79–780 , получившего обозначение YF-117A. 18 июня 1981 года в 6:05 утра летчик-испытатель Lockheed Skunk Works Хэл Фарли поднял нос YF-117A 79–780 над взлетно-посадочной полосой Зоны 51. [41]
Тем временем Тактическое авиационное командование (TAC) решило создать организацию на уровне группы, чтобы вывести F-117A на начальную боевую готовность. Эта организация стала 4450-й тактической группой (первоначально обозначенной как «Подразделение А»), которая официально активизировалась 15 октября 1979 года на авиабазе Неллис , штат Невада, хотя физически группа располагалась в Зоне 51. 4450-я TG также эксплуатировала A-7D Corsair II. в качестве заместителя тренера F-117A, и эти операции продолжались до 15 октября 1982 года под видом миссии по испытанию авионики. [41]
Летными эскадрильями 4450-го TG были 4450-я тактическая эскадрилья (первоначально обозначенная «I Unit»), активированная 11 июня 1981 года, и 4451-я тактическая эскадрилья (первоначально обозначенная «P Unit») 15 января 1983 года. 4450-я TS, дислоцированная в Зоне 51. , была первой эскадрильей F-117A, а 4451-я TS дислоцировалась на авиабазе Неллис и была оснащена самолетами A-7D Corsair II, окрашенными в темный цвет, с хвостовым кодом «LV». Летчики-испытатели компании Lockheed испытали YF-117 на первых этапах испытаний. A-7D использовались для обучения пилотов до того, как Lockheed доставил F-117A в Зону 51, позже A-7D использовались для испытаний погони F-117A и других испытаний оружия на полигоне Неллис. 15 октября 1982 года майор Элтон К. Уитли-младший стал первым пилотом 4450-го TG ВВС США, управлявшим F-117A. [41]
Хотя Зона 51 была идеальной для испытаний, она не была подходящим местом для оперативной группы, поэтому пришлось создать новую секретную базу для операций F-117. [42] Аэропорт Тонопа был выбран для работы первого подразделения ВВС США F-117, 4450-й тактической группы (TG). [43] С октября 1979 года база аэропорта Тонопа была реконструирована и расширена. Взлетно-посадочная полоса длиной 6000 футов была удлинена до 10 000 футов. Были добавлены рулежные дорожки, бетонный перрон, большой ангар для технического обслуживания и резервуар для хранения пропана. [44]
К началу 1982 года на базе действовало еще четыре YF-117А. [30] : 162 Обнаружив в своих офисах большого скорпиона, группа тестирования (обозначенная как «Подразделение R») приняла его в качестве своего талисмана и окрестила себя «Скорпионами Баха». [45] Испытания серии сверхсекретных прототипов продолжались в Зоне 51 до середины 1981 года, когда испытания перешли к первоначальному производству истребителей-невидимок F-117. F-117 перемещались в Зону 51 и обратно с помощью C-5 в темное время суток для обеспечения безопасности. Самолеты были выгружены, разобраны, помещены в люльку, а затем ночью загружены на борт C-5, доставлены в Локхид и выгружены ночью перед повторной сборкой и летными испытаниями. Грум провел радиолокационное профилирование, испытания вооружения F-117 и обучение первой группы пилотов F-117 ВВС США. [30] : 161
Пока «Баха Скорпионс» работали над F-117, в секрете работала еще одна группа, известная как «Китобои», работавшая над Tacit Blue. Демонстрационный самолет с электродистанционной технологией с изогнутыми поверхностями и композитным материалом для уклонения от радаров был прототипом и так и не пошел в производство. Тем не менее, этот странный на вид самолет стал причиной многих достижений в области малозаметных технологий , которые использовались в нескольких других конструкциях самолетов, и оказали прямое влияние на B-2; Первый полет Tacit Blue был выполнен 5 февраля 1982 года летчиком Northrop Grumman -испытателем Ричардом Г. Томасом . [30] : 249–250
Серийные планеры FSD от Lockheed были отправлены в Зону 51 для приемочных испытаний. По мере того как Baja Skorpions испытывали самолет с помощью полетов для проверки работоспособности и проверки LO, действующие самолеты затем были переданы в 4450-й TG. [45]

17 мая 1982 года был начат переезд 4450-го TG из Грум-Лейк в Тонопа, причем последние компоненты переезда были завершены в начале 1983 года. Серийные планеры FSD от Lockheed были отправлены в Зону 51 для приемочных испытаний. Когда Baja Skorpions испытали самолет с помощью полетов для проверки работоспособности и проверки LO, действующие самолеты затем были переданы в 4450-й TG в Тонопе. [45]
