Jump to content

Дирижабль Клонмакнойза

Интерьер соборной церкви в Клонмакнойзе

Дирижабль Клонмакнойза является предметом исторического анекдота, рассказанного в многочисленных средневековых источниках. Хотя в первоначальном отчете в ирландских анналах просто упоминалось появление кораблей с их экипажами в небе над Ирландией в 740-х годах, более поздние отчеты в средние века постепенно расширяли эту тему с помощью живописных подробностей. Сначала корабли были сокращены до одного корабля над Тельтауном, с которого член экипажа бросил, а затем подобрал рыболовное копье. Затем действие переместилось в аббатство Клонмакнойз , а затем в Британию, а рыболовное копье было заменено якорем, который зацепился за какой-то элемент церкви. Говорят, что моряк, который спустился вниз, чтобы освободить его, рисковал утонуть в более густом воздухе этого нижнего мира. Эту историю пересказал Симус Хини в известном стихотворении, собранном в его книге « Видеть вещи» 1991 года .

Происхождение

[ редактировать ]

Несколько сборников ирландских анналов , таких как Ольстер , Тигернах , Клонмакнойз и Четыре мастера , кратко упоминают о странном видении; [1] В «Ольстерских анналах», например, просто говорится, что «в воздухе были замечены корабли с их экипажами». [2] Хотя анналы различаются по точной дате, будь то 743, 744 или 748/9 гг., они, тем не менее, считаются ранним, хотя, возможно, из вторых или третьих рук, описанием одного и того же события, явления, считающегося примечательным. достаточно, чтобы записаться. Естественно, сейчас невозможно доказать точную природу этих предполагаемых кораблей. [1] хотя их по-разному интерпретировали как необычное образование облаков (например, облако в форме корабля, которое, как зафиксировано, видели монахи Сент -Олбанса 13-го века ), [3] проявление северного сияния , [4] или, по мнению многих уфологов , как свидетельство посещения инопланетянами . [2] Совсем недавно это было объяснено как океанский мираж — явление, из-за которого корабли в море кажутся над горизонтом. [5]

Эволюция легенды

[ редактировать ]

Эта история повторяется в Ленстерской книге как часть описания событий на собрании в Тельтауне : «Еще одно чудо того же собрания: увидеть три корабля, плывущие в воздухе над ними, когда ирландцы праздновали собрание с Домналом. сын Мурхада », царствовавший с 743 по 763 год. [1] Новые подробности приводятся в книге Баллимота . Корабль (а не корабли) все еще появляется на ярмарке в Тельтауне, но на этот раз в присутствии короля X века Конгалаха мак Мэлмитига , и нам говорят, что один из членов экипажа бросил дротик в лосося, который упал среди собравшиеся там. Мужчина спустился, чтобы забрать дротик, но когда один из тех, кто лежал на земле, удержал его, незнакомец закричал: «Я тону». Конгалак приказал оставить этого человека в покое, и он вернулся на корабль, плывя. [6]

Патрик , епископ Дублина конца XI века, дает изложение этой истории в латинских стихах, которое очень похоже на историю в «Книге Баллимота», хотя и не учитывает вмешательство Конгалака и человека на земле. [7]

Дальнейшее развитие становится очевидным в версии истории, хранящейся в Эдинбурге, Национальной библиотеке Шотландии , Adv. МС 72.1.26. Рукопись XV или XVI века. [8] но текст не так легко датировать: Кеннет Херлстон Джексон считал его, возможно, 14-м или 15-м веком, в то время как Джон Кэри относил его к более позднему среднеирландскому периоду, который закончился ок. 1200. Место действия перенесено из Тельтауна в церковь в Клонмакнойзе, и вместо рыболовного копья здесь брошен якорь. Священники хватают его, но человек плывет вниз, и, когда священники удерживают якорь, он протестует, что тонет. Затем он плывет обратно к кораблю со своим якорем. [9]

