Бернар Ги
Бернар Ги | |
---|---|
Епископ Лодевский | |
Церковь | Католическая церковь |
епархия | Лодев |
Установлено | 1324 |
Предшественник | Джон И. из столярного дела |
Преемник | Бернар VII. Дюма |
Личные данные | |
Рожденный | Бернац Ги 1261 или 1262 |
Умер | 30 декабря 1331 г. Лору |
Похороненный | Церковь Сент-Мари, Лимож |
Епископ Туи | |
Установлено | 26 августа 1323 г. |
Срок закончился | Октябрь 1324 г. |
Предшественник | Хуан Фернандес де Сотомайор |
Преемник | Родриго Ибаньес |
Бернар Ги (англ. Французский: [ɡi] ), также известный как Бернардо Ги или Бернардус Гуидонис (ок. 1261/62 – 30 декабря 1331), был из Лимузена монахом- доминиканцем , епископом Лодевским и папским инквизитором на поздних этапах средневековой инквизиции .
Биография
[ редактировать ]Большинство дошедших до нас подробностей о ранней жизни Ги взято из краткого жизнеописания, которое, как полагают, было написано его племянником Пьером Ги в рамках ограниченной и в конечном итоге безуспешной кампании за святость Ги. [1]
Ги родился примерно в 1261 или 1262 году в деревне Ройер в регионе Лимузен , на территории современной Франции. [2] Он поступил в доминиканский монастырь в Лиможе в качестве послушника в начале 1270-х годов и был принят в орден настоятелем Лиможа Стефаном Саланакским 16 сентября 1280 года. [3] Затем Ги провел следующее десятилетие, изучая грамматику , логику , философию (особенно сочинения Аристотеля ) и теологию в доминиканских студиях (домах обучения) на юге Франции, включая Studium Generale в Монпелье . [4]
После завершения образования Ги выполнял ряд административных функций в доминиканских домах на юге Франции: он был назначен сублектором Лиможа в 1291 году и приором Альби . в 1294 году, а затем продолжил службу в той же должности в Каркассоне в 1297 году , Кастр в 1301 году и Лимож в 1305 году. [3]
Между 1316 и 1320 годами Гуй исполнял обязанности генерального прокурора Доминиканского ордена, представляя его интересы при Папы Иоанна XXII дворе в Авиньоне , и в это время он также выполнял дипломатические миссии от имени папства. В январе 1317 года в сопровождении францисканца Бертрана де ла Тура он был отправлен с папской миссией в Италию, чтобы спровоцировать мирные переговоры между городами северной Италии и Тосканой. После возвращения в Авиньон в начале 1318 года их обоих отправили во Фландрию, выступить посредниками в конфликте между Филиппом V королем Франции и графом Фландрии чтобы Робертом III . Обе попытки в конечном итоге не увенчались успехом. [5] В агиографии Пьера Ги утверждается, что, находясь в Авиньоне, Ги совершил также два чудеса, излечив инквизитора Барселоны, бессонницу монаха Гильермуса де Гардаги Арнальдуса Боргети и лихорадку и дизентерию . [6]
Ги был назначен епископом Туи 26 августа 1323 года, хотя его инквизиционная деятельность означала, что он практически отсутствовал на престоле, а епископом Лодевского . в октябре 1324 года — [7] Он умер в своей епископской резиденции в замке Лору 30 декабря 1331 года, а после похорон в соборе Лодев его тело было перевезено в Лимож для захоронения в церкви доминиканского монастыря. конца шестнадцатого века Однако его могила была разграблена во время религиозных войн . [8]
Инквизиторская карьера
[ редактировать ]Между 1307 и 1323 годами, по указанию папы Климента V и папы Иоанна XXII, Гуи служил главным инквизитором Тулузы , публично называя себя «монахом Бернаром Ги из Ордена проповедников, инквизитором еретической развращенности, делегированным королевству Франция апостольской властью». Он также помогал инквизиторам Каркассона Джеффри Аблисскому и его преемнику Бону, а также Памье епископу Жаку Фурнье (впоследствии Папе Бенедикту XII). [9] Инквизиционная работа Гуи проходила в Лангедоке , регионе, который оставался «оплотом ереси », в частности катаризма , несмотря на неоднократные усилия церкви в этом районе на протяжении тринадцатого века (например, Альбигойский крестовый поход 1209–1229 годов). [3]