Подразделение R было дезактивировано 30 мая 1989 года. После дезактивации подразделение было преобразовано в 1-й отряд 57-го истребительного авиаполка (FWW). В 1990 году последний F-117A ( 843 ) был поставлен компанией Lockheed. После завершения приемочных полетов в Зоне 51 этого последнего нового самолета F-117A летно-испытательная эскадрилья продолжила летные испытания отремонтированных самолетов после модификаций Lockheed. В феврале/марте 1992 года испытательная установка переехала из Зоны 51 на завод 42 ВВС США в Палмдейле и была объединена с Командования систем ВВС 6510-й испытательной эскадрильей . Некоторые испытания, особенно проверка RCS и другая секретная деятельность, все еще проводились в Зоне 51 на протяжении всего срока службы F-117. Недавно дезактивированная (2008 г.) 410-я летно-испытательная эскадрилья берет свое начало, если не формальное происхождение, от 4450-й TG R-подразделения. [45]
Более поздние операции

С тех пор, как F-117 поступил на вооружение в 1983 году, операции в Грум-Лейк продолжались. База и связанная с ней взлетно-посадочная система были расширены, включая расширение жилых и вспомогательных помещений. [20] [46] В 1995 году федеральное правительство расширило запретную зону вокруг базы, включив в нее близлежащие горы, с которых до сих пор открывался единственный приличный вид на базу, запретив доступ к 3972 акрам (16,07 км2). 2 ) земли, ранее находившейся в ведении Бюро землеустройства . [20]
Юридический статус
Позиция правительства США по Зоне 51


Правительство Соединенных Штатов предоставило минимальную информацию о Зоне 51. Территория вокруг озера постоянно закрыта как для гражданского, так и для обычного военного воздушного движения. Допуски к секретной информации проверяются регулярно; камеры и оружие не допускаются. [7] Даже военные пилоты, обучающиеся в NAFR, рискуют подвергнуться дисциплинарным взысканиям, если забредут в запретную «коробку», окружающую воздушное пространство Грума. [7] Наблюдение дополняется заглубленными датчиками движения. [47] Зона 51 является обычным пунктом назначения для Джанет , небольшого парка пассажирских самолетов, эксплуатируемых от имени ВВС для перевозки военного персонала, в основном из международного аэропорта Гарри Рид . [48]
Топографическая карта этого района, составленная Геологической службой США (USGS), показывает только давно заброшенную шахту Грум . [49] но аэрофотоснимки этого места Геологической службы США в 1959 и 1968 годах были общедоступны. [50] На карте гражданской авиации, опубликованной Министерством транспорта штата Невада, видна большая зона ограниченного доступа, определенная как часть ограниченного воздушного пространства Неллиса. [51] Национальный атлас показывает, что этот район находится на территории базы ВВС Неллис. [52] Есть изображения более высокого разрешения и более новые изображения от других поставщиков спутниковых изображений, включая российских поставщиков и IKONOS . [20] На них изображена разметка взлетно-посадочной полосы, базовых объектов, самолетов и транспортных средств. [20]
В 1998 году ВВС США официально признали существование этого объекта. [50] 25 июня 2013 года ЦРУ опубликовало официальную историю проектов U-2 и OXCART, в которой призналось, что U-2 был испытан в Зоне 51 в ответ на запрос Закона о свободе информации, поданный в 2005 году Джеффри Т. Ричелсоном из США. Джорджа Вашингтона Университета Архив национальной безопасности . Он содержит многочисленные ссылки на Зону 51 и Грум-Лейк, а также карту местности. [9] В сообщениях СМИ говорилось, что обнародование истории ЦРУ было первым правительственным признанием существования Зоны 51; [53] [54] [15] скорее, это было первое официальное признание конкретной деятельности на этом месте. [50]
Экологический иск