Якорная форма этой истории распространилась за пределы Ирландии, и ее можно найти как в хронике французского аббата конца XII века Жоффруа дю Брейя , где якорь предположительно был сброшен на Лондон в 1122 году, так и в хронике французского аббата конца XII века Жоффруа дю Брейля. [10] и в Гервасе из Тилбери « Отия Империалия» (завершено около 1211 г.). Джервас рассказывает, что, выходя из своей местной церкви где-то в Британии в один темный и пасмурный день, прихожане увидели якорь корабля, застрявший в куче камней на кладбище, и веревку, ведущую к нему сверху. Он продолжает:

Люди были поражены и, обсуждая это между собой, увидели, как веревка движется, как будто [команда] изо всех сил пытается освободить якорь. Когда он не сдвинулся с места, несмотря на все их рывки, в густом воздухе послышался голос, похожий на шум матросов, соперничающих за возвращение брошенного якоря. Вскоре, исчерпав надежду на эффективность усилий, матросы спустили вниз одного из себя, который, как мы слышали, свисая с якорного каната, спускался по нему, взявшись за руки. Когда он собирался отсоединить якорь, его схватили прохожие: он задыхался в руках своих похитителей, как человек, потерявшийся в результате кораблекрушения, и умер, задохнувшись во влажном густом воздухе. Но моряки наверху, догадавшись, что их товарищ утонул, прождав час, перерезали якорный канат и уплыли, оставив якорь.

В заключение он сообщает, что там до сих пор можно увидеть фурнитуру для церковной двери, сделанную из якоря. [11]

Наконец, еще один средневековый пересказ встречается в древнескандинавском Konungs skuggsjá или Speculum regale , произведении середины XIII века.

Есть еще одна вещь, которая покажется вам самой чудесной: она произошла в городе под названием Клоэна [Клонмакнойз]. В этом городе есть церковь, посвященная памяти святого человека по имени Киранус . И вот так случилось в воскресенье, когда люди были в церкви и слушали мессу, над якорем упал с воздуха, как если бы его бросили с корабля, потому что к нему была привязана веревка. И лапа якоря зацепилась за арку у церковной двери, и весь народ вышел из церкви и дивился, и смотрел вверх вслед за верёвкой. Они увидели плывущий на веревке корабль и людей в нем. А затем они увидели, как человек прыгнул за борт с корабля и нырнул к якорю, желая ослабить его. Его усилия по движениям рук и ног показались им такими же, как у человека, купающегося в море. И когда он подошел к якорю, он попытался ослабить его. И тогда к нему подбежали какие-то мужчины и хотели схватить его. Но в церкви, к которой был прикреплен якорь, стоит архиерейское кресло. Епископ случайно оказался на месте и запретил мужчинам держать этого человека, ибо сказал, что тот умрет, как если бы его держали в воде. И как только он освободился, он поспешил снова на корабль; и как только он подошел, они перерезали веревку и поплыли дальше, скрываясь от глаз людей. И якорь с тех пор лежит как свидетель этого события в этой церкви. [12]

Исходники и аналоги

[ редактировать ]

Детали, которыми постепенно приукрашивалась первоначальная история в анналах, апеллировали к средневековой, и особенно средневековой ирландской, любви к чудесам, чудесам и инверсиям реальности. [13] Кельтик Проинсиас Мак Кана привел в качестве примера другие ирландские истории, которые, как и легенда о дирижабле, исследуют «отношения между естественным и сверхъестественным, между этим и потусторонним миром , а также двусмысленности и относительности времени и пространства, которые были неявно присущи их взаимодействию». ". К ним относится встреча Брана на его корабле с Мананнаном мак Лиром в его летающей колеснице, когда Мананнан сказал, что то, что для людей является морем, для богов — земля. Также история Маэля Дуина , летящего на своем корабле «как облако» над полями и лесами. [14] Летающие корабли или лодки, символизирующие Церковь, плывущие к небесам, — это мотив, встречающийся на нескольких средневековых ирландских резных крестах, некоторые из которых датируются еще 8 веком. [15] Образ загрязнения и возвращения якоря в монастыре встречается также в истории, упомянутой в аннотации к раннему ирландскому гимну «Ní car Brigit buadach bith»; В этой истории якорь принадлежит обычному морскому кораблю, а монастырь лежит на дне Моря Уайта . Джон Кэри полагал, что этот анекдот был заимствован монахами Клонмакмойза и добавлен к их версии легенды о дирижабле. [16]

