1321 заговор прокаженных

Заговор 1321 года прокаженных представлял собой предполагаемый заговор французских прокаженных с целью распространения своей болезни путем загрязнения источников воды, в том числе колодезной , их порошками и ядами. [ 1 ] По мнению американского историка Соломона Грейзела , прокаженные были группой людей, подвергавшейся наибольшему насилию в Средние века : их выгоняли из поселений и обращались с ними как с дикими животными из-за широко распространенного мнения, что их болезнь очень заразна. [ 2 ] Однако другие историки оспаривают такую точку зрения, указывая, что прокаженные часто жили в общинах в домах для прокаженных ( leprosaria ) и поддерживались благотворительными пожертвованиями. [ 3 ] [ 4 ]
Сообщалось, что по мере развития предполагаемого заговора в нем были также замешаны евреи и мусульмане, что давало местным властям повод нападать как на еврейские, так и на общины прокаженных. Истерия быстро распространилась на соседние королевства, особенно на Корону Арагона .
Франция
[ редактировать ]Слухи о заговоре разразились весной 1321 года и напугали жителей южной Франции . [ 2 ] Последовали пытки прокаженных, и в конечном итоге признания были вырваны. Первоначально они обвиняли только прокаженных, но позже, в июне 1321 года, заявили, что прокаженные действовали по приказу евреев, которые, в свою очередь, были подкуплены мусульманами Испании в попытке «отравить христианское население Европы». [ 2 ] [ 5 ] В признании прокаженного Йохана де Боско от 16 мая 1321 года чиновникам Регале Вилля он говорит, что Геральд, прокаженный и смотритель лепрозория Альтерке, принес мешки с порошком и приказал ему положить их в фонтаны и реки, чтобы что всякий, кто выпьет из них, умрет или станет прокаженным. [ 6 ]
В записях Жака Фурнье , епископа Памье (который позже будет избран Папой Бенедиктом XII), содержатся показания от 9 июня 1321 года Гийома Агасса, главы дома прокаженных в Памье . Агасс сообщил, что «50 или 60» представителей, лидеров и служителей домов прокаженных со всей Франции собрались в одном месте и сговорились отравить население с помощью мусульманского короля Гранады. Утверждалось, что главы домов должны были отвергнуть «веру Христа и Его закон» и взамен должны были стать хозяевами местностей, которым служили их дома. [ 7 ]
Предполагаемый заговор процветал после крестового похода пастухов в прошлом году , в ходе которого молодые сельские мужчины и женщины сформировали толпу и напали на евреев во Франции и соседней Арагонской Короне , несмотря на приказ остановить Папу Иоанна XXII и короля Филиппа V. Франции и короля Якова II Арагонского . [ 5 ] Уже в 1320 году некоторые из задержанных, а затем повешенных «крестоносцев» утверждали, что нашли бочки, наполненные гнилым хлебом, во время грабежа колонии прокаженных (вероятно, недалеко от Ле Мас-д'Ажене ), и выдвинули поразительно необычное обвинение, утверждая, что прокаженные намеревался использовать хлеб для приготовления ядов для загрязнения колодезной воды. Слухи, которые спровоцировали насилие в 1321 году, возможно, зародились именно здесь. В то время как крестовым походом пастухов руководили бунтовщики, преследование прокаженных организовывалось муниципальными властями, что делало его судебным, хотя и внезаконным (судебная власть была королевской прерогативой). [ 8 ]
Король Филипп совершал поездку по региону, когда эти истории начали распространяться. Он оказался в затруднительном положении — [ 8 ] Доминиканскому инквизитору Бернару Ги было поручено провести обширное расследование. [ 9 ] 21 июня Филипп своим указом приказал заключать всех прокаженных в тюрьму и допрашивать их под пытками. [ 1 ] [ 8 ] Признанные виновными должны были быть сожжены на костре . Поскольку их преступления были объявлены оскорблением величества , имущество прокаженных подлежало конфискации Короной. К несчастью для Филиппа, многие местные лорды уже казнили прокаженных и конфисковали их имущество. Бароны, прелаты и дворяне, заявившие, что по древнему обычаю имеют право применять проказу и принимать немедленные меры против заговорщиков, убедили его уступить и принять их действия посредством второго постановления от 18 августа. [ 10 ]
Арагон
[ редактировать ]«Знайте также, господин, что прокаженные были схвачены в Авиньоне и подвергнуты пыткам, и говорят, что они признались, что должны были отравить всю воду колодцев и фонтанов, находящихся за пределами домов, и что это должно быть Предполагается, что в Авиньоне уже было постановлено, что никто не должен пользоваться водой из внешних источников. И говорят, что евреи согласились на все это. Мы уведомляем об этом Ваше Светлость, чтобы вы могли принять меры предосторожности. чтобы от этого или подобных деяний не было никакого вреда твоему народу». |