В 1994 году пять неназванных гражданских подрядчиков и вдовы подрядчиков Уолтер Каса и Роберт Фрост подали в суд на ВВС и Агентство по охране окружающей среды США. Они утверждали, что присутствовали при сжигании большого количества неизвестных химикатов в открытых ямах и траншеях в Груме. Биохимики из Университета Рутгерса проанализировали биопсии заявителей и обнаружили высокие уровни диоксина , дибензофурана и трихлорэтилена в их жировых отложениях. Заявители утверждали, что во время работы в Груме они получили травмы кожи, печени и дыхательных путей и что это способствовало гибели Фроста и Касы. В иске требовалась компенсация за травмы, утверждая, что ВВС незаконно обращались с токсичными материалами и что Агентство по охране окружающей среды не выполнило свои обязанности по обеспечению соблюдения Закона о сохранении и восстановлении ресурсов , который регулирует обращение с опасными материалами. Они также запросили подробную информацию о химикатах, надеясь, что это облегчит лечение выживших. [55] Конгрессмен Ли Х. Гамильтон , бывший председатель комитета Палаты представителей по разведке, сказал программы «60 минут» репортеру Лесли Стал : «ВВС засекречивают всю информацию о Зоне 51, чтобы защитить себя от судебного иска». [56]
Правительство воспользовалось правом сохранения государственной тайны и обратилось к окружному судье США Филиппу Про с просьбой запретить раскрытие секретных документов или допрос тайных свидетелей, утверждая, что это приведет к раскрытию секретной информации и поставит под угрозу национальную безопасность. [57] Судья Про отклонил доводы правительства, поэтому президент Билл Клинтон издал президентское постановление, освобождающее то, что он назвал «местом базирования ВВС возле Грум-Лейк, штат Невада», от законов о раскрытии информации об окружающей среде. Следовательно, Про отклонил иск из-за отсутствия доказательств. Джонатан Терли , адвокат, который вел иск, подал апелляцию в Апелляционный суд девятого округа США на том основании, что правительство злоупотребляло своими полномочиями по засекречиванию материалов. Министр ВВС Шейла Уидналл представила отчет, в котором говорилось, что раскрытие материалов, находящихся в воздухе и воде возле Грума, «может раскрыть военные оперативные возможности или характер и масштаб секретных операций». Девятый округ отклонил апелляцию Терли [58] и Верховный суд США отказался его рассматривать, положив конец делу заявителей. [55]
Президент ежегодно издает постановление, сохраняющее исключение для жениха. [59] [60] [61] это единственное официальное признание, которое когда-либо давало правительство, что Грум-Лейк - это нечто большее, чем просто еще одна часть комплекса Неллис. Несекретная записка о безопасном обращении с материалами F-117 Nighthawk была размещена на веб-сайте ВВС в 2005 году. В ней обсуждались те же материалы, информацию по которым заявители запросили и которые, по утверждению правительства, были засекречены. Записка была удалена вскоре после того, как о ней стало известно журналистам. [62]
Идентификация гражданской авиации
их авиационных навигационных систем появилась база Jeppesen В декабре 2007 года пилоты авиакомпаний заметили, что в последней версии базы данных с идентификационным кодом аэропорта ИКАО KXTA и указана как «Домашний аэропорт». [63] Вероятно, непреднамеренная публикация данных об аэропорте привела к тому, что Ассоциация владельцев самолетов и пилотов (AOPA) посоветовала пилотам-студентам быть явно предупрежденными о KXTA, а не рассматривать его как путевую точку или пункт назначения для любого полета, даже если теперь он появляется публично. навигационные базы данных. [63]
Безопасность

Периметр базы отмечен оранжевыми столбами и патрулируется охранниками в белых пикапах и камуфляжной форме. Энтузиасты в народе называют охранников «камуфляжными чуваками». [64] [65] Охранники не отвечают на вопросы о своих работодателях; однако, по данным New York Daily News , есть признаки того, что они наняты через такого подрядчика, как AECOM . [65] [66] Вывески по периметру базы информируют о том, что против нарушителей разрешено применение смертоносной силы . [67]
Технологии также активно используются для поддержания границ базы; сюда входят камеры наблюдения и детекторы движения. Некоторые из этих детекторов движения размещаются на некотором расстоянии от базы на общественной территории, чтобы уведомлять охрану о приближающихся людях. [68]

Фотография Скайлэба 1974 года.
Дуэйн А. Дэй опубликовал статью «Астронавты и Зона 51: инцидент в Скайлэбе » в журнале The Space Review в январе 2006 года. Она была основана на записке, написанной в 1974 году директору ЦРУ Уильяму Колби неизвестным чиновником ЦРУ. В записке сообщалось, что астронавты на борту «Скайлэба» случайно сфотографировали определенное место: [69]
Были конкретные указания не делать этого. [отредактировано] было единственным местом, где была такая инструкция.
