Теории заговора иезуитов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2008 г. ) |

Часть серии о |
Общество Иисуса |
---|
![]() |
История |
Иерархия |
Духовность |
Работает |
Известные иезуиты |
![]() |
Теории заговора иезуитов — это теории заговора о членах Общества Иисуса (иезуитов), религиозного ордена в католической церкви . Такие теории начали появляться еще в 1550 году, всего через десять лет после основания иезуитов, которых враги часто обвиняли из-за интеллектуального и политического влияния, которое оказывали члены Общества Иисуса.
История
[ редактировать ]Самая ранняя зарегистрированная теория заговора иезуитов принадлежит монаху-августинцу Джорджу Брауну , который воскликнул с кафедры толпе в 1551 году следующую теорию заговора:
Но недавно возникло новое братство, называющее себя иезуитами, которое обманет многих, которые во многом следуют манере книжников и фарисеев. Среди евреев они будут стремиться уничтожить истину и очень близко подойдут к этому. Ибо эти виды примут различные формы; с язычником — язычником, с атеистами — атеистом, с евреями — евреем, с реформаторами — реформатором, с целью узнать ваши намерения, ваши умы, ваши сердца и ваши наклонности и тем самым сделать вас, наконец, подобными глупец, который «сказал в сердце своем, что Бога нет». Они распространятся по всему миру, «будут допущены к советам князей, и они никогда не станут мудрее», очаровывая их, да, заставляя ваших князей раскрывать свои сердца и тайны в них, но они, тем не менее, не осознают этого; что произойдет от отпадения от закона Божия, по пренебрежению исполнением закона Божия и замалчиванию своих грехов; однако в конце [...] они станут ненавистны всем народам: так что в конце они будут хуже евреев, не имея пристанища на земле; и тогда еврей будет иметь больше благосклонности, чем иезуит. [2]
Менее чем через десять лет появилась еще одна широко распространенная клевета на общество. Ревностный доминиканец Мельчор Кано , обнародовавший письмо за два дня до своей смерти, заявил следующее:
Дай бог, чтобы со мной не случилось того, что повествует о Кассандре, которую взяли в плен и сожгли. Если члены Общества продолжат то, что начали, то дай Бог, чтобы не наступило время, когда короли захотят им противостоять, но не будут иметь для этого средств. [3]
Позже эти утверждения найдут свое подтверждение в Monita secreta , документе, подробно описывающем предполагаемые незаконные способы, которые призванные члены Общества использовали для достижения как светского, так и духовного господства над всем. [4] Впервые опубликовано в Кракове в 1612 году, отредактировано и опубликовано бывшим иезуитом Иеронимом Загоровским. [5] он утверждал, что оно было написано настоятелем-иезуитом Клаудио Аквавивой , чей региональный помощник и наставник Пауль Хоффеус , SJ, также навлек скандал на Общество, будучи гостем в Верхнегерманской провинции Общества в 1596 году, когда он написал следующий антииезуитский отчет в Иезуитскую коллегию Ингольштадта:
Приходится сожалеть, что столь многие полезные меры предосторожности не всегда соблюдаются или соблюдаются весьма небрежно. Пиршества и частые визиты одиноких женщин в их жилища происходят без необходимости. В церкви устраиваются свидания для долгих бесед с женщинами, бывают скандально длинные исповеди женщин, даже тех, которые часто исповедуются. Исповедь больных женщин в их домах выслушивается без присутствия сопровождающего, который может видеть духовника и кающегося. Часто, да, очень часто между двумя людьми царит близость без всякого следа строгой репрессии со стороны духовника. Я боюсь, что будут обмениваться сладкими и приятными словами, окрашенными плотской похотью и плотскими чувствами. Неприятные происшествия, приводящие к отступничеству и изгнанию из Общества, показывают нам, какое великое зло причиняют подобные прегрешения исповедникам. Не должно ли быть странным заблуждением ума и сердца, когда исповедники свободно и непринужденно, не боясь стыда, осмеливаются проводить многие часы, шутя с женщинами, перед критикующими глазами мира, как если бы они сами и их кающиеся были нет ли какой-либо опасности от такого неограниченного общения? Известно и также дошло до ушей князей, что исповедники из нашего Ордена запутались в таких сатанинских примерах порока и отступили от Общества или были изгнаны из Общества как злые помехи. [6]
