Императорский досуг
Otia Imperialia («Отдых для императора») — энциклопедический труд начала XIII века, самый известный труд Джерваса Тилберийского . Это пример зеркальной литературы . Также известная как «Книга чудес», она в первую очередь касается трех областей истории, географии и физики, но ее достоверность подвергалась сомнению многими учеными, включая философа Готфрида Лейбница , который был предупрежден о том, что она содержит множество мифических историй. . Его манера написания, возможно, связана с тем, что произведение было написано для развлечения императора Священной Римской империи Оттона IV . Однако многие ученые считают его очень важным трудом, поскольку он «признает правильность папских претензий в конфликте между Церковью и Империей ». [ 1 ] Оно было написано между 1210 и 1214 годами, хотя некоторые указывают даты между 1209 и 1214 годами. [ 2 ] и многие авторы утверждают, что он был опубликован около 1211 года. [ 3 ] [ 4 ] Однако эти более ранние даты следует подвергнуть сомнению, поскольку в Отии есть истории, происходящие в 1211 году и позже. [ 5 ] С.Э. Бэнкс и Джеймс В. Биннс, редакторы и переводчики того, что считается окончательной версией « Отии» , предполагают, что работа была завершена в последние годы жизни Отто IV, говоря, что «скорее всего [...] что работа была отправлена Отто где-то в 1215 году», из-за включения смерти Вильгельма Льва , короля Шотландии , которая произошла в 1214 году, и того факта, что король Иоанн был еще жив, пока это было написано; Иоанн умер в 1216 году. [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Джервас английского происхождения родился в Эссексе, но имел семейные связи с Уилтширом. [ 6 ] [ нужна полная цитата ] Он много путешествовал, изучал и преподавал каноническое право в Болонье , был в Венеции в 1177 году и на примирении папы Александра III и Фридриха Барбароссы .
Некоторое время он провел на службе у английского короля Генриха II и его сына Генриха Молодого короля . Для последнего он составил Liber facetiarum («Книга развлечений»), ныне утерянную, а также основу для того, что впоследствии стало Otia Imperialia . После 1189 года Жервас переехал в Арль, где стал судьей. Жервазе сопровождал Оттона Брауншвейгского в Рим в 1209 году на его императорскую коронацию и был втянут в борьбу папства со своим покровителем Оттоном, который был отлучен от церкви Папой Иннокентием III .
Следующие годы, с 1210 по 1214 год, Жервас работал над написанием Otia Imperialia для своего покровителя. « Отия» была написана в то время, когда создавались и переводились другие энциклопедические описания мира, такие как « Summarium Heinrici» , «Hortus deliciarum» ( Геррад Ландсбергский ), « LiberExceptionum» ( Ришар де Сен-Виктор , Жан Шатийон), De proprietatibus rerum ( Английский Варфоломеус ) и Naturale Speculum ( Винсент Бове ). [ 7 ]
Содержание
[ редактировать ]Джерваса «Otia Imperialia» — это энциклопедический труд по истории, географии, физике и фольклору в духе зеркальной литературы. [ 8 ] [ 9 ] Иногда ее связывают с картой Эбсторфа до такой степени, что некоторые утверждают, что карта должна была сопровождать текст, но это предмет постоянных дискуссий. [ 10 ]
Текст разделен на три части ( решения ). Первая — это история мира от Сотворения до Потопа. Второй представляет собой географический трактат о регионах известного мира, разделенных между тремя сыновьями Ноя. Третий раздел, части которого переизданы отдельно от остальной части книги, представляет собой сборник чудес. [ 11 ]
Подобно Гонорию из Отена «Imago mundi» и Бове » Винсенту из «Speculum naturale , Otia Imperialia содержит басни, приписываемые Плинию Старшему и Солину , [ 12 ] а также другие сказки и народные поверья, в том числе «Рог Феи», глостерская разновидность широко распространенной легенды о чаше фей ; сверхъестественные силы Вергилия ; [ 13 ] народное поверье, что плащ священника можно рассматривать как элемент, настраивающий добрых христиан против Дьявола; [ 14 ] и первый зарегистрированный случай легенды Уэндлбери , которую Джервас резюмирует следующим образом:
В Англии, на границе епархии Эли , есть город под названием Кантабрика , недалеко от которого находится место, известное как Вандлебрия , так как Вандели, опустошая Британию и жестоко убивая христиан, разбили свой лагерь там. Теперь на вершине холма, где они разбили палатки, находится ровная площадка, окруженная окопами с единственным входом, вроде ворот. Существует очень древняя легенда, сохранившаяся в народной традиции, о том, что если воин глубокой ночью при лунном свете войдет на этот уровень и крикнет: «Рыцарь рыцарю, выходите!», то он сразу же столкнется с воином, вооруженным для боя. кто нападает конь на коня, либо спешится с противником, либо спешится сам. [ 3 ]
Джервас вспоминает, что рыцарь по имени Осберт Фитц Хью однажды проверил эту историю, и легенда гласит, что он победил призрачного рыцаря, даже украл его лошадь в качестве приза, но при отъезде был ранен в бедро копьем своего противника. [ 3 ]