В этом качестве Гуй путешествовал по региону, встречаясь с местным духовенством и чиновниками, публично проповедуя об опасности еретических учений и предлагая виновным в еретических грехах добровольно исповедоваться в обмен на легкое покаяние . Затем он допросил тех, кто был обвинен кающимися в еретической деятельности, но не выступил добровольно, а светские власти были привлечены к задержанию и, при необходимости, пыткам обвиняемых. ( Папская булла 1252 года разрешала пытки в тех случаях, когда «было достаточно частичных доказательств, чтобы указать на то, что полное доказательство — признание — было вероятным, и никаких других полных доказательств не было», хотя «признание, сделанное после или под пыткой, было быть свободно повторено на следующий день без пыток, иначе оно было бы признано недействительным».) [10]
Затем инквизитор произносил «общую проповедь» ( sermo Generalis ), собирая местное население и публично объявляя имена тех, кто был признан виновным в грехе ереси и сопутствующих им покаяниях. Типичные наказания включали пост , бичевание , паломничество , конфискацию имущества или ношение больших желтых крестов (при этом «руки крестов [должны быть] шириной в два с половиной пальца, два с половиной пальца в ширину). в половину ладони высотой и в две ладони шириной») на передней и задней части верхней одежды. Поскольку каноническое право запрещало духовенству проливать кровь, те, кто отказывался покаяться или впадал в ересь, передавались светским властям для наказания, обычно казни через сожжение на костре . [11]
За время своего пребывания в должности Ги провел одиннадцать таких «общих проповедей» в соборе Святого Стефана в Тулузе и на кладбище Святого Иоанна Мученика в Памье , на которых он признал 627 человек виновными в ереси. Еще девять человек также были признаны виновными на более мелких мероприятиях. Всего трибуналы, возглавляемые Гуем, признали виновными 636 человек по 940 пунктам обвинения в ереси. В девятнадцатом веке историки пришли к единому мнению, что Гуй организовал сожжение более шестисот человек. Однако более поздние исследования показали, что не более 45 человек, осужденных Гуем (примерно 7% от общего числа), были казнены, 307 были заключены в тюрьму, 143 было приказано носить кресты, а девять отправлено в принудительное паломничество. [12] [11]
На основе этой статистики и более широкого пересмотра историографии средневековой инквизиции современный исторический консенсус состоит в том, что инквизиторская карьера Гуи характеризовалась умеренностью и снисходительностью, а не жестокостью или беспощадностью; Джанет Ширли заявляет, что Гуй «больше интересовался покаянием, чем наказанием» и обычно стремился примирить еретиков с Церковью. [13] Однако эта интерпретация была оспорена Джеймсом Б. Гивеном, который сравнивает показатели казни Гуи с показателями казней в светских судах Франции, Англии и Италии. [14] Более того, основываясь на внимательном чтении инквизиторских текстов Гуи, Карен Салливан утверждала, что он «причисляется к числу наиболее ревностных инквизиторов» в своих мыслях, если не в действиях, утверждая, что Гуй был больше мотивирован желанием защитить более широкие церковной общины от ереси, чем забота о спасении отдельного обвиняемого еретика. [15]
В начале четырнадцатого века инквизиционная деятельность также характеризовалась повышенным вниманием к необращенным евреям , и в 1319 году Гуй организовал копий Талмуда в Тулузе - тактика, обычно используемая доминиканскими инквизиторами. публичное сожжение [16] Гуи также было обвинено в расследовании заговора прокаженных 1321 года, предполагаемого заговора по отравлению колодца французскими прокаженными , евреями и мусульманами ; и представил отчет об этом событии в Flores Chronicorum . [17]
В июле 1324 года на посту главного инквизитора Тулузы Ги сменил Пьер Брюн. [13]
Работает
[ редактировать ]Гуй был одним из самых плодовитых латинских авторов позднего средневековья , хотя он редко писал оригинальные произведения, предпочитая вместо этого компилировать и систематизировать существующие тексты, анекдоты и записи. Он приказал построить в Лиможе библиотеку, вмещающую более ста томов; это было завершено в 1306 году и представляло собой «одну из первых попыток на Западе построить комнату, специально предназначенную для хранения книг». [18]