Протестантская Реформация , Английская Реформация , а затем эпоха Просвещения вызвали новые подозрения против иезуитов, которых обвиняли в поддержке ультрамонтанизма , проникновении в политические сферы и некатолические церкви. В Англии было запрещено принадлежать к иезуитам под суровым наказанием, вплоть до смертной казни. Работа Лисы и головни» 1689 года. Роберта Уэра (позже разоблаченного как фальсификатор) « [7] утверждал, что иезуиты дали тайную клятву, в которой говорилось:
Я также обещаю и заявляю, что, когда представится возможность, я буду вести беспощадную войну, тайную и открытую, против всех еретиков, протестантов и масонов, как мне приказано, чтобы искоренить их с лица всей земли; и что я не пощажу ни возраста, ни пола, ни состояния, и что я буду вешать, сжигать, опустошать, варить, сдирать кожу, душить и хоронить заживо этих позорных еретиков; вырывайте желудки и утробы их женщин и разбивайте головы их младенцев о стены, чтобы уничтожить их отвратительную расу. Что, когда то же самое невозможно сделать открыто, я буду тайно использовать ядовитую чашу, удушающую веревку, сталь кинжала или свинцовую пулю, независимо от чести, звания, достоинства или авторитета людей, каково бы ни было их состояние. в жизни, публичной или частной, как мне в любое время может быть приказано сделать любой агент Папы или Настоятеля Братства Святого Отца Общества Иисуса. В подтверждение чего я настоящим посвящаю свою жизнь, душу и все телесные силы, и кинжалом, который я сейчас получаю, я подпишу свое имя, написанное моей кровью, в свидетельство этого; и если я окажусь неверным или ослабею в своей решимости, пусть мои братья и сослуживцы из ополчения Папы отрубят мне руки и ноги и горло от уха до уха, вскроют мой живот и сожгут в нем серу со всем наказанием это может быть причинено мне на земле, и моя душа будет вечно мучиться демонами в вечном аду. [8] [9]
Иезуитизм — это термин, который их противники придумали для обозначения практики иезуитов на службе Контрреформации . [10]

Другие теории заговора и критические замечания касаются роли иезуитов в колонизации Нового Света и их взаимодействия с коренными народами . Некоторые утверждают, что иезуиты посредством своих поселений ( сокращений ) могли охотно способствовать ассимиляции коренных народов, даже обвиняя Общество в том, что оно командовало ими в партизанской войне. [11] С другой стороны, иезуитов ненавидели католические правители и колонисты, которые считали их сокращение, отрезанное от контактов с европейскими христианами, как подрывную деятельность и угрозу хорошему порядку, порой даже веря в самые худшие обвинения в адрес иезуитов. Общество. Этьен Франсуа , министр иностранных дел Франции, имевший сильное влияние на Францию и, предположительно, даже на глобальную стратегию Испании, твердо верил, что Общество было теневым правительством , полагая, что «Общество было вовлечено и способно влиять на все». [12] Эти враждебные взгляды так сильно способствовали кампании против иезуитов (которая привела к подавлению Общества Иисуса Папой Климентом XIV в 1773 году), что [13] этот историк Хэмиш Скотт определил Этьена как истинного «разрушителя Ордена иезуитов», а не обычно предполагаемого заклятого врага Общества, короля Испании Карла III . [14]
Французская революция
[ редактировать ]Во Франции 17 века развитие янсенизма , католического богословского движения, подчеркивающего первородный грех , привело к внутрицерковному соперничеству между иезуитами и янсенистами. Хотя пропапские иезуиты в конечном итоге победили, это дорого им обошлось в плане репутации во галликанским находящейся в основном под Французской церкви, влиянием .
