Киаран из Клонмакнойза
Киаран из Клонмакнойза | |
---|---|
![]() Витраж с изображением Святого Кьярана из церкви Святого Брендана, Бирр , графство Оффали , Ирландия. | |
Настоятель Клонмакнойза | |
Рожденный | ок.516 Королевство Коннахт (ныне графство Роскоммон , Ирландия) |
Умер | 549 Клонмакнойс , Королевство Мит (ныне графство Оффали , Ирландия) |
Почитается в | Костел Православная Церковь |
Праздник | 9 сентября |
Покровительство | Коннахт [ 1 ] |
Святой Киаран Клонмакнойсский (ок. 516 – ок. 549), [ 2 ] предположительно урожденный Киаран мак ан тСаир («сын плотника»), [ 3 ] [ 4 ] был одним из Двенадцати апостолов Ирландии [ 5 ] и первый аббат Клонмакнойза . Его иногда называют Киараном Младшим, в V веке и чтобы отличить его от святого Киарана Старшего, жившего был епископом Осрейджа который . Его имя породило множество вариантов написания, включая Ceran , Kieran , Queran и Queranus . [ 6 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Киаран родился примерно в 516 году в графстве Роскоммон , Коннахт , в Ирландии. [ 3 ] Его отец был плотником и мастером колесниц. [ 8 ] В детстве Киаран работал пастухом. [ 9 ]
Он был учеником Финиана в Клонарде и со временем сам стал учителем. [ 3 ] Колумба Ионский сказал о Киаране: «Он был светильником, сияющим светом мудрости». [ 9 ] Примерно в 534 году он покинул Клонард и перебрался в Инишмор , где учился у Энды Арана , который рукоположил его в священники и посоветовал построить церковь и монастырь посреди Ирландии. [ 3 ] Позже он отправился в Сенан на острове Скаттери (около 541 г.). основал монастырь Клонмакнойс . В 544 году он наконец поселился в Клонмакнойсе, где вместе с десятью товарищами [ 10 ] Будучи настоятелем, он работал над первыми постройками монастыря; однако он умер примерно семь месяцев спустя от чумы, когда ему было чуть больше тридцати. [ 3 ] Его праздник - 9 сентября. [ 3 ]
Легенды
[ редактировать ]Со Святым Кьяраном связаны различные легенды. В одном из самых известных рассказов рассказывается, что именно его корова, которую он взял с собой в качестве платы, когда отправился в Клонард и кормил всех в аббатстве молоком, послужила пергаментом для « Леобр на х'Уидре» , «Книги серой коровы». , один из старейших и наиболее важных ирландских литературных сборников, составленный писцом из Клонмакнойза в 1106 году. [ 4 ]
Одна история рассказывает, что он одолжил свой экземпляр Евангелия от Матфея однокурснику святому Нинниду. Когда Финниан тестировал класс, Киаран знал только первую половину Евангелия. Остальные студенты засмеялись и назвали его «Кьяран-полу-Мэттью». Святой Финниан заставил их замолчать и сказал: «Не Киаран наполовину Матфей, а Киаран наполовину Ирландия, ибо ему будет принадлежать половина страны, а остальным из нас — другая половина». [ 8 ]
Другая история рассказывает о том, как молодой лис, будучи студентом, относил свои сочинения своему учителю, пока не становился достаточно взрослым, чтобы съесть его сумку . Еще одна история рассказывает о других ирландских святых, которые завидовали ему до такой степени, что каждый из них (кроме святого Колумбы ) молился о его ранней смерти; и, наконец, предполагается, что он сказал своим последователям, что после его смерти они должны будут оставить его кости на склоне холма и сохранить его дух, а не его мощи. [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]
Монастырь в Клонмакнойсе стал одним из важнейших центров обучения и религиозной жизни в Ирландии. [ 9 ] Необычно то, что титул аббата, включавший в себя титул « Комарба Святого Киарана», в общине не передавался по наследству , что отражало скромное происхождение ее основателя. Ему удалось пережить разграбления во время набегов викингов и англо-нормандских войн, и он был разрушен только во время роспуска монастырей в 1552 году. Руины все еще существуют и по сей день остаются центром гражданской и религиозной деятельности.