Название локации было скрыто, [б] но контекст заставил Дэя поверить, что речь идет о Грум-Лейк. Дэй писал, что «ЦРУ не считало ни одно другое место на Земле столь чувствительным, как Грум-Лейк». агентства Даже в Национальном центре интерпретации фотографий , который обрабатывал секретные разведывательные спутниковые фотографии, изображения этого места были удалены из пленок и хранились отдельно, поскольку не все фотоинтерпретаторы имели допуск к секретной информации. [69] [71] В меморандуме подробно описаны дебаты между федеральными агентствами относительно того, следует ли засекречивать изображения: ведомства Министерства обороны утверждают, что следует, а НАСА и Государственный департамент утверждают, что их не следует засекречивать. Сам меморандум ставит под сомнение законность ретроспективной классификации несекретных изображений. [69]
В памятке имеются рукописные замечания, [72] очевидно, директором Центральной разведки Колби:
[Госсекретарь Раск ] действительно поднял этот вопрос, — заявили представители Госдепартамента. Но он склонялся к тому, чтобы оставить решение мне (DCI) — я признался в некоторых сомнениях по поводу необходимости защиты, поскольку:
- У СССР есть это со своих спутников
- Что на самом деле это раскрывает?
- Если их разоблачат, разве мы не скажем, что там проводится секретная работа ВВС США?
В рассекреченных документах не раскрываются результаты обсуждений по поводу снимков Skylab. Дебаты оказались спорными, поскольку фотография появилась в Архиве спутниковых изображений федерального правительства вместе с остальными фотографиями Скайлэба. [73]
Инцидент со стрельбой в 2019 году
28 января 2019 года неизвестный мужчина проехал через контрольно-пропускной пункт недалеко от Меркурия, штат Невада , очевидно, пытаясь проникнуть на базу. После преследования автомобиля службой безопасности базы на протяжении 8 миль (13 километров) мужчина вышел из автомобиля с «цилиндрическим предметом» и был застрелен сотрудниками службы безопасности NNSS и заместителями шерифа после того, как отказался подчиниться требованию остановиться. О других травмах не сообщалось. [74] [75]
НЛО и другие теории заговора

Зона 51 стала центром современных теорий заговора из-за ее секретного характера и связи с секретными исследованиями самолетов. [8] Теории включают в себя:
- Хранение, исследование и реверс-инжиниринг разбившихся космических кораблей инопланетян, включая материалы, предположительно обнаруженные в Розуэлле , изучение их обитателей и производство самолетов на основе инопланетных технологий.
- Встречи или совместные начинания с инопланетянами
- Разработка экзотического энергетического оружия для Стратегической оборонной инициативы (СОИ) или других программ вооружений.
- Развитие управления погодой
- Развитие технологий путешествий во времени и телепортации.
- Разработка экзотических двигательных установок, связанных с программой «Аврора».
- Деятельность, связанная с теорией заговора единого мирового правительства
Многие из гипотез касаются подземных сооружений в Груме или на озере Папуз (также известном как «локация S-4»), в 8,5 милях (13,7 км) к югу, и включают утверждения о трансконтинентальной подземной железнодорожной системе, исчезающей взлетно-посадочной полосе, прозванной «Чеширским мостом». Взлетно-посадочная полоса» в честь Льюиса Кэрролла , Чеширского кота который ненадолго появляется, когда вода распыляется на замаскированный асфальт, и инженерные решения, основанные на инопланетных технологиях. [76]
В середине 1950-х годов гражданские самолеты летали на высоте менее 20 000 футов, а военные - до 40 000 футов. U-2 начал летать на высоте более 60 000 футов, и число сообщений о наблюдениях НЛО увеличивалось. Наблюдения чаще всего происходили ранним вечером, когда пилоты авиакомпаний, летевших на запад, видели, как серебряные крылья U-2 отражали заходящее солнце, придавая самолету «огненный» вид. ВВС Многие сообщения о наблюдениях поступали в проект «Синяя книга» , который расследовал наблюдения НЛО, через авиадиспетчеров и письма правительству. В рамках проекта были проверены записи полетов U-2, а затем и OXCART, чтобы исключить большинство сообщений об НЛО, полученных в конце 1950-х и 1960-х годах, хотя он не смог раскрыть авторам писем правду о том, что они видели. [9] : 72–73 Точно так же ветераны экспериментальных проектов, таких как OXCART в Зоне 51, соглашаются, что их работа непреднамеренно стала причиной многих наблюдений НЛО и других слухов: [77]
Форма OXCART была беспрецедентной: широкий дискообразный фюзеляж был рассчитан на перевозку огромного количества топлива. Коммерческие пилоты, летающие над Невадой в сумерках, смотрели вверх и видели днище OXCART, проносившегося со скоростью более 2000 миль в час. Титановый корпус самолета, движущийся со скоростью пули, отражал солнечные лучи так, что любой мог подумать, что это НЛО . [78]