Многие антииезуитские теории заговора возникли в эпоху Просвещения 18 века в результате предполагаемого соперничества между масонами и иезуитами. Интеллектуальные нападки на иезуитов рассматривались как эффективное опровержение антимасонства , пропагандируемого консерваторами, и эта идеологическая модель заговора сохранялась в XIX веке как важный компонент французского антиклерикализма . Однако до 1840-х годов оно в основном ограничивалось политической элитой, когда оно вошло в массовое воображение благодаря трудам историков Жюля Мишле и Эдгара Кине из Коллеж де Франс, провозгласивших «войну иезуитов» , и романиста Эжена Сю. который в своем бестселлере « Странствующий Жюф» изобразил иезуитов как «тайное общество, стремящееся к мировому господству всеми доступными средствами». [15] Героиня Сью, Адриенна де Кардовиль, говорила, что не могла думать об иезуитах «без того, чтобы во мне непроизвольно не пробудились идеи тьмы, яда и противных черных рептилий». [16]
Многие, с тех пор как в 1871 году была впервые опубликована книга Альберта Пайка « Мораль и догма» , стали рассматривать масонов как прямых наследников тамплиеров , но другие теоретики заговора приписывают эту роль иезуитам, цитируя Пайка в вышеупомянутой работе:
Сам Гуго де Пейн не обладал ни тем острым и дальновидным умом, ни тем величием целеустремленности, которые впоследствии отличали военного основателя другой военной службы, ставшей грозной для королей. Тамплиеры были неразумными и поэтому неудачливыми иезуитами. [17]
Было изобретено восемьсот степеней того или иного рода: под маской масонства преподавали неверность и даже иезуитство. [18]
Другие по-прежнему помещают все три под один и тот же зонтик, свободно или нет:
Но перед своей казнью глава обреченного Ордена организовал и учредил то, что впоследствии стало называться Оккультным, Герметическим или Шотландским Масонством. Во мраке своей тюрьмы Великий Магистр создал четыре Столичные ложи: в Неаполе на Востоке, в Эдинбурге на Западе, в Стокгольме на Севере и в Париже на Юге. [19]
Отношение немцев к иезуитам
[ редактировать ]Теории заговора иезуитов нашли благодатную почву в императорской Германии , где антииезуиты видели в ордене зловещую и чрезвычайно мощную организацию, которая характеризовалась строгой внутренней дисциплиной, полной беспринципностью в выборе методов и неуклонной приверженностью созданию универсальной империи. которым будет управлять папство . Цитируя метафору призрака иезуитизма ( Jesuitengespenst ) историка Фридриха Хейера и аналогичные образы других авторов, Ройсин Хили пишет: «Иезуит антииезуитского дискурса обладал тем, что можно было бы назвать сверхъестественным качеством: он был одновременно недочеловеком и сверхчеловеком . якобы настолько крайние в своем подчинении своему ордену, что стали подобны машинам и в своей решимости достичь своих целей черпали силы, недоступные другим людям, посредством колдовства . Особое расположение иезуитов на границах человечества тревожило. производители и потребители антииезуитского дискурса. В этом смысле призрак иезуитов преследовал имперскую Германию». [20] Хили отмечает, что «чувствуя, что иезуиты преследуют их, антииезуиты оказались менее рациональными, чем они считали». Их дискурс с его «искаженным» восприятием реальности «напоминал в определенных отношениях « параноидальный стиль » политики, определенный американским историком Ричардом Хофштадтером ». [21]
Антииезуитизм сыграл важную роль в Культуркампфе , кульминацией которого стал Закон об иезуитах 1872 года, одобренный Отто фон Бисмарком , который требовал от иезуитов распустить свои дома в Германии, запрещал членам осуществлять большинство своих религиозных функций и позволял властям отказать в проживании отдельным членам ордена. Некоторые положения закона были отменены в 1904 году, но отменен он был только в 1917 году. [22]
использовала теории заговора иезуитов В 1930-х годах нацистская партия с целью уменьшить влияние иезуитов, которые руководили средними школами и занимались молодежной работой. Пропагандистская брошюра Хуберта Херманнса «Иезуит: мракобес без родины» предостерегала от «темной силы» и «таинственных намерений» иезуитов. «общественными вредителями» ( Volksschädlinge ), иезуиты подвергались преследованиям, интернированию, а иногда и убийствам. Объявленные нацистами [23]
