ВВС Афганистана (1978–1992)
Афганские ВВС и ПВО | |
---|---|
![]() Медаль ВВС Афганистана с 1983 по 1992 год. | |
Активный | 1978 – октябрь 1992 г. |
Страна | ![]() ![]() |
Ветвь | Вооруженные Силы Демократической Республики Афганистан |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Размер | 20 000 человек персонала (1986 г.) |
Помолвки | |
Командиры | |
Примечательный командиры | Абдул Кадир |
Афганские ВВС ( пушту : افغان هوای زوگ, персидский : د افغانست هوای زوگ), официально известные как ВВС и ПВО Афганистана и иногда называемые ВВС ДРА или DRAAF , [ 1 ] был основным войск родом с вооруженных сил Афганистана 1978 года до распада Республики Афганистан в апреле 1992 года.
История
[ редактировать ]В 1947 году ВВС Афганистана были переименованы в Королевские ВВС Афганистана, и это название они сохраняли до государственного переворота в Афганистане в 1973 году . [ 2 ] [ 3 ] К 1960 году Королевские ВВС Афганистана насчитывали около 100 боевых самолетов, включая МиГ-15 истребители , легкие бомбардировщики Ил-28 , транспортники и несколько вертолетов. [ 4 ] Также к тому времени небольшое количество афганских пилотов проходило преддипломную подготовку пилотов в США, а другие проходили обучение в Советском Союзе, ряде европейских стран и Индии . В 1973 году король Захир Шах был свергнут, и Мохаммед Дауд Хан президентом страны стал . За пять лет своего пребывания у власти, до Саурской революции 1978 года, Дауд заручился советской помощью для модернизации возможностей и увеличения численности ВВС Афганистана, представив новые модели советских истребителей МиГ-21 и Ан-24 и Ан-26. транспортных самолетов . В 1979 году ВВС потеряли четыре Ми-8. [ 5 ] Несмотря на улучшения, произошедшие в начале-середине 1970-х годов, афганские ВВС оставались относительно небольшими до окончания советской интервенции в Афганистане в 1979–1980 годах .
Афганские ВВС были наиболее сильными в 1980-х и начале 1990-х годов, что вызывало некоторую обеспокоенность со стороны соседних стран. В 1986 году в составе военно-воздушных сил было около 20 000 человек плюс 5 000 иностранных советников. На пике своего развития ВВС Афганистана имели не менее 240 истребителей, истребителей-бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.
ВВС Афганистана, вероятно, эксплуатировали около 40 или более транспортных средств, включая Ан-26 , Ан-24 и Ан-2 . [ 6 ] Две оценки, одна от Марка Урбана и одна от ЦРУ , рисуют более подробную картину афганских ВВС: [ 7 ] [ 8 ]
- 232-й авиаполк, аэропорт Кабул , три вертолетные эскадрильи Ми-4 , Ми-6 и Ми-8 и одна эскадрилья Ми-8 переброшены в Шинданд.
- 321-й авиаполк, авиабаза Баграм , три истребительно-бомбардировочные эскадрильи с Су-7 / Су-22.
- 322-й авиаполк, авиабаза Баграм , три истребительные эскадрильи с 40 МиГ-21.
- 373-й транспортный полк
- 375-й отдельный вертолетный батальон, аэродром Шинданд
- 379-й отдельный вертолетный батальон, аэродром Кандагар
- 393-й авиаполк, авиабаза Дехдади ( Балх ), три истребительно-бомбардировочные эскадрильи с МиГ-17.
- 355-й истребительно-бомбардировочный полк, авиабаза Шинданд , 3 эскадрильи бомбардировщиков с Ил-28 и одна эскадрилья истребителей-бомбардировщиков с МиГ-17.
- 366-й истребительный авиаполк, аэродром Кандагар
- 376-й отдельный вертолетный батальон, аэродром Герат , два Ми-8. вертолета
- 377-й вертолетный полк, аэропорт Кабул, четыре вертолетные эскадрильи с Ми-25 и Ми-17.
- ? Авиационный полк, аэропорт Кабула, две транспортные эскадрильи с Ан-2, Ан-26/30 и одна транспортная VIP-эскадрилья с одним Ил-18 и 12 Ан-14.
- Две эскадрильи ударных вертолетов с Ми-24 в Джелалабаде и Кабуле
- Академия ВВС, Кабул, с Як-18 и L-39.
- Силы ПВО в составе двух полков ЗРК в Кабуле, зенитного батальона в Кандагаре и радиолокационного полка в Кабуле.