Некоторые легенды встречаются только в Otia Imperialia , в том числе две позже включенные во Томаса Кейтли влиятельную книгу «Мифология фей» . [ 15 ] Один описывает «нептунов» или «портунов», миниатюрных гуманоидов, обитающих во Франции и Англии, которые помогают крестьянам выполнять домашние дела, а также с удовольствием загоняют лошадей английских путешественников в грязь. Другой — Грант, существо из английской легенды, напоминающее «годовалого жеребенка, гарцующего на задних лапах» и бегающее по городам, чтобы предупредить о надвигающемся пожаре. [ 16 ] Это убеждение сохранялось и в 20 веке в Кембриджшире, хотя и распространялось на зайцев. [ 17 ]
Прием
[ редактировать ]В течение следующих трех столетий его много читали и дважды переводили на французский язык: Жаном д'Антиошем в 13 веке и Жаном де Винье в 14 веке. Готфрид Лейбниц, частично редактировавший эту книгу, [ 18 ] назвал его «мешком глупых старушечьих сказок», [ 1 ] в то время как современные редакторы Oxford University Press менее пренебрежительно сообщают о «множестве рассказов о фольклоре и народных верованиях». [ 16 ] Католические апологеты уважают его больше всего за поддержку, которую он предлагает папским притязаниям Иннокентия в его конфликтах между Церковью и Империей. [ 19 ] Части его были напечатаны в Historiie Francorum Scriptores ( Андре Дюшен , 1641 г.) и Иоахима Иоганна Мадера (1673 г.). Большие части были опубликованы в Scriptores Rerum Brunsvicensium (Г. Г. Лейбниц, 1707–10). Третья часть «Отии» была отредактирована Феликсом Либрехтом и опубликована Карлом Рюмплером (1856 г.). [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Жервас из Тилбери» . Католическая энциклопедия . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Маллалли, Роберт (1 июня 2011 г.). Кэрол: исследование средневекового танца . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 24. ISBN 978-1-4094-1248-9 . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Чейни, Грэм (27 июля 1995 г.). Литературная история Кембриджа . Архив Кубка. стр. 4–5. ISBN 978-0-521-47681-2 . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Бисон, Чарльз Генри (1925). Букварь средневековой латыни: антология прозы и поэзии . Скотт, Форесман и компания. п. 275 . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Жервас Тилберийский (1707 г.), «Otia Imperialia: Отдых для императора» , Оксфордские средневековые тексты: Жервас Тилберийский: Otia Imperialia: Отдых для императора , Oxford University Press , получено 19 июня 2023 г.
- ^ Семейное происхождение и ранняя жизнь Джерваса Тилберийского 1020–1163 гг.
- ^ Бинкли, Питер (1997). Домодернистские энциклопедические тексты: материалы Конгресса вторых участников, Гронинген, 1–4 июля 1996 г. . БРИЛЛ. стр. 71–. ISBN 978-90-04-10830-1 . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ «Отия Империалия» . Фордэмский университет. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ Госслен, Жан Эдм А. (1853). Власть папы в средние века; или, Историческое исследование происхождения светской власти Святого Престола, тр. М. Келли (ред., общественное достояние). п. 156 . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Вольф, Армин (2012). «Эбсторф «Маппамунди» и Жервас Тилбери: новый взгляд на спор» . Имаго Мунди . 64 (1): 1–27. дои : 10.1080/03085694.2012.621392 . S2CID 161402790 – через JSTOR.
- ^ Оман, CC (1944). «Английский фольклор Жерваза Тилбери» . Фольклор . 55 (1): 2–15. doi : 10.1080/0015587X.1944.9717702 — через JSTOR.
- ^ Мале, Эмиль (7 июля 2000 г.). Религиозное искусство во Франции тринадцатого века . Публикации Courier Dover. стр. 57–. ISBN 978-0-486-41061-6 . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ Морли, Генри (1867). Английские писатели . Чепмен и Холл. п. 126 . Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Скемер, Дон К. (28 февраля 2006 г.). Связывающие слова: текстовые амулеты в средние века . Пенн Стейт Пресс. стр. 68–. ISBN 978-0-271-02722-7 . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ Кейтли, Томас (1850). Сказочная мифология . Х.Г. Бон. стр. 284–286.
- ^ Jump up to: а б Бэнкс, SE; Биннс, Юго-Запад (2002). Гервас из Тилбери Отия Империалия: отдых для императора . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 677.
- ^ Пентанджело, Джозеф (2019). «Грант, Заяц и сохранение средневековых народных верований». Фольклор . 130 (1): 48–59. дои : 10.1080/0015587X.2018.1515292 . S2CID 167157413 .
- ^ В этих Писателях Брансуика , том. I (Ганновер, 1710 г.).
- ^ Католическая энциклопедия , св. «Джервас из Тилбери».
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. п. 241. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гервас из Тилбери, Отия Империя. Отдых для императора . Эд. и транс. SE Banks и JW Binns. Оксфорд: Кларендон Пресс, 2002.
- ПЕРук (2022). Человек из Эссекса: Семейное прошлое и ранняя жизнь Жерваза Тилбери 1020–1163 гг .
- ТБ Мюллер (1990), Чудесное в «Otia Imperialia» Джерваза Тилбери
- «Жервас из Тилбери / Библиография» . Les Archives de Litérature du Moyen Âge (ARLIMA) (на французском языке). Библиография со списком имеющихся рукописей, латинских изданий, переводов и научных работ.
- Жервас Тилберийский (1214 г.). «Отрывки из императорских досугов Гервасия Тайлберийского». Стивенсон, Джозеф (ред.). Ральф де Коггешолл Chronicle Anglicanum (на латыни). Лондон: Лонгман (опубликовано в 1875 г.). стр. 417 -449. Расширенный экстракт Otia Imperialia доступен онлайн.