Потопление Титаника
[ редактировать ]Иезуитов обвинили в причастности к гибели Титаника . Эта теория утверждает, что в начале 20 века иезуиты искали средства для финансирования своих планов и войн. В 1910 году на тайной встрече, организованной Дж. П. Морганом , семь крупных финансистов, все из которых либо контролировались иезуитами, либо находились в союзе с ними, пришли к соглашению о необходимости устранить внешнюю конкуренцию в банковском мире и создать Центральный банк, который будет поддерживаться правительством Соединенных Штатов, банк, который позже будет известен как Федеральная резервная система . Однако против этой схемы выступили некоторые влиятельные бизнесмены, такие как Бенджамин Гуггенхайм , Исидор Штраус и Джон Джейкоб Астор IV . Чтобы уничтожить этих трех могущественных «врагов», иезуиты приказали Моргану построить « Титаник» и организовать для них посадку на него для заранее запланированного рокового первого путешествия. [24]
Теория включает утверждение, что капитан Эдвард Смит был «временным помощником иезуита». [25] «Случайное затопление» было организовано тем, что «магистр-иезуит» Смита, отец Фрэнсис Браун , поднялся на борт «Титаника» и приказал Смиту провести свой корабль на полной скорости через ледяное поле в безлунную ночь, игнорируя любые ледовые предупреждения, в том числе предупреждения наблюдателей. , с целью нанести достаточно сильный удар по айсбергу, чтобы корабль затонул и трое бизнесменов утонули. Другими словами, «Титаник» был построен, а затем затоплен, а его команда и пассажиры пожертвовали собой, чтобы уничтожить троих человек. В качестве доказательства заговора со стороны Рима теоретики заговора приводят Брауна, который просил разрешения у своего начальника-иезуита продолжить работу с некоторыми потенциально богатыми американскими благотворителями, на что он получил недвусмысленный ответ телеграммой, в котором говорилось: «ПОЙДИТЕ С ЭТОГО КОРАБЛЯ – ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ». [26] После затопления вся оппозиция Федеральной резервной системе исчезла. Банковская система была создана в декабре 1913 года, а восемь месяцев спустя иезуиты получили достаточно средств, чтобы начать европейскую войну . [24]
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]Теории заговора иезуитов нашли благодатную почву в Соединенных Штатах и продолжают пропагандироваться там под более широким эгидой антикатолицизма в Соединенных Штатах. Антииезуитская литература начала распространяться в начале 19 века. В 1835 году Сэмюэл Б. Морс опубликовал книгу «Иностранный заговор против свобод Соединенных Штатов», в которой иезуитов обвинили в том, что они являются австрийскими агентами, посланными для дестабилизации американской демократии. Пережиток сфабрикованной клятвы Роберта Уэра можно найти в книге 1851 года « Женщина-иезуит, или Шпион в семье», в которой говорится о том, что иезуиты помещали католических девушек в протестантские семьи, чтобы шпионить за ними. По мере роста иммиграции католиков в Соединенные Штаты, известность иезуитов в католическом образовании привела к появлению новых теорий заговора. [27] Теоретик заговора Митчелл Хейни Уилкоксон в 1928 году утверждал, что иезуиты стояли за убийством Авраама Линкольна как часть более широкого заговора с целью раздавить американскую демократию. [28] [29] В более современные времена сторонники теории заговора утверждали, что за убийством Джона Ф. Кеннеди стояли иезуиты . [30]
См. также
[ редактировать ]- Список теорий заговора
- Освещение
- Рыцари Тамплиеры
- Суверенный военный Мальтийский орден
- Четвертый обет
- Антикатолицизм
- Теории заговора Ватикана
- Теории заговора Папы Иоанна Павла I
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «принт; сатирический принт; фронтиспис» . Британский музей . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Мошейм, Дж. Лоренц., Маклейн, А. (1811). Церковная история, древняя и современная, от Рождества Христова до начала восемнадцатого века, в которой возникновение, прогресс и изменения церковной власти рассматриваются в их связи с состоянием науки и философии, а также политической историей Европы в период тот период. Новое издание. Лондон: .