Сокровища святыни Кьярана были разбросаны по всему Средневековью; хотя Клонмакнойз Крозье до сих пор существует и хранится в Национальном музее Ирландии . [ 10 ]
Кельтский ученый Чарльз Пламмер предположил, что Кьяран из Клонмакнойса был покровителем Корнуолла Святого Пирана, бросив вызов широко распространенному мнению, что он был Кьяраном из Сайгира . обусловлена диалектными или лингвистическими причинами Разница в написании между двумя островными кельтскими языками . Brytonic был отнесен к категории P-Celtic , поскольку он заменил более твердый звук «c» или k в гойдельских языках более мягкой буквой «p». [ нужна ссылка ] С другой стороны, гойделик рассматривался учеными как Q-кельтский , поскольку в самых ранних надписях огама использовалась буква «Q», транскрибированная Кейртом , которая представляла яблоню для фонетического произношения звука «к», хотя позже Q была заменена буквой «к». «С» в староирландском алфавите. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Святой Киаран из Клонмакнойса имеет тесную связь с Кэмпбелтауном , Аргайлом и Бьютом в Шотландии. Кэмпбелтаун ранее был известен как Синн Лох Чилле Чиарайн, что означает «глава озера у Кирка Киарана». Часто происходят паломничества, когда туристы посещают пещеру, связанную со Святым, недалеко от острова Даваар . Считается, что Святой какое-то время жил в районе, который позже стал известен как Кэмпбелтаун, в то же время, когда легендарный король Фергус Мор основывал королевство шотландцев Дал Риата после вторжения в Аргайл из Ирландии. [ 14 ]
Некоторые предполагают, что имя святого Киаран — это христианизированная версия более раннего языческого бога Кернунноса . Имя Цернуннос — это староирландское слово, означающее «рогатый». Гойдельские языки являются одним из двух кельтских языков, до сих пор сохранившихся и имеющих тесную связь с протокельтским . Языческий бог имеет много схожих черт, в основном с Кьяраном Сайгирским , оба были известны как укротители диких животных и тесно связаны с дикой природой и лесами. Кьяран провел свои ранние годы христианским отшельником в лесах в окружении диких животных, которые, как говорят, были его первыми учениками. Животные помогли Кьярану построить свою первую келью в лесу, в результате чего святой всегда помнил их всех как первых братьев-монахов своего маленького монастыря. Кернуннос имел прочные связи с подземным миром, он родился в самый темный день года, в день зимнего солнцестояния, а зимой он был известен как «Темный человек», бог, обитающий в Доме под холмом, Подземном мире. Весной его называли Зеленый Человек , бог леса и дикой природы. Языческая вера Викка верит , что рогатый бог рождается в день зимнего солнцестояния, 21 декабря, и умирает в Самайн, 31 октября. Также были попытки связать Кернунноса с Арауном , еще одной ключевой рогатой фигурой подземного или потустороннего мира, известной как «Повелитель Темного леса» в валлийской мифологии, а также, возможно, языческого бога, которым был Херн-Охотник в английском фольклоре. на основе. В континентальном христианстве в целом старое языческое/дохристианское поклонение Кернунносу считалось демоническим, но некоторые его черты можно увидеть сохранившимися в кельтском христианстве . [ 15 ] [ 16 ] Резьба дохристианского бога Кернунноса изображена на восточной стороне древка Северного креста, самого старого из трех сохранившихся крестов в Клонмакнойзе .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чаллонер, Ричард. Мемориал древнего британского благочестия: или Британский мартиролог , с. 127 . У. Нидхэм, 1761. По состоянию на 14 марта 2013 г.
- ^ Монахан, Джон (1886). Записи, относящиеся к епархиям Арда и Клонмакнойз . М. Х. Гилл и сын. п. 52 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хили, Джон (1 марта 1908 г.), «Аббатство и школа Клонмакнойз» , Католическая энциклопедия , том. IV, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 9 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Шерман, Кэтрин (1981), Расцвет Ирландии: Святые, ученые и короли , Бостон : Литтл, Браун, стр. 123 , ISBN 978-0-316-77284-6
- ^ Граттон-Флад, WH (1 марта 1907 г.), «Двенадцать апостолов Эрин» , Католическая энциклопедия , том. Я, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 9 февраля 2008 г.
- ^ Норман Мур (1887). « Кьяран (516–549) ». В Национальном биографическом словаре . 10 . Лондон. стр. 349–350.
- ^ Бирн, Фрэнсис Джон (1973), Ирландские короли и верховные короли , Лондон: Бэтсфорд, стр. 91, ISBN 0-7134-5882-8
- ^ Jump up to: а б «Святой Киаран Клонмакнойский», Православная Церковь в Америке.
- ^ Jump up to: а б с Хаггерти, Бриджит. «Святой Киран из Клонмакнойса», ирландская культура и обычаи
- ^ Jump up to: а б с Фермер, Дэвид Хью (1997). Оксфордский словарь святых (4-е изд.). Оксфорд [ua]: Oxford Univ. Нажимать. п. 102. ИСБН 9780192800589 .
- ↑ Знания о дереве: Яблоко, Сьюзан Морган Блэк, Орден бардов, оватов и друидов.
- ^ Происхождение и история кельтов, Некоторые мысли о кельтах, Десмонд Джонсон, Ноут
- ^ Алан Гриффитс, Quiert, Огам, Академия
- ^ Ян Кэмпбелл Брэдли, Аргайл: Создание духовного ландшафта, Saint Andrew Press, Эдинбург, 2015 г.
- ^ Католическая забота о животных. «Праздник святых, любящих животных, День святого Кьярана – 9 сентября» . Католические животные.
- ^ Гринберг, Майк. «Кем был бог Кернуннос» - через мифологию.com.
Внешние ссылки
[ редактировать ]