Доминиканский монастырь в Лиможе был «центром исторических исследований» на протяжении более столетия, и Гуй составил многочисленные труды по истории (называемые Гуи «хронографией»). [19] [20] К ним относятся Flores Chronicorum, универсальная история от рождения Христа до смерти Ги в 1331 году, а также различные местные истории , в том числе рассказы о святых Лимузена ( Traité sur les Saints du Limousin ), Лиможского аббатства ( Traité sur l' histoire de l'abbaye de St. Augustin de Limoges ), приоры Гранмонта ( Chronique des prieurs de Grandmont ) и L'Artige ( Chronique des prieurs de l'Artige ), а также епископы Тулузы ( Chronique des evêques de Toulouse ) и Лимож ( Каталог де Évêques de Limoges ). Кроме того, он завершил и значительно расширил De Quator in quibus Deus Praedicatorum ordinem insignivit, исторический трактат о Доминиканском ордене, начатый в 1270-х годах Стефаном Саланакским и незавершенный на момент смерти последнего в 1291 году. 1311 г., хотя Гуй продолжал вносить незначительные дополнения до своей смерти. [19]
Ги также составил « Хронику короля Франции» в 1313 году , иллюстрированную генеалогию королей Франции. Сюда входил Arbor Genealogiae Regum francorum, один из самых ранних известных примеров генеалогического древа , который широко воспроизводился. [21] Он также внес свой литературный вклад в кампанию по канонизации Фомы Аквинского , выпустив агиографию Vita Sancti Thomae Aquinatis (в основном основанную на дошедших до нас произведениях Вильгельма Токко) в 1318 году и каталог его работ в 1320 году. Вероятно, он присутствовал на канонизации. церемония в Авиньоне в июле 1323 года. [1]
Однако самые известные работы Гуи связаны с его инквизиторской карьерой: Liber sendentiarum, полный список вынесенных им приговоров, и Practica inquisitionis heretice pravitatis , всеобъемлющее руководство для инквизитора. Инквизиторы не имели стандартизированной или формальной подготовки, хотя они часто имели теологическое или юридическое образование, а практические руководства по инквизиторской деятельности возникли в конце двенадцатого века как отдельный литературный жанр. [22] Руководство Гуи состояло из пяти книг: первые три представляли собой формуляры , содержавшие шаблоны, которые можно было использовать для произнесения предложений во время «общих проповедей», а четвертая воспроизводила документы, излагающие и подтверждающие полномочия инквизитора (такие как папские и соборные законы, а также королевские законы). указы). Пятая и самая известная книга содержала описания верований и практик еретиков, таких как катары (называемые «современными манихеями »), вальденсы , псевдоапостолы , бегины и евреи-рецидивисты, а также руководство для инквизиторов по лучшим методам. допроса для каждой группы (включая пропаганду пыток, если это необходимо). [23] Это было первое руководство для инквизитора, в котором конкретно упоминались наказания для евреев, совершивших рецидив. [24]
Точная дата составления текста неясна, но Джанет Ширли предполагает дату завершения не позднее начала 1324 года. [25] Руководство было основано на практическом опыте Гуи, но оно также в значительной степени опиралось на труды других людей по предметам, в которых у него было мало опыта; например, его описание вальденсов включает отрывки, взятые непосредственно из Стефана Бурбона » «Tractatus de diversis materiis predicabilibus и Аугсбургского Давида «De inquisitione hereticorum» . [9] Текст Гуи был одним из наиболее широко копируемых и читаемых руководств для инквизиции в средневековый период, его заменил только каталонского инквизитора Николаса Эймериха четырнадцатого века «Директориум инквизитора» , и он находился под сильным влиянием более поздней инквизиторской практики. [26] Сохранилось шесть рукописей произведения, находящихся в архивах Тулузы, Библиотеки Ватикана , Британского музея и Национальной библиотеки в Париже . [27] Первое печатное издание было опубликовано в 1886 году, когда текст был переведен на французский епископ Бове Мари-Жан-Селестен Дуэ. [28]
- Иллюстрации из копии « Arbor Genealogiae regum francorum» Гая , выпущенной в 1330-х годах, с изображением Каролингов королей Лотаря и Людовика V.