- ^ Николини, Великобритания (Джованни Баттиста) . (1854 г.). История иезуитов: их происхождение, развитие, учения и замыслы. п. 79 Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- ^ Вустер, С.Дж., Т. (Ред.). (2017). Кембриджская энциклопедия иезуитов. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Вустер, С.Дж., Т. (Ред.). (2017). Кембриджская энциклопедия иезуитов. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Хонсброх, П. (1911). Четырнадцать лет иезуита: запись личного опыта и критика. том. 2 р. 70 Лондон: Касселл.
- ^ Бриджитт, TE (1891). Промахи и подделки: исторические очерки . Лондон: К. Пол. стр. 210 .
- ^ Артур Голдваг (2012). Новая ненависть: история страха и ненависти среди правых популистов . Издательская группа Кнопфа Doubleday. стр. 48–49. ISBN 978-0-307-90707-3 .
- ^ Крейдлер, Марк (01 апреля 2013 г.). «Эта неделя в заговоре: из страха перед планетой иезуитов | Скептический исследователь» . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ «Словарь Вебстера 1828 г. - иезуитизм» . Словарь Вебстера 1828 года . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Карнота, JSA (1871). Маркиз Помбал . Лондон: Лонгманс, Грин, Ридер и Дайер.
- ^ Скотт, Его Величество «Религия и реальная политика: герцог де Шуазель, семейный договор Бурбонов и нападение на Общество Иисуса, 1758-1775». п. 47 The International History Review, vol. 25, нет. 1, 2003, стр. 37–62.
- ^ Пэт Макклоски, OFM, Называя своего Бога: В поисках зрелых образов . Нотр-Дам, Индиана: Ave Maria Press, 1991, стр. 165–166.
- ^ Скотт, Его Величество «Религия и реальная политика: герцог де Шуазель, семейный договор Бурбонов и нападение на Общество Иисуса, 1758-1775». The International History Review, vol. 25, нет. 1, 2003, стр. 37–62.
- ^ Джеймс Хеннеси, SJ «Обзор Джеффри Кабитта «Миф об иезуитах ». Архивировано 8 декабря 2011 г. в Wayback Machine , Theological Studies , 56: 1 (март 1995 г.), стр. 167.
- ^ Цитируется по Джеффри Кубитту, Иезуитский миф: теория заговора и политика во Франции девятнадцатого века . Оксфорд: Clarendon Press , 1993, стр. 182.
- ^ Альберт Пайк, Мораль и догма , с. 819
- ^ Альберт Пайк, Мораль и догма , с. 326
- ^ Альберт Пайк, Мораль и догма , с. 820.
- ^ Ройсин Хили. Иезуитский призрак в императорской Германии . Бостон: Издательство Brill Academic , 2003, с. 1.
- ^ Хили, Иезуитский Призрак , с. 2.
- ^ Хили, Иезуитский Призрак , стр. 6-7.
- ^ «Иезуит: мракобес без родины» (1933) , История Германии в документах и изображениях .
- ^ Jump up to: а б Брюс Беверидж и Стив Холл. Титаник и Олимпик: правда о заговоре . Хаверфорд, Пенсильвания: Infinity Publishing, 2004, pi.
- ^ «Временный коадьютор» — старомодный латинский термин, обозначающий брата -иезуита . Согласно Декрету 7 (Братья-иезуиты) , параграф 12, 34-й Генеральной Конгрегации Общества Иисуса (1995 г.), «термин «временный коадъютор» больше не используется среди нас» и, следовательно, «в нашем официальном и других текстах следует использовать только термины «брат» или «брат-иезуит».
- ↑ Рош, Дженнифер (17 апреля 2012 г.). «Как святое послушание спасло жизнь священнику на Титанике» . Национальный католический реестр . EWTN News, Inc. Проверено 13 августа 2017 г.
- ^ Крейдлер, Марк (01 апреля 2013 г.). «Эта неделя в заговоре: из страха перед планетой иезуитов | Скептический исследователь» . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Уилкоксон, Митчелл Хейни (1928). Обет Авраама Линкольна против католической церкви . Милан, Иллинойс: Rail Splitter Press.
- ^ «Неудобная правда, лежащая в основе сумасшедших теорий заговора иезуитов» . Журнал Америки . 14 июня 2022 г. Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ «Ватиканские убийцы: универсальный сайт для конспирологов» . Южный юридический центр по борьбе с бедностью . Проверено 21 июля 2020 г.