Они полагают, что слухи помогли сохранить в тайне реальные операции Зоны 51. [7] Ветераны отрицают существование обширной подземной железнодорожной системы. [78] хотя многие операции Зоны 51 происходили под землей. [79]

Боб Лазар заявил в 1989 году, что он работал в «Четвертом секторе (S-4)» Зоны 51, который, как утверждается, расположен под землей внутри хребта Папуз возле озера Папуз. Он утверждал, что с ним был заключен контракт на работу с космическими кораблями инопланетян, находившимися в распоряжении правительства. [80] Точно так же документальный фильм « Страна грез» 1996 года, снятый Брюсом Берджессом, включал интервью с 71-летним инженером-механиком, который утверждал, что в 1950-х годах был бывшим сотрудником Зоны 51. Его утверждения включали в себя то, что он работал над «симулятором летающего диска», который был основан на диске разбившегося инопланетного корабля и использовался для обучения пилотов. Он также утверждал, что работал с инопланетянином по имени «Джей-Род», которого описывали как «телепатического переводчика». [81] В 2004 году Дэн Буриш (псевдоним Дэна Крэйна) заявил, что работал над клонированием инопланетных вирусов в Зоне 51, также вместе с инопланетянином по имени «Джей-Род». Научная деятельность Буриша является предметом многочисленных споров, поскольку в 1989 году он, очевидно, работал офицером по условно-досрочному освобождению в Лас-Вегасе, а также получил докторскую степень в Университете штата Нью-Йорк (SUNY). [82]
В июле 2019 года более 2 000 000 человек откликнулись на шуточное предложение штурмовать Зону 51 , которое появилось в анонимном посте в Facebook. [83] [84] [85] Мероприятие, запланированное на 20 сентября 2019 года, было объявлено как «Штурм Зоны 51, они не могут остановить всех нас», попытка «увидеть их инопланетянами». [86] [87] Пресс-секретарь ВВС Лора МакЭндрюс заявила, что правительство «будет отговаривать кого-либо пытаться проникнуть в район, где мы обучаем американские вооруженные силы». [3] Впоследствии были организованы два музыкальных фестиваля в сельской местности Невады, AlienStock и Storm Area 51 Basecamp, чтобы извлечь выгоду из популярности оригинального мероприятия Facebook. На фестивалях присутствовало от 1500 до 3000 человек, а более 150 человек преодолели несколько миль по неровным дорогам, чтобы добраться до ворот в Зону 51. [88] [89] Сообщается, что на мероприятии были арестованы семь человек. [88]
В популярной культуре
Из-за известности Зоны 51 в отношении инопланетян и теорий заговора, она часто использовалась в качестве декорации и темы в популярной культуре, особенно в научно-фантастических произведениях с участием инопланетян. [90]
См. также
- Зона 52
- Черная операция
- Черный проект
- Черный сайт
- Список объектов ВВС США
- Специальная программа доступа
Сноски
Цитаты
- ^ Шериф, Мохамед (30 мая 2015 г.). НЛО: пришельцы или инопланетяне . Книжное издание. п. 345. ИСБН 9789938052633 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «КХТА» (PDF) . Джеппесен . 8 января 2021 г. Архивировано из оригинала (PDF) 31 июля 2021 г. . Проверено 31 августа 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Брайс-Сэдлер, Майкл (12 июля 2019 г.). «Полмиллиона человек подписались на штурм Зоны 51. Что будет, если они действительно покажутся?» . Вашингтон Пост . Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Рич и Янош 1994 , с. 57.
- ^ «Зона 51 «рассекречена» в истории самолета-разведчика U-2» . Новости Би-би-си . 16 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 15 октября 2014 года . Проверено 25 сентября 2014 г.
- ^ Якобсен 2012 , стр. 11–15, 320–321.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лацитис, Эрик (27 марта 2010 г.). «Ветераны Зоны 51 нарушают молчание: Извините, но никаких космических пришельцев или НЛО» . Газета Сиэтл Таймс. Архивировано из оригинала 20 июня 2012 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Якобсен 2012 , стр. 65–66, 77–80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Педлоу, Грегори В.; Вельценбах, Дональд Э. (1992). Центральное разведывательное управление и воздушная разведка: программы U-2 и OXCART, 1954–1974 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Исторический отдел Центрального разведывательного управления. Архивировано из оригинала 18 августа 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Регенольд, Стивен (13 апреля 2007 г.). «Одинокое шоссе в другой мир?» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 июня 2007 года . Проверено 8 июля 2007 .