- Практический кабинет по расследованию еретических извращений , рукопись, 14 век. Тулуза, Bibliothèque d'Etude et du Patrimoine, Fonds Manuscrits, Ms 388.
Популярная культура
[ редактировать ]Беллетризованный Гуй фигурирует в качестве второстепенного антагониста в популярном историческом романе 1980 года «Имя розы» ( Il nome della rosa ) итальянского ученого и культурного критика Умберто Эко ; книга была переведена более чем на тридцать языков и продана тиражом более пятидесяти миллионов экземпляров. [29] Гуй сыграл американский актер Ф. Мюррей Абрахам в экранизации 1986 года и британский актер Руперт Эверетт в восьмисерийной телеадаптации 2019 года . [30] [31] [ нужен лучший источник ] В результате переоценки исторической фигуры в годы, последовавшие за публикацией оригинального романа, персонаж подвергся критике со стороны историков как исторически неточный. Эдвард Питерс заявил, что этот персонаж «скорее более зловещий и печально известный ... чем [Гуй] когда-либо был исторически», а Джон Аберт заклеймил изображение Гая как «безумца-пиромана» как «ужасное искажение истории»; и утверждали, что этот персонаж больше напоминает карикатуры на католических инквизиторов и прелатов в готической литературе восемнадцатого и девятнадцатого веков , такие как Мэтью Грегори Льюиса » «Монах (1796), чем исторический Гуй. [32] [33] [34] [12]
Благодаря своим художественным изображениям в современной популярной культуре, в первую очередь «Имени розы », он «возможно, самый известный из всех средневековых инквизиторов», хотя среди своих современников и современных историков он чаще известен своими достижениями в управлении , дипломатии. и историческое письмо . [26]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Салливан 2011 , стр. 253.
- ^ Генея 1991 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Гуй 2006 , с. 7.
- ^ Генея 1991 , с. 42.
- ^ Гуй 2006 , с. 12.
- ^ Колдуэлл 2009 , с. 57.
- ^ Салливан 2011 , стр. 125.
- ^ О'Нил 1996 , с. 440.
- ^ Перейти обратно: а б Салливан 2011 , стр. 255.
- ^ Питерс 1988 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Учитывая 1989 год .
- ^ Перейти обратно: а б Данные 1989 г. , стр. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Гуй 2006 , с. 13.
- ^ Данные 1996 г. , стр. 207–232.
- ^ Салливан 2011 , стр. 126.
- ^ Гуй 2006 , с. 8.
- ^ Барбер 1981 , с. 1–17.
- ^ Генея 1991 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Генея, 1991 г. , с. 47.
- ^ Арнольд и Биллер 2016 , с. 64 .
- ^ «Средневековый Карл Великий - Карл Великий: европейская икона» . www.charlemagne-icon.ac.uk . Бристольский университет . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Питерс 1988 , с. 60.
- ^ Гуй 2006 .
- ^ Колдуэлл 2009 , с. 10.
- ^ Гуй 2006 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Бэйли 2006 , с. 465.
- ^ Гуй 2006 , с. 14.
- ^ Питерс 1988 , с. 291.
- ↑ Библиотечный журнал. Архивировано 21 сентября 2008 г. в Wayback Machine (без даты).
- ^ Имя розы , получено 15 февраля 2019 г.
- ^ Имя розы , получено 15 февраля 2019 г.