Ми -24 и Ми-35 (экспортная модель) Ударные вертолеты имеют долгую историю в Афганистане. Самолет широко эксплуатировался во время советско-афганской войны , в основном для нанесения ударов по боевикам моджахедов . В начале войны единственным противовоздушным оружием моджахедов были переносные ЗРК с тепловым наведением советского производства и американские «Редай», которые были либо захвачены у Советов или их афганских союзников, либо поставлены из западных источников. Многие из них поступили из запасов, которые израильтяне захватили во время войн с советскими государствами-сателлитами на Ближнем Востоке. Из-за сочетания ограниченных возможностей этих ранних типов ракет, плохой подготовки и плохого материального состояния ракет они не были особенно эффективны. [ 9 ] Начиная с 1986 года США снабжали моджахедов своей современной ракетой с тепловым наведением FIM-92 Stinger , которую афганцы применили с разрушительным эффектом. Во время первого применения «Стингера» в Афганистане моджахеды сбили три из восьми ничего не подозревающих советских Ми-24 «Хинд», когда они приближались к аэродрому в Джелалабаде в конце сентябрьского дня. Некоторые ученые называют это событие 1986 года поворотным моментом в войне. Более того, на протяжении большей части оставшейся части войны, когда было известно о присутствии «Стингеров», советские и афганские самолеты предпочитали оставаться на больших высотах, где они были менее уязвимы для ракет, но и менее эффективны при наземных атаках. Несмотря на то, что «Хинд» широко использовался на протяжении всей войны в качестве штурмовой платформы, он страдал от слабой хвостовой балки и оказался недостаточно мощным для некоторых задач, которые он должен был выполнять в горах Афганистана, где высокая плотность высоты особенно проблематична для роторных двигателей. -крыльевой самолет. [ 10 ] [ 11 ]
В целом «Хинд» оказался эффективным и очень надежным, заслужив уважение как советских и афганских пилотов, так и простых афганцев по всей стране. Из-за дурной репутации моджахеды прозвали Ми-24 «Колесницей дьявола». [ 10 ]
После вывода советских войск и ухода иностранных советников боеспособность ВВС снизилась. После краха правительства Наджибуллы в 1992 году ВВС раскололись, распавшись на различные группировки моджахедов в продолжающейся гражданской войне. К концу 1990-х годов у талибов было пять сверхзвуковых МиГ-21МФ и десять истребителей-бомбардировщиков Су-22 . [ 12 ] У них также было шесть вертолетов Ми-8 , пять Ми-35, пять L-39C, шесть Ан-12, 25 Ан-26, дюжина Ан-24/32, Ил-18 и Яковлев. [ 13 ] Афганский Северный Альянс /Объединенный Фронт располагал небольшим количеством вертолетов и транспортных средств, а также несколькими другими самолетами, в которых он зависел от помощи соседнего Таджикистана.
Из-за разрушения логистических систем широко распространилась расчистка уцелевших планеров. Воздушная кампания США осенью 2001 года уничтожила большую часть оставшихся афганских самолетов.
Самолеты и персонал
[ редактировать ]На 1 февраля 1986 года штатное расписание военной техники и личного состава ВВС и ПВО составляло: [ 14 ]
- Персонал - 19 400 человек.
- Самолеты – 226, из них 217 (96%) боеспособных машин.
- вертолетов – 89, из них боеготовых – 62
В середине советско-афганской войны , по одной из оценок, был указан следующий инвентарь:
- 90 Mikoyan-Gurevich MiG-17s [ 15 ]
- 45 Микоян-Гуревич МиГ-21 сообщалось о трех эскадрильях. - в 1990 г. на аэродроме Баграм [ 16 ]
- 60 Су-7 и Су-17 — Warplane британское подразделение сообщило в выпуске 21, опубликованном в 1985 году, что с 1970 года было поставлено около 48 Су-7БМ без двухместных Су-7УМ, образуя оснащение двух истребительно-штурмовых эскадрилий на авиабазе Шинданд . [ 17 ]
- 45+ Су-22 [ 18 ]
- 54+ Ильюшин Ил-28 [ 19 ] [ 20 ]
- 150 Ми-8 , Ми-24 и Ми-35
- 40 Ан-26 , Ан-24 и Ан-2. транспортных самолетов [ 7 ]
Потери
[ редактировать ]С момента Саурской революции до распада Республики Афганистан в апреле 1992 года ВВС Афганистана потеряли 617 самолетов и 651 члена экипажа. Многие из них были сбиты американскими ракетами «Стингер», предоставленными моджахедам в рамках операции «Циклон» . [ 21 ]
Знаки отличия
[ редактировать ]Во время своего первого воплощения афганские самолеты несли простые черно-белые изображения герба Афганистана с надписью «Бог велик» на нижней стороне крыльев.
Возможно, использовался и афганский флаг. Афганистан принял черный, красный и зеленый флаг после восстания 1929 года, а когда в 1937 году ВВС снова получили самолеты, они поместили этот флаг на руль направления и приняли опознавательные знаки на крыльях и фюзеляжах, основанные на трех цветах.
-
Раундель с 1967 по 1978 год.
-
Раундель с 1978 по 1980 год.
-
Раундель с 1983 по 1992 год.
Королевские ВВС Афганистана сохраняли эти медали до принятия нового стиля в 1967 году с уникальным знаком отличия, состоящим из трехцветного треугольника с использованием национальных цветов на белом диске, на котором были написаны буквы пушту , образующие различные фразы. Этот медальон помещался на руле вместо флага. Он использовался после свержения монархии до Саурской революции 1978 года, когда был принят новый знак отличия в виде красного диска с желтыми надписями.