- ^ «Министерство энергетики США. Оперативное управление в Неваде. Ядерные испытания США: с июля 1945 г. по сентябрь 1992 г. (декабрь 2000 г.)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 июня 2010 года . Проверено 10 июня 2010 г.
- ^ «Навигационная карта» . ndep.nv.gov. Архивировано из оригинала 16 февраля 2008 года . Проверено 4 октября 2008 г.
- ^ «Путеводитель» (ГИФ) . fas.org . Архивировано из оригинала 6 ноября 2015 года . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ Фарнхэм, Алан (15 августа 2013 г.). «Зона 51, 25 среди ядерных соседей Юкка-Маунтин» . Новости АБК . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лейби, Ричард (24 августа 2017 г.). «Правительство официально признает существование Зоны 51, но не НЛО» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ «Жених Озеро» . Информационная система географических названий . Геологическая служба США , Министерство внутренних дел США . Проверено 9 ноября 2010 г.
- ^ Мерлин, Питер (16 октября 2010 г.). «СТРАНА ГРЕЗ: Пятьдесят лет секретных летных испытаний в Неваде. Питер Мерлин» . Dreamlandresort.com . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Стрикленд, Джонатан. «Как работает Зона 51» . Как все работает . Архивировано из оригинала 21 августа 2013 года . Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ «Книжная полка разведчика» . ЦРУ.gov . 11 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 15 июля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Вверху: Грум-Лейк – Зона 51» . Федерация американских ученых. Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Хелмс, Ричард (15 мая 1967 г.). « Разведка OXCART Северного Вьетнама», Памятка заместителю министра обороны из канцелярии директора ЦРУ Ричарда Хелмса, 15 мая 1967 года» . FOIA.CIA.gov . Архивировано из оригинала 15 октября 2012 года . Проверено 15 июля 2019 г. (полный рассекреченный документ отражен на Wikimedia Commons)
- ^ Рич, Бен Р ; Янош, Лео (1994). Skunk Works: личные воспоминания о моих годах в Lockheed . Бостон: Литтл, Браун. п. 56 . ISBN 978-0-316-74300-6 .
- ^ 99-е крыло авиабазы (17 июня 2022 г.). Инструкция базы ВВС Неллис 11-250 (PDF) . Лас-Вегас: ВВС США . п. 105. Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2022 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Невадский испытательный и тренировочный полигон (24 июля 2020 г.). Руководство ВВС 13-212 Том 1 Дополнение ACC NTTR Приложение A (PDF) . Лас-Вегас: ВВС США . п. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ «Планирование полетов/Аэронавигационные карты» . СкайВектор. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Тингли, Джозеф. «Минеральные ресурсы Пахранагата составляют четырехугольник размером 30 на 60 футов» (PDF) . Университет Невады-Рино. Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2012 года . Проверено 15 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Сборник Горнодобывающего района Жениха 99-19» . Центр знаний.unr.edu. Архивировано из оригинала 12 марта 2013 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Мюллер, Роберт (1989). Действующие базы ВВС на территории Соединенных Штатов Америки, 17 сентября 1982 г. (PDF) . Авиабаза Максвелл, Алабама: Центр истории ВВС США. ISBN 0-912799-53-6 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «Военные аэродромы Второй мировой войны, включая вспомогательные и вспомогательные поля» . Airfieldsdatabase.com. Архивировано из оригинала 8 июня 2012 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Пиблз, Кертис (1999). Темные орлы, исправленное издание . Новато, Калифорния: Presidio Press. ISBN 0-89141-696-Х .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пиблз, Кертис (2000). Полеты теней: секретная воздушная война Америки против Советского Союза . Новато, Калифорния: Presidio Press. стр. 141–144 . ISBN 978-0-89141-700-2 .
- ^ Предполагаемый преемник U-2: проект Oxcart, 1956–1968 (отчет). Октябрь 1994 года.
- ^ «Существование Зоны 51 признано ЦРУ в рассекреченных документах» . Новости CBS . 16 августа 2013 года . Проверено 27 ноября 2020 г.
- ^ «История OSA», глава 20, стр. 39–40, 43, 51 ... «OXCART Story», стр. 7–9 (S) (цитируется по «Предполагаемому преемнику U-2»)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д МакИнинч, Томас П. (2 июля 1996 г.). «История бычьей повозки» . ЦРУ.gov . Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ «Части, базы и отряды У-2 и СР-71» . Айс.орг. 1995. Архивировано из оригинала 7 мая 2013 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Стив Дэвис: «Красные орлы. Секретные МиГи Америки», Osprey Publishing, 2008 г.