Инцидент с Меркель

[ редактировать ]

В 1896 и 1897 годах по Соединенным Штатам поступило множество сообщений о загадочных дирижаблях (тогда это изобретение находилось на экспериментальной стадии разработки), замеченных в небе, причем некоторые из них были подтверждены явно надежными источниками, тогда как другие были явно мистификацией. [17] В одном отчете, напечатанном в «Хьюстон Пост» от 28 апреля 1897 года, рассказывается о прихожанах церкви в Меркеле, штат Техас, которые возвращались ночью домой и наткнулись на веревку и якорь, которые тащили через всю страну, пока они, наконец, не зацепились за железнодорожные пути. Они увидели, что веревка была прикреплена к дирижаблю, из окон которого светились огни. Мужчина спустился по веревке, перерезал ее под собой и был унесен вместе с дирижаблем. Якорь, - заключает отчет, - теперь можно увидеть в местной кузнице. Весь отчет содержит достаточно сходства с различными версиями истории Клонмакнойза, чтобы продемонстрировать связь, включая возвращение прихожан и плохие условия освещения, описанные Otia Imperialia (но не Speculum Regale ), а также демонстрацию якоря и побег воздухоплаватель, описанный Speculum Regale (но не Otia Imperialia ). В целом точный источник этой истории и способ, которым она достигла Техаса, неочевидны. [18]

Стихотворение Шеймуса Хини

[ редактировать ]

Шеймус Хини , очевидно, впервые столкнулся с историей Клонмакнойза в научной статье Эндрю Фоули в 1983 году: [19] и семнадцать лет спустя сказал, что с тех пор он был очарован этим, видя в нем

своего рода наставление во сне, притча о необходимости держать открытыми линии между двумя уровнями нашего существа, уровнем, на котором мы продолжаем обычную жизнь встречи и принятия решения, и другим уровнем, где провидец и чудесное появляются внезапно и сбивчиво. Другими словами, мы должны быть готовы как к рутине, так и к откровению. Никогда не будьте настолько хитрыми , чтобы игнорировать жуткое. [20]

Его сборник стихов 1991 года « Видеть вещи » включает в себя последовательность из 12-строчных стихотворений под названием «Молнии». Безымянное восьмое стихотворение в этой последовательности, состоящее из четырех трехстрочных строф, излагает новую версию истории, в которой якорь прикрепляется к церковному алтарю, моряк, спускающийся вниз, не может его освободить, но это делают монахи, и моряк выбирается обратно «из чудесного, каким он его знал». [21] [22] Хини по-разному говорил, что его стихотворение «о том, как сознание может воспринимать два разных и противоречивых измерения реальности и при этом находить способ вести переговоры между ними». [23] и что «Речь идет о переговорах, которые происходят в жизни каждого между тем, что предполагается, и тем, что переживается - между мечтой там наверху и действиями здесь... Я думаю, это о поэзии». [24] Когда Хини получил Нобелевскую премию по литературе назвала это стихотворение в 1995 году , Шведская академия «кристаллизацией большей части творческого мира Хини: истории и чувственности, мифов и повседневной жизни - все это выражено богатым языком Хини». [25]