Однако это просуществовало недолго, поскольку в 1983 году была принята эмблема, больше напоминающая медальон ВВС Афганистана 1937 года, на котором была изображена красная звезда на белом диске, окруженном черным, красным и зеленым кольцом. [ 22 ] Они использовались до падения режима Наджибуллы в апреле 1992 года. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Абдул Ахад Моманд - летчик ВВС Афганистана и космонавт.
- Мохаммад Дауран - пилот ВВС Афганистана и на Союз ТМ-6. кандидат
- Абдул Кадир – командующий ВВС Афганистана и бывший министр обороны
- Назар Мохаммед ВВС Афганистана – главнокомандующий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP88T00096R000200260002-1.pdf .
- ^ Андерссон, Леннарт. «Первые тридцать лет авиации в Афганистане, часть 1» . z-bok.se . Архивировано из оригинала 24 октября 2009 года.
- ^ Купер, Том (29 октября 2003 г.). «Афганистан, 1979–2001; Часть 1» . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года.
- ^ Людвиг В. Адамец, Исторический словарь афганских войн, революций и повстанческих движений (Scarecrow Press: Lanham, Md., Торонто, 2005, 2-е изд.), стр. 52
- ^ Poteri1979 Потери ВВС в Афганистане. Потери 1979 года. Авиация в локальных конфликтах. Дата обращения 23 февраля 2015.
- ^ Сталдер, Кейт Дж. (25 января 1985 г.). «Воздушная война в Афганистане» . Архивировано из оригинала 15 марта 2017 года . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Урбан, Марк (1988). Война в Афганистане . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир: Macmillan Press. стр. 225–226. ISBN 978-0-333-43263-1 .
- ^ https://www.cia.gov/readingroom/docs/CIA-RDP88T00096R000200260002-1.pdf .
- ^ Yakubovich, Nikolay. Boevye vertolety Rossii. Ot "Omegi" do "Alligatora" (Russia's combat helicopters. From Omega to Alligator). Moscow, Yuza & Eksmo, 2010, ISBN 978-5-699-41797-1 , стр. 164–173.
- ^ Перейти обратно: а б Юсаф и Адкин 1992 , с. 174–80.
- ^ «Воздушная война в Афганистане» . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 15 марта 2017 года.
- ^ Йорк, Джеффри. The Globe and Mail , «Военные цели неуловимы. Армия Афганистана назвала бессистемную операцию», 19 сентября 2001 г.
- ^ Оценка безопасности Jane's Sentinel, 2001 г.
- ^ Никитенко Е. Г. (2004). Афганистан: От войны 1980-х годов к предсказанию новых войн ( изд. 10 000 экз .). Балашиха : Астрель . стр. 130–134. ISBN 5-271-07363-7 – via под ред. Захаровой Л.
- ^ Журнал Flight Magazine 1990 или Энциклопедия ВВС мира.
- ^ Журнал Flight или Энциклопедия ВВС мира.
- ^ Orbis Publishing Ltd, «Сухой Су-7 «Слесарь» - советская кувалда», «Военный самолет, Том. Т. 2, Вып. 21, с.413. Более точную информацию можно найти у Гордона Ефима (2004). Су-7/-17/-20-22: семейство советских истребителей и истребителей-бомбардировщиков. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-108-3.
- ^ Мюллер, Лукас (2020). Крылья над Гиндукушем: ВВС, авиация и авиация Афганистана, 1989-2001 гг . Гелион и компания. п. 10. ISBN 978-1913118662 .
- ^ Гебель, Грег. «Ильюшин Ил-28 «Бигль». Архивировано 21 февраля 2006 г. в Wayback Machine Air Vectors . Проверено: 22 августа 2011 г.
- ^ «Афганистан (AFG), Мировые ВВС - Исторические списки». Архивировано 15 января 2007 г. на сайте Wayback Machine worldairforces.com. Проверено: 22 августа 2011 г.
- ^ Мюллер, Лукас (2020). Крылья над Гиндукушем: ВВС, авиация и авиация Афганистана, 1989-2001 гг . Гелион и компания. п. 11. ISBN 978-1913118662 .
- ^ Мюллер, Лукас (16 июля 2020 г.). Крылья над Гиндукушем: ВВС, авиация и авиация Афганистана, 1989-2001 гг . Гелион и компания. ISBN 978-1-913118-66-2 .
- ^ Мюллер, Лукас (16 июля 2020 г.). Крылья над Гиндукушем: ВВС, авиация и авиация Афганистана, 1989-2001 гг . Гелион и компания. ISBN 978-1-913118-66-2 .
- Юсуф, Мохаммад и Адкин, Марк (1992). Афганистан, медвежья ловушка: поражение сверхдержавы . Хавертаун, Пенсильвания: Каземат. п. 159 . ISBN 978-0-9711709-2-6 .