- ^ Розен, Бенджи (1 ноября 2013 г.). «Израиль предоставил в аренду советские самолеты США для испытаний в 1968 году» . «Джерузалем Пост» . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ «Летчик-испытатель Зоны 51 погиб во время героического полета Су-27: отчет» . Драйв . 7 мая 2022 г.
- ^ Рич и Янош 1994 , стр. 56–60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Информация» (PDF) . www.usafpatches.com . Архивировано (PDF) из оригинала 6 ноября 2015 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ «Испытательный полигон Зоны 51» . Ф-117А. 14 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 г. Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «4450-й ТГ» . Ф-117А. 1 апреля 2002 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «Испытательный полигон Тонопа (ТТР)» . Ф-117А. 14 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 г. Проверено 10 июня 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «JTF «Баха Скорпионы» Грум-Лейк» . Ф-117А. 14 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 г. Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Мэри Мотта (22 апреля 2000 г.). «Изображения сверхсекретной авиабазы США демонстрируют рост» . space.com. Архивировано из оригинала 26 сентября 2001 года.
- ^ Кевин Поулсен (25 мая 2004 г.). «Хакеры Зоны 51 раскапывают проблему» . Securityfocus.com. Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «Джанет Эйрлайн / EG&G / JT3» . Dreamlandresort.com . 5 ноября 2020 г. Проверено 8 января 2021 г.
- ^ «Грум Майн, Невада – N37,34583° W115,76583°» . Topoquest.com . Проверено 10 июня 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дэй, Дуэйн Аллен (23 января 2023 г.). «Не очень древние астронавты и Зона 51: Инцидент в Скайлэбе» . Космический обзор . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Аэронавигационная карта штата Невада 2013–2014 гг.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2013 года . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Nationalatlas.gov. «Карта федеральных земель Невады» (PDF) . Министерство внутренних дел США. Архивировано из оригинала (PDF) 10 сентября 2013 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «ЦРУ впервые признало наличие загадочного испытательного полигона Зоны 51» . Архив Рейтер. 17 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 17 августа 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ «Зона 51 официально признана и нанесена на карту в недавно опубликованных документах» . Си-Эн-Эн. Архивировано из оригинала 17 августа 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Высокий суд не будет пересматривать право на сохранение государственной тайны в деле «Зоны 51»» . RCFP.org. 16 ноября 1998 года . Проверено 31 декабря 2020 г.
- ^ «60 минут стенограммы участка 51» . ufomind.com . 17 марта 1996 года . Проверено 31 декабря 2020 г.
- ^ Роджерс, Кейт (4 июня 2002 г.). «Федеральные судьи рассмотрят дело, касающееся Зоны 51» . Обзорный журнал Лас-Вегаса . Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «Апелляция Окружного суда США по округу Невада, Филипп М. Про, председательствующий окружной судья. Аргументирована и подана 14 июня 2002 г.» (PDF) . 14 марта 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2012 г.
- ^ «Президентское определение 2000 года» . Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 10 июня 2010 г.
- ^ «Президентское определение 2002 года» . Georgewbush-whitehouse.archives.gov. 18 сентября 2002 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 г. Проверено 10 июня 2010 г.
- ^ «Президентское определение 2003 года» . Georgewbush-whitehouse.archives.gov. 16 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2010 г. Проверено 10 июня 2010 г.
- ^ «Предупреждения для аварийно-спасательных служб сохранены от работников Зоны 51» . Обзорный журнал Лас-Вегаса . 21 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г. Проверено 10 июня 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марш, Элтон К. (10 января 2008 г.). «Не спрашивай, не говори: Зона 51 получила идентификатор аэропорта – Ассоциация владельцев самолетов и пилотов» . Аопа.орг. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Вебстер, Донован (26 июня 1994 г.). «Зона 51» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Вот что мы знаем о «Чуваках Каммо», которые патрулируют Зону 51» . nydailynews.com . Архивировано из оригинала 6 августа 2018 года . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ «Чуваки в камуфляже из Зоны 51: разрешена смертельная сила – Зона 51» . area51.org . 9 января 2017 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2018 года . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Журналы Hearst (апрель 2000 г.). Популярная механика . Журналы Херста. стр. 142–.
- ^ «Обвинения в хакерстве в Зоне 51 сняты» . theregister.co.uk . Архивировано из оригинала 6 августа 2018 года . Проверено 6 августа 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дэй, Дуэйн А. (9 января 2006 г.). «Астронавты и Зона 51: Инцидент в Скайлэбе» . Космический обзор (онлайн). Архивировано из оригинала 16 марта 2006 года . Проверено 2 апреля 2006 г.