Пересказ Хини средневековой истории сам по себе вдохновил на создание других произведений искусства. Это отправная точка стихотворения Мойры Линехан «Против паломничества». [26] Это также тема Питера Си гобелена «Из чудесного» , представленного в аэропорту Дублина в 2014 году, на котором изображена фигура в крошечном корабле в небе, поддерживаемая листами бумаги со строками из стихотворения. [27]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Кэри 1992 , с. 16.
  2. ^ Jump up to: а б Коэн 2015 , с. 108.
  3. ^ Маккоган 1998 , параграф 32.
  4. ^ «Клонмакнойз» . Журнал Irish Penny . 1 (7): 50. 16 февраля 1833 г. Проверено 26 апреля 2022 г.
  5. ^ Макговерн, Игги (8 января 2018 г.). «Из чудесного» . Шеймус Хини . Проверено 11 мая 2022 г.
  6. ^ Маккоган 1998 , параграфы 8–9.
  7. ^ Коэн 2015 , с. 107.
  8. ^ «Корабль замечен в воздухе в Клонмакнойзе (Эдинбургская версия)» . CODECS: Совместная онлайн-база данных и электронные ресурсы для кельтских исследований . Фонд кельтских исследований А. Г. ван Хамеля. Апрель 2020 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
  9. ^ Кэри 1992 , стр. 18–19.
  10. ^ Гуго, Луи (1924). «Самолет в легендах Средневековья» . Celtic Review (на французском языке). 41 : 356–357 . Проверено 28 апреля 2022 г.
  11. ^ Кэри 1992 , стр. 19–20.
  12. ^ Мейер, Здесь (декабрь 1894 г.). «Ирландская мирабилиа в скандинавском зеркал » угощении Фольклор . 5 (4): 312 . Получено 28 апреля.
  13. ^ Маккоган 1998 , параграфы 8, 14, 19 и 21.
  14. ^ Кэри 1992 , с. 24.
  15. ^ Маккоган 1998 , параграфы 2–4.
  16. ^ Кэри 1992 , стр. 22–24.
  17. ^ Джейкобс, Дэвид Майкл (1975). Споры об НЛО в Америке . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 16. ISBN  0253190061 . Проверено 28 апреля 2022 г.
  18. ^ Кэри 1992 , стр. 20–21.
  19. ^ Кэри 1992 , с. 28.
  20. ^ «Шеймус Хини» . Пенн сегодня . Управление университетских коммуникаций Пенсильванского университета. 1 июня 2000 года . Проверено 29 апреля 2022 г.
  21. ^ О'Донохью, Бернард (2009). "Введение" . В О'Донохью, Бернард (ред.). Кембриджский компаньон Шеймуса О'Хини . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 12. ISBN  9780521838825 . Проверено 29 апреля 2022 г.
  22. ^ Эллисон, Джонатан (2005). «Магический национализм, лирическая поэзия и чудесное: У. Б. Йейтс и Шеймус Хини» . В Харте, Стивен М.; Оуян, Вэнь-чин (ред.). Спутник магического реализма . Вудбридж: Тамесис. п. 235. ИСБН  9781855661202 . Проверено 29 апреля 2022 г.
  23. ^ Рассел, Ричард Рэнкин (2016). Шеймус Хини: Введение . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 156. ИСБН  9781474401654 . Проверено 29 апреля 2022 г.
  24. ^ Харти, Патрисия (май – июнь 1996 г.). «Шеймус Хини, лауреат Нобелевской премии по литературе» . Ирландская Америка . Проверено 29 апреля 2022 г.
  25. ^ Постоянный секретарь Шведской академии (5 октября 1995 г.). "Пресс-релиз" . Нобелевская премия . Проверено 29 апреля 2022 г.
  26. ^ Линехан, Мойра (осень 2018 г.). «Против паломничества» . Журнал Бостонского колледжа . Том. 79, нет. 4. с. 43 . Проверено 10 мая 2022 г.
  27. ^ Шеридан, Кэти (19 апреля 2014 г.). «Поэзия в движении: гобеленовая дань уважения Симусу Хини» . Ирландские Таймс . Дублин . Проверено 10 мая 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84763be58f07fdbe1bc123dc46551588__1719833280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/88/84763be58f07fdbe1bc123dc46551588.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Airship of Clonmacnoise - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)