Отрывок из письма Санчо Джеймсу [ 8 ] |
Весть о раскрытом заговоре быстро распространилась по соседним странам. Король Арагонский Джеймс почти сразу узнал о предполагаемом заговоре и связанном с ним насилии. [ 1 ] Двоюродный брат Джеймса, король Майорки Санчо , проинформировал его о ситуации во Франции письмом от 2 июня, но Джеймс размышлял почти неделю. Французские прокаженные, спасающиеся от «плеча правосудия», как выразился Джеймс в письме к своим чиновникам, уже искали убежища в его королевстве. Он осторожно приказал арестовать и выслать всех прокаженных иностранцев, при этом евреи не упоминались. К 27 июня Джеймс передумал в пользу более жесткого подхода. [ 8 ] Он приказал не только схватить больных, уничтожить их порошки и допросить под пытками, [ 1 ] но также арест и высылка не прокаженных иностранцев, «поскольку трудно, даже невозможно распознать и идентифицировать их». [ 8 ] Местные инквизиции были созданы в Манресе , Эхеа-де-лос-Кабальерос , Уэске , Монблане , Тарасоне и Барселоне . Тех, кто сознался, сжигали. [ 1 ] Лепрозории подверглись нападениям, а их имущество было конфисковано, в том числе древний лепрозорий, пристроенный к церкви Санта-Мария-де-Сервера . [ 8 ]
Подозреваемого прокаженного, скорее всего, осматривали и диагностировали болезнь напуганные миряне, а не опытные врачи. Через год после паники врач по имени Амонант решил переехать из Гаскони в Арагон, но был задержан в Уэске и обвинен в том, что он прокаженный и намеревался отравить воду. Врач обратился к сыну короля Джеймса Альфонсу и был осмотрен местными врачами, которые подтвердили, что он не заражен. Испугавшись, он решил все же покинуть Арагон. Этот инцидент, вероятно, был одним из многих, которые способствовали распространению медицинской диагностики проказы. [ 1 ]
Последствия
[ редактировать ]Сомнения в том, был ли заговор прокаженных реальным или нет, возникли вскоре после преследований прокаженных во Франции в июне, июле и августе 1321 года. Те прокаженные из Лиможа , которые были заклеймены и заперты 27 августа в ответ на королевский указ, были освобождены. только месяц спустя, несмотря на первоначальное намерение сделать заключение постоянным. Первоначальные обвинения уже подвергались сомнению. Евреев продолжали преследовать, но к ссылкам на отравление прокаженными водопровода стали относиться с большим скептицизмом, а фраза «говорят, что» все чаще появляется в официальных отчетах. В 1338 году Папа Бенедикт XII издал буллу в ответ на просьбы прокаженных Тулузы о поддержке в возвращении имущества, включая имущество и земли, конфискованные во время заговора. Папа заявил, что прокаженные уже были признаны в суде «невиновными и невиновными» в преступлениях, в которых их обвиняли, и поэтому им полагается формальная реституция. Папой был тот самый Жак Фурнье, который двадцать лет назад был одним из следователей в Агассе. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж МакВо, Майкл Р. (2002). Медицина перед чумой: практикующие врачи и их пациенты в Арагонской короне, 1285–1345 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 220. ИСБН 0521524547 .
- ^ Перейти обратно: а б с Грейзел, Соломон (1947). История евреев: от вавилонского изгнания до конца Второй мировой войны . Еврейское издательское общество Америки. стр. 389–91. ISBN 0521524547 .
- ^ Роклифф, Кэрол (2006). Проказа в средневековой Англии . Вудбридж: Бойделл.
- ^ Миллер, Т.С. (2006). «Переосмысление средневековой проказы». Обзор социальных наук . 81 : 16–28.
- ^ Перейти обратно: а б Джордан, Уильям Честер (1997). Великий голод: Северная Европа в начале четырнадцатого века . Издательство Принстонского университета. п. 171. ИСБН 1400822130 .
- ^ Ниренберг, Дэвид (1996). Сообщества насилия: преследования меньшинств в средние века . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 54. ИСБН 9781400866236 . OCLC 904799048 .
- ^ Барбер, Малькольм (1981). «Прокаженные, евреи и мусульмане: заговор с целью свержения христианского мира в 1321 году». История . 66 (216): 7. doi : 10.1111/j.1468-229x.1981.tb01356.x . PMID 11614633 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ниренберг, Дэвид (1996). Сообщества насилия: преследования меньшинств в средние века . Издательство Принстонского университета. стр. 52–65. ISBN 069105889X .
- ^ Франклин, Джеймс (2002). Наука предположений: доказательства и вероятности до Паскаля . Тейлор и Фрэнсис. п. 37. ИСБН 0801871093 .
- ^ Барбер, Малькольм (1981). «Прокаженные, евреи и мусульмане: заговор с целью свержения христианского мира в 1321 году». История . 66 (216): 3–4. дои : 10.1111/j.1468-229x.1981.tb01356.x . PMID 11614633 – через JSTOR.
- ^ Гинзбург, Карло (1991). Экстази, расшифровка шабаша ведьм . Книги Пантеона. стр. 52, 53 . ISBN 0394581636 . OCLC 162347561 .