- ^ Якобсен 2012 , с. xvi.
- ^ «Указ Президента № 2003–39» . Georgewbush-whitehouse.archives.gov. 16 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2010 г. Проверено 10 июня 2010 г.
- ^ «Записка ЦРУ DCI Колби» (PDF) . Организатор: The Space Review. Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2006 г. Проверено 2 апреля 2006 г.
- ^ Дэй, Дуэйн А. (26 ноября 2007 г.). «Тайный Аполлон» . Космический обзор (онлайн). Архивировано из оригинала 12 июля 2009 года . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ Мартин, Шон (16 июля 2019 г.). «Предупреждение в Зоне 51: мужчина застрелен при попытке проникнуть на военную базу» . Выражать . Архивировано из оригинала 17 июля 2019 года . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Шоро, Майк (28 января 2019 г.). «Погоня на объекте национальной безопасности в Неваде закончилась убийством человека» . Обзорный журнал Лас-Вегаса . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Махуд, Том (октябрь 1996 г.). «Чеширская взлетно-посадочная полоса» . Архивировано из оригинала 16 марта 2006 года . Проверено 2 апреля 2006 г.
- ^ Якобсен 2012 , стр. 204–208.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Якобсен, Энни (5 апреля 2009 г.). «Дорога в Зону 51» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 21 января 2012 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Якобсен 2012 , стр. 364–366.
- ^ Кнапп, Джордж (10 ноября 1989 г.). «Боб Лазар описывает инопланетные технологии, размещенные на секретной базе S-4 в Неваде» (видео) . youtube.com . КЛАС-ТВ .
- ^ Страна грез , трансмедиа и производство одуванчиков для Sky Television (1996).
- ^ Шиффер, Роберт (ноябрь – декабрь 2004 г.). «Тунгуска 1, Розуэлл 0» . Скептический исследователь . 28 (6). Комитет скептических расследований. Архивировано из оригинала 13 марта 2009 года.
- ^ ван Бум, Дэниел (18 июля 2019 г.). «1,7 миллиона человек хотят совершить набег на Зону 51, чтобы «увидеть инопланетян» » . Новости CNET . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Матей, Адриенн (17 июля 2019 г.). «1,5 миллиона человек подписались на штурм Зоны 51. Что может пойти не так?» . Хранитель .
- ^ Гриффин, Эндрю (17 июля 2019 г.). «Штурмовая зона 51: действительно ли охотники за инопланетянами планируют совершить набег на секретную военную базу США?» . Независимый .
- ^ Матей, Адриенн (16 июля 2019 г.). «1,3 миллиона человек подписались на штурм Зоны 51. Что может пойти не так?» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ «Штурмуйте Зону 51, они не смогут остановить всех нас» . m.facebook.com . Проверено 25 июля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ричвин, Лиза (20 сентября 2019 г.). «Рейд на Зону 51 заманивает праздничных охотников за НЛО в пустыню Невады; пятеро арестованы» . Рейтер . Проверено 22 сентября 2019 г.
- ^ Зиальчита, Паоло (20 сентября 2019 г.). « Штурм «Зоны 51» не состоялся» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ Уорд, Алекс (19 сентября 2019 г.). «Зона 51 и инопланетяне: объяснение мифа, мема и странной реальности» . Вокс . Проверено 20 февраля 2024 г.
Источники
- Дарлингтон, Дэвид (1998). Зона 51: Хроники Страны грез . Нью-Йорк: Генри Холт. ISBN 978-0-8050-6040-9
- Якобсен, Энни (2012) [2011]. Зона 51: история сверхсекретной военной базы Америки без цензуры . Нью-Йорк: Книги Бэк-Бэй. ISBN 978-0-316-13294-7 .
- Паттон, Фил (1998). Страна грез: Путешествие по секретному миру Розуэлла и Зоны 51 . Нью-Йорк: Виллард / Рэндом Хаус ISBN 978-0-375-75385-5
- Рич, Бен Р .; Янош, Лео (1994). Skunk Works: личные воспоминания о моих годах в Lockheed . Бостон: Литтл, Браун. ISBN 978-0-316-74300-6 .
- Шталь, Лесли «Зона 51 / Уловка 22» , 60 минут , телевидение CBS , 17 марта 1996 г., сюжет американского теленовостного журнала об экологическом иске.
Внешние ссылки
СМИ, связанные с Зоной 51, на Викискладе?
- Аэронавигационная карта Лас-Вегаса в разрезе с центром на озере Грум (Федеральное управление гражданской авиации – SkyVector.com)