- ^ Питерс 1988 , с. 60, 307.
- ^ Ганим 2009 , стр. 198–199.
- ^ Жертвоприношение 2003 , с. 303.
Общие источники
[ редактировать ]- Аберт, Джон (2003). Рыцарь в кино: Средневековая история в кино . Лондон: Рутледж. ISBN 9781135257279 . OCLC 815653206 .
- Арнольд, Джон Х.; Биллер, Питер, ред. (2016). Ересь и инквизиция во Франции, 1200–1300 гг . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719081316 . OCLC 920541464 .
- Бейли, Майкл Д. (2006). «Ги, Бернар (ок. 1261–1331)». В Голдене, Ричард М. (ред.). Энциклопедия колдовства: Западная традиция . Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1576072431 . OCLC 62089799 .
- Барбер, Малькольм (1981). «Прокаженные, евреи и мусульмане: заговор с целью свержения христианского мира в 1321 году». История . 66 (216). дои : 10.1111/j.1468-229x.1981.tb01356.x . ISSN 0018-2648 .
- Колдуэлл, Кристин Эймс (2009). Праведное преследование: инквизиция, доминиканцы и христианство в средние века . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0812201093 . OCLC 858934931 .
- Дейн, Джозеф А. (1989). «Инквизиторская герменевтика и руководство Бернара Ги» . Тенсо . 4 (2): 59–76. дои : 10.1353/ten.1989.0005 . ISSN 1944-0146 .
- Ганим, Джон М. (2009). «Средневековый нуар: анатомия метафоры». В Бернау, Анке; Скульптор Беттина (ред.). Средневековый фильм . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719077029 . OCLC 313645262 .
- Учитывая, Джеймс Б. (1989). «Инквизиторы Лангедока и средневековая технология власти» . Американский исторический обзор . 94 : 336–359. дои : 10.1086/ahr/94.2.336 .
- Учитывая, Джеймс Б. (1996). «Средневековый инквизитор за работой: Бернар Ги, с 3 марта 1308 г. по 16 июня 1323 г.». В Коне-младшем, Сэмюэл К.; Эпштейн, Стивен А. (ред.). Портреты средневековой и ренессансной жизни: очерки памяти Дэвида Херлихи . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 9780472106714 . OCLC 473320832 .
- Голден, Ричард М., изд. (2006). Энциклопедия колдовства: Западная традиция . Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1576072431 . OCLC 62089799 . [Запись о Gui находится в свободном доступе в Интернете ]
- Гене, Бернар (1991). Между церковью и государством: жизнь четырех французских прелатов в позднем средневековье . Перевод Голдхаммера, Артура. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226310329 . OCLC 21446817 .
- Ги, Бернар (2006). Путеводитель инквизитора: Средневековое руководство по еретикам . Перевод Ширли, Джанет. Велвин-Гарден-Сити: Книги Рэйвенхолла. ISBN 978-1905043095 . OCLC 67375516 .
- Гюго, Виктор (1862). Отверженные (на французском языке). Перевод Денни, Норман. Лондон: Penguin Books (опубликовано в 2013 г.). ISBN 978-0140444308 . OCLC 40692964 .
- Ламарриг, Анн-Мари (2000). Бернар Ги (1261–1331): историк и его метод . Оноре Чемпион.
- О'Нил, Джон Филип (1996). Эмали Лиможа: 1100–1350 гг . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0870997587 . OCLC 34338387 .
- Питерс, Эдвард (1988). Инквизиция . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520066304 . OCLC 18683092 .
- Салливан, Карен (2011). Внутренняя жизнь средневековых инквизиторов . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226781662 . OCLC 712599139 .
- Викарий, Мари-Умберт, изд. (1981). Бернар Ги и его мир . Частные издания.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Переведенные отрывки из книги Practica inquisitionis heretice pravitatis доступны бесплатно в Интернете через Интернет-справочники по истории. Средневековый справочник проекта: Бернар Ги об альбигойцах , Бернар Ги: Техника инквизиции (ок. 1307–1323) и Бернар Ги: Руководство инквизитора